Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза Сергеева Елена Владимировна

Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза
<
Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сергеева Елена Владимировна. Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Сергеева Елена Владимировна; [Место защиты: Ульян. гос. ун-т].- Ульяновск, 2009.- 246 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1686

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования этнической толерантности в военном вузе 24

1.1. Феноменология этнической толерантности: историко эволюционный и междисциплинарный контексты 24

1.2. Формирование этнической толерантности как компонент военно-патриотического воспитания будущих офицеров 57

1.3. Сущностно-содержательная характеристика и специфика процесса формирования этнической толерантности курсантов военного вуза 76

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное обоснование эффективности процесса формирования этнической толерантности курсантов военного вуза 94

2.1. Моделирование процесса формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе 94

2.2. Критериальная характеристика и методика исследования эффективности сформированности этнической толерантности у курсантов военного вуза 113

2.3. Организационно-педагогические условия и перспективные на правления формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе 142

Заключение 160

Библиографический список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный мир характеризуется набирающими силу процессами глобализации и интеграции. Изменения, происходящие в стране в области политики, экономики и социальных отношений, вызывают, в свою очередь, рост национального самосознания этносов, стремление народов сохранить свою самобытность и уникальность. Появляется определенная тенденция межэтнического расслоения, которая зачастую переходит в национальную нетерпимость. Этноцентрические устремления политиков стран содружества всё больше разделяют бывшие «братские» республики, этноцентризм в мононациональных российских республиках разрушает государственность, приобретая всё более явные черты национализма. И, говоря о нынешнем состоянии дел, нельзя вывести какое-либо одно определение проблемы межэтнических отношений - в каждом регионе она приобретает свою индивидуальную специфику, так как глубоко специфичны культура, история, ментальиость каждого этноса. Это накладывает отпечаток и на Вооруженные Силы, которые являются частью общества, где во всех сферах по-своему отражается его жизнь, в том числе и сфере межнациональных отношений.

Российская армия несёт на себе отпечаток всех проблем, которыми больно современное общество, национализм - не исключение. Одной из главных особенностей военного учебного заведения является его полиэтнич-ность. В культурном смысле военные вузы представляют собой, с одной стороны, смешение социальных культур, с другой - культур различных национальностей и конфессий. Полинациональность и поликультурность могут стать образовательным средством развития этнотолерантного сознания и опыта толерантного поведения у курсантов. Однако характерное для военного вуза «землячество», иногда замыкание в рамках национальных диаспор, национальная разобщенность в значительной мере осложняют межнациональное взаимодействие в курсантском коллективе, провоцируя возникновение конфликтов на национальной почве.

Одним из ведущих механизмов преодоления негативных процессов в многонациональных воинских коллективах является формирование этнической толерантности как базового принципа межнациональных отношений. Попадая в военный вуз, большинство курсантов впервые в своей жизни вливаются в многонациональный коллектив и вступают в постоянное общение с представителями других национальностей, получают первый опыт тесного межнационального взаимодействия. И отношения между курсантами различных национальностей характеризуются по-разному: иногда положительными, иногда безразличными, а порой недружелюбными и даже пренебрежительными. Кроме того, задачей каждого офицера является действенное влияние на морально-психологическую обстановку в подчиненных воинских подразделениях. Необходимость решения непростых задач по формированию дружественных, гуманистических отношений в воинском коллективе, развития этнической толерантности военнослужащих, воспитания культуры межнаци-

онального общения у подчиненных определяет особую актуальность предъявляемых к курсанту военного вуза требований. Именно поэтому проблема формирования этнической толерантности будущих офицеров в процессе обучения в военном вузе является актуальной.

Особенности военного вуза обусловливают характер межнациональных и социальных отношений, создавая тем самым специфический контекст формирования этнической толерантности в образовательных учреждениях такого рода. Этническая толерантность предполагает готовность к безусловному принятию себя и других, активную, деятельную позицию зрелой личности, имеющей свои жизненные ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Она также подразумевает диалогичность общения, характеризующуюся отношениями взаимодоверия, равноправия и взаимопонимания субъектов.

О важности создания и применения в образовательных учреждениях программ, направленных на формирование толерантного сознания, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу, говорится в федеральной целевой Программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)».

Проблема воспитания у молодежи культуры межнационального общения, основанной на принципе этнической толерантности, давно находится в центре внимания различных научных направлений и школ.

Так, общая теория толерантности в условиях глобализации и роста ио-лиэтничности общества разработана в трудах таких ученых, как С.К. Болдырева, А.П. Ермоленко, B.C. Каменев, Д.В. Колесов, В.А. Лекторский, B.C. Малахов, Ю.П. Платонов, М. Валзер, Е. Геллнер, Ж. Дюби, Ч. Тэйлор, К. Цюрхер, К. Ясперс и др. Различные аспекты проблемы формирования этнической идентичности, культуры межнациональных отношений рассмотрены в трудах отечественных ученых - А.Г. Здравомыслова, В.В. Кочеткова, Н.А. Лебедевой, Т.Г. Стефаненко, О.Л. Романовой, A.M. Ямскова и др., зарубежных авторов - Т. Адорно, Дм. Берри, Н. Миллера, Ж. Пиаже, Н. Шерифа.

Глубокий анализ межнациональных взаимоотношений учащихся с учетом их этнической принадлежности представлен в трудах Р.Ф. Бенедикта, А. Кардинера, Дж. Окамуры, Э. Холла и др.; некоторые тенденции модернизации образования, учитывающие этнокультурные ценности и формы общения представителей различных народностей полинациональных государств, были выявлены Р.Д. Албергом, Г. Триандисом, Г. Хофстедом, М. Фишером и др.

В работах В.Л. Лекторского, Г.А. Найденовой, В.А. Тишкова, Ч. Тэй-лора, В.В. Шалина и др. этническая толерантность выступает как необходимое условие выживания человечества в условиях глобализации современного мира, даются общие рекомендации по формированию толерантного сознания в российском обществе (в том числе, в системе образования). А.С. Жулева, А.В. Нестеренко, М.К. Новицкая, В.В. Пименов ставят вопрос о необходимости введения в систему образования курса народоведения. В исследованиях Н.А. Зимней, Р.П. Мильруд, З.П. Никитенко, Е.И. Пассова, В.И.

Скалкина и др. рассматривается педагогический потенциал лингвистического образования в сфере воспитания культуры межнационального общения.

Формирование межэтнической толерантности курсантов военного вуза играет большую роль в создании благоприятного социально-психологического климата в вузовской полиэтнической среде, становится ключом к решению сложных задач развития личности будущего офицера, является нормой либерального общества.

Разработка теоретических основ военно-профессионального обучения и воспитания культуры межнационального общения отражена в работах военных педагогов и психологов С.Н. Архангельского, Ю.К. Бабанского, А.В. Барабанщикова, В.Н. Герасимова, B.C. Гребнева, В.А. Земцова, П.А. Корчемного, Н.С. Кравчуна, А.И. Купцова, Й.А. Липского, А.В. Тер-Аракель-янца, О.Н. Тымчук, Е.А. Хохловой и др.

Однако, несмотря на значительное количество исследований по данному вопросу, этническая толерантность курсантов не выступала объектом педагогического исследования не была определена и не разрабатывалась применительно к специфике условий военного вуза. В связи с этим существует ряд нерешенных проблем. Строительство и развитие Вооруженных Сил на современном этапе осуществляется в сложной социально-экономической, общественно-политической и информационной обстановке: значительно снизился образовательный уровень среди молодых людей, поступающих в военно-учебное заведение; резко ухудшилось состояние физического и психического здоровья курсантов; устойчивы пацифистские и антиармейские настроения; все большее значение приобретают религиозный и национальный факторы, криминальная обстановка в России, проблемы пьянства и наркомании среди молодежи. Воспитание военнослужащих осуществляется с низкой эффективностью, не исключаются конфликты, связанные с национальной принадлежностью курсантов, на недостаточном уровне ведется учет национальных особенностей курсантов, психологии многонациональных воинских коллективов; у командиров и офицеров отделов воспитательной работы отсутствует достоверная и полная информация о положении дел в курсантских коллективах и об эффективности управления процессами, протекающими в сфере межнациональных отношений.

Трудность исследования выделенной темы обусловлена текущими темпами нарастания напряженности в современном обществе, способствующей, в частности, осложнению межэтнических отношений в многонациональном учебном заведении.

Анализ литературы по избранной тематике позволил выделить ряд противоречий, связанных с рассматриваемой проблемой:

между провозглашением ценностей толерантности и национального равноправия в современном обществе и слабой разработкой педагогических механизмов их развития у современной молодежи, в том числе и курсантов военных вузов;

между необходимостью формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза и недостаточной разработанностью ее теоретических основ в педагогической науке;

между потребностью курсантов в национальной самоидентификации и недостаточной разработанностью педагогических средств для удовлетворения этой потребности;

между необходимостью формирования у курсантов мотивации к изучению этнокультур и оторванностью учебно-воспитательного процесса военного вуза от реальной поликультурной жизни современного мира;

между усложнением современных условий функционирования военно-учебного заведения в многонациональном обществе и относительно медленным внедрением новых форм, технологий и методов работы по формированию основ этнической толерантности будущих офицеров.

Теоретический аспект актуальности проблемы связан, на наш взгляд, с определением понятия «этническая толерантность», описанием конкретных подходов и механизмов ее формирования, построением модели процесса формирования этнической толерантности. Практический аспект предполагает разработку программы формирования этнической толерантности курсантов, определения наиболее эффективных путей развития способности к принятию иной системы ценностей другого этноса, иной национальности.

Актуальность, наличие противоречий, недостаточная разработанность проблемы в теоретическом и практическом плане определили тему исследования: «Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза (на примере Ульяновского высшего военно-технического училища)», научная проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретико-методологические основы, особенности процесса формирования этнической толерантности курсантов и организационно-педагогические условия его успешной реализации в военном вузе? Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования: процесс формирования этнической толерантности курсантов военного вуза.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности курсантов военного вуза на примере Ульяновского высшего военно-технического училища.

Гипотеза исследования: процесс формирования этнической толерантности курсантов военного вуза будет эффективным, если: на основе изучения ис-торико-эволюционного и междисциплинарного контекстов феноменологии этнической толерантности будет осуществлено моделирование данного процесса, рассматриваемого в исследовании как система и целостное явление, выявлены организационно-педагогические условия его успешной реализации; разработана и внедрена комплексная Программа формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе, включающая психологические тренинги и упражнения, направленные на развитие этнотолерантной компетентности, умений преодолевать этнические стереотипы, формирование навыков межкультурного общения с представителем различных этнических групп, обогащение опыта толерантного поведения, позволяющего разрешать межнациональные конфликтные ситуации при контакте с иной культурой; сформированы мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты готовности командного и профес-

сорско-преподавательского состава к деятельности по формированию этнической толерантности курсантов; разработана критериальная характеристика, необходимая для осуществления качественного мониторинга динамики сформи-рованности этнотолерантной компетентности курсантов в военном вузе.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой определены следующие задачи исследования:

  1. На основе изучения состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике, осуществления теоретико-методологического анализа имеющегося опыта формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе раскрыть содержательную характеристику понятий «этническая толерантность» и «этнотолерантная компетентность» курсантов военного вуза.

  2. Выявить особенности процесса формирования этнической толерантности как компонента военно-патриотического воспитания курсантов, разработать и внедрить в практику профессиональной подготовки будущих офицеров комплексную Программу формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе.

  3. Спроектировать структурно-функциональную модель формирования этнической толерантности у курсантов и дать опытно-экспериментальное обоснование методики исследования эффективности ее реализации в военном вузе.

  1. Определить критерии сформированное этнотолерантной компетентности курсантов, а также уровни и показатели их динамики в ходе образовательно-воспитательной и служебной деятельности.

  2. Выявить организационно-педагогические условия и перспективные направления формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе.

Методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения диалектики и теории познания, объективные законы развития педагогического знания и принципы познания: единство логического и исторического, целостности и взаимосвязи педагогических процессов; принципа диалектического единства общего и особенного в педагогических исследованиях; взаимосвязи теории и практики в процессе научного познания, а также основные положения Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО, Всеобщей декларации прав человека, Конституции Российской Федерации, Международного пакта о гражданских, политических, социальных и культурных правах, статей Уголовного кодекса Российской Федерации («Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина», «Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности»); историко-эволюционный и междисциплинарный генезис феноменологии этнической толерантности (СТ. Баранов, Ю. Бромлей, Г.Д. Дмитриев, Н.М. Лебедева, З.Ф. Мубинова, А.П. Садохин, Ю. Семенов, Т.Г. Стефаненко, В.А. Тишков, A.M. Кондакова и др.); психосемантический анализ этнических сте-

реотипов (К.В. Бердников, И. Кон, А.Р. Кравцова, У. Липпман, B.C. Лурье, О.В. Митина, B.C. Осипова, В.П. Павленко, В.Ф. Петренко, Т.Г. Стефаненко, А.В. Сухарев, А. Тэшфел и др.); фундаментальные труды по проблемам педагогики толерантности (Г.Г. Абдулкаримов, А.Г. Асмолов, Г.В. Безюлева, Э.Р. Бетти, P.P. Валитова, И.Б. Гасанов, В.В. Глебкин, В.М. Золотухин, Е.Ю. Клеп-цова, В.А. Лекторский, Ф.М. Малхозова, Г. Олпорт, В. Серебрянников, Л.В. Скворцов, Г.У. Солдатова, П.В. Степанов, Л.А. Шайгерова, Г.М. Шеламова, О. Шемякина, В.В. Юрчук и др.) и гуманизации образования (В.П. Бездухов, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, О.И. Воронина, Б.С. Гершунский, В.И. Горбунов, Н.Б. Крылова, Ю.И. Кулюткин, Н.М. Лебедева, Г.В. Мухаметзянова, Е.Н. Шия-нов, В.В. Фирсов и др.); идеи ненасилия как ценности (Ф. Вольтер, А. Гже-горчик, М. Липман, А. Маслоу, К. Роджерс, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк); идеи свободы и ценности «другого» Н.А. Бердяева, И. Канта, Ж.-П. Сартра, Э. Фромма, М. Хайдеггера, К. Ясперса; идеи диалогического взаимодействия как основы толерантности А.Г. Асмолова, М.М. Бахтина, М. Бубера, В.А. Лекторского, М.В. Золотухина, Г. Олпорта; теоретические положения и принципы, сформулированные в отечественной социальной психологии, психологии личности и психологии деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, В.В. Новиков, С.Л. Рубинштейн, А.Л. Свенцицкий, В.Д. Шад-риков, А.Г. Шмелев и др.); идеи о многофункциональности воспитания (Б.С. Гершунский, В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова и др.); личностно-ориентиро-ванный подход к организации учебного процесса (Л.П. Буева, Л.С. Выготский, А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Новикова, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская и др.); теоретические разработки в области военного образования (А.В. Барабанщиков, Б.П. Бархаев, Л.Ф. Железняк, В.Г. Звягинцев, В.Н. Герасимов, A.M. Данченко, Н.И. Калаков, П.А. Корчемный, Э.П. Утлик, Н.Ф. Феденко, И.Н. Шкадов и др.); теоретические разработки в области педагогики непрерывного профессионального образования (Ю.К. Бабанский, С.Я. Батышев, В.П. Беспаль-ко, Б.С. Гершунский, В.А. Караковский, Ю.В. Колесников, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, П.Н. Новиков, М.И. Махмутов, Г.В. Мухаметзянова, М.М. Поташник, В.А. Сластенин и др.). Диссертационное исследование проводилось с учетом методологических принципов организации педагогического исследования В.И. Загвязинского, Н.И. Загузова, В.В. Краевского и др.

В ходе теоретического обоснования проблемы формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза использовались основные идеи теории непрерывного образования, теории деятельности и развития личности, теории компетентностного образования, теории поэтапного усвоения умственных и практических действий, теории управления педагогическими процессами, а также идеи, связанные с обеспечением целостности, непрерывности, многоуровневое и многоступенчатости непрерывного профессионального образования. Тема и задачи исследования обусловили выбор методов исследования, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: теоретические методы: научный анализ философских, психологических и педагогических источников

по исследуемой проблеме; теоретический анализ (историографический и сравнительно-сопоставительный), обобщение идей, подходов, фактов, источников в соответствии с проблемой и целью исследования; педагогическое проектирование изучаемого процесса; моделирование действий его субъектов; эмпирические методы (педагогический формирующий эксперимент, метод экспертных оценок, наблюдение и самонаблюдение); диагностические методы (тестирование, анкетирование, самооценивание); ретроспективный и сравнительно-сопоставительный анализ, методы математической статистики и обработки эмпирических результатов исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилось ГОУ ВПО Ульяновское высшее военно-техническое училище. В исследовании было задействовано 226 человек, из них 176 курсантов 3-5 курсов, обучающихся по специальностям «Морально-психологическое обеспечение войск», «Обеспечение и применение ракетного топлива и горючего», а также профессорско-преподавательский состав и офицеры командирского звена в количестве 50 человек.

Исследование проводилось с 2005 г. по 2009 г. в три этапа.

Первый этап (2005-2006 г.г.) - теоретический - включал изучение состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике, анализ имеющегося опыта формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе. На этом этапе осуществлялся сбор и накопление исследовательского материала с целью формирования концепции исследования, определения уровня разработки проблемы, анализировались нормативные документы, определялись исходные позиции исследования, его основные параметры: объект, предмет, цель, основные задачи и методологическая основа, была раскрыта содержательная характеристика понятий «этническая толерантность» и «этнотолерантная компетентность» курсантов военного вуза.

Второй этап (2006-2008 г.г.) - опытно-экспериментальный. Выявлялись особенности процесса формирования этнической толерантности как компонента военно-патриотического воспитания курсантов, проектировалась структурно-функциональная модель, обосновывалась методика исследования эффективности ее реализации в военном вузе, разрабатывалась и внедрялась в практику профессиональной подготовки будущих офицеров комплексная Программа формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе, определялись критерии сформированное этнотолерантной компетентности курсантов, а также уровни и показатели их динамики в ходе образовательно-воспитательной и служебной деятельности, осуществлялась диагностика на всех этапах эксперимента.

Третий этап (2008-2009 г.г.) - аналитико-обобщающий. Анализировались, систематизировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы. На этом этапе были сформулированы теоретические выводы и обоснованы практические рекомендации по совершенствованию процесса формирования этнической толерантности курсантов. Осуществлялось внедрение выработанных рекомендаций в практику работы военного вуза. Данный этап экспериментальной работы сопровождался участием соискателя в

научных и научно-методических конференциях, опубликованием статей по теме исследования. Выявлялись организационно-педагогические условия и перспективные направления формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе. Проводилась статистическая обработка полученных экспериментальных данных. Результаты исследования оформлялись в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

обозначены проблемные зоны в военном образовании, связанные с переходом социальных конфликтов на межнациональный уровень, этноцентрическими устремлениями политиков стран содружества и бывших «братских» республик; этноцентризмом в мононациональных российских республиках, разрушающим государственность и приобретающим всё более явные черты национализма; «землячеством», характерным для военных вузов, провоцирующим замыкание в рамках национальных диаспор; национальной разобщенностью; устойчивыми пацифистскими и антиармейскими настроениями; религиозным и национальным факторами, приобретающими все большее значение; снижением значимости этнических традиций, существенно осложняющие межнациональное взаимодействие в воинском коллективе, провоцируя его расслоение по национальному признаку, возникновение конфликтов на национальной почве;

раскрыты основные закономерности процесса формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе: его обусловленность социально-экономическими и политическими преобразованиями, происходящими в обществе, модернизацией Вооруженных Сил Российской Федерации и реформированием системы высшего военного образования; детерминированность этнокультурных установок курсантов уровнем сформированное этнотолерантной компетентности личности и педагогического мастерства командного и преподавательского состава военного вуза; зависимость эффективности процесса формирования этнической толерантности курсантов от их индивидуально-личностных особенностей, а также наличия в военном вузе общих, частных и специфических организационно-педагогических условий;

выявлены этнокультурные особенности военного вуза, заключающиеся в многонациональное, поликультурности, полиэтничности, переносе характера межэтнических отношений в систему военно-социальных, наличии общего неэтнического интереса - военно-патриотического, необходимости учета национальных особенностей курсантов в учебно-воспитательной и служебной деятельности; определены дезорганизующие этносоциальные факторы, усложняющие развитие межэтнической толерантности: национальная разобщенность, территориальная оторванность большинства курсантов от основного этноса, стремление к обособлению по принципу «землячества», межнациональные противоречия, этноцентризм, этническая интолерантность, отсутствие опыта межнационального общения, негативные этнические установки, предубеждения, предрассудки, стереотипы и стратегии поведения, духовно-моральный кризис общества, приоритет материальных ценностей в сознании современной молодежи и др.;

доказано, что в условиях военного вуза для эффективного формирования этнической толерантности курсантов как механизма мирного взаимодействия между представителями разных этнических групп могут быть расширены возможности многонационального воинского коллектива за счет варьирования содержания учебно-воспитательной и служебной деятельности, позволяющего углубленно изучать традиции, обычаи жителей многонационального Российского государства, развивать способность и готовность уважать, признавать и принимать иной образ жизни, поведение, обычаи, чувства, мнения, идеи и верования, отличные от собственных, привлечения представителей различных национальностей к культурно-досуговой работе, организации толерантного межэтнического взаимодействия курсантов во время несения службы, в обыденной жизни и на мероприятиях этнической направленности;

педагогическая теория обогащена научно обоснованной структурно-функциональной моделью, авторской комплексной программой формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе и критериальным аппаратом, необходимым для осуществления качественного мониторинга сформированное этнотолерантной компетентности будущих офицеров;

- определена совокупность организационно-педагогических условий
(общих, частных и специфических) успешности формирования межэтниче
ской толерантности курсантов как компонента военно-патриотического воспи
тания будущих офицеров, обеспечивающего связь с идеями национальной го
сударственности, принадлежности той или иной этнической общности, при
верженности идеалам, ценностям и традициям своего народа.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

выявлены основные противоречия, аргументирована и обоснована в условиях полиэтничности военного учебного заведения проблема актуализации и повышения роли и значения процесса формирования этнической толерантности курсантов как важнейшего компонента военно-патриотического воспитания, определяющего культуру межнационального взаимодействия в армии;

раскрыта содержательная характеристика понятия этнической толерантности курсантов как вида социальной толерантности и формы межэтнического общения в военном вузе и определена структура этнотолерантной компетентности, в качестве основных компонентов включающая когнитивный эмоцио-нально-мотивационный и деятельностный (поведенческий) компоненты;

определена специфика процесса формирования этнической толерантности курсантов в многонациональном воинском коллективе, которая учтена при разработке и внедрении в практику профессиональной подготовки будущих офицеров комплексной программы, включающей информационные блоки, элементы социально-психологического тренинга, упражнения и задания, способствующие овладению техникой этнотолерантного взаимодействия, конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, организации совместной учебной и служебной деятельности курсантов как представителей различных этносов в условиях военного вуза;

спроектирована структурно-функциональная модель, отражающая основные этапы (организационно-диагностический, содержательно-операциональный и результативно-оценочный) формирования этнической толерантности у курсантов, определены перспективные направления и организационно-педагогические условия ее успешной реализации в военном вузе;

разработана критериальная характеристика процесса формирования этнической толерантности, включающая в качестве основных компонентов когнитивный, эмоционально-мотивационный и деятельностный (поведенческий) критерии, определены уровни сформированности (информационно-репродуктивный, продуктивно-исполнительский и импровизационно-креативный) и показатели их динамики у курсантов военного вуза.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- установлены разнообразные связи и зависимости причин, факторов и
организационно-педагогических условий успешного формирования этниче
ской толерантности у курсантов в военном вузе;

- издано учебное пособие «Организационно-педагогические условия
формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза» и разра
ботаны методические рекомендации по овладению техникой этнотолерантного
взаимодействия в учреждении военного профессионального образования;

разработан «портрет» многонационального воинского коллектива Ульяновского высшего военно-технического училища (военного института), в котором обучаются представители 26 национальностей нашей страны, условно подразделенные на следующие этносоциальные группы: русские; группа курсантов кавказских национальностей - лезгины, аварцы, кумыки, карачаевцы, черкесы, ингуши, осетины, цахары, табасаранцы кабардинцы, а также этнические армяне, грузины, азербайджанцы, проживающие на территории России; национальные группы Поволжья и Прикаспийской равнины - волжские татары, калмыки, чуваши, мордвины, башкиры; народности Сибири и Алтая - алтайцы, тувинцы, татары, ненцы; народы Забайкалья и Дальнего Востока -буряты, якуты, удмурты; другие (белорусы, украинцы, казахи, узбеки, таджики, молдаване), создающий основу для организации процесса формирования этнической толерантности как компонента военно-патриотического воспитания, определяющего культуру межнационального взаимодействия в военном вузе;

в практику профессиональной подготовки будущих офицеров внедрена комплексная программа по формированию этнической толерантности курсантов, которая может использоваться другими образовательными и военно-профессиональными учреждениями; выводы и основные положения, накопленный в ходе исследования богатый эмпирический материал, разработанные программы, анкеты, опросники, тесты и методики могут быть использованы в системе повышения квалификации офицерского состава;

результаты исследования важны для решения частно-методических задач по формированию этнической толерантности курсантов в ходе образовательной и служебной деятельности, а реализация разработанного на рефлексивной основе критериального блока структурно-функциональной модели, инте-гративным критерием которого выступает этнотолерантная компетентность

личности, позволяет существенно повысить оперативность и объективность контроля, создает предпосылки для качественной оценки эффективности исследуемого процесса;

в результатах исследования заинтересованы: впервые создаваемые как альтернатива существующим военным вузам центры обучения Министерства обороны Российской Федерации, высшие военные учебные заведения, научно-методические подразделения образовательных учреждений, преподаватели военно-учебных заведений среднего (суворовские военные училища) и начального звена (специализированные классы). Масштаб внедрения результатов исследования - республиканский; внедрение результатов экономически целесообразно: не предполагается выделения дополнительных финансовых субсидий; результаты исследования готовы к массовому внедрению; предварительные результаты использовались в УВВТУ при проведении эксперимента и комплексной научно-исследовательской работы;

прогностический потенциал исследования обусловлен возможностью организации на его основе комплексных исследований в направлении дальнейшего совершенствования межнационального взаимодействия в воинских коллективах в условиях модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации и реформирования системы высшего военного образования.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечена чёткостью исходных теоретико-методологических позиций; логикой научного исследования; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; рациональным сочетанием его теоретической и опытно-экспериментальной частей; мониторингом результатов на всех ступенях процесса формирования этнической толерантности курсантов военного вуза; такими критериями научного знания, как непротиворечивость, проверяемость, подтверждение; длительным характером исследования, позволившим провести его тщательный количественный и качественный анализ; контрольным сопоставлением полученных результатов с имеющимся в практике профессиональной военной подготовки опытом.

Основные положения, выносимые на защиту:

процесс формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе выступает важнейшим компонентом военно-патриотического воспитания, определяющим культуру межнационального общения в армии, основанную на недопустимости ограничения военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации; гуманистическом отношении к человеку любой национальности, уважении его национальных особенностей, традиций, ценностей культуры; терпимом, тактичном отношении к межнациональным различиям, расхождениям в интересах, взглядах, суждениях; полном отсутствии национальной несправедливости, дискриминации и угнетения, и осуществляется в рамках единой системы воспитания курсантов во время учебы, несения службы, на мероприятиях информационно-просветительной, культурно-досуговой и этнической направленности;

содержательная характеристика понятия этнической толерантности курсантов как вида социальной толерантности и формы межэтнического общения

в военном вузе подразумевает наличие общих мировоззренческих и мотиваци-онных оснований для взаимодействующих этносов, достижение подлинного взаимопонимания, которое заключается не только в понимании другого этнического субъекта, но и его отношения к себе как равного партнера по общению, постоянное взаимодействие, поиск возможностей для совпадения интересов взаимодействующих этнических субъектов. Структура этнотолерантной компетентности курсантов в качестве основных компонентов включает: когнитивный компонент, основу которого составляют межэтническая информированность, представления и знания способов понимания и принятия себя (интраперсо-нальные), представления и знания способов понимания и принятия другого (интерперсональные) и этнические установки; эмоционально-мотивационный компонент, выражающийся во взаимном интересе к иноэтнической культуре, ценностных ориентациях, потребности в межэтническом общении (устойчивость эмоциональных реакций, эмпатия, этнические стереотипы, этническая идентичность, этнические экспектации) и деятельностный (поведенческий) компонент, основанный на умении регулировать эмоциональное состояние, гибкости в преодолении этнических стереотипов, опыте этнотолерантного поведения курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса, в культурно-досуговой деятельности, во время несения службы, в обыденной жизни и на мероприятиях этнической направленности;

- структурно-функциональная модель процесса формирования этниче
ской толерантности курсантов в военном вузе отражает тесную связь ее основ
ных блоков: целевого, содержательного, деятельностного, результативного и
позволяет охватить в единой системе специфику данного процесса, предопре
деленную направленностью на развитие этнотолерантной компетентности кур
сантов и способствующую расширению знаний о достижениях многонацио
нальной культуры народов Российской Федерации, об особенностях психоло
гии различных этносов, о культуре межнационального взаимодействия, а также
опыта толерантного поведения у будущих офицеров;

- выявленная в ходе исследования специфика процесса формирования эт
нической толерантности курсантов в многонациональном воинском коллективе
(влияние элементов национальной духовной культуры на коллективное созна
ние; недостаточный опыт в сфере межэтнических отношений, вызывающий
трудности в установлении взаимопонимания, сплоченности личного состава;
перенос межличностных конфликтов на национальную почву, на общую атмо
сферу в коллективе) учтена при разработке и внедрении в практику профессио
нальной подготовки будущих офицеров комплексной программы по формиро
ванию этнической толерантности, включающей информационные блоки, эле
менты социально-психологического тренинга, игры, упражнения, задания, спо
собствующие овладению техникой этнотолерантного взаимодействия, конст
руктивного поведения в конфликтных ситуациях, организации совместной
деятельности курсантов как представителей различных этносов в условиях
военного вуза;

- критериальная характеристика эффективности формирования этниче
ской толерантности у курсантов военного вуза включает в качестве основных

компонентов когнитивный, эмоционально-мотивационный и деятельностный (поведенческий) критерии, уровни сформированное (информационно-репродуктивный, продуктивно-исполнительский и импровизационно-креативный) и показатели их динамики: полноту представления и знания способов понимания и принятия себя и другого; ориентированность на общечеловеческие ценности; устойчивость взаимного интереса к инокультуре; эмпатииность; этническую идентичность; соответствие поведения принципам межэтнической толерантности (взаимоуважения, терпимости, сотрудничества); степень овладения техникой этнотолерантного взаимодействия, поведения в конфликтных ситуациях межэтнического взаимодействия), необходимая для осуществления качественного мониторинга процесса формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза;

- совокупность организационно-педагогических условий формирования этнической толерантности курсантов военного вуза включает общие (методологическое, кадровое и управленческое обеспечение активного и позитивного межэтнического взаимодействия курсантов), частные (внедрение в учебно-воспитательную и служебную деятельность военного вуза системы этнокультурного образования, основанного на комплексном, личностно ориентированном и гуманистическом подходах; разработка и реализация структурно-функциональной модели и комплексной программы формирования этнической толерантности курсантов, которая носит синтетический, междисциплинарный характер и включает в себя как теоретические занятия с элементами педагогики и социологии, истории и политологии, философии и культурологи, прикладной психологии и конфликтологии, так и практические задания и упражнения по отдельным направлениям оптимизации межличностного восприятия и активного межэтнического взаимодействия, органически объединенные в системное целое; учет воспитательных и дидактические возможностей содержания, форм, методов и средств образовательного процесса; развитие зтнотолерантной компетентности командного и профессорско-преподавательского состава; создании благоприятного социально-психологического климата в вузовской полиэтнической среде) и специфические условия (доведение до сознания каждого курсанта приоритета общечеловеческих ценностей, необходимости формирования толерантного сознания, веротерпимости, уважения к позициям и ценностям других людей, развитие их как активных субъектов воєнно-профессиональной деятельности, ответственных за результат формирования своей индивидуальности, тесно связанной с жизнью и перспективами развития общества).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы результатов исследования обсуждались на ученых советах, заседаниях кафедр психологии и педагогики, гуманитарных и социально-экономических наук Ульяновского высшего военно-технического училища, кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности Ульяновского государственного университета, а также на научных семинарах, Интернет-конференциях (I Научно-методическая Интернет-конференция «Инновационные технологии в гуманитарных науках: язык, образо-

вание, культура», Москва, РГСУ, 2008 год; Межрегиональная Интернет-конференция «Актуальные проблемы интеграции гуманитарного знания», Москва, РГСУ, 2009 год), внутривузовских военно-научных конференциях (VIII военно-научная конференция, Ульяновск, УВВТУ, 2006 год; IX военно-научная конференция, Ульяновск, УВВТУ, 2007 год; X военно-научная конференция, Ульяновск, УВВТУ, 2008 год; XI военно-научная конференция, Ульяновск, УВВТУ, 2009 год), межвузовских и всероссийских конференциях (IV Всероссийская научно-практическая конференция «Человек, культура, образование», Ульяновск, УлГУ, 2009 год; Всероссийская научная конференция «Актуальные вопросы науки и образования», Москва, 2009 год) и др. Выводы исследования были использованы при разработке теоретических, учебно-методических и вспомогательных материалов для организации учебного процесса в Ульяновском высшем военно-техническом училище. По теме диссертации опубликовано 13 печатных работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 326 наименований, в том числе 4 источника на иностранном языке. Общий объем диссертации составляет 225 страниц, из них 190 страниц основного текста и 35 страниц приложений. Работа содержит 10 таблиц, 2 рисунка и 3 гистограммы.

Формирование этнической толерантности как компонент военно-патриотического воспитания будущих офицеров

Приступая к изучению феномена «этническая толерантность», целесообразно исходить из родового понятия, коим является понятие «толерантность».

Понятие «толерантность» многопланово и неоднозначно, и поэтому оно по-разному интерпретируется в различных языках, науках, сферах деятельности. Особый интерес представляет этимология самого слова «толерантность». Считается, что термин «толерантность» происходит от латинского tolero «терпеть», «держать», «нести». Этот глагол применялся в тех случаях, когда было необходимо «нести», «держать» в руках какую-нибудь вещь. При этом подразумевалось, что для держания и переноса этой вещи человек должен прилагать определенные усилия, страдать и терпеть. Из латинского этот термин перешел и в другие языки. По мнению А.П. Садохина, понимание толерантности разными народами, в зависимости от их исторического опыта, различно и выражает различные типы отношений и настроений. Так, в английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском языке этот термин понимается как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов». Любопытно определение понятия «толерантность» в арабском языке, где оно может употребляться в значении «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность к другим людям», в то время как в персидском языке толерантность понимается как «терпимость, выносливость, готовность к примирению с противником». В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерант ность» является термин «терпимость», что в обыденном употреблении означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей» [255, с. 23 - 24].

Особый интерес представляет трактовка этого феномена в китайском языке, в котором «толерантность» сопоставляется со способностью относиться к людям мирно, не строго и с умением прощать. Толерантность в китайской философии базируется на этико-политическом принципе человеколюбия (ren) конфуцианства [20]. Здесь уместно вспомнить фразу Конфуция (Кун Цзы, 550 — 479 гг. до н. э.) о том, что неумение терпеть и прощать в мелочах может испортить большое дело [20]. Также в произведении конфуцианства «Универсальное учение» (Da xue) отмечается, что если толерантный человек станет чиновником, — это счастье государства и народа, если же нетерпимый человек станет чиновником, то для всех — беда [21]. Таким образом, для китайской культуры толерантность является одним из базисов этики и морали, что также доказывает одно из положений конфуцианства, которое гласит: «Не делай другим того, чего не хотел бы от других».

Примечательно, что проблема толерантности впервые возникла именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе.

В целом идеи толерантности стали основополагающими принципами самых разных религиозных течений.

Так, в буддизме они нашли свое отражение в виде следующего концепта: «Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним как к себе и верностью своему слову». Индуизм, в свою очередь, призывает: «Не делай другому того, от чего больно тебе». Ислам учит: «Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого». Зороастризм утверждает: «Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что нехорошо для нее самой». Джайнизм гласит: «В счастии и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам так, как относимся к самим себе». Сходные положения есть и в сикхизме: «Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны», и в даосизме: «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа - своей потерей» [257].

Мы видим, что каждая трактовка толерантности у разных народов, культур, религий выражает ее сущность: «...уважение права других («иных») быть такими, какие они есть; не допускать причинения им вреда, поскольку причинение вреда другому означает причинение его всем, в том числе и самому себе» [197, с. 32].

Однако нетерпимость всегда присутствовала в истории человечества, при этом ей сопутствовали войны, религиозные преследования, идеологические противостояния. Поэтому и идеи толерантности зародились глубоко в древности, о чем свидетельствуют такие документы, как Магна Карта и свод законов Ашока, в которых были первые упоминания о терпимости людей друг к другу.

В Европе развитие теории толерантности началось в XVI - XVII веках в ответ на Реформацию и религиозные войны, а также преследования, провоцируемые Мартином Лютером и Хюлдрич Цвингли после раскола католической церкви. Вследствие этого такие писатели, как Себастьян Кастеллио и Мишель де Монта, поставили под вопрос нравственность религиозных преследований и предложили аргументы за толерантность, хотя детальное рассмотрение вопроса толерантности было предложено только в XVII веке в Англии в результате разрушительных гражданских войн. При этом раннеев-ропейские теории толерантности были ограниченными и не шли дальше толерантности к католикам, которые считались вероломными по отношению к своей стране, и атеистам, у которых не было никаких нравственных основ своей веры. Джон Локк в своих работах «Письма о веротерпимости» и «Два трактата правления» предлагает более детализированную и систематизированную теорию терпимости, которая включает принцип разделения церкви и государства, формирующий основу для будущей конституционной демократии. Британский трактат о терпимости от 1689 года явился политическим результатом идеологов XVII века и фундаментом развития истории толерантности и помог стабилизировать политическую ситуацию на Британских островах. Английские философы и писатели, в особенности Вольтер и Лизинг, в дальнейшем продвигали и развивали понятие религиозной терпимости. Их попытки не увенчались особым успехом в отличие от Томаса Джефферсона, который заложил идеи терпимости Джона Локка в конституцию Соединенных Штатов Америки.

Сегодня принципы толерантности закреплены в законодательных актах и провозглашены в международных декларациях: Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности — Конституция. В области расизма и расовой дискриминации основными признаются ст. 136 Уголовного кодекса Российской Федерации («Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина») и ст. 282 («Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности») [282].

Сущностно-содержательная характеристика и специфика процесса формирования этнической толерантности курсантов военного вуза

Важную роль при рассмотрении вопроса межнациональных взаимоотношений в курсантских подразделениях играют проблемы, вызванные духовно-моральным кризисом в российском обществе. Приоритет материальных ценностей в сознании современной молодежи оказывает сильное дезорганизующее, разъединяющее воздействие. Параллель провести очень легко и к состоянию нынешнего российского общества. Проблемы межнациональной вражды, подогретые парадом суверенитетов, захлестнули сначала Советский Союз, а затем и Россию. Национальное самосознание «проснулось» практически у каждого из народов бывшего СССР и внутри самой России.

Возрастная потребность в самореализации совпадает по времени с национальной самоидентификацией. Впервые в своей жизни юноши разных национальностей оказываются плечом к плечу друг с другом.

Создают благоприятную почву для разного рода отрицательных проявлений межнациональных противоречий в воинской деятельности недостатки в управлении. Здесь и недооценка значения межнационального взаимодейст вия, непонимание и незнание межнациональных противоречий некоторыми командирами. Опросы офицерского состава свидетельствуют о том, что не все офицеры учитывают многоэтничность личного состава в своей управленческой деятельности.

Обучение, воспитание и сплочение курсантов различных национальностей училища ставят перед его командованием и профессорско-преподавательский составом ряд задач.

Во-первых, это необходимость равномерного распределения курсантов различных национальностей по отделениям, взводам и ротам. В многонациональных коллективах возникают довольно сплоченные микрогруппы обучаемых одной национальности. Так как некоторые из них формируются как группы отрицательной направленности, где могут созревать тенденции к национальной замкнутости, то командование и профессорско-преподавательский состав училища стремятся вовлекать обучаемых в активную деятельность, в общее дело для того, чтобы укрепить дружеские связи не только с земляками, но и со всеми курсантами отделения, взвода, роты.

Во-вторых, работа с многонациональным воинским коллективом требует от офицеров и преподавателей определенных педагогических знаний и навыков. В первую очередь это касается недавних выпускников училищ, которые, изучив общие вопросы работы в воинских коллективах, испытывают серьезные трудности в работе с конкретными курсантами главным образом из-за незнания ими национальных традиций и национальной психологии.

Жизнь и учеба в военном вузе отличаются сложностью, насыщенностью, динамизмом, наличием ситуаций, требующих от личного состава максимального напряжения физических и духовных сил, поэтому вопросы воспитания культуры межнациональных отношений и этнотолерантности в многонациональных воинских коллективах приобретают особую значимость. Многонациональность воинских коллективов накладывает свой отпечаток на работу командиров подразделений и профессорско-преподавательского состава, значительно усложняет ее. Требуется учет национальных особенно стей и обычаев, черт характера, знание литературы и искусства различных народов, умение сплотить, организовать всех курсантов, направить их усилия на решение задач, стоящих перед подразделением.

Многонациональный воинский коллектив являет собой высокоорганизованную общность вооруженных людей различной национальности, представляющих различные нации и народности страны, объединенных общими целями, единым руководством и совместной деятельностью.

Сущность многонационального воинского коллектива выражается в выполняемых им функциях. Важнейшей из них является военно-служебная функция [185]. Овладевая вершинами ратного мастерства, неся службу в карауле, выполняя задачи боевого дежурства, участвуя в боевых учениях, курсанты действуют в интересах всех наций и народностей. Осознание курсантами всех национальностей высоких и благородных целей военной службы развивает у них чувство гражданского долга, личной ответственности за безопасность страны, побуждает изучать военное дело, укреплять уставной порядок, организованность и дисциплину в подразделении. Совпадение главных целей представителей всех наций в укреплении оборонной мощи государства, поддержании высокой боеготовности Вооруженных Сил - одна из существенных характеристик многонациональных воинских коллективов.

Второй не менее важной функцией воинских коллективов является функция общественно-политическая [185]. Всемерное развитие социальной активности, инициативы и творчества курсантов — необходимое условие преодоления застойных явлений в их жизни, наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей обучаемых. Воинский коллектив отличается социальным равенством курсантов, независимо от их национальной принадлежности. Все курсанты подчиняются российским законам, живут и служат по уставам, пользуются едиными нормами материального довольствия и имеют одинаковые права и обязанности, вытекающие из их должностного положения в коллективе [185, с. 8]. Служба и учеба любого курсанта оцениваются по личным деловым и нравственным качествам обучаемого, а не по его национальной принадлежности. Всем курсантам предоставляются широкие возможности для повышения успеваемости, получения поощрений за добросовестное несение караульной службы, активное участие в спортивных, культурно-досуговых мероприятиях и военно-научной работе. Таким образом, общественно-политическая функция воинского коллектива выражается в способности офицеров и профессорско-преподавательского состава училища создать условия для раскрытия курсантами любой национальности своих способностей, талантов и творческих возможностей.

Особое внимание стоит уделить воспитательной функции воинского коллектива, поскольку коллектив играет огромную роль в духовном развитии личности курсанта. Сталкиваясь с проявлением дружбы, взаимопомощи, уважения в отношениях военнослужащих, курсант убеждается в жизненности и эффективности идей межнациональной толерантности, у него формируется терпимость к представителям других наций и народностей страны. Воинское воспитание происходит в процессе целенаправленной работы офицеров и профессорско-преподавательского состава. Они воспитывают у курсантов этническую толерантность и культуру межнациональных отношений, формируют высокие морально-боевые и нравственные качества. Наличие в составе офицеров и преподавателей представителей многих наций, а в их лице - хорошего примера терпимости, тесного сотрудничества, дружбы и взаимоуважения, способствует большей доходчивости и убедительности их усилий.

Критериальная характеристика и методика исследования эффективности сформированности этнической толерантности у курсантов военного вуза

Основными факторами формирования этнической толерантности будущих офицеров являются следующие: социальные, экономические, политические, педагогические, социально-педагогические и этнопсихологические.

Социальные факторы выступают как совокупность материальных и духовных сил общества, обеспечивающих его прогрессивное и поступательное развитие.

Для того чтобы социальные факторы в полной мере способствовали профессиональной и мировоззренческой подготовке будущих офицеров, необходимы соответствующие условия в области экономики и национальной политики страны, в том числе непосредственно касающиеся армии, сочетающиеся с уважением к культуре, языку, традициям, обычаям всех народов.

Педагогические факторы формирования культуры межнационального общения включают в себя педагогический процесс с культурно-национальной направленностью, общественно-практическую и научно-исследовательскую работу курсантов, направленную на изучение социаль ных процессов, включая и межнациональные отношения. Педагогический процесс выполняет информационные, организационные, ориентировочные, коммуникативные функции, способствующие становлению будущего офицера как интернационалиста.

Социально-педагогические факторы являются связующим звеном между общественной жизнью и педагогическим процессом. Социальные и социально-педагогические факторы связаны с общественно-практической, слу-жебно-профессиональной и учебной деятельностью. Использование социально-педагогических факторов определяется, в первую очередь, с предъявлением курсантам требований современных вооруженных сил, нуждающихся в специалистах нового типа, обладающих способностью работать в меняющихся условиях и имеющих широкую эрудицию, владеющих культурой межнационального общения, умеющих творчески применять знания и делать самостоятельный выбор при решении задач, самостоятельно пополнять знания и реализовывать их.

Этнопсихологические факторы - это внутреннее состояние обучаемых, участников педагогического процесса, их этнические установки, интересы, мотивы, потребности, обусловленные принадлежностью к той или иной этнической группе, ее традициям, обычаям, ценностям и т.п. Этническая толерантность формируется на основе взаимодействия трех ведущих психологических факторов: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельност-но-практического.

В процессе формирования этнической толерантности интеллектуальный фактор выступает в виде индивидуальной познавательной деятельности курсантов, эмоциональный фактор - как отношение к людям разных национальностей, социальной действительности, профессиональной деятельности. Деятельностно-практический фактор проявляется в учебно-познавательной, общественно-практической деятельности, формальном и неформальном общении.

Содержание процесса формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе предполагает целостность и единство трех областей профессиональной подготовки: учебного процесса, служебной деятельности и информационно-воспитательной работы.

Учебный процесс предполагает формирование базовых этнотолерант-ных знаний в рамках общих гуманитарных дисциплин, таких как Психология и педагогика, Социология и политология, Философия, Культурология.

Важным фактором, обусловливающим направленность проявления и развития этнопсихологических особенностей курсантов, является служебная деятельность, представляющая собой совместное выполнение социально значимых задач воинской службы. К служебной деятельности относятся несение службы в наряде, карауле, тактические учения, командно-штабные учения и военно-специальные игры.

Тактические (тактико-специальные) учения носят комплексный характер и проводятся, как правило, в полевых условиях и имеют целью приобретение практического опыта или совершенствование умений и навыков курсантов в организации, обеспечении боевых действий и управлении в бою подразделениями (ротой, батальоном и им равными) и воинскими частями. Слушатели и курсанты исполняют на учениях обязанности командиров подразделений, воинских частей и других должностных лиц в соответствии с замыслом учения.

Командно-штабные учения и военные (военно-специальные) игры носят комплексный характер и проводятся по важнейшим темам оперативных, оперативно-тактических, тактических (тактико-специальных) и военно-специальных дисциплин с целью дать слушателям и курсантам практику в исполнении конкретных должностей при планировании, организации и ведении боя (операции, боевых действий) и его всестороннем обеспечении.

Организационно-педагогические условия и перспективные на правления формирования этнической толерантности курсантов в военном вузе

Реализация обозначенной совокупности условий создает основу для повышения эффективности процесса формирования этнической толерантности будущих офицеров.

Обобщая представленные подходы, можно утверждать, что формированию этнической толерантности способствует развитие личности, становление этнокультурной компетентности и опыт позитивных межэтнических контактов.

Общим методологическим принципом данных подходов выступает принцип гуманизма, так как толерантность не приемлет насилия, жестокости, посягательства на свободу. Гуманистическая педагогика признает личность главной ценностью, целостной системой, способной к самоактуализации. Ее целью является сам обучаемый, который осуществляет свободный выбор, а главной задачей - помощь индивиду максимально полно реализовать его возможности, познать свою идентичность и предназначение.

Отличительной особенностью данного направления педагогики является развитие обучаемых в процессе организации взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с учетом их предшествующего опыта и индивидуально-личностных особенностей.

В отличие от традиционной системы образования данное направление характеризуется переходом от методов воздействия (долженствования и принуждения) к системе поддержки, побуждения и пожелания, предоставления разных возможностей в принятии решения. В гуманистическом направлении человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Центральным звеном системы этнокультурного образования курсантов является формирование этнотолерантного поведения. Объектами гуманистически ориентированной системы этнокультурного образования курсантов являются такие интегральные характеристики личности, как эмпатия, личностные, социальные и коммуникативные установки, интраперсональные и интерперсональные представления, эмоциональная устойчивость и саморегуляция в ситуациях межнационального взаимодействия.

Цель гуманистически ориентированной системы этнокультурного образования курсантов - развитие этих характеристик, а точнее — формирование гуманистического мировоззрения.

Основными принципами гуманистической педагогики являются: познание и усвоение индивидом человеческих ценностей (справедливого, нравственного, научного, полезного); познание себя как человека (созданного для людей, творчества); проявление обучаемым, своей истинной индивидуальности; нахождение простора для развития своей истинной природы (задатков, способностей, возможностей); совпадение его интересов с общечеловеческими интересами (ценностями, культурой, нравственностью и др.-)

На основе анализа факторов, оказывающих влияние на формирование этнической толерантности курсантов, с учетом данных анализа образова-тельного процесса, отзывов из войск и результатов диагностического обследования; курсантов нами разработана комплексная программа формирования этнической толерантности у курсантов, объединяющая усилия всего коллектива военного вуза и предусматривающая , осуществление комплекса мероприятий.

Цели программы: 1. формирование толерантных способов поведения у курсантов военных вузов; 2. развитие этнической толерантности курсантов; 3. улучшение взаимопонимания, укрепление солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными курсантами, так и между социальными, национальными, культурными и религиозными группами. Задачи программы: 1. ознакомление курсантов с семантическим полем понятий «толерантность», «интолерантность», «этническая толерантность», определение основных проблем и причин интолерантного поведения; 2. расширение представлений о значении и возможностях толерантных способах поведения; 3. проведение тренингов и ролевых игр на развитие этнической толерантности; 4. обучение курсантов самостоятельному проведению мероприятий по формированию культуры межнационального общения у личного состава; 5. развитие навыков работы в команде, коллективизма, ответственности; 6. развитие умений саморегуляции, самоконтроля и адекватных форм их проявления в поведении.

Комплексная программа этнопсихологической подготовки включает в себя такие компоненты, как этнокультурные просвещение, ориентирование, инструктаж и тренинг [293].

Цель этнокультурного просвещения — приобретение фундаментальных знаний об этнической толерантности и интолерантности, об истории и культуре этнических общностей, включая обычаи, традиции, этикет, искусство и т.д.

Цель этнокультурного ориентирования — ознакомление будущего офицера с основными нормами, ценностями, убеждениями иной этнической группы.

Цель этнокультурного инструктажа — формирование у курсантов более широкого взгляда на возможные проблемы межнационального взаимодействия или фиксация на отдельных аспектах приспособления к новому этническому окружению.

Цель этнокультурного тренинга - подготовка к непосредственному взаимодействию с представителями различных этногрупп.

Важнейшим способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности курсантов, в ходе которой создаются условия для ориентации в конфликтных ситуациях межэтнического взаимодействия, организуется необходимая основа для положительных изменений в развитии личности.

Похожие диссертации на Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза