Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические и методические основы проектировочной деятельности будущего бакалавра профессионального обучения в области дизайна 18
1.1. Исторические аспекты профессиональной подготовки специалистов в области дизайна имиджа и стиля 18
1.2. Современные требования к профессиональной подготовке специалистов в области дизайна имиджа и стиля 30
1.3. Практика учебного проектирования студентов профессионально-педагогического вуза отрасли дизайн 42
Выводы по первой главе 54
Глава 2. Конструирование кластерной модели формирования проектировочных компетенций бакалавров профессионального обучения 58
2.1. Многомерность как философско-педагогическая категория . 58
2.2. Структура проектировочной деятельности будущего бакалавра профессионального обучения в области дизайна 75
2.3. Кластерная модель и технологии формирования проектировочных компетенций бакалавра профессионального обучения (на примере отрасли дизайна) 88
Выводы по второй главе 100
Глава 3. Измерение качества проектирования в выпускных квалификационных работах студентов 104
3.1. Практика дипломного проектирования в профессионально-педагогическом образовании 104
3.2. Диагностическая модель качества проектирования выпускной квалификационной работы 114
3.3. Результаты измерения качества проектирования в выпускных квалификационных работах студентов 124
Выводы по третьей главе . 140
Заключение 145
Список литературы
- Современные требования к профессиональной подготовке специалистов в области дизайна имиджа и стиля
- Практика учебного проектирования студентов профессионально-педагогического вуза отрасли дизайн
- Структура проектировочной деятельности будущего бакалавра профессионального обучения в области дизайна
- Диагностическая модель качества проектирования выпускной квалификационной работы
Современные требования к профессиональной подготовке специалистов в области дизайна имиджа и стиля
Попытки определить время возникновения индустрии дизайна предпринимались неоднократно. Одна из первых концепций философии дизайна называет точную дату его возникновения: в Германии – 1907 г., в США – 1929 г. и т.д. [42]. Само слово «дизайн» произошло от итальянского disegno – понятие, которым в эпоху Ренессанса обозначали проекты, рисунки, а также лежащие в основе работы идеи. Позднее, в XVI в. в Англии появляется понятие design, которое дошло до наших дней и переводится на русский язык как замысел, чертеж, узор, а также – проектировать, конструировать [43].
Существует несколько определений дизайна. В 1969 г. на конгрессе ИКСИД (ICSID) – Международного совета по промышленному дизайну было принято определение, предложенное в 1959 г. президентом этой организации, ученым и педагогом Ульмской школы дизайна в Германии Т. Мальдонада: «Дизайн является творческой деятельностью, цель которой – определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью; эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения, как изготовителя, так и потребителя) [123, с. 30].
Анализируя эволюцию функций и направлений дизайна, необходимо отметить, что на начальном этапе включения дизайна (производственного искусства) в систему подготовки кадров, обучение велось по направлениям профессиональной подготовки (столярное дело, гончарное ремесло, металлообработка, ткачество, графика (полиграфия) [103]. К середине ХХ в., перечень специальностей был значительно расширен.
Появились новые отрасли дизайна: дизайн одежды, дизайн интерьера и т.д. В ХХI веке сформировался новый вид дизайна – системный дизайн. Его основа – комплексное проектирование всех направлений деятельности по созданию и функционированию объекта, конструирование всех его составляющих, в том числе научной организации труда [55; 82; 221].
В 1960-е г. в Америке появляется научная категория «имидж». В США имидж как феномен рассматривался в политологии, в менеджменте, в политической психологии. В нашей стране термин «имидж» активно начал использоваться в середине 90-х гг. ХХ в. в области политологии. Примерно в это же время имиджелогия становиться самостоятельной научно-прикладной отраслью знаний. Учные выделяют несколько видов имиджа относительно субъекта, каждый из которых имеет свои цели, функции, задачи и пр. Основными функциями имиджа являются: выделение субъекта из массы других или объединение в определнные группы; изменение или корректирование внешнего облика; а также адаптация субъекта в обществе. В настоящее время в специализированной литературе можно встретить множество типов и видов имиджа – индивидуальный и корпоративный; психологический, политический и габитарный; имидж человека и компании [46; 97; 136].
Имидж дословно означает образ, вид. Имидж (от англ. image [ m d ] – «образ», «изображение», «отражение») – искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается пиаром, пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определнного отношения к объекту. Имидж может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые [7; 136].
В западной профессиональной литературе, посвященной теме имиджа, термин «image» используется в значении образов объектов, отражающихся в нашей психике на основании их характеристик. Как следствие, под термином «image» подразумевается что-то более широкое, нежели просто образ объекта, совокупность не только его видимых (внешних) характеристик, но и невидимых (идеальных) характеристик [52; 139].
Слово «имидж» не является точным синонимом слова «образ». Правильнее определить имидж как разновидность образа, а именно такой образ, прообразом которого является не любое явление, а субъект. Таким субъектом может быть любой предмет, если ему в процессе создания и восприятия его образа приписываются личностные, человеческие качества. Можно говорить об имидже города, товара, издания, и др.
Научным осмыслением имиджа, прояснением механизмов его создания и поддержания занимается имиджелогия. Это относительно новая, активно развивающаяся наука, и ее становление предполагает объединение усилий специалистов различных научных направлений [97; 139].
К.С. Жуков и А.Д. Карнышев, исходя из теории управления различными процессами, предлагают следующий алгоритм формирования имиджа [83]: 1. Выявление предпочтений и ожиданий аудитории, черт и характеристик, которыми, по мнению аудитории, должен обладать претендующий на позитивный имидж объект. 2. Конструирование имиджа объекта как ответ на предпочтения и ожидания аудитории. 3. Разработка стратегии формирования имиджа, плана действий. 4. Непосредственное формирование имиджа – перевод сконструированной модели в практику. 5. Контроль над процессом формирования имиджа, замер промежуточных результатов, корректировка, как самой модели, так и стратегий и действий по ее воплощению в жизнь. Таким образом, дизайн имиджа можно определить как процесс или работу, производимую над объектом. Конечным результатом будет являться имидж человека. Стиль (греческое stylus – заостренная палочка для письма по воску) – это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, утверждающий е культуру, понятие красоты, отношение к окружающему миру.
Практика учебного проектирования студентов профессионально-педагогического вуза отрасли дизайн
В Германии парикмахер Гюнтер Амман в 1968 г. открыл высшую школу парикмахерского искусства. Обучение курсантов школы основывалось на учебных программах, развивающих художественный вкус, творческое воображение и пространственное представление (живопись, геометрия, основы черчения).
В настоящее время в мире существует множество школ парикмахерского искусства. Они известны парикмахерам во всем мире и отличаются от остальных тем, что предлагают собственные, уникальные техники, синтезирующие в себе передовой опыт науки и искусства, являющиеся базовыми в международной практике парикмахерского искусства.
Парикмахерское искусство в России, за всю е историю, в силу разных обстоятельств (экономических, геополитических, национальных) значительно отставало и до сих пор отстат от уровня развития мировых лидеров «индустрии красоты». В XVIII в., когда в Европе парикмахерское искусство достигло расцвета, в России ещ сохранялось «цирюльническое» дело. Цирюльники в России стригли, брили, «пускали» кровь, ставили банки и т.д. В основном они ходили из дома в дом, бродяжничали. Парикмахерских школ в дореволюционной России не было. Обучение проходило в «мальчиках». Обычное для того времени, обучение в «мальчиках», называлось так, потому что, учениками цирюльников становились дети, исключительно мальчики 12-13 лет. Обучение цирюльническому делу было индивидуальным, основанным на непосредственных трудовых отношениях мастера и ученика. Родители отдавали подростка в обучение к мастеру. Ученик должен был жить в доме мастера, выполнять домашнюю работу, подчиняться мастеру и членам его семьи, не приносить убыт 24 ка, не воровать, не уходить до истечения срока и др. Мастер брал на себя обязательство учить тому, что знает и умеет «без всяких хитростей», кормить и одевать [79, с. 26].
К 90-м гг. XIX в. «цирюльническое дело» сменилось «парикмахерским». Появились парикмахерские салоны, в которых работали в основном французские мастера. «На Лубянке был Сильван, потом сделавшийся парикмахером казенных театров, Галис на углу Неглинной и Кузнецкого моста в доме Купеческого общества. Шамбрун в пассаже Солодовникова», — вспоминал Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» [41]. Иностранные мастера брали русских работников только в подмастерья на подсобные работы и секретов мастерства им не открывали.
Однако в конце XIX в. в России стали появляться и свои «салонные» мастера. Подтверждением тому стало творчество русского парикмахера-самоучки крестьянина Калужской губернии Ивана Андреева, который в 1900 г., на всемирной выставке в Париже получил сразу несколько высоких наград: «За искусство», Большую золотую медаль, Большую серебряную медаль, Золотой крест и диплом профессора Парижской академии парикмахерского искусства. Он был первым русским парикмахером, создавшим свою школу: многие его ученики, в свою очередь, стали известными мастерами.
Обучение парикмахерскому делу могло длиться пять и более лет, а мастером становился не каждый ученик. К концу ХIХ в. сложилась предметная система обучения парикмахеров, которая предусматривала изучение трудовых операций в процессе изготовления изделий или выполнения конкретных видов трудовой деятельности. Это могла быть простая стрижка или брить. «Кипячение воды наряду с зуботычинами и выполнением разных мелких поручений гордо именовалось "обучением парикмахерскому делу", и продолжалось все это не один год. Какие уж выходили из таких учеников парикмахеры, можно только догадываться…» [5]. Данная система производственного обучения имела существенные недостатки, так как результат обучения зависел от профессионального мастерства мастера, а контроль над ходом обучения отсутствовал.
И все же парикмахерское дело получало дополнительные импульсы к развитию, так что с конца XIX в. в крупных городах повсеместно открывались школы, проходили съезды парикмахеров, выходили специализированные журналы, как например «Искусство причесываться» (с 1894 г.) или «Русский всеобщий парикмахерский журнал» (с 1913 г.).
После революции украшение своей внешности считалось «буржуазным пережитком» и парикмахеры в период гражданской войны, вынуждены были выполнять исключительно гигиенические процедуры – брить и стрижки (в стране «свирепствовали» чесотка и педикулз). Отсутствие нормальных бытовых условий требовали простейших форм костюма и причски. На портретах той эпохи изображены женщины-работницы в красных косынках, с коротко подстриженными волосами. За короткими волосами проще было ухаживать, к тому же расход дефицитного мыла был значительно меньше [169]. В советское время развитию подготовки парикмахеров тоже уделялось недостаточно внимания. Существующие до революции парикмахерские салоны и «модные дома» в 20-е гг. ХХ в. были закрыты. Многие парикмахеры уехали из страны и внесли вклад в развитие парикмахерского искусства в эмиграции.
В 20–30-е годы ХХ в. в России парикмахерские услуги, в основном выполнялись банщиками при общественных банях. Банщики выполняли только две процедуры: брить лица и головы, а также стрижку волос «под горшок». Обучение парикмахеров проходило на рабочем месте, от мастера к ученику. В период НЭПа в больших городах снова открывались парикмахерские, и парикмахерское дело стало возрождаться.
В 1936 г. был издан специальный приказ Народного Комиссариата коммунального хозяйства РСФСР «Об улучшении работы парикмахерских», тогда же произошло законодательное оформление системы парикмахерских услуг [47]. В названном документе были сформулированы принципы организации системы парикмахерских услуг, разработаны новые правила оказания парикмахерских услуг и новые прейскуранты. В нем предусматривалось не только расширение сети парикмахерских и улучшение их работы, но и коренное изменение методов работы мастеров. Этим же указом была введена квалификация «мастер парикмахерского дела», разработаны требования и нормативы для парикмахерских. Не менее важным для формирования системы парикмахерских услуг явился тот факт, что в 1938 г. парикмахерам начинают выдавать трудовые книжки. Требования и нормативы для парикмахерских предусматривали перечень услуг парикмахерских, санитарные правила их выполнения, нормы рабочего времени для парикмахеров. Принятая квалификация «мастер парикмахерского дела», по сути, определяла требования к уровню знаний и умений парикмахера. Мастер должен был уметь выполнять три стрижки, брить лицо и бороду клиента, а так же уметь выполнять завивку волос и окраску бровей [47].
Тем не менее, не смотря на упорядочение системы бытовых услуг, целенаправленной и систематической подготовки специалистов-парикмахеров в Советском Союзе, до Великой Отечественной войны не велось. Профессиональная подготовка парикмахеров определялась мастером, его умения и навыки передавались ученику в форме индивидуального ученичества. Такая подготовка специалистов сохранилась и в период Великой отечественной войны и в послево-енно время на долгие годы.
Структура проектировочной деятельности будущего бакалавра профессионального обучения в области дизайна
Профессиональные модули профессионального цикла ООП СПО специальности 100116 Парикмахерское искусство содержат требования к знаниям, умениям и практическому опыту будущих художников-модельеров, направленные на проектирование причски и имиджа потребителя, такие как: - знания различных теорий моделирования; художественных способов эскизного построения причесок, стрижек, макияжа с учетом их стилевой направленности; особенностей моделирования причесок с учетом их назначения, внешних данных потребителя; пластических основ внешности: пропорций лица и головы, типов конституции, типов телосложения; - умения и практический опыт по созданию художественного образа для конкурсной и подиумной работы по формированию образа будущей причски потребителя и разработки е формы с учтом индивидуальных пластических особенностей потребителя; по созданию художественной формы причски и выполнения графических, живописных эскизов и зарисовок фигуры и головы человека; по выполнению стилизованных причсок различных эпох [180]. Однако необходимо отметить, что возникает противоречие между наличием требований к результатам освоения содержания основной профессиональной образовательной программы по парикмахерскому искусству в части проектирования имиджа заказчика и отсутствием учебных дисциплин, позволяющих на должном уровне формировать проектировочные компетенции будущих художников-модельеров.
Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы «Стилистика и искусство визажа» квалификации визажист-стилист включают профессиональные компетенции выпускника по проектированию целостного имиджа клиента. К ним относятся: создание индивидуального стиля заказчика в соответствии с запросами, историческими стилями и тенденциями моды; разработка концепции образа индивидуального стиля заказчика и коллекции образов; воплощение концепции образа индивидуального стиля заказчика, создание коллекции образов [181].
В отличие от основной образовательной программы СПО специальности «Парикмахерское искусство» квалификация художник-модельер, содержание ООП СПО специальности «Стилистика и искусство визажа» квалификация визажист-стилист, в большей мере ориентировано на формирование проектных компетенций выпускника, необходимых при создании индивидуального стиля и имиджа заказчика. Наличие в учебном плане специальной дисциплины «Основы композиции» позволяет выпускникам получить знания и умения по применению в практической деятельности основ композиции причски и образа в целом. Однако, профессиональные компетенции выпускника по проектированию причски и имиджа в профессиональной подготовке не могут быть сформированы в полном объме, в рамках одной дисциплины. Данное обстоятельство обусловлено тем, что помимо основ композиции, специалист, проектирующий имидж заказчика, должен владеть знаниями и умениями применения закономерностей стилистики, дизайнерского формообразования, проектирования материальных объектов.
Анализ требований к результатам освоения основных профессиональной образовательных программ профессии парикмахер, а так же квалификациям художник-модельер и визажист-стилист показал, что выпускникам в своей профессиональной деятельности предстоит решать задачи связанные с проектированием целостного имиджа заказчика. Однако содержание образовательных программ в большей мере ориентировано на обучение конкретным технологиям и технологическим примам выполнения отдельных элементов имиджа человека: причски, визажа и др., а не их применению в единстве, в процессе создания габитарного имиджа заказчика.
Е. В. Ткаченко в статье «Современные проблемы профессионального образования в условиях рыночной экономики», опубликованной в журнале «Образование и наука» в 2004 г., № 1, приводит данные социологического исследования института развития профессионального союза работодателей России, в которой анализируются требования работодателей к рабочим кадрам. «В современных рыночных условиях работодателям необходимы рабочие кадры 4–6 разрядов, имеющие обязательное среднее профессиональное образование, способные к овладению смежными профессиями, обладающие гибкостью и динамичностью, владеющие компьютером, иногда иностранными языками и т. д. Таким образом, требования работодателя вышли далеко за пределы возможностей одного уровня образования» [175, с.72]. В своих исследованиях Н.Е. Эрганова отмечает, что «новым, характерным для современного этапа развития инновационной экономики, является принцип соответствия подготовки кадров реальным потребностям в них рынка труда. А это означает, что структура и объмы подготовки системы профессионального образования, должны соответствовать отраслевым стандартам, которые должны быть разработаны реальными работодателями» [207]. Эти утверждения подтверждены результатами исследования, проводимого Региональным ресурсным центром развития профессионального образования Свердловской области в 2007–2008 и 2012–2013 гг. [152]. Целью исследования являлось выявление потребностей в умениях работников в сфере сервиса и потребительского рынка. Объект исследования – профессиональная деятельность специалистов сферы сервиса и потребительского рынка, в том числе рынка парикмахерских услуг. Предмет исследования – требования работодателей. В связи с тем, что диссертант принимала активное участие в данном исследовании, будучи директором профессионального училища парикмахерского мастерства г. Екатеринбурга приводим основные его выводы. Выбор предприятий для проведения данного исследования осуществлялся с учетом мнений представителей работодателей (ассоциации предприятий «индустрии красоты» г. Екатеринбурга, союза парикмахеров Урала, муниципальных органов управления – Комитета по организации бытового обслуживания населения г. Екатеринбурга); Образовательными организациями, явились учебные заведения, осуществляющие подготовку рабочих кадров по профессии парикмахер: Екатеринбургский техникум отраслевых технологий и сервиса; колледж управления и сервиса «Стиль»; Екатеринбургский промышленно-технологический техникум им. В.М. Курочкина; Областной техникум дизайна и сервиса; Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты.
Опросом было охвачено 35 предприятий индустрии красоты; 140 респондентов были задействованы в процедуре анкетирования, из них 105 специалистов-парикмахеров, технологов, модельеров и 35 руководителей и менеджеров по подбору персонала. В исследовании представлены следующие данные, необходимые для оценки рынка парикмахерских услуг в уральском регионе и возможностей их взаимодействия с образовательными организациями соответствующего профиля: срок нахождения предприятия на рынке парикмахерских услуг; масштаб предприятий; формы собственности; кадровый состав предприятий.
В результате опроса было определено, что 52% предприятий находятся на рынке парикмахерских услуг после 2000 года; 42% – начали работать с 1990 и только 6% предприятий работают на рынке парикмахерских услуг давно – ранее 1990 года; из них малых предприятий – 80%; предприятий средних – 14%; крупных – 6%. Все они имеют частную форму собственности. Характеристика кадрового потенциала предприятий приводится в таблицах 2 и 3.
Диагностическая модель качества проектирования выпускной квалификационной работы
Анализ зарубежной литературы по проблеме создания адекватных оценочных моделей показал, что сегодня среди исследователей есть единство в подходах к выбору показателей для комплексной оценки качества подготовки выпускника, удовлетворяющих требованиям валидности, системности и надежности. Однако многие исследователи подчеркивают, что большинство разрабатываемых оценочных средств не технологичны и неэкономичны [198; 214; 216; 218;220]. Б.К. Коломиец видит в «необходимости иметь комплексный объект или основание оценки – комплексную модель качества подготовки выпускника, адекватную ей оценочную модель, методы и средства оценки, позволяющие осуществить та 115 кую оценку, удовлетворяющую набору критериев и требований и описываемые в совокупности с технологической моделью» [94, с. 6].
Образовательные результаты студентов при выполнении дипломных работ носят интегративный, целостный характер и должны измеряться и оцениваться комплексно, основываясь на принципах многомерности и междисциплинарности, отражающих содержание дипломной работы студентов [34, 110]. Качество проектирования выпускной квалификационной работы является интегральным показателем, который позволяет оценить в целом качество образовательного процесса.
Исследователями доказано, что интегративные результаты обучения могут быть выявлены только опосредованно, через совокупность особым образом регистрируемых проявлений или показателей, так как они имеют латентный характер. Это скрытая для непосредственного наблюдения и оценивания характеристика. Для того чтобы е диагностировать в педагогических измерениях не существует готовой единицы измерения. Научные изыскания показали, что в данном случае необходимо использовать теорию соответствия наблюдаемых проявлений измеряемого качества однопараметрической модели Г. Раша [212; 223]. Наиболее полно преимущества данной измерительной системы описаны в работах В.С. Аване-сова [1, 2], Е.Ю. Васильевой и Е.П. Бакей [32], А.А. Маслака [110, 111] и др.
Использование понятия «латентное свойство», а также синонимических ему «латентный признак», «латентная переменная», «латентное качество» и т.д. связано с тем, что большая часть подвергаемых оцениванию характеристик может быть выявлена только опосредованно, через совокупность особым образом регистрируемых проявлений и показателей. Разработка средства диагностики, согласно определениям исследователей, предполагает «теоретизацию» [3], «концептуализацию» [2], «операционализацию» [4] или формирование «операционального определения» [6] измеряемого или оценивания с его помощью качества.
Вне зависимости от различий в наименованиях, содержанием данных процедур предстат многостороннее исследование диагностического качества с конструированием системы показателей (индикаторов) понятийного или эмпирического характера (заданий, вопросов, пунктов анкеты и т.д.), ответы на которые должны указывать на наличие или отсутствие у объекта признаков, данное свойство отражающих. По этой причине средство диагностики рассматривается как целостная совокупность показателей (индикаторных переменных), используемая для фиксирования и последующего преобразования проявлений диагностического качества в количественные показатели, которые являются итогами произведнно-го измерения или оценивания [11; 12]. Для обозначения сформированной исследователем совокупности показателей, также может использоваться понятие «интегрального показателя измеряемого качества».
Основное достоинство измерения интегральных показателей на основе теории латентных переменных исследователи видят в отсутствии фактора субъективности, поскольку нет необходимости в использовании экспертных оценок. Однако чтобы воспользоваться данной методикой, необходима оценка совместимости используемых показателей, т.е. действительно ли показатели измеряют одну и ту же латентную переменную качества. Исследователями доказано, что латентная переменная (показатель) измеряется на линейной шкале, что позволяет использовать различные статистические процедуры для сравнения объектов исследования. Установлено, что чем больше число используемых показателей, тем выше точность измерения латентной переменной [2; 34; 111].
Индикаторными показателями педагогических измерений являются доступные наблюдению и измерению характеристики изучаемого объекта (личности), позволяющие судить о характеристиках, недоступных непосредственному исследованию. Также показателями может стать целостная система признаков, позволяющих оценить качество деятельности или ее подвидов. С точки зрения измерительных систем, индикаторный показатель это функция или признак, устанавливающая принадлежность элемента множеству. Поскольку латентная переменная задается набором индикаторных показателей, то очень важно проверить, насколько они совместимы, т.е. в какой степени они определяют одну и ту же латентную переменную. Если индикаторные показатели совместимы, то они могут быть использованы для измерения латентной переменной. В противном случае они характеризуют разные латентные переменные, и сам набор индикаторных показате 117 лей нуждается в корректировке: необходимо оставить только те индикаторные показатели, которые характеризуют измеряемую латентную переменную для анализа и мониторинга исследуемых объектов [110; 111].
В контексте вышесказанного метрическая система Г. Раша представляет собой совокупность научных положений описывающих методику конструирования диагностических материалов, а так же их апробации и анализа, полученных с их помощью данных в специальных компьютерных программах (RUMM, Winsteps, MINISTER и др.) для сопряженного вычисления трудности индикаторных переменных (показателей) и уровня выраженности измеряемого качества. При этом последние рассматриваются как независимые показатели: количественная характеристика исследуемого свойства у каждого объекта не определяется количественной характеристикой трудности предъявляемых к нему требований. Более того, трудность индикаторных показателей не ставится в зависимость от объмов и состава экспериментальной выборки [223].
Полученные экспериментальные данные представляются моделью Раша для политомических индикаторных переменных (формула 1): Эта модель позволяет измерить на одной и той же интервальной шкале качество и информативность индикаторных показателей. В качестве программного средства используется диалоговая система измерения латентных переменных RUMM (Rasch Unidimensional Measurement Models), разработанная под руководством проф. Д. Эндрича [111].
Теория измерения латентных переменных позволяет сравнить вероятность выполнения студентом требований показателей качества проектирования выпуск ной квалификационной работы независимо от трудности таковых, а трудность требований – от уровня качества проектирования каждым студентом. Более того, необходимо представить оба показателя на единой интервальной линейной шкале специальной единицы измерения – логит [110]. Трансформация исходных резуль татов измерения в логиты уровня качества проектирования выпускной квалифи кационной работы и логиты уровня трудности индикаторных переменных произ водится как расчт их «логарифмической оценки» ( ) (формула 2,3):