Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическое воспитание будущих учителей физической культуры средствами музыкальной ритмики Трубникова Нина Федоровна

Эстетическое воспитание будущих учителей физической культуры средствами музыкальной ритмики
<
Эстетическое воспитание будущих учителей физической культуры средствами музыкальной ритмики Эстетическое воспитание будущих учителей физической культуры средствами музыкальной ритмики Эстетическое воспитание будущих учителей физической культуры средствами музыкальной ритмики Эстетическое воспитание будущих учителей физической культуры средствами музыкальной ритмики Эстетическое воспитание будущих учителей физической культуры средствами музыкальной ритмики Эстетическое воспитание будущих учителей физической культуры средствами музыкальной ритмики Эстетическое воспитание будущих учителей физической культуры средствами музыкальной ритмики Эстетическое воспитание будущих учителей физической культуры средствами музыкальной ритмики Эстетическое воспитание будущих учителей физической культуры средствами музыкальной ритмики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Трубникова Нина Федоровна. Эстетическое воспитание будущих учителей физической культуры средствами музыкальной ритмики : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Барнаул, 2006 239 с. РГБ ОД, 61:06-13/2878

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Эстетическое воспитание будущих учителей физической культуры средствами музыкальной ритмики как психолого-педагогическая проблема 18

1.1. Анализ разработанности проблемы эстетического воспитания студентов физической культуры в психолого-педагогической литературе 18

1.2. Музыкальная ритмика как средство эмоционально-эстетического воспитания студентов факультета физической культуры 32

1.3. Мотивационный программно-целевой подход как теоретическая и технологическая основа эстетического воспитания будущих учителей физической культуры средствами музыкальной ритмики 51

Выводы по первой главе 63

Глава 2. Организация и методика опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию будущих учителей физической культуры средствами музыкальной ритмики 64

2.1. Дерево целей и исполняющая программа эстетического воспитания будущих учителей физической культуры 64

2.2. Управляющая программа эстетического воспитания будущих учителей физической культуры 84

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации программы эстетического воспитания будущих учителей студентов физической культуры 117

Выводы по второй главе 129

Заключение 131

Библиографический список литературы 136

Приложения 155

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В начале ХХТ века обострилась гуманитарная проблема, связанная с необходимостью подлинного обновления духовно-нравственной и физической жизни людей современного общества. Такие процессы, как духовный кризис, девальвация высших человеческих ценностей, отказ от многих эстетических идеалов вызывают сегодня озабоченность ученых и педагогов-практиков. Решение этих проблем должно быть сфокусировано в вузе, цель которого подготовить не только высококвалифицированных специалистов, но и учителей - всесторонне развитых духовных наставников молодого поколения.

Среди основных положений Национальной доктрины образования РФ [126] важное значение придается утверждению статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки; обеспечению разностороннего и своевременного развития детей и молодежи, их творческих способностей, целостного миропонимания; развитию вузов как центров образования, культуры, науки и новых технологий, интеграции научных исследований с образовательным процессом, признанию ведущей роли педагогов в достижении целей образования. Эти положения отражены и в новой редакции Федеральной программы развития образования, являющейся организационной основой государственной политики РФ в области модернизации Российского образования до 2010 года и в других целеполагающих документах образовательного направления. Ученые отмечают, что гуманитарное образование формирует общую культуру человека, его мышление, помогает его ориентации в социальной и духовной среде. Идет творческий поиск в области стратегии отечественной теории образования, в том числе и эстетического воспитания, которое служит развитию нравственного и духовного потенциала человека [194].

Определенную тревогу вызывает интеллектуальный, культурный уровень развития будущих учителей физической культуры. Еще в 1995 году на колле-

гии Министерства высшего и среднего образования РФ, посвященной вопросу эстетического образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях, отмечался низкий общекультурный уровень учителей физической культуры, односторонность и эпизодичность эстетических воздействий на студентов факультета физической культуры (ФФК) и было принято решение «О развитии эстетического образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях». Проблема эстетического воспитания, на наш взгляд, остается весьма актуальной и в настоящее время.

Степень разработанности проблемы. Теоретической предпосылкой исследования эстетического воспитания студентов ФФК явилась научная литература по эстетическому воспитанию и ее анализ. Проблемы эстетического воспитания и вопросы формирования эстетической культуры всегда были в поле зрения человечества, поскольку состояние, эстетической культуры общества -это состояние всей его социальной культуры.

В России проблемы эстетического воспитания подробно разрабатывались на протяжении XIX - XX столетий (Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Александрова Н.Г., Боженов Н.А., Блонский П.П., Борев Ю.Б., Бычков В.В., Выготский Л.С., Волконский СВ., Закс Л.А., Кабалевский Д.Б., Каган М.С., Киященко Н.И., Лихачев Б.Т., Медушевский В.В., Неменский Б.И., Сац Н.И., Сухомлинский В.А., Теплов Б.М., Шацкая В.Н., Шацкий СТ. и др.) [16, 24, 38, 68, 69, 71, 74,109, 116, 128, 187, 215, 216].

Анализ показал, что в науке накоплена значительная методологическая база для дальнейшего изучения проблемы развития эстетической культуры будущего учителя, но технологии эстетического развития в процессе высшего профессионального образования разработаны слабо. Что касается вопроса эстетического воспитания специалистов физической культуры в сфере их профессиональной подготовки, то изучение и анализ научной литературы в этой области позволили выявить незначительное число исследований. Анализ данных исследований свидетельствует о том, что существующие программы и техноло-

гии не решают полностью проблему эффективной подготовки будущих учителей физической культуры с использованием музыкальной ритмики.

Известные музыканты-педагоги (Ж. Далъкроз, К. Орф, Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина и др.) отмечали важную роль музыкально-ритмической деятельности как синтетической по своей природе, являющейся одной из важных составляющих в формировании эстетической культуры личности [1, 4, 52].

Отмечая значение любого вида искусства в гармоническом развитии личности, нужно отметить, что именно музыка всегда занимала и занимает особое место в эстетическом воспитании: она является наиболее активным средством эстетического воздействия на эмоциональную сферу человека, По мнению психологов музыка оказывает влияние на развитие психических процессов (мышление, память, внимание). Наблюдаемый в настоящее время духовный спад, связанный с резкими социальными переменами, намного снизил воспитательную роль музыки (примером тому является изъятие классической музыки из многих телевизионных программ, одно из немногих исключений - телевизионный канал «Культура») и спровоцировал лавинообразное развитие низкопробного поп-арта.

Таким образом, еще более актуальной стала проблема воспитания учителя как носителя культуры, профессионализм которого должен определяться не только специальными знаниями и умениями, но и основами эстетической культуры, сформированными в процессе профессиональной подготовки. Проведенный нами анализ сформированности первоначальных представлений о музыкальном искусстве у студентов пятого курса ФФК Барнаульского государственного педагогического университета показывает, что цель художественного образования представляется им как восприятие произведений искусства, зачастую не отличающихся художественной значимостью (82,6 % мало подготовлены к грамотному восприятию художественных произведений, а глоссарий произведений искусства оставляет желать лучшего). Их высказывания свидетельствуют о неумении отличать высокохудожественные произведения от посред-

ствеинъж. Введенный в учебный план педагогических вузов предмет «Мировая художественная культура» пока не решает вопрос, связанный с профессиональной подготовкой в области эстетического воспитания студентов. В чем причина недооценки эстетического воспитания будущих учителей?

Среди студентов второго курса ФФК нами проводился опрос: «Какая музыка вам больше нравится?». Ответы следующие: классическая -2,1 %; «попсовая» - 83 %; народная - 3,3 %, а функция музыки для них - развлечение и отдых, что свидетельствует о существенных изъянах традиционной художественно-эстетической подготовки студентов. На наш взгляд, обучение будущего учителя должно рассматриваться как интегративный процесс с применением новых педагогических технологий в формировании личности учителя ФФК средствами искусства, а именно, в области музыкальной ритмики.

В работах Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, СИ Букатиной, Д.Б. Кабалевского, Л.Р. Обыскаловой, М.Г. Плоховой, Л.Н. Разуваевой, Т.Т. Ротерс и других рассматривается развитие творческой активности подрастающего поколения через организацию различных видов музыкальной деятельности» [1, 4, 27,68,69,129,136,150,155,156].

В исследованиях педагогов СИ. Букатиной, М.А. Булыгина, Т.С. Лисиц-кой, Р.Ю. Насыровой и других отмечается, что основные элементы художественной гимнастики (эмоциональная выразительность движений, единство музыки и композиций, связь с классическим, народным танцем, ритм и т.д.), обязательно применяемые на занятиях музыкальной ритмики, сродни искусству -оказывают большое влияние на эстетическое воспитание занимающихся [27, 28, 106, 125].

Проблема разработки модели специалиста по физической культуре, ее музыкально-эстетический компонент выделены у Н.С. Бервиновой, Ко ын Джу, В.А. Косяка, И.Ю. Насыровой, Т.Т. Ротерс и др. [17, 81, 86, 125, 155, 156].

В настоящее время появился ряд диссертаций, посвященных духовному развитию будущего учителя средствами музыки в период его вузовской подготовки (А.В. Бойчевский, СМ. Будкеев, Л.Н. Разуваева и др.) [25, 26, 150].

В трудах Ю.И. Насыровой эстетическое воспитание будущих учителей физической культуры заключается в определении совокупности педагогических условий, стимулирующих студентов к активной творческой деятельности, во влиянии на эстетическое воспитание выразительности движений в непосредственной связя с музыкой, музыкальным ритмом [125].

В работах A.M. Булыгина исследуется зависимость между музыкально-ритмической подготовленностью и успешностью овладения сложными двигательными действиями, оценивается эффективность средств музыкальной ритмики в воспитании основных физических качеств, обращается внимание на возможности использования музыки в целях эстетического воспитания студентов [28].

С. И. Букатина подчеркивает преимущество средств музыкальной ритмики в комплексе педагогических условий, в формах, методах и средствах, способствующих активизации процесса формирования творческих способностей у детей [27].

В педагогике высшей школы представлены в основном общетеоретические аспекты эстетического воспитания студентов. Однако, еще недостаточно полно исследованы содержание и организация эстетического воспитания будущих учителей физической культуры. Исследуя практику их подготовки, мы выявили, что игнорируются творческие компоненты предметов физического воспитания, содержащих музыкально-двигательные задачи.

Следует подчеркнуть, что изучаемый в вузах предмет эстетики является «теоретической наукой об искусстве» (Ю.Б. Борев, 24), дисциплиной философ-ско-мировоззренческого характера. Но значительный пласт эстетики как прикладной науки, содержащийся в практических видах познания (культура движения, музыкальная ритмика и т.д.), остается пока мало исследованным. Из-

вестно, что коэффициент полезного действия усвоения науки повышается при слиянии ее с практикой, что является актуальным и для студентов факультета физической культуры, обучение которых неразрывно связано с практическим действием. Следовательно, практико-ориентированный фактор эстетического воспитания студентов ФФК в процессе профессиональной подготовки актуален и перспективен.

Таким образом, можно констатировать, что в научных исследованиях еще не накоплен достаточно полный материал, необходимый для решения проблемы формирования творческой, эстетически развитой личности будущего учителя физической культуры общеобразовательной школы, которая бы соответствовала современным требованиям.

В связи с этим, исследуя процессы художественно-эстетической подготовки студентов факультета физической культуры, мы пришли к выводу о необходимости разработки технологии, направленной на формирование личност-но-ориентироваиных духовных ценностей в важнейшем аспекте эстетического воспитания - музыкальном, на факультете физической культуры педагогического вуза. Особыми возможностями в этом плане обладает музыкальная ритмика, поскольку музыка (как неотъемлемый компонент ритмической гимнастики) по своей природе воздействует, прежде всего, на эмоциональную сферу деятельности человека.

Как известно, эмоции непосредственно связаны с мотивационной составляющей учебного процесса [170, 201]. Тем не менее, мотивационный подход в обучении будущих учителей физической культуры в области музыкальной ритмики разработан недостаточно. Основу большинства исследований составляют программно-целевые факторы: учебные, рабочие планы, локальные методики, программы и т. д, Разработки Н.С. Бервиновой, P.M. Брызгаловой, А.В. Бойчевского, В.А. Косяка, И.Ю. Насыровой и др. основаны на традиционных подходах. Анализ методик вышеуказанных авторов, временные рамки обучения предмету «Музыкальная ритмика», не позволяющие добиться желаемого ре-

зультата при использовании традиционных методов обучений, свидетельствуют о недостаточной эффективности применения мотивационного подхода в образовательном процессе. В этой связи важным является поиск новых форм, методов, условий осуществления более качественного эстетического развития студентов ФФК.

В результате анализа психолого-педагогической литературы и применяющихся в настоящее время методик обучения выявлены противоречия между:

государственными требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности будущих учителей физической культуры, и фактическим уровнем их эстетической воспитанности;

значительными потенциальными возможностями предмета «Музыкальная ритмика» и недостаточным их исяользованием в области эстетического воспитания студентов ФФК.

Выделенные противоречия свидетельствуют об актуальности проблемы, которая заключается в выявлении и обосновании совокупности средств, позволяющих повысить эффективность эстетического воспитания студентов ФФК.

Для повышения эффективности эстетического воспитания студентов ФФК средствами музыкальной ритмики, необходимо применение технологии, учитывающей в комплексе мотивационные и программно-целевые аспекты, позволяющие развить высокий художественно-эстетический вкус, творческую активность и т.д. Для решения подобных задач наиболее результативны личност-но-ориентированные подходы (мотивационные, психологические, социальные), отраженные в исследованиях Е.С. Кузьмина, Р.Х. Шакурова, И.К. Шалаева других ученых, работающих над проблемами повышения эффективности управления в образовательной сфере. Поэтому методологическое и технологическое обеспечение нашего исследования осуществляется с помощью мотивационного программно-целевого подхода (МПЦП) профессора И.К. Шалаева, объединяющего достоинства программно-целевого и мотивационного подходов.

Социальная и практическая значимость эстетического воспитания студентов факультета физической культуры, а также недостаточная разработанность проблемы явшшсь основанием для определения темы исследования: «Эстетическое воспитание будущих учителей физической культуры средствами музыкальной ритмики».

Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать разработанные программу и технологию эстетического воспитания студентов факультета физической культуры средствами музыкальной ритмики на основе МГТЦП.

Объект исследования: эстетическое воспитание студентов факультета физической культуры.

Предмет исследования: процесс эстетического воспитания студентов факультета физической культуры средствами музыкальной ритмики на основе МПЦП.

Гипотеза исследования заключается в том, что эстетическое воспитание студентов факультета физической культуры на занятиях музыкальной ритмикой будет более эффективным, если:

разработаны и реализованы программа и технология эстетического воспитания студентов ФФК средствами музыкальной ритмики на основе мотива-ционного программно-целевого подхода;

выражены через исполняющую программу (в виде норм-образцов, адекватных дереву целей, строящихся на основе системного анализа проблем психологической и технологической готовности и управляющей программы, обогащенной социально-психологической стратегией и социально-психологической тактикой) содержание программы и технология эстетического воспитания студентов ФФК;

- определены критерии эстетической воспитанности будущих учителей
физической культуры, результативность эстетического воспитания оценена на
основе критериальных характеристик и квалиметрических правил.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы определены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать состояние проблемы эстетического воспитания студентов факультета физической культуры.

  2. Раскрыть особенности и функции музыкальной ритмики в эстетическом воспитании студентов физической культуры.

  3. Опытно-экспериментальным путем выявить результативность разработанной программы и технологии эстетического воспитания студентов ФФК средствами музыкальной ритмики.

4. Разработать научно-методические рекомендации по эстетическому
воспитанию .будущих учителей ФК и учащихся общеобразовательных школ.

Методологическую основу исследования составили:

па философском уровне: идеи А. Баумгартена о совершенстве чувственного познания, представления Г. Гегеля, И. Канта о категориях «эстетического»; философско-культур о логические идеи о творчестве, как .результате продуктивной деятельности (М.М. Бахтин, М.С. Каган);

на общенаучном, уровне: теория социального управления и системного подхода (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Ю.А. Конаржевский, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин); методология педагогического исследования (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.Ы. Скаткин); общая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теория субъектно-сти (А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, В.И. Слободчиков); теории перехода действий в глубинные процессы мышления в процессе интериоризации (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), формирования педагогических способностей (Н.В. Кузьмина); личностный подход (А.В. Мудрик, А.Б. Орлов и др.);

на конкретно-научном уровне: исследования в области эстетического воспитания и музыкальной психологии (Ю.Б. Борев, Н.И. Киященко, М.Г. Пло-хова, С.Х. Раппопорт, Б.М. Теплов, В.Н. Шацкая); аксиологический подход к педагогической деятельности и эстетическому воспитанию (Е.В. Бондаревская,

В.А. Сластенин и др.); теория музыкального воспитания (Э.Б. Абдуллин, О.А, Апраксина, Н.И. Киященко, В.В. Медушевский, Н.В. Назайкинский); концепция музыкального воспитания (Д.Б. Кабалевский); исследования в области технологии обучения (СИ. Архангельский, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий); мо-тивационный программно-целевой подход, разработанный И.К. Шалаевым.

Решение поставленных задач и проверка гипотезы обеспечивались комплексом методов, среди которых ведущими являются методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительного, ретроспективного, конкретизации и обобщения), моделирование, мысленный эксперимент; восхождение от абстрактного к конкретному; анализ и синтез; индукция и дедукция; изучение практической деятельности преподавателей музыкальной ритмики. Эмпирические: анкетирование, тестирование, беседа, опрос, ранжирование, самооценка и анализ продуктов творчества студентов, систематизация; обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение); экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты); качественный и количественный анализ экспериментальных данных; методы статистической обработки полученных результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились: факультет физической культуры Барнаульского государственного педагогического университета (БГПУ), факультет физической культуры Новосибирского государственного педагогического университета, Ыовоалтаиская общеобразовательная школа (НСШ) № 1 Алтайского края, Венгеровская общеобразовательная школа № 1 Новосибирской области. В эксперименте принимали участие 50 студентов ФФК Барнаульского государственного педагогического университета, учащиеся НСШ №1 (28 чел.), учащиеся общеобразовательной школы № 1 с. Венгерово Новосибирской области (18 чел.).

Исследование осуществлялось в три этапа (2000 - 2006 гг.)

Первый этап (2000 - 2001 гг.) - поисково-аналитический. Изучено состояние проблемы в педагогической теории и практике; проанализирован опыт

работы преподавателей музыкальной ритмики и выявлен уровень эстетической воспитанности студентов факультета физической культуры БГПУ; определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологическая основа и методы исследования; разработана программа опытно-эксперименталы-гой работы, проведен констатирующий эксперимент.

Второй этап (2001 - 2003 гг.) - опытно-экспериментальный. Апробированы и внедрены разработанные учебно-воспитательная программа и технология эстетического воспитания будущих учителей физической культуры средствами музыкальной ритмики и проведен формирующий эксперимент.

Третий этап (2003 - 2006 гг.) - обобщающий. Осуществлен анализ результатов опытно-экспериментальной работы, сопоставлены теоретические и практические выводы, обобщены и систематизированы полученные результаты, закончено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

- выявлены закономерности эстетического воспитания будущих учителей
физической культуры средствами музыкальной ритмики: повышение уровня
соответствующей воспитанности положительно влияет на формирование лич
ности учителя, достижение спортивных результатов позитивно отражается на
обеспечении целостного процесса эстетического воспитания учащихся;

- определены организационно-педагогические условия эстетического
воспитания будущих учителей физической культуры (мотивациоыный про
граммно-целевой подход к организации управления процессом эстетического
воспитания на целевом, процессуальном и контрольно-аналитическом уровнях,
интегративное взаимодействие музыкальных и физических упражнений);

- представленные программа и технология, включающие в себя цель, за
дачи, принципы, средства, формы, методы, отличаются от традиционной про
граммы тем, что у студентов формируются знания и умения работы с музы
кальными первоисточниками высокого художественного уровня, потребность

творческого синтеза движения и музыки, навыки составления программ по музыкальной ритмике, учитывающие индивидуальные особенности учащихся;

- разработаны критерии эстетической воспитанности будущих учителей
физической культуры: мотивационный (интерес к музыкальной ритмике как
существенному компоненту творческого развития учащихся); личностного раз
вития (эстетический вкус, эрудиция, творческий подход к будущей профессии,
потребность к самоорганизации педагогической деятельности); теоретическая
готовность (зпание основ мотивационного программно-целевого управлеИия
учебным процессом, знание принципов разработки индивидуальных и группо
вых программ ритмической гимнастики); практическая готовность (умение
реализовать систему воспитательных функций ритмической гимнастики, разви
вать на их основе творческие способности учащихся, разрабатывать спортив
ные творческие проекты).

Теоретическая значимость исследования:

- обоснованы научные подходы к решению проблемы эстетического вос
питания будущих учителей физической культуры: социальная обусловлен
ность, активное использование форм и жанров музыкального искусства, созда
ние стимулытых ситуаций, дихотомичность генеральной цели, что позволяет
более глубоко изучить роль музыкальной ритмики в решении комплексной
проблемы эстетического воспитания студентов ФФК;

- уточнены понятия «музыкально-ритмическая деятельность», «музы
кально-ритмическое воспитание»;

расширены представления о роли и значении музыки в воспитании физических, волевых и духовных качеств спортсменов, тренеров и учителей физической культуры;

выявлены перспективные тенденции, реализация которых будет способствовать повышению эффективности эстетического воспитания студентов средствами музыкальной ритмики.

Практическая значимость исследования состоит в разработке учебной программы и технологии формирования эстетической воспитанности у студентов ФФК средствами музыкальной ритмики на основе МПЦП, которые могут применяться на занятиях по предметам психолого-педагогического и гуманитарного циклов. Научно-методические рекомендации (Трубникова Н.Ф. Эстетическая подготовленность будущих учителей физической культуры средствами музыкальной ритмики. - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2004. - С.225-254. Приложения №№ 4 - 16), конкретная технология по эстетическому воспитанию будущих учителей физической культуры могут быть использованы как дополнительный материал при составлении учебных программ, планов, методических пособий и рекомендаций для общеобразовательных и детско-юношеских спортивных школ.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Эстетическая воспитанность будущих учителей физической культуры средствами музыкальной ритмики заключается в стремлении к физическому совершенству и художественному творчеству средствами музыки, развитии эмоциональной сферы на основе восприятия, осмысления и усвоения компонентов музыкальной культуры, гимнастики и хореографии.

  2. Программа и технология эстетического воспитания носят комплексный характер, объединяют традиционные и инновационные методы и приемы эстетического воспитания (осознание студентами необходимости развития эстетических способностей, значения музыкальной ритмики как одного из средств эстетического воспитания) и разработаны на основе мотивационного программно-целевого подхода, включающего .дерево целей, нормы-образцы, системный анализ психологической и технологической готовности, управляющую программу, что позволяет «вооружить» будущего учителя знаниями и умениями эффективной организации учебно-воспитательного процесса в школе.

  3. Эстетическая воспитанность будущих учителей физической культуры средствами музыкальной ритмики оценивается с помощью критериев (единство

содержания и формы, мастерство, грациозность, чувство меры, гармоничность, динамичность исполнения музыкально-ритмических задач); показателей психологической готовности (осознание целей и задач, значимости музыкальной ритмики для личностного развития, готовность к восприятию классической музыки); показателей технологической готовности (объем и глубина знаний, их прочность, эффективность применения).

4. Являясь интегративным качеством личности, эстетическая воспитанность обеспечивает готовность будущего учителя физической культуры к творческой работе, выявлению и развитию художественного потенциала учащихся, формированию у них устойчивой потребности духовного и физического совершенства.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечены исходными методологическими позициями, совокупностью теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету, цели, задачам; обоснованием и практической апробацией программы и технологии эстетического воспитания студентов ФФК средствами музыкальной ритмики; корректным использованием математических методов обработки результатов исследования; репрезентативностью и статистической значимостью полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись при непосредственном участии автора в научно-экспериментальной работе на кафедре гимнастики Барнаульского государственного педагогического университета, на факультете физической культуры Новосибирского государственного педагогического университета, в Новосибирском колледже физической культуры, Новоалтайской общеобразовательной школе (МОУ) № 1 Алтайского края, Венгеровской общеобразовательной школе (МОУ) № 1 Новосибирской области.

Основные положения и выводы получили отражение в научных публикациях, докладах и методических рекомендациях. Результаты исследования об-

суждены и получили одобрение на Всероссийской (Барнаул, 2003), межвузовских (Барнаул, 2000-2005) научно-практических конференциях и научно-методических семинарах на кафедрах гимнастики Московского областного педагогического университета им. Н.К. Крупской, психологии управления и гимнастики Барнаульского государственного педагогического университета, физической культуры и спорта Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова. По теме исследования автором опубликовано 17 статей общим объемом - 7,8 печ. л.

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (230 источников), 16 приложений.

Анализ разработанности проблемы эстетического воспитания студентов физической культуры в психолого-педагогической литературе

Научное исследование любой педагогической проблемы предполагает глубокий анализ, осмысление как позитивных, так и отрицательных результатов научных, практических разработок. Без опоры на принципы гуманистического воспитания невозможен целостный педагогический процесс. Все принципы определенным образом соподчинены, представляют собой систему, где каждый из них предполагает другие и реализуется только при условии осуществления всех остальных. Эти принципы отражают основное требование к организации воспитательно-образовательной деятельности, «указывают ее направленность, а в конечном итоге помогают подойти творчески к построению воспитательно-образовательного процесса» [136, с. 174].

В период конца XIX - первой трети XX вв. внимание ученых акцентируется на необходимости развития общественных (гуманитарных) наук. В это время складывались различные научные направления, теоретические подходы, изучался практический опыт, формировались концепции, осуществлялся поиск наиболее эффективных путей и средств гуманистического воспитания подрастающего поколения.

Идеи русских мыслителей Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, B.C. Соловьева и других прогрессивных деятелей XIX-XX вв. сыграли важную роль в утверждении общечеловеческих ценностей. Дореволюционные ученые видели основную цель эстетического воспитания в приобретении реальных знаний, воспитательный процесс носил репродуктивный характер. Эффективность воспроизведенных знаний считалась одним из основных критериев при оценке уровня эстетического развития [176]. В теоретических концепциях В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, П.Ф. Капте-рева, П.Ф. Лесгафта (конец XIX века) достаточно четко определено место эстетического воспитания в педагогике. Отечественные ученые стремились связать идеал личности с разносторонними знаниями и умениями, в частности - умениями ценить красоту в трудовой деятельности, природе и искусстве. Эстетическое воспитание они рассматривали в прямой связи с нравственным воспитанием [136].

Теоретические положения в области гуманитарного образования нашли отражение в трудах, посвященных деятельности отдельных педагогов: статьи М.В. Михайловой о К.Н.Веытцеле (теория свободного воспитания); исследования о педагогической деятельности П.Ф. Каптерева; книга А.В. Шабунина о педагогическом творчестве П.Ф. Лесгафта. В работах И.И Каирова, Ф.Ф. Королева, А.И. Лебедева в той или иной степени отражены взгляды А.В. Луначарского на проблемы эстетического воспитания. Анализ теоретических работ А.В. Луначарского дает возможность проследить пути решения проблем гуманитарного образования советского периода до 1930-х годов [172, с. 163-164].

Трансформации в материальной и духовной сферах современной жизни неизбежно влекут за собой изменения в педагогической науке и практике. Педагогическую практику в широком смысле ученые трактуют как специфический вид социальной практики, цель которой - обучение и воспитание молодого поколения на основе активного усвоения знаний, умений, навыков и самостоятельного их применения. Это целенаправленная педагогическая деятельность образовательных учреждений по управлению процессом развития личности каждого учащегося [48].

Развитие теории и практики обучения и воспитания должно опираться, по мнению современных ученых, на модель человека, которая представляет собой творчески активного субъекта исторического процесса, проявляющего свои способности в общественно полезной деятельности [48]. Концепции такой модели представлены в трудах В.Н. Гончарова, В.Н. Филиппова, К.А. Шварцмана и других ученых. Развитие и реализация способностей человека предполагает развитие личности в единстве интеллектуальных, физических, эстетических и других ее качеств [48, 196, 197].

Эстетика, выделившаяся из состава философии, как самостоятельная дисциплина, - относительно молодая гуманитарная наука. До сих пор существуют разночтения в ее характеристиках (предмет, содержание и т.д.) из-за «вербальной неуловимости ее предмета, тонкости духовных материй, с которыми она призвана работать» [20, с. 8].

Исходной категорией эстетики как науки является понятие «эстетическое». «Эстетическое» в систему философских понятий вошло в XVIII веке как понятие «прекрасное». Такое замещение иногда наблюдается и в современной эстетике, но это не дает основания для отождествления этих понятий. «Эстетическое» выступает как общая характеристика категорий эстетики, в ряду которых «прекрасное» является наиболее специфичной (поэтому и используется в качестве эквивалента «эстетического»). Природа «эстетического» анализируется на протяжении всей истории философии, начиная с античности. Для Пифагора прообразом прекрасного, источником эстетического чувства является космос. Для Сократа прекрасно то, что хорошо приспособлено к определенной цели. У Платона - прекрасное, наряду с истиной, является проявлением абсолютной идеи. Аристотель специфику «эстетического» видит в искусстве. Искусство (как эстетический вид деятельности), по Аристотелю, основано на подражании действительности, знании ее правил, благодаря чему вещи, приобретая определенную форму, «доставляют радость от узнавания подлинного значения вещей» [222, с. 8]. В XVIII веке понятие «прекрасное» и «красивое» названо «эстетическим».

Дерево целей и исполняющая программа эстетического воспитания будущих учителей физической культуры

При постановке целей обучения А.А. Вербицкий считает одним из недостатков - слишком общее определение целей, их замену содержанием, темами, элементами учебного процесса, а также замену дидактических целей запланированной деятельностью учителя, «при которой невозможно выявить результат достижения учащимися этих целей» [32, с. 21]. По А.А. Вербицкому целью должно быть «выращивание» личностного потенциала человека, развитие его способностей к адекватной деятельности в предметных и социальных ситуациях, а содержанием обучения - обеспечение достижения цели «научения», развития и воспитания [32]. Дерево целей, исполняющая программа, управляющая программа дают возможность преодоления вышеуказанного недостатка. Исполняющая программа направлена не только на «желаемый результат», но и на прогнозируемые меры его достижения (И.К. Шалаев), что позволяет установить степень сформированности эстетической воспитанности будущих учителей физической культуры.

В процессе достижения цели исследования мы руководствовались рекомендациями ученых по формированию содержания обучения (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, И.П. Подласый, М.Н. Скаткин, И.К. Шалаев и др.): «важно раскрыть причинно-следственные, генетические, функциональные связи развития и управления. Чем шире будет показана сеть связей, тем глубже исследователь проникнет в сущность предмета своего познания. Из всех связей вычленять наиболее устойчивые, существенные ...» [11, с. 108]. Содержание обучения всегда опирается на соответствующие критерии. Основываясь на разработках этих ученых, мы определили комплекс критериев отбора элементов содержания предмета музыкальной ритмики.

1. Учет опыта (как важного элемента планирования), накопленного педагогикой в области музыкально-ритмической подготовки будущих учителей, отраженного в соответствующих программах, а также результаты исследований в области эстетического воспитания будущих учителей.

2. Отражение в содержании музыкальной ритмики целевого компонента эстетической воспитанности студентов ФФК, то есть в содержание должны вводиться способы деятельности, знания, направленные на более эффективную реализацию каждого блока дерева целей.

3. Критерий оптимизации учебной программы: выделение в системе наиболее значимых элементов содержания и определение второстепенных.

4. Критерий профессиональной значимости изучаемого предмета: знания, умения, навыки должны быть оправданы с точки зрения их необходимости для педагогической, эстетической деятельности будущего учителя физической культуры.

5. Критерий соответствия содержания музыкальной ритмики исходному уровню эстетического развития студентов; содержание должно быть доступным в усвоении, не вызывать значительных затруднений. При этом содержание предмета должно быть направлено на достижение оптимального уровня эстетического развития студента.

Поскольку модель нормы-образца (основа ИП) теоретически восходит к качественно-количественному представлению идеала деятельности, - основой для осуществления контроля за процессом эстетического воспитания студентов и его регулирования является исполняющая программа, выявляющая уровень сформированное требуемых знаний и умений на любом этапе обучения и воспитания. Таким образом, адекватная дереву целей исполняющая программа (приложение 4) представляет собой разработанные качественно количественные характеристики готовности студентов ФФК к эстетическому воспитанию средствами музыкальной ритмики. В разработанных нормах-образцах отражены уровни мотивационнои (измеряемые параметры мотивационнои готовности: цели учебно-познавательной деятельности студентов, мотивы и потребности в осуществлении формирования эстетической воспитанности, удовлетворенность своим участием в процессе подготовки, чувство собственной успешности в осуществлении учебно-познавательной деятельности, удовлетворенность результатами своего труда) и технологической (содержательной и операциональной - набор специфических и общих знаний и умений, способность применить их в практической деятельности) подготовки студентов ФФК к эстетической деятельности (приложение 2). Эти уровни оценивались по заданным качественно-количественным параметрам: оптимальный (9-10 баллов), допустимый (6-8 баллов), критический (4-5 баллов), недопустимый (0 -3 балла) в соответствии с требованиями к компетентности с точки зрения системного подхода к изучаемой проблеме и способности студентов к самостоятельному анализу изучаемой проблемы.

Управляющая программа эстетического воспитания будущих учителей физической культуры

Управляющая программа - это совокупность управленческих действий по определению дерева цепей, разработке исполняющей программы и обеспечению их реализации на всех этапах: организационном, социально-психологической стратегии, социально-психологической тактики, технологическом [18]. Социально-психологическая стратегия и социалы-ю-лсихологическая тактика в нашем исследовании (согласно УП) реализованы через функции традиционного управленческого цикла, т.е. через анализ, планирование, организацию, контроль, регулирование.

Социально-психологическая стратегия (ас-пс-ос-кс-рс) Предметом стратегического анализа (ас) исследования явилось изучение мотивационной готовности студентов экспериментальной группы к эстетическому воспитанию средствами музыкальной ритмики, определение исходного уровня их эстетической воспитанности (анализ потребностей, интересов, ценностных ориентации и т. д.)- Стратегическое планирование (не) - проектирование подготовки обучающихся к эстетическому воспитанию, определение целей, содержания, методов, форм организации системы эстетического воспитания, предполагаемый результат взаимодействия студентов и преподавателей. Стратегическая организация (ос) - реализация спроектированной системы подготовки. Стратегический контроль (кс) - оценка подготовленности студентов в процессе эксперимента. Стратегическое регулирование (рс) - корректировка процесса реализуемой социально-психологической стратегии. Таким образом, социально-психологическая стратегия представляет собой деятельность преподавателя, который переводит социально-значимую цель в мотив деятельности студентов, выражаемый готовностью к целенаправлеиному труду (осуществляется целевая ориентация студентов).

Социально-психологическая тактика, где тактический анализ (ат) - подведение базы убеждений под цели и задачи. Достигается социально-психологическими функциями: ц_ (целевая ориентация студентов), в (воспитание и профессиональное совершенствование обучающихся), е (ценностно-ориентационное единство и психологический климат коллектива), с - (сти-мульные ситуации в учебно-воспитательном процессе). Тактическое планирование (пт - планирование базы убеждений), адекватное тактическому анализу, предполагает необходимую стимульную ситуацию, побуждающую к активизации овладения знаниями и умениями реализации эстетического воспитания. Организация тактическая (от) направлена на осуществление планирования тактического; тактический контроль (кт) предполагает определение промежуточного результата уровней мотивационной и технологической готовности студентов к эстетическому воспитанию на выделенном этапе экспериментальной работы. Регулирование тактическое (рт) определяет коррекцию (по необходимости) социально-психологической тактики по отношению к обучающимся при подготовке их к эстетической деятельности. Таким образом, социально-психологическая тактика являет собой реализацию преподавателем совокупности социально-психологических функций, а именно: целевой ориентации студентов, воспитания и профессионального совершенствования, формирования ценностной ориентации и социально-психологического климата, а также стимулирования, готовность студентов к совместной деятельности с преподавателем выполнять оперативно-технологические функции. Содержанием социально-психологической тактики, которая обеспечивает благоприятную психологическую почву, является «опережающая реализация социально-психологических функций по отношению к оперативно-технологическим ...» [209, с. 37].

Разработанная программа эстетического воспитания студентов ФФК средствами музыкальной ритмики основана на требованиях к компактности ее содержания в рамках учебного времени, доступности, глубине изучаемого материала. Содержание экспериментальной программы направлено на достижение оптимального уровня эстетической воспитанности студентов ФФК. Определены факторы, необходимые при выборе средств, форм, методов обучения: цель обучения, конкретная дидактическая задача, специфика данного предмета, характер содержания учебного предмета, психологическая готовность студента к усвоению материала, принципы обучения, ценность метода, уровень общего развития, связь обучения с жизнью.

Похожие диссертации на Эстетическое воспитание будущих учителей физической культуры средствами музыкальной ритмики