Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изучение иностранного языка в педвузе как фактор гуманистического развития личности будущего педагога Ибраева Ляззат Бостановна

Изучение иностранного языка в педвузе как фактор гуманистического развития личности будущего педагога
<
Изучение иностранного языка в педвузе как фактор гуманистического развития личности будущего педагога Изучение иностранного языка в педвузе как фактор гуманистического развития личности будущего педагога Изучение иностранного языка в педвузе как фактор гуманистического развития личности будущего педагога Изучение иностранного языка в педвузе как фактор гуманистического развития личности будущего педагога Изучение иностранного языка в педвузе как фактор гуманистического развития личности будущего педагога Изучение иностранного языка в педвузе как фактор гуманистического развития личности будущего педагога Изучение иностранного языка в педвузе как фактор гуманистического развития личности будущего педагога Изучение иностранного языка в педвузе как фактор гуманистического развития личности будущего педагога Изучение иностранного языка в педвузе как фактор гуманистического развития личности будущего педагога
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ибраева Ляззат Бостановна. Изучение иностранного языка в педвузе как фактор гуманистического развития личности будущего педагога : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2004 173 c. РГБ ОД, 61:05-13/1402

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Язык как социально-психологический феномен в его духовном влиянии на личностное развитие Человека 20- 78

1.1. Специфика потенциального влияния процесса изучения иностранного языка на личностное развитие 20-42

1.2. Гуманистическая ориентация процесса изучения иностранного языка в педвузе 43 -57

1.3. Рабочее моделирование гуманистически ориентированного процесса преподавания иностранного языка в педвузе 58-78

ГЛАВА 2. Методическое обеспечение гуманистического влияния на личностное формирование процесса изучения иностранного языка 79-140

2.1. Принципы гуманизации учебных занятий по изучению иностранного языка в педвузе 79-101

2.2. Методика формирования гуманистического отношения к Человеку в процессе учебных занятий 101-123

2.3. Динамика формирования гуманистического отношения к Человеку у студентов при изучении иностранного языка 124-140

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 141-148

ЛИТЕРАТУРА 149-173

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное общество стоит на путях реформ, содержанием которых является целенаправленное движение к цивилизованным странам, к качественно новому уровню жизни. Именно сейчас закладываются ценностные предпочтения, выступающие в качестве причины того или иного выбора пути развития. От характера утверждаемых ценностей зависит дальнейшее развитие любого общества. На первый план должна выйти новая концепция межэтнических отношений - формирование межнационального согласия. Начало XXI века ознаменовалось коренными изменениями в политических системах мира. Начавшийся обвальный передел собственности, деление людей по принципу «коренное население», «титульная нация», «исконно проживающие», «национальное меньшинство» и т.п. привело к тому, что межэтнические конфликты коснулись даже тех, кто целыми поколениями проживал бок о бок и не обращал внимания, на каком языке говорит его сосед, к какой национальности он принадлежит. Суверенизация может стать злом, если она приведет к локализации национального духа, выключению его из мирового духовного процесса. В настоящее время наблюдается следующая картина. Умело разжигаемые межэтнические и межконфессиональные конфликты приводят к тому, что у человека, увидевшего (услышавшего, прочитавшего) о преступлениях, совершенных представителем другого этноса, невольно складывается негативное отношение к этому этносу вообще. Он начинает ненавидеть все и вся, связанные с этим народом (язык, культуру и т.п).

Мы имеем возможность наблюдать за тем, как то и дело вспыхивают межнациональные розни, держится напряженность. В то же время наблюдаются расширение границ и рождение некоего человеческого единения (объединенная Европа, создание Союза четырех стран (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан)). Последние события мирового масштаба хорошо иллюстрируют картину национального взаимодействия. Олимпийские игры 2004 года в Афинах явились практическим свидетельством возможности единения стран. Они же показали, что политическое вмешательство в межнациональные интересы перекрывает, уничтожает, снимает это единение, возникает отчужденность, вражда, противостояние. Человечество должно понять, что оно само является неким феноменом. Возрождение гуманистической идеи Человека как наивысшей ценности — главный приоритет сегодняшнего дня.

Какие бы катаклизмы ни сотрясали мир, непреходящей гуманистической ценностью остается ценность самого человека, в котором представлен весь мир в его физическом, биологическом, социальном и духовном проявлении. Человековедение во все времена было объектом внимания философов, но и сегодня постижение природы человека остается одной из основных задач науки.

Человек одновременно является носителем национальной принадлежности и носителем общечеловеческих качеств.

На наш взгляд, XXI век должен стать веком воспитания новой формации людей, которые смогут разрешать это противоречие. Последние десятилетия бурно развивающейся технократии показали, что в погоне за призрачными идеями был забыт сам человек. Уже сегодня мы имеем целое поколение молодых людей, не способных сопереживать, у которых перед глазами многочисленные примеры (и призывы) быстрого обогащения: культ денег ставится превыше всего,

а духовность, нравственность и мораль — для них смешные пережитки.

Силы образования должны быть положены на то, чтобы
будущее нашей страны не оказалось в руках ограниченных, черствых
и равнодушных людей. В противном случае, если человечество не
примет в качестве приоритета этику, нравственность и сознание, мир
может стать на краю новой катастрофы, порожденной бездушием,
моральным уродством и старым мышлением. Проблемы, связанные с
духовно-нравственным содержанием личности, с исследованием
сущности и содержания культуры, составляют предмет интереса не
только культурологии, философии, но и педагогики. Педагогика, как
известно, есть наука о воспитании человека, о процессе
формирования личностных качеств, познания самого человека,
раскрытия, развития и формирования внутреннего духовного мира
человека, перевода индивида в личность, объяснения смысла жизни
человека, развития его способностей. Педагогика представляется нам
смыслообразующей, ценностной и профессионально

ориентированной наукой.

В возможностях педагогов организовать целенаправленное влияние на духовно-нравственный мир личности обучаемого, главное, чтобы сами педагоги серьезно осознавали реальную опасность, исходящую от отсутствия духовности и падения морали.

Коренные социально-экономические изменения в обществе резко повысили требования к процессу воспитания. Повысились требования к профессиональной подготовленности к духовно-нравственному воспитанию молодежи. В этом плане интересы развития экономики, науки, культуры, совершенствования межличностных и межнациональных отношений, самого человека как высшей ценности цивилизованного общества, как феномена

мира требуют более прогрессивного и развернутого подхода к обучению и воспитанию молодежи. Культура отличается преемственностью, накоплением духовных и материальных ценностей, их передачей подрастающему поколению, она тесным образом связана с важными задачами духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Наблюдаемый сегодня кризис культуры проявился также в такой сфере общественной жизни, как духовно-нравственная, в которой стало очевидным разложение общественных нравов. Философы, педагоги во все времена задумывались над вопросами о нравственном воспитании молодого поколения. Проблема ценностей как никогда остро встала перед нашим обществом. Как отмечает Е.Н. Аубакиров, «...постановка проблемы ценностей в условиях трансформационных процессов общества переходного периода вызвана необходимостью показать современный уровень развития аксиологический мысли, выявить реальные тенденции и существующие противоречия в ценностном сознании наших граждан» [22. С. 5].

По словам Москаленко А.Т., «на основе функционирующих в обществе ценностей у всякого индивида формируется личная система ценностей, или личная система ценностных ориентации, которая приобретает форму некоторой совокупности принципов понимания социальной реальности, собственного поведения и поведения других людей» [167. С. 212-213].

Идея провозглашения человека как наивысшей ценности на земле, мечта о том, чтобы человека принимали как ценность независимо от цвета его кожи, разреза глаз и вероисповедания должна дойти до сердца каждого жителя планеты Земля. Следствием этого должен стать выход на изучение нескольких языков (овладение

языком каждым ребенком для обогащения его опыта общения с миром).

Ян Амос Коменский считал, что нравственным воспитанием достигается управление человека собой. Он признавал главными вечными человеческими качествами доброту, мудрость, справедливость и мужество. Вопросы воспитания личности занимали центральное место в его трудах, посвященных вопросам нравственного формирования.

А. Дистервег писал, что любовь к своему народу и человечеству должна развиваться одновременно. Идеи гуманизма и равенства людей разных национальностей звучат в его трудах.

В работах К.Д. Ушинского идея Человека получила особое звучание, когда он говорил о воспитании гражданина России. Большой вклад в разработку теории внесли Ш.А. Амонашвили, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, Н.И. Пирогов, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий и др.

Гуманистическая идея воспитания неотвратимо требует повышения профессионализма педагога. Рядом ученых (Ф.М. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.) установлен и обоснован непреложный тезис о том, что успешное занятие многосложной педагогической деятельностью невозможно без особых личностных качеств педагога. Без них работа педагога будет непродуктивной.

Основным средством формирования личности студента является обучение, поэтому к личности преподавателя предъявляются большие требования. Изучение проблемы формирования личности учителя и его профессиональной подготовки, различные аспекты профессионально-педагогической подготовки изложены в исследованиях СИ. Архангельского, Н.В. Кузьминой, В.А.

Сластенина, Т.И. Шамовой, А.И. Щербакова (структурные элементы педагогической деятельности); P.M. Асадуллина, Ф.Н. Гоноболина, В.В. Давыдова , А.А. Красновского, Н.Д. Левитова, К.М. Маркарян (психология личности учителя); В.А. Кан-Калик, Н.Б. Крыловой, В.В. Серикова, Е.Н. Шиянова (особенности подготовки педагогов с учетом их личностного развития); B.C. Грехнева, Э.А. Гришина (культура педагогического общения и профессионально-эстетическая подготовка); Е.И. Артамоновой, Л.П. Илларионовой, Р.И. Лозовской (формирование и развитие духовно-нравственной культуры учителя); И.А. Зимней (гуманистические подходы к воспитанию).

Проблема межэтнических взаимоотношений и формирование культуры межнациональных отношений отражена в работах Р.А. Дюсуповой, Л.И. Сексенбаевой, Н.А. Асиповой. Проблему ценностей в переходный период рассматривают Е.Н. Аубакиров, Э.П. Вакс (формирование социокультурных ориентации).

В последнее время появился ряд исследований, связанных с проблемой гуманистического, духовно-нравственного формирования личности (А Бейсенбаева., Р.А. Дюсупова, Г.И Калиева), с проблемой ценностного подхода к формированию гуманистической направленности студента (В.П. Бездухов, А.В. Бездухов), с проблемой особенностей субъект-субъектного подхода при изучении иностранного языка в вузах культуры (В.Л. Баженов), с проблемой формирования ценностного эстетического отношения у старшеклассников (А.В. Хорошенкова). Духовно-нравственному развитию и воспитанию подрастающего поколения посвящены работы Т.П. Грибоедовой (подготовка учителя к деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся), М.М. Мукамбаевой (духовная культура школы), С.Г. Макеевой (духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами уроков русского

языка), А.В. Нестеренко (духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуры), Т.И. Петраковой (гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания, подростков). Однако влияние изучения иностранного языка на формирование гуманистической личности студента педвуза пока еще находится в процессе исследования.

С одной стороны, в мире как никогда остро стал национальный вопрос. С другой стороны, разрушаются общечеловеческие ценности, и, прежде всего, ценности Человека как такового. Проблема межнациональной розни и людей разных национальностей требует разрешения и, в свою очередь, ставит особые задачи перед процессом воспитания личности педагога.

Современный мир испытывает большую потребность в человеке, осознающем свое значение, свою деятельность, способном понимать себя, особенности бытия и настоящего мира, культуру других народов. Человек является носителем духовности и средством ее развития. В нем заключается смысл мироздания, поэтому высшей ценностью на Земле является человек. Религия, политика, мировоззрение служат основой для разъединения народов, но идея Человека лишь одна способна объединить человечество. Никакая другая: ни религиозная, ни экономическая, ни политическая идея - не смогут этого сделать.

Межэтническое общение выступает областью проявления политических, экономических и духовно-нравственных потребностей людей разных национальностей. Этот многогранный процесс человеческого взаимодействия охватывает личностные отношения, которые проявляются во взаимопонимании, сопереживании, желании понять и жить в соответствии с требованиями и потребностями многонационального общества.

От того, насколько ярко в человеке проявляется гуманистическая сущность, и от того, как высока общая нравственная культура, зависят характер и содержание межнациональных отношений. Нравственная культура личности в полной мере проявляется в уважении человека, человеческого достоинства независимо от его национальности, в соблюдении этики межнациональных отношений, в проявлении тактичности и терпимости к национально-культурным различиям.

Одним из факторов, способствующих содействию современного образования, является процесс изучения иностранного языка. Язык как учебная дисциплина имеет все возможности для успешного решения ряда задач и формирования духовной личности. Широкое информационное пространство еще не является гарантом развития языковых способностей личности. По мнению А.А. Леонтьева, овладение языковыми средствами и овладение языком как средством общения - это качественно различные процессы, обусловленные разным пониманием языкового развития. Развитие языковой личности связано с продвижением от элементарных свойств речи к осознанному ее построению, а через него - к спонтанной монологической речи, выражающей интеллектуально-духовное и национально-нравственное содержание этой личности.

В нашей работе мы хотим изучить этот фактор в его потенциальном влиянии на формирование ценностного отношения к человеку как феномену мира. Язык имеет огромное значение в воспитании, посредством его передается весь накопленный духовно-нравственный опыт предыдущих поколений. Демонстрация возможностей языка побуждает у обучаемых желание изучать его, вызывает уважение к языку, к человеку как к создателю языка и носителю культуры.

Цель исследования - выявить психолого-педагогические условия реализации потенциальных возможностей процесса изучения иностранного языка в его влиянии на гуманистическое личностное развитие студента.

Материалом для исследования служили занятия русского и английского языков в казахстанском вузе. В них сконцентрированы все важные вопросы избранной нами проблемы. Важнейшим средством духовно-нравственного воспитания в вузе является учебный процесс. Первостепенное значение в деле формирования нравственности имеет глубокое усвоение студентами содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла, в том числе языковых. Широко известно, что литературе принадлежит огромная и важная роль в духовной жизни общества. Однако и преподавание языков тоже органично связано с духовно-нравственным воспитанием, способствует выработке у студентов мировоззренческой основы моральных убеждений, высокого морально-культурного облика.

Объектом исследования служил язык как социально-психологический и социально-педагогический феномен в его потенциальном духовном влиянии на личность Границами исследования был иностранный язык как фактор формирования гуманистического отношения к «другому человеку» как носителю «другого языка».

Предметом исследования выступил организованный процесс изучения иностранного языка в его влиянии на формирование у студента гуманистического отношения к Человеку как наивысшей ценности. Исследуется процесс гуманистического развития через вычленение существенного признака гуманистического отношения, а именно: ценностное отношение к человеку. Показателей гуманистического отношения очень много: это и доброта, и

милосердие, и психологическое качество - толерантность и др. Но показатели есть внешние проявления и поэтому могут быть обманчивыми. Форма не всегда адекватна содержанию. Например, студент-казах почтителен к преподавателю-русскому, но мы не можем сказать, что его почтительность есть внутреннее отношение, уважение к человеку. Поэтому в работе со студентами мы ограничили свое исследовательское наблюдение и опыт существенным признаком, а именно: признание человека как ценности.

Мы избрали речевой язык, речь как разновидность языка. Другими словами, нас интересует: каков механизм влияния речи на личность студента, каким образом инициировать процесс педагогического влияния на личность. И мы из широкой палитры гуманизирующего влияния учебных занятий по иностранному языку избрали идею Человека Земли как ценности мира и ключевого отношения гуманистической позиции личности.

Задачи были поставлены в соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования:

выявить воспитательный потенциал процесса изучения иностранного языка и его влияние на формирование гуманистических отношений студента педвуза;

создать рабочую модель профессиональной готовности педагога к организации гуманистически ориентированного обучения иностранному языку;

провести опытно-экспериментальную проверку гипотетической модели и теоретический анализ полученных данных;

разработать научно-методические рекомендации в адрес гуманистической методики обучения иностранному языку студента педвуза.

Методологическим основанием нашего исследования избраны философские положения об амбивалентности мира, о человеке как продукте и творце жизненных обстоятельств, о сущности человека как совокупности социальных отношений, о социальной среде как основном факторе развития человека, о единстве формы и содержания, о языке как основном способе взаимодействия и общения людей на Земле, о языке как феномене, отражающем реальность мира, об идее Человека, содействующей единению человечества на Земле.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что

процесс изучения иностранного языка обладает сильным воспитательным потенциалом в развитии у студента гуманистической позиции по отношению к представителям разных национальностей и повышает его профессиональную подготовку к гуманистическому воспитанию детей;

идея Человека как наивысшей ценности жизни, выступающая лейтмотивом учебных занятий по иностранному языку, развивает способность разрешать личностное противоречие между национальной и общечеловеческой принадлежностью человека;

учебные занятия, реализующие идею гуманистического лейтмотива учебного процесса, выстраиваются на основе аксиологической методики, а с точки зрения содержательной - на мотивационно-смысловом, лингвострановедческом и человековедческом принципах;

решающим условием в реализации потенциальных воспитательных возможностей процесса изучения иностранного языка выступает личностное развитие преподавателя иностранного языка, его мировоззренческая гуманистическая позиция.

Ведущей идеей исследования является признание Человека как
наивысшей ценности вне зависимости от его национальной
принадлежности, содействующее взаимопониманию,

взаимоуважению и единению людей разных национальностей.

Теоретической базой исследования выступили

психологическая теория личности (А.Г. Асмолов, А. Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); теория педагогического образования и формирования личности педагога (Н.В. Кузьмина, ММ. Левина, Н.Д. Никандров, П.П. Пидкасистый, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова, А.И. Щербаков, Н.Е. Щуркова и др); теория восприятия человека человеком (А.А. Бодалев, А.У. Хараш и др.); теория воспитывающего обучения (Ю.П. Азаров, З.И. Васильева, Д.И. Икматова, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялись следующие методы исследования: 1) изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы; 2) педагогическое наблюдение в процессе учебной деятельности студентов разных национальностей; 3) изучение нормативно-правовых документов об образовании, о совершенствовании воспитания граждан правого, демократического государства, о формировании культуры мира и межличностных отношений; 4) опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, альтернативный тезис, беседа); 5) проективные методы (тест-рисунок, недописанный тезис и др.); 6) анализ художественного текста; 7) опытно-экспериментальная работа.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступили Южно-Казахстанский гуманитарный институт им. М. Сапарбаева, Казахско - Арабский университет, средняя школа № 32 им. М.

Ауезова (г. Шымкент). В эксперименте участвовали студенты ЮКГИ (237), КАУ (138). Первый курс - 240, второй курс - 60, выпускные курсы - 75. Всего 375 человек по национальной принадлежности. Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (2000-2001) подготовительный - изучение и анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, постановка проблемы, цели, задач, гипотезы.

Второй этап (2001-2002) теоретико-экспериментальный -разработка содержания и определение методики обеспечения гуманистического влияния процесса изучения иностранного языка на личностное формирование студента педвуза, построение теоретической модели, ее апробация в экспериментальных условиях.

Третий этап (2002-2004) обобщающий - систематизация и обобщение результатов исследования, уточнение и корректировка основных теоретических положений, оформление материалов исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

расширено научное представление о факторах гуманистического формирования личности будущего педагога в педвузе;

в системе профессионального образования педагога выявлены дополнительные воспитательные потенции гуманистического влияния на личностное развитие средствами иностранного языка;

понятийный педагогический аппарат дополняется категориями «аксиологическая методика», «гуманистический лейтмотив», введение которых .в учебный процесс педагогического вуза радикально изменяет содержательную сторону изучения иностранного языка;

Специфика потенциального влияния процесса изучения иностранного языка на личностное развитие

Актуальная задача нынешнего поколения педагогов и общества в целом состоит в том, чтобы возродить духовную жизнь народа. Она должна осуществляться не через простое возвращение к традициям прошлого без учета современности и не через радикальное обновление, порывающее с этими традициями, а через духовно-нравственное обновление, возрождение духовного мира людей, потому что «духовная культура личности - это причастность личности к выработанным на протяжении человеческой истории духовным ценностям, отраженная в виде идей, реализуемых в практической деятельности и поведении личности... Духовная культура — это мера отношения человека к миру и жизни» [283. С.25].

Духовная личность сочетает в себе общечеловеческие ценности и относится к миру как «личностно значимому объекту».

За всю свою многовековую историю человечество в разные эпохи провозглашало центристский подход сначала к Богу (геоцентризм), затем к человеку (антропоцентризм), позже к природе (природоцентризм). Они, по словам философов, «в истории западной философии ...нередко чередуются или совмещаются в панораме одной эпохи. Античный космоцентризм уступает место теоцентризму Средневековья, окрашенный в гуманистические тона натурализм Возрождения сменяется возвышением личности в эпоху Просвещения, а затем обостренным интересом к субъективности человека в период романтизма» [262. С. 67]. И сегодня становится очевидным, что антропоцентризм, идея Человека - то единственное, что сможет объединить мир.

Общность всех культур предполагает некое объединение народов. Н.Я. Данилевский рассматривает эволюцию человеческой культуры, ее прогресса как стремление к разноплановости, многосторонности человеческого духа, стремление к росту многообразия культур народов, в которых сама идея человечества стремится к наиболее полному и всестороннему своему осуществлению [75. С. 574].

Язык как социально-историческое и социально-психологическое явление рассматривается нами в его функции аккумулятора культуры, поскольку он отражает, фиксирует, транслирует достижения культуры. Иностранный язык, обладая такой же функцией, отражает, фиксирует, транслирует достижения национальной культуры. Тем самым язык, с одной стороны, служит обогащению отдельной культуры и, с другой, является отличным средством формирования личности.

Замечательный русский ученый В.М. Бехтерев около ста лет назад провозгласил призыв «Познать и полюбить человека». Он писал: «...для государства и общества кроме профессиональных деятелей, нужны еще лица, которые понимали бы, что такое

человек, как и по каким законам развивается его психика, как ее оберечь от ненормальных уклонений в этом развитии, как лучше использовать школьный возраст человека для его образования, как лучше поставить его воспитание, как следует ограждать сложившуюся личность от упадка интеллекта и нравственности, какими мерами следует предупреждать вырождение населения, какими общественными установлениями надлежит поддерживать самодеятельность личности, устраняя пагубной в общественном смысле пассивности, какими способами государство должно оберегать и гарантировать права личности, в чем должны заключаться разумные меры борьбы с преступностью в населении, какое значение имеют идеалы в обществе, как и по каким законам развивается массовое движение умов и т.п.» [42. С. 523].

Образ мира является многоуровневой системой представлений человеком о мире, людях другого этноса, о своем внутреннем мире, о своей деятельности. В результате объективного и субъективного влияния целенаправленного воспитания, собственной активности, наследственных факторов, среды процесс становления личности человека неразрывно связан с учетом творческой деятельности личности и профессионализма познания.

Гуманистическая ориентация процесса изучения иностранного языка в педвузе

Человек - очень сложный и не до конца изученный феномен. Как отмечает С. Франк, «человек всегда и по своему существу есть нечто большее и иное, чем все, что мы воспринимаем в нем, как законченную определенность, конституирующую его существо. Он есть в некотором смысле бесконечность, потому что внутренне сращен с бесконечностью духовного царства» [260. С.69].

Являясь творцом языка, речевой культуры, современный человек поставил себя в такое положение, когда завтра его речь снова вернется к уровню первобытного человека, и поэтому «еще никогда в истории человек не становился настолько проблематичным для себя» [22. С. 23]. Выделенные возможности воспитательного влияния реализуются при условии присутствия этических моментов в процессе занятий, и таким обертоном, полагаем мы, является идея Человека как феномена мира, отражающего и выражающего себя в языке.

Конец XX столетия ознаменовался кризисом общества, которое сопровождалось падением духовности, переоценкой духовно-нравственных ценностей, когда во главу угла становилось материальное. Как показало время, духовное обнищание людей оказалось не менее опасным, чем угроза ядерной или экологической катастрофы. «Эгоизация - не менее страшная беда человечества, несущая в себе разрушение. Она может превратить общество в конгломерат чуждых друг другу «эгоистов», ведет к отмиранию всех человеческих свойств души», - замечают Н.Е. Щуркова и М.М. Мукамбаева [273. С. 3].

Именно поэтому на пути к развитому демократическому государству правительство берет курс на возрождение духовно-нравственных ценностей. Стремление к счастью (под ним сегодня многими понимается материальное благосостояние) к благополучию, достигаемому через реализацию своих возможностей, уверенность в человеческой самодостаточности достаточно оригинально сочетаются с неверием в мир духовных ценностей. Однако время показало, что никогда материальное благополучие не заменит непреходящих ценностей, таких, как общение, познание.

Сегодня язык (не важно, русский, английский, казахский или другой) как ценность, как высшее достижение и привилегия человечества обесценился. Язык упрощается и опошляется как средство общения. Нередки случаи неоправданного сокращения слов (характерно для американского варианта английского языка: doc вместо doctor, cap вместо captain и т.п.; подобные сокращения порой бездумно переносятся также и в русский или другой язык), замещения простых и понятных всем слов заимствованиями, не всегда уместными в данной конструкции и т.п. Богатая, образная речь в нашей насыщенной, ритмичной жизни как бы уже становится не нужна. Жизнь на бегу заставляет сокращать слова, фразы, некоторые жесты, экивоки, ухмылки без слов становятся понятными. По выражению одного из студентов, «так можно и до мычания докатится».

В. Гумбольдт определял многофункциональность слова, языка следующим образом: «Если бы язык употреблялся только для повседневных нужд жизни исключительно, то слова были бы просто знаками выражаемых намерений и желаний..., на место слова тогда тотчас и непосредственно становился бы в представлении разговаривающих действительный предмет или действительное действие. Но такого языка, к счастью, не может быть между людьми, как существами мыслящими и чувствующими... во всех действительных языках повсюду удерживают свои права личное воззрение и индивидуальное чувство» [71. С 194]. Диапазон мотивов изучения иностранного языка очень широк. Воспитательная прерогатива принадлежит этической мотивации, т.е. когда интерес к языку основывается на интересе к человеку другой нации, другой страны. И этот интерес к другому есть проявление интереса к Человеку вообще.

Л.Н. Толстой писал, что «язык - орудие мышления» и что «обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как». Важным показателем интеллекта, нравственности, общей культуры человека является речь. Слова Саади, сказанные еще в ХШ веке, и сегодня не потеряли смысл: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».

Язык как историко-культурный феномен свидетельствует об уровне власти человека над природой, степени его духовности, культурности. Выступая величайшим памятником национальной культуры, он отражает историю народа, его социальное и духовное развитие. Язык приравнивается ко всякой другой культурной форме, ведь в нем проявляется специфическая творческая деятельность народа. Фиксируя результаты познавательной деятельности человека, язык предоставляет возможность обмена мыслями, передачу духовно-нравственных ценностей, знаний от одного поколения другому. Он обеспечивает осуществление духовной преемственности между различными эпохами.

Принципы гуманизации учебных занятий по изучению иностранного языка в педвузе

Занятие (лекция, семинар, практическое занятие) является ведущей формой организации учебно-воспитательного процесса в вузе. Активная и планомерная учебно-познавательная деятельность студентов обеспечивается именно на занятии. Здесь же происходит активное общение преподавателя с каждым студентом и группой в целом. Содержанием процесса воспитания представляется связь студента - субъекта с объектом -окружающим миром.

Познавая объект, субъект строит свои отношения с ним. Процесс воспитания невозможен без знания мира, без изучения объектов. С.Л. Рубинштейн говорил об отражении мира и отношении к нему как о двух психологических явлениях. М.М. Бахтин в «Эстетике словесного творчества» называет три типа отношений: отношения между объектами, отношения между субъектом и объектом и отношения между субъектами -личностные, персоналистические: диалогические, этические и другие. Говоря об отношениях между субъектами, М. Бахтин предполагает «их опосредованность объектом - и тем, по поводу которого осуществляется общение, и тем, с помощью которого (языка) оно осуществляется, и тем, который создается совместными усилиями общающихся субъектов» [36. С. 343].

Занятие есть центральное звено учебно-воспитательного процесса, на котором происходит общение преподавателя с каждым студентом в отдельности и с группой в целом. Задачей педагога является полноценное общение, грамотная организация процесса формирования социально ценных отношений преподавателя и студента, а также студентов между собой.

Воспитание в вузе осуществляется как через содержание учебного материала, так и через организацию деятельности, характер деятельности педагога и студента, методы, приемы и средства обучения, личность педагога, такт, те отношения, которые складываются между педагогом и студентом в процессе обучения. Эффект воспитывающего обучения напрямую зависит от научно-методического и духовно-нравственного уровня педагога.

Учитель и ученик, преподаватель и студент должны работать в единых ценностных сферах в восприятии окружающей действительности: «главный закон живого и неживого -соответствие, которое только и есть причина взаимодействия и взаимоперехода, а значит и причина отражения...Человек в своем сознании не может отразить из внешнего мира ничего, что не имеет для него ценности и смысла. Это закон восприятия» [74. С. 32].

Элементы формирования гармонично развитом личности должны пронизывать каждый элемент занятия. Серьезной проблемой является проблема соединения обучения и воспитания. Только единство этих процессов может обеспечить успешное решение задач обучения и воспитания. Такое единство практически осуществляется через отношенческий подход к организации обучения. Однако для возникновения связи субъекта с объектом необходимо наличие объекта. Отсутствие знания об объекте исключает наличие отношений, оставляя место для усвоения вербальной формулировки, социальной декларации ценностного отношения. Обучению принадлежит выполнение этой основополагающей функции, т.е. раскрывает образ и сущность объекта реального мира и расширяет границы ценностного мира.

Студент как личность находится как бы в промежуточном состоянии: он уже не «школьник», который «познает мир» и «относится к нему», но и еще не «взрослый» с устоявшимися привычками и отношением к окружающему миру.

Поэтому обучение и воспитание в вузе имеют свою специфику. Между ними есть тесная взаимосвязь: 1) в самом содержании учебной дисциплины (язык) заложены определенные воспитательные влияния; 2) правильно поставленное взаимодействие в процессе учебной деятельности способствует успешному воспитанию. Однако заметим: говорить о тесной связи можно лишь заняв отношенческую преподавательскую позицию.

Похожие диссертации на Изучение иностранного языка в педвузе как фактор гуманистического развития личности будущего педагога