Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку Шпак Наталья Олеговна

Формирование творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку
<
Формирование творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку Формирование творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку Формирование творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку Формирование творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку Формирование творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку Формирование творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку Формирование творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку Формирование творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку Формирование творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шпак Наталья Олеговна. Формирование творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Новокузнецк, 2006 200 с. РГБ ОД, 61:07-13/590

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы и практические предпосылки формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку 13

1.1. Сущность и структура творческого мышления 13

1.2. Проблема формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку 35

1.3. Разработка модели формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку 63

Выводы по первой главе 79

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности модели формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку. 82

2.1. Технология реализации модели формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку 82

2.2. Методика и организация исследования 102

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности модели формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку 112

Выводы по второй главе 130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 137

ПРИЛОЖЕНИЯ 154

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования. Перед

учебными заведениями сейчас ставятся принципиально новые задачи, направленные на формирование у студентов системного мышления, творческой активности и самостоятельности. В учреждениях среднего профессионального образования в подготовке специалиста главным является не усвоение готовых знаний, а развитие у выпускников способностей к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать на основе известных или созданных способов деятельности.

Изучение иностранного языка в колледже способствует не только повышению гуманитарного уровня подготовки будущих специалистов, но также формирует у студентов творческое мышление. В своей будущей профессиональной деятельности студенты столкнуться с необходимостью разрешать проблемные ситуации, требующие нестандартного подхода. Эффективное решение таких проблем будет невозможным без определенного опыта творческой деятельности.

Базовыми в понимании творчества являются идеи Э. де Боно, В.Н. Дружинина, Ю.Н. Кулюткина, Б.Ф. Сорокина, А.Т. Шумилина, М.Г. Ярошевского и других ученых.

Творчество и творческое мышление уже с начала XX века исследовалось в работах Э. де Боно, Дж. Гилфорда, Е. П. Торренса,тде были раскрыты теоретические подходы к проблеме и предложены пути и условия ее решения. В отечественной педагогике по проблеме творческого мышления работали Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, A.M. Матюш-кин, А.Я. Пономарев и ряд других ученых.

Дж. Брунер, А.В. Брушлииский, Дж. Дьюи, В.Т. Кудрявцев, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь, Я.А. Пономарёв, С.Л. Рубинштейн и другие ученые доказывают, что проблемное обучение способствует формированию творческого мышления студентов.

Процесс учения в условиях проблемного обучения сближается с естественным процессом мышления, требует от обучаемых высокой умственной активности, формирует у них способность к самостоятельной творческой деятельности.

Мы полагаем, что для реализации принципов проблемного обучения на занятиях по иностранному языку лучше всего подходит применение метода проектов. Работы отечественных и зарубежных ученых (Е.М. Борисова, И.А. Зимняя, В.П. Кузовлев, Е.С. Полат, Т.Е. Сахарова, а также Т. Говард, Д. Девей, Дж.К. Джонс, В. Килпатрик, Т. Хатчинсон и др.) показывают, что в ходе проектной деятельности студенты приучаются творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ними задач и применять усвоенные ими способы работы над проектом.

Обобщая вышеизложенное можно констатировать, что хотя упомянутые вопросы достаточно разработаны, проблема формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку в современной теории и практике образования не нашла должного отражения в психолого-педагогических исследованиях.

Таким образом, анализ состояния педагогической науки' в исследуемой области позволил выявить противоречие между общественно-профессиональной потребностью формирования творческого мышления студентов колледжа и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории и практике среднего профессионального образования, особенно на занятиях по иностранному языку.

Исходя из указанного противоречия проблема исследования заключается в определении организационно-педагогических условий формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку.

Социальная значимость и педагогическая актуальность проблемы, её недостаточная теоретическая разработанность, а также потреб-

ыость практики определили выбор темы исследования «Формирование творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку».

Цель исследования. Сконструировать модель формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку и разработать технологию ее реализации.

Объект исследования - творческое мышление студентов колледжа на занятиях по иностранному языку.

Предмет исследования - процесс формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку.

Гипотеза исследования состоит в том, что формирование творческого мышления студентов на занятиях по иностранному языку будет осуществляться эффективно, если:

определены педагогические условия, способствующие формированию творческого мышления студентов;

разработана и реализована при помощи адекватной технологии модель формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку;

разработаны критерии, позволяющие выявить уровни сформиро-ванности творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи;

  1. Уточнить сущность и структуру творческого мышления.

  2. Проанализировать состояние исследования проблемы формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку и определить педагогические условия формирования творческого мышления.

3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность
модели формирования творческого мышления студентов на занятиях по

иностранному языку, применив адекватную технологию ее реализации.

4. Разработать и внедрить научно-методические рекомендации по формированию творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку.

Методологические основы исследования:

теоретические основы проблемы творчества, творческого мышления (Д.Б. Богоявленская, Э. де Боно, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, Ю.Н. Кулюткин, A.M. Матюшкин, Б.Ф. Сорокин, Е.П. Торренс, А.Т. Шумилин, М.Г. Ярошевский и др.);

психологическая теория самоактуализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Н. Роджерс и др.);

современные концепции обучения иностранному языку (И.Л. Бим, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов и др.)

концептуальные идеи проблемного обучения (Дж. Брунер, А.В. Брушлинский, Дж. Дьюи, Т.В. Кудрявцев, В.Т. Кудрявцев, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь, Я.А. Пономарёв, С.Л. Рубинштейн и др.);

технология проектного обучения (Е.М. Борисова, Т. Говард, Д. Девей, Дж.К. Джонс, И.А. Зимняя, В. Килпатрик, В.П. Кузовлев, Е.С. Полат, Т.Е. Сахарова, Т. Хатчинсон и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использовались следующие методы исследования:

- теоретические: изучение и анализ философской, психолого-
педагогической и методической литературы по проблеме исследования,
моделирование;

- эмпирические: социологические методы (беседа, опрос, анкетиро
вание, тестирование), педагогическое наблюдение, педагогический экс
перимент, анализ результатов деятельности студентов, методы матема
тической и статистической обработки экспериментальных данных.

Научная новизна исследования:

уточнена сущность и структура творческого мышления, где под творческим мышлением понимается процесс создания субъективно нового, в основе которого лежит использование нестандартных способов деятельности и способность к созданию оригинальных идей; структура творческого мышления определяется исходя из того, какие задачи решаются на каждом этапе творчества, и состоит из четырех этапов: 1) осознание, постановка, формулирование проблемы; 2) выдвижение гипотезы решения проблемы; 3) обоснование и развитие гипотезы; 4) практическая проверка гипотезы;

определены педагогические условия, необходимые для формирования творческого мышления студентов: актуализация потребностно-мотивационной сферы студентов; освоение алгоритма решения творческих задач в процессе проблемного обучения и метода проектов; преимущественное обучение в малых группах; психолого-педагогическую готовность преподавателя к организации творческой деятельности; развитие рефлексивной позиции студентов в процессе обучения;

- сконструирована модель формирования творческого мышления
студентов колледжа на занятиях по иностранному языку, включающая
в себя цель, задачи, принципы, потребностно-мотивационные и содер
жательные компоненты, педагогическое взаимодействие на основе
субъект-субъектного подхода, процессуальные компоненты, уровни
сформированности творческого мышления и коррекцию процесса фор
мирования творческого мышления;

- разработана технология реализации модели формирования творче
ского мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному язы
ку, состоящая из диагностического, организационно-проектирующего,
деятельностного и контрольно-корректирующего этапов;

- определены параметры творческого мышления (беглость, вербальная и образная гибкость, вербальная и образная оригинальность, разработанность) и согласно критериям выявлены уровни сформирован-

ности творческого мышления студентов колледжа (низкий, средний, высокий).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представлена методологическая основа исследования проблемы; раскрыта сущность и структура творческого мышления студентов; проведен анализ состояния исследования проблемы формирования творческого мышления студентов на занятиях по иностранному языку; разработаны педагогические условия формирования творческого мышления студентов на занятиях по иностранному языку.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы доведены до конкретной технологии формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку, которая была реализована в образовательном процессе колледжа и может быть использована как в среднем так и в высшем профессиональном образовании. Разработаны рекомендации «Научно-методические рекомендации по формированию творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку» и внедрены в учебный процесс отделения среднего профессионального образования при Рубцовском институте (филиале) АлтГУ и на факультете среднего профессионального образования при Рубцовском индустриальном институте АлтГТУ имени И.И. Ползу-нова. Данные научно-методические рекомендации предназначены для преподавателей, работающих в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Творческое мышление рассматривается нами, как процесс, характеризующийся ситуативными решениями, в результате которого человек создает что-то новое, ведет преобразовательную деятельность и формирует в себе черты творческой личности. Структура творческого мышления определяется исходя из того, какие задачи решаются на каждом

этапе творчества, и состоит из четырех этапов: 1) осознание, постановка, формулирование проблемы; 2) выдвижение гипотезы решения проблемы; 3) обоснование и развитие гипотезы; 4) практическая проверка гипотезы;

  1. Педагогические условия, обеспечивающие формирование творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному язы-ку: актуализация потребностно-мотивационной сферы студентов; освоение алгоритма решения творческих задач в процессе проблемного обучения и метода проектов; преимущественное обучение в малых группах; психолого-педагогическую готовность преподавателя к организации творческой деятельности; развитие рефлексивной позиции студентов в процессе обучения.

  2. Модель формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку включает следующие взаимосвязанные блоки: цель, задачи, принципы, потребностно-мотивационные и содержательные компоненты, педагогическое взаимодействие на основе субъект-субъектного подхода, процессуальные компоненты, уровни сформированности творческого мышления и коррекцию процесса формирования творческого мышления.

  3. Технология реализации модели формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку состоит из следующих этапов: диагностический (выявление исходного уровня сформированности творческого мышления студентов); организационно-проектирующий (постановка целей и задач проектной деятельности; актуализация потребностно-мотивационной сферы студентов); деятельно-стный (освоение этапов решения творческих задач в ходе проектной деятельности); контрольно-корректирующий (получение и анализ достигнутого уровня сформированности творческого мышления студентов; подведение итогов; коррекция процесса формирования творческого мышления студентов; постановка цели и планирование следующего шага по повышению эффективности творческой мыслительной деятельно-

сти).

Личностное участие соискателя в исследовании состоит в теоретическом обосновании проблемы формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку; разработке педагогической модели формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку и технологии ее практической реализации; разработке рекомендаций «Научно-методические рекомендации по формированию творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку»; определении и экспериментальной проверке педагогических условий формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку; обработке результатов педагогического эксперимента.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилось отделение среднего профессионального образования при Рубцовском институте (филиале) Алтайского государственного университета и факультет среднего профессионального образования при Рубцовском индустриальном институте АлтГТУ имени И.И. Ползунова. В исследовании приняло участие 228 студентов колледжа в возрасте 17-18 лет.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап - (2001-2002 г.г.) - поисково-теоретический. Проанализировано состояние научного знания по исследуемой проблеме, разработан научный аппарат исследования; цель, объект, предмет, гипотеза и задачи, сформулированы исходные методологические положения, определены методы исследования, разработана программа педагогического эксперимента.

Второй этап - (2002-2004 г.г.) - практический. Выявлены педагогические условия формирования творческого мышления студентов; осуществлено конструирование модели, разработана технология формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку; осуществлен педагогический эксперимент.

Третий этап - (2004-2006 г.г.) - обобщающий. Проведен анализ, систематизация и интерпретация результатов исследования, уточнены основные его положения, сформулированы выводы и рекомендации, оформлен окончательный вариант текста диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены целостным подходом к решению проблемы, теоретико-методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений, корректной организацией опытно-экспериментальной работы, применением адекватных предмету изучения теоретических и эмпирических методов исследования, использованием аппарата математической статистики, качественным и количественным анализом результатов опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждены и получили одобрение на международных (Пенза, 2003; Москва, 2004), всероссийских (Барнаул, 2003-2004; Новосибирск 2004-2005; Кемерово, 2006), региональных (Новосибирск, 2003), краевых (Барнаул, 2002-2004) научно-практических конференциях.

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в 11 работах, общим объемом 3 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 190 источников, из которых 14 на иностранном языке, 10 таблиц, 1 рисунка, приложений. Общий объем работы - 200 страниц, основной текст - 153 страницы.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методы исследования, характеризуются база и этапы исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы и практические предпосылки формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку» раскрыты основные теоретические положения исследования: изучен процесс творческого мышления, выявлена проблема формирования творческого мышления студентов на занятиях по иностранному языку, определены педагогические условия, необходимые для формирования творческого мышления и представлена модель формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности модели формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку» рассмотрена технология реализации модели формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку; организация и методика исследования; выявлены уровни сформированности творческого мышления студентов колледжа; представлен анализ и интерпретация опытно-экспериментальной работы.

В заключении подведены общие итоги исследования, обобщены его результаты, сформулированы выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту, намечены перспективы дальнейшей работы.

В приложениях содержится материал, являющийся основой для проведения опытно-экспериментальной части исследования.

Сущность и структура творческого мышления

Научное исследование в какой-либо области знания стремится определить сущность того понятия, которое является объектом, то есть найти элементы, дающие в своем синтезе его основу, интегрирующиеся в единое целое, показывающие реальную картину его развития в заданной исследователем сфере знания. Методологию, раскрывающую сущность и структуру понятия «творческое мышление» составляет анализ философско-психологической литературы по теме.

Феномен «творческое мышление» можно разбить на две большие составляющие: «творчество» и «мышление».

В психологическом словаре под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошев-ского находим, что мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Следовательно, мышление творческое - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию [134].

Для понимания сущности творчества важно понять его природу, динамику его как процесса, генезис результатов, их отношение к действительности.

А.Т. Шумилин отмечает, что социальное значение творчества, его основной смысл и историческая необходимость его возникновения состоят в том, что оно является формой качественного развития общества и окружающей его среды, ноосферы, всей культуры. Творчество - проявление высших способностей человека, высшая форма деятельности человека. Определение человека как homo creator (существо творящее, создающее) полнее и точнее, чем homo sapiens. Именно в творчестве раскрывается сущность человека как преобразователя мира, творца новых отношений и самого себя [174, с. 5].

«Многовековая общественно-историческая практика употребления термина «творчество», проведенные многочисленные исследования показывают, что основным признаком (или иначе объективным критерием) творчества является создание нового; новых духовных или материальных ценностей, новой вещи или способа деятельности (технологии)» [там же, с. 10].

Однако новизна может быть различной. Я.Я. Пономарев, Л.Н. Коган считают, что определение творчества как «созидание нового» является слишком общим, недостаточно строгим для идентифицирования творческой деятельности. Творческим может быть не только продукт, но и сама деятельность в получении нового продукта, даже если такой продукт уже ранее был кем-то произведен. К примеру, решаемые на занятиях задачи новы лишь для студентов, тем не менее, решение их будет творчеством. Получаемый ими результат будет индивидуально новым. Решение известных задач (при условии, что решение неизвестно решающим) имеет большое значение для развития творческих способностей учащихся, например, в процессе проблемного обучения, для приобретения опыта, навыков решения задач, уверенности в своих силах, овладения методикой и техникой решения задач.

Творческая деятельность необходима тогда, когда человек не имеет средств удовлетворения возникшей потребности, не знает, как ее удовлетворить, когда возникают противоречия между потребностями человека и имеющимися у него средствами (способами), знаниями для их удовлетворения. В итоге складывается проблемная ситуация, которая требует разрешения («проблема» в переводе с греческого означает вопрос, «поставленный для разрешения») [174, с. 30-31]. Исследования психологов С.Л. Рубинштейна, Я.А. Пономарева, А.М, Матюшкина и других показали, что проблемная ситуация представляет собой особого рода отношение между личностью и объективной реальностью. Человек в проблемной ситуации осознает ограниченность своего опыта по отношению к изменившемуся объекту, недостаточность информации; он не знает, как удовлетворить возникшие у него потребности. Признаком появления проблемной ситуации является возникновение трудностей в достижении цели. В этих условиях формируется потребность в новых сведениях, знаниях об объективном положении вещей, о способах разрешения возникших противоречий.

С философской точки зрения творчество - высшая и специфическая форма развития, характерная для человека. Творчество - высший вид деятельности человека. При рассмотрении сложной структуры деятельности человека выделяется ее особый вид - творчество, состоящее в создании новых вещей и способов действия, новых материальных и духовных ценностей в процессе преобразования действительности.

Творчество представляет собой единство духовного и материального творчества. Причем идеальное преобразование предшествует материальному. Создание программы, плана, проекта, модели будущей действительности происходит в процессе мышления (духовное творчество); материализация, опредмечивание, овеществление их - в процессе практики (материальное творчество).

Проблема формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку

В первом параграфе мы дали анализ сущности творческого мышления, определив его как процесс создания субъективно нового, в основе которого лежит использование нестандартных способов деятельности и способность к созданию оригинальных идей и обозначили четырехступенчатую структуру творческого мышления.

В настоящее время наблюдается заметное изменение общественного сознания, в котором всё большее место занимает идея свободного развития личности во всех жизненных сферах, включая и образование. Этим также обуславливается потребность в коммуникабельных, высокопрофессиональных специалистах, инициативных творческих личностях, способных компетентно решать возникающие проблемы, обладающих разносторонними знаниями, включая знание иностранных языков.

Богоявленская Д.Б. также утверждает, что «личностная и социальная значимость умения мыслить творчески особенно возрастает в эпоху стремительных социальных изменений, в перестраивающихся, развивающихся обществах» [123, с. 189].

Растущие материально-технические потребности опережают сегодня процессы социальной и психологической зрелости людей, их способность к ведению диалога, культуре коммуникаций, активному самопознанию и самовыражению. В связи с этим сегодня изменяются характер и функции профессионального образования: оно должно не только передавать знания, формировать умения, но и развивать творческое мышление, которое помогает молодым людям реализовать себя в профессиональной сфере [95].

Согласно мнению ученых (В.П. Беспалько, Ю.В. Громыко, В.В. Давыдов и др.) добиться успехов в формировании и развитии личности выпускника учреждения среднего профессионального образования (УСПО) в ее различных аспектах можно лишь с помощью совершенствования одновременно всего комплекса составляющих образовательного процесса: его направленности, содержания и технологий образования. Немаловажную роль при этом играет направленность обучения на приобретение и накопление студентом собственного опыта творческой учебной деятельности (А.Н. Леонтьев, Ю.В. Громыко, A.M. Матюшкин, В.Г. Разумовский и др.). Творческий потенциал выпускника должен быть на таком уровне, чтобы молодой специалист мог самостоятельно формулировать и решать проблемы в ходе работы. Поэтому выпускников УСПО необходимо обучать способам творческой деятельности, т.е. умение формулировать проблему, выдвигать гипотезы, доказывать выдвинутые предположения и проверять правильность решения проблемы. Именно в результате овладения подобным опытом у него формируется ряд качеств, которые в совокупности характеризуют его как творческую личность и образуют его творческий потенциал. Среди них для современного специалиста важны способности: - принимать решения в условиях неопределенности, брать на себя ответственность за принятое решение;

- быть компетентным специалистом и обладать следующими качествами: мобильностью знаний, беглостью, гибкостью, оригинальностью мышления, критичностью мышления, профессиональной культурой;

- мыслить и действовать самостоятельно, продуктивно и творчески, участвовать в преобразовании своей деятельности.

Всё более очевидным становится то, что для подготовки специалиста, в том числе в учреждениях среднего профессионального образования, главное - не усвоение готовых знаний, а развитие у выпускников способностей к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать на основе известных или вновь созданных способов и средств деятельности. Меняется сама парадигма конечной образовательной цели среднего профессионального образования: от «специалиста-исполнителя» - к компетентному «профессионалу-исследователю».

Важной предпосылкой к развитию системы среднего профессионального образования является процесс обновления стандартов СПО. Новое поколение образовательных стандартов призвано обеспечить высокий уровень среднего профессионального образования, хорошее качество подготовки специалистов, единство содержания образования на всём образовательном пространстве России, а также создать условия для постоянного обновления содержания образования с учётом запросов личности, потребностей рынка труда и перспектив развития экономики и социальной сферы [53, с. 9].

Перед учебными заведениями сейчас ставятся принципиально новые задачи, требующие необходимости формирования у студентов системного мышления, творческой активности и самостоятельности. Для повышения роли СПО в XXI веке программа предусматривает чёткие задачи, в которых говорится и о необходимости творческого мышления:

- совершенствование воспитательного процесса, создание условий для гармоничного развития личности и реализации её творческой активности; - введение новых технологий и методов обучения (включая лично-ориентированные, модульные, интенсивные, информационные технологии);

- поддержка и развитие инновационных, профессиональных образовательных программ и технологий, развитие научно-исслецовательской работы и иной творческой деятельности преподавателей и учащихся [64, с. 7].

Для нашей работы представляет интерес изучение качественных сдвигов в развитии познавательных способностей учащихся. В современной психологии начало исследованиям данной проблемы положено Ж. Пиаже и его последователями. Пиаже установил стадии развития интеллекта и связал их с хронологией возраста [84].

Данные о характере изменения креативности с возрастом достаточно противоречивы. Некоторое исследования доказывают, что результаты тестов творческих способностей с возрастом повышаются, но большинство психологов считают, что креативность развивается неравномерно, и, в целом, способность к решению задач дивергентного типа зависит от возраста меньше. По данным Торренса "пики" проявления креативности наблюдаются с интервалом в четыре года: в пять, девять, тринадцать и семнадцать лет. Другие исследования фиксируют "пики" креативности в десять и шестнадцать лет или же доказывают ее относительную стабильность до 15 лет с последующим резким возрастанием от 15 до 18. Следовательно, мы не случайно выбрали данную возрастную группу, так как юношеский возраст - это сензитивный период для развития творческого мышления.

Технология реализации модели формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку

Описание модели формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку не достаточно, чтобы иметь полное представление о проведенном эксперименте. Необходимо раскрыть сущность и детально, поэтапно описать ход технологии реализации модели формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку.

Для эффективного формирования творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку необходимо применять инновационную педагогическую технологию, способную создавать описанные в первой главе педагогические условия.

Под педагогической технологией Б.Т. Лихачёв понимает совокупность, психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств. Она является организационно-методическим инструментарием воздействия на обучаемого в педагогическом процессе [100, с. 166]. В.П. Бес-палько подчёркивает, что педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором цели задаются однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов [11]. М.А. Чошанов считает, что технология обучения - это процессуальная часть дидактической системы [170]. MB. Кла-рин под педагогической технологией понимает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [79].

В боле узком смысле под педагогической технологией понимают проект определённой педагогической системы, каждый этап и элемент которой обоснованы, а спроектированный учебно-воспитательный процесс систематически и последовательно реализуется на практике, обеспечивая запланированный результат [78, с. 173].

Существенным признаком любой педагогической технологии должна быть концептуальность, то есть должна соотноситься с целями и задачами учебного заведения, учитывать особенности контингента учащихся, особенности содержания учебного материала и т.д. Использование педагогической технологии должно быть обосновано с философских, социокультурных, психологических, дидактических и педагогических позиций.

Технология обучения - комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные, информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучающихся, заданных целями обучения и диагностику качества дидактического процесса.

Структурными составляющими такой системы являются:

цели обучения;

содержание обучения;

организация учебного процесса; студент; преподаватель;

системотехнические комплексы педагогического взаимодействия; диагностика результатов педагогического процесса.

Таким образом, педагогическая технология предполагает управление процессом обучения, что включает в себя взаимосвязанные процессы: организацию, мотивацию познавательной деятельности обучающихся и контроль этой деятельности. Эти процессы непрерывно взаимодействуют: результат контроля влияет на содержание управляющих действий, т.е. изменяет дальнейшую организацию учебной деятельности.

В нашем исследовании мы применяем технологию проектного обучения и находим разъяснение данной технологии в работе Т.И. Шамовой [171]. Суть проектного обучения она видит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Такое обучение предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.

В технологии проектного обучения выделяем следующие основные принципы:

1. Личность преподавателя или технолога учебного процесса по прежнему выступает как ведущий элемент обучения, но при этом изменяется его позиция по отношению к студенту, к себе самому. Преподаватель выступает не только как носитель информации, но и как помощник в становлении и развитии личности студента. Изменяется характер управления педагогическим процессом, в том числе и характер воздействия на студента. Утверждается партнерская позиция демократического взаимодействия и сотрудничества. Изменяется и позиция студента, который ориентируется не на результат усеваемого материала, не на получение оценки, а на активное взаимодействие с преподавателем и со своими сокурсниками.

2. Изменение в функции знаний, которые осваиваются на занятиях по иностранному языку в колледже, и способ организации процесса их усвоения. Знание дает человеку возможность занять место в современной культуре и цивилизации. Процесс его усвоения перестает носить характер рутинного заучивания, репродукции и организуется в многообразных формах поисковой мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс.

Похожие диссертации на Формирование творческого мышления студентов колледжа на занятиях по иностранному языку