Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования толерантности у будущих педагогов средствами художественно-творческой
деятельности 20
1.1. Сущность толерантности и ее психолого-педагогические характеристики 20
1.2. Модель процесса формирования толерантности у будущих педагогов в художественно-творческой деятельности 71
Выводы первой главы 121
ГЛАВА II. Процесс формирования толерантности у будущих педагогов в условиях художественно-творческой деятельности континуума (ситуационной модели) «студенческий театр» 125
2.1. Диагностика сформированности толерантности у будущих педагогов 125
2.2. Художественно-творческая деятельность студенческого театра как средство формирования толерантности у будущих педагогов 147
Выводы второй главы 196
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 199
Список литературы 204
Приложение 224
- Сущность толерантности и ее психолого-педагогические характеристики
- Модель процесса формирования толерантности у будущих педагогов в художественно-творческой деятельности
- Диагностика сформированности толерантности у будущих педагогов
Введение к работе
Актуальность исследования. Одной из важнейших характеристик демократического государства в наши дни признается толерантность взглядов, суждений, людей. Способность принять иную точку зрения становится одним из критериев человека, обладающего устойчивыми социальными и нравственными убеждениями, способного усваивать и перерабатывать новую информацию, способного к социальной адаптации и социальному творчеству.
Потребность в толерантности связана с развитием ее форм в обществе и государстве на уровне личности и поиском универсальных механизмов построения культуры человеческих отношений. Исследователи (С .К. Бондырева, Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, A.M. Байбаков и др.) констатируют, что понятие «толерантность», сравнительно недавно вошедшее в педагогический лексикон, пока еще не фигурирует повсеместно в обыденном сознании и отношениях. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения. Свое практическое выражение она находит в выдержке, самообладании, способности длительное время выносить неблагоприятные воздействия и требует от педагога знания проблем, связанных с воспитанием толерантности, и способов их решения.
Анализ педагогической практики позволяет обнаружить многочисленные явления нетерпимости по отношению к ученику: негативная вербализация, раздражение, амбициозность, резкие эмоциональные взрывы (негодование, ненависть), дискриминирующее поведение, тактика запугивания, агрессивная и враждебная позиция по отношению к ребенку. Девальвация духовных ценностей общества и снижение престижа педагогической профессии сказались
на нравственном облике педагогов. В этой обстановке особенно актуальным становится поиск путей и способов подготовки педагога, способного решать задачи обучения и воспитания, собственного профессионального становления на толерантной основе. Однако решение проблемы подготовки гуманно ориентированного и толерантного педагога, по мнению ряда исследователей (Е.Ю. Клепцова, Л.Л. Мончинская, М.А. Перепелицина и др.), затрудняется недостаточной разработанностью теоретических основ и технологических аспектов формирования толерантности в педагогической профессии.
Опрос 513 педагогов школ Калмыкии свидетельствует о настороженном, а порой и негативном отношении некоторых педагогов к проблеме воспитания толерантности (32 %), сомнениях в целесообразности провозглашения толерантности в качестве самостоятельной ценности и цели образования (54 %). Практически всем участвовавшим в опросе педагогам (93 %) знакомо понятие «толерантность», однако лишь небольшая их часть (24 %) имеют четкое представление о сущности и способах реализации. В педагогическом сознании большинства респондентов (69 %) существует довольно устойчивый стереотип, согласно которому толерантность - это «терпимость», понимаемая как насилие над собой вопреки собственным внутренним нормам, и отождествляется с конформизмом. Для преодоления этого стереотипа необходимо выявление многогранного педагогического содержания понятия «толерантность» и обозначаемого им явления, определение возможностей толерантности в становлении человека, обладающего устойчивой жизненной позицией и являющегося субъектом собственной жизни.
В этой связи одной из главных целей высшей школы становится формирование толерантности у будущих педагогов. Сегодня исследователи говорят о содержании образования как о совокупности различных видов опыта, приобретаемого индивидом: творческий опыт (И.Л. Лернер); социальный опыт (И.Ф. Голованова); личностный опыт (М.П. Кларин, В.В. Сериков). Таким
первоначальным опытом толерантности в межличностных отношениях необходимо оснащать и обогащать будущих педагогов еще в процессе профессиональной подготовки. Одним из источников духовного обогащения и толерантности у будущих педагогов может стать искусство. Художественно-творческая деятельность вуза в профессиональной подготовке может выступать в качестве особой педагогической среды (свободный обмен мнениями, идеями, личностная включенность будущих педагогов в образовательный процесс), направленной на формирование толерантности будущего педагога.
Образовательная среда - это целостная система условий, «запускающая» механизм формирования толерантности у будущих педагогов. Присутствие «личностной» компоненты в целях и содержании образования определяет педагогическое средство - личностно развивающую ситуацию, которая создает импульс у индивида к изменению, осознанию себя в новой системе отношений, обретению нового опыта, опыта личностной самоорганизации и поиска смысла. Такая ситуация опосредована целенаправленной и последовательной реконструкцией того пространственно-временного континуума, в котором будущий педагог реализует самого себя [Е.А. Крюкова]. Таким континуумом (ситуационной моделью) в профессиональной подготовке будущих педагогов может стать художественно-творческая деятельность студенческого театра, который как искусство предоставляет им уникальную возможность духовного обогащения и постижения мира. Однако этот потенциал практически не используется при формировании толерантности будущего педагога, т.к. художественно-творческая деятельность в современном вузе традиционно рассматривается в рамках возможностей развития творческих способностей личности.
Сегодня вузы ориентированы на сообщение знаний, развитие интеллекта, а не личности будущего педагога во всей полноте ее качеств. Содержательные возможности художественно-творческой деятельности по формированию
толерантности будущих педагогов не используются вузом в полной мере, поскольку нет достаточно глубокого научного обоснования в педагогической науке и специально подготовленных кадров.
Вместе с тем, можно утверждать, что в педагогической науке для решения проблемы формирования толерантности у будущих педагогов сложились определенные теоретические предпосылки:
первую группу представляют исследования, позволяющие рассматривать
значение толерантности в русле философского осмысления: как диалогическое
взаимоотношение «Я» и «Ты» (Н.А. Бердяев, М. Бубер, Л. Фейербах, С.Л.
Франк); как ценность с различным социокультурным контекстом (P.P.
Валитова, А.А. Гусейнов, М. Думмет, Д.В. Зиновьев, И. Йовел, М.С. Каган, Т.
Купер, В.А. Лекторский, СМ. Шалютин и др.);
вторая группа работ раскрывают психологическое основание толерантности -
способность человека к децентрации, рефлексии, эмпатии и личностной
идентификации, а одним из условий может выступать потребность индивида в
персонализации (мотивации достижения, притязания на внимание, славу,
уважение и др.) (Р. Берне, Л.И. Папкин, А.В. Петровский, В.А. Петровский и
др.); сдерживание индивидом своей негативности: в оценке, отношении,
побуждении (С.К. Бондырева, Д.В. Колесов);
третья группа исследований рассматривают человека как субъект
воспитания в его личностных проявлениях и предоставляет обширный материал
для разработки теоретических оснований воспитания толерантности (Ш.А.
Амонашвили, Н.М. Борытко, Л.С. Выготский, К.Н. Вентцель, Д. Динкмейер, А.
Маслоу, С. Мадди, М. Монтессори, Б. Риэрдон, Ж.Ж. Руссо, В.А.
Сухомлинский, Л.Н. Толстой, Д. Фрейберг, Р. Штайнер и др.);
четвертая группа посвящена различным аспектам влияния художественно-
творческой деятельности на развитие и адаптацию личности (О. А. Антонова,
М.С. Бережная, Г.Н. Волков, Н.Н. Демянко, Т.И. Ковалева, А.Н. Малюков, СВ.
Мациевская, А.Я. Михайлова, Л.А. Рапацкая и др.); методам и приемам театральной педагогики (Б. Брехт, Е.Б. Вахтангов, М.О. Кнебель, К.С. Станиславский, М.А. Чехов); роли и значению элементов театрального мастерства в деятельности педагога (СВ. Белова, В.М. Букатов, О.С Булатова, И.А. Зязюн, В.А. Кан-Калик, Е.Я. Ямбург и др.);
пятая группа исследований посвящена современным подходам к изучению и
построению педагогического процесса: аксиологический подход (Т.К. Ахаян,
З.О. Кекеева, А.В. Кирьякова, О.Д. Мукаева, В.А. Сластенин и др.); целостный
подход (B.C. Ильин, Н.К. Сергеев и др.); деятелъностный (Л.С Выготский,
П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и др.); комплексный (Ю.К.
Бабанский, В.М. Монахов и др.); компетентностный (В.А. Болотов, А.В.
Хуторской и др.); личностно ориентированный подход, раскрывающий
гуманизацию и гуманитаризацию современной педагогической науки в его
личностных, субъектных проявлениях (Е.В. Бондаревская, Г.М. Борликов, В.И.
Данильчук, Е.А. Крюкова, А.Б. Панькин, В.В. Сериков, И.С Якиманская и
ДР-)-
шестая группа исследований посвящена содержанию образования, к ним
относятся: содержание педагогики и психологии ненасилия (А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров); формирование толерантности у педагогов (Е.Ю. Клепцова, Л.Л. Мончинская и др.), студентов вуза (П.Ф. Комогоров, М.А. Перепелицина, Е.А. Стрельцова и др.), старшеклассников (СС Акавова, A.M. Байбаков, Ю.П. Ивкова, И.В. Крутова, Р.Н. Сафина, Г.У. Солдатова, Т.С Таюрская и др.), младших школьников и дошкольников (Н.В. Казнова, А.Н. Шмаков и др.).
Несмотря на всю ценность содержащихся в указанных исследованиях теоретических выводов, многие важные вопросы остаются недостаточно разработанными. Необходимо уточнение сущности толерантности применительно к деятельности педагога; обоснование процесса формирования
толерантности у будущих педагогов в профессиональной подготовке,
средствами художественно-творческой деятельности; определение
педагогического потенциала художественно-творческой деятельности и содержательных возможностей студенческого театра как ситуационной модели в формировании толерантности у будущих педагогов на новых теоретико-методологических основаниях.
В настоящее время сложились и практические предпосылки для решения проблемы формирования толерантности у будущих педагогов. К ним можно отнести усиление внимания к воспитанию на государственном уровне, о чем свидетельствует принятие Федеральной программы по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе (2001-2005г.г.); Федеральной программы по развитию воспитания в системе образовательных учреждений; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Также к этим предпосылкам можно отнести нарастание инновационных процессов в сфере воспитания и наблюдающиеся тенденции к интеграции образовательных учреждений в единые педагогические комплексы. К сожалению, эти процессы еще не получили должного теоретического осмысления и обоснования.
В результате возникают противоречия между:
- потребностью общества в гуманно ориентированном толерантном педагоге и неразработанностью научных основ формирования толерантности у будущих педагогов средствами художественно-творческой деятельности в профессиональной подготовке;
- необходимостью формирования толерантности как личностного качества у будущих педагогов средствами художественно-творческой деятельности и отсутствием в профессиональной подготовке процесса формирования толерантности у будущих педагогов, средствами художественно-творческой деятельности;
потребностью в результативных способах достижения целей формирования толерантности у будущих педагогов в профессиональной подготовке средствами художественно-творческой деятельности и недостаточной разработанностью педагогического потенциала художественно-творческой деятельности, направленной на формирование толерантности у будущих педагогов в профессиональной подготовке;
- отсутствием в вузе модели процесса по формированию толерантности у будущих педагогов средствами художественно-творческой деятельности и недостаточным вниманием педагогов к содержательным возможностям студенческого театра как континуума (ситуационной модели) в художественно-творческой деятельности, направленной на формирование толерантности у будущих педагогов.
Противоречия свидетельствуют о наличии проблемы, состоящей в отсутствии достаточных теоретических оснований для разработки процесса формирования толерантности в профессиональной подготовке у будущих педагогов, средствами художественно-творческой деятельности в условиях вуза.
С учетом этого и была избрана тема исследования: «Формирование толерантности у будущих педагогов средствами художественно-творческой деятельности».
Объект исследования - профессиональная подготовка будущих педагогов в вузе.
Предмет исследования - процесс формирования толерантности у будущих педагогов в вузе средствами художественно-творческой деятельности.
Цель исследования - научное обоснование модели процесса формирования толерантности у будущих педагогов в вузе средствами художественно-творческой деятельности.
В процессе исследования исходили из гипотезы, что процесс
формирования толерантности у будущих педагогов в профессиональной подготовке будет более успешным, если:
толерантность применительно к деятельности педагога будет рассматриваться как духовное обогащение будущего педагога, а в качестве педагогической цели пониматься как способность восприятия «Другого» как ценности, понимания внутреннего мира «Другого» и стремления к сотрудничеству как позитивному способу взаимодействия с «Другими» в образовательном процессе;
модель процесса формирования толерантности будущего педагога будет строиться поэтапно, в соответствии с системой определенных принципов, исходя из уровней проявления данного качества (низкий - эпизодические проявления толерантности; средний - уровень накопления опыта; высокий -уровень дальнейшего творческого самосовершенствования толерантности), отражающих разную степень сформированности сущностных характеристик толерантности у будущих педагогов;
- для выявления педагогического потенциала художественно-творческой
деятельности будут использоваться методы и приемы актерской техники,
адаптированные к задачам исследования;
- в процессе формирования толерантности у будущих педагогов в
условиях художественно-творческой деятельности будет использоваться
континуум (ситуационная модель) - студенческий театр; ведущим
педагогическим средством на каждом этапе формирования толерантности
будут личностно ориентированные воспитательные ситуации, создаваемые с
помощью театральных приемов (актерской техники).
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Уточнить научное представление о сущности толерантности применительно к деятельности педагога.
Смоделировать процесс формирования толерантности у будущих педагогов в художественно-творческой деятельности.
Определить педагогический потенциал художественно-творческой деятельности, позволяющий формировать толерантность у будущих педагогов.
Проверить эффективность модели процесса формирования толерантности у будущего педагога в условиях художественно-творческой деятельности континуума (ситуационной модели) «студенческий театр».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: аксиологический подход (Т.К. Ахаян, В.А. Сластенин и др.), направленный к пониманию педагогической действительности и организации гуманитарного толерантного образования; целостный подход (B.C. Ильин, Н.К. Сергеев и др), систематизирующий и структурирующий педагогические явления и процессы; деятельностный подход (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин и др.), обеспечивающий включение будущих педагогов в различные виды деятельности; компетентностный подход (В.А. Болотов, А.В. Хуторской и др.), определяющий сущность толерантности с учетом специфики профессиональной деятельности будущего педагога; комплексный подход (Ю.К. Бабанский, В.М.Монахов и др.), способствующий единству организации процесса формирования толерантности и его результатов; личностно ориентированный подход (Е.А. Крюкова, В.В. Сериков и др.), направляющий всю систему художественно-творческой деятельности на личностную сферу будущих педагогов; идеи о толерантности как «терпимом отношении» к «Я» и «Ты» (Л. Фейербах) и ее обретении через диалог с другими (Н.А. Бердяев, М. Бубер и др.); толерантности как общечеловеческой ценности, милости и права, как способе межсубъектного взаимодействия в общении и моральной добродетели, как нравственном принципе и нравственно-психологической основе ненасилия (P.P. Валитова, А.А. Гусейнов, М. Думмет, Б. Картер, В.А. Лекторский, СМ. Шалютин и др.); различные аспекты художественно-творческой деятельности,
влияющие на развитие и адаптацию личности (О.А. Антонова, М.М. Бахтин, Н.Н. Демянко, П.М. Ершов, А.Н. Малюков, СВ. Мациевская и др.); методы и приемы театральной педагогики (Б. Брехт, Е.Б. Вахтангов, М.О. Кнебель, К.С Станиславский, М.А. Чехов и др.), позволяющие создавать личностно ориентированные воспитательные ситуации, направленные на формирование толерантности у будущих педагогов; о роли и значении элементов театрального мастерства в деятельности педагога (СВ. Белова, О.С. Булатова, П.М. Ершов, В.А. Кан-Калик, Е.А. Ямбург и др.); основные положения гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Фрейберг и др.) о человеке как субъекте своей жизни, выводы психологических концепций: Р. Бернса, А.В. Петровского и В.А. Петровского, согласно которым процесс социализации индивида связан с общением, совместной деятельностью и контактностью; способностью личности слышать и уважать мнение других, признавать равенство и многообразие человеческой культуры, отвергать доминирование и насилие (СК. Бондырева, Д.В. Колесов); тезисы представителей гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, Н.М. Борытко, К.Н. Вентцель, Л.С Выготский, А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, Б.Э. Риэрдон, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой и др.) о приоритетности «мягкого» толерантного управления образованием всех участников образовательного процесса.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в исследовании применялся комплекс методов.
Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования; теоретическое обобщение явлений педагогической действительности; констатирующий эксперимент по определению уровня сформированности толерантности у будущих педагогов, в соответствии с разработанными критериями; формирующий эксперимент по созданию комплекса условий, посредством реализации системы принципов и педагогических ситуаций; педагогическое
наблюдение; анкетирование, тестирование; анализ экспериментальных материалов, данных аттестаций и характеристик студентов по педагогической практике; математические методы обработки полученных данных.
Достоверность научных результатов обеспечивается целостным подходом к решению проблемы; личностно ориентированным подходом к опыту и действиям будущих педагогов; теоретико-методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений, их соответствием тенденциям развития социокультурной и педагогической реальности; опытно-экспериментальной работой; устойчивой повторяемостью основных результатов исследования; применением адекватных предмету изучения методов исследования и обработки данных в ходе эксперимента.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
впервые толерантность будущего педагога определена как духовное обогащение и педагогическая цель в профессиональной подготовке будущего педагога в условиях художественно-творческой деятельности; представлена модель процесса формирования толерантности у будущих педагогов в русле целостного и личностно ориентированного подходов и определен педагогический потенциал художественно-творческой деятельности в этом процессе; конкретизированы функции толерантности в личностном развитии педагога, ее структурные компоненты; уточнены уровни сформированности этого качества у будущих педагогов с позиций личностно ориентированного подхода; дополнены принципы формирования в процессе художественно-творческой деятельности (субъективность опыта обучаемого, личностное участие, когнитивная наполненность процесса обучения, педагогическое сотрудничество, индивидуальный подход); уточнены средства формирования толерантности будущего педагога за счет обоснования ситуационной модели (континуума) «студенческий театр».
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том,
что оно вносит вклад в современную теорию профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов в высшей школе, существенно дополняющим научные теории целостного, личностно ориентированного подходов к модели процесса формирования толерантности у будущих педагогов средствами художественно-творческой деятельности.
Разработанные положения могут служить основанием для дальнейших научных исследований в области совершенствования преподавания дисциплин психолого-педагогического и методического блоков в вузе.
Практическая ценность результатов исследования: определен
педагогический потенциал художественно-творческой деятельности в процессе формирования толерантности у будущих педагогов; построена и экспериментально проверена модель процесса формирования толерантности у будущих педагогов, что может служить основой для дальнейшего поиска эффективных педагогических решений творческого саморазвития студентов; определены возможности использования комплекса условий в континууме (ситуационной модели) «студенческий театр», которые позволят будущему педагогу в дальнейшем успешно адаптироваться и решать педагогические проблемы; результаты исследования, педагогические ситуации, диагностический инструментарий могут быть использованы в процессе разработки новых технологий, методов и приемов обучения с целью формирования толерантности как новой единицы образованности педагога, а также в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования публиковались в форме статей и тезисов, обсуждались на аспирантских семинарах Калмыцкого государственного университета и в ходе участия в работе Международного конгресса «Азия в Европе: взаимодействие цивилизаций» и научной конференции «Образовательные системы и воспитание
личности в условиях становления гражданского общества: национальный и
этнический аспекты» (Элиста, 2005); Международной научно-практической
конференции «Современные проблемы семьи и детства: психолого-
педагогический аспект» (Элиста, 2006); Международной научной III
Международной научно-практической конференции «Одаренные дети: теория и
практика» (Казахстан, Астана, 2007); V Международной научно-практической
конференции «Этнодидактика народов России: деятельностно-
компетентностный подход к обучению» (Нижнекамск, 2007); Международной научной конференции «Феномен личности Д.Кугультинова - поэта, философа и гражданина» (Элиста, 2007);
Всероссийской научно-практической конференции: «Современное образование в контексте идей гуманистической педагогики и психологии» (Элиста, 2006); XXVIII Всероссийской научно-практической конференции по проблемам педагогики ненасилия (Санкт-Петербург, 2007);
Межрегиональной научно-практической конференции «Взаимодействие учреждений образования, культуры и семьи в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников на культурно-исторических традициях региона» (Волгоград, 2006); Межрегиональной научно-практической конференции «Приоритетный национальный проект «Образование: проблемы, перспективы, развитие»» (г.Улан-Удэ, 2007);
Республиканской научно-практической конференции «Региональные аспекты модернизации российского образования» (Якутск, 2006);
на заседаниях кафедры технологии и менеджмента профессионального образования, кафедры методики начального образования, педагогики и психологии, лаборатории этнопедагогических инноваций Калмыцкого государственного университета.
Внедрение результатов исследования осуществлялось через систему занятий в студенческом театре «Кураж» в процессе подготовки будущих
педагогов в Калмыцком государственном университете. Представленные в исследовании теоретические положения используются в методических разработках, выпускных квалификационных работах, в учебно-методических комплексах, составленных соискателем, и внедрены в работу МОУ «Средняя школа № 4» г. Элисты, Элистинской национальной гимназии Республики Калмыкии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сущность толерантности применительно к деятельности педагога
рассматривается как духовное обогащение личности и педагогическая цель
воспитания в профессиональной подготовке будущего педагога в условиях
художественно-творческой деятельности; признаками ее проявления является
способность воспринимать другого человека как ценность; понимать
внутренний мир человека; стремиться к сотрудничеству как позитивному
способу взаимодействия с людьми. Основными компонентами толерантности
как значимого профессионально-личностного качества будущего педагога
являются: мотивационно-ценностный (наличие смыслообразующих мотивов);
перцептивно-аффективный (понимание «другого» и изменение собственных
переживаний и состояний); поведенческий (действия на основе толерантности),
которые реализуются через смысловую (восприятие «другого» как ценности),
эмотивную (эмоциональное восприятие субъекта и изменение собственных
переживаний и состояний) и регулятивную (регуляция субъектом собственного
действия) функции.
2. Модель процесса формирования толерантности у будущих педагогов
эффективна при следующих условиях: создание художественно-творческой
педагогической среды; обеспечение диалогического взаимодействия и
субъектной позиции участников; учет индивидуального развития;
использование личностно ориентированных ситуаций, которые будут
реализованы на трёх этапах:
- подготовительный (от эпизодических проявлений толерантности через
признание толерантности к уровню накопления опыта толерантности);
- базовый (от накопления опыта толерантности к становлению
толерантности);
- интегрированный (от становления толерантности к дальнейшему
творческому самосовершенствованию толерантности).
3. Педагогический потенциал художественно-творческой деятельности в
профессиональной подготовке на всех этапах процесса формирования
толерантности у будущих педагогов определен как совокупность
воспитательных и образовательных средств и возможностей, содержащихся в
методах и приемах актерской техники, которые позволяют создавать
обучающие педагогические ситуации; объяснять природу творческого
коммуникативного воздействия одного человека на другого (или группу
людей); воспитывать стремление будущих педагогов к толерантности как
духовному обогащению; реализовывать художественно-творческую
деятельность на принципах общественно-ценностной целевой направленности
обучения и воспитания; комплексного подхода к организации взаимодействия
различных видов деятельности; обучения и воспитания в коллективе; сочетания
педагогического руководства с развитием самостоятельности и
инициативности; индивидуальности.
4. Процесс формирования толерантности у будущих педагогов в
художественно-творческой деятельности экспериментально осуществляется
через ситуационную модель (континуум) «студенческий театр» и
обеспечивается:
на подготовительном этапе реализацией воспитательных и игровых ситуаций (упражнений);
на базовом этапе реализацией проблемно-поисковых и этюдов, как ситуаций понимания;
на интеграционном этапе реализацией игровых, проблемно-поисковых и этюдов (ситуаций понимания), самостоятельных творческих заданий, исследовательской деятельности.
Базой исследования являлся Калмыцкий государственный университет, где исследование проводилось на материале занятий с участниками студенческого театра «Кураж» и руководства педагогической практикой в МОУ «Средняя школа № 4» г. Элисты, Элистинской национальной гимназии Республики Калмыкия.
Основные этапы исследования: исследование осуществлялось в три этапа и проводилось в течение 7 лет.
Первый этап - (2003-2005 г.г.) были определены проблема, цель, задача исследования, проведен анализ философской, психолого-педагогической, литературы, уточнен категориальный аппарат исследования, разработаны план и методика исследования, сформулирована гипотеза; проведен констатирующий эксперимент с целью выявления уровня сформированности толерантности будущих педагогов. Отдельные элементы исследования обобщены в публикациях.
Второй этап - (2005-2007 г.г.) продолжилось теоретическое исследование проблемы, проведена конкретизация рабочей гипотезы, сконструирована модель процесса формирования толерантности у будущих педагогов в художественно-творческой деятельности; экспериментальная проверка эффективности психолого-педагогических и организационно-педагогических условий формирования толерантности у будущих педагогов через ситуационную модель (континуум) студенческий театр «Кураж». В это время были обобщены отдельные элементы исследовательской работы, что нашло отражение в публикациях, педагогической и научно-исследовательской деятельности соискателя.
Третий этап - (2007-2009 гг.) обобщались, анализировались и
систематизировались результаты исследования, формулировались выводы, осуществлялось оформление работы. Результаты и выводы исследования апробировались на 9 конференциях различного уровня, одном конгрессе и многочисленных семинарах, нашли отражение в 3-х публикациях журналов ВАК (г. Ростов-на-Дону, г. Улан-Удэ, г. Великий Новгород).
Объем и структура диссертации (223с.) обусловлены целью и задачами исследования, логикой раскрытия темы. Она включает в себя введение (17с), две главы: глава I - 99с. (50 с, 49с); глава II - 70с (22с; 48с), заключение (6 с), список использованной литературы (237 наименований) и приложений (9), содержит 7 таблиц, 6 диаграмм и 3 схемы.
Сущность толерантности и ее психолого-педагогические характеристики
Среди моральных ценностей гуманизма заметное и особое место занимает терпимость, которая в последнее время заменяется синонимом «толерантность».
Интерес к современной проблематике терпимости и толерантности поддерживается еще и потому, что толерантность является одним из непременных условий формирования гуманных отношений между людьми.
Анализ имеющихся не столь многочисленных определений понятия толерантности показывает, что наиболее часто встречающимися словами в формулировках большинства из них являются слова «чужой», «другой». Это касается тех случаев, когда толерантность определяется как терпимость «к чужим мнениям, верованиям, поведению» [23, С. 1209].
В словаре В.И. Даля слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность кого-либо терпеть по милосердию, снисхождению. [67, С.755].
В Советском энциклопедическом словаре под общей редакцией A.M. Прохорова «толерантность» трактуется как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению [184, С. 1341], а «Современный словарь иностранных слов» определяет «толерантность» как терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо [186, С. 610].
Расширенное определение толерантности, раскрывающее необходимость и позитивную сущность данного качества, содержится в краткой философской энциклопедии: толерантность... - терпимость к взглядам иного рода, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности в своих собственных позициях, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции [114].
Но ни в одном из вышеперечисленных определений не идет речь о признании и уважении самих людей, которые отличаются от нас.
Директор образовательных программ по воспитанию культуры мира Колумбийского Университета (США) В. Reardon приводит определения «толерантности» на ведущих языках мира:
Tolerancia, paciencia (испанский) — способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных, терпимость
Tolerence (французский) - убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной.
Tolerence (английский) - готовность быть терпимым, снисходительным.
Tolerate (итальянский) — быть терпимым, разрешать на практике, в процессе своих действий, поведения (людям, религиозным сектам, мнениям) существовать без постороннего вмешательства, позволять существование различных религиозных мнений без их дискриминации.
Kuan rong (китайский) - принимать других такими, какие они есть, и быть великодушным по отношению к другим.
Tasamul (арабский) - снисхождение, милосердие, всепрощение; умение принимать других такими, какие они есть, и прощать.
Толерантность, терпимость (русский) - умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо); принимать, признавать существование кого-либо; примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо, чему-либо; быть снисходительным к чему-либо, кому-либо [158].
Модель процесса формирования толерантности у будущих педагогов в художественно-творческой деятельности
Искусство в образовательном процессе несет в себе ценности, нормы, эстетические идеалы и представления о мире, существующие в данных обществе и культуре. Включение художественно-творческой деятельности в образовательную практику рассматривается как способ приобщения к иному человеческому опыту и межкультурному диалогу, опосредованно оказывающему влияние на формирование всей структуры личности и способствующий ее интеграции в общество и культуру. При формировании толерантности будущих педагогов это особенно важно, ведь именно искусство, по словам М.С. Кагана, оказывается единственным продуктом человеческой деятельности, в котором человек воспроизводит свою собственную структуру. Оно способно создавать, накапливать и передавать разные виды опыта -эмоционально-образный, эмоционально-ценностный, ценностно-смысловой (опыт переживаний), опыт быть личностью. По мнению Б.М. Неменского, искусство очеловечивает не назиданием, оно не дает рецепта правильного поведения, оно открывает путь к освоению огромного, многовекового людского опыта восторга и презрения, любви и ненависти для формирования собственного опыта отношений, поисков сегодняшних, «сугубо личных» критериев нравственного и безнравственного [141].
Проблемы в области образования в процессе художественно-творческой деятельности в вузе связаны с тем фактом, что в сфере университетского образования господствует предметно-содержательный принцип, направленный на передачу конкретных знаний.
Исследователи Е.В. Бондаревская, СВ. Белова, Г.М. Борликов, Н.М. Борытко, 3.0. Кекеева, А.Б. Панькин, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, Е.А. Ямбург и др. отмечают, что образование высшей школы продолжает оставаться односторонним, частичным, направленным на накопление знаниевого компонента и не затрагивающим сущностного «ядра» личности.
По утверждению Н.В. Масловой, традиционное образование целиком пронизано императивом человека знающего, в то время как мир нуждается в человеке не только знающем, но и понимающим себя и общество в их целостности и в совокупности всех связей и отношений, умеющем «человекообразно» вписаться в культуру, в сложный окружающий мир [129]. Будущий педагог должен осознанно овладевать опытом самопознания, саморегуляции и самоуправления и выходить на диалогический уровень взаимодействия с миром, а для этого в содержание университетского образования необходимо включать «субъектный» (авторский) компонент, который может стать «строительным материалом» (В.В. Сериков) внутреннего мира будущего педагога, условием формирования его человеческой целостности.
В связи с этим в вузе также существует проблема «персонификации» знания, превращения объективно значимых ценностей в личностные смыслы будущего педагога [14, СП], то есть познание должно быть направлено на формирование определенного типа сознания, восприимчивого к творчеству, а данный процесс невозможен без присутствия искусства.
Следует заметить, что уникальность человеческой личности не позволяет прямо воздействовать на ее компоненты без опасности нанесения ущерба. В то же время, используя художественно-творческую деятельность как средство и механизм воспитания, можно влиять на систему отношений каждой личности, формирование ее творческого потенциала и толерантности [А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др].
Более того, сегодня сама гуманитарная парадигма в образовании предполагает обращение к культурным общецивилизационным ценностям [180]. Для выявления наиболее эффективных путей и средств по формированию толерантности у будущих педагогов в вузе обратимся к историческому опыту художественного воспитания в образовании.
После революции 1917 года в нашей стране наблюдается активное участие государства и общественности в приобщении молодежи к искусству в процессе образования.
В 20-ые годы XX века в истории педагогики были разработаны целые программы обучения педагогическому мастерству на основе художественно-творческой деятельности. Они предусматривали приобретение студентами умения образно излагать свои мысли; овладение техникой речи, в том числе техникой художественного высказывания; обучение пластике, художественно-красивому жесту; освоение искусства импровизации, постижение инсценировки и драматизации и др.
Диагностика сформированности толерантности у будущих педагогов
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с 2003 по 2009 годы и включала в себя констатирующий и формирующий эксперименты.
В ОЭР приняли участие 162 студента Калмыцкого государственного университета следующих специальностей: «Педагогика и методика начального образования», «Технология и предпринимательство», «Физическая культура».
В начале эксперимента была проведена работа по выяснению того, насколько будущие педагоги осознают актуальность проблемы толерантности в настоящее время, а также по выяснению их личного отношения к толерантности и необходимости ее формирования.
Теоретическая разработка процесса формирования толерантности у будущих педагогов в художественно-творческой деятельности дополняется экспериментальной проверкой. Лишь в этом случае исследование приобретает целостный характер, а его выводы не вызывают сомнений в своей достоверности. В дополнение к этому, эксперимент позволяет установить закономерные связи между объективными сторонами процесса и создаваемыми специальными условиями целенаправленного формирования толерантности, благодаря чему появляется возможность вносить коррективы в ход процесса.
Опытно-экспериментальная работа по нашему замыслу должна была отвечать следующим основным целям:
- процесс формирования толерантности будущих педагогов, не просто учитывает степень ее сформированности, но и способствует ее усилению, проявлению и дальнейшему росту;
- описание ситуаций, стимулирующих формирование толерантности у будущих педагогов на каждом из выделенных уровней.
При изучении уровня информированности будущих педагогов были получены показатели, свидетельствующие о недостаточном, а в некоторых случаях и крайне низком уровне знаний в этой области.
Например, на специальности «Педагогика и методика начального образования» в ответ на просьбу дать краткое определение толерантности:
52 % респондентов - дали этимологическое толкование ее как «терпимости»; 25% респондентов - определили толерантность как отношение к Другим; остальные же 23% респондентов затруднились дать даже самое общее определение. Она включает в себя свободу выбора и сопряженную с этой свободой личную ответственность, а также стремление к личной свободе в сочетании с чувством справедливости. Перечисленные качества, как показывает анализ опросов, не занимает главных позиций. Это свидетельствует об узком, одностороннем понимании будущими педагогами толерантности как простой открытости в общении с окружающими.
Терпимость, свободолюбие, свобода и ответственность не связываются будущими педагогами друг с другом; находятся в разрыве друг от друга и не занимают определяющих позиций в списке критериев оценки окружающих. Все это говорит об отсутствии у них настроенности на то, что они сами могут быть подвергнуты оценке по тем же самым критериям. Это, в свою очередь, не создает для личности стимула самой стремиться к терпимости и доброжелательности в отношениях с другими.
Следовательно, мы можем заключить, что у будущих педагогов в недостаточной степени наличествует толерантность в общении. Что вполне объяснимо, так как данное личностное качество может быть сформировано при условии целенаправленной и сознательной настроенности на целостное и объективное принятие «другого». Данная сознательная настроенность подчеркивается рациональными составляющими толерантности, основное место среди которых занимает информированность личности о сущности феномена толерантности.
Для четкого и ясного установления закономерных связей между объективными сторонами педагогического процесса и создаваемыми специальными условиями целенаправленного формирования толерантности в системе художественно-творческой деятельности были определены критерии и методы диагностики сформированное толерантности у будущих педагогов. Изучение вопроса природы толерантности, критериев и методов ее диагностики необходимо для прогнозирования успешного ее формирования в процессе художественно-творческой деятельности.
Нами были определены три уровня сформированности толерантности у будущих педагогов: низкий (эпизодические проявления), средний (промежуточное, переходное состояние - уровень накопления опыта) и высокий (дальнейшее творческое формирование толерантности).
Уровень формирования личностного качества - это совокупность его количественного состава, имеющихся у данного человека в сравнении с достаточно большой, представительной группой других людей или самим собой в иной период жизни. Чтобы понять и проследить сформированность толерантности у будущих педагогов, необходимо не только выявить и зафиксировать различные изменения, но и определить степень качества зафиксированных изменений в момент исследования, то есть выявить уровень сформированности исследуемого качества.