Введение к работе
Актуальность исследования. Вторая половина ХХ века вошла в историю цивилизации как время информационно-коммуникативных перемен. Достижения информационных технологий вызвали изменения в парадигме мышления общества, оказали влияние на развитие науки, искусства и проектной культуры. В.Ф. Сидоренко в своей докторской диссертации «Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества» утверждает: «Любая творческая деятельность периодически переживает такие состояния, когда естественная трансформация ее смысла и формы, происходящая в результате контактов с жизнью, уже не может осуществляться в рамках данной парадигмы: деятельность пришла в противоречие с жизнью и требуется ее полное переосмысление. В такие моменты, осознаваемые как кризисные, переходные, промежуточные, обнаруживается неадекватность сложившегося образа творчества и внешне наблюдаемой жизни, в стихии, в которой еще не виден, но уже предчувствуется и прозревает новый образ творчества, художественный язык и образ культуры».
На современном этапе развития общества одним из основных способов освоения и преобразования мира становятся визуальные коммуникации. Визуально-коммуникативные процессы – это связь по схеме «человек-вещь-среда», «человек-ситуация-действие». В своей профессиональной деятельности дизайнер постоянно решает как творческие, так и технологические задачи в рамках этих схем. Дизайн уже не может восприниматься как специфическое художественное творчество в производственной сфере, сегодня деятельность дизайнера регулирует социальную атмосферу общества. Новации в технологиях приносят визуально-семантические преобразования предметов потребления, что привело к существенным изменениям в мировосприятии современного человека. Создавая материальные ценности, дизайн создает и ценности духовные, поэтому дизайн можно определить как проектную деятельность, объединяющую в своей структуре узко профессиональные и специфические научные знания на основе осмысления современных проблем бытия человека. Известный современный теоретик дизайна И.Н. Стор определил тенденции развития дизайна и проектной культуры в целом. Первая тенденция – внедрение в дизайн программно-целевых методов проектирования, что выражается в разработке дизайн-программ, отображающих разнообразные аспекты проектирования, производства и потребления изделий. Вторая тенденция – отход в дизайне от чисто рациональных методов проектирования и обращение к культурологическому подходу, включающему методику художественного творчества, что выражается в поиске аналогов проектных образов, применении методов «сценарного моделирования», «реконструкции музея», заимствовании из других видов искусства и т.д.
К проблемам художественного проектирования, технологии проектного творчества обращались в своих исследованиях следующие известные отечественные теоретики дизайна, такие, как: Г.Б. Минервин (« Основные задачи и принципы художественного проектирования. Дизайн архитектурной среды.»), («Основы проектирования оборудования для жилых и общественных зданий»); В.Н. Ткачев («Архитектурный дизайн»); А.В.Ефимов («Дизайн архитектурной среды»); В.Т.Шимко («Архитектурно-дизайнерское проектирование»); Б.Г. Бархин. («Методика архитектурного проектирования»; В.Л.Глазычев («О дизайне»); К.Кантор («Правда о дизайне»); В.Моор («Архитектурное пространство как центральная категория профессионального мышления»); В.Р. Ранеев («Интерьер»); В.Ф. Сидоренко («Дизайн как проектная деятельность»), («Дизайн – в образах культуры»); С.О. Хан-Магомедов («Пионеры советского дизайна») и др.
Несмотря на достаточное количество исследований в области художественного проектирования, методик обучения, современное состояние профессионального художественного образования художников-дизайнеров не отвечает в должной степени требованиям, предъявляемым к этого рода деятельности. В большинстве учебников и пособий подробно описывается сам процесс проектирования (что мы проектируем, как и зачем это делаем), не акцентируется внимание на развитие таких профессионально-компетентных качеств личности как, культурно-коммуникативная, информационно – коммуникативная функции.
Осознавая роль и значение развития информационно-коммуникативных, культурно-коммуникативных качеств личности, следует отметить, что в процессе обучения студентов основные усилия по формированию профессионально-компетентной культуры личности художника-дизайнера направлены на усвоение знаний, умений и навыков, в области художественного проектирования, а информационно-коммуникативным сторонам профессии не уделяется должного внимания. Отсюда возникают противоречия между:
уровнем подготовки выпускников и требованиями выдвигаемыми современным обществом к профессии художника – дизайнера;
усилением роли коммуникативного аспекта профессиональной деятельности дизайнера и отсутствием в учебных планах и программах обучения художественному проектированию предметов, связанных с психологией профессионального общения;
реальной системой обучения художников-дизайнеров и конкретными условиями реализации данной профессии;
Недостаточное обеспечение системы высшего профессионального образования необходимой учебной и образовательной литературой; не достаточный уровень материальной и технической базы ВУЗов; недостаточное количество высокопрофессиональных педагогических кадров все это в своей совокупности не позволяет учащимся в полной мере осваивать выбранные специальности. Построение учебного процесса ориентировано до сих пор на когнетивные, репродуктивно–алгоритмические методы обучения. Осмысление вышеперечисленных проблем определило выбор темы исследования: образовательный процесс по подготовке художников-дизайнеров должен быть ориентирован не только на освоение профессиональных художественно-проектных знаний, умений и навыков, но и на формирование личностно-значимых качеств студента, которые соответствуют современным требованиям заказу общества и позволяют самореализоваться учащимся в их будущей профессии.
Под профессионально-компетентной культурой личности дизайнера мы понимаем совокупность социально-психологических, учебно-образовательных, производственно-технологических и экономических аспектов, которые заключают в себе ценностное отношение к профессиональной деятельности в целом.
Культура личности подразделяется на мотивационную, информационную, операционную. Мотивационная составляющая закладывается воспитанием, информационная и операционная составляющие являются результатом образования и обучения. В учебном процессе необходимо учитывать и, соответственно, формировать все слагаемые культуры личности.
Цель исследования - определить содержание методологических, теоретических и методических основ формирования профессионально-компетентных качеств личности художника-дизайнера.
Объектом исследования выступает система высшего художественно-профессионального образования (на примере специальностей «Искусство интерьера», «Дизайн»), включающая в себя методы и формы обучения, развивающие и формирующие коммуникативные и социальные качества личности художника – проектировщика.
Предмет исследования – педагогическая технология, направленная на формирование профессионально-компетентных качеств личности будущего художника – дизайнера, апробированная в процессе обучения студента, а также выполнения выпускной квалификационной работы.
Гипотеза исследования основана на предположении, что для эффективного формирования профессионально-компетентной культуры личности художника-дизайнера необходимо на высоком научно-теоретическом уровне обеспечить образовательный процесс оптимальноцелостной научно-методической системой, которая включает:
цели, задачи процесса обучения, ориентированные на морально-нравственное развитие личности; воспитание личности, обладающей профессиональной и духовной культурой; имеющей высокий потенциал к саморазвитию;
исторический опыт художественно-проектного образования, особенности и перспективы его развития, основанные на анализе социального заказа современного общества к профессиональной деятельности художника-проектировщика, а также новейших достижений в сфере компьютерных и инженерных технологий;
педагогическую технологию обучения, направленную на совершенствование профессионально-компетентных качеств выпускников художественно-графического факультета.
В том случае, если процесс обучения художников-дизайнеров будет выстраиваться согласно вышеизложенным принципам, можно добиться наиболее высоких результатов в подготовке выпускников к профессиональной деятельности, поскольку данная педагогическая технология:
направлена на формирование профессионально-компетентных качеств художника-дизайнера как в художественном, творческом плане, так и в психолого-педагогическом (психология общения, социальной адаптации выпускников);
предполагает использование проблемного, репродуктивного, эвристического и исследовательского методов обучения, что способствует развитию исследовательской, творческой направленности в проектной деятельности будущих художников-дизайнеров; коллективная форма занятий, располагающая к процессу общения и диспуту, формирует у студентов навыки и умения работать и общаться в коллективе (психология общения, психология творчества);
вся работа над проектом разбита на модули с определенными целями и задачами, решение которых позволяет методично, поэтапно и систематично продвигаться к конечному результату.
способствует формированию навыков, умений, интереса к исследовательскому труду.
Задачи исследования:
Проанализировать философскую, научно-методологическую психолого-педагогическую и методическую литературу с целью определения сущности профессионального образования в системе обучения в вузе.
Определить критерии готовности выпускников к профессиональной деятельности на разных этапах учебного процесса.
Разобрать и апробировать блоки упражнений и заданий, направленные на формирование профессионально-компетентной культуры личности художника-проектировщика на примере выполнения выпускной квалификационной работы.
Разработать и экспериментально проверить эффективность педагогической технологии по формированию профессионально-компетентной культуры личности художника-дизайнера в процессе выполнения выпускной квалификационной работы студентами художественно-графического факультета (по специальностям «Искусство интерьера», «Дизайн»).
Методологической и теоретической основой исследования являются:
философские положения о диалектической природе познания мира, о предметно-практической деятельности как одном из способов познания, о социальной, деятельностной и творческой сущности личности человека (Г. Гегель, А.Ф. Лосев, И.А. Ильин, М.С. Каган и др.);
психолого-педагогические положения о движущих силах педагогического процесса и факторах, определяющих его развитие, о соотношении социального и индивидуального (А.Г. Асимов, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.И. Фельдштейн и др.);
современные концепции развивающего обучения, личностного подхода в образовании, концепции и теоретические труды по педагогике искусства и дизайна (Ш.А. Амонашвили, А.В. Бакушинский, Л.В.Занков, В.С. Кузин, С.П. Ломов, Н.Н. Ростовцев и др.);
концепции дизайнерского образования в вузах, соответствующие современным социально-педагогическим требованиям (Г.Б. Минервин, В.Ф. Сидоренко, И.Н. Стор и др.)
Методы исследования, использованные в исследовании для проверки гипотезы и решения поставленных задач:
Теоретические методы:
метод анализа литературы по теме исследования. Теоретическое изучение и анализ действующих методик подготовки художников-дизайнеров;
анализ базовых понятий исследования.
Эмпирические методы:
метод опроса, диагностический метод; анализ выпускных квалификационных работ, направленный на выявление профессиональной подготовленности выпускников вузов;
метод изучения педагогического процесса в измененных и точно учитываемых условиях. Проведения психолого-педагогического эксперимента с целью выявления форм и методов педагогической технологии выполнения дипломного проекта;
методы статистической обработки данных; обработка полученных данных и обобщение педагогического исследования.
Научная новизна состоит в следующем:
-
поставлена и комплексно решена проблема формирования профессионально-компетентной культуры личности художника-дизайнера.
-
Выяснены пути совершенствования системы профессионального обучения, ориентированной на формирование профессионально-компетентной культуры личности художника-дизайнера.
-
Разработана и экспериментально апробирована оптимальная педагогическая технология выполнения выпускной квалификационной работы художника-дизайнера.
-
Выявлена и экспериментально доказана положительная зависимость формирования профессионально- компетентной культуры личности от уровня информированности и мобильности образовательного процесса художника-педагога.
-
Обосновано понятие профессионально-компетентной культуры личности художника-дизайнера как основополагающего фактора в системе обучения художественному проектированию.
Теоретическая значимость исследования определяется:
решением важной научно-педагогической задачи, имеющей большое значение для модернизации образовательного процесса художника-дизайнера с целью повышения эффективности развития личностных качеств студентов;
разработкой и обоснованием педагогической модели, ориентированной на формирование профессионально-компетентной культуры художника-дизайнера;
разработкой методических и педагогических способов и средств формирования профессионально-компетентных качеств личности художника-дизайнера на основе анализа соответствующего психолого- педагогического опыта, научных достижений в сфере художественного образования;
методическими разработками, оптимизирующими процесс формирования художественно-проектной, коммуникативной и социальной компетентностью специалистов в области художественного проектирования.
Практическая значимость исследования. Полученные научные результаты использованы для совершенствования профессионального образования студентов художественно-графических факультетов, художественных училищ и художественных техникумов. Фактические данные, содержащиеся в диссертации, могут быть полезны для разработки курсов лекций и практических занятий по художественному проектированию интерьеров, текстильных изделий в интерьере, по основам производственного мастерства, истории изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, истории тканей, истории интерьера, дизайна. Учебные пособия, учебники, монография, методические материалы и разработки, написанные соискателем, могут быть применены в практике подготовки художников-проектировщиков, учителей изобразительного искусства, художников декоративно-прикладного искусства, дизайнеров, искусствоведов.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы не только в системе высшего профессионального образования, но и в сфере среднего профессионального образования для разработки целостной педагогической технологии учебно-воспитательного процесса, направленной на формирование профессиональных качеств личности.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологической опорой на современные достижения педагогики, психологии и философии; применением комплекса методов исследования (наблюдение, изучение опыта, работа с первоисточниками, беседа с учащимися, изучение студенческого творчества, педагогический эксперимент); длительностью опытно-экспериментальной работы; контрольным сопоставлением полученных результатов; личным педагогическим и художественным опытом соискателя.
Организация и этапы исследования. Личное участие соискателя состоит в теоретической и методической разработке основных идей и положений по исследуемой теме на базе кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета; Курского государственного университета на базе кафедры художественного проектирования интерьера и декоративно-прикладного искусства, кафедры графического дизайна; Елецкого государственного университета им. И.А.Бунина на базе факультета дизайн; Орловского государственного технического университета на базе кафедры «Дизайна»; Железногорского художественного техникума. Непосредственное руководство проведением опытно-экспериментальной работы осуществлялось соискателем в качестве доцента и докторанта кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета, художественно-графического факультета. Исследование выполнялось в несколько этапов.
На первом этапе (2004-2006г.) были изучены проблемы по формированию профессионально-компетентной культуры-личности учащихся; теории и методики высшего профессионального образования; ознакомлены с практикой выполнения выпускной квалификационной работы различными вузами в области художественного образования; изучена психология общения и поведения личности в процессе обучения; обоснована общая гипотеза исследования.
Второй этап (2006-2009г.) состоял из трех стадий, каждая из которых связана с теоретической и экспериментальной работой в области профессиональной подготовки художников-дизайнеров на материале выполнения выпускной квалификационной работы. Проверена гипотеза исследования в процессе опытно-экспериментальной работы.
Третий этап ( 2009-2010г.) - систематизированы теоретические и практические выводы и рекомендации в области профессиональной подготовки художников-дизайнеров; подготовлены и изданы учебные пособия, учебники и монография по теме исследования; результаты исследования оформлены в виде докторской диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования отражены в публикациях автора - статьях, тезисах, учебных пособиях, учебных программах, методических пособиях, учебниках, монографии, опубликованных в Москве, Орле, Липецке. Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе многолетней преподавательской деятельности на художественно-графическом факультете Орловского государственного университета, на кафедре декоративно-прикладного искусства и технической графики, а также на базе Курского государственного университета на кафедре художественного проектирования интерьера и декоративно-прикладного искусства, на кафедре графического дизайна; на базе факультета «Дизайн» Елецкого государственного университета им. И.А.Бунина; на базе кафедры «Дизайна» Орловского государственного технического университета; Железногорского художественного техникума.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Концепция формирования профессионально-компетентной культуры личности художника-дизайнера в современных условиях приобретает особый смысл в связи с необходимостью освоения новой парадигмы художественно-проектного творчества. Особенностью данной педагогической концепции является ее ориентация на ценностно-ориентированную и коммуникативную деятельность.
-
Формирование профессионально-компетентной культуры личности художника-дизайнера является итогом педагогической технологии, в которую включены следующие структурные элементы: цели, принципы, задачи, содержание и объем образовательного материала содержащего в себе знания из теории и истории дизайна, методики проектной деятельности, профессиональной психологии, производственной технологии и экономики.
-
В процессе формирования профессионально-компетентной культуры личности художника-дизайнера должен быть задействован эмоционально-коммуникативный личностный аспект, который способствует раскрытию творческого и профессионального потенциала художника-дизайнера.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Содержание диссертации изложено на 423 страниц, в ней содержится 37 таблиц, 7 графиков, 66 страниц приложения. Список использованной литературы содержит 529 наименований.