Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование пластической культуры студентов-режиссеров театрализованных представлений и праздников в условиях высшего художественно-педагогического образования Маркова Светлана Валериевна

Формирование пластической культуры студентов-режиссеров театрализованных представлений и праздников в условиях высшего художественно-педагогического образования
<
Формирование пластической культуры студентов-режиссеров театрализованных представлений и праздников в условиях высшего художественно-педагогического образования Формирование пластической культуры студентов-режиссеров театрализованных представлений и праздников в условиях высшего художественно-педагогического образования Формирование пластической культуры студентов-режиссеров театрализованных представлений и праздников в условиях высшего художественно-педагогического образования Формирование пластической культуры студентов-режиссеров театрализованных представлений и праздников в условиях высшего художественно-педагогического образования Формирование пластической культуры студентов-режиссеров театрализованных представлений и праздников в условиях высшего художественно-педагогического образования Формирование пластической культуры студентов-режиссеров театрализованных представлений и праздников в условиях высшего художественно-педагогического образования Формирование пластической культуры студентов-режиссеров театрализованных представлений и праздников в условиях высшего художественно-педагогического образования Формирование пластической культуры студентов-режиссеров театрализованных представлений и праздников в условиях высшего художественно-педагогического образования Формирование пластической культуры студентов-режиссеров театрализованных представлений и праздников в условиях высшего художественно-педагогического образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маркова Светлана Валериевна. Формирование пластической культуры студентов-режиссеров театрализованных представлений и праздников в условиях высшего художественно-педагогического образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Краснодар, 2004 176 c. РГБ ОД, 61:05-13/1031

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования пластической культуры студентов - режиссеров театрализованных представлений и праздников 17

1.1. Пластика в теории и художественно-педагогической практике сценических искусств 17

1.2. Становление пластической культуры как предмета обучения и воспитания 38

1.3. Синтетическая природа художественно - педагогической деятельности режиссера театрализованных представлений и праздников 54

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование эффективности художественно-педагогического процесса формирования пластической культуры студентов 79

2.1. Художественно педагогические принципы организации и процесса формирования пластической культуры 79

2.2. Содержание и результаты констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования 118

2.3. Содержание и итоги формирующего этапа опытно - экспериментального исследования 138

Заключение 154

Список используемой литературы 162

Введение к работе

Актуальность исследования.

Воспитание каждого человека как творческой личности приобретает в XXI веке первостепенное практическое значение. Искусство и художественная педагогика в решении этой задачи играют отнюдь не вспомогательную роль: своими особыми средствами способствуют формированию человека - творца, созидателя.

Высшая школа годами ориентировала студентов на усвоение базовых программных знаний. В современных условиях качество подготовки специалиста определяется не только уровнем его знаний, но и его профессионально творческим потенциалом, то есть, прежде всего, тем, насколько студент развит и состоялся как творческая личность. Образно говоря, выпускник вуза - молодой специалист - будет подготовлен «со знаком качества», если в процессе высшего художественно-педагогического образования состоялось его обучение, воспитание и самовоспитание как творческой личности, которая способна видеть современные проблемы, а также профессионально и творчески их решать. То есть, центральная идея художественно - педагогической концепции заключается в том, чтобы школа знания стала школой творчества. Тот факт, что эта проблема является не локальной, а именно стратегической и приоритетной проблемой высшей школы, убедительно обосновано в работах В.А.Кан-Калика [62], A.M. Коршунова [69], В.Д. Щадрикова [166].

Актуальной проблемой современного этапа развития высшего художественно-педагогического образования в России является формирование личности студента, гармонично сочетающей в себе педагогическое призвание с творческими способностями к избранной профессии - режиссуре театрализованных представлений и праздников. При бесспорной синтетической специфике искусства режиссуры театрализованных представлений, его природной, главнейшей, определяющей чертой является зрелищность, динамический процесс пластических решений и образов. Включение пластической культуры в круг режиссер

ско-педагогических проблем продиктовано самой жизнью и вызвано расширением сферы действия режиссера, его обязанностью объединять творческие усилия разножанровых коллективов для воплощения сверхзадачи театрализованного представления и праздника. Неслучайно государственные образовательные стандарты (2000 - 2004 г. г,) высшего профессионального образования по специальности 053300 - «Режиссура театрализованных представлений и праздников» содержат в себе целый комплекс дисциплин пластического характера, так необходимых специалистам этого жанра: «Хореография в театрализованных представлениях и праздниках», «Основы сценического движения», «Пластическая культура режиссеров театрализованных представлений и праздников», «Биомеханика и пластические возможности в режиссуре шоу программ», «Базовые виды двигательной подготовки». Все названные дисциплины направлены на решение многих задач, но цель у них одна - повышение пластической культуры студентов. Следует особо отметить, что ни один вуз культуры и искусств специально не готовит кадры для ведения данных дисциплин. Педагогами этих предметов чаще всего являются режиссеры, проявившие свои способности в пластике.

Актуальность исследования проблемы формирования пластической культуры определяется и тем, что в Положении об итоговой государственной аттестации выпускников отделения режиссуры театрализованных представлений и праздников одним из критериев оценки дипломного режиссерско-постановочного проекта является критерий оригинальности пластических решений и их разнообразия.

Как показывает практика, недостаточность исследований в сфере педагогических технологий формирования пластической культуры порождает безликость и унифицированность многих режиссерских замыслов и их воплощений на сценических площадках. Эффективность будущей профессиональной деятельности режиссера театрализованных представлений и праздников зависит не только от приобретенных в вузе профессиональных знаний и умений в области режиссуры, драматургии, танца и сценической пластики, но и от уровня сфор

мированной способности к дальнейшей художественно-педагогической деятельности, так как педагогика становится призмой, собирающей в один фокус все компоненты искусства массового театра. Типичным пробелом вузовской педагогической практики является невостребованность пластической культуры и пластического мышления студентов на смежных базовых учебных дисциплинах и, прежде всего, на режиссуре. Пластическая культура и пластическое мышление далеко не всегда занимают приоритетное место в шкале оценок по специальным дисциплинам.

Опрос выпускников специальности «Режиссер театрализованных представлений и праздников» разных вузов культуры и искусств выявил у них отсутствие тезауруса пластических понятий, а также позволил сделать ряд существенных выводов, из которых следует, что большинство выпускников указанной специальности в постановочной работе пренебрегают пластическими решениями или в недостаточной степени владеют методом пластического осмысления праздничного события. Все опрашиваемые специалисты, так или иначе, признавали свое непонимание сущности пластического решения, незнание технологии создания образно-пластического замысла. Выяснилось, что выпускники вузов не имеют четких художественно-педагогических ориентиров в сфере танцевально-пластических дисциплин, а пластическая культура находится на низком уровне.

Одной из серьезнейших проблем сегодняшнего студента - первокурсника является отсутствие физической подготовки. А ведь человек должен чувствовать свое тело сильным, гибким, податливым, красивым (тем более в юности). Вспомним, например, что в античные времена греки в основу своей культуры ставили идею совершенства человеческого тела. Еще во 2 в.н.э. писатель-сатирик и мыслитель античности Лукиан из Самосаты (Сирия) в своем труде «О танце» писал о многочисленных героях, упражняющихся в пляске, и превративших это занятие в искусство. Он писал о том, что спартанская молодежь обучалась пляске не меньше, чем искусству владеть оружием, и всякий раз со-стязанья завершались пляской. Сам Сократ высоко отзывался об искусстве пля

ски, ценил строгую размеренность, изящество и стройность отдельных движений, благородную осанку человека [84].

Сегодня, к сожалению, мы вынуждены заниматься со студентами, которым скорее требуются не танец, ритмика и сценическая пластика, а лечебная гимнастика. Поэтому первые полгода обучения уходят на убеждение студентов в том, что нужно очень много заниматься, чтобы уметь управлять своим телом, на старания преодолеть в их сознании мысль, что у них ничего не получится. Студентам нужно давать понять, что их руки, ноги, голову возможно привести в полное согласие, как в динамичных движениях, прыжках, беге, так и в статике, под музыку или без нее, чтобы, как писал М.Чехов, тело стало лучшим другом актера, а не его врагом. Подчеркивая необходимость пластического воспитания, К.С.Станиславский писал: «Да сгинут навсегда со сцены корявые тела с закостенелым спинным хребтом и шеей, с деревянными руками, кистями, пальцами, ногами. Ужасная походка и манеры!» [139, с. 266].

Поводом для обращения к вышеобозначенным проблемам послужили многолетние наблюдения за уровнем технического развития пластической культуры как студентов, так и абитуриентов, которые, выбирая профессию актера или режиссера, поступают в вуз. За редким исключением, уровень пластического мышления, интеллектуального развития большинства из них не совпадает с уровнем технической подготовки, база навыков и умений, необходимая для вузовского обучения, отсутствует.

На сегодняшний день в России наука о пластической культуре как специальная дисциплина еще только складывается. Как следствие этого, процесс формирования пластической культуры студентов творческих специальностей остро нуждается в теоретическом обосновании. Одной из задач нашей диссертационной работы является не только изучение практического опыта функционирования пластической культуры, но и - самое главное - привлечение внимания российских исследователей к проблемам современной сценической пластики, разработка методологической базы, обеспечивающей научно-теоретическое

и практическое решение проблемы формирования пластической культуры у студентов творческих специальностей в период вузовской подготовки.

Нет ни одного крупного режиссера и в российском театре, и мировом, который не интересовался бы пластикой. Именно сценической пластике уделял внимание К.С. Станиславский, непрерывно ратовавший за повышение пластической культуры актера театра: «Какую же классику вы сможете играть, если у Вас недостаточно натренирован физический аппарат? У Вас может быть прекрасная внутренняя линия, и Вас нельзя будет выпустить на сцену». И далее: «Жизнь духа отражается в жизни тела, равным образом и жизнь тела может отражаться в жизни духа... Если жизнь человеческого духа роли не зародится сама собой, создавайте жизнь человеческого тела» [131, с. 231] (выделено нами - СМ.).

Всякая новая область знаний неизбежно начинается с определения исходных понятий, объекта и предмета изучения. Кроме того, в трактовке ключевых дефиниций, относящихся к проблематике исследования пластической культуры, нет единообразия.

Степень научной разработанности проблемы формирования пластической культуры студентов-режиссеров театрализованных представлений и праздников невысока: она продолжает оставаться «белым пятном» отечественной науки. Изучение пластической культуры в специальной литературе представляется преимущественно на уровне практических рекомендаций, историко-методических описаний и советов, что приводит к отсутствию стратегического подхода в формировании пластической культуры как профессионально значимого качества личности режиссера театрализованных представлений и праздников и, соответственно, как предмета его обучения.

Данное диссертационное исследование не имеет аналогов в работах отечественных ученых. Отсюда - как сложность в постановке вопросов и задач, так и трудность их решения. Это связано, прежде всего, с неразработанностью самого понятия «Пластическая культура режиссеров театрализованных представлений и праздников» и нечеткостью художественно-педагогических прин

ципов формирования пластической культуры студентов. Нерешенными остаются такие вопросы, как «базовые, структурные компоненты пластической культуры», «критерии» ее оценок. Не дано определение такого понятия, как «уровень пластической культуры». В то же время, основания для специального исследования в этой области появились давно: так Леон Батиста Альберта в трактате «О статусе» (1435 г.) поставил первые вопросы о пластике человека, вслед за ним идеи совершенствования пластической выразительности человека были описаны такими авторами, как Жак-Далькроз Э, Франсуа Дельсарт [51,67]. Вопросам пластической выразительности актера посвятил свои труды Е. И. Воронов (1868 г.) и С. Волконский (1912 г.) [18,24]. Однако многие работы сегодня представляют только исторический интерес. До настоящего времени не было сделано ни одной попытки рассмотреть художественно-педагогические принципы формирования пластической культуры как систему, без которой невозможна профессиональная деятельность режиссера театрализованных представлений и праздников. Специального исследования направленного на разработку методики формирования пластической культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников до настоящего времени не проводилось.

Важнейшее значение для нашего исследования имели работы, отражающие проблемы реформирования современной системы образования, культуры и искусства. К ним относятся, прежде всего, работы по психологии искусств и развитию творческих способностей личности - труды JLC. Выготского [34], В.А. Петровского [108].

Поскольку учебный процесс формирования пластической культуры студентов основывался на «педагогике сотрудничества», нас также интересовали вопросы, связанные с технологией театральной педагогики и педагогической культурой преподавателя. Эти вопросы рассматривались в трудах В.А. Ильева [59], И.А. Колесникова [71], З.И. Равкина [115], Е.Н. Шиянова и И.Б. Котовой [165], И.Ф. Исаева [58], В.А. Сухомлинского [143]. Вопросы педагогического мастерства преподавателя вуза нашли отражение в работах А.А. Деркача [47], З.Ф. Есаревой [50], Н.В. Кузьминой [76], В.А. Сластенина [126].

Нами принимались во внимание исследования об особенностях деятельности «целостной личности» и ее установок [14,17,96,101,103,142,154,172].

Теория способностей рассматривалась виднейшими психологами, из которых в первую очередь следует назвать труды С.Л. Рубинштейна [122], Б.М. Теплова [148], Б.Г. Ананьева [5], А,Н. Леонтьева [80], А.Г. Ковалева [68], С.Н. Лейтеса [81], ЯЛ. Понамарева [113], В.И. Дранкова [49], П.М. Якобсона [173], Симонова П.В [125].

При разработке методики формирования пластической культуры студентов нами были изучены различные подходы отечественных исследователей к методам обучения и их характеристикам. Это работы Ю.К. Бабанского [12], И.П. Подласого и И.Ф. Харламова, [112]. А.В. Хуторского [157], В.А. Онищука [48]. В зарубежной педагогике высшей школы методы обучения рассматривались в работах таких авторов как С. Bullock, J. Огу [181], Neil J.C.[182], L. Darling-Hammond, J.Snydem [183], G.Delandshere [184], D. E. Peter [185], J. Klienger, S. Booth [186], M. Mclean, LE.Bullard [187], T. Panitz [188], M Rawson [189], MT. Roberson [190].

В ходе исследования были рассмотрены подходы к классификации танцев [82,130,144], вопросам обучения специальным навыкам и техническим приемам хореографического искусства [18,19,26,3 6], проблемам хореографического, пластического и ритмического воспитания [9,35,44,73,91,120], перегрузкам учащихся непосильной техникой пластики [16], развитию творческих способностей средствами танца [42], хореологическим исследованиям [158], многоаспектным подходам к воплощенной танцевальной практике [30], строению и нервно - мышечному «аппарату» человеческого тела [20].

В работе нашли отражение вопросы педагогики, рассматривающие методику обучения [159], проблемы соотношения пластики и музыки [25], проблемы знакового характера пластического искусства [24,26] и непосредственно связанного с ним жеста [13,32,74,87,105,150], материалы, исследующие структуру и целостность пластического искусства с точки зрения семиотики и феноменологии [178].

Осмысление проблем педагогической логики в трудах А.Левшина [78], ЮЛХСокольникова [128], Л.М. Фридмана [156] также сыграло существенную роль при выстраивании логики нашего художественно-педагогического эксперимента.

Теоретическая значимость и состояние неразработанности данной проблемы и определили ее как тему научного исследования.

Объект исследования — пластическая культура режиссеров театрализованных представлений и праздников.

Предмет исследования - художественно-педагогический процесс формирования пластической культуры студентов в вузах культуры и искусств.

Цель исследования - определить комплекс базовых, структурных компонентов пластической культуры, составляющих смысловое ядро методики ее формирования.

Задачи исследования;

1. Раскрыть сущность пластики в различных видах сценических искусств.

2. Проанализировать становление пластической культуры как предмета обучения и воспитания.

3. Раскрыть синтетическую природу профессионально-педагогической деятельности режиссеров.

4. Выявить художественно-педагогические принципы организации и процесса формирования пластической культуры студентов.

5. Разработать систему критериев, позволяющих диагностировать уровни пластической культуры.

6. Экспериментально доказать эффективность художественно- педагогических принципов организации и процесса формирования пластической культуры студентов,

7. Провести апробацию методики формирования пластической культуры студентов - режиссеров театрализованных представлений и праздников в художественно-педагогическом процессе.

Гипотеза исследования строится на предположении, что формирование пластической культуры студентов - режиссеров театрализованных представлений и праздников в условиях высшего художественно-педагогического образования будет протекать более эффективно при реализации следующих условий:

1. взаимосвязи содержания общехудожественной, сценарной, режиссерской, танцевально-пластической, педагогической и методической подготовки;

2. создания художественно-педагогических установок на овладение студентами базовыми, структурными компонентами и художественно-педагогическими принципами формирования пластической культуры;

3. активного использования сценарно-режиссерского и пластического мышления в исполнительской практике.

Методологические основы исследования составили положения философии о диалектической взаимосвязи «единичного», «особенного», «общего», содержания и формы, сущности и явления. Общими методологическими основами исследования являются положения отечественной и зарубежной философии, педагогики, психологии, театральной педагогики, хореологии, искусствоведения, в которых феномен пластической культуры рассматривается с позиций деятельностного подхода и творческой активности в формировании личности специалиста (Г.С. Батищев, Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, A.FL Леонтьев, C.JL Рубинштейн). Это позволяет выявлять диалектику взаимосвязи пластической культуры будущих режиссеров и ее личностных проявлений (М.О. Кнебель, ИЭ.Кох, Г.В. Морозова, К.С. Станиславский).

Разрабатывая частную методологию, мы опирались на достижения в области психолого-педагогических наук, исследующих соотношение личности и деятельности, творческую природу личности, а также на положения, трактующие личность как сложную систему, развитие качеств которой в процессе обучения зависит от компонентного состава содержания образования. Специфика частной методологии нашей работы обусловлена необходимостью художественно-педагогического и искусствоведческого анализов пластической культу

ры, опирающегося на труды, исследующие взаимодействие разных видов искусств и роль пластической культуры в развитии художественного синтеза.

Теоретическую основу исследования составили труды А.Н. Столович, В.Н. Семенова, B.C. Селиванова, Б.М. Теплова, П.А. Флоренского (о роли искусства в развитии личности); труды В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, А.Н. Лук, ЯЛ. Пономарева, П.Н. Якобсона, В.Л. Дранкова, Б.С. Мейлаха (психология и процессы творческой деятельности); теоретические и методические идеи педагогов различных видов искусств: театрального - Е.Б. Вахтангова, СВ. Гиппиуса, Ю.А. Завадского, М.О. Кнебель, И.Э. Коха, В.Э.Мейерхольда, К.С. Станиславского, А.Я. Таирова, Г.А. Товстоногова; хореографического — Г.Ф Богданова, Ю.Н. Григоровича, Р.В. Захарова, A.M. Мессерера, Н.И. Тарасова, и ДР В изучении подходов к формированию пластической культуры студентов - будущих режиссеров и различным ее аспектам сыграли прогрессивные взгляды и работы таких выдающихся деятелей культуры и искусства как: Ж. Барро, С. Волконский, Б. Голубовский, Ж. Далькроз, Ф.Дельсатр, Д. Донской, И. Кох, Ф. Ланг, М. Марсо, Ж.Мармонтель, В.Мейерхольд, Г. Морозова, Е.Маркова, С. Маккей, А. Немеровский, Б, Петров, В. Петров, А. Румнев, И. Рутберг, К. Станиславский, Т. Тимоти, А.Таиров.

Значимыми для настоящего исследования явились подходы к изучению пластической культуры деятелями культуры и искусства, которые реализованы в трудах С. Волконского, Ф. Дельсатра, Г. Морозовой, К.Станиславского.

База исследования — кафедра режиссуры факультета театрального искусства Краснодарского государственного университета культуры и искусств.

В исследовании принимали участие студенты кафедры режиссуры, обучающиеся по специальности 053300 - «Режиссура театрализованных представлений и праздников».

Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 1999 г. по 2004 г.

Первый этап (1999-2001г.г.) - изучение и анализ отечественной, зарубежной, философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы

по теме диссертационного исследования; осмысление теоретических основ исследования; формирование группы экспертов; создание экспериментальной и контрольной групп; разработка художественно-педагогических принципов формирования пластической культуры студентов; поиск системы критериев -показателей оценки уровня пластической культуры студентов; подбор методик констатирующего и разработка содержания формирующего эксперимента; получение экспертных оценок констатирующего эксперимента по контрольным и экспериментальным группам.

Второй этап (2000-2004г.г.) - получение экспертных оценок формирующего эксперимента по контрольным и экспериментальным группам; обработка, систематизация, анализ и обобщение опытно-экспериментальной работы; формулирование выводов, внедрение методических рекомендаций в практику режиссерского обучения; оформление результатов исследования в виде диссертации.

В работе применялись следующие методы исследования:

- анализ философско-эстетической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы;

- изучение опыта работы кафедр режиссуры театрализованных представлений и праздников в вузах культуры и искусств;

- анализ учебно-методической документации (госстандартов, учебных планов, программ, квалификационных характеристик);

- моделирование пластической культуры как личностного образования будущего режиссера;

- профессиографический анализ художественно-педагогической деятельности преподавателей соответствующего профиля;

- педагогическое наблюдение, самооценка, экспертные оценки, обобщение независимых характеристик;

- опытно-экспериментальная работа.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Анализируемый объект - «Пластическая культура» - впервые рассматривается системно, как определенное множество базовых, структурных компонентов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства и единство этого множества.

2. Выявлены свойства и характеристики пластической культуры, которые интегрируются в профессиональной режиссерско-педагогической деятельности.

3. Дано определение понятия «Пластическая культура режиссеров театрализованных представлений и праздников».

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании пластической культуры как предмета обучения и воспитания и как профессионально-значимого качества личности режиссера театрализованных представлений и праздников. Дано теоретическое обоснование художественно-педагогических принципов формирования пластической культуры студентов. Пластическая культура рассматривается как важнейший компонент содержания высшего художественно-педагогического образования.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что совокупность выдвинутых теоретических положений позволила разработать и внедрить в практику художественно-педагогического образования специальную методику формирования пластической культуры, вычленить базовые, структурные компоненты пластической культуры и художественно-педагогические принципы ее формирования. Разработанные критерии оценки уровня пластической культуры внедрены в учебный процесс. Практические рекомендации работы могут быть использованы в учебном процессе кафедр режиссуры театрализованных представлений и праздников вузов культуры и искусств.

Результаты исследования отразились в разработанных автором программах курсов «Танец», «Пластическая культура режиссеров театрализованных представлений и праздников», учебно-методическом комплексе пластических дисциплин. Основное содержание диссертации изложено в научных статьях и

учебном пособии «Сценическая жизнь человеческого тела» (Краснодар.: КГУКИ, 2004г.).

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается методологической базой исследования, организацией опытно-экспериментального исследования, соответствующей его целям и задачам. Надежность результатов обеспечивалась обширностью анализа полученных экспертных оценок, высоким профессиональным уровнем экспертной группы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Пластическая культура является одним из важнейших смыслообра-зующих компонентов художественно-педагогической деятельности режиссера театрализованных представлений и праздников и профессионально значимым качеством личности режиссера интегрирующей многообразный комплекс профессиональных характеристик.

2. Пластическая культура понимается нами как комплекс специальных теоретических знаний и практических навыков танцевально-пластического и движенческого характера, необходимых режиссеру театрализованных представлений и праздников для художественно-педагогического осмысления пластического образа события.

3. Процесс формирования пластической культуры студентов основывается на базовом комплексе (физиологическом, эмоционально-образном и сценически-действенном), смысловым ядром которого являются художественно-педагогические принципы.

4. Художественно-педагогическими принципами, обеспечивающими физиологический блок подготовки режиссеров театрализованных представлений и праздников являются: 1) саморегуляция - расслабление и концентрация отдельных групп мышц; 2) правильная осанка; 3) ритмичность и координация движений; 4) гармонизация взаимодействия всех частей тела; 5)максимальное развитие возможностей человеческого тела, данных природой.

Специальными принципами формирования эмоционально-образного блока: 1) артистизм исполнения; 2) пластическая выразительность; 3) музыкаль

ность; 4) образность (аллегоричность, метафоричность); 5) пластическая трансформация.

Принципы, направленные на формирование сценически действенного блока: 1) драматургическая логика; 2) перевод вербального задания на язык пластического действия; 3) синтетичность пластических видов искусств; 4) динамика пластического решения; 5) динамика сценического воплощения.

5. Методика преподавания дисциплин, формирующих пластическую культуру студентов обусловлена: а) единством целей, средств, форм и методов освоения феномена пластической культуры как целостности; б) специфической природой режиссерской деятельности и художественно-педагогической направленностью учебного процесса.

Приступая к исследованию проблем пластической культуры, вполне закономерно возникает вопрос: как проникнуть в сложную систему этого феномена? Описание, даже самое подробное, не способствует этому. Не помогут здесь, очевидно, и умозрительные концепции, основывающиеся на интуиции и наблюдениях. Поэтому автор избрал наиболее реальный, как ему представляется, путь анализа исторической практики, а также воззрений, формировавшихся в ходе эволюционного развития танцевально-пластических форм, так как они отражают в той или иной мере и теоретические и практические проблемы своего периода и, следовательно, позволяют извлечь пластическую культуру режиссеров из самой ее истории.

«Историчность», как метод анализа конкретной ситуации, с точки зрения ее истории является важным методологическим принципом познания и практики. Не случайно Н.Г. Чернышевский писал: «...без истории предмета нет теории предмета; но и без теории предмета нет даже мысли о его истории, потому что нет понятия о предмете, его значении и границах» [162,с,265-266].

Пластика в теории и художественно-педагогической практике сценических искусств

На протяжении веков пластическая культура выступала как значимое явление в развитии профессионального искусства. В связи с этим в данном разделе настоящего исследования следует рассматривать пластическую культуру в исторической динамике.

Первые танцы и пантомимы родились на заре человечества: еще в первобытном обществе существовали танцы и пантомимы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического и воинственного характера. Описание танцев путешественниками и фольклористами рассказывают о жизни, обычаях и нравах различных народов. Еще Н.В. Гоголь в своих «Петербургских записках 1836 года» отмечал: «Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как...немец, русский не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность» [53,с.8].

Культура танца как вида искусства имеет очень длинную историю развития. В наше время при создании самых современных форм танца хореографы неизменно возвращаются к тем древним истокам танцевальной истории нашего народа, основы которых зародились еще в первобытно-общинном строе, и постепенно развивались до самых совершенных форм древнерусских танцев. Мы легко узнаем в современных хореографических постановках элементы тех танцев, которые тысячу лет тому назад танцевали наши пращуры возле огнищ и кострищ, под звуки барабана, бубна, гуслей, нежные девичьи хороводы под поэтические мелодии сопилки и многое другое. Исконно древнерусским танцем является та народная хореография, истоки которой совпадают со временем процветания Древней Руси в IX-X веках. Вся история человечества свидетельствует, что до того еще, как человек овладел искусством живописи, культовой архитектуры, искусство танца было естественным и заложенным в человеке самой природой.

С развитием религиозных представлений у древних предков славян праздничные обряды стали приобретать колдовской, магический смысл. Совершая, например, охотничий танец, люди инсценировали охоту на зверей или птиц, воспроизводили их движения, повадки. Во время танца поражали копьями и стрелами фигурки или изображения животных, на которых предстояла охота. Люди были уверены, что, правильно совершив обряд, они обеспечат удачу в охоте. Древние славяне стали наделять сверхъестественными свойствами те силы и явления природы, от которых в ту пору в огромной мере зависело их существование.

Средневековая идеология и господство церкви означало запрет светских забав и зрелищ, в том числе и пляски. Но гонения не достигали цели. Танец бытовал повсюду в формах национального фольклора, проникая и в церковные обряды. Начиная с IX века, расцвело искусство трубадуров и труверов. Одни сами пели свои сочинения, другие предоставляли это бродячим труппам менестрелей и жонглеров. Жонглеры, универсальные актеры своего времени, разыгрывали диалоги, пели, играли на различных инструментах, а также мимирова-ли, танцевали, показывали фокусы и акробатические трюки перед знатью и простолюдинами. Л.Д. Блок писала: «Танец жонглеров мы должны представлять себе виртуозным и технически проработанным, с сильной примесью акробатических движений, с большим применением темпов элевации, причем технику полагаем унаследованной от античных мимов» [10, с. 74].

С XV века «священные действа» начали терять религиозный характер, а танцы становились принадлежностью разных городских театрализованных зрелищ. Насыщенные элементами пантомимы и танца, они заняли видное место среди увеселений знати. Приемы народных игр, народной пантомимы и танца впоследствии так или иначе находили путь в профессиональный театр, определяя его национальное своеобразие. Превращаясь в профессиональное искусство, танец упорядочивался: устанавливались определенные правила, оттачивались приемы, структурные формы. Придворный и народный танец разделились раз и навсегда. Они постоянно влияли друг на друга, но их цели в основе стали различны.

Антологию народных и придворных танцев можно составить, например, по произведениям Шекспира. Например, Титания, героиня «Сна в летнюю ночь», просит о «хороводе и волшебной песенке». Ведьмы в «Макбете» составляют «шутовской хоровод». В «Напрасных усилиях любви» Тупица говорит: «Я поиграю героям на тамбурине, пусть они станцуют хей» - то есть стремительно свертывающийся и развертывающийся хоровод.

О гарцующей гальярде и о куранте, исполнявшейся медленнее, на скользящем, волнистом беге, говорит в «Двенадцатой ночи» сэр Тоби Эгьючик: «Почему, йдучи в церковь, не танцуешь куранту?». В комедии «Много шума из ничего» Беатриче объединяет в каламбуре сразу несколько танцев: «Сватовство, свадьба и раскаяние похожи на шотландскую жигу, межер и синкпейс. Первое идет пылко и быстро, как шотландская жига, полная причудливых неожиданностей; свадьба - скромно, достойно, как размеренный танец, со старинной торжественностью; затем наступает раскаяние на расслабленных ногах и все чаще припадает в синкпейсе, пока не свалится в могилу». Синкпейс (буквально - пять шагов) был одной из форм гальярды. В нем каждые пять шагов приходилось на два такта по 3Л, и последним делался прыжок, переносивший акцент на вторую, слабую четверть второго такта. На шестую четверть принималась поза. Возможно, музыкальный термин «синкопа» произошел от прихрамывающего танца синкпейс.

Персонажи Шекспира неоднократно вспоминают танец «Моррис» — мавританскую пляску. В комедии «Все хорошо, что хорошо кончается» графиня спрашивает шута: «Неужели твой ответ подойдет для всякого вопроса?». И шут отвечает: «Подойдет, как...мавританская пляска к майскому празднику», В Генрихе IV говорится о танце «Моррис в Троицын день».

Театральный танец конца XV — начала XVI века формировался по мере того, как выкристаллизовывались новые зрелищные жанры; развитие было взаимосвязанным. Но теперь танцевальные интермедии проходили не между подачей блюд, а между действиями античных трагедий и комедий или оригинальных драматических пасторалей. Ставили интермедии хореографы - профессионалы, часто обладавшие европейской славой.

Становление пластической культуры как предмета обучения и воспитания

Осмысление пластической культуры как предмета обучения и воспитания студентов должно исходить из целостного понимания личности специалиста, прежде всего как носителя высокой общечеловеческой культуры. О какой культуре идет речь? Во-первых, об общественно - политической культуре, предполагающей наличие необходимых знаний, представлений, взглядов, убеждений о проблемах современной общественно - политической жизни в стране и за рубежом. Во-вторых, о профессиональной культуре (сценарно-режиссерской, танцевально-пластической, речевой, и т.д.), основанной прежде всего на современных профессиональных знаниях, умениях и навыках. В-третьих, о нравственной культуре личности. В-четвертых, об эстетической культуре, которая предполагает наличие достаточных, художественных знаний, развитого эстетического вкуса, благородных эстетических чувств, стремление преобразовать по законам красоты свой труд, быт, творчество. Эстетически неразвитый человек в сфере культуры и искусства - что может быть нелепее и опаснее? В-пятых, о физической культуре личности. Здесь имеется в виду здоровый образ жизни.

Анализ наиболее значимых характеристик пластической культуры позволил предположить, что ее педагогическая интерпретация должна опираться: а) на целостное представление о данном феномене; б) на междисциплинарные обобщения, при которых закономерности пластической деятельности и личностные характеристики режиссера театрализованных представлений и праздников тесно связаны с закономерностями функционирования системы искусства педагогики. Мы предполагаем, что пластическую культуру режиссеров театрализованных представлений и праздников следует рассматривать как интегра-тивное личностное образование, структура которого соотносима с основными характеристиками целостного художественно-педагогического явления. Этот предварительный вывод позволяет перейти к исследованию целесообразности изучения данного качества как профессионально значимого в деятельности режиссера театрализованных представлений и праздников, сформулировать конкретные требования к пластической подготовке режиссеров театрализованных представлений и праздников, а именно: режиссер должен быть профессионально компетентен в вопросах теории и истории мировой художественной культуры, в вопросах истории танца, мимодрамы, пантомимы, драматургии и режиссуре театрализованных представлений и праздников, знать особенности функционирования системы различных видов искусств, уметь претворять эти знания в своей профессиональной деятельности.

Все же не следует сбрасывать со счетов проблему определения понятия «пластическая культура режиссера», проявляющуюся всякий раз при рассмотрении явлений, из которых складывается режиссерское творчество. На первый взгляд, некоторые из этих явлений представляются очевидными: режиссер создает пластические номера, пластические композиции и создает их определенным способом. Какие именно аспекты пластической культуры следует выделить как потенциально важные с точки зрения высшего художественно-педагогического (режиссерского) образования?

Как известно, функции режиссера не исчерпываются постановкой того или иного представления или праздника. Его профессиональное мастерство заключается в умении находить пластическое решение или пластический образ события. Низкий уровень пластического мышления (соответственно и пластической культуры) свидетельствует о том, что режиссеры театрализованных представлений и праздников еще не в полной мере владеют соответствующими методами. Практика доказала, что в режиссуре театрализованных представлений и праздников большая роль отводится пластическому решению. Для режиссеров театрализованных представлений и праздников важно изучать различные виды пластического искусства, так как художественно-педагогическая природа театрализации предполагает использование всего многообразия различных видов искусства. Поэтому профессия режиссера театрализованных представлений и праздников является не только сложной по своей сути, но и многогранной, требующей от специалистов широкого кругозора, опыта и профессионального мастерства.

Художественно педагогические принципы организации и процесса формирования пластической культуры

Любой художественно-образовательный процесс в качестве основы своей организации предполагает наличие неких «базовых», опорных положений, которые в общей художественной педагогике определяются как принципы.

Принцип (от латинского - основа, первоначало) - это руководящая идея. В логическом смысле принцип есть центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован. Руководствуясь этим, мы сочли необходимым выявить среди таких принципов те, которые бы обеспечивали эффективность организации исследуемого нами художественно-педагогического процесса. Нам было важно в сущности самих принципов отразить специфическую природу пластического искусства с одной стороны, и требования специальной театральной педагогики с другой. Принимая за основу системный подход при рассмотрении художественно-педагогических принципов формирования пластической культуры студентов мы классифицируем их по трем основным группам:

1) Принципы, обусловленные содержанием профессиональной деятельности режиссера театрализованных представлений и праздников.

2) Принципы, учитывающие специфику организации содержания художественно-педагогического процесса.

3) Принципы, связанные с полифункциональным характером профессиональной деятельности специалиста.

Согласно специфике профессиональной деятельности режиссера театрализованных представлений и праздников важнейшими ее «смысловыми полями», структурными составляющими выступают следующие компоненты: физиологический, эмоционально-образный и сценически-действенный. На этот факт неоднократно обращали внимание ученые и деятели театральной педагогики К.С. Станиславский [133], М.О. Кнебель [67], М.С.Каган [60], Ильев В.А. [59] и др. На основе такого подхода нами выделялись и обосновывались сущность и роль художественно-педагогических принципов организации исследуемого процесса.

В соответствии с выше обозначенными «смысловыми полями» нами была произведена классификация художественно-педагогических принципов по степени их принадлежности тому или иному компоненту. Таким образом, в число принципов обеспечивающих физиологический блок подготовки специалистов данной квалификации вошли следующие позиции:

1) Саморегуляция - расслабление и концентрация отдельных групп мышц.

2) Правильная осанка.

3) Ритмичность и координация движений.

4) Гармонизация взаимодействия всех частей тела.

5) Максимальное развитие возможностей человеческого тела, данных природой.

Специальными принципами формирования эмоционально-образного блока стали:

1) Артистизм исполнения.

2) Пластическая выразительность.

3) Музыкальность.

4) Образность (аллегоричность, метафоричность).

5) Пластическая трансформация.

Принципы, направленные на формирование сценически-действенного блока: 1) Драматургическая логика.

2) Перевод вербального задания на язык пластического действия.

3) Синтетичность пластических видов искусств.

4) Динамика пластического решения.

5) Динамика сценического воплощения.

Разумеется, что все принципы как структурные компоненты профессиональной деятельности специалиста и процесса его подготовки находятся в логической последовательности, взаимосвязи, единстве и их разделение носит условный характер. Ряд выделенных нами художественно-педагогических принципов был положен в основу отбора абитуриентов, которые в последствии стали студентами нашего вуза и участниками запланированного эксперимента.

Поступление в вуз — переломный этап для студентов первого курса. Вчерашние школьники вливаются в новую социально-демографическую группу, меняющую их социальный статус. Студент вуза это не только возрастное, но и социальное понятие, свидетельствующее о качественно новой ступени воспитания, образования, а главное образа жизни: студенты включаются в иной учебный режим с повышенной нагрузкой, у них «раздвигаются рамки» деятельности, появляются новые права и обязанности, происходит смена круга общения. Меняется «среда обитания». Начинается сложный и противоречивый процесс социальной адаптации к новым условиям бытия. Привыкшие к повседневной опеке семьи и школы, первокурсники внешне радуются обретенной свободе, но очень болезненно переживают появившийся здесь вакуум влияния. Ломка привычного уклада стимулирует студентов младших курсов быстрее и разносторонне познавать мир. Большинство студентов младших курсов (99,6%) хотят глубже изучить специальность, принять участие в театрализованных представлениях и праздниках (98,2%). С одной стороны это расширяет возможности для пользования благами культуры, приобщения к различным видам искусства, то есть создает благодатную почву для повышения культурного уровня студентов.

Похожие диссертации на Формирование пластической культуры студентов-режиссеров театрализованных представлений и праздников в условиях высшего художественно-педагогического образования