Содержание к диссертации
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЮРИСПРУДЕНЦИИ И ПРАВА В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Современное состояние проблемы формирования нравственной культуры у студентов в условиях высшего профессионального образования 13-41
1.2. Модель процесса формирования нравственной культуры у будущих специалистов в области юриспруденции и права в условиях высшего профессионального образования 42-63
1.3. Основные показатели и уровни сформированности нравственной культуры у студентов юридических факультетов 64-79
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЮРИСПРУДЕНЦИИ И ПРАВА
2.1. Программа и ход опытно-экспериментальной работы по формированию нравственной культуры у будущих специалистов в области юриспруденции и права 80-129
2.2. Педагогические условия эффективности формирования нравственной культуры у будущих специалистов в области юриспруденции и права 130-153
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154-158
БИБЛИОГРАФИЯ 159-182
ПРИЛОЖЕНИЯ 183-234
- Современное состояние проблемы формирования нравственной культуры у студентов в условиях высшего профессионального образования
- Программа и ход опытно-экспериментальной работы по формированию нравственной культуры у будущих специалистов в области юриспруденции и права
- Педагогические условия эффективности формирования нравственной культуры у будущих специалистов в области юриспруденции и права
Введение к работе
Модернизация отечественной системы образования, направленная на улучшение качества подготовки специалистов, включает в себя и поиск путей совершенствования процесса формирования личности специалиста. Сегодня становится все более очевидным, что «только профессионалы, способные делать дело и отвечать за него, могут обеспечить выживание общества, его выход из глубокого кризиса, возврат к национально-культурным традициям» [218].
Закон РФ «Об образовании» закрепил новую концепцию высшего образования в России, благодаря которой акцент переносится с узкопрофессионального подхода к подготовке специалистов на многостороннее интеллектуально-духовное и профессиональное развитие (саморазвитие) личности студента. Высшая школа должна быть не просто кузницей кадров, а центром культуры, источником гуманистических знаний и нравственного воспитания студенческой молодежи.
В отличие от прошлых лет, когда личность будущего специалиста, выпускника вуза, как правило, складывалась в рамках устоявшейся идеологии, сложившейся системы общественных связей, в современных условиях ее становление осложнено рядом объективных, далеко не всегда позитивных, социально-экономических факторов, отсутствием четких критериев в морально-духовной сфере общества.
Вуз только тогда в полном смысле станет выполнять свое назначение, когда сможет давать студенту не только специальные, но и социальные знания, когда высокие морально-этические нормы поведения станут определяющими в студенческой и преподавательской среде. В связи с этим особенно актуальными являются проблемы нравственного становления будущего специалиста.
Вместе с тем изучение состояния подготовки будущих юристов в условиях высшего профессионального образования и беседы с выпускниками дан-
ного факультета и их работодателями показали, что уровень формирования нравственной культуры у специалистов в области юриспруденции и права не всегда соответствует требованиям, предъявляемым к ним обществом. Так, из общего количества обследованных нами выпускников юридического факультета вуза, по мнению работодателей, лишь 69,3% имеют соответствующий уровень сформированности нравственной культуры, 17,2% испытывают затруднение в общении с клиентами старшего возраста, людьми, требующими более внимательного и чуткого отношения к ним. 8,7% из числа опрошенных нами студентов старших курсов показали неустойчивое отношение к нравственно-правовым нормам, 3,8% - отсутствие стремления к нравственному самовыражению. Анализ требований Государственного стандарта высшего профессионального образования показал, что в нем делается акцент на необходимости формирования у будущих юристов гражданской зрелости, высокой правовой и нравственной культуры, глубокого уважения к закону и нормам общественного поведения, моральных качеств личности, навыков нравственного поведения, ответственности за судьбы людей и порученное дело.
Анализ философской и психолого-педагогической литературы показывает, что изучением проблемы нравственного воспитания молодежи в разное время занимались известные классики зарубежной и русской педагогики: Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Дж. Локк, И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий и др.
В философии вопросы этического развития личности рассмотрены в трудах Л.М. Архангельского, В.И. Бакштановского, В.А. Блюмкина, В.Т. Ганжина, Г.К. Гумницкого, А.А. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, СВ. Курыле-ва, В.И. Момова, Ф.А. Селиванова, А.И. Титаренко, А.И. Шардакова и др.
В работах отечественных психологов и педагогов Л.М. Архангельского, О.С Богдановой, Л.И. Божович, Е.Н. Бондаревской, Д.И. Водзинского, Т.П. Грибоедовой, К.В. Демидовой, А.В. Зосимовского, Б.Т. Лихачева, В.А. Map-
тынова, Н.В. Мясищева, И.В. Павлова, В.И. Петровой, И.Ф. Харламова, М.И. Шиловой и многих других рассмотрены различные аспекты проблемы нравственного воспитания молодежи.
Проблема духовно-нравственного становления будущего специалиста отражена в трудах В.А. Беляевой, Е.В. Декиной, Л.И. Коханович, Т.Н. Лях, Т.В. Певчевой, А.В. Пономарева, Л.А. Попова, Л.П. Рябова, В.В. Тужилкина, А.П. Черных и др.
Вопросы профессиональной этики юриста раскрыты в работах А.В. Дулова, А.Э. Жаминского, А.С. Кобликова, А.Ф. Кони, Л.Г. Мартысюк, Л.Г. Максимова, Л.П. Максимовой, А.Н. Порубова, Н.И. Порубова и др.
В исследованиях ученых рассмотрен культурно-нравственный аспект следственной деятельности (А.Н. Порубов), определены профессиональные качества работника органов внутренних дел (А.Н. Порубов, Н.И. Порубов), разработаны вопросы этики милицейской службы (Ю.Н. Скомпский), этики уголовного права (А.В. Барков, В.И. Букреев, А.В. Дулов, И.И. Карпец, И.Н. Римская) и т.д.
Вместе с тем следует отметить, что проблеме формирования нравственной культуры у будущих специалистов в области юриспруденции и права в условиях высшего образовательного учреждения уделялось недостаточное внимание.
Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны, современное общество нуждается в высоконравственных специалистах, особенно в области юриспруденции и права, а с другой стороны, в системе подготовки будущих специалистов в условиях высшего профессионального образования этому уделяется мало внимания, что обусловило необходимость проведения специального исследования для поиска эффективных путей его разрешения.
С учетом этого мы определили проблему исследования: каковы педагогические условия совершенствования процесса формирования нравственной
культуры у будущих специалистов в области юриспруденции и права в рамках высшего профессионального образования?
Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.
Объект исследования: система профессиональной подготовки будущих специалистов в области юриспруденции и права в условиях высшего профессионального образования.
Предмет исследования: процесс формирования нравственной культуры у будущих специалистов в области юриспруденции и права в условиях высшего профессионального образования.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой совершенствование процесса формирования нравственной культуры у студентов юридического факультета возможно, если обеспечить:
- учет социально-возрастных особенностей обучающихся в системе
профессиональной подготовки специалистов в области юриспруденции и
права;
уточнение и конкретизация содержания образования в целях актуализации его духовно-ценностного аспекта;
создание соответствующего воспитательного пространства в вузе;
органическое проявление в учебном процессе нравственной культуры преподавателей;
усиление воспитательного потенциала внеаудиторной деятельности студентов для формирования у них духовно-нравственной культуры;
систематическое осуществление диагностики и коррекции уровня сформированности нравственной культуры у будущих специалистов в области юриспруденции и права.
Проблема, объект, предмет и цель исследования предопределили его задачи:
- изучить современное состояние проблемы формирования нравствен
ной культуры у будущих специалистов в области юриспруденции и права;
разработать и апробировать модель процесса формирования нравственной культуры у будущих специалистов в области юриспруденции и права в условиях высшего профессионального образования;
определить показатели и уровни сформированности нравственной культуры у студентов юридических факультетов вузов;
выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия совершенствования процесса формирования нравственной культуры у будущих специалистов в области юриспруденции и права.
Методологическую основу исследования составили важнейшие положения диалектики о единстве сознания и деятельности, философские теории формирования личности в деятельности и общении; а также:
труды философов (А.В. Аверьянов, Л.М. Архангельский, П.К. Анохин, Я.Ф. Аскин, В.Г. Афанасьев, Л.П. Буева, В.В. Водзинская, М.С. Каган, СБ. Крымский, В.Н. Сагатовский, З.Н. Шердаков), в которых раскрывается сущность духовного и нравственного становления личности;
концепции развития духовной культуры (С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, Г.С. Батищев, B.C. Библер, Г.П. Выжлецов, Г.Д. Гачев, Ю.Н. Давыдов, Э.В. Ильенков, В.М. Межуев, Н.Д. Никандров, Г.В. Платонов, З.И. Рав-кин, В.Г. Федотова и др.);
теории духовности (Н.А. Бердяев, Б.З. Вульфов, П.М. Ершов, И.А. Ильин, СБ. Крымский, А.Д. Косичев, В.И. Мурашов, Г.В. Платонов, Д.В. Пивоваров, А.К. Уледов и др.) и т.п.
Теоретической основой исследования послужили:
теории духовно-нравственного развития личности (К.А. Абульханова-
Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, B.C. Братусь, Л.С Выготский,
А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, B.C. Мерлин, В.И. Моросанова, Л.И. Новико
ва, А.К. Осницкий, СЛ. Рубинштейн и др.);
идеи развития самосознания (К.А. Абульханова-Славская, Л.Н. Захарова, Б.Т. Лихачев, Л.М. Митина, Е.Н. Шиянов, А.И. Шутенко и др.), вопросы развития духовных способностей (Б.С. Алякринский, В.Д. Шадриков);
теоретические основы системного подхода к изучению педагогического процесса (B.C. Ильин, Н.М. Борытко, Н.Л. Селиванова, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, Ю.П. Сокольников и др.);
идеи контекстного, компетентностного и личностно ориентированного подходов к обучению (Е.В. Бондаревская, Г.И. Железовская, Э.Ф. Зеер, В.А. Петровский, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская);
исследования по проблемам высшей школы (СИ. Архангельский, Г.Г. Грантов, О.В. Лешер и др.), по контекстному обучению (А.А. Вербицкий и др.), по теории целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский и др.), по теории и методике педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин и др.), по научным основам готовности к профессиональной деятельности (Г.А. Бокарева, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Е.Э. Смирнова и др.) и др.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, констатирующий и формирующий этапы эксперимента, педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, анализ учебных планов и программ, анализ продуктов учебной и творческой деятельности студентов и др.
Базой исследования явился юридический факультет Московского гуманитарно-экономического института (Чувашский филиал).
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом, ориентировочно-поисковом, этапе (2000-2001 гг.):
- проведен теоретический анализ сущности и содержания нравственной культуры студентов;
определен методологический аппарат исследования: сформулированы проблема, цель, гипотеза и задачи исследования;
разработана программа опытно-экспериментальной работы;
- осуществлен подбор адекватных методов исследования и проведен
констатирующий этап эксперимента.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (2001-2003 гг.):
разработана модель процесса формирования нравственной культуры у студентов;
выявлены и обоснованы педагогические условия эффективного функционирования разработанной модели;
проведен формирующий этап эксперимента.
На третьем этапе - аналитико-обобщающем (2004-2005 гг.):
проведен количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы;
систематизированы и уточнены основные научные положения исследования;
- осуществлено оформление результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- разработана модель процесса формирования нравственной культуры у
будущих специалистов в области юриспруденции и права в условиях высше
го образования;
-определены и научно обоснованы педагогические условия совершенствования процесса формирования нравственной культуры у будущих специалистов в области юриспруденции и права;
- определены основные показатели и уровни сформированности у них
нравственной культуры.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию и методику профессионального образования и вносят новые элементы в существующие исследования по проблеме нравст-
венного воспитания будущих специалистов. В работе обоснована идея о необходимости совершенствования процесса формирования духовно-нравственной культуры у студентов юридического факультета вуза, охарактеризованы основные этапы этого процесса. Результаты исследования могут послужить основой для дальнейшей разработки данной проблемы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем положения и выводы создают реальные предпосылки для научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование нравственной культуры будущих юристов. Материалы исследования, в том числе программа спецкурса «Профессиональная этика» и учебное пособие «Педагогические основы формирования нравственной культуры у будущих специалистов в области юриспруденции и права», могут быть использованы в образовательно-воспитательном процессе вузов, в системе повышения квалификации и переподготовки преподавателей высшей школы.
Достоверность результатов исследования и обоснованность научных положений и выводов обеспечиваются последовательной реализацией методологической основы процесса исследования на всех его этапах; соответствием теоретических и эмпирических методов цели, задачам, предмету исследования; количественным и качественным анализом результатов эксперимента; многолетним опытом работы автора в вузе в должности методиста и заместителя директора по воспитательной работе.
Апробация результатов исследования осуществлялась в виде:
публикации научных статей;
научных докладов и сообщений на межвузовских и региональных научно-практических конференциях (г. Чебоксары, 2002-2005 гг.), городских и республиканских семинарах-совещаниях по актуальным проблемам воспитания студенческой молодежи;
отчетов на заседаниях кафедры педагогики и методологических семинарах аспирантов и докторантов Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева и т.д.
На защиту выносятся следующие положения:
Нравственная культура у будущих специалистов в области юриспруденции и права - системное новообразование, характеризующееся наличием у студентов соответствующих знаний, умений и навыков, сформированно-стью у них нравственных представлений, понятий и убеждений, положительного эмоционально-ценностного отношения к нормам нравственного поведения и морали, а также умений осуществлять нравственные поведенческие стратегии.
Важным средством совершенствования процесса формирования нравственной культуры у будущих специалистов в сфере юриспруденции и права является внедрение в учебно-воспитательный процесс юридического факультета вуза научно обоснованной модели, включающей в себя следующие взаимосвязанные компоненты: цель, задачи, принципы, основные направления, организационные формы, методы и средства. Критерием ее эффективности является результат.
Определение уровня сформированности нравственной культуры у будущих специалистов в области юриспруденции и права может быть осуществлено по следующим критериям и показателям: когнитивному (нравственная просвещенность, наличие моральных представлений, понятий, убеждений и т.п.); эмоционально-ценностному (отношение к морали, чувства, мотивы, цели и средства их достижения); поведенческому (умения осуществлять деятельность в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения и профессиональной этики, проводить анализ, самоанализ, рефлексию и т.п.).
Эффективность процесса формирования нравственной культуры у будущих специалистов в области юриспруденции и права обеспечивается при реализации следующих педагогических условий:
учета социально-возрастных особенностей обучающихся в системе профессиональной подготовки специалистов в области юриспруденции и права;
уточнения и конкретизации содержания образования в целях актуализации его духовно-ценностного аспекта;
создания соответствующего воспитательного пространства в вузе;
органического проявления в учебном процессе нравственной культуры преподавателей;
усиления воспитательного потенциала внеаудиторной деятельности студентов по формированию у них духовной культуры;
систематического осуществления диагностики и коррекции уровня сформированности у будущих юристов нравственной культуры.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Современное состояние проблемы формирования нравственной культуры у студентов в условиях высшего профессионального образования
Анализ имеющейся по теме исследования научной литературы и состояния нравственного воспитания молодежи в нашем обществе показал, что растущий интерес к проблеме формирования у молодежи духовно-нравственной культуры вовсе не случаен. В конце XX века наша страна столкнулась с угрожающим здоровью нации падением нравственности, аморализмом, бездуховностью, криминализацией общества и т.д.
Как пишет Ю.Л. Хотунцев, «в школе сейчас (а именно ее выпускники ежегодно заполняют аудитории высшей школы) берет верх, начинает господствовать дух практицизма, отдающего приоритеты прикладным знаниям и навыкам, а не морали. Образование становится безнравственным. Из школы уходит ее основная историческая задача: воспитание сына, мужа, гражданина. Воспитание всегда связано с преодолением порочных наклонностей, представляющих и определенную социальную опасность: агрессивности, сексуальной невоздержанности, чревоугодия, лености, распущенности, стяжательства и т.д. Преодоление их, воспитание добродетели не обходится без борьбы, требует постоянного напряжения духовных сил, жесткой самодисциплины и постоянных упражнений в поступках» [250, 63].
Для наиболее адекватного представления рассматриваемой в нашем исследовании проблемы необходимо определить основные понятия: «нравственность», «мораль», «этика», «духовность».
В философском энциклопедическом словаре понятия «мораль» и «нравственность» отождествляются: «Мораль (лат. moralis - нравственный) — нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в общесжгве; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений моральные отношения); предмет специального изучения этики» [240,387].
Нравственность р» егулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жи:зни - в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, внутригруппси вых, межклассовых и международных отношениях, и в отличие от особых тр= ебований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, нравственнсгые принципы имеют социально-всеобщее значение, распространяются на гвсех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру :г /гежчеловеческих взаимоотношений и откладывается в многовековом опыте развития общества, В силу обобщенности моральных принципов нравственсгыость отражает наиболее глубинные слои социально-исторических услови:ї?Еі: бытия человека, выражает его сущностные потребности.
Духовность же — :это «характеристика психики и поведения людей, определяющаяся целостное совокупностью интеллектуальных и эмоциональных, нравственных и эстехтических, а также экологических идей, чувств и переживаний, внутренних ус-гжгановок личности» [108, 124].
Однако в педагог—ике термины «мораль» и «нравственность» разграничиваются. Отмечается, "-что под моралью понимается «система выработанных в обществе норм, правзЕгіл и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жізсзни и деятельности» [249, 336]. Нравственность же человека трактуется каьсі «совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдениешм этих норм, правил и требований» [249, 336]. Соответственно, под нравств нным воспитанием, согласно педагогической энциклопедии, понимается «асделенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственнЕэ.1х чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения» [213 _, 140]. Данная точка зрения представляется нам более приемлемой, и в соответствии с ней под формированием нравственности мы будем понимать перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности. Проявляется же это в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении с другими людьми.
Под нравственными отношениями понимают:
отношение к Родине (патриотизм), к другим странам и народам (культура межнациональных отношений);
отношение к труду (трудолюбие);
отношение к общественному достоянию, охрана природных и материальных ценностей общества (бережливость и т.п.);
отношение к выполнению служебных обязанностей (дисциплинированность);
отношение к другим людям и самому себе (коллективизм, честность, правдивость, скромность, товарищество, чувство собственного достоинства) [249,292].
Проблема изучения духовно-нравственной культуры личности характеризуется разноплановыми исследованиями в области философии, психологии, педагогики, акмеологии. И, хотя понимание духовно-нравственной культуры неоднозначно в трудах отечественных и зарубежных авторов, фактически она рассматривается как интегративное качество личности, выступающее вектором личностной и профессиональной самореализации, творческой активности [230, 54].
Программа и ход опытно-экспериментальной работы по формированию нравственной культуры у будущих специалистов в области юриспруденции и права
Основными направлениями деятельности педагогического коллектива юридического факультета в ходе эксперимента были: работа с отдельными преподавателями и педагогическим коллективом данного факультета в целом; работа с органами факультетского самоуправления; работа со студентами; работа с родителями студентов и т.д.
В ходе эксперимента мы совместно с администрацией факультета осуществляли следующие виды деятельности:
проектировали образовательно-воспитательную среду с тем, чтобы усилить нравственный аспект учебно-воспитательного процесса;
разработали план воспитательной работы юридического факультета (внесение корректировки в работе по формированию нравственной культуры, оценка планируемой работы);
провели семинары и совещания с заместителями деканов факультета по проблемам воспитания студентов, по решению основных задач эксперимента, осуществляли совместно с кураторами деятельность по разработке сценариев наиболее важных мероприятий;
отслеживали промежуточные итоги и вносили коррективы в реализуемую программу формирующего этапа эксперимента;
осуществляли педагогическую экспертизу реализуемой модели воспитательной среды с точки зрения задач формирования нравственной культуры студентов;
конструировали воспитательные ситуации, стимулирующие проявление позитивных нравственных качеств и черт личности; проводили анализ конкретных воспитательных мероприятий с учетом задач формирования нравственной культуры студентов и др.
Предполагалось, что результатом нашей совместной деятельности в ходе эксперимента должны стать:
методические рекомендации по формированию нравственной культуры студентов;
апробированная модель процесса формирования нравственной культуры студентов;
система диагностики эффективности деятельности преподавателей и студентов юридического факультета в рамках реализуемой модели;
доклады на заседаниях совета факультета и соответствующих кафедр;
схема анализа проведенных воспитательных мероприятий;
комплекс методов изучения уровня сформированности нравственной культуры студентов и т.д.
Следующим направлением нашей работы была работа с преподавателями и педагогическим коллективом юридического факультета, в ходе которой решались следующие задачи:
- повышение компетентности преподавателей в области нравственного развития и саморазвития студентов;
- оптимизация условий взаимодействия преподавателей и студентов по формированию у последних нравственной культуры;
- проектирование и анализ образовательно-воспитательных ситуаций, стимулирующих нравственное самовоспитание студентов;
- обобщение педагогического опыта по стимулированию нравственного самовоспитания студентов;
- помощь в адаптации молодых преподавателей в работе факультета по формированию нравственной культуры у студентов и др.
В данное направление вошли такие виды педагогической деятельности, как: - технологическая, методологическая и методическая поддержка проектировочной деятельности педагогического коллектива юридического факультета по поиску оптимальных путей и методов стимулирования нравственного самовоспитания студентов;
- тематические выступления на заседаниях совета факультета и семинарах по проблемам подготовки будущих специалистов в области юриспруденции и права с высоким уровнем нравственной культуры;
- инициирование различных форм работы, ориентированных на нравственное развитие и саморазвитие студентов;
- работа с молодыми преподавателями в процессе создания на факультете и в вузе среды, формирующей нравственную культуру студентов и др.
Основными формами нашей деятельности по данному направлению были:
проведение семинаров с демонстрацией приемов и методов стимулирования процесса формирования нравственной культуры студентов в рамках различных дисциплин;
проведение педагогических консилиумов и совещаний по корректировке реализуемой модели процесса формирования нравственной культуры студентов и управлению этого процесса и др.
Педагогические условия эффективности формирования нравственной культуры у будущих специалистов в области юриспруденции и права
Под «условием» понимается среда, обстановка, в которой явления или процессы возникают, существуют и развиваются [200, 466]. В психолого-педагогической литературе существуют различные трактовки понятия «педагогические условия». Сущность педагогических условий рассматривается в работах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернера, Ю.П. Сокольникова и др.
Педагогические условия в различных работах определяются как факторы, обеспечивающие успешность образовательного процесса (И.Я. Лернер); как обстановка, при которой компоненты учебного процесса представлены в наилучшем взаимодействии (Ю.К. Бабанский); как совокупность содержания, форм, средств и методов обучения (Г.В. Рубина).
На основе вышеизложенных подходов нами был сформулирован свой вариант трактовки данного понятия в соответствии с проблемой нашего исследования. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность необходимых, обязательных обстоятельств, обеспечивающих эффективность формирования нравственной культуры студентов.
В ходе теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы нами были выявлены педагогические условия, создание которых способствует совершенствованию процесса формирования нравственной культуры у будущих юристов, а именно: учет социально-возрастных особенностей обучающихся в системе профессиональной подготовки специалистов в области юриспруденции и права; конкретизация содержания образования с целью актуализации его духовно-ценностного аспекта; создание соответствующего воспитательного пространства вуза; целенаправленное и систематическое воплощение нравственной культуры преподавателей (прежде всего дисциплин предметного блока) в практической деятельности по нравственному становлению и самовоспитанию личности студента; усиление воспитательного потенциала внеаудиторной деятельности студентов по формированию у них духовной культуры; систематическое осуществление диагностики и на ее основе коррекции уровня сформированности нравственной культуры у будущих специалистов в сфере юриспруденции и права.
Остановимся более подробно на их рассмотрении.
1. Наше исследование показало, что нравственное становление будущих юристов проходит более успешно при реализации такого педагогического условия, как учет социально-возрастных особенностей обучающихся в системе профессиональной подготовки специалистов в области юриспруденции и права.
Студенчество представляет собой особую социально-демографическую группу молодежи, отличающуюся рядом существенных признаков. Социологи студенчество определяют как социальную группу в системе вуза, специфические особенности которой состоят в подготовке к выполнению профессиональных и социальных ролей [156, 9].
По мнению Л.И. Недели, единство цели студентов - получение профессионального образования, а также социально-психологическая общность, общность видов деятельности, интересов и потребностей, духовной жизни, возрастная однородность обеспечивают особую студенческую микросреду, своеобразную духовную атмосферу. Общность положения и деятельности порождает и относительную гомогенность групповых интересов, специфическую студенческую субкультуру, групповое самосознание и чувство солидарности [156,11].
Студенческая жизнь отличается расширением общественных и личных отношений, круга обязанностей и сфер приложения своих сил и способностей, обогащением духовных интересов, возможностей самоутверждения. Это определяет нравственные аспекты развития студенчества как специфической социальной группы: усвоение нравственных идеалов и принципов, формирование таких качеств, как сознательность, убежденность, высокая ответственность за свое профессиональное становление. Нравственное развитие студентов связано с особенностями организации вузовской жизнедеятельности. В ее основе находится учеба, усвоение знаний. Это непременное условие формирования навыков профессиональной и общественной деятельности, подготовки студентов к выполнению своих социальных и профессиональных функций.
В студенческие годы происходит становление характера поведения и жизненных установок, усвоение студентами общественных и профессионально-этических норм, выработка морально-деловых качеств и т.д. Отмеченные особенности - важная предпосылка включения будущего молодого специалиста в определенную профессиональную группу.