Содержание к диссертации
Введение
1. Теоретические основы формирования нравственно- эстетических ценностей студентов туристского вуза. 11
1.1. Нравственно-эстетические ценности личности как педагогическая проблема 11
1.2. Нравственно-эстетические ценности в контексте гуманистической парадигмы образования 27
1.3. Роль дисциплин искусствоведческой направленности в формировании нравственно-эстетических ценностей студентов туристского вуза 45
Выводы по первой главе 62
2. Содержание и методика формирования нравственно- эстетических ценностей в процессе преподавания дисциплин искусствоведческой направленности в туристском вузе
2.1. Принцип междисциплинарного подхода в преподавании дисциплин искусствоведческой направленности 64
2.2. Содержание, формы и методы преподавания курса «Музыка в контексте мировой художественной культуры» 84
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 103
Заключение 120
Библиография 124
Приложения 137
- Нравственно-эстетические ценности личности как педагогическая проблема
- Нравственно-эстетические ценности в контексте гуманистической парадигмы образования
- Принцип междисциплинарного подхода в преподавании дисциплин искусствоведческой направленности
Введение к работе
Темп и характер преобразований, происходящих в стране, с большой остротой ставят вопрос формирования нравственных ценностей личности, духовного возрождения общества. Этот вопрос характерен не только для нашей действительности, он является одним из основных вопросов жизни общества, который особенно актуализируется, обостряется в периоды преобразований, так как переломные эпохи характеризуются не только коренными социально-экономическими и политическими изменениями, но и бурными процессами в сфере материального производства и потребления, когда сама духовная деятельность оказывается основой социальности, и в процессе удовлетворения духовных потребностей наиболее полно реализуется своеобразие личности.
В современных условиях совершенствования системы образования одним из основных является вопрос формирования нравственных ценностей. Формирование духовно-нравственных ценностей у студентов видится нам в воспитании творческого отношения ко всему, что составляет учебно-воспитательный процесс.
Формирование нравственных ценностей у студентов - это процесс, в котором единство содержания, форм и методов образования стимулируют духовное развитие будущих специалистов, основными задачами которого являются формирование базовой профессиональной культуры, воспитание способности к восприятию произведений искусства, привития высоких культурных потребностей и интересов, осознание своего места в диалоге культур, а также развитие высокого культурного самосознания.
На эти положения опирается разрабатываемая новая система образования, которая призвана охватить все ступени нравственного становления личности, все уровни ее духовной зрелости и культурно-этического достоинства.
В современной концепции высшего образования содержатся два положения, имеющих отношение к формированию общей культуры и
нравственных ценностей личности: гуманизация и гуманитаризация образования.
Основной целью гуманизации высшего образования должна стать гуманизация системы «человек - технология - культура», а точнее снижение в ней дисгармонии. Системообразующим фактором гуманизированного образования должны служить права человека на свободное развитие и проявление своих способностей. Принцип гуманизации исключает формальный подход и авторитарность в процессе образования. Амонашвили Ш.А. писал по этому поводу: «Гуманная педагогика не терпит методического формализма, а требует личностной позиции учителя. Мировоззрение учителя, его умение общения, понимание учащегося... Гуманная педагогика, в первую очередь, есть образ мышления, и потому педагогическая позиция направляет его творчески-ориентированную деятельность»[1,3].
Под гуманитаризацией часто понимают некий необходимый атрибут специального образования, призванный преобразить специалиста как носителя профессиональных знаний и навыков в человека с высокими эстетическими и моральными нормами. Являясь всеохватывающим процессом, гуманитаризация должна реализовываться во всех составляющих деятельности учебных заведений: в содержании, формах, методах учебно-воспитательного процесса, во вневузовской жизни и деятельности студенческой молодежи.
Особенно важная роль в процессе гуманитаризации образования пренадлежит циклу гуманитарных дисциплин. Гуманитарные дисциплины, ,содержащие в своем предмете фундаментальные истины человеческого существования, исторический опыт, формируют личность, характеризующуюся внутренней свободой, творчеством, нравственной культурой, включающей эмоциональный комплекс. Характерны в этом смысле дисциплины искусствоведческой направленности. Содержательным центром этих дисциплин является искусство, которое оказывает на человека нравственное влияние, формируя его убеждения, сферу чувств и играет значительную роль в духовном развитии личности.
Основные пути качественного изменения учебного процесса в соответствии с целями гуманитаризации на наш взгляд таковы:
1/ изменение иерархии задач в системе подготовки специалиста с высшим образованием, главной из которых должно стать развитие духовности, нравственных ценностей и творческого потенциала студентов; 2/ изменение технологии подготовки специалистов в вузе, основу которого должна составлять самостоятельная работа студента, поисковый характер овладения знаниями;
3/ изменение статуса и роли преподавателя.
В связи с этим основной функцией гуманитаризации должна быть уже не просветительская функция (хотя она и сохраняется), а функция формирования и развития всесторонних способностей студентов.
В общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях уделяется недостаточно внимания процессу формирования нравственных ценностей. Одним из последствий этого является отношение общества к социально-незащищенным группам населения (старикам, инвалидам, детям). Так как нравственность является основой социальности, в процессе удовлетворения потребностей в ее развитии наиболее полно реализуется стремление человека к духовному совершенствованию.
Таким образом, выявляются противоречия между потребностью личности в нравственном развитии и совершенствовании и недостаточным количеством условий для удовлетворения этих потребностей. Для разрешения этих противоречий современной педагогикой разрабатывается новая концепция высшего профессионального образования, базирующаяся на двух основных положениях: гуманизации и гуманитаризации. Системообразующим фактором гуманизации образования должны служить права человека на свободное развитие и проявление своих способностей. В процессе гуманитаризации образования основная роль отводится циклу гуманитарных дисциплин, в частности, дисциплинам искусствоведческой направленности, содержательным центром которых является искусство. На наш взгляд,
изучение дисциплин искусствоведческой направленности способствует формированию нравственно-эстетических ценностей студентов, развивает их творческое мышление и эмоционально-чувственную сферу.
Все" это позволило сформировать проблему: как, используя в учебно-воспитательном процессе туристского вуза дисциплины искусствоведческой направленности, сформировать нравственныо-эстетические ценности студентов.
Объектом исследования выступают нравственно-эстетические ценности.
Предметом исследования является формирование нравственно-эстетических ценностей студентов туристского вуза в процессе изучения дисциплин искусствоведческой направленности.
Цель исследования - разработать и обосновать содержание и методику формирования нравственно-эстетических ценностей студентов туристского вуза в процессе изучения дисциплин искусствоведческой направленности.
Гипотеза исследования: процесс формирования нравственно-эстетических ценностей студентов туристского вуза будет эффективен, если:
будут определены нравственно-эстетические ценности студентов;
в учебный план туристского вуза будут включены дисциплины искусствоведческой направленности;
будет использован междисциплинарный подход в преподавании дисциплин искусствоведческой направленности;
в процессе преподавания дисциплин искусствоведческой направленности будут использоваться методы проблемного обучения, алгоритмический метод и метод эмоциональной драматургии.
Цель и гипотеза определили постановку задач исследования: 1. Выявить нравственно-эстетические ценности студенческой молодежи, формирующиеся в процессе обучения в вузе.
Рассмотреть междисциплинарный подход как принцип изучения дисциплин искусствоведческой направленности в туристском вузе и определить из роль в формировании нравственно эстетических ценностей студентов.
Разработать и экспериментально проверить содержание, формы и методы курса «Музыка в контексте мировой художественной культуры», направленного на формирование нравственно-эстетических ценностей студентов туристского вуза.
Методологической основой исследования являются философско-эстетические концепции о значимости эстетического образования и воспитания в формировании нравственных ценностей, отраженные в работах А.В.Бакушинского, А.И. Бурова, НАДмитриевой, П.Ф. Кантерева, К.В.Кулаева, Д.С. Лихачева, Б.Т, Лихачева, Е.А. Маймина, Б.П.Юсова и др.
Большое значение для нашего исследования имеют труды ученых, занимающихся проблемами психологии развития личности, психологии восприятия искусства Р. Арнхейма, Л.С. Выготского, А.В. Губарева, А.Н. Леонтьева, А.Н. Лука, А. Маслоу, В.Д. Мурашко, Ю.Н. Протопопова, А.А. Рощина, В.Н. Тяжелова, и др.
Изучая методы, формы и средства формирования нравственно-эстетических ценностей студентов в процессе гоучения дисциплин искусствоведческой направленности мы опирались на работы И.А. Ильинцкой, М.В. Кларина, Я.А. Коменского, И.Я. Лернера, А.М. Матюшкина, Л.Б. Тихомирововй, К.Д. Ушинского, СИ. Хмарского.
В нашем исследовании использовались работы раскрывающие профессиональный аспект педагогической деятельности при подготовке специалистов туристского вуза И.В. Зорина, В.А. Квартальнова, В.А. Кальней и
др.).
Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников и существующего программно-методического обеспечения по изучению дисциплин искусствоведческой направленности, наблюдение,
анкетирование, тестирование, метод статистической обработки данных, метод экспертного анализа и экспертной оценки.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 1996 по 2002 год.
Первый этап (1996г. - 1998г.) включал в себя анализ научно-методической литературы, экспериментальных программ курсов культурологических дисциплин и дисциплин искусствоведческой направленности, выделялось актуальность исследования; отрабатывались основные теоретические подходы к проблеме.
Второй этап (1998г.-2000г). На этом этапе определялась система нравственно-эстетических ценностей и их критериев, которые формируются у студентов туристского вуза в процессе изучения дисциплин искусствоведческой направленности.
Третий этап (2000г.- 2002г.). Осуществлен анализ и обобщение данных экспериментальной работы и результатов исследования. Завершена разработка учебно-методического комплекса по курсу «Музыка в контексте мировой художественной культуры»; оформлены результаты исследования.
Научная новизна н теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- определены нравственно-эстетические ценности, формируемые в процессе
изучения дисциплин искусствоведческой направленности:
понимание сущности художественных методов, стилей и направлений в искусстве;
эмоциональное восприятие искусства;
выявлены междисциплинарные связи в преподавании дисциплин искусствоведческой направленности, способствующие их нестандартному, творческому, вариативному преподаванию;
разработана и экспериментально проверена методика преподавания курса «Музыка в контексте мировой художественной культуры», учитывающая комплексное изучение видов искусства (изобразительных и выразительных),
направленная на формирование нравственно-эстетических ценностей студентов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в процессе исследования была разработана авторская программа курса «Музыка в контексте мировой художественной культуры», разработаны методические рекомендации преподавания курса «Музыка в контексте МХК». На защиту выносятся:
Нравственно-эстетические ценности, формируемые в процессе изучения дисциплин искусствоведческой направленности.
Принцип междисциплинарного подхода в преподавании дисциплин искусствоведческой направленности.
Методика преподавания курса «Музыка в контексте мировой художественной культуры».
Экспериментальная база исследований: основная педагогическая работа проходила на базе Московского государственного педагогического открытого университета, в котором изучались педагогические условия эстетического воспитания и его роль в формировании нравственных ценностей человека. Теория и методика эстетического воспитания освещалась в ходе проведения лекций и семинаров для студентов. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Сергиево-Посадского филиала РМАТ, в ней приняли участие около 100 студентов III курса.
Надежность и достоверность результатов исследования обусловлена опорой на методологические и теоретические принципы психологии и педагогики; применением комплекса методов практического и теоретического познания, их соответствием предмету и задачам исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе обсуждений на заседаниях кафедры гуманитарных дисциплин и лингвистики Сергиево-Посадского филиала РМАТ, кафедре педагогики профессионального туристского образования РМАТ. Основные положения и результаты исследования освещались на конференциях: «Культурный туризм в
России: проблемы и перспективы развития», состоявшейся в 2000 г. на базе Сергиево-Посадского филиала РМАТ, «Рекреация и туризм» - РМАТ в 2001 г., «Паломничество и туризм в программе возрождения регионов яяроссии» -Сергиев Посад,2002г. Разработаны методические рекомендации по курсу «Музыка в контексте МХК» и внедрены в учебный процесс Сергиево-Посадского филиала РМАТ.
Нравственно-эстетические ценности личности как педагогическая проблема
Вопросы нравственности волновали людей всегда, так как без этой «составляющей» человеческого бытия, общество просто не существовало бы. Вопросами нравственности занимались все философы. Среди современных философов и ученых наиболее известны Бербешкина С, Д.С. Лихачев, Н. Киященко, С.Ф. Анисимов, Ю.В. Рождественский, Т.М. Джафарли, СИ. Комаров, БулышеваЮ.Л., Шадриков В.Д.[90,91,66,67,3,126,127,157,18,23]
Нравственность появилась вместе с человеческим обществом до возникновения государства и права и прошла длинный исторический путь развития, меняя свой характер вместе с изменением способа производства и общественным строем.
Так что же такое нравственность? Какую роль она играет в нашей жизни? Каковы нравственные ценности личности? От того, какие нравственные качества мы будем считать наиболее ценными, непосредственно зависят оценки нами фактов и явлений, жизненная позиция, которую мы займем, наш выбор и наши действия.
Моральное сознание (этимологически латинское "mores" означает "нравы", то есть "нравственность" - это русская копия латинского «мораль») - одно из наиболее древних по своему происхождению «и важнейших по своему значению для жизнедеятельности общества форм общественного сознания» [ 46,47]. Рождение и становление общества связано с необходимостью наличия элементарных норм для регулирования взаимоотношений между членами первобытного общества.
Мораль раскрывается через поступки людей, их поведение. О нравственности можно судить по поступкам, по деятельности человека. «Деятельностью вообще можно назвать всякую совокупность (последовательность) чьих-либо действий, вызывающих изменения в окружающем мире или в самом деятеле» [3,15]. Деятельность может осуществлять любое живое существо в какой угодно форме. Сюда относится и жизнедеятельность человека как биологического и социального существа. Особенностью человеческой деятельности является целенаправленность действий.
Человеческую деятельность можно рассматривать как совокупность действий и их ощутимых результатов. Но те же самые действия можно рассматривать с точки зрения их значения для кого-либо - для самого деятеля, для окружающих, для общества в целом. При таком подходе к человеческой деятельности, когда принимаются во внимание ценностные характеристики действий и их результатов употребляется термин «поведение». Как акты поведения рассматриваются человеческие действия.
А элементарной составляющей поведения является поступок человека, то есть единичный акт его общественно значимой деятельности. В поступке в его внутренней структуре выступает единство субъективных, личностных элементов (потребностей, интересов, целей, которые служат мотивами поступков) и внешних обстоятельств свершения действия, не зависящих от воли человека совершившего поступок. Поступок как акт человеческого поведения - «это не просто действие, а сознательное, целенаправленное действие, то есть действие, взятое в неразрывном единстве субъективных побуждений и общественно значимых последствий» [3, 35).
Действие предстает как акт нравственного поведения, поступок, когда принимается во внимание моральная ценность его субъективных мотивов, его значение для кого-либо. Для поступка важна оценка выражения того или иного отношения. Таким образом в моральных высказываниях всегда содержится ценностная информация, которая отражает не только факт совершения действия, но и его значение для людей. Безусловно, от века к веку, от народа к народу, от класса к классу менялась конкретное содержание представлений о добром и злом, нравственном и безнравственном в поведении. В согласии с той или иной структурой общественных отношений в исторически конкретной социальной группе складывалось относительно устойчивая совокупность распространенных форм поведения, которые почитались в общественном мнении как правильные, нормальные или допустимые. Такие распространенные, стандартные формы поведения называют нравами. Нравы характеризуют поведение представителей той или иной социальной общности в основных, общих чертах. Поведение человека, соответствующее господствующим нравам, считается правильным, нормальным. Таким образом, "моральные нормы являются не чем иным, как господствующими в данном сообществе людей нравами, отраженными и зафиксированными в общественном, коллективном сознании» [3, 37].
Нравственность отдельного человека находит свое выражение объективно в поступках, а в сознании - в привычных мотивах поступков. Нравственность человеческого общества выступает в виде присущих ему нравов, которые отражаются в коллективном сознании в качестве моральных норм.
Для того, чтобы представления о нравственности отдельного человека (соответственно и его поведение) совпадали с моральными нормами общества существует система воспитания. Ее основной задачей можно назвать формирование в каждом человеке сознательной мотивации выбора линии поведения, без которой невозможна моральная регуляция социальных отношений. Сознательность - это способность выбирать и программировать свое поведение, исходя из понимания необходимости поступать в интересах социума.
Основными понятиями, категориями нравственности являются «благо», «добро», «зло». В этих понятиях на основе познания реальной действительности и определения потребностей, диктуемых историческими условиями, в наиболее обобщенной форме субъективно осмысливаются и разграничиваются противостоящие друг другу нравственное, моральное и безнравственное, аморальное, порожденные действующими социально-историческими факторами и характерные для жизни общества на данном этапе его развития. Так «добро» в виде абстрактной идеи отражает и выражает общественное мнение о модели поведения, общих интересах и устремлениях, ожиданиях и надеждах, то есть все то, что имеет характер высшей ценности для человека и в интересах общества. Понятия «благо» и «добро» органически взаимообусловлены. «Благо» - понятие, с помощью которого устанавливается связь морали с материальным основанием жизнедеятельности общества Благо - это общее понятие, указывающее на ценность всего того, что способно удовлетворять наши потребности и стремления.
Понятие «благо» относительно. То, что выступает как благо в данном конкретном случае для данных людей, может играть противоположную роль для других в иной ситуации, и в другой ситуации. То, что является благом для индивида, может не быть им для общества. Так, например, физическая сила безусловно благо. Но в случае, если эта сила употребляется во вред, то есть безнравственно, то ясно, что в таком случае ее нельзя оценить как благо.
Нравственно-эстетические ценности в контексте гуманистической парадигмы образования
Сегодня в нашей стране для всей сферы культурной жизни, общественного воспитания и народного образования нет более сложной и актуальной проблемы, чем проблема гуманизации всей жизни и гуманитаризации народного образования: разрыв между чувствами и умом достиг опасной черты, за которой естественно следует вырождение и духовно-нравственное разложение. Призыв к гармонии чувств, ума и воли человека отнюдь не означает призыва назад к доцивилизационному или докультурному состоянию или от социального в человеке к природному. Он означает прежде всего такое очеловечивание чувств, ума и воли человека, которое соответствует современным достижениям культуры и цивилизации, используемым во благо, а не во вред человеку. А к пониманию блага человек движется и через чувствование красоты, и через постижение истины, и через благотворительное действование.
Говоря о принципах гуманизации и гуманитаризации образования необходимо выявить явления и процессы, относящиеся к сфере образования и являющиеся объектом теории образования.
Слово «образование» обозначает одновременно процесс формирования личности и получения знаний и результат этого процесса. Образование - это основные аспекты взаимодействия личности с обществом в пространстве культуры. Эти аспекты можно выразить следующим образом:
- образование как формирование интеллектуальных способностей и системы знаний личности;
образование как процесс формирования культурной и духовно-нравственной сферы личности;
- образование как специальный социальный институт (система образования), разрабатывающий и применяющий на практике систему мер, направленных на приобщение личности к культуре. Задачей же современного образования, в рамках гуманистической парадигмы, является создание такой материальной, нравственной и духовной атмосферы жизни студентов, в которой как бы сами собой начали бы выявляться, раскрываться и расцветать все заложенные в них природой задатки и дарования. Эта стратегия не может не опираться на культуру, ибо сама целенаправленно среда обитания подрастающих поколений, условия их жизни «вынуждены» опираться на все лучшее, что уже накоплено человечеством.
Одним из ключевых понятий в определении образования как сложного социального явления является понятие «культуры».
В настоящее время можно говорить о двух наиболее распространенных подходах к понятию «культуры»; 1/ рассматривает культуру как процесс творческой деятельности, в котором происходит духовное обогащение общества новыми ценностями;
2/ культура - специфический способ человеческой деятельности, обеспечивающий сохранение и воспроюводство цивилизации в постоянно изменяющихся условиях окружающего мира
Рассматриваемые точки зрения нельзя считать диаметрально противоположными. Они взаимно дополняют друг друга. Разница лишь в том, что в одном случае культура - способ человеческой деятельности, а в другом -особый ее вид творчества.
Следует отметить, что понятие «культура» довольно широко применяется в прикладных значениях, характеризующих различные сферы человеческой деятельности, придавая им специфический качественный оттенок: политическая культура, производственная культура, культура общения, нравственная культура и т.д.
В этом ряду особое место занимает понятие «эстетическая культура», которое в последние годы находится под пристальным вниманием российских авторов. Современные исследователи Антипенко Л.Г., А.А.Бахтин, О.К.Бурова, А.И.Буров, Б.ТЛихачев, С.В.Бабаева, Д.И.Говорун, Н.А.Дмитриева, АГ.Егоров, К.В.Кулаев, Л.Н.Москвичева, Л.М.Предтеченская, Т.А.Рассадина, В.Н.Липский [4, 15, 27, 26, 88, 89, 10, 38, 48, 51,52, 76, 77, 122, 87] и многие другие рассматривают эстетическую культуру как очень широкое и сложное социальное явление, основанное на законах проявления и созидания красоты во всех сферах жизнедеятельности людей, общества, в том числе, и в искусстве, как совокупность всех форм и сторон эстетического освоения человеком действительности. Эстетическая культура является частью духовной культуры, связана с пониманием прекрасного в жизни и в искусстве и включает в себя различные виды эстетических ценностей и эстетической деятельности. Процесс проникновения красоты в структуру духовной жизни человека представляет собой эстетизацию образа жизни и измеряется развитием главного богатства общества - всесторонней гармонизацией личности, активно проявляющей себя во всех сферах жизнедеятельности. Будучи, таким образом, неотъемлемой частью духовной и материальной культуры, эстетическая культура формируется под воздействием конкретных исторических условий и на базе определенных социальных предпосылок. В этом смысле эстетическая культура выступает своего рода объединяющим, консолидирующим началом развития, а эстетическое воспитание, обращенное прежде всего к человеку, направлено на формирование у него нравственных ценностей, ощущения единства и гармонии с окружающей природой и обществом, с самим собой, как одного из звеньев универсальной, всеобщей социально-культурной связи, именуемой цивилизацией.
Принцип междисциплинарного подхода в преподавании дисциплин искусствоведческой направленности
Характерной особенностью современного научного познания является объективное усиление в нем интеграционных процессов. Задачи синтеза научного знания приводят к необходимости перехода от изучения совокупности частных явлений к рассмотрению обобщающих научное знание концепций и принципов.
Дидактической основой философского обобщения наук могут рассматриваться межпредметные связи. Переход от простой передачи информации при изучении фактов и законов каждой частной науки к обобщению и систематизации материала, означает качественное изменение содержания обучения в высшей школе. При этом особо важными являются, на наш взгляд, попытки анализа материала с единых концептуальных позиций.
Принцип междисциплинарного подхода позволяет в содержании каждой науки выделить систему основополагающих идей, законов, положений, сохраняющих свое значение и содержание во всех частных явлениях и фактах этой науки.
В настоящее время интеграция научного знания выдвигается на одно из первых мест, как в общефилософском, так и в методологическом анализе закономерностей научного прогресса. Этим вопросом занимаются многие ученые: В.Гейзенберг, В.С.Готт, АДУрсул, Э.Г.Семенюк, СКХмарский, Н.И.Резник, А.М.Новиков, В.Н.Максимова, Н.И.Зверев, И.Я.Лернер[36, 39, 155,123,107,96,54,85].
Рассматривая науку в качестве основы для формирования содержания высшего образования, можно связать процессы дальнейшего совершенствования содержания образования с поисками дидактических эквивалентов, соответствующих процессам интеграции в современной науке.
Данные процессы рассматриваются в диалектическом единстве с процессом разделения, приводящим к возникновению все новых научных дисциплин. При этом считается, что углубляющаяся дифференциация наук объективно порождает свою противоположность - процесс интеграции научного знания[151].
Результатом интеграции наук является создание новых методов научного познания, характеризующихся комплексным применением знаний из области различных наук.
Процесс интеграции наук требует особого метода мышления -диалектического метода мышления, умения комплексно применять знания из области различных наук. Все это требует выработки особого склада мышления и вырабатывать его необходимо у подрастающего поколения в процессе обучения.
Познание структуры предмета дисциплинарного исследования позволяет вычленять такие элементы, связи и отношения, которые оказываются общими и неизменными для структуры предметов других дисциплин и начинают играть роль связующих звеньев различных областей действительности.
В качестве дидактического эквивалента происходящих в науке процессов ведущие дидакты рассматривают предметные связи, считая, что «взаимопроникновение интеграции и дифференциации в науке составляет объективную основу развития межпрежметных связей в ходе совершенствования предметной системы обучения» [54].
Становление идеи предметных связей связано, в первую очередь, с классической дидактической системой. В основе этой системы лежат концепции, разработанные Я.А.Коменским [73], ИХЛесталоцци [71] и другими выдающимися педагогами прошлого. Основы отечественной дидактики были заложены трудами К.Д.Ушинского [148]. В рамках традиционной дидактической системы обосновывалось классно-урочное обучение и значительное внимание уделялось вопросам осуществления взаимосвязей между отдельными учебными предметами. Я.А.Коменский писал: «Все, что находится во взаимной связи должно преподаваться в такой же связи»[73].
Взаимная связь учебных предметов рассматривалась им как средство формирования целостной системы знаний у обучаемых. Опасность отрыва одного предмета от другого подчеркивалась ИХЛесталоцци. Можно считать, что наиболее полно для своего времени проблема межпредметных связей была рассмотрена К.Д.Ушинским. Идея межпредметных связей рассматривалась им как часть более общей проблемы системности обучения. Не потеряли своей актуальности мысли К.Д.Ушинского о мировоззренческой роли межпредметных связей. Рассматривая структуру науки, он отмечал, что кроме специальных понятий, принадлежащих каждой науке в особенности, есть понятия, общие многим, а иногда и всем наукам [73]. В целом, накопленное в классической дидактической системе наследие по теории и практике предметных связей может быть сведено к следующему:
обоснована с позиций психологии, педагогики и методики обучения объективная необходимость отражать в учебном познании реальные взаимосвязи объектов и явлений природы и общества;
- подчеркивается мировоззренческая и развивающая функции межпредметных связей;
- разработана основа методики скоординированного обучения различным учебным предметам, предприняты попытки готовить педагогов к осуществлению межпредметных связей на практике.
Дальнейшему развитию межпредметных связей способствовало то, что были разработаны их психологические основы, связанные с учетом психолого-физиологических особенностей умственной деятельности. Принцип системности в деятельности головного мозга стал исходным для понимания психологами мышления. «Все обучение заключается в образовании временных связей, а это есть мысль, мышление, знание - писал И Л .Павлов [136]. Учение Павлова легло в основу ассоциативной теории обучения.
После того, как предметные связи заняли соответствующее своей значимости место, их стали рассматривать как одно из важнейших средств формирования мировоззрения обучаемых, их культуры, умений и навыков осуществлять методологический анализ явлений и фактов материального мира в их единстве и взаимосвязи.