Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование креативности будущего учителя технологии на основе гуманитарного изучения этнокультурных традиций Шовгурова Ирина Владимировна

Формирование креативности будущего учителя технологии на основе гуманитарного изучения этнокультурных традиций
<
Формирование креативности будущего учителя технологии на основе гуманитарного изучения этнокультурных традиций Формирование креативности будущего учителя технологии на основе гуманитарного изучения этнокультурных традиций Формирование креативности будущего учителя технологии на основе гуманитарного изучения этнокультурных традиций Формирование креативности будущего учителя технологии на основе гуманитарного изучения этнокультурных традиций Формирование креативности будущего учителя технологии на основе гуманитарного изучения этнокультурных традиций Формирование креативности будущего учителя технологии на основе гуманитарного изучения этнокультурных традиций Формирование креативности будущего учителя технологии на основе гуманитарного изучения этнокультурных традиций Формирование креативности будущего учителя технологии на основе гуманитарного изучения этнокультурных традиций Формирование креативности будущего учителя технологии на основе гуманитарного изучения этнокультурных традиций Формирование креативности будущего учителя технологии на основе гуманитарного изучения этнокультурных традиций Формирование креативности будущего учителя технологии на основе гуманитарного изучения этнокультурных традиций Формирование креативности будущего учителя технологии на основе гуманитарного изучения этнокультурных традиций
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шовгурова Ирина Владимировна. Формирование креативности будущего учителя технологии на основе гуманитарного изучения этнокультурных традиций : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Шовгурова Ирина Владимировна; [Место защиты: Астрахан. гос. ун-т].- Астрахань, 2010.- 257 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/788

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы формирования креативности будущего учителя технологии в контексте гуманитарного изучения этнокультуры 22

1.1. Креативность как базовая профессиональная способность современного учителя технологии 22

1.2. Творческий потенциал этнокультурного содержания учебного предмета технологии 43

Выводы по первой главе 67

Глава II. Процесс формирования креативности будущего учителя технологии в условиях гуманитарного изучения этнокультурных традиций 71

2.1. Психолого-педагогические условия формирования креативности будущего учителя технологии в процессе гуманитарного изучения этнокультурных традиций 71

2.2. Модель формирования креативности будущего учителя технологии в контексте гуманитарного изучения этнокультурных традиций 100

Выводы по второй главе 161

Заключение 164

Список литературы 168

Приложения

Введение к работе

В современных условиях развития общества, когда важен баланс между индивидуальным культу ротворчеством и этнокультурной («коллективной») традицией, между продуцированием нового и сохранением эталонов прошлого, существует потребность в учителе, способном удерживать свою деятельность на уровне такого баланса. А это, в свою очередь, вызывает необходимость, с одной стороны, обновления содержания, форм и методов профессионального образования будущего учителя, с другой - сохранения его фундаментальных основ. Говоря словами Э.Н. Гусинского, в образовании важна «активность, направленная на преобразования, и активность, удерживающая традицию». Интерес к проблемам духовности человека и общества, острая социальная необходимость противостоять низкопробной продукции масскультуры актуализирует значение развития креативности средствами культуры и искусства, воспитания личности средствами народного творчества.

Образование, которое сегодня предстает одновременно и как форма общественной практики, и как универсальный способ трансляции культурно-исторического опыта, и как всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека (В.И. Слободчиков), требует от учителя творческих способностей и умений обеспечивать формирование креативности ребенка. Реформируемой школе нужен, как справедливо замечают многие исследователи (Ф.Н. Гоноболин, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, М.М. Поташник и др.), творческий учитель.

В ходе нашего исследования было проведено анкетирование учителей технологии (см. Приложение В) с целью того, на каком уровне изучаются национальные традиции в школах нашей республики и считают ли себя творческими личностями.

Учителям был задан вопрос: «Считаете ли вы педагогическую деятельность творческой?» Большинство опрошенных учителей более 87 %

4 считают, что педагогическая деятельность, несомненно, является творческой. При этом на вопрос: «Считаете ли Вы себя творческой личностью?» 68 % учителей ответили «да», считают себя творческой личностью, 32 % - «нет». Следующий вопрос «Какими народными ремеслами Вы владеете и какие изучаете вместе со своими учениками?» Из анализа ответов можно сделать вывод, что все учителя отдают предпочтение вышивке, вязанию крючком и спицами, которыми они владеют в совершенстве. Следующий вопрос «Владеете ли навыками шитья?» Ответы распределились следующим образом 48 % - «да», 45 % - «слабьте», 7 % - «нет».

На вопрос «Нужно ли изучать национальные традиции на уроках технологии в процессе изготовления швейных изделий?» 45 % из числа опрошенных считают, нужно изучать традиции в процессе изготовления изделий, так как сами плохо владеют данной техникой; 45 % не видят необходимости изучения данного ремесла на занятиях по технологии, так как пользуются альтернативными видами рукоделия, менее трудоемкими; 5 % затрудняются однозначно определить свое отношение к данному вопросу. И только 5 % используют элементы декоративно-прикладного искусства в изготовлении швейных изделий в практике работы с детьми.

Следующий вопрос «В каких разделах обслуживающего труда Вы используете элементы декоративно-прикладного искусства»:

а) в рукоделии;

б) технология изготовления одежды;

в) конструирование и моделирование;

г) история костюма.

Ответы на этот вопрос распределились следующим образом: 98 % учителей используют в основном в «рукоделии» и 2 % используют также и в «конструировании и моделировании», «технологии изготовления одежды».

На вопрос «С какими трудностями Вы сталкиваетесь при обучении учащихся разделов швейного профиля на уроках технологии с использованием традиционных народных ремесел?»

5 Подчеркните:

а) нет специальной литературы и методических указаний;

б) недостаточно учебного времени;

в) отсутствует материально-техническая база;

г) отсутствие специальной подготовки в области швейного дела и
декоративно-прикладного искусства;

д) отсутствие методических центров и специалистов по методике
обучения декоративно-прикладному искусству и технологии обработки
материалов;

е) безразличное отношение, непонимание со стороны администрации;

ж) нет трудностей.

На этот вопрос 54 % учителей ответили, что «нет специальной литературы и методических указаний», «отсутствует материально-техническая база», «нет специальной подготовки в области швейного дела и декоративно-прикладного искусства»; 46 % «недостаточно учебного времени», «нет методических центров и специалистов по методике обучения декоративно-прикладному искусству и технологии обработки материалов», «безразличное отношение, непонимание со стороны администрации».

Опрос учителей технологии выявил следующую картину: учителя в своей массе не владеют сами техникой шитья и не используют национальные традиции в процессе этой техники, то есть испытывают в этом трудности; а также недостаточное количество времени (учебных часов по соответствующим предметам) отводится на изучение этнокультурных традиций, декоративно-прикладного искусства с помощью компенсирования интеграции содержания таких предметов, как материаловедение, конструирование, моделирование и изготовление одежды, история костюма, композиция костюма и т.д. Однако декоративно-прикладное искусство пользуется у учителей большим интересом при изучении раздела «рукоделие», что дает положительные прогнозы для успешной подготовки учащихся прикладным ремеслам на уроках технологии, но не применяют эту технику при изучении разделов швейного профиля.

Таким образом, проведенный анализ позволил обнаружить противоречие между требованиями, предъявляемыми к профессиональной и творческой подготовке специалистов, способных работать в условиях многовариативного содержания обучения и воспитания учащихся, в том числе и реальным уровнем их профессионально-педагогической подготовки выпускников вуза. О чем свидетельствуют полученные результаты опроса учителей и студентов, где их уровень творческих потенциальных возможностей недостаточен для полноценного выполнения их профессиональных обязанностей. Итак, именно на преодоление этих трудностей направлена наша работа, для этого необходимо разработать учебные программы и методические пути обучения студентов дисциплинам швейного профиля с учетом национально-регионального компонента, рассчитанные на формирование творческого и этнокультурного потенциала, способностей в совокупности с приобретением технологических, педагогических, художественных, искусствоведческих, этнографических знаний и умений.

Мы считаем, что возможность систематического представления в обучении разных элементов культуры (декоративно-прикладное искусство, обычаи, фольклор и т.д.) позволит повысить познавательный интерес студентов к национальной культуре, будет способствовать этнокультурному развитию студентов, формированию у них национального самосознания и чувства гордости за достижения своего народа и сопричастности к созданию духовных ценностей. Этнокультурное развитие в процессе швейной деятельности, творческий потенциал определяется и стимулируется направленностью студентов на творчество, что обеспечит им субъективную возможность творческой самореализации через создание субъективно качественно нового продукта творчества, поспособствует усилению воспитательной и развивающей функции обучения, выявит творческие задатки к прикладным художественным видам работ. Возникающие при этом у студентов переживания возросших возможностей (ценить красоту искусства, традиционного и современного костюмов) и новообразований будут являться движущей силой,

7 обеспечивающей их реализацию в новых видах деятельности, в том числе и профессиональной.

К сожалению, в образовании порой слабо учитывается спонтанная, естественная, субъективная составляющая. Педагогическая деятельность нередко осуществляется по шаблону. Студенты педагогических вузов изучают именно такую деятельность, в основном, по учебникам, ориентируясь на «среднего» ученика. «Трудно представить, что человек, не освоивший эту творческую сферу в процессе непрерывного педагогического образования, сможет потом наскоро сделаться педагогом «по методичкам» (В.А. Болотов, В.В. Сериков). Трудно переоценить в профессиональной подготовке будущего учителя роль творчества, которое возникает «из жизни» конкретных участников образовательного процесса, а не «по методичкам».

Нельзя подготовить учителя-профессионала на основе только знаний о предмете, методике его преподавания и освоении традиционных, знакомых форм взаимодействия, учебных ситуаций, видов деятельности. Педагогическая деятельность многообразна. Педагогическая реальность многофакторна. Трудно предусмотреть все возможные варианты событий, ситуаций. В связи с этим понятно, что успех решения всех видов образовательных задач во многом зависит от креативности будущего учителя, от его потенциальной готовности творить и создавать уникальные продукты труда и его умения постигать суть проблемы.

Таким образом, высшее педагогическое образование должно ориентировать студентов на творческое отношение к своей будущей профессии, способствовать формированию креативности как специфической способности будущего учителя, связанной с порождением новых идей, предполагающей повышенную чувствительность к педагогическим проблемам и к дефициту знаний. В этой ситуации необходима переориентация всей системы обучения и воспитания «от человека образованного к человеку творческому» (В.С.Библер). Но традиционная система вузовской подготовки все еще находится в плену стереотипов. В ней не всегда есть место для

8 творческого отношения к случайному и непредсказуемому, для проявлений креативности как личностного качества. Чаще всего студент действует по заданному алгоритму. Творческая направленность, свойственная всем людям от рождения, по замечанию А. Маслоу, теряется большинством под воздействием среды, социальных условий. К сожалению, именно такую среду мы нередко наблюдаем в школе и вузе.

Потенциально творчество присуще любой образовательной деятельности и процессу изучения любого предмета. Не исключением является и предмет технология. Более того, данный предмет позволяет существенно раздвигать компетентностные рамки человека как «мастера своего дела», как «творца». Креативность выступает как один из необходимых результатов ее изучения, а также необходимая характеристика субъектов образовательного процесса.

Как показало обследование учителей технологии некоторых школ Калмыкии (50 чел.), в своей педагогической деятельности они широко используют творческие задания. Но зачастую творчество носит хаотичный, несистемный характер. Порой это «творчество ради творчества», которое ориентировано больше на отчужденный объект (создание необычного продукта), чем на изучение и изменение самого субъекта (формирование способности творческого мышления личности и т.п.). В ходе обследования обнаружено, что учителя технологии в своей работе опираются на этнокультуру. Но, широко используя материал этнокультурных традиций, они учат детей воссоздавать готовые образцы. Большинство из них не обеспечивают детям творческие открытия (переоткрытия) этнокультуры в новых условиях современности и не способствуют процессу интеграции этнокультурных знаний в индивидуальную систему ценностей личности. Такая интеграция и «объединение культур» в содержании образования еще слабо изучены в педагогике, хотя в целом проблема творчества, творческого мышления, креативности исследована в науке достаточно широко.

Среди работ зарубежных исследователей в области креативности следует отметить труды Г.Ю. Айзенка, Ф. Баррона, Д. Векслера, Дж. Гилфорда, А.

9 Маслоу, Е. Торренса, Э. Фромма и др. В отечественной науке теория креативности разрабатывалась А.В. Брушлинским, Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготским, В.Н. Дружининым, М.С. Каганом, А.Д. Луком, В.Г. Рындак, Д.В. Чернилевским и др. Креативность рассмотрена как способность личности (Е. Торренс, Дж. Гилфорд, Д.В. Чернилевский, Д.Б. Богоявленская и др.); черта личности (К. Тейлор, А. Маслоу, К. Роджерс); проявление одаренности (A.M. Матюшкин, Дж. Рензулли, В.М. Шадриков); творческая деятельность (А.В. Хуторской). Исследователи рассматривали проблему развития креативности различных представителей учебного процесса (учителя, преподавателя, ученика, ребенка и т.д.) в разнообразных педагогических условиях. Однако нам не удалось найти публикации, в которых бы рассматривалась проблема развития креативности студентов в процессе обучения.

Помимо комплексного структурно-функционального анализа творческого
потенциала, в науке изучались следующие аспекты проблем: психолого-
педагогические основы творчества и творческого развития (А.В. Брушлинский,
И.С. Кон, И.Н. Семенов, СЮ. Степанов); субъект-субъектное взаимодействие и
продуктивное общение (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев, Б.Ф.
Ломов); личностные корреляты креативности (Л.Б. Ермолаева-Томина, А.Н.
Лук, Р.В. Рескин); развитие творческого потенциала и креативности,
воспитание коммуникативной компетентности и коммуникативной культуры
(Эд де Боно, М.С. Каган, A.M. Матюшкин, М. Уоллах); диагностика
креативности (Д.Б. Богоявленская, Н.Ф. Вишнякова, Н.Б. Шумакова и др.).
« Проблеме формирования творчества, творческой деятельности, поиску

условий творческого развития личности посвящены исследования многих ученых: В.И. Андреева, В.Н. Дружинина, В.А. Крутецкого, И.Я. Лернера, А.Н. Лука, Я.А. Пономарева и др. Сущность творчества рассматривается в трудах В.И. Андреева, Н.А. Бердяева, А. Бергсона, В.М. Бехтерева и др.

Пути и средства целенаправленного формирования творческого потенциала в учебной деятельности обоснованы в работах Г.С. Альтшуллера,

В.В. Афанасьева, Л.Н. Вавилова, А.А. Вербицкого, О.В. Ефременко, Т.В.

\

10 Кудрявцева, В.Д. Симоненко, Т.И. Шамовой, И.С. Якиманской и др.

Большое внимание проблемам творческого саморазвития учащихся и студентов, стимулирования их творческого мышления и стиля деятельности в системе организованного воспитания и обучения уделили В.И. Андреев, Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, Л.А. Сатарова, В.А. Сластенин и др. Выполняя социальный заказ на подготовку творчески ориентированных учителей, способных воспроизвести соответствующие импульсы в своих учениках, исследования новейшего времени (с 90-х гг. XX в. и по сегодняшний день) также содержат немалый актив ценных дидактико-методических предложений по решению данной проблемы (Н.М. Анисимов, В.В. Тартынских, Ю.Ф. Тимофеева и др.).

Исследованию проблемы развития творческого потенциала учащихся школ и студентов вузов в процессе учебно-познавательной деятельности посвящены работы С.Г. Глуховой, Е.А. Глуховской, В.В. Коробковой, П.Ф. Кравчук, Т.А. Ратт, А.Г. Уразовой и др. Все эти работы связывают между собой два момента: во-первых, аналитический подход к исследованию творческого потенциала как к природной характеристике любого человека, присущей каждому, хотя и в различной мере; и, во-вторых, нацеленность авторов на выявление, отбор и создание условий для работы с особо способными, одаренными и талантливыми учащимися и на раскрытие и развитие творческого потенциала любого учащегося в той мере, в какой он ему присущ.

Образовательная система является одновременно искусственной и естественной: как естественно-социальная система, она требует «вчувствования»; как искусственно организованная и руководствующаяся государственным стандартом, требует отчетливой планомерности. Человеческое творчество (и научное, и художественное, и педагогическое), являясь неразделимой совокупностью интеллекта, фантазии, предвидения, чувств и интуиции, представляет собой функциональную совокупность обоих полушарий мозга человека, подразумевает одновременно образное и логическое мышление. В традиционной системе педагогического образования

11 делается упор в основном на логическое мышление и на простую передачу (информирование) предметных знаний. Студент вуза в данном случае получает готовую информацию, являющуюся объективированным продуктом чужого творчества. Система модели мира, имеющаяся у каждого студента, нередко входит в противоречие с системой модели преподавателя. Обнаруживается основное противоречие современной системы образования: между быстрым темпом приращения знаний в современном мире, использования информационных технологий и ограниченными возможностями их усвоения индивидом, что актуализирует задачу максимального развития способностей человека к саморегуляции и самообразованию.

Исходя из вышесказанного, ставится вопрос о насущной необходимости специальной подготовки педагога не только как предметника, но и как организатора современного образовательного процесса. В условиях нового информационного времени нужны научные разработки, выявляющие особенности и закономерности такой подготовки. В исследованиях подчеркивается важность, трудность и принципиально новый уровень образования, ориентированного на становление человека как творца, субъекта, автора своей жизнедеятельности (СВ. Белова, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков и

ДР-)-

Проблема подготовки будущего учителя технологии в вузовском учебно-воспитательном процессе, которая находится в центре внимания данного исследования, нашла свое отражение в различных психолого-педагогических исследованиях. Раскрыты теоретические и практические вопросы подготовки учителя технологии (О.В. Атаулова, С.Я. Батышев, Ю.К. Васильев, СЕ. Матушкин, З.С Соловьева и др.), освещены проблемы профессиональной подготовки будущего учителя технологии в контексте современного образования (В.П. Атутов, В.А. Поляков, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.). Совершенствованию процесса становления, формированию различных качеств учителей технологии посвящены работы *А.В. Баранова, Т.В. Борисовой, Е.А. Гудкова, СИ. Карнаухова, А.А. Муравьёва, М.В. Мухиной и

ДР-

Хотя подготовка учителя по специальности «Технология и предпринимательство» ведется сравнительно недавно, работ, посвященных данной специальности, довольно много. Но нужно заметить, что все они, в подавляющем большинстве, касаются учебного предмета и внешнего аспекта педагогической деятельности учителя. Профессиональная подготовка учителей технологии направлена в целом на передачу ученикам культуры, которая интерпретируется как совокупность предназначенных для ознакомления «памятников». Учитель в данном случае предстает как «экскурсовод». Таким образом, очевидна актуальность исследования подготовки будущих учителей технологии к педагогической деятельности, обеспечивающей формирование креативности личности в условиях этнокультурной среды полинационального региона.

Ценность этнокультуры в образовании и необходимость подготовки учителя средствами народной педагогики доказана многими исследователями (П.Г. Богатырев, Г.М. Борликов, Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, Б.А. Кадыров, Р.А. Низамов, А.П. Орлова, Г.В. Палаткина, Ф.М. Пашаева и др.). Возможности ознакомления учителя с этнокультурой, историей, истоками мастерства, этапами развития народного искусства рассмотрены в трудах А.В. Антоновой, Л.Г. Ахметова, Е.В. Борисовой, И.В. Беринской, П.В. Кириллова, А.Б. Панькина, А.А. Полякова, СБ. Рождественской, Н.И. Уткина и др. Представляет интерес опыт внедрения этнопедагогики в учебно-воспитательный процесс современной школы, освещенный в трудах Н.Н. Анисимова, Г.П. Калинина, B.C. Кузина, А.С. Хворостова и др. Однако эти работы не дают полного представления о подготовке учителя технологии, способного к обучению и воспитанию школьников средствами этнокультурных традиций.

Итак, изучение философской, психолого-педагогической,

этнопедагогической и специальной литературы позволило сделать вывод, что на сегодняшний день накоплен значительный научный фонд в исследовании

13 проблемы креативности личности, особенностей творческой педагогической деятельности, формирования и развития творческих качеств будущего учителя. Вместе с тем, проведенный анализ показал, что остаются неизученными аспекты формирования креативности будущего учителя, способного обеспечивать творческую деятельность детей на основе объединения их собственной культуры и этнокультурного компонента предметного содержания (в частности, содержания предмета технологии). Обнаружены противоречия между:

- растущей потребностью общества в творческих личностях, имеющих
креативное мышление, способных быть субъектами своей жизнедеятельности,
и недостаточной исследованностью вопросов культуротворчества в
современных условиях образования;

необходимостью формирования креативности будущего учителя, обеспечивающего творческое развитие ребенка в контексте сохранения и развития этнокультурных традиций, и слабой изученностью творческого потенциала данных традиций, их гуманитарного прочтения;

спецификой педагогического образования, ориентированного на формирование креативности будущего учителя, предполагающего овладение опытом творческого диалога между индивидуальным и коллективным субъектами культуры, и недостаточной обоснованностью психолого-педагогических условий, а также модели осуществления такого образования.

Таким образом, не вызывает сомнения актуальность подготовки учителя нового типа, способного объединять в себе роли «предметника» и носителя культуры (этнокультуры), умеющего удерживать в своей деятельности баланс нового и традиционного, случайного и предсказуемого, что востребует формирование у него креативности как специфической базовой профессиональной способности. Большим потенциалом «этнокультурного творчества» обладают содержание учебного предмета технологии и процесс ее изучения. В связи с этим проблема исследования представляется как осмысление научных основ формирования креативности будущего учителя

14 технологии в контексте гуманитарного изучения этнокультурных традиций.

Выявленные противоречия и необходимость решения обозначенной проблемы обусловили тему исследования «Формирование креативности будущего учителя технологии на основе гуманитарного изучения этнокультурных традиций».

Объект исследования — высшее профессиональное образование будущего учителя.

Предмет исследования — формирование креативности у будущего учителя технологии на основе гуманитарного изучения этнокультурных традиций.

Цель исследования — разработать модель формирования креативности будущего учителя технологии на основе гуманитарного изучения этнокультурных традиций.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что у будущего учителя технологии будет формироваться креативность, позволяющая выходить на принципиально новый уровень решения образовательных задач и обеспечивающая формирование способности учащихся к творчеству во всех проявлениях, если:

- креативность будущего учителя будет рассматриваться как базовая
профессиональная способность, необходимая в решении педагогических задач
на основе единства традиции и новаторства, соблюдения в содержании
образования баланса между культурой традиционной («застывшей», социально-
коллективной) и современной («создаваемой», индивидуальной);

- в процессе гуманитарного изучения технологии будет использован
творческий потенциал этнокультурных традиций;

будут определены психолого-педагогические условия формирования креативности будущего учителя технологии в процессе гуманитарного изучения этнокультурных традиций;

будет разработана модель формирования креативности будущего учителя технологии на основе гуманитарного изучения этнокультурных

15 традиций.

Цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

  1. Обосновать креативность как базовую профессиональную способность учителя в условиях гуманитарно-ориентированной педагогической деятельности.

  2. Раскрыть творческий потенциал этнокультурных традиций в контексте гуманитарного изучения учебного предмета технологии.

3. Определить психолого-педагогические условия формирования
креативности будущего учителя технологии в процессе гуманитарного
изучения этнокультурных традиций.

4. Разработать модель формирования креативности будущего учителя
технологии на основе гуманитарного изучения этнокультурных традиций.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют: теоретико-методологические исследования отечественных и зарубежных учёных по проблемам творческого развития личности и креативности как определяющей личностной характеристики, обуславливающей способность человека к творчеству (Б.Г. Ананьев, Дж. Гилфорд, М. Воллах, Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков, Н. Коган, М.С. Каган, С. Медник, А.Г. Спиркин, Л.Н. Столович, Е. Торренс, П.М. Якобсон, Т.М. Ярошевский, и др.); психолого-педагогические концепции развития творческих способностей детей в процессе школьной и внешкольной деятельности (ГТ.Н. Андрианов, А.К. Бруднов, В.А. Горский, А.Я. Журкина, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, В.Д. Путилин, С.Л. Рубинштейн, Л.А. Сатарова, Б.М. Теплов, А.Б. Фомина и др.); идеи подходов этнопедагогического (А.Г. Андреева, А.В. Антонова, Е.В. Борисова, Г.М. Борликов, Г.Н. Волков, А.Б. Панькин, Г.В. Палаткина, А.А. Полякова; Т.Б. Старостина и др.), личностно-развивающего (А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), гуманитарно-антропологического (СВ. Белова, Б.М. Бим-Бад, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков и др.); знания, касающиеся специфики деятельности учителя технологии и разных аспектов их профессиональной

подготовки (В.П. Атутов, Ю.К. Васильев, М.С. Гафитулин, Н.А. Гордеева, Н.И. Гудименко, Н.В. Дубова, Т.М. Короткова, В.К. Кузьмин, Ю.Л. Хотунцев, С.Д. Чуркин и др.); выводы о профессиональной подготовке учителя технологии на основе традиций народного искусства (С.Ф. Абдулаев, Г.А. Поровская и др.).

Исходя из вышеназванных теоретико-методологических позиций, для решения поставленных задач и проверки гипотезы был определён комплекс методов исследования:

а) теоретических - анализ философской, психолого-педагогической,
учебно-методической, этнографической, исторической, искусствоведческой,
технологической литературы по исследуемой проблеме; анализ учебных планов
и программ общеобразовательных школ и высших учебных заведений;
изучение и обобщение педагогического опыта;

б) эмпирических — наблюдение, беседа, опрос, проективный тест,
анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий и
формирующий эксперимент), диагностика уровня развития креативных
способностей студентов, опрос, постановка педагогического эксперимента и
т.д.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Калмыцкого государственного университета, инженерно-технологического факультета, кафедры технологии и менеджмента профессионального образования. В опросе участвовали учителя школ №№ 3, 4, 10, 17, 18, 19, 20, 21, 23 г. Элисты и районов Республики Калмыкия, выпускники и студенты факультета. Эмпирическую базу исследования составил контингент из 240 студентов, 50 учителей технологии.

Исследование проводилось с 2001 по 2009 гг. в три этапа.

1-й этап (2001 - 2003 гг.) посвящен изучению и теоретическому анализу психолого-педагогической, философской, учебно-методической литературы по проблеме креативности; осуществлению предварительного исследования и выявлению противоречий; анализу практического опыта; формулировке цели, гипотезы и задач исследования; разработке методики эксперимента;

17 проведению констатирующего эксперимента.

2-й этап (2003 - 2006 гг.) включал в себя опытно-экспериментальную работу, связанную с выявлением психолого-педагогических условий формирования креативности будущих учителей технологии, с разработкой и реализацией в системе профессионального педагогического образования модели такого формирования на занятиях швейного профиля с учетом этнокультурных традиций; обоснование и внедрение в учебный процесс методики формирования креативности будущего учителя технологии в процессе изучения дисциплины «Конструирование и моделирование одежды».

3-й этап (2006 - 2009 гг.) был связан с анализом и обобщением результатов проведенного исследования, уточнением основных теоретических положений исследования, формулировкой его выводов, описанием эксперимента и окончательным оформлением текста исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась четким соответствием полученных выводов этнопедагогическому и гуманитарно-антропологическому подходам; использованием совокупности методов, адекватных природе исследуемого феномена; повторяемостью фактов; результативностью работы и доказательностью выводов; организацией опытно-экспериментальной работы со студентами, опирающейся на современные психолого-педагогические и междисциплинарные исследования; достаточным количеством студентов, принявших участие в проведении диагностического эксперимента, его результатами.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что уточнено содержание понятий «креативность», «творческая деятельность», «творческая педагогическая деятельность» «творческая позиция личности». Впервые креативность рассмотрена как базовая профессиональная способность будущего учителя, которая ориентирует его на осуществление педагогической деятельности в контексте интеграции этнокультурных традиций и собственной культуры ученика. Показана специфика такой педагогической деятельности в рамках предмета технологии. Раскрыт творческий компонент этнокультурных

18 традиций как предметной области образования и возможности его использования в педагогической практике учителя технологии. Выявлены психолого-педагогические условия формирования креативности студентов педагогического вуза на основе гуманитарного изучения этнокультурных традиций и разработана модель данного процесса.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что оно дает новые представления о профессиональных способностях учителя, о его личности и о педагогической деятельности как творческом процессе; расширяет знания в области гуманитаризации образования, этнопедагогики, интеграции коллективно-культурного, индивидуально-культурного, этнокультурного и личностного аспектов образования; в области содержания и методов образования; вносит вклад в теорию и в методику изучения учебного предмета технологии.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что создание разработанных в диссертации психолого-педагогических условий и рекомендаций по формированию креативности студентов позволяет повысить качество их подготовленности к творческой педагогической деятельности. Выявленные аспекты содержания творческой деятельности учителя и разработанные формы работы с материалом этнокультурных традиций могут служить методическими ориентирами в использовании национально-регионального компонента содержания образования учителями не только технологии, но и других предметов. Разработанные в рамках исследования учебные программы по курсам специальных дисциплин швейного профиля (специализация девушек факультета «Технология и предпринимательство»), цикл лекций и практических занятий по усвоению национально-культурных ценностей, программа экспериментального курса «Конструирование и моделирование одежды» являются ресурсно-информационной базой для создания учителями-предметниками и преподавателями педагогических вузов своих авторских курсов, предполагающих включение этнокультурного компонента и развитие креативности обучающихся. Полученные в

19 исследовании результаты могут быть использованы в процессе средней специальной и вузовской подготовки будущих учителей, а также в системе повышения квалификации учителей технологии. Положения выносимые на защиту.

1. Креативность выступает в качестве базовой профессиональной
способности учителя, деятельность которого осуществляется в рамках
гуманитарных смыслов образования. Такое образование предполагает
становление личности как автора и соавтора культуры, формирование позиции
творца собственной жизнедеятельности. Креативность учителя, в
педагогической деятельности которого постоянно возникают новые
проблемные ситуации, выражается в готовности воспринимать их каждый раз
«впервые», учитывать спонтанную, субъективную составляющую образования
и решать возникающие образовательные задачи нешаблонно, на уровне
интеграции индивидуальной и коллективной культур. Являясь показателем
чувствительности личности к какой-либо педагогической проблеме, его
способности к синтезу, готовности к воссозданию недостающих знаний,
дивергентности мышления, креативность характеризует способность учителя к
интеграции в своей профессиональной работе старого и нового знания,
традиции и новаторства. Она позволяет педагогу конструировать содержание
образования с учетом баланса между опытом изучения традиционной
(«застывшей», социально-коллективной) культуры и опытом индивидуального
культуротворчества, которое разворачивается «здесь и теперь».

2. Особая роль в формировании креативности личности принадлежит
технологии как образовательной области, гуманитарное изучение которой
предполагает позицию «мастера», а не позицию «ремесленника»,
выполняющего действия по шаблону. Большой потенциал для творческой
деятельности в рамках такого изучения имеет этнокультурный компонент
содержания технологического образования. Творческий потенциал
этнокультурных традиций как компонента содержания предмета технологии
заключается в его текстуальности, в возможности современного прочтения

20 культурных «текстов», являющихся своеобразным посланием предков потомкам. Каждый раз этнокультурные традиции переоткрываются, переосмысливаются в условиях творческой деятельности конкретной личности, что способствует формированию у нее креативности. Такая деятельность предполагает создание нового продукта культуры на основе осознания себя как автора этого продукта, выступающего своеобразным ответом в диалоге с традицией. Это предстает как гуманитарное изучение этнокультуры.

3. Психолого-педагогические условия формирования креативности будущего учителя технологии в процессе гуманитарного изучения этнокультурных традиций отражают субъективные и объективные факторы многообразной образовательной ситуации студента. Они определяются спонтанной составляющей, когда студенту предоставляется свобода выбора в ситуации неопределенности. Выявлены следующие психолого-педагогические условия формирования исследуемой способности: а) индивидуально-ценностные; б) ресурсно-средовые; в) содержательно-деятельностные; г) этнокультурные.

4. Модель формирования креативности будущего учителя технологии на основе гуманитарного изучения этнокультурных традиций рассматривается как способ научного познания профессионального становления творческой личности педагога-мастера. Такой педагог способен к постоянному преобразованию учебного материала в условиях возникновения новых субъективных факторов образования и к самосовершенствованию себя к управлению процессом становления субъекта культуротворчества. Модель включает в себя описание ценностно-целевых, содержательных и процессуальных компонентов исследуемого процесса на этапах «спонтанно-индивидуального творчества», «коллективно-диалогического творчества», «профессионально-творческого проектирования». Смена данных этапов отражает последовательный переход будущих студентов от одной субъектной позиции к другой: субъекта спонтанного творчества, собеседника в творческом диалоге с этнокультурой, творца (проектировщика) новых форм

21 профессиональной культуры. Модель включает также описание уровней сформированности креативности - спонтанно-творческого, диалогово-творческого, интегративно-творческого.

Апробация и внедрение основных результатов исследования осуществлялись посредством публикаций научных статей и тезисов, участия в работе конференций различного уровня: в годичных собраниях ЮО РАО (г. Сочи 2003), в научно-методических конференциях (г. Москва 2000 г., г. Элиста 2009 г.), в международной научно-практической конференции (г. Одесса 2009). Материалы исследования нашли свое отражение в 11 опубликованных работах, в том числе в научных журналах «Известия Южного федерального университета», серия «Педагогические науки» (г. Ростов-на-Дону 2009 г.), «Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета» (г. Пятигорск 2009 г.), журнал «Мир науки, культуры, образования» (международный научный журнал, г. Горно-Алтайск 2009 г.), включенных в перечень ВАК РФ. Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры «Технология и менеджмент профессионального образования», в Научно-исследовательской лаборатории этнопедагогических инноваций КГУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Работа содержит таблицы и иллюстрирована рисунками.

Креативность как базовая профессиональная способность современного учителя технологии

Интенсивно меняющиеся социально-экономические условия жизни побуждают искать новые подходы к обучению специалистов в системе высшего профессионального образования, обладающих, наряду с фундаментальной подготовкой, общекультурной и профессиональной компетентностью. Именно специалисты такого типа вносят существенный вклад в производство и общественную жизнь, определяют экономическую мощь государства и духовно-нравственное состояние общества. Однако вместе с осознанием мысли, что образование призвано опережать все стороны общественной жизни, чтобы в период кризиса реформ стать мощным фактором позитивных общественных изменений, приходится констатировать, что в реальной практике сильны консервативные традиции.

В последнее время наблюдается явный разрыв между образом «экономического» человека, который соответствовал идеологии индустриального общества, и новой ситуацией в мире, запрашивающей мышление человека-творца, человека-мудреца, живущего в постиндустриальном пространстве. Основными характеристиками «экономического» человека являются технократическое мышление, рациональность, преобладание материальных интересов над духовными, этический индивидуализм и прагматизм, отделенность от природы и стремление к господству над ней. Индивидуальность ассоциируется с материальным обладанием или профессиональным статусом. Установка «я есть то, чем владею» и «я есть то, что я делаю» больше не соответствует реалиям современного общества. Перед современным обществом поставлена задача формирования нового образа человека, более соответствующего «постиндустриальной эре» и «экологической и этнокультурной цивилизации».

В качестве альтернативы индустриальной цивилизации, приведшей к кризису самого человека, появились концепции «экоразвития», «органичного об- раза жизни», ориентированные на гуманизацию бытия современного человека. Это направление в науке, получившее название «экология человека», изучает проблемы адаптации человека в окружающем мире, охраны его физического и нравственного здоровья, создания гармоничного общества и формирования гармоничной личности. Человек «нового мира», как его назвал американский философ Л. Мамфорд, обладает свободой в проявлении «органичных потребностей»: в любви, дружбе, в общении, игре, творческом развитии своих способностей. Вместо прежнего идеала «роста благосостояния» он стремится к идеалу «духовности и самоограничения». Именно человек является главным объектом экологических и этнокультурных изменений, определяющим фактором эволюции социума и биосферы.

Кризис «культуры потребления» вызвал проблему поиска образов «нового человека», раскрепощения нереализованных способностей, творческого потенциала личности, поскольку в XX в. человек часто становился объектом тотальной манипуляции, исключающей развитие его индивидуальности. «Престижное потребление» привело к вырождению человека из «творца» в пассивного потребителя готовых материальных благ. «Новый человек» ориентирован не на деньги и карьеру, а на разнообразное проявление себя. Экология человека, помимо проблем охраны его физического здоровья, выдвигает проблему удовлетворения духовных запросов личности, раскрытия его творческих возможностей и способностей.

Очевидно, что первостепенную роль в этом процессе должно играть образование. «Именно образование в состоянии переломить катастрофически нарастающие негативные тенденции в духовной сфере человечества...», - так подчеркивает роль образования в сохранении и развитии духовного начала новых поколений Б.С. Гершунский [80, с.50].

Многие ученые отмечают, что система образования, в том числе и вузовская, основанная на передаче знаний и фактов, остается практически неизменной много десятков лет. Между тем, новые общественные потребности диктуют необходимость изменения образовательной парадигмы - ориентации на фундаментальность и гуманизацию образования. Усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава изучаемых дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения.

Востребованность профессионального становления специалиста и достижение нового качества образования становится объективно необходимым в условиях развития рыночного производства. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. обозначены идеи образовательной политики нашей страны, связанные с подготовкой квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, предприимчивого, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного; свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности; способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; знающего специфику и традиции народа, проживающих в определенном регионе, умеющего возрождать и приумножать богатство и наследие своего народа. Необходимо отметить, что успех решения всех видов образовательных задач во многом зависит от креативности педагога, его умения постигать суть педагогических проблем. Именно креативность как способность работать в постоянно меняющихся условиях и как фактор, влияющий на становление в ребенке не только исполнителя, но и творца, становится базовой составляющей профессионализма педагога.

Бесспорно, сегодня в мире учитель становится объектом быстрорастущего интереса и внимания. Общество испытывает острую потребность в педагоге, гибко мыслящем и способном находить нестандартные решения задач современного образования. Подготовка такого учителя в начале третьего тысячелетия есть длительный и целостный процесс, направленный на развитие знаний, умений и навыков, соответствующих новым профессиональным стандартам. Все большее распространение приобретают конкурсы педагогического мастерства, способствующие выявлению и поддержке талантливых педагогов и повышению престижа профессии. По мере трансформации общественных ценностей происходят изменения и в личности учителя, его профессиональной направленности и, соответственно, его статусе.

Творческий потенциал этнокультурного содержания учебного предмета технологии

В современной социокультурной ситуации необходимо глубокое осмысление педагогической реальности в условиях, когда, с одной стороны, рушатся привычные устои, представления, системы, с другой стороны, происходит укрепление этнических границ и отстаивание независимости отдельных культур. Важно понимание проблематики образования в единстве традиционного и современного, научного и практического, регионального и межрегионального, объективного и субъективного аспектов.

Нет нужды доказывать необходимость изучения этнокультурных традиций в условиях национально-регионального образования. Но это не может быть изучением памятников, которые воспринимаются как «преданья старины далекой». Только тогда этнокультура может существенно влиять на ценностно-смысловую сферу личности, если она «оживляется» в контексте современной жизни этой личности. Это отвечает гуманитарному принципу образования. Итак, мы ставим вопрос о гуманитарном и одновременно творческом изучении предмета технологии и, соответственно, этнокультурных традиций как компонента данного предмета. В этом случае возникает предметное пространство, которое позволяет «предметно» формировать креативность будущего учителя.

Истоки истории калмыцкого народа уходят в глубь веков, к первым столетиям нашей эры, когда на историческую арену впервые выступили предки современных калмыков — ойраты, уже в начале II тысячелетия игравшие заметную, с течением времени и более крупную роль в судьбах Востока и Центральной Азии. У каждого народа своя история и своя судьба, где объединено прошлое и настоящее. И.А. Ильин писал: «Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество, и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего» [141, с. 7].

Несмотря на целый ряд ударов по национальной культуре, которые повредили «защитный пояс» живущего сегодня поколения, калмыцкий народ всегда пытался сохранять свои традиции. Традиционная культура калмыков вобрала в себя целый арсенал потенциальных возможностей выжить и сохранить себя. Близость калмыцкой культуры к культуре монголов и бурят позволяет восстановить утраченное. Особая роль в восстановлении принадлежит калмыцкой диаспоре, а также в целом культуре ойратов, проживающих в Монголии и Китае. Однако наряду с устойчивым сохранением этнокультурных традиций имеет место тенденция ее угасания, особенно в укладе жизни и ценностных ориентациях молодого поколения, проживающего в урбанизированной среде.

Погружение в родную культуру через ее художественные образы и изучение традиционных ремесел дают возможность личности самоидентифицироваться не только в этнокультурном национальном пространстве, но и в межэтническом - как в общероссийском, так и в общечеловеческом. Здесь начинается «экология культуры», о которой говорил в свое время академик Д.С. Лихачев, стремившийся обратить внимание общества на важность сохранения культурной традиции для выживания человечества. Он подчеркивал, что одной из важнейших жизненных потребностей является потребность человека в различающихся культурах. Экология культуры предполагает сосуществование, диалог, многообразие национальных культур, разных художественных языков, сохранение региональных и национальных традиций. К сожалению, проблема эта сегодня решается крайне сложно не только в Калмыкии, но и в других регионах России.

В современном образовательном пространстве России впервые за долгие годы появилась возможность создания и реализации региональных образовательных программ, направленных на возрождение и поддержание культуры этноса путем приобщения подрастающего поколения к национальным духовным ценностям.

Безусловно, одним из путей решения этой проблемы является изучение национальной культуры и ремесел. В школе сегодня существует единственный практикоориентированный предмет, в рамках которого возможно практическое обучение основам народных ремесел, познание и освоение через личный опыт учащегося трудовых традиций народа. Это технология. Поэтому именно в подготовке учителей технологии необходимо учитывать этнокультурный компонент. В этой связи встает проблема формирования креативности будущего учителя технологии, чья деятельность связана с конкретными направлениями (профилями) технологической подготовки, предусмотренными образовательным стандартом.

Психолого-педагогические условия формирования креативности будущего учителя технологии в процессе гуманитарного изучения этнокультурных традиций

Вопрос о формировании креативности будущих учителей технологии потребовал от нас определения психолого-педагогических условий, при которых такой процесс будет эффективным. Здесь, с одной стороны, важно понимание индивидуальных особенностей студентов, их мышления, личностной позиции, внутренней готовности к креатированию, с другой стороны, необходим учет специфики предметного материала, в частности, использования в изучении предмета технологии этнокультурных традиций калмыцкого народа. Разработка психолого-педагогических условий формирования креативности будущих учителей технологии с учетом этнокультурных традиций калмыцкого народа проводилась нами в контексте обозначенных задач, гипотез, цели, на основе представлений о феномене креативности, о психологии студента и дидактических особенностях образовательного процесса в высшей школе.

В психолого-педагогической литературе встречаются различные подходы к определению понятия «условие». «Условие» определяется как обстоятельство, требования, из которых следует исходить, правила, обстановка. Под педагогическими условиями понимаются внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированное педагогом, закономерно предполагающее, но не гарантирующее определенный результат.

Сущность педагогических условий рассматривается в трудах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернера, В Г. Максимова и др. Так, И.Я. Лернер педагогические условия определил как факторы, обеспечивающие успешное обучение [153; 111]. Ю.К. Бабанский педагогические условия обучения рассматривает как «обстановку, при которой компоненты учебного процесса (учебный предмет, преподавание и учение) представлены в наилучшем взаимоотношении и которая дает возможность учителю плодотворно преподавать, руководить учебным процессом, а учащимся -успешно учиться» [38; 91]. В.Г. Максимов трактует педагогические условия как объективные и субъективные факторы, необходимые для эффективного функционирования всех компонентов образовательной системы [164].

Понимание психолого-педагогических условий формирования креативности будущего учителя технологии в процессе изучения этнокультурных традиций связано с исследованием многих субъективных и объективных факторов, т. е внешних и внутренних. Это факторы, отражающие многообразную образовательную ситуацию студента, которая должна моделироваться как своеобразный творческий проект будущей профессиональной ситуации.

Внешние факторы (экономические, социокультурные, технологические, этнические, научно-творческие, ресурсно-средовые и т.д.) позволяют оперативно реагировать на изменения в социальной ситуации и соответственно образовательной практике, учитывать перспективы развития различных технологий, возрастающие требования к личностным и профессиональным качествам учителей технологии и корректировать содержание, формы и методы обучения и воспитания. Внутренние факторы (тенденции технологического образования, интеграция профессиональных и педагогических знаний, умений и навыков, учет индивидуальных и возрастных особенностей) существенно влияют и определяют изменение содержания образовательных программ, выбор форм, методов их реализации. Интеграция знаний, умений и навыков, необходимых в педагогической профессии будущим учителям технологии, является необходимой и существенной частью содержания образования. В процессе овладения приемами изготовления одежды с учетом элементов национального костюма одних умений и навыков мало, необходимо знание истории и культуры родного края, истории развития костюма, декоративно-прикладное искусство.

Совокупность внешних и внутренних факторов образуют реальную базу для развития системы подготовки будущего учителя технологии, востребованности этой профессии не только общеобразовательной школой, но и системой профессионального образования.

Похожие диссертации на Формирование креативности будущего учителя технологии на основе гуманитарного изучения этнокультурных традиций