Введение к работе
Актуальность исследования. В настоящее время помимо сложных экономических и политических задач перед Россией остро стоят вопросы сохранения и развития национальной культуры. В поисках путей решения этих проблем современное российское общество все чаще обращается к изучению своего исторического наследия, в частности к народной культуре, особое место в которой занимает богатейший фонд произведений музыкально-поэтического фольклора.
В наши дни наиболее активную роль в продолжении и развитии традиций исполнения народных песен играет деятельность профессиональных музыкантов. Профессиональное образование специалистов народно-певческого профиля в высших учебных заведениях в нашей стране существует более сорока лет, и за этот период оно прошло большой путь в своем развитии. В то же время для того, чтобы отвечать на запросы современной музыкальной жизни общества, содержание профессионального образования будущих дирижеров народных хоров и народных певцов должно постоянно развиваться и обновляться. Этого требуют как многообразие существующих современных сценических форм интерпретаций фольклора, так и порой сложное по своему музыкальному языку творчество композиторов, пишущих для народных коллективов и певцов-солистов.
Особую актуальность проблемы совершенствования профессиональной подготовки специалистов народно-певческого профиля, призванных быть исполнителями векового наследия музыкальной культуры нашей страны, приобретают в последние десятилетия, когда средства массовой коммуникации и шоу-бизнес представляют продукцию, не имеющую эстетической ценности и художественной значимости, что приводит к потере национальных традиций в развитии музыкальной культуры России.
Одним из важнейших аспектов обучения будущих художественных руководителей профессиональных народно-певческих коллективов и исполнителей народных песен в высших учебных заведениях является формирование умений и навыков расшифровки произведений музыкально-поэтического фольклора, что требует от студентов наличия развитого аналитического и интонационного слуха. К настоящему времени накоплен большой практический опыт работы по совершенствованию аналитического слуха студентов в процессе освоения курсов «Методика собирания и расшифровка записей народной музыки» и «Собирание и расшифровка записей народных песен», однако целенаправленному формированию их
интонационного слуха на занятиях по расшифровке до сих пор уделялось недостаточно внимания.
Проблема данного исследования заключается в обосновании путей совершенствования учебно-творческого процесса формирования интонационного слуха студентов народно-певческих отделений высших специальных учебных заведений и преодоления сложившихся противоречий: между накопленным на современном этапе музыкального образования студентов народно-певческого профиля практическим опытом обучения расшифровке народных песен и отсутствием его теоретического обоснования и систематизации;
- между значимостью интонационного слуха студентов народно-певческих
отделений и неразработанностью методов его формирования на занятиях по
расшифровке народных песен;
- между современными требованиями, предъявляемыми к подготовке
высокообразованных специалистов, способных объединять в своем
творчестве достижения народно-певческого творчества и профессионального
вокально-исполнительского искусства на основе глубокого изучения
существующих в них приемов музыкально-речевой выразительности
исполнения, и отсутствием методики исследования исполнительской
стороны звучания народных песен.
Степень научной разработанности проблемы. Высокая художественная значимость русского фольклора, понимание его роли в развитии национальной культуры, образования и воспитания нашли отражение в трудах русских философов, среди которых К.С. Аксаков, Н.А, Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, В.Ф. Одоевский, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков.
В конце XX - начале XXI столетия в связи с активным развитием профессионального образования в России ученые Э.Б. Абдуллин, А.А, Аронов, В.А. Волобуев, Л.С. Жаркова, В.И. Закутский, Л.С. Зорилова, А.Г, Казакова, В.Г. Кузнецов, Л.С. Майковская, Е.И. Максимов, М.Б. Сидорова, Г.М. Цыпин, АЛ. Щербакова и другие разработали новые подходы к художественно-творческому развитию подрастающего поколения.
Совершенствование профессионального музыкального образования на современном этапе тесно связано с проблемами развития музыкального слуха студентов, от которого зависят как глубина восприятия, так и способность к выразительному исполнению музыкальных произведений.
Теоретические исследования проблем музыкального восприятия нашли свое отражение в трудах Н.А. Ветлугиной, Ю.А. Кремлева,
B.B. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Г. Орлова, А.Н. Сохора, К.В. Тарасовой и др.
Особенное внимание взаимосвязи исполнительской культуры музыкантов с уровнем развития их музыкального слуха уделено в трудах отечественных педагогов-музыкантов: Д.Б. Кабалевского, Г.М. Когана, Б.Л. Кременштейн, Г.Г. Нейгауза, СИ. Савшинского и др.
Вопросы развития различных сторон музыкального слуха музыкантов-исполнителей рассматриваются в исследованиях ВВ. Асафьева, А.Л. Готсдинера, М.В. Карасевой, М.Т. Картавцевой, СМ. Майкапара, А.Л. Островского, НА. Римского-Корсакова, В.А. Серединской, М.С. Старчеус, Б.М. Теплова и мн. др. При этом исследователями подчеркивается необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи со специальностью будущих исполнителей (Л.Н. Масленкова, Ю.Н. Pare, И.Е. Тихонова и др.).
Различным аспектам развития музыкального слуха посвящены диссертационные исследования Л.В. Голициной, Н.А. Дощечко, Е.Б. Ежовой, B.C. Захарченко, Е.Г. Иоффе, Е.Э. Комаровой, О.И. Передерни, Т.Б. Родиной, П.П. Сладкова, Е.Н. Чоидр.
Проблемы совершенствования музыкального слуха на основе изучения произведений музыкально-поэтического фольклора освещаются в работах З.И. Глядешкиной, К.М. Бромлей и Н.С. Темериной, М.А. Лобанова, О.В. Пивницкой, Б.И. Шеломова и др.
Для будущих профессиональных исполнителей народных песен особенное значение имеет формирование интонационного слуха, направленного на восприятие эмоционально-смысловых аспектов музыки. Большой вклад в изучение данной проблемы в области подготовки профессиональных музыкантов в процессе их обучения внесли исследования М.М. Берлянчик, Д.К. Кирнарской, Л.Н. Логиновой, Д. Пратта и др.
Вопросы специфики исполнения народных песен аутентичными певцами рассматриваются в трудах исследователей музыкального фольклора прошлого и настоящего: Н.И. Дорофеева, Е.В. Гиппиуса, Й.И. Земцовского, Т.И. Калужниковой, БЛ. Котлярова, Е.Э. Линевой, А.В. Рудневой, В.М. Щурова и др.
Проблемы изучения особенностей исполнения произведений музыкально-поэтического фольклора профессиональными певцами освещались в работах В.М. Богданова-Березовского, Н.В. Калугиной, ЛЛ. Лебединского, Н.К. Мешко, Г.А. Поляновского, И.И. Силантьевой, Л.В. Шаминой, А.С. Ярешко и др.
Анализ литературы показал, что проблемы осуществления нотаций народных песен в большей степени разработаны применительно к деятельности этномузыковедов. Они рассматриваются в исследованиях отечественных фольклористов Э.Е. Алексеева, А.А. Банина, Е.Е. Васильевой, EJ3. Гиппиуса, МА. Енговатовой, Б.Б. Ефименковой, AM. Мехнецова и др. Педагогических трудов, освещающих опыт преподавания курса расшифровки фольклорных произведений, крайне мало. Такими работами являются учебные программы Н.К. Бондарь, Н.В. Ерохиной, ЛЛ, Куприяновой, М.В. Медведевой, Т.С. Новиковой, И.В. Ржепянской.
Несмотря на значимость теоретических выводов и практических рекомендаций, содержащихся в научных трудах указанных авторов, проблема формирования интонационного слуха студентов народно-певческих отделений в высших учебных заведениях на занятиях по расшифровке народных песен разработана недостаточно.
Необходимость дальнейшего совершенствования профессионального образования будущих специалистов народно-певческого профиля на современном этапе, актуальность и недостаточная разработанность научно обоснованной системы методов формирования интонационного слуха студентов послужили основанием выбора темы диссертационного исследования: «Формирование интонационного слуха у студентов народно-певческих отделений в вузах культуры и искусств».
Объект исследования: профессиональная подготовка студентов народно-певческого искусства в вузах культуры и искусств.
Предмет исследования: процесс формирования интонационного слуха у студентов в вузах культуры и искусств на занятиях по расшифровке народных песен.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические основы формирования интонационного слуха у студентов народно-певческого искусства на занятиях по расшифровке народных песен, разработать и экспериментально проверить авторскую методику его совершенствования в процессе познавательной и учебно-творческой деятельности.
Задачи исследования: - осуществить историко-педагогический анализ развития музыкально-поэтического фольклора, содержания, форм и методов его освоения в условиях аутентичного и профессионального музицирования; - выявить специфику формирования интонационного слуха у студентов народно-певческих отделений в вузах культуры и искусств в процессе их профессиональной подготовки;
- разработать образовательную модель комплексного формирования
интонационного и аналитического слуха студентов в процессе изучения
курсов «Методика собирания и расшифровка записей народной музыки» и
«Собирание и расшифровка записей народных песен»;
- теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность
авторской методики комплексного формирования интонационного и
аналитического слуха у студентов народно-певческого искусства на занятиях
по расшифровке народных песен.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование интонационного слуха специалистов народно-певческого искусства на занятиях по расшифровке народных песен может быть эффективно, если:
опираясь на глубокий историко-педагогический и теоретико-методологический анализ, будет разработана методика формирования интонационного слуха студентов в процессе освоения курсов «Методика собирания и расшифровка записей народной музыки» и «Собирание и расшифровка записей народных песен»;
- основу учебного процесса, его специфику составит комплексное
формирование интонационного и аналитического слуха студентов в процессе
анализа исполнительских особенностей воплощения и строения
музыкальных партитур образцов народно-песенного творчества в
аутентичном и профессиональном исполнении;
методика формирования музыкально-слухового опыта будет
осуществляться за счет использования системы самостоятельных заданий и методов активизации музыкально-познавательной и учебно-творческой деятельности студентов.
Методологической основой исследования послужили философские идеи о художественной и нравственной значимости произведений традиционного музыкально-поэтического творчества для сохранения национальной культуры России - К.С. Аксакова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, В.Ф. Одоевского, Ю.Ф. Самарина, А.С. Хомякова.
Фундаментальные положения музыкальной педагогики и методологии, выдвинутые учеными Э.Б. Абдуллиным, Б.В. Асафьевым, Ю.А. Кремлевым, В.В, Медушевским, Е.В. Назайкинским, А.Л. Островским, А.Н. Сохором, Б.М. Тепловым, Б.Л. Яворским.
Теоретическую основу исследования составили работы психологов, педагогов, искусствоведов, музыкантов, связанные с воспитанием, обучением и развитием личности. Среди них особое место занимают труды
Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, А.Л. Готсдинера, Д.К. Кирнарской, ЮЛ. Рагса, К.В. Тарасовой, Г.М. Цыпина, А.И. Щербаковой.
Теоретические исследования фольклористов, касающиеся проблем анализа строения музыкально-поэтического языка народных песен и изучения народно-певческого исполнительского искусства - Э.Е. Алексеева, ТЖ Баклановой, Н.И. Дорофеева, Е.В. Гиппиуса, М.А. Енговатовой, Б.Б. Ефименковой, И.И. Земцовского, Т.И. Калужннковой, В.А. Лапина, Е.Э. Линевой, А.М. Мехнецова, А.В. Рудневой, В.М. Щурова; теоретические положения школы профессионального народного пения - Н.В. Калугиной, М.В. Медведевой, Н.К. Мешко, Л.Л. Христиансена, Л.В. Шаминой, СЛ. Ярешко; исследования в области исполнения русских народных песен профессиональными академическими певцами - В.М. Богданова-Березовского, Л.Н. Лебединского, Г.А. Поляновского, И.И. Силантьевой.
Методы исследования -теоретические и эмпирические.
Теоретические методы: изучение и анализ специальной научной литературы по проблеме исследования из области философии, психологии, общей и музыкальной педагогики, педагогики высшей школы, этномузыкологии; методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнение и сопоставление разных точек зрения ученых различных исторических эпох.
Эмпирические методы: наблюдение, беседы, анкетирование, анализ письменных работ студентов; моделирование структурной схемы целостного процесса формирования интонационного и аналитического слуха студентов народно-певческого искусства на занятиях по расшифровке народных песен; педагогический эксперимент.
Базы исследования: Российская академии музыки им. Гнесиных, Институт национальной культуры Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, Санет - Петербургский государственный университет культуры и искусств.
В исследовании приняли участие 24 преподавателя, 8 творческих работников и 208 студентов указанных учебных заведений.
Основные этапы исследования. Экспериментальное исследование проводилось в Российской академии музыки им. Гнесиных на протяжении 2005-2009 годов, в нем приняли участие 56 студентов.
Исследование состояло из трех взаимосвязанных этапов. На первом этапе (2005-2006 годы) был проведен теоретический анализ философской, исторической, психолого-педагогической и
этномузыковедческой литературы.
На данном этапе проводилось изучение и систематизация специальной научной литературы, посвященной проблемам формирования интонационного слуха в процессе профессиональной подготовки музыкантов исполнительских специальностей; определялись основные положения, цель, объект, предмет, задачи и рабочая гипотеза исследования; осуществлялись анализ и оценка состояния проблемы исследования в современной теории и практике обучения студентов народно-певческих отделений в вузах культуры и искусств; разрабатывалась методика экспериментальной работы, определялись задания, с помощью которых выявлялся уровень развития аналитического и интонационного слуха студентов, отбирались необходимые для проведения экспериментального обучения образцы произведений музыкально-поэтического фольклора.
Для выявления уровня развития интонационного слуха студентов 5 курса РАМ им. Гнесиных, закончивших к тому времени освоение курса расшифровки народных песен, в 2005 году было осуществлено пробное обследование. В мае 2006 года был проведен констатирующий этап экспериментального исследования. Основу констатирующего эксперимента составили письменные работы и анкетирование студентов. На данном этапе мы ставили перед собой задачу определить и сравнить исходный уровень развития аналитического и интонационного слуха студентов на основе разработанных автором критериев. По итогам констатирующего этапа экспериментального исследования были сформированы две группы студентов - экспериментальная и контрольная, участники которых были уравновешены в отношении уровней развития аналитического и интонационного слуха, а также наличия навыков в области создания расшифровок народных песен.
На втором этапе (2006-2009 учебные годы) проводился формирующий эксперимент. На основе данных констатирующего этапа экспериментального исследования в ходе осуществления формирующего этапа велась работа по апробации методики комплексного формирования интонационного и аналитического слуха студентов в курсах «Методика собирания и расшифровка записей народной музыки» и «Собирание и расшифровка записей народных песен». Ее основой стала программа, включающая в себя систему специальных учебных заданий - прослушивание аудиозаписей народных песен и устный анализ их звучания, расшифровку, письменный анализ строения музыкально-поэтического языка и приемов исполнения народных песен, которые обеспечивали целенаправленность,
систематичность и разнообразие форм экспериментального обучения.
Выполнение данной программы определяло процесс формирования интонационного слуха у студентов экспериментальной группы.
На третьем этапе исследования (2009 год) проводился контрольный эксперимент. В ходе него осуществлялось обобщение и систематизация данных, полученных на первом и втором этапах работы со студентами, принимавшими участие в исследовании. Проводились проверка эффективности экспериментальной методики на основе сравнительного анализа первоначальных и завершающих данных, отражающих изменения уровня развития интонационного и аналитического слуха студентов экспериментальной и контрольной групп; оформление результатов педагогического эксперимента и теоретических выводов исследования; подготовка данных, полученных в ходе экспериментальной работы, к обсуждению на научно-практических конференциях, «круглых столах» и семинарах.
Научная новизна исследования заключается в разработке совокупности методологических, теоретических и методических положений, определяющих основу авторской методики формирования интонационного слуха студентов народно-певческого искусства:
- на основе историко-педагогического анализа и обобщения педагогического
опыта выявлены сущность и специфика интонационного слуха студентов
народно-певческого искусства, заключающегося в восприятии
исполнительских аспектов звучания произведений музыкально-поэтического
фольклора - тембра, динамики, темпа, приемов звуковедения, специфики
дыхания, интонационной выразительности произнесения текста, которые
применяются аутентичными и профессиональными певцами при исполнении
народных песен;
- раскрыты содержание и структура формирования интонационного и
аналитического слуха студентов народно-певческого искусства, включающая
образовательную модель, состоящую из трех подсистем: теоретико-
аналитическая - освоение знаний об истории собирания и изучения русского
фольклора, современных правилах осуществления нотаций народных песен и
их оформления; организационно-методическая, посвященная развитию
умений и навыков прослушивания и фиксации мелодической линии и
ритмического рисунка всех голосов песенной партитуры, а также
осуществлению анализа строения музыкально-поэтических текстов
расшифрованных песен; художественно-исполнительская, направленная
на освоение приемов выразительности исполнения народных песен
аутентичными и профессиональными певцами;
- разработана и апробирована авторская методика комплексного формирования интонационного и аналитического слуха специалистов народно-певческого искусства, основанная на взаимодействии педагога и студентов и эффективности системы специальных творческих заданий: профессиональный тренинг (обучающая анкета); прослушивание аудиозаписей народных песен и устный анализ их звучания; йотирование и письменный анализ строения музыкальных партитур и приемов выразительности исполнения различных образцов музыкально-поэтического фольклора; адекватная коррекция степени слухового освоения приемов выразительности их исполнения (упрощение и усложнение глубины анализа исполнительской стороны звучания народных песен).
Теоретическая значимость исследования. В процессе исследования была пополнена теоретическая база музыкальной педагогики: осуществлен историко-педагогический анализ содержания, форм и методов формирования умений и навыков, сложившихся в народной и профессиональной музыкальной педагогике, необходимых для профессионального обучения специалистов народно-певческого искусства; теоретически обоснован новый подход в раскрытии специфики формирования интонационного слуха студентов в процессе освоения учебных курсов «Методика собирания и расшифровка записей народной музыки» и «Собирание и расшифровка записей народных песен»; выявлены и систематизированы приемы выразительности исполнения русских народных песен, применяемые носителями фольклорной традиции и профессиональными певцами.
Практическая значимость исследования. Теоретические выводы и практические рекомендации исследования нашли отражение в содержании учебных курсов «Методика собирания и расшифровка записей народной музыки» и «Собирание и расшифровка записей народных песен» на кафедре хорового и сольного народного пения РАМ им. Гнесиных, на кафедре народной музыки Института национальной культуры Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, на кафедре русского народного песенного искусства Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, в курсах «Народное музыкальное творчество», «Народные певческие стили», «Хоровая аранжировка», «Хоровой класс», «Вокальный ансамбль», «Музыкальное исполнительство и педагогика».
Результаты исследования использовались при разработке программ и научно-методических материалов, связанных с учебной практикой
организации экспедиций студентов по собиранию и изучению фольклорного материала различных регионов Российской Федерации.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для дальнейшей научной и практической работы по изучению и освоению закономерностей и специфики аутентичной и профессиональных форм исполнения произведений музыкально-поэтического фольклора; особенностей интерпретации народных песен и авторской музыки, написанной для народных голосов; развитию музыкальных способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности исполнителей народных песен.
Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; применением комплекса методов, отвечающих объекту, предмету, цели и его задачам; логикой исследования; значимостью экспериментальных данных.
Апробация результатов исследования осуществлена на кафедре педагогики и психологии МГУКИ, в научных докладах и сообщениях автора на межвузовских научно-практических конференциях, теоретических семинарах, курсах повышения квалификации для преподавателей высших и средних специальных музыкальных учебных заведений, в публикациях по теме исследования.
На защиту выносятся положения:
Интонационный слух студентов народно-певческого искусства представляет собой способность восприятия и эмоционально-смысловой оценки следующих содержательных параметров звучания произведений музыкально-поэтического фольклора: особенностей тембрового звучания, динамических оттенков, разнообразных приемов звуковедения, изменений темпа, особенностей дыхания, интонационной выразительности произнесения текста.
Образовательная модель комплексного формирования интонационного и аналитического слуха, соответствующая структуре профессиональной деятельности специалистов народно-певческого искусства, ориентированная на конечную цель обучения - профессиональное творчество в качестве руководителей народно-певческих коллективов, а также певцов-солистов и состоящая из трех подсистем: теоретико-аналитическая - освоение знаний об истории собирания и изучения русского фольклора, современных правилах осуществления нотаций народных песен и их оформления; организационно-методическая - развитие умений и навыков прослушивания и фиксации мелодической линии и ритмического рисунка всех голосов
песенной партитуры, осуществление анализа строения музыкально-поэтических текстов расшифрованных песен; художественно-исполнительская, направленная на освоение приемов выразительности исполнения народных песен аутентичными и профессиональными певцами. 3. Авторская методика комплексного формирования интонационного и аналитического слуха, построенная на профилировании содержания, форм и методов проблемно-развивающего обучения и использовании специально разработанной системы профессиональных заданий (прослушивание аудиозаписей народных песен и устный анализ их звучания, йотирование и письменный анализ строения музыкальной партитуры и приемов выразительности исполнения различных образцов музыкально-поэтического фольклора), направлена на активизацию музыкально-познавательной и учебно-творческой деятельности студентов.
Структура диссертации определена в соответствии с целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.