Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком Парамонов Алексей Григорьевич

Формирование художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком
<
Формирование художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком Формирование художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком Формирование художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком Формирование художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком Формирование художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком Формирование художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком Формирование художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком Формирование художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком Формирование художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком Формирование художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком Формирование художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком Формирование художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Парамонов Алексей Григорьевич. Формирование художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Липецк, 2000 238 c. РГБ ОД, 61:00-13/809-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА І.Формирование художественно-творческой активности будущего учителя изобразительного искусства как психолого-педагогическая проблема 16

1.1. Отражение проблемы художественно-творческой активности в психолого-педагогической литературе 16

1.2. Потребности и мотивация художественно-творческой активности студентов

1.3. Определение уровня художественно-творческой активности студентов 65

ГЛАВА 2. Опытно экспериментальная работа по формированию художественно-творческой активности студентов художественно-графического факультета 89

2.1. Условия формирования художественно-творческой активности студентов 89

2.2. Формы и методы формирования художественно-творческой активности студентов 106

2.3. Опытно-экспериментальная работа по формирования художественно-творческой активности студентов 127

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161

ЛИТЕРАТУРА 175

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

В условиях качественного преобразования современного общества исследование проблемы формирования творческой активности личности будущего художника-педагога выступает одним из приоритетных направлений научных исследований, что обусловливает необходимость ее социально-философского и психолого-педагогического осмысления. Определение условий, разработка путей и выявление методов совершенствования творческой активности личности студента художественно-графического факультета становится особенно актуальной проблемой для системы высшего педагогического образования как важнейшей социальной структуры. Однако существует целый ряд неразрешенных противоречий, тормозящих процесс перестройки в системе высшего образования. Выделим важнейшие из них.

Социально-педагогические противоречия, т.е. опережающее развитие социальных процессов в период перехода к рыночным отношениям по сравнению с процессом развития и функционирования педагогической системы.

Собственно-педагогические противоречия, возникающие в самой педагогической системе, которые сказываются на процесс перехода вузов на новые стандарты подготовки специалистов.

Анализ учебного процесса художественно-графического факультета показывает, что нарушено соотношение нормативного и творческого компонентов в содержании специальных дисциплин (рисунок, живопись, композиция), доминирует нормативная часть (правила, рекомендации и т.д.). Содержание учебных программ, учебников, как правило, построено на устаревших педагогических концепциях и ориентирует студента на репродуктивное усвоение определенной суммы знаний. Существующие учебные профаммы лишают студента возможности ознакомления с еще не признанными «официальной» педагогикой и методикой новаторскими идеями, что способствует формированию у будущих художников-педагогов догматических установок. Все это порождает несоответствие целей профессионального образования практике учебного процесса. 3. Личностные противоречия, отражающие процесс становления и развития творческой активности студента. Эти противоречия выражаются в жестком управлении и регламентации деятельности студента со стороны преподавателя и , соответственно, в пассивном усвоении предлагаемой суммы знаний, умений и навыков студентов. Например, в учебной профамме по рисунку есть тема: «Законы световоздушной и линейной перспективы», в которой раскрываются понятия «точка зрения», «угол зрения», «линия горизонта», «плоскость горизонта», «предметная плоскость», «картинная плоскость». Эта тема рассчитана на два задания (13 часов). В первом задании предусмотрено выполнение конструктивно-линейного построения рисунка двух-трех гипсовых тел (куба, шара, цилиндра, пирамиды). При выполнении задания преподаватель, как правило, применяет объяснительно-иллюстративный метод, акцентирует внимание студентов на перспективном сокращении предметов и их изображении с учетом перспективных изменений плоскостей, образующих объемную форму, и простейших геометрических тел, которые лежат в основе их формообразования. Чтобы не было поверхностного рисования, на этой стадии обучения очень важно, как считает преподаватель, чтобы студенты руководствовались конструкцией предмета. Решая конструктивную основу заданных геометрических тел, студенты под руководством преподавателя строят все видимые и невидимые грани (плоскости) с учетом взаимосвязи и положения в пространстве. Преподаватель доказывает студентам, что рисунок предметов должен основываться на сквозной прорисовке всех элементов, образующих большую конструктивную форму заданных предметов. Он сам составляет натурную постановку, дает домашнее задание, рекомендует необходимую литературу.

На этом этапе воспроизводящей активности у студента наблюдается неустойчивость волевых усилий. Характерным показателем пассивности является отсутствие интереса к углублению знаний.

Отсутствие познавательной, а тем более творческой активности у студентов преподаватели объясняют недостаточностью у них глубоких знаний в теории изобразительной грамоты, слабым развитием практических навыков, умений, а также отсутствием восприятия, пространственного мышления, воображения, неустойчивостью волевых усилий и т.д. Все это наглядно подтверждается в работах, когда студенты начинают слепо копировать натуру, игнорируют конструктивное построение предметов, не соблюдают этапы ведения академического рисунка. Преподаватель не задумывается над тем, как заставить студентов творчески подходить к выполнению предложенного задания.

Сам он считает, что большую роль в практической работе играет организация учебного места, установка к выполнению учебного задания, которая способствует активизации внимания и памяти студента, точности восприятия им рисуемого объекта.

При организации воспроизводящей деятельности студента преподаватель ограничивается объяснительно-иллюстративным методом обучения, что и обеспечивает воспроизводящую активность его, но не творческую.

В таких условиях природная активность личности не получает дальнейшего развития, студент изначально лишается самой возможности проявления творчества. Более того, в педагогическом процессе доминирует функциональный подход к развитию творческих способностей личности.

Анализ профессиональной подготовки специалиста показывает, что одни преподаватели акцентируют внимание на стимулировании положительной мотивации учебно-творческой деятельности студентов, другие - на развитии интеллекта, третьи - максимально активизируют самоорганизацию личности в учебно-творческой деятельности. В этой связи следует отметить, что концепция целостного учебно-воспитательного процесса, разработанная B.C. Ильиным и его последователями, делает акцент на единстве этих процессов.

В связи с этим проблема нашего диссертационного исследования определяется необходимостью совершенствования профессионального образования и воспитания будущих художников-педагогов; повышением их уровня развития художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком; потребностью студентов в расширении своих художественно-педагогических знаний, умений и навыков на практике; сохранением лучших традиций русской педагогической и академической школы рисунка; использованием более эффективных форм и методов профессиональной подготовки будущего художника-педагога на занятиях рисунком. Все это во многом определяет актуальность проблемы формирования и развития творческой личности студентов художественно-графического факультета педвуза.

Решению обозначенной проблемы способствуют имеющиеся психолого-педагогические подходы. Проблема творческого развития будущих учителей рассматривалась в научных трудах и методических работах А.Д. Алехина, Г.В. Беды, Н.С. Боголюбова, СЕ. Игнатьева, B.C. Кузина, Е.Ф. Кузнецова, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведева, Н.Н. Ростовцева, С.Д. Смирнова, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова и многих других.

Особый интерес для нас в процессе разработки проблемы формирования художественно-творческой активности студентов в процессе обучения основам изобразительного искусства в педвузе представляют работы B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, А.Е. Терентьева, Л.Г. Медведева, В.П. Зинченко, связанные с развитием творческих способностей студентов на занятиях рисунком.

Большим подспорьем в развитии современной теории, практики и методики преподавания рисунка в рамках художественно-профессионального образования и эстетического воспитания студентов является богатейший опыт художественных школ реалистического направления за рубежом и в России. Огромное значение имеет, на наш взгляд, опыт отечественных художников-педагогов А.Г. Венецианова, К.Н. Истомина, Н.П. Крымова, Д.Н. Кардовского, П.П. Чистякова и других.

Неоценимое значение для решения проблем, связанных с задачами обучения, воспитания и развития творческой деятельности студентов, имеют идеи и рекомендации художников-практиков (графиков, живописцев, скульпторов), оставленные в их записях, воспоминаниях, письмах. Среди художников-педагогов - М.Д. Берштейн, А.А. Дейнека, Д.Н. Кардовский, К.А. Коровин, И.Н. Крамской, Н.П. Крымов, М.В. Нестеров, П.Я. Павлинов, Н.Э. Радлов, Н.К. Рерих, В.А. Серов, И.Е. Репин, A.M. Соловьев, В.А. Фаворский, П.П. Чистяков, Б.Я. Яковлев и другие. Будучи художниками-педагогами, они по-разному представляли задачи учебного процесса, соотнесение учебных и творческих задач во время обучения изобразительному искусству. И тем не менее личный опыт позволял каждому в отдельности отдавать предпочтение тем или иным задачам обучения, воспитания и развития.

В настоящее время решение проблем, связанных с активизацией творческой деятельности студентов с поиском новых методов и форм работы с ними при подготовке художника-педагога, приобретает особое значение в теории и практике высшего художественно-педагогического образования.

Из анализа практической деятельности преподавателей вуза и научных работ в русле проблем формирования художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком вытекает необходимость выявления педагогических основ и условий, которые на практике давали бы реальный, ощутимый результат: проявление творческой активности на занятиях рисунком, развитие потребностей и мотивов творческой активности студентов. Все это определило актуальность темы данного диссертационного исследования: «Формирование художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком».

Цель исследования: определение и обоснование комплекса педагогических условий формирования художественно-творческой активности студентов художественно-графического факультета на занятиях рисунком.

Объект исследования - процесс формирования художественно-творческой активности студентов - будущих учителей изобразительного искусства.

Предмет исследования - педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком.

Гипотеза исследования. Руководствуясь вышеизложенными исходными идеями и учитывая современные подходы и требования к процессу формирования художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком, мы сформулировали гипотезу исследования, включающую следующие положения: методологическое и теоретическое познание преподавателем содержания и условий процесса формирования художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком откроет возможность существенно повысить качество подготовки учителя-художника; художественно-творческая активность студентов повышается при учете их потребностей и мотивации в расширении знаний, умений и навыков по учебному рисунку; создание педагогических условий, способствующих формированию творческой активности; творческая активность рассматривается как качество личности, как волевое усилие, как самоконтроль, как средство саморазвития и саморегуляции художественно-творческой деятельности, как активизация обучения, как компонент учебной деятельности, как неотъемлемая часть самостоятельной и самообразовательной работы.

Проблема, объект, предмет, цель, гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач: на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы определить особенности формирования художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком; вскрыть и обосновать потребности и мотивацию художественно-творческой активности студентов; определить и апробировать наиболее эффективные формы, методы формирования художественно-творческой активности студентов; - выявить и экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком.

Методологической основой исследования явились: положения философии об объективной сущности человеческой деятельности, о единстве теории и практики, труда и развития личности; ведущие принципы государственной политики в области образования (гуманизация, демократизация); гуманистические идеи адаптации системы образования к особенностям развития и подготовки обучающихся, свободного развития личности в деятельности, общении и познании, создании условий для самоопределения и самореализации личности в процессе обучения; положения личностно ориентированной педагогики о человеке как субъекте своего развития, об учете индивидуально-психологических особенностей и стимулировании творческой реализации личности в процессе совместно-продуктивной обучающей деятельности.

Теоретические предпосылки исследования включают: психологические теории личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн); учение о «зоне ближайшего развития» личности (Л.С. Выготский); системный подход в научных исследованиях (В.Г. Афанасьев, В.Н. Кузьмин, И.В. Юдин); теорию профессиональной ориентации и профессионального самоопределения (В.И. Загвязинский, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков); учение о ведущей роли мотивации в познавательной и творческой деятельности (Л.И. Божович, B.C. Ильин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.); идеи системной дифференциации и индивидуализации в педагогическом процессе (А.А. Кирсанов, Х.И. Лийметс, И.Э. Унт и др.).

Для реализации цели, проверки гипотезы и решения поставленных задач использован комплекс методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы, диссертационных исследований, периодических научных изданий, вузовских планов и учебных программ по изобразительному искусству; изучение практического опыта обучения рисунку на ХГФ, ХГО педучилищ, в художественных детских школах, общеобразовательных школах; педагогические наблюдения за учебно-творческой деятельностью студентов и выпускников ХГФ, беседы с преподавателями, студентами, анкетирование, контрольные срезы и итоговые просмотры студенческих работ; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий); анализ учебных и творческих работ студентов, выполненных на занятиях по рисунку в аудиторных и домашних условиях.

Экспериментальная работа по проблеме диссертационного исследования проводилась на базе ХГФ Липецкого государственного педагогического института с 1995 по 2000 гг. В эксперименте участвовали студенты 1-4-х курсов со специализацией «Учитель изобразительного искусства». Всего в эксперименте участвовал 181 студент.

Исследование проводилось в четыре этапа:

Первый этап (1995-1996 гг.) - определение проблемы исследования и выявление ее актуальности. В этот период изучались и анализировались опубликованные материалы, посвященные художественно-эстетическому воспитанию студентов ХГФ, выявлялись роль и значение в педагогической практике формирования творческой активности студентов на занятиях рисунком, изучался опыт работы ведущих преподавателей кафедры ИЗО. Определялась методология и разрабатывалась методика исследования. Была сформулирована гипотеза, намечены цели, задачи, методы исследования, определялось содержание экспериментальных занятий со студентами.

Второй этап (1996-1997 гг.) - теоретическая работа, направленная на поиск путей и методов преподавания рисунка. Подготовка теоретической базы для проведения опытно-экспериментального обучения. Осуществлен констатирующий эксперимент.

Третий этап (1997-1999 гг.) - экспериментальная работа по проверке, уточнению педагогических условий, форм и методов формирования творческой активности в процессе обучения рисунку. Этот этап включал основной объем опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности методики, апробированной на 2-м этапе. Были подготовлены и изданы статьи.

Четвертый этап (1999-2000 гг.) - анализ результатов экспериментальной работы, систематизация и обобщение научного поиска.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

1) на основе анализа различных источников психолого-педагогического, творческого и опытно-экспериментального характера определена художественно-творческая активность как деятельность и черта личности, как способ самовыражения, проявляющийся прежде всего в учебной деятельности на занятиях учебным рисунком. Формировать художественно-творческую активность у студентов - это значит развивать профессионально-теоретическое мышление, формировать умение добывать знания, обрабатывать и интерпретировать их, формировать положительное отношение к самому процессу художественно-творческой деятельности.

Поэтому изменения в характере учебно-познавательной деятельности студентов нами рассмотрены в единстве трех аспектов: операционном, содержательном и мотивационном;

2) выявлен комплекс педагогических условий формирования художественно-творческой активности студентов художественно-графического факультета при изучении базовой дисциплины «Рисунок». Он заключается: в умении преподавателя вуза успешно управлять процессом формирования художественно-творческой активности студентов; учете потребностей и мотивации в процессе формирования художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком; в включении студентов в активные формы самостоятельной творческой деятельности на всех этапах экспериментального обучения; в применении в обучении художественно-творческих заданий и задач, использовании педагогических ситуаций, побуждающие студентов к проявлению творческой активности.

Практическое значение исследования заключается в следующем:

Предложен научно-практический путь формирования художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком;

Разработан комплекс педагогических условий, позволяющих повысить эффективность процесса формирования художественно-творческой активности студентов при изучении базового предмета «Рисунок»;

Осуществлена методическая разработка и реализация программы, включающая в себя задания вариативного типа, позволяющая повысить процесс формирования художественно-творческой активности студентов как на занятиях по рисунку,так и во внеаудиторное время.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на методологию деятельностного подхода, комплексной методикой исследования, воспроизводимостью результатов исследования, репрезентативностью полученных экспериментальных данных, количественным и качественным их анализом.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем публикаций методических материалов и статей по теме исследования, выступлений на научно-методических семинарах кафедры теории и истории педагогики, кафедры ИЗО (1995-2000 гг.) и внутривузовских (апрель 1995-2000 гг.), межвузовских (апрель 1995-2000 гг.) конференциях. Разработанная автором программа по рисунку опубликована и внедрена в практику работы на художественно-графическом факультете ЛГПИ.

На защиту выносятся: положение о формировании художественно-творческой активности студентов, выражающейся в усилении направленности личности на творческую активность, самостоятельную деятельность, сосредоточенность внимания на базовых знаниях, составляющих основу подготовки учителя изобразительного искусства; комплекс педагогических условий формирования художественно-творческой активности студентов в учебно-познавательной деятельности на занятиях рисунком.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обоснована актуальность темы, определены объект, предмет, цель, гипотеза, ставятся задачи исследования, методологические предпосылки, определяются этапы и конкретизируются методы исследования; охарактеризованы научная новизна и практическая значимость исследования; формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации работы.

В первой главе «Формирование художественно-творческой активности будущего учителя изобразительного искусства как психолого-педагогическая проблема» представлен анализ источников по проблеме, рассмотрены различные подходы к ее реализации, обосновывается целесообразность изучения потребностей и мотивации проявления студентами художественно-творческой активности на занятиях рисунком; определяются критерии оценки и уровни художественно-творческой активности студентов.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию художественно-творческой активности студентов ХГФ» представлены содержание и результат формирующего эксперимента, организованного в логике субъектно-гуманистического подхода, обоснованы педагогические условия формирования художественно-творческой активности студентов, раскрыты формы и методы, наиболее эффективно способствующие формированию творческой активности студентов на занятиях рисунком.

В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы вопросы, требующие дальнейшего изучения.

В приложении приведены методические рекомендации для начального этапа обучения по проведению занятий и программа по рисунку для первого курса художественно-графического факультета, иллюстративный материал.

Отражение проблемы художественно-творческой активности в психолого-педагогической литературе

Вопросы формирования художественно-творческой активности студентов художественно-графических факультетов педвузов, связанных с изобразительной деятельностью, относятся к числу наиболее актуальных в современной художественно-педагогической теории и практике. Они приобретают особую значимость в процессе подготовки учителя изобразительного искусства и эстетического труда средней школы.

Проблемой активности в учебной и творческой деятельности учащихся в отечественной и зарубежной психологии и педагогике занимались известные ученые: Б.Г.Ананьев, Л.П.Аристова, Ю.К.Бабанский, Д.Б.Богоявленская, Л.И.Божович, Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, М.А. Данилов, В.П.Зинченко, Е.И. Игнатьев, В.С.Кузин, А.М.Коршунов, А.Н. Леонтьев, А.Маслоу, В.Д.Небылицын, Р.С.Немов, С.Л.Рубинштейн, М.И.Махмутов, М.Н. Скаткин, Н.Н.Ростовцев, Б.М.Теплов, Д.Н.Узнадзе, И.Ф. Харламов, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина и другие.

Многие из названных исследователей раскрывали такие понятия, как «познавательная деятельность», «познавательная активность», « творческая деятельность», «художественно-творческая активность». Все сведено с личностными проявлениями человека в процессе деятельности.

Понятие «деятельность» психология заимствовала из философии. Самое широкое философское определение деятельности - это способ существования человека и общества в целом. Сама же специфика человеческого способа существования состоит в активном отношении человека к миру, направленном на его изменение и преобразование. Изменение внешнего мира есть только предпосылка и условие для самоизменения человека. Деятельность не только определяет сущность человека, но, выступая в роли подлинной субстанции культуры и всего человеческого мира, создает и самого человека (208, с. 40).

На конкретном психологическом уровне под деятельностью понимается совокупность процессов реального бытия человека, опосредованных сознательным отражением. Именно деятельность несет в себе те внутренние противоречия и трансформации, которые порождают человеческую психику, выступающую, в свою очередь, в качестве условия осуществления деятельности, когда психика является органом деятельности, моментом ее движения.

В деятельности человек активно познает окружающий мир. Деятельность включает два взаимодополняющих процесса: активное преобразование мира человеком и изменение самого человека за счет «впитывания» в себя все более широкой части предметного мира, т.е. происходит как бы переход от внешнего, материального во внутренний, эмоционально-личностный план.

Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Имеется в виду не просто какой-то природный предмет, а предмет культуры, который вырабатывался в общественно-исторической практике.

И поскольку мы рассматриваем художественную деятельность студентов, нам необходимо обратиться к философскому словарю, в котором дано определение понятия «художественная деятельность».

«Художественная деятельность - деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства. Художественная деятельность включает в себя различные виды человеческой деятельности: преобразовательную, познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую, которые входят в художественную деятельность благодаря присутствующему в них эстетическому аспекту (подчеркнуто нами - П.А.). Художественная деятельность возникает из потребности вычленить эстетическое отношение из других человеческих отношений и видов деятельности. Центральное звено художественной деятельности - произведение искусства. В искусстве осуществляется художественное познание и художественная оценка мира, создается новая художественная реальность. Восприятие, освоение произведений искусства как носителей художественной - тоже деятельность, в известной мере аналогичная творческому созданию. Без личной активности, без творческого воображения, без соучастия, сопереживания человека, воспринимающего искусство, без его образного мышления картина, например, так и останется куском полотна, покрытого красками. Художественная деятельность - и как деятельность художника, и как деятельность реципиента (читателя, зрителя, слушателя) - обладает системой многообразных функций: познавательной, просветительской, прогностической, оценочной, суггестивной (внушающей), компенсационной, катарсической (очищающей), гедонистической, эвристической (возбуждающей творческую энергию), коммуникативной, социально-организованной, социализирующей и воспитательной. Специфическая для художественной деятельности система функций обусловливается эстетической природой искусства и эстетическими потребностями человека. Художественная деятельность является центральным звеном художественной культуры, назначение которой повышать действенность эстетической культуры в развитии общества, культивировать эстетические начала, присущие всем видам человеческой деятельности и имеющие важное значение для ее стимулирования. Эта социальная сторона художественной деятельности имеет все возрастающее значение в жизни общества» (224, с. 509-510).

Потребности и мотивация художественно-творческой активности студентов

Огромное значение в обучении, образовании, воспитании, в творчестве имеет направленность активности, то есть мотивы, которыми руководствуется личность в своей деятельности. Проявление активного отношения студентов к обучению, воспитанию, творческому и духовному развитию побуждается потребностями, интересами, склонностями, чувствами, ответственностью.

Предпосылкой любой деятельности является та или иная потребность.

Учеными-психологами дано определение потребности: «Потребность -это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающих источником его активности» (166, с. 287).

Сама по себе потребность не может определять конкретную направленность деятельности. Потребность получает свою определенность только в предмете деятельности: она должна как бы найти себя в нем. Поскольку потребность находится в предмете свою определенность, данный предмет становится мотивом деятельности, тем, что побуждает ее (129). Следовательно, мотивация - это совокупность самых различных побудителей: потребностей, мотивов, чувств, интересов. Это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этой мотивацией деятельность.

Нашедшая себя в предмете потребность становится мотивом деятельности. Мотив входит в саму структуру деятельности. Здесь важно соотнести это определение с пониманием мотива деятельности С.Л. Рубинштейном: «Всякое действие исходит из мотива, то есть побуждающего к действию переживания чего-то значимого, что придает данному действию смысл для индивида» (201, с. 187-188).

Но деятельность побуждается и внешними мотивами (стимулами). При этом они могут быть не только «знаемыми, понимаемыми», но и «реально действующими». Однако, будучи сильными побудителями общественного поведения в целом, эти внешние мотивы сами по себе не обеспечивают включения студентов в учебно-творческую деятельность на занятиях рисунком, направленную на приобретение необходимой суммы знаний, умений и навыков рисования. В этом процессе должны быть включены и внутренние познавательные мотивы. Следовательно, понятие мотивация выступает сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, которая определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности.

В научной литературе мотив обозначается - «осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека . Возникая на основе потребности, мотив представляет ее более или менее адекватное отражение. Мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества» (224, с. 272).

Активность студента в процессе обучения невозможно понять, не выяснив источники, побудительные силы этого явления. Активность личности достигает высшей эффективности, когда она оптимально организована и целенаправленна. Изучение активизации связано с выяснением движущих сил, тенденцией, потребностей и замыслов, стимулирующих деятельность индивида. Круг этих проблем является предметом теории мотивации. В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека - его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой (50, 97, 175).

Понятие мотивации у студента, по признанию многих специалистов, включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, стремления, мотивы, цели, идеалы. Субъект обучения стремится к творческой деятельности, ищет цели, активизирует потребности как средства психической организации поведения. Объединение собственно познавательных запросов и мотивации личностного плана лежит в основе творческой активности субъекта обучения. Только в этом случае сам процесс поиска некоторого познавательного результата приносит художнику эмоциональное удовлетворение как способ воплощения его творческих сил и способностей. На этой основе у студента возникает потребность в создании таких условий, которые бы позволили ему проявлять свои творческие силы.

На основании анализа работ ряда психологов (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и другие) можно сделать вывод о том, что нормальным состоянием человека является не состояние покоя, а состояние; активного стремления и мотивационной напряженности. Согласно концепции гомеостаза, человек начинает действовать после того, как он почувствовал неудовлетворенность.

Мотивационная сфера разных личностей отличается по содержанию побуждений, структуре, силе и устойчивости. Соответственно при анализе; мотивации учебно-творческой деятельности стоит сложнейшая задачш определения не только доминирующего побудителя, но и учетаї мотивационной индивида.

Мотивация активности субъекта обучения подчиняется принципам доминанты, иерархии структур и функций, взаимодействие студента с: преподавателями в конкретной педагогической ситуации изменения и функции данной системы зависит от способности психики опосредовать, преобразовывать, интегрировать действие биологических и социальных детерминант жизнедеятельности субъекта. В процессе учения, общения и познания студента потенциальные мотивы его активности превращаются в актуальные, продуцируются новые. Потребность становится установкой, намерение - действиями.

Качественный состав и уровень возможностей студента (интеллектуальных, эмоциональных и прочих) обусловливают обычно и формирование соответствующих потребностей, интересов к учебно-познавательной творческой деятельности. Потребностями определяются мотивы и цели, которые взаимосвязаны и оказывают в процессе этого взаимодействия определенное влияние как на поведение обучаемых, так и на учебно-творческую деятельность в целом (231).

Мотивация присуща психике. В роли побуждающих факторов выступают потребности, интересы, влечения, эмоции, привычки, установки, идеалы и т.п. (169). Это самое широкое понимание мотивации. Так как никакая активность не бывает без причины, то наиболее общим термином, охватывающим все источники активности личности, может быть использовано понятие «побудительная сила» (102).

Мотивация непосредственно связана с направленностью личности, то есть, по существу, с совокупностью важнейших целей, которые ставит субъект в жизни. Способность к целеполаганию является одним из волевых компонентов мотивационной сферы личности (129).

Таким образом, формирование активности и ее стимулирование невозможно без двух основных составляющих: потребности и мотива. Результат потребности оценивается субъективно эмоционально. Мотивы же являются целью в сознании личности. Цель - это «...осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека» (182, с. 119). Цели и мотивы деятельности побуждают личность к активному преодолению препятствий, возникающих на пути к получению желаемого результата. Цель является мотивом побуждения сознания к активности.

Анализируя исследование по данной проблеме формирования художественно-творческой активности, можно отметить, что категория активности является наиболее общей в исследовании природы психики, психического развития, познавательных и творческих возможностей личности.

Творческая активность рассматривается как комплексная , характеристика личности, отражающая взаимодействие интеллектуальных vi личностных факторов. В ходе многолетних наблюдений учеными было замечено, что творческая активность формируется и развивается на основе общих и специальных способностей, проявляется лишь преломляясь через мотивационную структуру личности и направлена на достижение: социальнозначимой цели (34).

Анализируя многочисленные исследования по проблеме мотивации, можно сказать, что она является одним из условий, определяющих зарождение и развитие творческой активности личности, тем сложным,, своеобразным психологическим механизмом в сфере человеческого сознания, с помощью которого формируются основные жизненные отношения личности к окружающему миру.

Условия формирования художественно-творческой активности студентов

При исследовании закономерностей развития и формирования художественно-творческой активности студентов ХГФ на занятиях рисунком преподавателю необходимо знать условия эффективности формирования такой активности. Выявление условий художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком являются важнейшей задачей художественной педагогики.

В соответствии с программой занятий по рисунку студенты решают задачи, связанные с компоновкой изображаемой плоскости, нахождением пропорциональности и конструктивности предметов, организацией пространства, передачей формы и объема. Важнейшим условием обучения будущих учителей изобразительного искусства рисунку может служить проблемное обучение. Основная задача этого метода обучения рисунку, как известно, состоит в формировании творческой поисковой активности, в развитии самостоятельности, продуктивности мышления. Эти качества выступают необходимым условием обучения рисунку. При обучении рисунку реализуются две основные цели: во-первых, развитие у субъектов обучения способности творчески относиться к работе; во-вторых, формирование у студентов умений и навыков, необходимых для предстоящей художественно-педагогической деятельности. Поэтому преподавателю ни в коем случае нельзя принижать роли и значения умений и технологических навыков работы с изобразительными материалами. Они являются, как подчеркивает в своей книге "Психика и интуиция" ЯЛ. Пономарев, не только итогом, но и условием творческой деятельности субъекта (172,с.199).

Таким же необходимым условием обеспечения формирования и развития художественно-творческой активности студентов на занятии рисунком является приобретение ими необходимых знаний, умений рисования и творческого опыта работы. Между потребностями в техническом совершенствовании и потребностью в приобретении новых знаний, умений и творческих способностей существует прямая связь. Сформированная техника рисования и творческий опыт дают возможность студентам решать более сложные творческие задачи, а значит влияют непосредственно на процесс формирования творческой активности и саму творческую деятельность.

Условием формирования и развития художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком можно считать умение ориентироваться в основных направлениях и целях обучения. Однако творческое, заинтересованное отношение студентов к рисунку и процессу обучения не может ограничиваться "разовыми " мерами воздействия. Необходимо умелое сочетание форм и методов управления, способствующих развитию и формированию творческой активности. Преподавателю необходимо создавать такие условия, в которых данные формы и методы смогут оказывать свое благотворное влияние в обучении и воспитании будущих учителей изобразительного искусства.

В создании условий, способствующих формированию художественно-творческой активности студентов, как показывает практика, роль педагога является определяющей. Привитие субъектам обучения интереса к творческой деятельности, потребности в совершенствовании своего мастерства, постановку перед студентами новых задач в соответствии с поэтапным введением учебно-творческого задания по рисунку можно рассматривать как условия формирования художественно-творческой активности студентов. Не менее важным является дидактически грамотное составление учебной постановки, где сама натура будет основным дидактическим материалом. В ходе эксперимента мы убедились в том, что, чем содержательнее и понятнее для исполнения будет натурная постановка для студентов, тем сильнее она будет вызывать у них интерес к работе, тем более она будет активизировать их художественное восприятие и образное мышление. Дидактически грамотно составленная, оригинально решенная в пространственном и тоновом отношении учебная постановка, несомненно, будет мобилизовывать внимание студентов и может стать образцом для студентов в предстоящей педагогической работе и самостоятельной художественно-творческой практике. Помимо заинтересованности работой, учебная постановка также будет влиять на их культуру восприятия и художественный вкус.

Необходимо отметить то обстоятельство, что в настоящее время мало методической литературы, посвященной рассмотрению требований к учебным постановкам как одному из основных средств и условий обучения основам изобразительной грамоты на художественно-графических факультетах педвузов. Поэтому при составлении учебных постановок на практике преподаватели "чаще доверяются своему личному творческому опыту, а не научно обоснованным требования и положениям"(84, с.266).

Проводимый нами эксперимент подтвердил важность дидактически грамотно составленной учебной постановки в формировании художественно-творческой активности студентов на занятиях учебным рисунком, которая играет существенную роль в создании широкого и устойчивого познавательного интереса к предмету рисования и самой работе, удовлетворению эстетической потребности студентов. В ходе эксперимента постановка с учетом композиционного, цветового и светового решения быстрее вызывала интерес у студентов к учебному заданию. Такая постановка сама заставляла студентов подходить более творчески к работе, требовала от них поиска оригинального композиционного решения, применения изобразительного материала на практике и т.д.

Несмотря на то, что не все учебные постановки, предусмотренные программой для художественно-графических факультетов педвузов, в одинаковой степени могут представлять для студентов устойчивый интерес в их исполнении, преподавателю, особенно на первой стадии обучения, необходимо составлять их таким образом, чтобы они имели воспитывающий и развивающий характер. Также следует учитывать творческие изобразительные возможности студентов, их уровень профессиональной подготовки, качественный состав потребностей, интерес к предмету рисования.

Рассматривая учебную постановку как условие, от которого зависит проявление творческих качеств личности и развитие художественно-творческой активности студентов, преподавателю следует постоянно уделять внимание гармоничной организации учебной постановки в среде, качеству ее освещения, составу предметов, входящих в нее. Она должна отражать завершенную тематическую композицию. Только в этом случае учебная постановка сможет иметь формирующее и развивающее начало творческой активности студентов.

Похожие диссертации на Формирование художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком