Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности Шульга Надежда Ивановна

Формирование творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности
<
Формирование творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности Формирование творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности Формирование творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности Формирование творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности Формирование творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шульга Надежда Ивановна. Формирование творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Ярославль, 2004 203 c. РГБ ОД, 61:04-13/2541

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности как педагогическая проблема

1.1. Сущность и структура процесса творчества и формирования творческой активности студентов ц колледжа во внеучебной деятельности

1.2. Опыт формирования творческой активности студентов во внеучебной деятельности 33

1.3. Модель формирования творческой активности студентов колледжа 58

Выводы по I главе 83

Глава II. Реализация комплекса организационно педагогических условий формирования творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности

2.1. Создание эвристической среды как условие формирования творческой активности студентов 86

2.2. Ситуация выбора как основа формирования рефлексивной позиции студентов 111

2.3. Результаты экспериментальной работы 135

Выводы по II главе 159

Заключение 162

Библиография

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена задачами
модернизации российского образования, которая предполагает
предъявление новых требований к выпускникам образовательных
учреждений профессионального образования, адекватных

существенным изменениям в характере труда. Происходят изменения в целевых установках средней профессиональной школы, ориентированной сегодня на создание оптимальных условий для подготовки творческих, профессионально мобильных специалистов, способных принимать эффективные, нестандартные решения.

В сегодняшних условиях колледжи переживают необходимость создания технологий обучения и воспитания творческой личности специалиста, которые включали бы цели и задачи обучения и воспитания, соответствующие им формы и методы организации внеучебной деятельности, критерии отбора и структурирования ее содержания.

В связи с этим необходим поиск средств формирования творческой личности в целостном педагогическом процессе как в учебной, так и во внеучебной деятельности студентов.

Внеучебная деятельность менее регламентирована и поэтому предоставляет большие возможности для реализации творческого потенциала молодых людей.

Различные аспекты проблемы формирования творческой
личности будущего специалиста освещены в работах В.И.Андреева,
АААндреевой, С.И.Архангельского, Л.А. Воловича,

В.И.Загвязинского, Т.С. Злотниковой, Н.В. Кузьминой, В.МЛогинова, Г.В. Мухаметзяновой, Н.Д.Никандрова и др. Достаточно обстоятельно рассмотрена роль самостоятельной творческой деятельности студентов в их творческом становлении (П.Н.Осипов, В.АСластенин, Ф.Р.Филиппов и др.), изучены организационные формы творческой работы студентов (И.Л.Дагите), проведен историко-теоретический анализ (И.Т.Квиткина, Э.Н.Ковалева), выявлены возможности оценки результативности творческой работы студентов (АФ.Авдеева, В.М.Демин), сделаны попытки уточнения места и роли творчества в системе среднего профессионального образования (ААГорбунова, В.М.Намазов, А. М.Новиков).

юс. национальная' О

БИБЛИОТЕКА '

В то же время существующие сегодня в педагогической науке и практике различные подходы к формированию творческой активности студентов не отражают в полной мере специфику формирования личности во внеучебной деятельности колледжа.

Нами выявлен ряд противоречий, существенно влияющих на эффективность процесса формирования творческой активности у студентов колледжа. Это противоречия между

- реально существующим потенциалом развития творческой
активности студентов колледжа во внеучебной деятельности и
традиционными подходами к организации этой деятельности на
основе субъектно-объектного подхода;

творческим характером деятельности современного специалиста художественного профиля и нормативным, репродуктивным характером как учебной, так и внеучебной деятельности студентов;

- потенциальными возможностями творческого саморазвития
и уровнем их реализации во внеучебной деятельности в колледже.

Выделенные противоречия указывают направления научного поиска и позволяют сформулировать проблему исследования: при каких организационно-педагогических условиях формирование творческой активности у студентов колледжа будет осуществляться более успешно?

Цель исследования - определить комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности.

Объект исследования - процесс формирования творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности.

Предмет исследования - организационно-педагогические условия формирования творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности.

Изучение психолого-педагогической литературы, анализ педагогической практики средней профессиональной школы и тенденций ег развития позволили выдвинуть следующую гипотезу исследования.

Гипотеза исследования.. Формирование творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности будет успешным, если

содержание организуемой внеучебной деятельности отражает одновременно профессиональные интересы студентов и специфику молодежной субкультуры;

обеспечить поэтапность включения студентов в решение творческих задач и создать условия для самостоятельного выбора этих задач и путей их решения;

в процессе организации различных форм внеучебной работы формировать эвристическую среду, в которой отношение к творческой деятельности традиционно является значимой ценностью для большинства студентов и преподавателей.

Постановка цели, определение гипотезы потребовали решения следующихзадач исследования:

  1. Определить особенности формирования творческой активности студентов колледжа в процессе внеучебной деятельности.

  2. Обосновать содержание процесса формирования творческой активности во внеучебной деятельности студентов.

  3. Выявить педагогические условия организации процесса формирования творческой активности студентов во внеучебной деятельности.

Методологической основой исследования являются
философские теории, в основе которых лежат гуманистические
подходы к пониманию сущности развития социальных отношений
(Г.Гегель, Н.А.Бердяев, В.А.Розанов, Ж-Ж.Руссо и др.) Мы
опирались на философские и методологические работы,
посвященные проблемам творчества: Г.Я.Буша, Л.А.Сабуровой,
Г.К.Черновской, П.К.Энгельмейера, К.Эрберга и др.;
психологические . исследования творчества (Л.Н.Алексеева,

С.М.Василевский, Ч.М.Гаджиев, П.Я.Гальперин, С.О.Грузенберг, Ю.К.Кулюткин, АН.Лук, ААМелик-Пашаев, В.И.Тютюнник, В.С.Юркевич и др.); концепции современных образовательных систем: развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин и др.), личностно-ориентировашюго обучения (С.В.Кульневич, В.В.Сериков и др.), школы диалога культур (В.С.Библер, С.Ю.Курганов и др.).

Мы опирались на педагогические концепции организации
творческой деятельности учащихся: развития творческих
способностей учеников средствами отдельных учебных предметов
(И.В.Аксёнова, С.И.Брызгалова, В.АГервер, Э.К.Герова,

И.Н.Емельянова, Н.С.Коркина, Г.Н.Никулина, Н.И.Одинцова, В.Г.Разумовский, Г.С.Ригина, Б.П.Эрдниев и др.); подготовки учителя к творческой деятельности (С.И.Архангельский, О.В.Дашкевич, В.А.Кан-Калик, А.Ю.Козырева, В.АЛисовская, Н.Д.Никандров, И.П.Радченко, В.АСластёнин, Л.Ф.Спирин и др.)

Методы исследования. В исследовании использовались
методы теоретического анализа и эмпирические методы: опытная и
опытно-экспериментальная работа, анкетирование,

интервьюирование, изучение продуктов деятельности студентов.

База исследования. Исследование проводилось в Гжельском художественно-промышленном колледже Московской области. Общая выборка студентов составила 297 человек.

В соответствии с разработанной программой исследование проводилось в течение 1998-2004 гг. и содержало следующие этапы:

/ этап (1998-1999). Изучалась научная литература и проводился теоретический анализ проблемы, формировалась логика исследования и определялись подходы к организации опытно-экспериментальной работы, проводилось констатирующее исследованиее.

// этап (1999-2001). Выявлялись отдельные условия, инициирующие самостоятельную творческую работу студентов, проводился анализ возможностей внеучебной деятельности студентов по использованию их профессиональных знаний в этой работе. Была организована опытно-экспериментальная работа.

/// этап (2001-2002). Продолжалась опытно-

экспериментальная работа по организации творческих молодежных объединений.

IV этап (2002-2003). Проводились' уточнение, проверка и обработка результатов исследования, разрабатывались методические рекомендации по использованию программно-целевого, ценностного подхода в процессе формирования творческой активности, осуществлялось внедрение основных результатов исследования во внеучебной деятельности и окончательное оформление работы.

Достоверность и обоснованность научных, результатов
исследования
обеспечивается непротиворечивыми

Опыт формирования творческой активности студентов во внеучебной деятельности

Личность человека можно охарактеризовать пятью основными потенциалами (они играют роль динамических доминант, задающих направленность процессу развития личности): личность определяется тем 1) что она знает 2) что она ценит 3) что и как она созидает 4) с кем и как она общается 5) каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет. (165).

Среди многообразия потребностей личности можно выделить две фундаментальные, взаимосвязанные между собой. Это потребность быть личностью (потребность персонализации) и потребность самореализации. Потребность персонализации обеспечивает активное включение индивида в социальные связи и вместе с тем оказывается обусловленной этими связями, общественными отношениями и т.п. Как и любая потребность, она может иметь многоуровневую выраженность и проявляться как стремление субъекта быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей.

Потребность самореализации проявляется в стремлении реализовать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии, задатки, способности). Подлинной сутью хорошего образования должно являться освоение путей, посредством которых человек может стать тем, кем он способен стать, т.е. самореализоваться.

А.В. Петровский в процессе становления личности выделяет три фазы: адаптация, индивидуализация и интеграция. Характер развития и становления личности, например, в подростковом возрасте, существенным образом отличаются от развития старшеклассника или младшего школьника. Относительное преобладание адаптации характерно для младшего школьника, у подростков обостряются противоречия в развитии личности, что типично для фазы инди видуализации. Юность же можно соотнести с фазой интеграции, когда «дитя в " конце концов превращается в зрелую самостоятельную дееспособную лич ч ность». Влияние социального фактора на развитие личности усиливается в юношеском возрасте. А.Э. Шпрангер назвал юность, возраст студентов, «возрастом врастания в культуру». Именно в юности человек впервые ставится перед сознательным выбором жизненного пути, выбором своего будущего социального положения и способов его достижения.

Ранняя юность - время расцвета физических сил, если организм, конечно, получает все, что ему необходимо. Очень велика в этот период сопротивляе мость организма. Прилив физических сил переживается как состояние подъема, напряжения, как неудержимый порыв к действию. Он изменяется внешне, ме няется и положение в обществе, школе, семье. "Кровь приходит в брожение И; л волнуется, избыток жизни ищет выхода наружу", - писал о юноше Ж. - Ж. Рус со (72, 280).

Студенческий возраст - это возраст интенсивного формирования мировоззрения; у студентов уже не только достаточный запас знаний, но и отчетливо проявляется стремление и возможность к их систематизации, упорядочению. Развивается интеллектуальная активность, резко возрастает интерес к теоретическим знаниям, желание обобщить отдельные факты, установить общие принципы и закономерности. Такое положение подготовлено всем ходом предшествующего психического развития, и, прежде всего, развитием понятийного мышления. С формированием мировоззрения неразрывно связан процесс творческого становления студента. Если в подростковом возрасте (до 14 лет) характер и мировоззрение достаточно неустойчивы, то в 15-16 лет постепенно вырабатываются устойчивые свойства личности.

Студенту нужно своеобразное пространство, необходимое для того, чтобы человек состоялся как личность. Самая типичная черта юношеского возраста - стремление к коллективности. Именно в коллективе они смогут проявить себя, сопоставить свои действия с действиями других, быть оцененными. Же 13 лание «иметь много друзей» занимает не последнее место в жизненных планах "" студента. Ни на каком другом этапе человеческой жизни роль коллектива не ч приобретает такого большого значения, как в юности. Рождаются юношеские общественные объединения: одни в колледже, другие - за ее стенами, так как учебная группа перестает быть единственной (наряду с семьей) средой обитания. Все большее значение приобретают встречи и интересы внеучебные. Именно в компании друзей студент может в большей степени проявить себя..

Особенности развития творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности определяются спецификой молодежной субкультуры. Как считает М.А.Ковальчук, главной характерной особенностью молодежной субкультуры является ее обособленность, отстраненность, часто демонстратив ная, эпатажная от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто - имеет негативный характер. На этом фоне молодежная субкультура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством все чаще ложно оценивается как контркультура.

Другой характерной особенностью современной молодежной субкультуры является преобладание потребления над творчеством. Это весьма негативная особенность, потому что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной самостоятельной культуротворческой деятельности.

Третьей характерной особенностью молодежной субкультуры можно назвать ее авангардность, устремленность в будущее, часто - экстремальность. Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьезного фундамента исторических и культурных традиций.

В молодежной среде появились новые тенденции в понимании культуры. Признавая объективное существование историко-культурных ценностей, национальных культурных традиций, молодежь, тем не менее, не проявляет активности в их освоении, считая это проблемой второстепенной, не имеющей практической значимости в реальном социально-политическом и историческом контексте, уделяет больше внимания имиджевым технологиям, не имеющим глубоких культурных основ. Культура подменяется этикетом, содержание ч формой.

Неформальное молодежное движение существует как стихийный, неуправляемый государством процесс, обособленный и противостоящий существующей социальной ситуации. Возникновение и существование этого явления не сводится лишь к особенностям возрастной психологии, оно связано с целым рядом объективных причин. Условия жизни в целом создают предпосылки для организации молодежи в более или менее крупные группы, движения, объединения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание, коллективную ответственность и общие понятия социально-культурных ценностей.

Основной причиной возникновения неформальных молодежных групп является нарушение процесса адаптации молодежи, в том числе детей и подро стков в окружающей социальной среде. Сам факт появления этих групп — процесс закономерный, поскольку в подростковом и юношеском возрасте повышена потребность в общении со сверстниками, к мнению которых молодые люди склонны прислушиваться больше, чем к мнению взрослых. Проблема заключается в том, что адаптированный к социальному окружению ребенок выбирает социально одобряемую группу сверстников для самореализации, дезадаптированный - асоциальную. Большинство молодых людей объединяются в группировки различной асоциальной направленности

Модель формирования творческой активности студентов колледжа

В Бийском колледже применяют в работе целостную систему воспитательных условий, состоящую из следующих компонентов: личность и деятельность воспитателя; "социальная ситуация развития"; активное межличностное и кон-венциальное общение; сотрудничество с другими и коллективом в целом; активная деятельность субъекта воспитания. В соответствии с совокупностью этих пяти компонентов можно говорить о положительном воспитательном эффекте, который содержательно определяется через цели и задачи воспитания.

Сущность вышеизложенных целей очень важна, выстроена на педагогических советах и советах классных руководителей. Данные цели выполняют следующие функции в организации всего воспитательного процесса: -системообразующую, объединяющую все компоненты и приводящую к целостной системе; -критерия-ориентира в определении степени достижения конечных результатов; -мотивационную, которая предоставляет возможность определения степени необходимости решения конкретных воспитательных задач. Система внеучебной работы в этом колледже Сущность вышеизложенных целей очень важна, выстроена на педагогических советах и советах классных руководителей. Данные цели выполняют следующие функции в организации всего воспитательного процесса: -системообразующую, объединяющую все компоненты и приводящую к целостной системе; -критерия-ориентира в определении степени достижения конечных результатов; -мотивационную, которая предоставляет возможность определения степени необходимости решения построена на воспитании на основе концепции воспитательной работы, моделировании воспитательного процесса, модели специалиста, через общение обусловленное правилами проигрывания социальных ролей.

Формирование системного подхода к организации научно-исследовательской деятельности студентов в процессе самостоятельной работы Барнаульского профессионально-педагогического колледжа имеет особенности о которых речь пойдет дальше. Кардинальные изменения всех сторон жизни нашего общества деидеологиза-ция, в том числе и образования, в корне изменили содержание образования. Нам приходится не только пересматривать свой баланс знаний, но и переоценивать определенные ценности, формулировать свою позицию, определять главную цель своей педагогической и предметной деятельности. Какого человека, специалиста ждет от нас наше общество? Каким он должен быть? Современный образ человека - это не природная машина, а личность свободная, творческая, деятельность которой мотивируется самосохранением, самоопределением, самореализацией. Личность высокоадаптированная, умеющая понимать конкретные жизненные ситуации, оценивать их, а также, принимать, оптимальные жизненно-важные решения самостоятельно.

Задачей является - создать условия для самореализации личности, сделать студента своим партнером в сложном процессе развития обучения и воспитания.

Среди ценностей, культивируемых в обществе, в колледже уделяется особое внимание таким как: Человек, Отечество, здоровье, труд, образование, творческая активность, через курс дисциплин формируется культура личности, происходит адаптация студентов к условиям жизнедеятельности в колледже, конкретной ситуации. Формируется комплекс требований, интерес к выбранной профессии. Потому как процесс обучения и воспитания взаимообусловлены.

«Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования Российской Федерации» обязывает педагогических работников «...обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса, формировать у обучающихся профессиональные качества по избранной специальности, гражданскую позицию, способность к труду, развивать самостоятельность, инициативу, творчество».

Наиболее эффективным и результативным условием развития творческих способностей студентов является научно-исследовательская работа. Но ее результативность зависит от системности и последовательности, научно-педагогического обеспечения, степени готовности преподавателей заниматься научно-исследовательской работой со студентами, мотивацией исследовательской деятельности,

Исходя из этого исследовательская, работа организуется с целью: -включения студентов в опытно-экспериментальную работу, способствующую творческой научно-педагогической деятельности; -формирования навыков ведения исследований; участниками исследовательской деятельности являются как студенты, так и преподаватели.

В исследовательской деятельности можно выделить следующие уровни: 1 уровень, когда творческие и исследовательские задачи студентам ставятся в инициативном порядке отдельными педагогами (исследовательская деятельность в данном случае понимается как форма учебной работы). 2 уровень, когда исследовательская деятельность развивается по многим направлениям и начинает создаваться педагогами как подход к внедрению образовательной деятельности. (Научно-практическая конференция в колледже, либо участие в научно-практических конференциях в других учебных заведениях города, края). 3 уровень, когда к системе исследовательской деятельности подключается научное учреждение. Проводимые научно- практические конференции способствуют развитию у студентов элементов научного мировоззрения общего кругозора, внутренней культуры, познавательной активности и самостоятельности. Ее можно рассматривать как перспективную форму образовательной деятельности, имеющую свое содержание и способы реализации образовательных задач. Содержание конференции заключается в реализации научного способа познания на предметном уровне материала различных областей знания. Образовательные задачи реализуются через процесс коммуникации, между участниками, педагогами и студентами.

Ситуация выбора как основа формирования рефлексивной позиции студентов

На диагностическом этапе важно выяснить прежде всего творческий потенциал студентов их интересы как досуговые так и профессиональные. На этом этапе нами было проведено обследование по тесту оценки уровня творческого потенциала личности В.И.Андреева. На основании полученных оценок студентами составлялись личностные программы саморазвития творческих качеств.

На проективном этапе педагог создает вместе со студентами проект будущей деятельности как индивидуальной, так и групповой. При этом осуществляется обучение студентов основам проектирования, выделяются задачи проекта, намечаются пути его реализации.

Если проект носит коллективный характер, то педагог стимулирует развитие самоуправления в группе, реализующей данный проект, формирует у группы мотив группового действия.

На деятельностном этапе организуется сама творческая деятельность студентов, результатом которой могут быть новые продукты: художественного творчества, связанного с будущей профессиональной деятельностью; сопряженные с этой деятельностью и не имеющие прямое или косвенное отношение к ней. Педагогическое влияние на эту деятельность осуществляется в форме педагогического сопровождения, которая предполагает прежде всего развитие инициативы самих студентов, оказание им необходимой помощи и поддержки.

Наибольшее значение для развития творческих качеств имеет аналитико-рефлексивный этап, который предполагает как организацию педагогической рефлексии (Б.З. Вульфов), так и рефлексию самих студентов, предполагающую самооценку их деятельности, ее результатов и своего творческого потенциала.

Для социальных систем, в том числе и педагогических, первостепенное значение имеют социально-экономические, политические и другие аспекты изменений внешней среды. Так, при прогнозировании эффективного функционирования профессиональной школы в подготовке современных специалистов необходимо учитывать: политическую организацию общества, его социальную структуру, уровень экономических и материально-технических вложений в систему высшего образования, общий уровень развития науки, престиж ученых и научно-технической интеллигенции. И поскольку педагогическая система является частью общественного организма в целом, она должна располагать сведениями в отношении всех существенных внешних факторов.

В оценке внутренних состояний педагогической системы следует иметь в виду такие аспекты: как и в какой степени реализуются основные цели педагогической системы, какова динамика изменений самой системы, как распределяются и используются человеческие и материальные ресурсы, как изменяются социальный и профессиональный статус и роли студентов и преподавателей, в какой мере учитывается в учебном процессе современное состояние науки и техники.

Внеучебную деятельность можно представить как элемент педагогической системы, которая должна включать: а) цель как основание для создания системы внеучебной деятельности; б) информация, являющаяся условием существования системы; в) средства педагогической коммуникации, с помощью которых организуется деятельность студентов по усвоению информации; г) студенты, для которого и создается система внеучебной деятельности; д) педагоги, организующие деятельность. Под функциональными компонентами понимаются связи между структурными компонентами. Мы выделяем следующие: гностический; проектировочный; конструктивный;, организаторский; коммуникативный. В качестве основного функционального компонента выделяется гностический, так как он имеет информацию о функционировании всей педагогической системы и каждого из его компонентов. Проектировочный компонент ответственен за анализ исходной информации о системе, формулирование и коррекцию учебных целей и задач, уточнение планов и программ обучения. Процесс моделирования, построение плана каждого конкретного занятия и подготовка к нему - составляют конструктивный компонент в педагогической деятельности. Организаторский компонент включает реальную исполнительскую деятельность педагога по реализации намеченного плана или программы обучения и воспитания. Коммуникативный компонент включает в себя процедуры, обеспечивающие необходимые взаимоотношения и связи между различными участниками учебного процесса: установление деловых отношений с учащимися, коллегами, администрацией.

Формирование творческой активности достигается через интегральные целостные свойства. Под целостным свойством личности мы понимаем такое свойство, которое обусловливает направленность всей жизнедеятельности личности и накладывает свой отпечаток на многие другие ее качества. К важнейшим целостным свойствам личности относятся: 1. Мировоззрение личности, идейно-политические, нравственные устремления и ориентации, идеологическое содержание ее деятельности, обеспечивающие внутреннюю собранность, непротиворечивость, скоординированность всех ее сторон. 2. Свобода личности в выборе целей и средств деятельности, поведения, свобода творчества, общественно-политической, культурно-образовательной деятельности в соответствии с потребностями общества. 3. Готовность к самостоятельному творческому труду во исполнение своего долга перед обществом, осознание его значения для окружающих и самого себя

Результаты экспериментальной работы

Более половины первокурсников считают, что потребность в творческой работе появилась у них в школе. Некоторые студенты колледжа считают, что потребность появилась на первых курсах при написании докладов (1 - 29,8 %, 2 - 70,4 %, 3- 54,6 %, 4 - 39,2 %). Около 16,0 % выпускников ощутили потребность в творческой работе. Наиболее интересной и продуктивной студенты колледжа считают форму творческой работы: - индивидуальная работа под руководством преподавателя (1 - 48,3 %, 2 - 55,2 %, 3 - 79,2 %, 4 - 76,6 %); - кружок (3 - 40,7 %); - студенческая проблемная группа (1 - 28,3 %, 2 —12,3 %, 3- 25,9 %, 4 -13,2%); - чем ближе к 4 курсу, тем больше отвергается как форма конференция (1 - 29,4 %, 2 - 16,9 %, 3 - 8,4 %, 4 - 5,2 %).

Из этого следует, что нужно увеличить количество свободных часов от лекций для индивидуальной работы студента с преподавателем или можно организовать, также под руководством преподавателя или научного руководителя, творческие кружки.

К окончанию колледжа студенты все более затрудняются оценить свои творческие результаты (1 курс - 20,1 %, 2 - 23,8 %, 3 - 21,6 %, 4 - 48,4 %). Вероятно, что они к четвертому курсу начинают реально оценивать достигнутые ими успехи.

Высокими свои достижения считают 15,3 % первокурсников и 8,1 % студентов выпускного курса. В основном, начиная с первого курса 48,4 %, 2 - 22,3 % и до третьего курса (41,6 %) держится неудовлетворенность студентов своими результатами (4 - 25,4 %).

Есть определенное количество студентов, которые считают свои результаты творческой работы не хуже, чем у других (1 - 7,3 %, 2 - 16,0 %, 3 -27,9%, 4-12,8%).

Одной из причин такого положения является все та же незаинтересованность в творческой работе. В целом, можно сделать вывод: І. У студентов колледжа наблюдается низкая способность к целеполаганию, к организации творческой деятельности. Это означает, что студенты не умеют самостоятельно ставить цели и создавать условия для их реализации, что затрудняет самостоятельность студентов, тормозит развитие самопроцесса в структуре личности. Отсюда следует, что этому нужно учить студентов в ссузе. П. Нужно гуманизировать межличностные отношения внутри колледжа - отношения между преподавателями и студентами, а именно: преподаватель - преподаватель, преподаватель - студент, студент - студент. III. При подготовке современного специалиста, необходимо давать больше самостоятельности творческой личности, чтобы она могла принимать решения, требующие творческих способностей. IV. В условиях обучения в колледже необходимо готовить творческих специалистов, а такая работа предъявляет определенные требования к личности. Отсутствие преемственности между средней специальной школой и общеобразовательной создает проблему привлечения наиболее талантливой молодежи в колледжи, поэтому нужно качественно совершенствовать профориентацию в школе, привлекая школьников к творческой работе на базе колледжа. V. Есть определенное количество студентов (около 35,7 %), которых творческая деятельность не привлекает, поскольку и в учебном и в организационном процессе много факторов, тормозящих творческую деятельность студентов в колледже.

В ходе исследования и анализа результатов было выделено три группы факторов-барьеров, мешающих творческой деятельности студентов колледжа.

1. Личностные: неумение самостоятельно ставить цели и добиваться их осуществления, инертность мышления, неимение четкой гражданской позиции, неумение видеть проблему, неумение отстаивать свою точку зрения, неумение доказывать и обосновывать, неумение организовать себя для работы и др.

2. Организационные: однообразие форм и методов преподавания, плохое информационное обеспечение, учебная перегрузка, переутомление, недостаток времени и т.п.

3. Межличностные: отсутствие или недостаток неформального общения между преподавателями и студентами в колледже; недостаточно высокий уровень развития студенческих групп как цельных коллективов и, как следствие, низкий учебный «тонус» и невысокое место творческой деятельности в системе ценностей.

На основе самооценки студентов своей деятельности и организации внеучебной деятельности, наиболее существенными с их точки зрения факторами, интенсифицирующими процесс творчества являются: - индивидуальная работа под руководством преподавателя; - работа студентов в научных кружках; - творческая деятельность в объединении клубного типа; - участие в научных студенческих конференциях; - внимательное отношение ко всем проявлениям творчества студентов со стороны преподавателей; - преподаватель должен увидеть в каждом студенте заложенные потенциальные творческие способности в разнообразных видах деятельности; -формирование высокой самооценки у студентов; - постоянное самосовершенствование преподавателей.

Похожие диссертации на Формирование творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности