Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование графической культуры у будущих конструкторов-модельеров в колледже Лямина Алла Амировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лямина Алла Амировна. Формирование графической культуры у будущих конструкторов-модельеров в колледже : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Лямина Алла Амировна; [Место защиты: Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т].- Ставрополь, 2007.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 07-6/2801

Введение к работе

Актуальность темы и постановка проблемы исследования В

посчеднее время преподавателями и студентами средних специальных учебных заведений все больше осознается значимость знания черчения инженерной и компьютерной графики, графического языка для овладения тон или иной профессией, для развития графической культуры будущих специалистов Дисциплинами призванными, с одной стороны, обеспечить высокую эффективность профессиональной подготовки будущею копсірукгора-модельера, а с друюЙ, - подютовить его к новым изменившимся Социально-экономическим и социокультурным условиям будущей деятельности, неслучайно являются такие, как черчение, пачеріатиіьная геометрия, инженерная и компьюіериая графика

Происходящие в мире интеграционные процессы способствуют развитию межнационального ірафическою общения Язык графики является одним из способов выражения нрофессионалыюй культуры, расширяет сферу коммуникативных возможностей гпециатаста, владеющего этим языком Графический язык расширяет коммуникативное пространство специалиста посречетвом использования содержательной составляющей ірафического характера Гемпы глобализации, взаимопроникновения, vim сі рации межнационального характера таковы, чго можно с уверенностью прогнозировать скорое наступление такого времени, когда специалист просш может оказаться несостоятельным без умения почучать и обрабатывать графическую информацию

Средние специальные учебные заведения, формируя графическую культуру студентов, вооружают их знаниями и умениями о графических методах, правилах отображения и чтения информации, ее сохранении и передачи, преобразовании и испотъзовании в профессиональной деятельности, что способствует формированию мобильности выпускника колчеджа в обществе, его конкурентоспособности на рынке труда

Пробчема графической подготовки конструкторов-модельеров является одной из актуальных Назрела необходимость в рамках среднего профессионачыюго образования исследован, возможность включения в содержание профессиональной подготовки будущих конструкторов-модельеров программ развития графической культуры

Графическая культура как интегративное понятие является важнейшей частью общей кулыуры чечовека и предполагает единство и синтез паї лядпо-образного восприятия мира, системы знаний и умений, практических графических действий личности, способностей анализировать и создавать ірафические системы Гуманизация и гуманитаризация современного среднего профессионального образования предполагает развитие общечеловеческих, общекультурных, нравственных, этических и эстетических качесів выпускников, формирование духовно бої атой чинности Кроме того, сам процесс изучения графических дисциплин может способсіноваїь значительном) расширению профессиональной кутьтуры

будущих специалистов Следовательно, тенденция уіл>блепия содержания обучения графическому языку за счет профессионально направленного изучения графики и использования ее основ при обучении другим графическим дисциплинам определяет особую актуальность проблемы эффективного использования культурно-образовательного потенциала изучения графики в колледже

Конструктор-модельер должен не только владеть всем комплексом знании в области черчения теоретическими основами графических изображений и геометрических построений, общими правилами оформления и выполнения чертежа, но и обладать графической культурой как одной из составляющих профессиональной культуры Причем в процессе формирования графической культуры у будущего конструктора-модельера решается социально-педагогическая задача, состоящая в том, чтобы подготовить студента к самостояіельной практической деяіельности, в которой он мог бы реализовать свои творческие способности, применить полученные знания, умения и навыки

Проведенный автором анализ научной литературы и практики подготовки конструкторов-модельеров показал, что в современном среднем профессиональном образовании графическая культура не выступает специальным предметом этою процесса В то же время различные попытки решения проблемы формирования графической культуры в общеобразовательных учреждениях представлены в работах Л Н Акисимовой, АД Ботвинникова, В А Гервера, ПА Гордиенко В В Степаковой, и др

Проблема формирования графической культуры стала активно изучаться в диссертационных исследованиях Так, работы А В Кострюкова и М В Лагуновой направлены на решение этой проблемы в высших технических учебных заведениях В диссертациях В А Куриной, В П Молочкова, А А Павловой рассматривается процесс формирования графической культуры у будущих учителей

Актуальность темы настоящего исследования определяется рядом противоречий-

- между высокими требованиями стандарта специальности 2808
Моделирование и конструирование швейных изделий к графической
подготовке будущих конструкторов-модельеров, заключающихся в наличии
у них графической культуры, с одной стороны, и недостаточной
разработанностью теоретических и методических основ содержания
графического образования, способствующих этому процессу - с другой,

между потребностями населения в получении

высококвалифицированных услуг в области моделирования и конструирования одежды и неспособностью предприятий удовлетворить эти потребности из-за недостаточно высокого уровня графической культуры у персонала,

- между культурно-образовательным потенциалом графическою языка в
системе подгоювки специалистов колледжа, который личностно и

профессионально значим дчя субъектов образовательного процесса, и
оісуіелвием научно-теоретического обоснования условий

совершенствования процесса формирования графической культуры у будущих конструкторов-модельеров в колледже

С учетом вышеизложенного проблема исследования состоит в іеоретическом обосновании педагогических условий совершенствования процесса формирования графической культуры будущих конструкторов-модельеров в колледже

Решение этой проблемы и составило цель исследования

Объект исследования процесс профессиональной подготовки будущих конструкторов-модельеров в колледже

Предмет исследования педагогические условия формирования графической культуры будущих конструкторов-модельеров в колледже

Гипотеза исследования процесс формирования графической культуры у будущих конструкторов-модельеров в колледже будет эффективным, если он предполагает

- pajpa6oTKy содержагелытого компонента процесса формирования и
развития графической культуры на основе анализа стандарта специальности,
учебных планов и программ, максимальное использование культурно-
формирующего потенциала всех учебных дисциплин,

реализацию принципов системности, интеграции, наглядности, связи теории с практикой в преподавания дисциплин, направленных на формирование графической культуры студентов,

использование специальной методики формирования графической культуры у студентов колледжа с применением современных мегодов и форм графической деятельности,

наличие культуро творческой образовательной среды в колледже, ориентированной на формирование графической культуры у студентов,

учет индивидуально-возрастных и психологических особенностей студентов колледжа, их мотивацию на овладение графической культурой

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть содержание, структуру и функции графической культуры конст ру кторов-модельеров

  2. Разработать критерии и показатели определения уровней сформированное графической культуры у студентов - будущих конструкторов-модельеров

  3. Обосновать и сформировать содержатечьный компонент процесса формирования графической культуры

  4. Обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе модель процесса формирования графической культуры будущих конструкторов-модельеров в колледже

  5. Разработать и апробировать методику формирования трафической культуры сіудентов

  6. Определить и экспериментально проверить совокупность

педагогических условий, способствующих совершенствованию процесса формирования графической кульг)ры будущих конструкторов-модельеров в колледже

Методологическую основу исследования составили системный подход позволяющий рассматривать исследуемый объект как множество вазаимосвязанных элементов, объединенных общностью функций и цели, единством построения и функционирования, аксиологический, личкосгно-творческий и деятельностный подходы, определяющие деятельность как условие профессионального становления будущего специалиста в образовательном процессе и позволяющие рассматривать личность будущего конструктора-модельера в контексте субъект-субъектных отношений в качестве субъекта профессионального развития, комплекс фичософских, культуролоіических и психолого-педагогических подходов к пониманию феномена культуры и ее формирования

Теоретическую основу диссертации составили иссчедования

- природы и функций культуры (К Л Лбульханова-Славская, А И
Арнольдов, В С Библер, М С Каган, Л Н Коган, Н Б Крылова, М К
Мамардашвили, Э С Маркарян, Б А Пружинин, В М Розин и др ),

проблем профессиональной культуры и профессионализации личности (А А Баталов, В С Виноградов, Г М Кочетов, И М Модель, Ь.С. Романова и др ), профессионально значимых качеств (Б Г Ананьев, ВГГ Бесиалько, Ф Зеер, В Д Шадриков и др ),

- в области современных концепций образовательного процесса
культуротворческой школы (В С Библер, А П Валиггкая, 1 М Давыденко,
И Ф Исаев Н Ь Крылова, Т И Шамова и др ),

профессиональных ценностей в образовании (С В Бондаревская, Б С Гершунский, В А Караковский, Б Т Лихачев, Н Д Никандров, 3 И Равкии, В А Сластенин, В А Сухомлинский, Е Н Шиянов, Н Е Щуркова),

творческой деятельности (И П Калошина, МИ Махмутов, А В Хуторской, М Г Ярошевскии и др ),

психологии творчества мышления (АН Леонтьев, AM Маиошкин, Я А Пономарев, С Л Рубинштейн, О К Тихомиров), единства обучения и психического развития личности и ведущей роли обучения (Б Г Ананьев, Л С Выготский, А Н Гальперин, В В Давыдов и др), психологических закономерностей и специфических особенностей формирования графических знаний, умений и навыков, пространственного мышления (А Д Ботвинников, Г И Лернер, Б Ф Ломов, И С Якиманская и др ),

содержания организационных форм и методов обучения графическим дисциплинам (Л М Баженова, А Д Ботвинников, А Л Дижур, А И Ковешников, А А Мслик-Пашаев, Б И Полякова, Н Н Ростовцев),

проблем преподавания графических дисциплин (Л Н Анисимова, А Д Ботвинников, В А Гервер, С И Джембинский, IO Ф Катхаиова, Д А Наиниш, Л М Пыжевич, В В Степакова, Л С Шебеко и др ),

-по истории костюма (О Гербенова, Л Кибадова, РМ Кирсанова, If Ламанова, МН Мерцалова) и стиля (В Г Власов, ФМ ] Гармон) ,

моделированию и формообразованию одежды в процессе художественного проектирования (ГО Бердник, В М Зайцев, I { Ламаиова, Ф М Пармон)

Методы исследования теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы, нормативной документации, учебников, пособий, изучение и обобщение опыта работы педагогов колледжа, анализ творческих рабо г студен гов, беседы, устный и письменный опросы сіудентов, тестирование анкетирование, педагогический эксперимент, методы стаїисгической обработки полученной информации

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем дано понятие «графическая культура коисгрук гора-модельера», определен содержательный компонент процесса формирования графической культуры на основе стандарта специальности 2808 Моделирование и конструирование швейных изделий в условиях колледжа, раскрыты и научно обоснованы структурные компоненты и функции графической культуры конструктора-модельера

Теоретическое значение исследования предложены критерии (когнитивный, капагивный, могивациочиый, креативный) определения уровней сформированиости графической культуры у студентов колледжа, выявлена и раскрыта совокупность педаї огических условии, к которым относятся моїипационно-целевой, ' содержательный и процессуальный аспекты, обеспечивающих эффективность формирования графической культуры п целостном педагогическом процессе колледжа

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано учебно-методическое обеспечения процесса формирования графической кульгуры студентов колледжа - будущих конструкторов-модельеров, включающее в себя

рабочую учебную программу по дисциплине «Компьютерная график?» с обоснованием перечня необходимых графических знаний, умений, навыков и тематического плана занятий,

графические задания с методическими указаниями по дисциплинам «Инженерная і рафика и перспектива» с использованием компьютерной системы автоматизированного проектирования AutoCAD, «Моделирование и конструирование швейных изделий», «Спецрисупок и художественная графика

Данный учебно-методический материал можно использовать как в образовательном процессе средних специальных учебных заведений, так и системе повышения квалификации преподавателей техникумов, колледжей На защиту выносятси следующие положения.

1 Под графической культурой конструктора-модельера,

являющейся компонентом профессиональной культуры специалиста, понимается его интеграгивное качество, характеризующееся единством графических знаний, умений и навыков, ценностного отношения к результатам графической деятельности (чертежи конструкции и эскизы моделей), и обеспечивающее его профессиональное творческое саморати гие

  1. Структура графической культуры конструктора-модс іьера представляет собой сочетание четырех компонентов (когнитивного, мотивационно-ценносшою, операционно-деятелышстного, индивидуально-творческого), преломляющихся в основных функциях графической культуры (гносеологической, гуманистической, технологической, информационной, рефлексивной)

  2. Критерии (когнитивный, конативный, мотивационный, креативный) и показатели сформированное и графической культуры

  3. Модель процесса формирования графической культуры будущих конструкторов-модельеров в колледже представляет собой отражение организованной совокупности структурных компонентов (когнитивного, мотивационно-ценностного, операционно-деятельностної о, индивидуально-творческого) этого процесса В ходе профессиональной подготовки конструкторов-модельеров достигается в разной степени положительная динамика формирования структурных компонентов графической культуры Особенности данного процесса обусловлены спецификой каждого компонента, личностными ресурсами обучаемых, а также педагої ическими условиями его осуществления

  4. Педагогические условия формирования графической культуры у будущих конструкторов-модельеров

" взаимное согласование внешних целей и внутренних установок личности конструктора-модельера в процессе формирования графической культуры,

создание у студентов устойчивой мотивации на овладение графической
культурой,

индивидуализация обучения, позволяющая каждому студенту
построить собственную траекторию овладения графическим языком с учетом
личностных особенностей обучаемого,

установление состава и содержания необходимых и достаточных
знаний и умений для успешного формирования графической культуры
согласно принципам обучения и критериям отбора, исходя из содержания
профессиональной подготовки будущего конструктора-модельера, а также
учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения,

использование современных форм и методов графической деятельности, разработка специальных заданий по дисциплинам, наполняющим содержание графической культуры с учетом специфики обучения графическим дисциплинам в колледже,

графическая подготовка преподавателей, обеспечивающих процесс
формирования графической культуры у студентов колледжа,

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов в течение 2003-2007 гг.

На первом этапе (2003-2004 гг) происходил выбор, обоснование и теоретическое осмысление проблемы исследования на основе изучения научной и учебно-методической литературы, изучался опыт работ

преподаваїелсй і рафики в колледже, определялись план исследования, его исследовательская база, научный аппарат и концептуальные основы

Па втором >тапе (2004-2005 п ) уточнялись цель, задачи, объект, предмет и гипотеза исследования, разрабатывались содержание и структура графической культуры, обосновывались критерии, показатели и уровни сформированное графической культуры студентов колледжа, проводился констатирующий эксперимент с целью установления исходного уровня сформироваиносги графической культуры студентов, анализировался полученный диагностический материал, определялось реальное состояние проблемы формирования графической культуры конструктора-модельера, на основании материалов констатирующего эксперимента обосновывались педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования графической кулыуры конструктора-модельера, разрабатывалась методика формирования графической культуры у студентов колледжа

Па третьем "папе (2005-2006 гг) проводился формирующий эксперимент по проверке выдвинутой гипотезы, реализации модели формирования графической культуры, апробировались методы и педагогические условия формирования разчичиых компонентов графической кулыуры, анализировались результаты опыгно-экспериментальной работы путем сопосіавления данных констатирующего и формирующего экспериментов

Па четвергом этане (2006-2007 гг) был проведен контрольный эксперимент, проанализирована динамика формирования графической культуры у будущих конструкторов-модечьеров, обобщены результаты проведенного исследования, оформлен текст диссертации

Экспериментальной базой исследования явился Ставропочьскии технологический колледж В экспериментальной работе в течение трех лет принимали участие педагоги и студенты в количестве 192 человек

Достоверность научных результатов исследования обеспечена исходными методолоіическими позициями автора, обоснованностью методов исследования, адекватных его цели, логике и задачам, опорой на теоретические положения и выводы исследований по философии, психоло-I ии, педагогике и іехнологии профессиональной подготовки конструкторов-модельеров в колледже положительной динамикой эксперимента, результаты которого подтверждают верность теоретических выводов и проделанной опыгно-экснерименгальной работой

Апробация и внедрение в практику резулыатов исследования осуществлялись в ходе проведения опытно - экспериментальной работы Основные положения и результаты исследования нашли отражение в опубликованных автором работах, были предметом обсуждения на заседаниях цикловых комиссий Ставропольского строительного техникума, были апробированы в ходе выступлений на региональных межвузовских конференциях (XXXIV научно-1 ехническая конференции Ставрополь СевКлвГТУ, 2004, «Педагогическая наука и практика - региону» Ставрополь СГПИ, 2004) семинарах, а также ежегодных межрегиональных

научно - практических конференциях преподавателей начального и среднего профессионального образования Ставропольскою края «Инновационные процессы в системе начального и среднего профессиональною образования в условиях модернизации российского образования» (г Лермонтов, 2006, 2007 гг) Результаты исследования были реализованы в откорректированном учебном плане поді отовки специалистов по специальности 2808 Моделирование и конструирование швейных изделий, в учебных программах, дидактических материалах, рекомендациях, которые нашли практическое применение в процессе обучения, курсовых и дипломных работах студентов Ставропольского технологического колледжа

Структура диссертации Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы, включающего 157 наименований, и 4-х приложений Диссертация изложена на 213 страницах, содержит 2 схемы и 17 таблиц

Во введении обоснована актуальность темы исследования, предсіавчен научный аппарат исследования цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методология и методы исследования, обозначены его этапы, охарактеризована научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту

В первой главе «Теоретические основы формирования графической культуры студентов» рассмотрены исходные теоретические положения исследуемой проблемы, определен категориальный аппарат исследования, сформучировано определение графической культуры конструктора-модельера, представлена его профессиограмма, разработан содержательный компонент процесса формирования графической культуры, выделены функции, структурные компоненты графической культуры конструктора-модельера, критерии и уровневые показатели ее сформированное, разработана модель процесса формирования графической культуры у будущих конструкторов-модельеров в колледже

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию графической культуры у будущих конструкторов-модельеров в колледже» определен комплекс педагогических условий, обеспечивающий успешное формирование графической культуры у студентов колледжа, разработана специальная методика ее формирования у студентов колледжа с применением современных методов и форм графической деятельности, представлены содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию графической культуры у студентов - будущих конструкторов-модельеров

В заключении изложены обобщенные результаты и основные выводы исследования

В приложениях представлены рабочая учебная программа по дисциплине «Компьютерная графика», графические задания с методическими указаниями по дисциплинам «Инженерная графика и перспектива» с использованием AutoCAD, «Моделирование и конструирование швейных изделий» «Спецрисунок и художественная графика, творческие эскизы

Похожие диссертации на Формирование графической культуры у будущих конструкторов-модельеров в колледже