Введение к работе
Актуальность исследования. Важный фактор нормального функционирования общества - сохранение, воспроизводство и развитие социальной системы, обеспечивающей наследование и передачу культурных ценностей, накопленных во всех областях жизни. Одним из путей его реализации является создание эффективной системы профессионального образования и обуславливающая ее задача организации отвечающей современным требованиям, результативной и качественной предшествующей подготовки абитуриентов, по сути представляющей собой начальную ступень и основание для всей инфраструктуры профессионального обучения молодежи. Сегодня функцию этапа подготовки абитуриентов не следует ограничивать только обеспечением возможности успешной сдачи ими конкурсных экзаменов, сводить к процедуре репетиторства. Рассматривать ее нужно гораздо шире: как введение потенциального студента в новую образовательную систему, способное в дальнейшем обеспечить ему такое обучение, которое не только не охладит интерес к выбранной профессии, но и усилит его, продемонстрирует максимально эффективные пути использования его профессионально значимых способностей, что в результате должно позитивно сказаться на качестве подготовки будущего специалиста.
Сегодня вопросы организации подготовительного обучения абитуриентов находят отражение в исследованиях различных областей образовательной деятельности (Т.Ф. Бурухина, О.Н. Викарчук, В.Ф. Глушков, В.А. Дугарцыренова, М.С. Капелевич, А.В. Кострюков, СЮ. Маурина, О.А. Осипенко, В.И. Ревякина, Т.С. Сумская, Н.Н. Чесноков, Г.М. Щевелева и др.). Однако проблема эффективной организации подготовительного обучения по художественно-изобразительным дисциплинам до настоящего времени специально не исследовалась.
Рассматривая высшее образование, необходимо отметить, что во всех художественных вузах профильные дисциплины базируются на основательной академической подготовке, что предполагает формирование ее базиса, или, иными словами, готовности к ней, еще до начала обучения в вузе. Рисование на всех специальностях, связанных с изобразительным искусством - главный инструмент творческой деятельности, а значит, умение рисовать - необходимый профессиональный навык. В учреждениях профессионального художественного образования обучение рисованию имеет традиционную, «академическую» специфику. При поступлении в художественные вузы академический рисунок является профилирующим экзаменом и вполне определяет степень подготовленности абитуриента, что особенно важно при переходе на новые правила приема по результатам ЕГЭ. Однако, уровень требований к качеству вступительных изобразительных работ очень высок, вследствие чего абитуриентам необходима многолетняя художественная подготовка для его достижения. Соответственно талантливые юноши и девушки, лишенные возможности ее прохождения или имеющие начальное художественное образование, не ориентированное на формирование умения выполнять изобразительные работы требуемой специфики и качества, обречены на неудачу. Вариативность существующих школьных программ по изобразительному искусству создает значительные трудности в прохождении вступительных испытаний и последующем обучении в художественных вузах для студентов, не получивших серьезной подготовки в вопросах, связанных с реалистическим рисованием. В итоге занятия по академическому рисунку и академической живописи на 1-м и 2-м курсах направлены на восполнение пробелов в начальном художественном образовании. Ориентируясь на «среднего» студента, педагоги вынуждены снижать требования, упрощать программы, что ведет к ухудшению общего уровня подготовки по изобразительным дисциплинам.
Репетиторство и существующие подготовительные курсы проблему не решают, т.к. нацелены лишь на сдачу экзамена (В.А. Сидоров). Расширение сети детских художественных школ также не способно решить данной проблемы, поскольку специфика их работы подчинена иной концепции: развитие творческой фантазии учащихся, умения нестандартно мыслить, сочетать полученные в результате обучения навыки с креативностью и неординарностью, к тому же обучаться в них имеют возможность далеко не все учащиеся. В то же время, снижение уровня требований к вступительным изобразительным работам неминуемо повлечет за собой снижение требований в рамках образовательных программ вузов, что недопустимо с точки зрения развития института художественного образования и общества в целом.
Одним из вариантов решения обозначенных проблем может стать организация на подготовительных курсах вузов процесса изучения слушателями художественно-изобразительных дисциплин, направленного на формирование их готовности к художественно-изобразительной деятельности.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена противоречиями между:
необходимостью преемственности общего среднего и профессионального образования в области изобразительного искусства и существующими на данный момент концепциями изучения художественно-изобразительных дисциплин в школе и в образовательных учреждениях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы по изобразительному искусству;
существующим уровнем художественной подготовки, профильной ориентации и профессиональной направленности абитуриентов и требованиями, предъявляемыми вузами к их художественному развитию, оказывающему большое влияние на качество профессионального обучения по дисциплинам специализации;
необходимостью обеспечения равного доступа к профессиональному образованию всем категориям учащихся и своего рода ограничениями, накладываемыми уровнем требований, предъявляемых к вступительным изобразительным работам абитуриентов, что подразумевает обязательное наличие предшествующей многолетней художественной подготовки.
Выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия эффективного формирования готовности слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - подготовка слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности.
Предмет исследования - процесс формирования готовности слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования готовности слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности будет эффективным, если:
уточнены сущность, содержание и структура готовности слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности;
процесс изучения художественно-изобразительных дисциплин на подготовительных курсах вуза направлен на формирование готовности слушателей к художественно-изобразительной деятельности как комплексного качества личности;
разработана и экспериментально подтверждена модель процесса формирования готовности слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности;
- реализован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования готовности слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования для проверки гипотезы были поставлены и последовательно решались следующие задачи:
-
На основе анализа психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы раскрыть сущность, содержание и структуру базового понятия исследования - «готовность слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности».
-
Проанализировать специфику обучения на подготовительных курсах вузов, способствующего формированию готовности слушателей к художественно-изобразительной деятельности.
-
Спроектировать, теоретически обосновать, экспериментально проверить и внедрить в образовательный процесс вуза модель процесса формирования готовности слушателей к художественно-изобразительной деятельности.
-
Выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования готовности слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности.
Методологическую базу исследования составляют: комплексный подход, позволяющий рассматривать готовность слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности как комплексное качество личности (И.Ф. Гербарт, Ж. Жакото, М. Зарец-кий, Ж.Ж. Руссо, Ф. Юнге, и др.); личностно-деятелыюстный подход, предполагающий рассмотрение личности как субъекта деятельности, формирующегося в процессе этой деятельности и определяющего ее характер (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.А. Зимняя и др.); личностно-ориентироеанный подход в образовании, предполагающий максимальный учет возрастных, личностно-психологических особенностей слушателей вуза, их способностей, прошлого опыта, склонностей и интересов (Б.Г. Ананьев, Н.А. Асташова, И.А. Зимняя, А.А. Мелик-Пашаев, B.C. Селиванов, А.Г. Спиркин, И.С. Якиманская и др.); личностно-ориентироеанный подход к проектированию содержания образования, детерминирующий его рассмотрение в качестве части социально-культурного опыта, определяющей развитие способностей личности (Б.М. Бим-Бад, В.В. Краевский, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, А.В. Петровский, М.Н. Скаткин и др.); деятельностностный подход к развитию личности, подразумевающий организацию педагогического процесса как учебной деятельности слушателей вуза: мыслительной деятельности по постижению нового материала и практической изобразительной деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); компетентно-стный подход в образовании, предполагающий ориентацию не только на формирование профессиональных ЗУНов, но и на развитие у обучающихся универсальных способностей (ключевых компетенций), необходимых для выполнения различных видов деятельности (В.И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, Г.И. Ибрагимов, Е.Я. Коган, В.А. Кальней, В. Ландшеер, A.M. Новиков, Б. Оскарссон, М.В. Ретивых, В.В. Сериков, А. Шелтон, СЕ. Шишов, Б.Д. Эльконин, Л.А. Ядвиршис и др.).
Теоретическую основу исследования составили: концепции формирования готовности к тому или иному виду деятельности (В.П. Бездухов, А.А. Бодалев, М.И. Дьяченко, К.М. Дурай-Новакова, Л.А. Кандыбович, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, Н.Е. Мажар, А.Ц. Пуни, В.А. Сластенин, Д.Н. Узнадзе и др.); концепции непрерывного образования (И.В. Павлов, М.В. Ретивых, Л.О. Филатова, В.В. Шлык);
педагогическая и психологическая теория развития способностей (Р. Арнхейм, Л.С. Выготский, В.В. Гуленко, А.З. Зак, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, В.Э. Мильман, А.А. Прядехо, СЛ. Рубинштейн, В.И. Тасалов, Б.М. Теплов и др.); теоретические положения возрастной и педагогической психологии (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.В. Матяш, В.Ф. Моргун, Е.И. Рогов, Н.Ю. Ткачева, Д.Б. Эльконин и др.); теория формирования учебных умений (О.А. Абдулина, Ю.К. Ба-банский, И.Я. Лернер, Е.Н. Кабанова-Меллер, Е.А. Милерян, К.К. Платонов, СЛ. Рубинштейн, B.C. Шубинский, Г.И. Щукина и др.); идеи и концепции истории изобразительного искусства, истории художественного образования и истории методики обучения изобразительному искусству (М.Д. Бернштейн, П. Корнилов, К.М. Марголин, Н.М. Молева, Н.Н. Ростовцев, А.И. Савенков, З.И. Фомичева и др.); положения и идеи теории и методики обучения изобразительному искусству (Р. Арнхейм, СВ. Аронова, B.C. Кузин, СП. Ломов, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных объекту исследования: теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической, искусствоведческой, методической и исторической литературы по проблеме исследования, нормативно-законодательных документов; изучение и обобщение педагогического опыта; анализ экзаменационных работ абитуриентов и изобразительных работ студентов кафедры дизайна Смоленского гуманитарного университета, слушателей «Художественной студии» (организованной в рамках «Центра довузовской подготовки» Смоленского гуманитарного университета), старшеклассников; анкетирование; наблюдение; собеседование; метод экспертных оценок; самооценка; теоретическое моделирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики и графические методы обработки результатов исследования.
Опытно-экспериментальную базу исследования составили абитуриенты и слушатели кафедры дизайна Смоленского гуманитарного университета, учащиеся 11-х классов средних общеобразовательных школ № 4, № 11 и № 37 г. Смоленска. Общее количество охваченных исследованием составило 192 человека.
Организация исследования. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.
На первом этапе (2006 - 2007) осуществлен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, определены объект, предмет, научный аппарат и база исследования, его цели и задачи; уточнено содержание понятий «готовность», «готовность слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности» и др.; намечены программа, методика эмпирической проверки гипотезы и база экспериментальной работы.
Второй этап (2007 - 2010) связан с проведением диагностических исследований, созданием экспериментальной и контрольной групп; разработкой и экспериментальной апробацией модели процесса формирования готовности слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности; теоретическим обоснованием и экспериментальной проверкой педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования готовности слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности.
На третьем этапе (2010 - 2011) осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы основные выводы, завершено литературное и графическое оформление диссертации.
Достоверность результатов исследования обеспечена научной обоснованностью и четкостью исходных теоретических положений; соответствием методологии исследования поставленной цели; использованием в качестве основополагающих факторов исследования фундаментальных теорий и концепций в области педагогики и психологии; полнотой рассмотрения объекта на теоретическом и экспериментальном уровнях; применением комплекса методов исследования, соответствующих объекту, целям и задачам исследования; личным участием автора в экспериментальной работе; подтверждена эмпирическими данными, адекватными теоретическими положениями исследования; репрезентативностью объема выборки, объективностью и корректностью анализа и обработки результатов.
Научная новизна результатов исследования состоит в уточнении сущности, содержания и структуры понятия «готовность слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности»; разработке и обосновании модели процесса формирования готовности слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности; в выявлении педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования готовности слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения, выводы и научно-практические обобщения позволяют осмыслить и эффективно применять полученные данные в образовательной практике высшего профессионального образования для формирования готовности слушателей вузов к художественно-изобразительной деятельности; спроектирована модель процесса формирования готовности слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности; обоснован критериально-диагностический инструментарий проверки эффективности предложенной модели, позволяющий определять уровень сформированное готовности слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности; научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования готовности слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности.
Праістическая значимость исследования заключается в том, что определены методы, формы, средства, диагностические процедуры, позволяющие эффективно организовать процесс формирования готовности слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности. Предлагаемые теоретические и практические материалы могут быть востребованы преподавателями вузов, учителями общеобразовательной и художественной школ, стремящимися обеспечить эффективность вхождения учащихся в систему высшего художественного образования. Результаты и выводы исследования могут быть использованы при дидактическом планировании и реализации учебного процесса как в высших учебных заведениях, так и в профессионально-технических училищах, техникумах, лицеях, общеобразовательных школах, в учебных заведениях дополнительного образования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Готовность слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности -это комплексное качество личности, инициирующее высокорезультативную учебную деятельность слушателя и определяющее рефлексивно-аналитическую направленность этой деятельности. Оно ориентировано на формирование компетенций по стандартам 3-го поколения и характеризуется взаимосвязью трех компонентов: когнитивного (знания в реалистическом рисовании, позволяющие осуществлять художественно-изобразительную деятельность в строгом соответствии с объективными характеристиками изображаемых объектов, законами изобразительной грамоты и достоверностью
выполняемого изображения на основании комплексного анализа натуры и с учетом специфики выбранного материала); ценностного (рефлексивно-аналитическое отношение к объекту, процессу и результату деятельности (под объектом деятельности подразумевается любой изображаемый объект окружающей действительности - натюрморт, пейзаж, человеческая фигура и др.; продуктом деятельности выступает выполняемое изображение)); операционального (умения и навыки в реалистическом рисовании, представляющие собой процессуальный базис практического воплощения результатов осуществленного анализа в достоверную изобразительную работу).
Особенность готовности слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности как личностно-профессионального качества заключается в способности личности организовывать изобразительную деятельность как систему (включающую конкретные виды деятельности - учебно-познавательную и исследовательскую, творческую и репродуктивную, рефлексию и анализ), в которой рефлексивно-аналитическое отношение к окружающей действительности и к себе самому играет роль личностно-смысловой формообразующей детерминанты. Влиянием данного отношения определяются характеристики реализации личностью потребности в приобретении новых знаний, выработке новых умений и навыков, в саморазвитии и самосовершенствовании.
-
Обучение на подготовительных курсах вуза является оптимальным средством формирования готовности слушателей к художественно-изобразительной деятельности в связи со следующей спецификой его организации: 1) отсутствие централизованно регламентированных программ и результатов обучения; возможность работы на основе вариативных программ с учетом индивидуальных интересов, способностей, уровня развития слушателей; нестандартный подход к оценке результатов их деятельности; 2) гибкость, вариативность и многообразие организационных форм образовательного процесса; свободный выбор содержания, форм и видов деятельности; 3) возможность построения неформального образовательного процесса; 4) индивидуализация и личностная ориентированность, развитие форм и режимов обучения в направлении обеспечения максимальной «дружественности» по отношению к слушателям; 5) рационализация содержания обучения; 6) открытость и доступность, добровольность участия; 7) усиленное внимание к вопросам профориентации, раннего профессионального отбора в подготовке специалистов, динамическая ориентация образовательного процесса на профессию; 8) интегративность, адаптивность и универсализация; 9) связь теории с практикой; 10) увеличение доли самостоятельной работы обучаемого; 11) усиление активности и интенсивности познавательной деятельности учащихся, обусловленное высоким уровнем их мотивации.
-
Структурно-функциональная модель процесса формирования готовности слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности имеет компетентностную обусловленность и направленность и включает четыре взаимосвязанных блока: целевой (постановка цели, определение задач, научных подходов и соответствующих им принципов, определяющих основу формирования готовности слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности); содержательный (отбор основного содержательного наполнения структурных компонентов готовности слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности, осваиваемого в процессе ее формирования); организационно-деятельностный (определение этапов формирования готовности слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности, форм и методов работы преподавателя и слушателей вуза, направленной на организацию взаимодействия и интеграцию усилий всех участников образовательного процесса в достижении намеченной цели - формировании готовности к художественно-изобразительной деятельности);
оценочно-результативный (выявление критериальных показателей, уровней сформированное готовности слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности и диагностических методов отслеживания результатов; проектирование результата с ориентацией на компетенции по стандартам 3-го поколения).
-
Эффективность процесса формирования готовности слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности обеспечивается комплексом следующих педагогических условий: (1) построение процесса изучения слушателями вуза художественно-изобразительных дисциплин с учетом: а) возрастных особенностей обучающихся, свойственных старшему школьному возрасту; б) развития двух категорий способностей обучающихся - аналитических и изобразительных; (2) организация на подготовительных курсах вуза процесса изучения слушателями художественно-изобразительных дисциплин с ориентацией на компетенции по стандартам 3-го поколения и применением педагогической модели процесса формирования готовности слушателей к художественно-изобразительной деятельности; (3) проектирование, разработка и внедрение в учебный процесс подготовительных курсов художественного вуза специализированных комплексных курсов обучения изображению отдельно взятых объектов окружающей действительности, направленных на формирование готовности слушателей к художественно-изобразительной деятельности и построенных на основе принципов перспективной направленности, комплексности, ценности знания, «аналитичности» мышления, взаимообусловленности теории и практики.
-
Оценка сформированности готовности слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности определяется с помощью выделенных критериальных составляющих структурно-функциональной модели (когнитивного, ценностного, операционального) и уровней ее реализации (высокого, среднего, низкого).
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики и социальной работы Смоленского гуманитарного университета (СГУ) (2006-2011); на заседаниях кафедры дизайна СГУ (2006-2011); на ежегодных межвузовских научно-практических конференциях «Кирилло-мефодиевские чтения» СГУ (май 2006-2011); на научно-практических конференциях: на XI Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медицинские, педагогические, психологические, экологические аспекты» в Калужском государственном педагогическом университете им. К.Э. Циолковского 18 мая 2007 года, на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современного художественно-графического образования» в Смоленском государственном университете 24-25 мая 2007 года; на Всероссийской конференции «Ценности и оценки: проблемы философии и науки» (Смоленск, СГУ, 2009); на II межвузовской научно-практической конференция аспирантов и студентов «На переднем крае науки» (Смоленск: РГОТУПС, 22 мая 2008 года); на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Социальные практики современной молодежи: поиск новых идентичностей» (Барнаул, Алтайский государственный университет, 2009); на XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2009» (Москва, МГУ, 15-18 апреля 2009 г.); на III Международной научно-практической конференции «Психология когнитивных процессов» (Смоленск, СмолГУ, 2009); на Международной научно-практической конференции ученых МАДИ (ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ (Москва-Луганск, МАДИ (ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ, 2009; 2010); на региональной научно-практической конференции молодых ученых «Проблемы и перспективы развития регионов» (Когалым, Филиал ТюмГУ в г. Когалыме, 2010). Основные результаты данного исследования изложены в 17 на-
учно-теоретических статьях автора, в том числе в учебно-методическом пособии «Изображение натюрморта» (Смоленск, 2009). Материалы исследования предоставили основу для разработки программы специализированного комплексного курса, направленного на формирование готовности слушателей вуза к художественно-изобразительной деятельности в процессе обучения изображению натюрморта в рамках трех дисциплин («Рисунок», «Живопись», «Композиция»); организации экспериментальной работы и учебного процесса со слушателями «Художественной студии» (действующей в рамках «Центра довузовской подготовки» Смоленского гуманитарного университета).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 407 источников, приложений, 9 таблиц и 7 рисунков.