Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника Ланцова Татьяна Ивановна

Формирование готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника
<
Формирование готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника Формирование готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника Формирование готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника Формирование готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника Формирование готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника Формирование готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника Формирование готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника Формирование готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника Формирование готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника Формирование готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника Формирование готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника Формирование готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ланцова Татьяна Ивановна. Формирование готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Ставрополь, 2000 213 c. РГБ ОД, 61:01-13/1363-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы содержания и структуры готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника 15

1.1. Теоретическое содержание аксиологического подхода в процессе воспитания 15

1.2. Особенности аксиологического подхода в музыкальном воспитании 40

1.3. Содержание и структура формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника 66

Выводы 98

Глава 2. Организация и методика экспериментального исследования формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника 100

2.1. Анализ начального уровня готовности студентов к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника 100

2.2. Экспериментальное исследование процесса формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника . ... 120

2.3. Сравнительный анализ результатов готовности студентов к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника 146

Выводы 172

Заключение 174

Библиография 179

Приложения 194

Введение к работе

Актуальность исследования. На рубеже веков современное гуманистическое движение стремится проникнуть и утвердиться во всех сферах жизни, в частности в воспитании подрастающего поколения, как важнейшей сферы духовного производства. Аксиологический подход к воспитательному процессу является необходимой новой методологией, обеспечивающей формирование ценностного мира личности.

В реализации принципов гуманизации образования важную роль играет музыкально-воспитательный процесс. Музыкальное искусство оказывается способным строить и перестраивать человеческое ценностное сознание в его целостности - в единстве взглядов, мировоззрения и мироощущения, убеждений, характера и поведения. Специфические средства музыкальных произведений направляют эмоции и мысли слушателя на определенный объект, превращая беспредметные настроения в определенные чувства (любовь, ненависть, восторг, гнев и т.д.) и целенаправленные устремления (решимость, героизм и т.д.). Музыкальное искусство выступает как способ расширения жизненного опыта личности новыми ценностями через субъективные переживания.

Особенности музыкального искусства как способа человеческого общения позволяют через активное эмоциональное восприятие, личностную позицию в осмыслении, актуализации и творческом освоении социальных, эстетических, моральных и других ценностей, заключенных в содержании музыкального произведения, приобщиться к духовно-ценностному опыту человечества. В числе этих ценностей - любовь к ближнему, достоинство человека, стремление к гармонии с природой, созидание и творчество. Утвердившись в мировоззрении, ценностные ориентации становятся руководящими мотивами поведения в повседневной жизнедеятельности. В них фиксируется направление деятельности, содержится потенциальная духовная энергия равная по силе осознанной потребности.

Роль музыкального искусства требует изменения системы подготовки учителя музыки к профессиональной деятельности в школе. Современные требования к учителю предполагают формирования аксиологической сферы и практической готовности к реализации аксиологического подхода как в общем воспитательном процессе, так и в музыкальном.

Аксиологический подход в процессе воспитания определяется ценностно-философским осмыслением бытия. Впервые проблема ценностей определилась в западно-европейской философии XIX века. В отечественной философии к аксиологической проблематике обратились в 60-е годы XX века. Научные основы этой проблемы заложены в работах С.Ф. Анисимова, И.Ф. Балакиной, В. Брожик, Б. Быховского, В.В. Вольнякова, В.В. Гречанова, А.Ф. Зотова, А.Г.Здравомыслова, Е.А. Мамчур, И.С. Нарского и др.

Аксиологическое содержание культурообразующей функции философии, положенное в основу философии гуманизма, рассматривалось в трудах Н.А. Данилова, Ю.В. Китова, Н.Г. Краснояровой, Ю.Ю. Пономарева, Н.З. Чавчавадзе, Ш. Чхартишвили и др. Главной целью и продуктом аксиологической функции философии является универсализация, рационализация и гармонизация мировоззрения.

Аксиологическая функция философии как категориальное оформление и рационально-понятийная интерпретация ценностей жизни и культуры, разработка системы категорий, отражающей основную группу общественных явлений и видов деятельности, выступающих в качестве ценностей, освещены в работах О.Г. Дробницкого, В.Р. Полозова, В.П. Тугаринова и др. В аксиологическом аспекте гуманистическая функция философии охватывает все позитивные человеческие ценности, но высшие ценности, зафиксированные в категориях Красота, Добро, Истина образуют в своем триединстве основание гуманной духовности. Духовность определяется как идеальная форма бытия сущностных сил человека, в которую интегрированы эмоциональная, познавательная и результативная составляющие практического мироотношения.

Гносеологические и социологические аспекты аксиологии, природа
моральных и эстетических ценностей затрагивались в работах
К.А. Абульхановой-Славской, С.Ф. Анисимова, Л.М. Архангельского,

О.М. Бакурадзе, М.М. Бахтина, В.А. Блюмкина, А.И. Бурова, И.Л. Вахнянской, В.В. Водзинской, Г.П. Выжлецова, М.В. Демина, А.А. Ивина, М.С. Кагана, Ю.В. Китова, Н.Г. Краснояровой, И.В. Малышева, И.М. Поповой, Т.И. Порохоровской, А.А. Ручка, Л.Н. Столовича и др.

Подготовка будущего учителя, осуществляемая в настоящее время в системе среднего образования, должна быть нацелена на формирование готовности будущего учителя к творческой профессиональной деятельности.

В психолого-педагогической литературе проблема готовности учителя к профессиональной деятельности рассматривалась многократно. В исследованиях психологов (Б.Г. Ананьев, СИ. Архангельский, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, В.Н. Мясищев и др.) обосновано профессиональное становление личности, а в трудах педагогов (О.А. Абдуллина, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Т. Бондаревская, М.П. Бочаров, В.В. Давыдов, Н.В. Кузьмина, О.П. Рудницкая, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, И.С. Якиманская) определена структура педагогической деятельности и пути ее формирования.

Содержательное единство идеи личностного развития и гуманизации образования, теоретические основы аксиологического подхода в педагогике, формирование мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности отражены в работах Т.Ф. Брайченко, В.В. Вольнякова, И.Н. Груздовой, Н.А. Данилова, И.Б. Котовой, Е.Н. Шиянова и др.

Проблема музыкального воспитания, значение ассоциаций и механизм отражения ценностей действительности музыкальным искусством исследована в работах Б.В. Асафьева, В.В. Ванслова, Ю.А. Кремлева, А.Ф. Лосева, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, В.Г. Ражникова, Г.Б. Рубцовой, А.Н. Сохора, Г.С. Тарасова, Г.П. Шевченко и др.

Теоретико-методологические основы музыкального воспитания сформулированы в трудах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Л.В. Горюновой, Н.Л. Гродзенской и др. Ими были разработаны требования к содержанию музыкального воспитания, обоснованы формы и методы музыкального воспитания, специфика формирования профессиональных качеств учителя музыки, его методологической культуры.

Пути и средства формирования музыкальных способностей, готовности к музыкально-эстетическому творчеству разработаны в исследованиях М.П. Блиновой, В.В. Богатова, Н.А. Ветлугиной, Б.А. Вяткина, И.А. Медведевой, В.И. Муцмахера, Т.Н. Тарановой, Г.С. Тарасова, Б.М. Теплова, Н.А. Терентьевой и др.

С введением в практику подготовки специалиста государственного образовательного стандарта (1998 г.) профессиональная деятельность стала рассматриваться как сознательная, социально-направленная и индивидуально-творческая. Результатом среднего педагогического образования должна стать подготовка педагога нового типа - педагога-гуманиста, готового к индивидуально-творческой ценностной деятельности по воспитанию личности младшего школьника. Новое качество подготовки специалиста в области музыкального воспитания определятся не только степенью готовности к применению на практике гуманистически-направленной деятельности, но и способностью к самостоятельной и творческой реализации аксиологического подхода.

В этой связи возникает объективная необходимость специального исследования теоретических и практических основ формирования готовности выпускника среднего специального учебного заведения к реализации аксиологического подхода в сфере музыкального воспитания младшего школьника.

Проведенный нами анализ различных научных источников позволяет сказать, что уровень разработанности проблемы готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего

школьника как результат его профессионального становления является недостаточным. Несмотря на значительное количество публикаций посвященных данной проблеме в педагогической науке, остается еще неизученным трактовка самого понятия «аксиологический подход в музыкальном воспитании», структура и содержание данного подхода в музыкально-воспитательной деятельности. Научного решения требуют такие стороны проблемы как: определение понятия аксиологический подход в области музыкального воспитания; процесс формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младших школьников; определение содержания форм, методов, условий, уровней и критериев, обеспечивающих эффективную подготовку студентов средних учебных заведений к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младших школьников.

Таким образом, нами выявлена недостаточная научно-теоретическая разработанность этой проблемы. Профессиональная подготовка будущего учителя музыки по-прежнему ведется без системного подхода к развитию субъективного духовного мира личности, ее ценностного мировоззрения и формирования готовности к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании.

Абстрактное отношение к личности, бессистемное обращение к ценностному потенциалу, заключенному в примерах музыкального искусства, ведет к тому, что студенты усваивают некоторый объем знаний, умений и навыков, которые не влияют на их ценностный потенциал, способствующий развитию ценностного мировоззрения, музыкально-эстетического вкуса, готовности к творческой, музыкально-эстетической деятельности. Не владея методологией аксиологического подхода в музыкальном воспитании, многие учителя не имеют субъективной позиции в музыкально-воспитательной деятельности, выраженной установки на самореализацию через творчество в музыкально-воспитательной деятельности, значительная их часть проявляет устойчивые стереотипы в музыкально-воспитательной деятельности.

Если систематизировать те внутренние ограничения, которые мешают творческой самореализации в музыкально-воспитательной деятельности, то можно увидеть «дефекты» в той части профессиональной подготовки, в которой отсутствует система формирования готовности к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании. Наличие такой готовности приводит к пересмотру практической реализации целей и задач музыкального воспитания, способствующих самореализации, творческой актуализации и развитию ценностного мира личности, а ее отсутствие порождает стремление «быть как все».

Следовательно, назрела практическая потребность в разработке такой системы готовности учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании, которая позволяла бы актуализировать ценностное мировоззрение, музыкально-эстетический вкус, развивать творческие возможности в области музыкально-воспитательной деятельности, как у самого учителя, так и у его воспитанников.

Таким образом, недостаточная разработанность проблемы готовности современного выпускника колледжа к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника, ее теоретическая и практическая значимость, а также наличие методологических предпосылок для ее решения определили выбор нашего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические и специальные музыкально-эстетические условия формирования готовности будущего учителя начальных классов к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника? Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объектом исследования избран процесс профессиональной подготовки будущего учителя музыки начальных классов в педагогическом колледже.

Предметом исследования выступила совокупность психолого-педагогических и специальных музыкально-эстетических условий,

определяющих готовность будущего учителя музыки к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника.

В исследовании выдвинута гипотеза: успешная подготовка студентов педагогического колледжа к реализации аксиологического подхода в музыкально-воспитательной деятельности возможна, если:

будет определено содержание и структура аксиологического подхода в музыкальном воспитании;

будут определены психолого-педагогические и специальные музыкально-эстетические условия формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника;

формирование готовности к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании будет рассматриваться как неотъемлемая часть общей профессиональной подготовки учителя.

В соответствии с намеченной целью определены задачи:

теоретически обосновать содержание и структуру аксиологического подхода в воспитании, определить специфику его проявления в музыкальном воспитании;

выявить уровни и критерии готовности студентов к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника;

определить совокупность психолого-педагогических и специальных музыкально-эстетических условий формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника;

разработать и апробировать систему формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника, как части его общей профессиональной готовности;

осуществить экспериментальную проверку разработанной системы и выявить степень ее эффективности в сравнении с традиционной системой и

технологиями подготовки учителя музыки начальных классов в условиях педагогического колледжа;

разработать методические рекомендации по формированию готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: аксиология как компонент философского знания; учение об аксиологической функции философии; теория диалектики эстетических ценностей и их значимости в художественном воспитании личности; теория профессионально-педагогической готовности; аксиологический подход в развитии ценностного потенциала и гуманистической направленности личности; теория музыкально-эстетического воспитания личности.

В процессе исследования применялись следующие методы: анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической, эстетической литературы, учебно-методической документации по проблеме исследования; обобщение педагогического опыта, психолого-педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, педагогическое моделирование, организация и анализ опытно-экспериментальной работы, статистическая и аналитическая обработка экспериментальных данных, их систематизация, количественный и качественный анализ.

Опытно-экспериментальной базой явились группы школьного отделения Железноводского педагогического колледжа Ставропольского края, а также учителя и учащиеся начальных классов базовой общеобразовательной школы при педагогическом колледже города Железноводска Ставропольского края. Общий объем испытуемых составил 191 человек. В формирующем эксперименте участвовало 165 студентов педагогического колледжа, учителей и учащихся базовой общеобразовательной школы.

Организация исследования. Исследование осуществлялось поэтапно.

Первый этап - поисково-теоретический (1997 - 1998 гг.). На данном этапе исследовалась сущность феномена аксиологического подхода и

11 разрабатывалась общая концепция исследования на основе анализа философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической, эстетической литературы; анализировался опыт профессионально-педагогической подготовки студентов, формирования их готовности к музыкально-воспитательной деятельности. На первом этапе определены сущность содержания и структуры аксиологического подхода и составляющие системы формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника.

Второй этап - экспериментальный (1998 - 1999 гг.). Апробировалась методическая система формирования готовности студентов к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника. В ходе констатирующего и формирующего эксперимента были подвергнуты проверке гипотеза исследования, система формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника как части общепрофессиональной готовности к педагогической деятельности, программа спецкурса «Аксиологический подход в музыкальном воспитании младшего школьника».

Третий этап - обобщающий (1999 - 2000 гг.). Осуществлялся анализ и обобщение результатов исследования, корректировались выводы первого и второго этапа исследования, систематизировались и обобщались экспериментальные данные. Были разработаны методические рекомендации по внедрению аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: определено и теоретически обосновано содержание и структура аксиологического подхода в музыкальном воспитании. Обоснованы уровни и критерии готовности студентов к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника. Определены психолого-педагогические и специальные музыкально-эстетические условия для осуществления аксиологического подхода в

музыкально-воспитательном процессе и предложена технология его осуществления. Разработана методическая система формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника с позиций требования государственного образовательного стандарта.

Практическая значимость исследования состоит в том, что совокупность теоретических положений и выводов, содержащихся в диссертации, позволила существенно повысить эффективность музыкально-воспитательного процесса в системе среднего профессионального образования и начальной школы. Разработаны методические рекомендации по формированию готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкально-воспитательном процессе младшего школьника. Созданные условия направили музыкально-воспитательный процесс на формирование гуманных ориентации субъективно-ценностного мира личности, музыкально-эстетического вкуса, самореализации личности учителя в творческой музыкально-эстетической воспитательной деятельности.

Представленная в диссертации модель системы формирования готовности студентов к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника, спецкурс «Аксиологический подход в музыкальном воспитании младшего школьника», в котором разработана система заданий, практических и самостоятельных работ, могут быть применены в процессе профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов, учителя музыки в среднем учебном заведении, а также в системе повышения квалификации педагогических работников.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась

методологической обоснованностью исходных параметров, использованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, достаточной источниковой базой, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимопроверяемостью.

На защиту выносятся следующие положения:

содержание и структура аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника;

теоретическая модель формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника, функциональные компоненты, уровни, условия и критерии готовности к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника;

методическая система формирования готовности студентов педагогического колледжа к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника представленная теоретическим, теоретико-методическим, организационно-практическим и диагностическими блоками.

Апробация и внедрение результатов исследования. По теме исследования были опубликованы работы. Основные положения диссертации изложены: на краевом совещании работников учреждений среднего профессионального образования «Введение и реализация государственных образовательных стандартов как необходимое условие сохранения качества подготовки специалистов в педагогическом колледже» (Светлоград, август 1999 г.), научно-практических конференциях «Личность: культура и образование» (Ставрополь, апрель 1999г.); «Экология детства» (Ставрополь, май 2000 г.) «Формирование и развитие креативности и концептуального мышления дошкольников и младших школьников средствами искусства и природы» (Карачаевск, май 2000 г.); XVIII Южно-Российских психолого-педагогических чтениях «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (Майкоп, май 2000 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе» (Краснодар, сентябрь 2000г.); доклады о проведении исследования заслушивались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Ставропольского государственного университета, методическом

совете, заседании секции «Музыка» Железноводского педагогического колледжа, методических чтениях Минераловодского музыкального училища имени В. Сафонова.

Выводы, рекомендации и обобщения по проблеме исследования формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника использованы при разработке программы спецкурса «Аксиологический подход в музыкальном воспитании младшего школьника».

По материалам диссертационного исследования издано 6 публикаций автора, которые вышли в 1999 - 2000 гг.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Основной текст диссертации изложен на 178 страницах. Общий объем работы составил 213 страниц. Библиография включает 209 источников.

Теоретическое содержание аксиологического подхода в процессе воспитания

Гуманизация образования как один из принципов перестройки всей образовательной системы предполагает пересмотр содержания тех областей науки, которые задействованы в воспроизводстве духовного потенциала человечества. Система воспитания, по мнению Н.А. Данилова [68], Б.Т. Лихачева [105], Е.Н. Шиянова [199], являясь одной из сфер духовного производства, оказалась пораженной технократическими тенденциями. В основу ее построения и функционирования была положена схема материального производства, ориентированная не на личность и ее развитие, а на человека как на программируемый компонент системы, как на объект всевозможных манипуляций. «Произошло отчуждение учителя от общества, школы, ученика. Формализм и нивелировка, стремление к единообразию способствовали отчуждению молодых людей от учения, друг от друга и, в известной степени, духовному обеднению жизни общества» [199, С.216]. Весомый вклад в решение проблемы восстановления значимости воспитания как сферы духовного преобразования человека может внести аксиологический подход к воспитанию.

Аксиологический подход в воспитании основан на ценностно-философском осмыслении бытия. «Аксиология (от греческого axio - ценность и logos - учение) - философское учение о природе ценностей, их места в реальности и о структуре ценностного мира» [38, С.30-31]. Проблема ценностей, в собственном смысле, впервые определена в западноевропейской философии XIX века [209]. Сам термин «аксиология» появился лишь в начале XX века в трудах французского философа П. Лаппи (1902) и немецкого философа Э. Гартмана (1908) [38].

Проследив историческую эволюцию понятия «ценность», можно выявить содержание аксиологической функции философии, которое является фундаментальной основой аксиологического подхода в воспитании. В античной философии древнегреческие мыслители пришли к пониманию того, что существует единое ценностное начало, которое дифференцируется на Доброе, Прекрасное, Истинное, но в итоге объединяет все эти понятия в специфическом понятии античной философии калокагатии [176, С.28].

Древняя философия ценности в учениях Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля обнаруживает общечеловеческие основы ценностного отношения [176, С.32]. Философия древности, по утверждению Л.Н. Столовича, « предстает как своего рода модель всего последующего развития аксиологии. От синкретического, нерасчлененного ценностного миропредставления - к осознанию этических, эстетических, познавательных, утилитарно-практических аспектов ценностной ориентации людей. От дифференцированно осмысляемого ценностного отношения в виде Добра, Красоты, Истины - к синтетическим общим понятиям «благо» и «ценность». На материале первоначального этапа философии ценности отчетливо проступает диалектика общечеловеческого аспекта и конкретно социального» [176, С.36].

В эпоху Средневековья господство религиозного сознания над всеми другими его сферами выражается в том, что Бог выступает как « регулятивный принцип средневекового мира» [64], как « конечные цели и ценности ищущего мышления» [64, С.296]. В Боге воплощается высшее совершенство и благо, он олицетворяет триединство Истины, Добра, Красоты, является «источником и сутью всех ценностей» [176, С.37]. Л.Н. Столович делает выводы, что « этот объективный идеализм позволил дать свое решение таких важнейших аксиологических проблем, как, во-первых, соотношение объективного и субъективного в ценностном отношении и, во-вторых, единство и многообразие ценностей» [176, С.40]. Средневековое ценностное сознание и его теоретическое осмысление в трудах Августина, Фомы Аквинского, Данте и др. при всей присущей ему общности не было единым. Оно различалось не только в пространстве - в Европе и на Востоке, но и во времени, насчитывая тысячелетнюю историю. Помимо этого оно было социально неоднородным. Наряду с его официальным, ортодоксальным слоем существовал иной слой народной культуры. Этот слой с его ценностным мироотношением нашел свое выражение в фольклоре, в различных видах народного творчества и искусства вообще [25], [63], [176, С.37-42].

В эпоху Возрождения в трудах Л. Валлы, Т. Кампанеллы, М. Монтеня Человек был осознан как высшая ценность. Это был новый этап в эволюции понятия ценность, где аксиологический подход разрабатывался и осуществлялся с учетом человеческой субъективности [176, С.43-49]. Мишель Монтень дает следующее определение ценности: « Ценность вещей зависит от мнения, которое мы имеем о них» [119, С.78-79].

Философия XVII века в учениях Р. Декарта [69], Б. Спинозы [172], Г.В. Лейбница [99], [100], [101], [102], [129], Ф. Бекона [39], Т. Гоббса [56], Д. Локка [107] в понимании человека подчеркивает его разумную природу, его способность мыслить. Поэтому, ценностное мироотнощение получает рационалистическую интерпретацию: образуется общее понятие ценности, включающее в себя различные общественно-человеческие отношения -экономические, политико-социальные, нравственные и эстетические [176, С.61], [192].

При рассмотрении новоевропейской философии в исследованиях М.С. Кагана [85], Л.Н. Столовича [176], Ю.Ю. Пономарева [140] устанавливается, что ведущей тенденцией этой философии является все нарастающая рационализация высших духовных ценностей. Следствием этого служит тот факт, что в иерархии высших ценностей первенство все чаще отводится Истине. Для рационализма декартовского типа истинное знание - это знание, очищенное от всех неразумных аффектов и страстей. Рационально и методично организованное мышление служит фильтром, через который пропускаются все остальные формы человеческого мироотношения. Истинной добродетелью, истинной красотой является лишь то, что может быть рационально доказано и обосновано.

Переосмысливая природу рациональности и закладывая принципы нового понимания ценностей И. Кант в ряде своих работ [88], [89], [90] вводит различие между рассудком и разумом, ограничивая притязания прежнего рационализма на познание абсолютной Истины. Высшим видом ценностей, по мнению Канта, являются эстетические ценности, так как они полностью независимы от объектов желания человека и определяются лишь всеобщей законодательной формой. Деятельность практическая (моральная), в отличие от теоретической, целесообразна, то есть сообразуется с высшей целью человеческой жизни, которой подчинены все остальные цели. Однако, по Канту, человек является самоцелью, самодетерминирован в своем развитии, то есть, свободен лишь в ноуменальном мире. Канту удалось отстоять свободу воли человека ценой «деонтологизации» высших ценностей, ценой ограничения сущности человека лишь сферой ноуменального мира. Сферы Истины, Добра и Красоты противопоставляются друг другу, выявляется их принципиальная несовместимость. Целостность философского идеала осуществляется лишь в максимально напряженной форме - в форме драматического соперничества альтернативных ценностей.

В дальнейшем философия настойчиво ищет пути преодоления антиномичности своего идеала. Проблема ценностей становится объектом пристального философского рассмотрения во второй половине XIX века, преимущественно в немецкой философии (В. Виндельбант, Г. Риккерт, М. Шеллер). Неокантианство интерпретирует высшие духовные ценности как трансцендентальные сущности, которые лишь «имеют значение», но о реальном бытии которых нельзя сказать ничего определенного. Проблема познания трансформируется в проблему ценностных оснований человеческой культуры, а назначение философии состоит в раскрытии смысла этих ценностей [44].

Проблема бытия высших духовных ценностей занимает значительное место в философии жизни Ф. Ницше [132], [133], А. Шопенгауэра [201] и других. Радикальность ницшеанской трансформации философии, отмечает Ю.Ю. Пономарев, состоит в его требовании устранить тиранию прежних ценностей и, прежде всего, ценностей моральных, в которых он обнаруживает проявление декаданса и жизнеотрицания. Другие высшие ценности Ницше также рассматривает в моральном аспекте. Истина, с его точки зрения, представляет ценность потому, что дает людям душевный покой, иллюзию знания, оправдывая их духовную леность. Глубочайшим заблуждением прежней философии Ницше считает онтологизацию высших ценностей и в этом моменте он солидарен с Кантом [140].

Романтики Ф. Шеллинг, Ф. Шлейермахер, Ф. Шлегель пытались возвести Красоту на пустующий престол царства абсолютных ценностей. Реакцией на эстетизм стал экзистенциализм, который вновь возрождает морализаторскую философию. Однако это уже не морализм кантовского типа. Морально-мировоззренческие ценности не открываются в мире, не находятся предзаданными, и конституируются свободным моральным выбором человека в акте трансцендирования. Экзистенциализм, как философия жизни, стремится к непосредственному постижению Истины. Лишь такая, а не отвлеченная теоретическая истина обладает подлинной ценностью для человека [60], [140].

В русской классической философии проблема бытия высших духовных ценностей занимает ведущее место. Оригинальная концепция единства Добра, Истины и Красоты представлена В. Соловьевым в его философии всеединства. Абсолютное, по В. Соловьеву, раскрывается в трех основных идеях: Блага, Истины, Красоты. Синтез традиционных разделов философии в цельное знание В. Соловьев осуществляет на основе религиозно-этического гуманизма [165], [166]. Подобного же рода синтез, хотя и на другой основе, пытается осуществить и И.Ф. Федоров в своей философии общего дела [186]. Русская философия может быть охарактеризована в целом как этикоцентризм: в царстве традиционных высших ценностей провозглашается безусловное господство морального Добра, которое содержит в себе и Истинное и Прекрасное [140].

В отечественной философии к аксиологической проблеме обращаются в 60-е годы XX века. В.П. Тугаринов в ряде своих работ [182], [183], [184] не только изучил ценности жизни и культуры, но и разработал систему категорий, в которых находит отражение основная группа общественных явлений и видов деятельности, выступающих в качестве ценностей. Проблеме ценностей посвятили свои труды отечественные ученые: С.Ф. Анисимов [10], [11], М. Бакурадзе [21], О.Г. Дробницкий [72], [73], СМ. Каган [83], [84], [85], [86] и другие.

Анализ начального уровня готовности студентов к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника

Изучение обширной темы профессиональной подготовки будущего специалиста в настоящее время несомненно актуально. При этом особое значение приобретает проблема выявления и изучения готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника как необходимое условие профессиональной готовности в свете гуманистической парадигмы образования.

С этой целью проводилось исследование студентов III и IV курсов школьного отделения с дополнительной квалификацией «музыкальное образование» педагогического колледжа г. Железноводска. В данном исследовании принимало участие 52 человека. В экспериментальной группе III курса 26 человек, в контрольной группе IV курса 26 человек, преподаватели педагогического колледжа, руководители практики, учитель музыки и учащиеся базовой общеобразовательной школы при педагогическом колледже г. Железноводска.

Методика констатирующего эксперимента состояла из проведения контрольных срезов, включающих использование комплекса диагностических методик, тестирования, анкетирования, наблюдения, индивидуальных и групповых бесед, анализа творческих работ студентов, анализа полученных результатов, обработанных статистическим и аналитическим методами, что в свою очередь, привело нас к соответствующим выводам.

Цель констатирующего эксперимента - диагностика начального уровня готовности студентов к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника. Задачами констатирующего эксперимента являлась диагностика: ценностно-ориентированной направленности личности; эмоциональной направленности личности; уровня музыкально-эстетического развития; уровня музыкально-эстетической творческой деятельности студентов. Констатирующий эксперимент состоял из трех этапов. Цель первого этапа - выявление ценностного мировоззрения личности студента, его ценностного развития и тенденций формирования. Задачами первого этапа констатирующего эксперимента было выявление: ценностного мировоззрения личности студента; ценностно-ориентированной направленности личности студента; уровня значимости ценностей, необходимых для формирования готовности к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника у студентов экспериментальной и контрольной групп; основных тенденций для формирования ценностного мировоззрения личности.

На первом этапе констатирующего эксперимента были использованы методы наблюдения, беседы, тестирования. Студентам была предложена диагностическая методика изучения ценностных ориентации М. Рокича [116, С.34-35] с целью определения личностных ценностей студентов, их иерархии по значимости, тенденций формирования ценностей, необходимых для реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника будущему учителю музыки.

Опираясь на данные исследования инструментальных ценностей по степени личной значимости для студентов экспериментальной группы, можно выстроить их в следующей иерархической системе (см. приложение 4).

Таким образом, опираясь на данные анализа исследования ценностных ориентации личности по методике М. Рокича, можно сделать вывод о том, что большинство студентов III курса экспериментальной группы в качестве основных ценностей, составляющих основу ценностного сознания, выбрала общечеловеческие, гуманные ценности. К этим ценностям они отнесли здоровье, познание, интересную работу и т.д., что констатирует направленность на гуманистическую профессионально-педагогическую деятельность на когнитивном уровне. При анализе ценностного сознания будущего учителя музыки отрадно видеть зачатки аксиологического сознания, проявляющиеся в стремлениях к образованности (широта знаний, высокая общая культура), честности (правдивости, искренности).

Однако такие ценности, которые необходимы для реализации аксиологического подхода, как творчество (возможность творческой деятельности); самостоятельность, как независимость в суждениях и оценках; чуткость (заботливость); широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные обычаи, вкусы, привычки); терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать им ошибки и заблуждения) - являются для студентов экспериментальной группы второстепенными.

Исследование позволяет констатировать факт, что ценности, характеризующие эстетическую деятельность (умение видеть и переживать красоту в природе и искусстве) для будущего учителя музыки являются малозначительными.

В экспериментальной группе на начальном этапе констатирующего эксперимента наблюдается ценностная направленность на профессионально-познавательную деятельность, в основном на когнитивном уровне. Аксиологический уровень профессионально-педагогического процесса проявляется крайне слабо и нуждается в специальных научно-методических рекомендациях, разработках, программах.

Обработка результатов исследования ценностных ориентации личности по методике М. Рокича в контрольной группе показала, что в числе ведущих терминальных ценностей, то есть ценностей-целей, к которым надо стремиться, были названы:

- здоровье (физическое и психическое): К ср. = (1+9+1+3+10+2+1+1+18+6+3+10+3+3+7+10+1+4+1+3+7+6+1+2+1+1): 18 = 6,3 б;

- познание (возможность расширения своего образования, общей культуры, интеллектуального развития):

К ср. = (4+6+7+7+3+8+6+4+15+3+4+9+8+4+13+2+9+1+2+5+5+4+15+3+4+7): 18 = 8,7 б;

- интересная работа: К ср. = (2+2+8+4+1+4+11+9+6+12+8+7+1+2+1+4+2+18+16+9+3+15+7+4+10+5) : 18 = 9,5 б.

В середине иерархической шкалы большая группа ценностей, также имеющих существенное значение для студентов, но представляющиеся им второстепенными по сравнению с главными целями жизни, это:

- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком):

К Ср. = (6+1+5+14+18+6+5+15+7+8+15+17+15+13+17+2+9+4+2+4+10+12+7+14+6+15) : 18 = 13,3 6;

- уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений): К ср. = (12+15+10+16+9+15+3+14+4+9+5+4+5+14+14+16+11+6+2+17+9+14+11+6+5+6) : 18 = 13,9 6;

- активная деятельная жизнь:

К ср. = (16+10+15+10+7+1+4+7+13+13+16+11+6+7+8+3+10+6+12+16+18+2+10+14+7+13) : :18= 14,1 б;

- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом):

+17+18):18 = 21,5 6.

Таким образом, опираясь на данные анализа списка терминальных ценностей по степени личной значимости для студентов экспериментальной группы, можно выстроить их в следующей иерархической системе (см. приложение 5).

Изучение выбора студентами контрольной группы IV курса инструментальных ценностей-средств для достижения цели показало, что в качестве ведущих ценностей данной группы были названы:

- образованность (широта знаний, высокая общая культура):

К ср. = (2+6+2+12+4+1+4+9+6+2+2+5+4+1+1+12+18+1+1+3+3+3+1+4+10+11): 18 = 7,6 б;

- воспитанность (хорошие манеры, вежливость):

К ср. = (6+11+5+11+5+6+5+5+3+4+9+3+1+3+10+2+8+2+9+9+5+7+6+1+9+6) : 18 = 8,3 б;

- честность (правдивость, искренность):

К ср. =(1+1+3+1+1+4+2+8+7+12+5+11+3+9+3+3+2+15+6+14+2+8+10+11+17+2): 18 = 8,9 6. В середине иерархической шкалы находится большая группа ценностей, также имеющих существенное значение для студентов, но представляющиеся им второстепенными, по сравнению с главными ценностями для достижения жизненных целей:

Экспериментальное исследование процесса формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника

Проблема выявления результативности музыкального воспитания при освоении учащимися содержания и приемов применения аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника, как условия профессиональной направленности личности будущего учителя начальных классов, учителя музыки, проводилась в условиях формирующего этапа экспериментальной работы с группой студентов III курса школьного отделения педагогического колледжа и учащимися начальной базовой школы при педагогическом колледже города Железноводска.

Целью формирующего эксперимента явилось формирование готовности будущих учителей к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника.

Задачами формирующего эксперимента выступили: теоретическая подготовка будущих учителей к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника; овладение студентами формами и методами реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника.

В основу построения экспериментальной программы формирования готовности будущего учителя музыки к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника была положена идея о возможно большей ее эффективности в сравнении с традиционной. Исследовательский материал формирующего эксперимента состоял из программы спецкурса «Аксиологический подход в музыкальном воспитании младшего школьника» (см. приложение 2).

Для более глубокого представления о методике формирования готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника следует раскрыть содержание программы спецкурса «Аксиологический подход в музыкальном воспитании младшего школьника», который введен в учебный план профессионально-педагогической подготовки в педагогическом колледже города Железноводска для специальности 0312 «Преподавание в начальных классах» с дополнительной квалификацией «Музыкальное образование».

Спецкурс «Аксиологический подход в музыкальном воспитании младшего школьника» разработан для педагогических колледжей, выпускающих учителей музыки начальных классов, с целью повышения качества и эффективности музыкального воспитания в начальной школе.

Данный спецкурс рекомендуется для освоения на третьем курсе до прохождения педагогической практики.

Основной целью спецкурса является подготовка студента к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника.

Спецкурс состоит из трех разделов, которые предворяются общефилософским введением.

Во введении рассматриваются основные противоречия современной цивилизации, становление современного гуманистического движения, его идеалы, раскрывается актуальность ценностного видения мира.

Первый раздел «Теоретические основы аксиологического подхода в воспитании» посвящен рассмотрению аксиологического подхода с точки зрения философии, психологии и педагогики; рассматриваются основные исторические этапы становления аксиологии как науки для выявления аксиологической функции философии; раскрывается содержание основных категорий и понятий аксиологии: ценность, аксиологическое сознание личности, аксиологический подход в педагогике, в воспитании.

Во втором разделе «Содержание и структура аксиологического подхода в музыкальном воспитании» раскрываются основные аспекты формы и методы для реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании. Аксиологический подход включает формирование основ трех взаимосвязанных компонентов: эмотивного, познавательного, результативно-творческого. Третий раздел «Методика реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника» предполагает практическую подготовку будущих учителей к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника. Формирование основных составляющих готовности к реализации аксиологического подхода 123 эмотивного, познавательного и результативно-творческого возможно лишь при условии соблюдения уровневого подхода в развитии будущего специалиста: I уровень - чувственно-логический, где формируются интересы, потребности, мотивы эмоционального восприятия ценностей музыкального произведения, развивается музыкально-слуховой ценностный опыт, определяющий первично-интуитивное понимание ценностного смысла музыкального произведения, приобретаются навыки по овладению способами музыкально-ценностной деятельности. II уровень - духовно-практический, предполагает развитие способности к эстетическому восприятию, переживанию, суждению, эстетической оценке и подводит к осмыслению ценностей музыкального искусства. III уровень - музыкально-культурный, включает развитие основ ценностного мировоззрения, музыкально-эстетического вкуса, творческой ценностной музыкально-воспитательной деятельности. Практическая реализация аксиологического подхода происходит в период педагогической практики.

В условиях различной музыкальной подготовленности, уровня теоретических знаний и общекультурной эрудиции студентов, данный спецкурс мог способствовать обобщению имеющегося у них музыкального опыта и развитию способности осмысления ценностного содержания музыкально-воспитательной деятельности.

Курс реализовывался в различных формах и разнообразными методами. Лекционный курс дополнялся практическими занятиями, семинарами, индивидуальными собеседованиями, самостоятельной работой над рефератами, подготовкой планов-конспектов музыкальных занятий для учебной и внеклассной работы.

Спецкурс «Аксиологический подход в музыкальном воспитании младшего школьника» ставил принципиально новые и достаточно сложные задачи перед преподавателями, которые этот курс обеспечивали. Необходимо было осуществить содержательное единство, методологическую и терминологическую идентичность в изложении и интерпретации проблем аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника, а также единство требований и критериев оценки качества усвоения материала.

Структура и содержание каждого из разделов определялась общей стратегической целью курса. Студенту предлагались не только некоторая сумма знаний, но и обучение методам и приемам теоретического анализа и обобщения. Важно было создать будущему учителю условия для эмоционально-осознанного восприятия музыкально-эстетических ценностей, научить отбору, оценке музыкальных произведений с позиций музыкально-эстетических ценностей, помочь овладеть способами интерпретации содержания музыкального произведения, навыками музыкально-аксиологического анализа произведения, способствовать развитию музыкально-эстетического вкуса и т.д. Студент должен был иметь возможность углубить свои теоретические знания в ходе самостоятельной работы и приобрести практический опыт аксиологического подхода в музыкальном воспитании младших школьников на практике.

В каждом из разделов программы имелись вопросы самоконтроля практической работы для студентов. Самостоятельная работа студентов была разной направленности: реферирование научного текста; аксиологический анализ музыкального произведения; создание плана-конспекта музыкального занятия, реализующего аксиологический подход; и т.д.

Основные формы контроля за качеством знаний по данному спецкурсу проходили в виде контрольных работ по каждому из разделов спецкурса и общего дифференцированного зачета в конце освоения спецкурса. Студент выполнял реферативную письменную работу, в которой отражалось его овладение методикой создания эстетической ситуации, готовность осуществлять аксиологический анализ музыкального произведения, знания и практические умения применять методику составления и проведения музыкального занятия, реализующего аксиологический подход. Зачет по завершению спецкурса в отдельных случаях проходил в форме открытого урока по музыкальному воспитанию на педагогической практике.

Таким образом, содержание спецкурса включало комплекс философских, психолого-педагогических, дидактических, музыкально-эстетических аспектов аксиологического подхода при подготовке студентов педагогического колледжа к музыкальному воспитанию младших школьников.

Похожие диссертации на Формирование готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника