Введение к работе
Актуальность исследования. В условиях сложных социальных и культурных изменений в мире и России большое значение приобретает «фундаментальная общекультурная подготовка» будущих учителей, являющаяся базой обеспечения национального единства, развития человеческого капитала, выраженного в «подготовке поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан» (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект. М., 2009, с .9). Перенесение акцентов на культуру показывает, что в обществе осознается важность гармонизирующих механизмов культуры, направленных на формирование целостного представления о мире.
В педагогике искусства проблема целостности является одной из важных, в силу специфики природы искусства, воссоздающего человеческую жизнь в её единстве. Предметная область учебного курса «Мировая художественная культура», исходя из самого названия, предполагает включение «в одно системное и историческое целое художественное производство, художественное потребление, художественную критику, научное изучение искусства и сами художественные ценности, носителями которых являются произведения всех видов искусства» (Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 223). Целостность постижения мировой художественной культуры требует постоянного переосмысления художественного наследия с точки зрения современных взглядов на мир.
Контекст, в котором возникла первая модель преподавания МХК, созданная Л.М. Предтеченской, предполагал формирование представлений учащихся о мировой художественной культуре с идеологических позиций. В современных учебниках и методических пособиях проблема формирования целостного представления о мировой художественной культуре решается у разных авторов по-разному, в том числе на основании: реализации личностно-ориентированной идеи в обучении (Ю.А. Солодовников, Т.В. Себар, Л.В. Пешикова и др.); разработки педагогических технологий (A.M. Вачь-янц, А.Б. Никитина, Е.П. Олесина и др.); организации предметного содержания на основании стилистического ранжирования (Г.И. Данилова, Л.А. Рапацкая и др.), идеи «самодвижения культуры» (Е.П. Львова, Е.П. Кабкова, В.А. Школяр и др.), введения вопросов символического пласта культуры (Е.А. Бодина, Л.Г. Емохонова). Вопросам целостности восприятия искусства посвящены исследования А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского, Е.М. Торшиловой и др. При всём разнообразии подходов к проблеме преподавания МХК общим для них является то, что авторы исходят из исторического разделения синкретического комплекса искусств на виды, жанры, стили; из оппозиционности материальной и духовной культуры, формы и содержания; из приоритетности
целостности восприятия искусства перед целостностью искусства как единой системы; из единичного обыденного опыта человека, который не сопрягается с художественной культурой. Изучение художественной культуры ориентировано главным образом на традиционные образцы классического искусства, в то время как современному искусству, разнообразным методам анализа в постижении глубинных культурных смыслов уделяется мало внимания. Возникает противоречие между необходимостью целостного постижения мировой художественной культуры и недостаточной разработанностью теоретико-методических основ, направленных на формирование целостного представления о ней в подготовке учителя. В связи с этим проблема исследования заключается в том, чтобы выявить и педагогически обосновать необходимые условия организации процесса целостного освоения и познания содержания мировой художественной культуры.
Объект исследования: освоение мировой художественной культуры в системе подготовки современного учителя образовательной области «Искусство».
Предмет исследования: содержание и специфика организации процесса обучения, направленного на формирование у учителя целостного представления о мировой художественной культуре.
Цель исследования: теоретически разработать, научно обосновать и экспериментально проверить педагогическую концепцию формирования целостного представления учителя о мировой художественной культуре на основе единства разных видов искусства и методов их познания.
Задачи исследования:
Изучить отечественный опыт преподавания мировой художественной культуры в историческом контексте.
Выявить педагогический потенциал научных методов современного искусствоведения и культурологии для решения проблемы формирования целостного представления учителя о мировой художественной культуре.
Сформулировать принципы отбора содержания, форм и методов освоения мировой художественной культуры основанных на достижениях современной науки об искусстве.
Разработать и экспериментально проверить авторскую модель преподавания мировой художественной культуры на основе авторской концепции формирования целостного представления о мировой художественной культуре.
Гипотеза исследования. Целостное представление учителя о мировой художественной культуре может быть сформировано в том случае, если:
- в содержании предмета «Мировая художественная культура» и методике преподавания будут учитываться идеи целостности художественной культуры на уровне
смыслообразования и формообразования базовой мифологической пространственно-временной модели;
освоение смыслов художественной культуры будет осуществляться на основе единства личного опыта «повседневной» культуры («знание в виде опыта жизнедеятельности, ценности и нормы, традиции и верования, образцы, умения и навыки, необходимые для жизни в социальной среде», Минюшев Ф.И. Социология культуры. М., 2004.С. 32) и опыта взаимодействия с культурой художественной;
единство эмоционально-ценностного и аналитического постижения искусства будет основываться на синкретизме архетипических «мыслеформ» (К.Г. Юнг) и механизмов формирования художественной культуры (метафоризм, бинарность, тождество, инверсия);
освоение специфики языка искусства будет происходить в единстве с предметным содержанием, а аналитические методы познания искусства будут соответствовать особенностям основных моделей культуры (мифологическая, религиозная, эстетическая, позитивистская, ремифологическая).
Методологические основы исследования: положения современной педагогической науки в области теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Элько-нин), культуросообразной модели образования (В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр), теории интегрированного обучения и полихудожественного воспитания (Б.П. Юсов); философские концепции в области специфики художественного образа и символической природы искусства (Г.В.Ф. Гегель, Э. Кассирер); теория восприятия искусства (Л.С. Выготский, Р. Арнхейм, Ж. Пиаже, А.А. Мелик-Пашаев); исследования по выявлению внутренних структур культурных феноменов и их моделированию в области литературоведения (М.М. Бахтин) и культурологии (Г.Д. Гачев); исследования социологии культуры в области символической организации повседневности (Р. Барт, Ф.И. Минюшев, Ю.В. Рождественский, М. Элиаде); исследования архетипических и мифологических основ в психологии и искусстве (К.Г. Юнг); теория и методология формальной школы искусствоведения (Г. Вёльфлин), иконологии (А. Варбург, Э. Па-нофский), исторической антропологии (К. Леви-Стросс), семиотики и структурализма (Вяч. Вс. Иванов, Ю.М. Лотман, Е.М. Мелетинский, А.А. Пелипенко, В. Я. Пропп, В.Н. Топоров, У. Эко, И.Г. Яковенко).
Методы исследования включают: анализ философской, искусствоведческой и педагогической литературы по проблемам исследования; анализ учебных программ, учебников, методической литературы; сравнительно-исторический анализ отечественного опыта художественной педагогики по линии взаимодействия триады: искусство -теоретическое осмысление опыта искусства - педагогические инновации в художественном образовании; теоретическое моделирование; ретр оспективный анализ собст-
венной педагогической деятельности; педагогическое наблюдение в естественном эксперименте; глубинное интервью; комплексный анализ исследовательских и творческих работ учащихся; анализ и обобщение результатов экспериментальной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что проблема формирования целостного представления учителя о мировой художественной культуре впервые рассмотрена с позиций комплексного подхода, в основе которого лежит единство художественной культуры и «культуры повседневности», единство содержания и методов его познания.
Выявлена роль мифологических структур как базовой технологии смыслообразования культуры и источника содержания и форм искусства, как культуротворческой основы педагогики. Научно обосновано, что в качестве основы формирования целостного постижения мировой художественной культуры должны рассматриваться исходные для культуры мифологические механизмы смыслообразования и метафорического перевода представлений о мире на язык символических кодов культуры (бинарные оппозиции, архетипы), а целостность эмоционально-чувственного и аналитического постижения произведения искусства достигается на основе синкретизма архетипических «мысле-форм» и мифологических способов формирования сущностных форм культуры.
Разработана авторская модель преподавания МХК на основе единства исторического и структурного принципов организации содержания предмета, единства многообразия видов художественной культуры, соответствия методов изучения специфике изучаемой культуры.
Теоретическая значимость исследования:
разработана педагогическая концепция формирования целостного представления о мировой художественной культуре в подготовке учителей образовательной области «Искусство» с опорой на методологию комплексного системного подхода, позволяющего объединить в единое целое пространство художественной культуры, систему социализации и становления человека в культуре, педагогическую деятельность по формированию личности как соучастника культурного процесса, носителя и творца культуры;
на базе достижений современной науки и классических школ мирового и отечественного искусствоведения и культурологии разработаны и обоснованы теоретические основания для обновления предметного и методического содержания учебного предмета «Мировая художественная культура»;
разработана методика изучения мировой художественной культуры на основе мифологического «хронотопа» (М.М. Бахтин) и архетипических «мыслеформ», одинаково важных для искусства, художественного мышления и «культуры повседневности».
Практическая значимость исследования. Теоретические и практические положения, содержащиеся в работе были использованы при создании Стандартов по МХК первого поколения, требований к уровню подготовки выпускников и примерных программ для базового и профильного уровня средней общеобразовательной школы (М., Дрофа, 2004). На основе концептуальных положений, изложенных в диссертации, в рамках программы «Эксперимент: новое содержание общего образования» создана Примерная программа «Мировая художественная культура», допущенная МО РФ (М., Просвещение, 2002); авторская программа «Мировая художественная культура» для учащихся 10-11 классов среднего (полного) образования (профильный уровень), комплекты программ и методических пособий элективных учебных курсов «Миф и культура», «Язык и культура» (М., Просвещение, 2009). Разработаны программы и дистанционные образовательные курсы повышения квалификации для преподавателей МХК: «Искусствоведческие методы в преподавании МХК», «Преподавание мировой художественной культуры на базовом и профильном уровне на основе методов моделирования и системного анализа», «Как разбудить в ребёнке художника». Программы и курсы могут быть использованы в институтах повышения квалификации работников образования и культуры, а также в системе непрерывного образования для общеобразовательной школы (базовый и профильный уровень).
Достоверность исследования обусловлена широкой теоретической и практической базой с опорой на фундаментальные труды в области педагогики, психологии, культурологии, искусствоведения; всесторонним анализом современной педагогической практики, учебной, методической литературы и периодики в области искусства; совокупными методами исследования; практической проверкой основных положений диссертации на широкой экспериментальной базе; многолетней педагогической деятельностью диссертанта в системе подготовки и переподготовки учителей и школе. Эксперимент проводился лично соискателем в процессе продолжительной педагогической, методической и управленческой деятельности.
Этапы исследования. Первый этап (1995-1997): сформулировано основное противоречие между уровнем теоретического и методического обеспечения учебного предмета «Мировая художественная культура» и запросами учителей и учащихся; определены исходные позиции исследования; изучена и проанализирована философская, культурологическая, искусствоведческая и педагогическая литература; осуществлён анализ учебников, программ, методических пособий по МХК; выбраны качественные исследовательские стратегии познания объекта.
Второй этап (1997-2006): разработаны теоретические основы педагогической концепции преподавания мировой художественной культуры на курсах повышения квалификации, сформулирована гипотеза и задачи научной работы; на основе концеп-
ции разработаны стандарты по МХК первого поколения, созданы программы и элективные курсы для профильного образования. Проведена экспериментальная проверка эффективности концепции на дистанционных курсах повышения квалификации учителей (Педагогический университет «Первое сентября», ИХО РАО), в нескольких школах Москвы и Подмосковья.
Третий этап (2006-2009): проведены анализ и оценка результатов экспериментальной работы, подведены итоги и завершена работа над письменным оформлением материалов диссертации.
Опытно-экспериментальная база. Работа по апробации теоретических и методологических основ концепции осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы по созданным автором диссертации программам и курсам повышения квалификации учителей мировой художественной культуры и изобразительного искусства на базе Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования», в практике дистанционных курсов повышения квалификации учителей МХК в Институте художественного образования и Педагогическом университете «Первое сентября». Примерная программа «Мировая художественная культура», авторский курс «Мировая художественная культура» для учащихся 10-11 классов среднего (полного) образования (профильный уровень), элективные учебные курсы «Миф и культура», «Язык и культура» прошли апробацию на базе НОУ Школа «XXI век», ГОУ Гимназия № 1529, НОУ «Диалог».
Апробация результатов исследования происходила во Временном научном коллективе «Образовательные стандарты» МО РФ, на курсах повышения квалификации ИХО РАО, дистанционных курсах ИХО РАО и Педагогического Университета «Первое сентября». Основные положения и результаты исследования обсуждались: на международных (Йошкар-Ола-2002, Москва-2007, 2009); всероссийских (Чебоксары-2004); региональных (Арзамас-2003, Йошкар-Ола-2006); московских конференциях, семинарах и форумах, организованных Департаментом образования Москвы (2002; 2003, 2005, 2009), НМЦ ЮВАО г. Москвы (2002), МИОО (2004, 2006, 2008), ИХО РАО (2002, 2004, 2008); на Московском педагогическом марафоне учебных предметов (2005-2010), Всероссийском Интернет-марафоне учебных предметов (2008, 2009), на научно-практических семинарах в НОУ Школа «XXI век» (2002-2010). Результаты исследования нашли отражение в стандартах по МХК первого поколения, в новых программах по мировой художественной культуре, в программах и методическом сопровождении элективных и пропедевтических курсов, в статьях методического характера (более 200).
Внедрение результатов исследования осуществлено в Педагогическом университете «Первое сентября», в системе курсов повышения квалификации учителей
ИХО РАО, в общеобразовательных школах: НОУ Школа «XXI век», ГОУ Школа-сад № 1659, ГОУ Гимназия № 1529, НОУ «Диалог»; концепция целостного постижения мировой художественной культуры была заложена в содержательную и методологическую основу стандартов по МХК первого поколения (базовый и профильный уровень). Основные положения, выносимые на защиту.
В разработанной автором концепции формирования целостного представления о мировой художественной культуре основными положениями являются: понимание целостности мировой художественной культуры осуществляется с позиций системного структурного подхода; единство культуры на базе общности символических коммуникативных кодов художественной культуры и «культуры повседневности»; включение педагогической деятельности по изучению МХК в систему социализации человека на основе совпадения сущностных форм культуры и структур формирования личности; принятие мифологических пластов культуры в качестве базы развёртывания художественной культуры, формирования продуктивного воображения и развития творческого потенциала обучающегося; воссоединение методов познания с выработкой ценностных установок на основе культурных кодов, обладающих онтологическими, аксиологическими, эстетическими смыслами, функционирующих в качестве гносеологических категорий; снятие противоречий эмоционально-чувственного и аналитического постижения художественной культуры на основе образной природы универсалий культуры.
В основе педагогической модели преподавания мировой художественной культур лежат следующие принципы: взаимодействие исторического и структурного методов организации содержания; единство исторических и региональных особенностей художественной культуры на уровне смысло- и формообразования мифологических универсалий; последовательное акцентирование вертикальных кросскультурных связей на основе универсалий культуры (архетипов, бинарных оппозиций); опора на приоритетность крупных структур на уровне пространственно-временных картин мира (мифологическая, религиозная, эстетическая, позитивистская, ремифологическая); соответствие методов познания особенностям эпохальным картинам мира (мифологическая и ремифологическая - структурный анализ, эстетическая - формальный и т.д.).
Теоретическими основаниями определения форм и методов освоения предметного содержания мировой художественной культуры в процессе подготовки учителя МХК являются: опора на интерпретацию мифологических технологий смысло- и формообразования с позиций современного структурного подхода; выделение мифологического «хронотопа» в качестве константного ядра, дающего в исторической перспективе всё разнообразие моделей художественной культуры, видов и жанров искусства; общность символических кодов «культуры повседневности», художественной
культуры и культуры познания; образная природа универсалий культуры (бинарные оппозиции, символические коды, архетипы) и механизмов их функционирования (тождество, метафоризм, инверсия).
Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.