Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен детства и творчества в содержании повышения квалификации дошкольных работников Кучерова Олеся Анатольевна

Феномен детства и творчества в содержании повышения квалификации дошкольных работников
<
Феномен детства и творчества в содержании повышения квалификации дошкольных работников Феномен детства и творчества в содержании повышения квалификации дошкольных работников Феномен детства и творчества в содержании повышения квалификации дошкольных работников Феномен детства и творчества в содержании повышения квалификации дошкольных работников Феномен детства и творчества в содержании повышения квалификации дошкольных работников Феномен детства и творчества в содержании повышения квалификации дошкольных работников Феномен детства и творчества в содержании повышения квалификации дошкольных работников Феномен детства и творчества в содержании повышения квалификации дошкольных работников Феномен детства и творчества в содержании повышения квалификации дошкольных работников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кучерова Олеся Анатольевна. Феномен детства и творчества в содержании повышения квалификации дошкольных работников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Ростов н/Д, 2005 211 c. РГБ ОД, 61:05-13/1159

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема Детства и творчества в системе повышения квалификации педагогов.

1.1. Детство как культурный феномен жизни человека 15

1.2. Творчество как показатель субкультуры детства 62

1.3. Повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений как проблема научного исследования

Выводы по первой главе 126

Глава 2. Повышение квалификации педагогов как путь обеспечения компетенций по проблемам детства и творчества

2.1. Экспериментальная модель повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений по проектированию субкультуры Детства как среды развития творчества

2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы в системе повышения квалификации по проектированию субкультуры Детства как среды развития творчества

Выводы по второй главе 167

Заключение 170

Список литературы 176

Приложение 1

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена признанием значимости
феномена детства, как самоценного периода в жизни человека, и
творчества как основной его характеристики, отражающей, целостную
картину мировосприятия ребенка и взрослого. В этот период
устанавливаются отношения между миром взрослых и детей, как
творческое взаимодействие, где за ребенком признается право на
равноценное развитие и взаимодействие. Вопросы детства и творчества
составляют основное содержание дошкольного образования. К проблемам
современного детства обращаются многие ученые (IILA. Амонашвили,
Е.В. Бондаревская, Б.С. Братусь, B.C. Мухина, И.С. Кон, В.Е. Клочко,
М.С. Каган, В.Т, Кудрявцев, В.М. Осорина, В.А. Петровский,

Е.М. Рыбинский, Е.Н. Сорочинская, Д.И. Фельдштейн, P.M. Чумичева и др.), изучая его как, ценностный период в развитии ребенка, где закладываются основные личностные смыслы, приобретаются способы диалога с миром, и присваивается высшая ценность личности творчества. Современная концепция детства, по мнению Е.В.Бондаревской, основывается на необходимости осмысления мира детства как культурно-педагогического явления, становления представления о гуманистической стратегии и тактики построения диалога мира детства и мира взрослых. Задача современной системы образования состоит в том, чтобы, учитывая изначально природой данное индивидуальное видение мира использовать ее (эту данность) как основу становления субкультуры ребенка, В.Т. Кудрявцев определил главную особенность феномена детской субкультуры - самобытный способ освоения ребенком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Данное утверждение позволяет автору исследования под самобытным способом ребёнка осваивать мир определить творчество, не столько как механизм продуктивного развития, а скорее как процесс построения и действенной реализации нового целостного образа личности, которая может быть

4 представлена как индивидуальное своеобразие, формирующееся в процессе его собственной творческой активности. В отечественной науке у истоков разработки проблемы творчества и способностей стоят такие ученые, как Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.Н. Дружинин, А.В. Запорожец, И.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.Н, Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплое, Л.А. Пономарев, Н.Н. Поддъяков и др. Детское творчество рассматривалось учеными как процесс самовыражения, самореализации, результат детской деятельности и активность, проявляющей самоценность личности дошкольника и смысл его жизнетворчесгва.

Однако, феномен «детства» и «творчества» как содержательный компонент повышения квалификации дошкольных работников, в меньшей степени становится предметом изучения воспитателей и руководителей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Поэтому для нас исключительно важным представляется рассмотрение проблем феномена детства и творчества с позиции культурологического подхода как отражения новых компетенций современных педагогов, как условия творческого взаимодействия.

Проблема модернизации российского образования рассматривает
повышение квалификации в контексте дополнительного

многоступенчатого образования как новой образовательной парадигмы, ориентированной на образование взрослых. Одной из важных проблем, повышения квалификации работников образования различных типов образовательных учреждений, с учетом государственных требований, является овладение теорией, практикой, технологиями педагогического менеджмента. Овладение в системе повышения квалификации новыми понятиями, педагогическими парадигмами, образовательными стратегиями, в области детства и творчества определяют основы проектирования содержания и качества образования, образовательных программ (К.Ю.Белая, А.М.Моисеев, В.Г. Онушкин, Л.М.Плахова,

5 М.М. Поташник, Н.К. Сергеев, Л.М. Сухорукова, П.И. Третьяков, С.Ф. Хлебунова, P.M. Чумичева и др.).

Становление в системе дошкольного образования инновационных процессов как нового объекта управления, который непрерывно изменяет свою структуру в зависимости от сложившейся инновационной ситуации в учреждении, требует от педагогов современных дошкольных учреждений повышения своей профессиональной компетентности в вопросах современной проблемы детства и творчества в начале нового столетия.

Современное состояние системы повышения квалификации может быть охарактеризовано рядом противоречий:

потребность педагогов и руководителей образовательных учреждений в личностном и профессиональном росте и недостаточная адаптированность образовательных программ повышения квалификации к индивидуальным профессионально-образовательным потребностям взрослых обучающихся;

нацеленность педагогов ДОУ на непрерывное повышение квалификации и недостаточная мобильность этой системы, отсутствие гибких форм повышения квалификации;

опережающее развитие инновационной образовательной практики и недостаточная разработанность программно-методического обеспечения повышения квалификации педагогов ДОУ к управлению инновационными процессами на основе нового теоретического и практического знания;

между развитием педагогической теории, осмысляющей научные понятия «детство» и «творчество» в контексте гуманистической модели образования, и сложившихся стереотипов данных понятий в сознании педагогов и руководителей ДОУ с большим стажем работы.

Данные противоречия определили проблему исследования и позволили сформулировать его научный аппарат.

Цель исследования - разработать модель процесса повышения квалификации дошкольных работников по проблемам детства и творчества в контексте культуросообразного типа образования.

Объект исследования - процесс повышения квалификации дошкольных работников по проблемам Детства и творчества.

Предмет исследования - феномен детства и творчества в содержании повышения квалификации дошкольных работников.

Гипотеза исследования. В педагогической теории в контексте гуманистического образования формируются новые подходы к осмыслению феномена детства как ценности культуры, образования и жизни человека, определяющего развитие творчества ребёнка как его личностной ценности. Для того чтобы современные научные исследования в области Детства и основного его показателя - творчества - изменили педагогический процесс дошкольного учреждения, необходимо модернизировать процесс повышения квалификации дошкольных работников, эффективность которого зависит от следующих условий:

интеграции фундаментальных теоретических положений о феномене Детства, его культурной и личностной ценности - творчества - в содержание процесса повышения квалификации дошкольных работников.

актуализации творческого опыта педагогов в процессе освоения теории Детства и творчества;

проективного подхода к организации занятий с педагогами-практиками как научно-образовательной творческой среды, способствующей овладению теоретическими положениями о феноменах Детства и творчества;

освоения практических проективных методов создания пространства дошкольного учреждения как среды Детства и творчества, обеспечивающих развитие личности ребёнка.

Задачи исследования:

  1. Определить состояние содержания повышения квалификации педагогов относительно вопросов Детства и творчества как культурных феноменов.

  2. Разработать и апробировать модель процесса повышения квалификации дошкольных работников направленной на совершенствование квалификации и профессионально-педагогических компетенций в области современных проблем Детства и творчества ребенка, в контексте культуросообразного типа образования.

  3. Разработать и внедрить программу-проект «ДОУ - среда Детства и творчества» в практику дошкольных учреждений.

Теоретическую основу исследования составляют теории педагогического науковедения (В. И. Мареев, В. М. Полонский, Л. М. Сухорук ова и др.); управления социальными и образовательными процессами и системами (Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник, Р. М. Литвинова, И. А. Малашихина, Р.Б. Стеркина, Р. М. Чумичева и др.); теории проектирования, моделирования образовательных систем (И. В. Бестужев-Лада, Б. С. Гершунский), современные концепции Детства (Е. В, Бондаревская, В. В. Зеньковский, М. С. Каган, И. С. Кон, М. Мид, В. С. Мухина, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн, Р. М. Чумичева и др.), теоретические положения развития творчества детей дошкольного возраста (Д. Б. Богоявленская, Л, С. Выготский, В. Н. Дружинин, Н. А. Короткова, В. Т. Кудрявцев, И. С. Лейтес, Л. М. Матюшкин, А. В. Петровский, Н. Н. Поддъяков, М. В. Осорина и др.), положения рефлексивно-гуманистической психологии сотворчества (Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов и др.).

Методологическую основу исследования составляют положения: концепция герменевтики (Г. Гадамера, Э. Гусселя, М. Хайдегера); положения гуманитарной философии (Вл. Соловьёв, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачев, Н. О. ЛосскиЙ, М. Мамардашвили, П. Флоренский, С. Франкл), основания смысловой педагогики (А. Г. Асмолов, В. Е. Клочко);

8 концепции гуманизации и личностной ориентации образования (Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревской, Б. С. Братусь, М. Каган, И. Б. Котова, В. Кудрявцев, С. В. Кульневич, А. В. Петровский, В. В. Сериков, Е. Н. Шиянов, Р. М. Чумичева, И. С. Якиманская); педагогические, социальные, психологические основы современных образовательных систем (Б. Бим-Бад, И. А. Колесникова, Т. И. Шамова, М. М. Поташник, В. С. Сластёнин, В. И. Слободчиков и др.); аксиологический, деятельностный, культурологический и личностный подход в образовании и управлении образовательными процессами и системами (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, А. А, Бодалев, Е, И. Исаев, Р. М. Чумичева и др.); концептуальные положения, раскрывающие феномен Детства (В. Соловьёв, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, П. Флоренский, Л. Шестов, В. В. Розанов, Л. Н. Толстой и др.).

Методы исследования применялись в соответствии с требованиями междисциплинарного исследования: общетеоретического анализа подходов философии, психологии, социологии (анализ, обобщение, моделирование, синтез); многопланового аспекта (констатирующий, формирующий, контрольный); ретроспективного анализа теорий повышения квалификации, теорий детства и творчества, педагогического моделирования и статистической обработки результатов исследования; изучения и анализа продуктов учебной, творческой деятельности. Накопление фактического материала осуществлялось приемами наблюдения, анкетирования, педагогического эксперимента.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены обеспечивалась методологической базой исходных параметров и применением комплексной методики исследования, соответствующей поставленной цели и задачам исследования: разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимосвязанностью; большой выборкой участников эксперимента; результатами опытно-экспериментальной работы.

9 Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что процесс повышения квалификации рассмотрен с позиций культуросообразного подхода, который актуализирует ценности Детства и творчества в содержании образования:

установлены зависимости между теоретическими представлениями дошкольных работников о проблемах Детства и творчества, как культурных феноменов, и модернизацией управления и способов проектирования образовательного процесса дошкольного учреждения как среды субкультуры Детства и развития личности;

определены принципы построения модели процесса повышения квалификации дошкольных работников: культуросообразности, обеспечивающего ценностное изучение феномена Детства и творчества, личностной ориентации, обуславливающего активную творческую позицию педагога, аксиологичности, определяющего иерархию системы ценностей, антропологии, обеспечивающего целостное видение феномена Детства и творчества, системности, обуславливающего целость управления повышением квалификации;

разработана модель процесса повышения квалификации, профессиональной переподготовки дошкольных работников в контексте культуросообразной модели образования, содержательно-целевой компонент, которой направлен на повышение компетенций дошкольных работников в сфере Детства и творчества;

результатами исследования дополнены понятия: «Детство», как целостное состояние, ситуации жизни ребенка, ценностно-смысловое поле саморазвивающегося субъекта, и «творчество», как процесс построения и действенной реализации нового целостного образа личности ребенка, в качестве субъекта культуры, способного к самореализации своего творческого потенциала.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны, экспериментально проверены и внедрены в практику:

10 программа-проект «ДОУ - среда Детства и творчества», обеспечивающий развитие личности дошкольника; новый тип учебного курса -модераторский «Развитие творчества как феномена Детства», направленного на совершенствование, содержания процесса повышения квалификации дошкольных работников. Определены проективные формы организации и технологии проведения занятий (тренинги, проекты, дискуссии, теоретические семинары, мозговой штурм) со слушателями курсов повышения квалификации в контексте культуросообразной модели образования.

Полученные данные могут служить базой для расширения, содержания процесса повышения квалификации дошкольных работников.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Результаты историко-педагогического анализа становления феномена Детства и творчества, которые позволяют утверждать, что современный статус проблемы трансформируются под воздействием происходящих в обществе процессов глобализации и средств массовой информации, а также теоретических исследований в области гуманистического образования, определивших ценность Детства и творчества в жизни ребенка. Новые тенденции требуют переосмысления сложившихся в науке и культуре понятий «детство» и «творчество», что естественным образом влияет на содержание повышения квалификации работников дошкольного образования и введение данных понятий в состав профессионально-культурных компетенций педагогов. Это актуализирует значимость и необходимость проектирования образовательного процесса дошкольного учреждения на основе ценностей Детства и творчества, влияние на изменение профессионального сознания педагогов и повышения их теоретической культуры.

  2. Содержание процесса повышения квалификации дошкольных работников, измененное в соответствии с культуросообразной моделью

образования, в котором вопросы теории феномена Детства и творчества представлены в свете современных тенденций развития культуры, образования, науки и социума. В ходе исследования был разработан и апробирован учебный курс «Развитие творчества как феномена детства», в котором высвечены ценности Детства: как судьбоносный период в жизни человека, как уникальное явление цивилизации, как пространство творческого самовыражения, особой среды развития потребностей, мотивации, интересов ребёнка. В контексте культуры творчество рассматривалось как ценность и смысл бытия человека. В процессе развития творчества ребенка особое место занимают взрослые, обеспечивающие межпоколенную и межкультурную связь, постижение которой раскрывает перед ребенком ценностные ориентиры и новые мотивы деятельности. Содержание процесса повышения квалификации, рассматривается как средство развития компетенций, позволяющее педагогам ориентироваться в современных гуманистических ценностях образования.

3. Проективный подход к организации форм и методов проведения занятий со слушателями курсов повышения квалификации дошкольных работников в контексте культуросообразной модели образования. Основными формами занятий определены: тренинги, проекты, дискуссии, теоретические семинары, мозговой штурм, позволяющие формировать теоретическую компетентность педагогов, развивать способность создавать творческую модель образовательного процесса, отражающую детство как феномен культуры и творчество как ценность личности, овладевать практическими способами модернизации образовательного процесса дошкольного учреждения. Основными методами, стимулирующими проективную деятельность дошкольных работников, обеспечивающими перенос теоретических знаний в собственную практическую деятельность, выступили: включенный рефлексивный анализ, который позволил слушателям курсов найти собственные

12 успешные стороны в описании концептуальных положений и слабые. Эффективность форм и методов проведения занятий обеспечивалась, включенной активностью слушателей курсов в решение творческих заданий по составлению программы - проектов: «ДОУ - среда Детства и творчества».

4. Модель процесса повышения квалификации дошкольных работников по проблемам детства и творчества, построенная на принципах культуросообразности, личностной ориентации, аксиологичности, антропологии, системности. Основная цель: развитие уровня профессиональных компетенций слушателей курсов по современным проблемам Детства и творчества. Задачами выступили: развитие у дошкольных работников потребности в самообразовании, творческой потребности преобразовывать педагогическую практику в аспекте складывающихся современных тенденций по вопросам Детства и творчества, формирование проективного опыта деятельности как показатель творчества специалистов в области дошкольного образования. Содержательный компонент обеспечен модераторским учебным курсом, нацеленным на развитие профессиональных компетенций и содержит в себе следующие составляющие:

детство как феномен жизни человека;

историческое развитие наук о детстве;

культурологическое значение детства;

проблема творческих способностей в современной науке;

реальность детства в современной культуре;

СМИ как новый фактор влияния культурной среды;

особенности проявления творчества детей в самостоятельных видах деятельности.

Технологический компонент (развивающий и контрольно-оценочный) экспериментальной модели повышения квалификации дошкольных работников представлен учебно-методическим обеспечением

13 реализации учебной программы: тезисы лекций, тематика и технологии проведения семинарских занятий, список основной и дополнительной литературы, диалогово-коммуникативные методы, творческие проекты, тестовые задания, рефлексивные виды деятельности, выявляющие качество подготовки слушателей курсов.

Основные этапы исследования:

Первый этап (1999-2001 гг.) - подготовительно -рекогносцировочный, в процессе которого анализировались проблемы детства и творчества, их статус в науке, проблемы развития непрерывного образования, повышения квалификации. Был проведен анализ научной литературы, изучена сущность профессионально-педагогической деятельности педагога дошкольного учреждения, её особенности в ключе модернизации образования: определена отечественная и зарубежная источниковедческая база для внутринаучной рефлексии;

Второй этап (2001-2002 гг.) - поисково—аналитический, в ходе которого осуществлялась корректировка идей и положений, отбор, анализ и синтез основных источниковедческих материалов.

Третий этап (2002-2004 гг.) - опытно-экспериментальный, позволивший уточнить гипотезу исследования, задачи и логику экспериментальной работы, проводилась обработка результатов исследования, коррекция его выводов, систематизация и обобщение основных результатов и идей, концептуальное оформление диссертации.

Апробация работы проводилась в РГТГУ, в исследуемую выборку входили слушатели ФПК и ППРО РГПУ из числа работников дошкольных образовательных учреждений, которые обучались по дополнительной программе «Менеджмент в образовании»: 120 человек (бюджет учебного времени 5450), 200 человек (бюджет учебного времени 15572). Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на международных, Южно-Российских научно-практических конференциях в городе Ростове-на-Дону, городе Санкт-Петербурге и городе Ставрополе.

14 Структура работы состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений.

Творчество как показатель субкультуры детства

Мы исходим из понимания феномена Детства, как самобытного уникального периода в жизни человека, поэтому нам представляется важным рассмотрение творчества, как возможности проявления субкультуры детства. Субкультура как новая характеристика развития детства в последние десятилетия исследуется отечественными учеными (М.С.Каган, И.С.Кон, КА.Короткова, Н.Е.Михайленко, В.Т.Кудрявцев, М.Мид, В.С.Мухина, К.Б.Соколов, Е.Н. Сорочинская, А.В.Петровский, М.В.Осорина, Д.И.Фельдштейн, Р.М.Чумичева и др.). Главный признак любой субкультуры, считает К.Б.Соколов, - наличие в ней, своей специфической модели мира - картины мира, которой руководствуется в своей жизни члены данной субкультурной общности (174),

Субкультуры можно квалифицировать:

по внешним признакам (возрастной, национальный, социально-профессиональный и т.п., группы: «детская, «русская», «городская»);

по внутренним признакам самой картины мира;

по степени детерминированности Универсума: от полной детерминированности до полной случайности всего происходящего в мире;

по степени активности «я» в мире; от полного владения своей судьбой, до полной зависимости от «мира»;

по соотношению «Духовных» материальных начал.

Рассматривая природу культуры детства, М.С.Каган определяет ее как

двухслойную. Один ее слой — сама субкультура детства: среда, окружение, культурные формы, создаваемые взрослыми для ребенка. Второй -проявление детской субкультуры, то есть формы собственной деятельности ребенка. На наш взгляд, именно творчество как продукт собственной деятельности ребёнка является характеристикой детской субкультуры. Понятия «творчество» и «субкультура детства», формируемые в контексте современного времени и образования, претерпевают существенные изменения, которые необходимо изучать педагогу, реализующему образовательную программу и обеспечивающему развитие ребёнка (80).

Современные психологи А.В.Петровский, М.Т.Ярошевский предлагают рассматривать терминологию понятия детской субкультуры (от латинского sub - под, culture - возделывание, воспитание, развитие) в двух аспектах: в широком смысле - все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития (141). Учёные считают, что в общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, обладая вместе с тем относительной автономией, поскольку ее основные культурные ценности передаются изустно, из «поколения в поколение» сверстников. Содержанием детской субкультуры при этом являются не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания, деятельности, но и социокультурные инварианты. Они представлены элементами различных исторических эпох, архетипами коллективного бессознательного и пр., зафиксированными в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре, например, содержится особый комплекс поведения, наряду с фиксированными нравственными нормами в отношении самого детского сообщества и сообщества взрослых.

Н.Михайленко, Н.Короткова видят в самом ребенке проявление самобытной субкультуры. Авторы рассматривают субкультуру ребенка как определенный уровень его внутреннего «я» и особый способ взаимодействия ребенка с миром культуры, со взрослыми, сверстниками, который проявляется в творчестве ребёнка (122). Эти идеи развивает В.Т.Кудрявцев, который отмечает, что в субкультуре детства следует увидеть самобытный способ усвоения ребенком новых сторон социальной действительности, культуры и его самоутверждения в ней. Переосмысливая в субкультурных формах историческое наследие мира взрослых, дети высвечивают точки роста общечеловеческого опыта. Это заостряет необходимость творческого диалога взрослого и детского сообщества, которое может открыть широкие и еще не открытые перспективы развития цивилизации в XXI столетии (62).

Мы рассматриваем проблему развития детской субкультуры - как уникальную возможность сохранения детства, как открытие и становление творческих возможностей ребёнка. Необходимо помочь ребенку сохранить в себе на протяжении жизни эмоциональную чувствительность, чистоту и целесообразность в восприятии и образном отражении мира. Мир растущего человека формируется при участии других людей (родителей, воспитателей), и образ жизни ребёнка оказывается в зависимости от того, каким ему открывают этот мир. Особое значение в постижении мира, оценивании его и открытии занимает творчество ребёнка, выраженное в рисунках и рассказах. Взрослые начинают понимать детский мир благодаря продуктам детского творчества. Специалистам необходимо быть компетентными в области таких научных понятий как «детство», «субкультура» и «творчество».

Личность ребёнка надо рассматривать не как объект воспитания, а как будущего созидателя, творца. Такая личность может развиваться только в атмосфере творчества, используя различные виды его проявления. Детская субкультура характеризуется созиданием собственного изобразительного, словесного, музыкального и игрового творчества, отражающего свойственное видение мира. Ребенок интуитивно социализируется, впитывает представления о мироустройстве и о месте человека в нем, овладевая языком народа, его культурным наследием сознательно через игру, театрализацию мира - познает действительность. Ребенок в силу способностей в восприятии мира быстро, эмоционально, дискретно запечатлевает его как вновь созданный индивидуальный образ мира, который он может менять. Этот индивидуальный мир изначально интеллектуально творческий, интеллектуально чувственный.

Задача современной системы образования состоит в том, чтобы, учитывая изначально природой данное индивидуальное видение мира использовать ее (эту данность) как основу становления субкультуры ребенка. В.Т.Кудрявцев выделяет главную особенность феномена детской субкультуры - самобытный способ освоения ребенком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Данное утверждение позволяет нам под самобытным способом ребёнка осваивать мир определить творчество, нашедшее отражение в различных видах детской деятельности (изобразительная, словесно-речевая, музыкальная и т.п.).

Словесный вид творчества ребёнка основывается на преданиях из истории сообщества носителей субкультуры, на стихотворных и прозаических произведениях, считалках, дразнилках, страшилках и т.д. В любой человеческой культуре обязательно проявляется модель мира, созданная данной этнокультурной общностью людей. Такую модель мира ребенок с одной стороны, получает от взрослых, активно усваивает из культурно-предметной и природной среды, с другой стороны, активно строит он сам в процессе творчества, в определенный момент, объединяясь в этой работе с другими детьми.

М.В.Осорина выделяет три главных фактора, определяющих становление модели мира ребенка. Первый - это влияние «взрослой» культуры, активными проводниками которой, являются прежде всего значимые взрослые — родители, воспитатели. Второй - это личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности. Третий - воздействие детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение детей и чрезвычайно значимы в возрасте между пятью и двенадцатью годами для понимания того, как освоить мир вокруг. Модель мира взрослого человека, маленького ребенка, доступна для внешнего восприятия только при том условии, что она кем-то воплощена, материализована - в виде рассказа, рисунка, поступка и т.п. (138).

Анализ научных исследований позволил определить понятие «творчество» как феномен человеческой деятельности и охарактеризовать специфику его проявления в дошкольном детстве. Особое значение для нашего диссертационного исследования имеет новый и оригинальный научный подход к творческой уникальности человека в аспекте рефлексивно - гуманистической психологии сотворчества, разработанный Е.П.Варламовой, С.Ю.Степановым. Понятие о творческой уникальности, отмечают авторы, имманентно содержит в себе идею самосозидания творческой личности, её возможности культивировать свой творческий потенциал в процессе собственных творческих усилий. Именно творческое усилие человека запускает механизм положительной обратной связи, когда в творчестве создается как само творение, так и развиваются собственные творческие возможности человека, которые воплощаются все в новых свершениях (29).

Наибольшего проявления творческая уникальность достигает тогда, когда человек сознательно выбирает ценность творческого бытия, исходя из отношения к жизни не как к уже поставленной кем-то (обществом, традициями и т.д.) задаче, решение которой со временем само найдется, а в новом отношении к жизни как к открытой творческой задаче, в которой человек должен сам осознанно выбирать ценности и цели своего бытия, самостоятельно найти ресурсы их достижения. В предельном смысле жизнь творческого человека можно представить как единство процессов актуализации и потенциализации, то есть реализации творческого потенциала и его наращивания одновременно.

Экспериментальная модель повышения квалификации 130 педагогов дошкольных образовательных учреждений по проектированию субкультуры Детства как среды развития творчества

Педагогический эксперимент осуществлялся в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Целью констатирующего этапа эксперимента явилось изучение состояния существующей системы повышения квалификации дошкольных работников, относительно сложившейся современной гуманистической теории Детства и творчества.

Задачи:

1. Изучить уровень компетенций дошкольных работников в вопросах теории Детства и творчества.

2. Определить особенности содержания и технологий курсов повышения квалификации дошкольных работников в РГПУ и ИПК и ПРО.

Первая задача данного этапа исследования решалась методами анкетирования, интервьюирования.

Цель анкетирования - выявить представления дошкольных работников и руководителей о содержании понятий «детство» и «творчество». Вопросы анкеты см. в приложений №

Цель интервью - выявить отношение педагогов дошкольного образовательного учреждения к реализации и внедрению в педагогическую практику понятий, соответствующих гуманистической модели образования - «детство» и «творчество».

Вопросы для интервью:

1. Ориентируетесь ли Вы в своей работе на понятия «детство» и «творчество»?

2. Можете ли Вы сказать, что в вашем учреждении детство является субкультурой ребенка?

3. Вы определяете творчество как ценность личности или как результат деятельности?

Вторая задача исследования решалась методами анализа учебных планов и образовательных программ, а также наблюдений реального процесса повышения квалификации дошкольных работников. Объектом анализа учебного плана и образовательной программы выступило содержание национально-регионального компонента. Вопросы для анализа:

1. Какими учебными дисциплинами представлен национально-региональный компонент?

2. Ориентирован ли он на запросы педагогической практики региона?

3. Отражает ли современные тенденции гуманистического образования?

4. Достаточно ли полно раскрыты концепции теории Детства с точки зрения культурно-исторического анализа данного феномена?

5. Раскрыт ли культуросообразный контекст феномена творчества?

Решая вторую задачу эксперимента методами наблюдения и анализа

содержания и технологий курсов повышения квалификации дошкольных работников, мы поставили цель определить качество содержания и технологий, обеспечивающих становление компетенции педагогов в сфере проблем детства и творчества. Вопросы для анализа:

1. Раскрывает содержание курсов знаниевый, ценностно-ориентированный, технологический и социокультурный деятельностныи компоненты профессиональной деятельности дошкольного работника?

2. Имеют ли место в содержании курсов концепции и теории Детства и творчества как основополагающие понятия дошкольной педагогики?

3. Методы преподавания носят репродуктивный или диалогово-коммуникативный и проективный развивающий характер?

Таким образом, методика констатирующего этапа исследования была направлена на изучение особенностей компетенций дошкольных работников в области теории Детства и творчества. Изучались содержание и технологии повышения квалификации дошкольных работников в Институте дополнительного образования РГПУ.

На формирующем этапе исследования была поставлена цель - создать экспериментальную модель процесса повышения квалификации дошкольных работников по проблемам детства и творчества в контексте культуросообразного типа образования.

Задачи:

1. Создать авторскую модель процесса повышения квалификации в контексте культуросообразного типа образования.

2. Разработать содержание курса «Развитие творчества как феномена Детства».

3. Определить проективный и диалоговый подходы к реализации содержания курса и развития компетенции дошкольных работников на курсах повышения квалификации.

Экспериментальная модель процесса повышения квалификации дошкольных работников по проблемам детства и творчества в контексте культуросообразного типа образования представлена содержательно-целевым, технологическим и контрольно-оценочным компонентами.

Цель предложенной модели повышения квалификации состояла в обеспечении условий для слушателей курсов в непрерывном совершенствовании квалификации и профессионально-педагогической компетенции в области современных проблем детства и развития творчества ребенка.

Основная цель программы «Развитие творчества как феномена Детства» в развитии компетенций воспитателей в вопросах Детства и творчества, рассматриваемых в контексте гуманистической культуросообразной модели образования на курсах повышения квалификации.

Задачи, решаемые в процессе реализации программы, направлены на развитие ряда личностных профессионально-педагогических качеств и компетенций слушателей:

1) методологические компетенции- умение поставить цель и организовать её достижение; развитие рефлексивного мышления, способности к самоанализу и самооценке;

2) эмоционально-оценочные компетенции, определяющие эмоционально - ценностные установки слушателя, его способность к амопознанию и самодвижению.

3) когнитивные (познавательные) качества - умение задавать вопросы, отыскивать причины явлений и др., а также помимо общей совокупности знаний еще и знание возможных последствий конкретного способа воздействия, уровень умения и опыт практического использования знаний;

4) креативные (творческие) компетенции - вдохновленность, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, стремление выйти за пределы заданной проблемы и др.;

5) коммуникативные компетенции, обусловленные необходимостью взаимодействовать с коллегами, детьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; отыскивать, преобразовывать и передавать информацию.

Основными принципами построения программы выступили: культуросообразность, аксиологичность, компетентность, вариативность и рекуррентность в повышении квалификации руководителей и педагогов ДОУ, научность, целостность, системность, перспективность, конкретность, актуальность.

Результаты опытно-экспериментальной работы в системе повышения квалификации по проектированию субкультуры Детства как среды развития творчества

Решение задач констатирующего этапа исследования по изучения уровня компетенции дошкольных работников в вопросах теории Детства и творчества, определению особенностей содержания технологий, применяемых на курсах повышения квалификации в РГПУ и ИПК и ПРО, позволило определить первоначальный уровень состояния существующей системы и ее соответствие сложившейся гуманистической теории.

Решение первой задачи методами анкетирования, позволило выявить уровень представлений дошкольных работников и руководителей о содержании понятий «Детство» и «творчество». Анкетирование дошкольных работников - слушателей курсов в РГПУ, показало, что они являются выпускниками РГПУ ближайших 5-ти лет. Слушатели показали (60%) свою ориентированность в понятиях «Детство» и «творчество», при этом, указав на такие характеристики понятия «Детство» как уникальность, самоценность. Понимание процесса и понятия «творчество», было отмечено по результату деятельности, созданию нового. Эти данные позволяют нам сделать вывод о том, что выпускники прежних лет сохранили, как остаточные знания, основные характеристики понятий, не указав при этом их ценностный аспект сложившийся в гуманистической модели образования. Результаты этого этапа исследования еще раз подтвердили необходимость повышения квалификации выпускников университета с периодичностью в пять лет, когда обновляется содержание образования. Слушатели ИПКиПРО, в состав которых входили выпускники вуза, окончившие его более 5-ти лет назад, определили эти понятия на бытийном уровне - время развития человека, вид деятельности, показатель способностей. Характерным являлось то, что дошкольные работники сельской местности слабо ориентированы в научных понятиях и тех научных исследованиях, которые были проведены по данным направлениям за последние пять лет. Анализируя анкеты руководителей дошкольных учреждений, мы выявили, что их представления об указанных понятиях незначительно отличались от представлений воспитателей дошкольных учреждений. Однако, в этой категории слушателей, выделялись заведующие, которые руководили Центрами развития ребенка. Именно эта категория слушателей (30%) могла определить такие современные характеристики Детства как «время индивидуального развития», «время общения со взрослыми», а творчество как «высший показатель личности», как «характеристика Детства». В целом, уровень компетентности слушателей курсов о значимых понятиях в дошкольной педагогике - «Детство» и «творчество», которые актуализируются идеями гуманистической педагогики, представлен ниже среднего уровня, что является тревожным знаком для проектирования педагогического процесса ДОУ как среды Детства и творческого развития ребенка.

По мнению К.Ю .Белой, М.М.Поташника, П.И. Третьякова, Р.Б.Стеркиной, Р.М.Чумичевой и др. качество проектирования образовательного процесса зависит от уровня представлений дошкольных работников о механизме управления этими процессами и умения применить современные идеи гуманистического образования в практике обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста. Анкетирование показало, что воспитатели дошкольных учреждений понимают управление как планирование своей работы, а заведующие дошкольными учреждениями - как процесс взаимодействия с субъектами образовательного процесса. Во втором случае мы видим руководители понимают необходимость перевода механизма управления с воздействия на людей на взаимодействие с ними, что и обеспечивает процесс профессионального творчества. Эти данные обусловили необходимость в развивающей методике разработать методы проектирования и диалоговых технологий, которые могли бы изменить деятельность дошкольных работников с воспроизведения видов деятельности на творческое раскрытие пространства Детства как среды творческой самореализации ребенка.

Анализируя представления дошкольных работников, по вопросу показателей наличия детского творческого потенциала, мы выявили, что выпускники, окончившие РГПУ менее 5-ти лет назад и проходящие курсы повышения квалификации в этом вузе, обратили внимание на такие показатели как «активность», «оригинальность», которые зависят от педагогических технологий, применяемых педагогами (40%). Слушатели ИПКиПРО, имевшие стаж педагогической работы свыше 5-ти лет, показали такие характеристики творчества как «умение прогнозировать», «достигать непохожий на других результат», «умение комбинировать» и т.п. (55%). Они находили различия в творческих характеристиках музыкальной и изобразительной деятельностях. Разница в этих показателях, на наш взгляд, объясняется тем, что увеличение стажа педагогической деятельности влияет на компетентность слушателей, позволяет им накопить опыт в определении характеристик детского творчества, но не всегда они соответствуют гуманистическим взглядам на творчество как ценность, как результат саморазвития.

Руководители дошкольных учреждений, проходящие курсы повышения квалификации в РГПУ и ИПКиПРО, показали, в целом, приближенные по характеристикам данные о детском творчестве -результат творческой деятельности, творческие способности, задатки. Никто не раскрыл особенности условий, которые определяют развитие детского творчества. На наш взгляд, это объясняется тем, что руководители, в основном, работают со специалистами, но не с детьми, таким образом, они отдалены от процесса управления детским творчеством. Мы выявили проблему, которую пытались разрешить на формирующем этапе эксперимента, такого уровня — руководитель, обучающий свой педагогический коллектив и создающий условия для обеспечения качества педагогического процесса и развития ребенка, в недостаточной степени ориентирован в современных подходах, как теории вопроса, так и в проектировании педагогических условий.

Сравнивая полученные данные анкеты и интервью, метод, предполагающий получение информации на конкретный вопрос, показал значительные отличия в ответах слушателей. На вопрос: «Отражены ли в вашей работе современные характеристики ценности «Детство» и «творчество»?», - 100% слушателей ответили утвердительно. Анкета же показала уровень - ниже среднего. Такая разница данных говорит о том, что в процессе интервью слушатели хотели показать себя с лучшей стороны и от них не требовалось знания характеристик этих понятий, поэтому они и отвечали утвердительно. На вопрос «Можете ли вы сказать, что в Вашем учреждении Детство является- субкультурой ребенка?», ответы слушателей распределились таким образом: 55% ответили «да», 15% - сомневались, 20% - спросили «Что такое субкультура?», 10% ответили «нет». Эти данные, с одной стороны, обнаружили различия между анкетой, раскрывающей представления о понятии «Детство» (60%), с другой стороны, обнаружены категории слушателей, сомневающихся и незнающих, что такое субкультура Детства, как понятие, входящее в современную дошкольную педагогику под воздействием идей гуманистического образования. На вопрос «Вы определяете творчество как ценность личности или как результат деятельности?», 40% респондентов ответили «как ценность», а 60% - « как результат». В анкете, не были обнаружены представления о ценностях, а в процессе интервью у слушателей был выбор ответов и часть из них, определилась и соотнесла творчество как ценность. В целом, при решении первой задачи по выявлению уровня компетентности слушателей в понятиях «Детство» и «творчество» мы выявили достаточно низкий уровень, слабую ориентацию в современных теориях гуманистического образования.

Немаловажным является вопрос о возможности диагностики той или иной компетентности. Относительно специальной диагностики социально-психологической компетентности в научной литературе не упоминается, но диагностике коммуникативной компетентности уделяется внимание. Так, говоря о диагностике коммуникативной компетентности, отечественные авторы выделяют в ней такие составляющие, как ориентировочная и исполнительская (Ю.М.Жуков, Л. А.Петровская, П..В.Растянников,1991). Для каждой из этих составляющих могут быть определены соответствующие диагностические методики. Например, для оценки ориентировочного компонента коммуникативной компетентности использовались методики «анализа конкретных ситуаций». Интерпретация индивидуумом коммуникативных ситуаций позволяет выявить основные когнитивные схемы. Организующие его социоперцептивный опыт, и таким образом сообщить о способе ориентировки индивида в коммуникативной ситуации и определении им наиболее эффективных путей организации общения.

Похожие диссертации на Феномен детства и творчества в содержании повышения квалификации дошкольных работников