Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дидактическое обеспечение подготовки учителей технологии художественному конструированию Карнаухов Сергей Иванович

Дидактическое обеспечение подготовки учителей технологии художественному конструированию
<
Дидактическое обеспечение подготовки учителей технологии художественному конструированию Дидактическое обеспечение подготовки учителей технологии художественному конструированию Дидактическое обеспечение подготовки учителей технологии художественному конструированию Дидактическое обеспечение подготовки учителей технологии художественному конструированию Дидактическое обеспечение подготовки учителей технологии художественному конструированию Дидактическое обеспечение подготовки учителей технологии художественному конструированию Дидактическое обеспечение подготовки учителей технологии художественному конструированию Дидактическое обеспечение подготовки учителей технологии художественному конструированию Дидактическое обеспечение подготовки учителей технологии художественному конструированию
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карнаухов Сергей Иванович. Дидактическое обеспечение подготовки учителей технологии художественному конструированию : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Тула, 1998 238 c. РГБ ОД, 61:98-13/922-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки совершенствования учебно-методического процесса обучения художественному конструированию 13

1.1. Социально- экономические предпосылки обучения художественному конструированию, как потребность общества и личности 13

1.2. Подготовка учителей технологии художественному конструированию, психолого-педагогическая проблема 17

1.3. Подготовка учителей технологии художественному конструированию, как сложная многоуровневая система 51

1.4. Анализ дидактических средств подготовки учителя технологии художественному конструированию 61

Выводы по первой главе 78

Глава 2. Содержание методики и дидактического обеспечения подготовки учителей к обучению учащихся художественному конструированию 79

2.1. Специализированный кабинет и дидактические средства для обучения курсу «Введение в художественное конструирование » 79

2.2. Спецкурс «Введение в художественное конструирование» 94

2.3. Методика обучения спецкурсу «Введение в художественное конструирование» 106

2.4. Результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности подготовки 126

Выводы по второй главе 136

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137

Введение к работе

Актуальность исследования. Одной из актуальных проблем в современных условиях является использование новейших достижений науки, техники и искусства в создании совершенной материально-предметной среды жизни и деятельности человека на производстве, в быту и на отдыхе.

В прошлом, когда материальная база не давала достаточных возможностей удовлетворять запросы населения, эта проблема решалась в основном путем увеличения объема производства продукции. Советская экономика устойчиво функционировала в условиях отсутствия конкурентной среды среди производителей товара и отсутствия внешней конкуренции, успешно продавая товары низкого качества и дизайна по монопольно - высоким ценам. С годами недоверие потребителя к продукции отечественного производства достигло очень высокого уровня и уже не могло покрываться небольшим количеством ввозимого импортного дефицита. Как оказалось, российская промышленность и наука избрала тупиковую ветвь в создании элементной базы радио - электронных устройств, что вылилось в неспособность создавать как высокопроизводительные ЭВМ, так и простейшие устройства для внутреннего рынка с нормальными потребительскими качествами. Внешний вид товаров (дизайн), безопасность их использования не соответствует вкусам потребителя и не инициирует потенциального покупателя на покупку. Низкая отказоустойчивость многих товаров и отсутствие сервисного обслуживания вызывает рост реальной стоимости товара в течение всего времени пользования. Высокая энергоемкость и материалоемкость влекут за собой удорожание продукции и сни жение спроса на нее. С развитием кооперативного движения в нашей стране появилось большое количество низкокачественных товаров, как правило, копирующих популярные зарубежные образцы продающихся по завышенным ценам. После открытия внешних рынков и введения условной конвертируемости национальной валюты стал набирать силу как организованный, так и стихийный импорт товаров, начиная от сложной бытовой техники кончая низкотехнологичными пластмассовыми изделиями наладить выпуск которых в нашей страны не составило бы труда.

Российское общество конца 20 века стоит перед нелегкой проблемой выбора: принять западную модель построения экономики и государства или искать свой самобытный путь достижения благосостояния. Развитие рыночных отношений в производственной и социальной сфере требует от членов общества новых подходов для достижения высоких результатов в процессе производства новых товаров и оказания услуг. Для этого нужно большое количество специалистов в области технического дизайна, художественного конструирования и маркетинга товаров и услуг. Десятилетия всеобщей унификации привели к тому, что облики многих городов поразительно схожи между собой, и кажется, что единственный мотив создателей - не выделиться из общего массива серости. Сейчас ситуация разительно меняется. На рынке труда существует устойчивый спрос на услуги дизайнеров жилых и офисных помещений, с восстановлением промышленного производства возникнет спрос на специалистов по дизайну и художественному конструированию в сфере производства товаров народного потребления, и роль их в определении маркетинговой политики будет все время возрастать. В рыночной среде значение голой функциональности не столь велико, как может показаться на первый взгляд, лишь со четание функциональности с комфортностью и эстетичностью, при доступности цены, дает высокий экономический эффект. Существенное место занимает также элитарная мода на предметы потребления и дизайн жилища, диктующая основные направления развития производства для широких слоев потребителей. Причем влияние столь значительно, что позволяет планировать задолго спрос на многие товары. В новых экономических гигантах-странах Юго-Восточной Азии производства, возникшие в результате вывоза капитала из развитых стран Запада и Японии, слились с новым национальным капиталом и образовали мощные финансово- промышленные группы. Эти группы все активнее используют новейшие дизайнерские и технологические разработки, и уже контролируют значительную долю мирового рынка производства товаров и услуг. Основным залогом успеха стало ориентирование национального образования на всеобщую компьютерную грамотность, технологии компьютерного дизайна, технологии переработки, создание университетских центров.

Художественное конструирование, являясь неотъемлемой частью общего процесса проектирования промышленных изделий, ведется совместно с инженерным конструированием, решающим конструктивно-технические и экономические задачи. В последнее время и в нашей стране художественное конструирование и дизайнерские работы получили широкое развитие. Увеличивается потребность в специалистах данного профиля, повышаются требования к особенностям их обучения. Художественно-конструкторское образование усложнилось, соединяя в себе различные области знаний: эстетику, технику, технологию, эргономику, экономику, безопасность жизнедеятельности и другие.

Для раскрытия целей и задач художественного конструирования, роли дизайнерской деятельности, выработке у студентов понимания дизайнерского подхода к проблеме проектирования и создания оптимальной среды для человека, раскрытии специфики работы будущих педагогов

Поэтому в образовательную область «Технология» введен новый курс: «Основы художественного конструирования», который преследует главную цель- обучение студентов методике художественного конструирования как особому виду деятельности, имеющему главной целью изучение на конкретных объектах, разных по назначению, функциям, степени сложности, технологическим требованиям и действующих в условиях различной окружающей среды. Курс для студентов факультета «Технологии, предпринимательство и экономика» рассчитан на 36 учебных часов, из них 18 часов лекционных занятий и 18 часов практических занятий, предусматривается также самостоятельная зачетная творческая работа, с представлением модели объекта проектирования, описания процесса конструирования и указанием наиболее экономичных и эффективных путей изготовления, технологии изготовления.

Для повышения эффективности обучения художественному конструированию традиционно используются различные технические средства. Основной эффект их применения заключается в повышении наглядности обучения и делает обучение более интересным и творческим. В последнее время на смену традиционной аппаратуре (проекционной) приходят компьютерные системы проектирования.

Использование этих систем позволяет получать виртуальные образы промышленных образцов продукции в относительно корот кое время с полной имитацией цветового решения и пространственного расположения элементов и функциональных узлов, получая трехмерное изображение предмета.

Использование программ - архитекторов позволяет создавать образы домов, квартир, имитировать внутреннее убранство, включая элементы мебели, дизайн отделки, перемещать эти элементы и модифицировать.

Применение в учебном процессе компьютера позволяет придать занятиям творческую обстановку и резко активизировать внимание студентов на самостоятельном решении конкретных творческих задач, создавая мотивационную среду для расширения познаний в смежных областях.

Педагогическая наука располагает многочисленными исследованиями проблем обучения в образовательной области «Технология». Уровни готовности к педагогической деятельности освещены в работах А.И. Пискунова, В.А. Сластенина, В.Д. Спирина, П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, В.А. Полякова, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистякова и др. Подготовка учителей к трудовой деятельности в условиях социально-экономических реформ изучается А.И. Абрамовой, В.Д. Поповым, И.А. Сасовой, Е.Г. Антосенковым и др.

Разработка содержания форм и методов формирования теоретических знаний и педагогических умений по отдельным видам деятельности изложен в работах О.А. Абдуллиной, Е.П. Белозерце-ва, Ю.А. Васильевой, В.И. Загвязинского, А.А. Орлова, В.К. Розова, О.Н. Сарычевой, Л.Ф. Спирина, Н.А. Шайденко, А.И. Щербакова, Г.В. Рубиной и др.

Свои работы этим вопросам посвятили ученые-педагоги Ю.К. Бабанский, Е.И. Бланк, Е.Л. Белкин, Ю.К. Васильев, М.Б. Весниц кий, В.Н. Виноградов, Я.В. Владимиров, И.П. Волков, И.И. Дрига, В.И. Загвязинский, Л.С. Зазнобина, Е.Н Ильин, В.В. Карпов, О.А. Кохина, Л.В. Колесников, П.С. Лернер, А.С. Лында, Т.С. Назарова, В.А. Поляков, Л.П. Прессман, Н.А. Пуга, A.M. Розенштейн, Е.Ю- Сазанов, Н.Н. Сергеев, М.Н. Скаткин, М.Б. Сулла, Д.А. Тхоржевский, ПИ.Харнаш, Л.В.Чашко, В.В.Чебышева, Н.А.Шайденко,

С.Г.Шаповаленко, В.Ф.Шаталов, Н.Н.Шахнаев, А.Ф.Шибаев, Н.И.Шмаргун.

Однако между идеей приобретения знаний и формированием умений, обеспечивающих развитие, творческих способностей, чувство прекрасного, образного мышления, появляется противоречие. Большая насыщенность материала по курсу «Основы художественного конструирования», огромное количество информации из разных областей знаний, не позволяет за малое учебное время, отводимое на курс, дать глубокие знания и практические навыки.

Это послужило основанием для выбора темы исследования «Дидактическое обеспечение подготовки учителей технологии художественному конструированию».

Объект исследования - подготовка студента - будущего педагога в процессе обучения образовательной области «Технология», с использованием многофункционального комплекса средств обучения.

Предмет исследования - формы и методы обучения, а также дидактические средства по курсу «Основы художественного конструирования».

Цель исследования - заключается в разработке методики обучения, дидактических материалов и средств по курсу «Основы художественного конструирования» и исследование эффективности их использования.

В ходе работы предстояло решить следующие основные задачи:

1. разработать авторскую программу по курсу «Основы художественного конструирования»;

2. разработать дидактические средства по курсу «Основы художественного конструирования»;

3. разработать модель специализированного кабинета по курсу «Основы художественного конструирования»;

4. осуществить экспериментальную проверку авторской программы с применением предложенных дидактических средств.

В качестве гипотезы исследования было выведено предположение, что задачи курса «Основы художественного конструирования» будут решены успешно, а цель проекта достигнута при условиях:

? разработки и апробации авторской программы, и методики по курсу «Основы художественного конструирования».

? создание модели специализированного кабинета, оснащенного комплексом средств обучения и АРМ преподавателя;

Методологической основой исследования являются современные педагогические концепции обучения студентов (вариативность учебных программ с учетом местных особенностей и традиций).

В процессе работы применялись следующие методы научно-педагогического исследования.

? обобщение передового педагогического опыта;

? анализ психолого-педагогической и специальной литературы по технике, по технической эстетике, художественному конструированию и дизайну, безопасности жизнедеятельности;

? наблюдение и анализ лекций, лабораторно-практических работ по курсу «Основы художественного конструирования»;

? анализ графических работ студентов;

? опытно-экспериментальная работа в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого;

? статистическая обработка опытно-экспериментальных данных с применением ЭВМ.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

? разработана авторская программа по курсу «Основы художественного конструирования»;

? разработана методика преподавания;

? разработан комплекс методических и дидактических средств для подготовки студентов факультета технологии, экономики и предпринимательства к преподаванию курса «Основы художественного конструирования»;

? разработан специализированный кабинет для обучения курсу «Основы художественного конструирования».

Практическая значимость работы. Предложенная методика, как показали экспериментальные исследования, эффективна при обучении студентов по курсу «Основы художественного конструирования». Она позволяет студентам усваивать программный материал сознательней, полнее и глубже. Развивает их творческие начала, эстетическую деятельность, образное мышление, их графику, чувство прекрасного.

Созданный учебно-методический комплекс входит в дидактическое обеспечение по курсу «Основы художественного конструирования». На зашиту выносится:

? Комплекс дидактических материалов и специализированный кабинет, авторская программа, лекции и лабораторные работы для отработки у студентов специальных навыков по курсу «Основы художественного конструирования».

? Методика эффективного использования дидактических средств в предлагаемом специализированном кабинете по курсу «Основы художественного конструирования», дающая возможность студентам усваивать программный материал сознательнее, полнее, глубже.

Достоверность научных выводов подтверждается:

? результатами опытно-педагогического эксперимента;

? сходимостью результатов с работами, производимыми на кафедрах «Машиноведения», «Технологии» и «Общетехнических дисциплин» Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого.

Внедрение результатов работы.

Внедрение в учебный процесс Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого разработанной методики.

В предложенную методику входит и составляет ее дидактическое обеспечение:

? цикл лекций по курсу «Основы художественного конструирования»;

? разработанные лабораторные работы по курсу «Основы художественного конструирования»;

? Разработан многофункциональный комплекс технических средств обучения на базе мультимедийного персонального компьютера и методика применения технических средств при обучении студентов.

Социально- экономические предпосылки обучения художественному конструированию, как потребность общества и личности

Долгое время Российская школа ставила перед учителями трудового обучения задачу обучения учеников только конкретной профессии, точнее необходимому набору операций, присущих той или иной профессии. Давая первоначальные профессиональные навыки школа безусловно помогала семье и промышленности формировать базу трудового резерва. С возникновением безработицы, ростом конкуренции на рынке труда, полученные в школе навыки и умения не пользуются спросом. Таким образом выпускник средней школы оказывается потенциальным клиентом биржи труда. Юношескому возрасту вообще, присущи некоторые противоречия, которые откладывают неизгладимый отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Противоречие между потребностями взрослого человека и возможностями ребенка, который живет за счет родителей.

Противоречие между представлениями о взрослой жизни и реальностью (например, все дети думают, что у их родителей возможности безграничны).

Противоречие между ощущением опеки в школе, и полной бесконтрольностью после ее окончания.

Социальное расслоение, характерное для нашего времени несет дополнительные вопросы для неокрепшей психики подростка. Вопрос доступности для одних и недоступности для большинства тех или иных благ, удовольствий, вызывает внутренний протест и нежелание мириться с таким положением вещей. Социальная база преступности растет за счет новобранцев из числа не нашедших себя в трудовой жизни или учебе подростков. Для того, чтобы изменить положение вещей необходимо расширение спектра профессиональных навыков, ориентирование школьников и студентов на занятие частным предпринимательством, как кратчайшему пути достижения собственной материальной самостоятельности и духовной свободы. Обучение различным технологиям должно носить прикладной характер. Например, для обучения резке стекла необходимо лишь несколько занятий, но это уже профессия, которая прокормит всю семью. Именно из таких сегментов и должно состоять художественное конструирование. При изучении этого предмета студент научится сам и научит учеников ряду нетрудных, но социально-необходимых и хорошо оплачиваемых профессиональных навыков, которые при наличии необходимого опыта станут профессией. Кроме социально-экономических плюсов, художественное конструирование несет в себе и огромную воспитательную функцию, формируя эстетические представления о предметном мире, окружающей среде, способствуя привнесению чувства прекрасного и в обыденные утилитарные вещи. Художественное конструирование тесно связано с огромным числом различных профессий. Предваряя процесс создания любого материального предмета оно оказывает влияние на тенденции развития моды, спроса, вносит существенные коррективы в функциональные возможности объекта, оказывает неоценимое воспитательное воздействие на потребителя.

Художественное конструирование может рассматриваться как специфическая система закономерностей и принципов формообразования и как последовательно развивающийся творческий акт в процессе проектирования. Проектирование, таким образом, может быть представлено в виде системы понятий и принципов - теоретических воззрений, закладывающих основу профессионального проектного мышления, а также системы проектных действий, предписываемых существующими методиками художественного конструирования.

Специализированный кабинет и дидактические средства для обучения курсу «Введение в художественное конструирование

Качество обучения во многом зависит от формы обучения, выбора программ, квалификации преподавателей, применения различных дидактических средств, использования активных форм обучения, оформления и технического оснащения кабинета. Последнее имеет существенное значение, так как специальный кабинет решает множество задач.

Основными направлениями работы кабинета являются:

обеспечение реализации учебных программ «Основы художественного конструирования» для соответствующих групп обучаемых, выполнение лабораторных и практических работ;

приемы выполнения различных видов работ, предусмотренных учебным планом;

сосредоточение учебных и наглядных пособий, справочной и методической литературы;

обобщение, анализ и распространение передового опыта преподавания «Основ художественного конструирования» в учебном процессе и других видах деятельности.

Использование компьютерной техники для создания наглядных пособий по КУРСУ « Художественное конструирование».

Традиционное оборудование, используемое для повышения на глядности имеет широкое распространение в образовательных уч реждениях и хорошо известно, специалистам. Такие приборы, как диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы позволяют преподавателю демонстрировать проекции необходимых образов, предметов, явлений. Долгие годы использования в учебном процессе по I зволили в полной мере оценить достоинства и вскрыть недостатки.

1 Основным преимуществом использования традиционных проекци онных приборов является большая площадь рабочей проекции, что делает их привлекательными для работы в больших аудиториях при чтении лекций. Наглядность достигается при неплохом качестве

изображения, которое в первую очередь зависит от качества про ецируемого изображения. Ранее промышленностью изготавливалось большое количество пленочных носителей для использования в учебном процессе, но в последние годы приобретать их стало все труднее.

В связи с этим настойчиво встает необходимость изготовления учебных материалов в стенах самих образовательных учреждений. Традиционный процесс нанесения информации на пленочный носитель представляет собой рисование тушью на рулоне пленки, кото ш рая в процессе демонстрации перемещается вдоль кадрового окна.

При помощи фломастера можно придавать объектам различные цвета. Компьютерная техника способна облегчить процесс создания демонстрационных материалов, так как на создание текстов, графи ков, рисунков тратится гораздо меньше времени, чем в обычных ус ловиях. При создании образов могут использоваться готовые гале j реи на CD-ROM или любые другие

источники информации, в том числе и непосредственно созданные в компьютере. Печать может осуществляться на прозрачную пленку т которая выбирается в зависимости от типа используемого принтера. При этом отлично получается контурная графика и градации серого цвета, изображение может тонироваться фломастером или цветными прозрачными лаками. При необходимости преподаватель может создавать раздаточный материал к каждому занятию, также используя компьютер. Можно также представить в печатном виде информацию, содержащуюся в специализированных программах на CD-ROM дисках. Имея цветной принтер с фотокартриджем, можно получать полноцветные изображения объектов с сопроводительным текстом, что очень удобно. Однако стремительное развитие компьютерных и электронных технологий позволяют привнести качественные изменения в процесс использования традиционных средств ТСО. До настоящего времени в большинстве учебных заведений используется устаревшее оборудование, поэтому создание материалов для использования является важнейшей задачей. Прежде всего хотелось бы рассмотреть факторы, привлекающие пользователей традиционной проекционной аппаратуры:

Большой размер проекции(изображения), несравнимый с размером самых больших кинескопов.

Возможность демонстрации в больших аудиториях,

Относительная дешевизна оборудования.

Простота устройства, легкость использования.

Недостатки использования проекционных приборов :

Большая потребляемая мощность.

Разрушающее воздействие тепла проекционной лампы на носитель.

Недолговечность носителей на пленках.

Трудоемкость и длительность процесса создания носителя на традиционной пленке.

Методика обучения спецкурсу «Введение в художественное конструирование»

Повседневная жизнь человека наполнена различной информацией об окружающем мире. Одним из наиболее распространенных видов повседневно встречаемых и необходимых человеку является текстовая информация (указатели улиц, вывески магазинов, информационные окна в организациях, афиши и рекламная продукция). Современные технологии все активнее используются в создании новых образцов рекламно-оформительской продукции, делая щ этот процесс, ранее трудоемкий и длительный, более экономически

эффективным и быстрым. Изучение этого раздела художественного конструирования позволит студенту (ученику) получить за несколько занятий профессию, которая во все времена считалась одной из самых выгодных сточки зрения оплаты, и творческой по своей сути. Если студент, получив первоначальные навыки работы с компьютером в области компьютерного макетирования текстов, подкрепит полученные знания практической работой, создавая образец продукции, то в случае удачного конечного результата он внесет в ко пилку своего жизненного опыта новый профессиональный навык.

Рассмотрим ниже технологию изготовления художественно- оформительской продукции с использованием персонального компьютера на примере создания вывески с названием улицы и номера дома. (Профессиональный цикл «домашний мастер»). Использование средств мультимедиа в качестве источника учеб-ной информации по различным предметам, при использовании комплекса на основе электронного проектора. Бурное развитие компьютерной

среди производителей различных программных продуктов. В настоящее время все больше научных центров и фирм создают мультимедиа продукты для использования в учебно-познавательных целях, преследуя цель популяризации своих достижений и расширение рынков сбыта программного обеспечения. Огромное количество печатной, визуальной, звуковой информации уже переведено в форму CD-ROM. Кроме очевидного удобства для пользователя, которое заключается в компактности CD-ROM носителей, высокой плотности хранимой информации, несомненным достоинством являются низкие издержки производства по сравнению с книгопеча-таньем, экономия лесных ресурсов и явная экологичность. Представляется, что достигнутая унификация носителей всех видов информации в виде CD является одним из важнейших достижений конца 20 века, так как позволила создавать, хранить и обрабатывать текстовую, цифровую, звуковую, видео и другие виды информации. Программы созданные для обучения содержат учебную информацию в всех перечисленных видах, и при использовании в комплексе с электронным проектором позволяют преподавателю полностью отказаться от использования традиционных наглядных пособий, выполненных на картоне. Так к примеру программа для изучения: Слайд-фильм представляет собой художественный фильм в котором кадры не следуют в кинематографическом порядке, а чередуются в виде ситуационных картин (слайдов), но сопровождаются оригинальным звуком, что смещает акцент восприятия с визуальных образов на звуковое сопровождение, которое и является основным обучающим фактором. Подобные программы можно найти по любому из изучаемых в образовательных учреждениях курсов. Использование проектора позволяет получать при этом любую визуальную информацию с любым количеством повторов, с большой площадь проекции. К положительным сторонам использования комплекса можно отнести тот факт, что применение проектора позволяет отказаться от применения устаревших типов проекционной аппаратуры с их высокой потребляемой энергией, высокой зависимостью от недолговечных носителей, и низкой отказоустойчивостью. Комплекс многофункционален и позволяет проводить занятия по целому ряду предметов, без перестройки конфигурации. Недостатки применения сводятся к высокой стоимости компонентов, необходимости обслуживания высококвалифицированным персоналом, специальному обучению преподавателей для работы.

Использование компьютерных программ для обработки изображений при обучении студентов.

Большое количество компьютерных программ затрудняет выбор преподавателем простой в использовании, и одновременно эффективной, программы для использования в учебном процессе. Существуют русские версии популярных программ обработки образов, которые идеально подходят для обучения студентов и преследуют как минимум две серьезные цели - обучают творческому поиску оптимальных цветовых и композиционных решений , и закрепляют навыки работы на компьютере. И то и другое являются очень важными факторами, формирующими будущего учителя. Общеизвестно стремление учащихся в полной мере овладеть компьютером, ведь знание компьютера становится одним из первейших условий при приеме на работу. Однако лишь единицы имеют компьютер дома, что конечно не способствует всеобщему компьютерному образованию. Между тем работа с компьютером является очень увлекательным и развивающим процессом. Программа обработки изображений «PHOTOSHOP» позволяет совместить творческий процесс изменения существующих и создания новых образов с обучением навыкам работы на компьютере с реальными проблемными задачами

Похожие диссертации на Дидактическое обеспечение подготовки учителей технологии художественному конструированию