Содержание к диссертации
Введение
I. Теоретические основы формирования толерантности в деловом общении в системе профессионального образования 15
1.1. Понятие и сущность толерантности 15
1.2. Деловое профессиональное общение как сфера проявления толерантности 36
1.3. Аксиологический подход в обучении 61
Выводы по главе I 79
П. Опытно-экспериментальная работа по формированию толерантности в деловом профессиональном общении 83
2.1. Формирование толерантности в процессе коммуникативного метода обучения 83
2.2. Методические условия использования ролевых игр для формирования толерантности в деловом общении 109
2.3. Реализация системы коммуникативной подготовки, обеспечивающей формирование толерантности в деловом профессиональном общении студентов экономического вуза 129
Выводы по главе II 158
Заключение 160
Библиография 164
Приложение 181
- Понятие и сущность толерантности
- Формирование толерантности в процессе коммуникативного метода обучения
- Методические условия использования ролевых игр для формирования толерантности в деловом общении
Введение к работе
В сегодняшнем сложном мире с непрерывным усложнением социальных процессов все более значимым становится осознание каждым индивидом перспектив собственного развития, жизненной самореализации, профессионального самоопределения и выстраивания в соответствии с этим авторской жизненной стратегии. Понимание личностью необходимости постоянной трансформации в быстро меняющемся мире, ориентации на значимую социальную роль в жизнедеятельности позволяют ей ак-сиологически относиться к полноценности своего индивидуального бытия, во многом определяющегося умением адекватно и динамично контактировать с окружающим миром, с собой и другими людьми.
Основной вид такого контакта - общение - позволяет каждому индивиду в наибольшей степени осознать себя как личность, способную к продуктивному самостроительству и профессиональному самоопределению. Общение поэтому должно представлять собой аксиологическое взаимодействие людей, определяющее межличностное взаимопонимание и созидание духовной общности в процессе жизнедеятельности, что и должно доминировать в современной образовательной системе в условиях гуманистической педагогики.
Актуальность исследования обоснована тем, что сегодня основная цель высшего образования осознается не только в аспекте подготовки специалиста, но, главным образом, как «воспитание профессионала». На первое место выходит человек во всей полноте духовного мироощущения, индивидуального своеобразия, богатого опыта общения. Обучение общению - резерв высшей школы, который может обеспечить приближение обозначенной цели. Только целенаправленно организованный процесс обучения общению позволит сформировать потребность в совмест-
ной деятельности, выработать стратегию взаимодействия, восприятия, понимания партнера по общению.
В настоящее время невозможно решать проблемы, возникающие в научном осмыслении и конструировании образовательного процесса, направленного на подготовку специалиста, без включения в него специально организованного обучения общению с учетом специфики его будущей профессиональной деятельности. В условиях рыночной экономики страна нуждается в специалистах, обладающих коммуникативными умениями и навыками моделирования и самопроектирования общения в профессиональной деятельности.
Особую значимость в ходе подготовки будущего специалиста приобретает обучение профессиональному общению, поскольку именно в общении в процессе деятельности человек самоопределяется и самопредъявляется. Недостатки коммуникативного развития заметно препятствуют профессиональному и личностному росту специалиста. Особенно важна подготовка к общению в учебном процессе для студентов экономических вузов, ориентируемых на ценностное взаимодействие в будущей профессиональной деятельности, осуществляемой в сфере субъект-субъектных отношений.
Изучение процесса обучения профессиональному общению студентов экономического профиля подготовлено всем ходом развития науки. Анализ состояния проблемы показал, что роль общения в образовании личности рассматривали известные педагоги - П.П. Блонский, М.Р. Гинзбург, B.C. Грехнев, В.А. Кан-Калик, П.Ф. Каптерев, Т.Е. Конникова, Л.Н. Куликова, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.А. Сухомлин-ский, К.Д. Ушинский, И.Ф. Харламов и другие. В научной литературе неоднократно указывалось на необходимость формирования культуры общения личности в процессе специального обучения (С.А. Алферьева, B.C.
Грехнев, О.М. Казарцева, В.А. Кан-Калик, Б.Т. Лихачев, В.В. Соколова, Р. М. Фатыхова и др.).
Интерес к проблеме обучения общению возник в 70-е годы XX века. В работах Е. Дж. Бойсра, А. Саймона, Э. Стоунса, Н. Фландерса, и других исследователей обучение общению сводилось в основном к подражанию речевым образцам учителя. Другая педагогическая тенденция заключалась в обучении общению на основе: говорения, аудирования, чтения, письма; коммуникативного обеспечения урока; организации диалога в процессе обучения; создания ситуаций общения в учебной деятельности; совершенствования процесса речевой деятельности (В.В. Давыдов, В.А. Кан-Калик, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов и др.).
Основные формы коммуникативного научения исследовались как самостоятельные образовательные явления. К ним можно отнести: психотехнику, игровую психотерапию, режиссуру поведения в общении; практику моделирования общения на основе нейролингвистического программирования, социально-педагогические тренинги, учебно-тренировочные упражнения, советы и рекомендации, ролевые, имитационно-моделирующие игры (И.И. Бачков, В.М. Букатов, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Б. Добрович, А. Егидес, X. Леммерман, С.К. Макарова, X. Кздьюсон и
ДР-).
В научной литературе выделялись основные коммуникативные
умения и признаки профессионального общения специалистов разного профиля (С.А. Баукина, С.Л. Жукова, В.Д. Квасков, А.В. Коренева, О.М. Мутовкина и др.), предлагались дидактические подходы к формированию профессионального общения ряда специалистов (С.А. Баукина, М.В. Зай-ковская, О.В. Кириллова, В.М. Томилова, Г.Г. Харисова и др.), наметилась тенденция учета специфики обучения общению в зависимости от его видов: делового, или манипулятивного, управленческого, ритуального,
или социально-ролевого (Л.К. Аверченко, Э. Берн, Г.В. Бороздина, Г. Зиммель, А.А. Мурашов и др.).
Проблема коммуникативной компетенции исследуется в работах Ю.Н. Емельянова, Г.А. Кудрявцевой, Г.С. Трофимовой и других. Однако недостаточно хорошо изученной и освещенной за последнее время остается проблема формирования коммуникативной компетенции обучаемых, связанной с формированием профессионально значимых коммуникативных умений студентов экономических факультетов. Анализ научно-теоретической литературы свидетельствует о том, что решены лишь отдельные вопросы формирования профессиональной коммуникативности: анализируются проблемы моделирования профессиональной направленности и языковой деятельности (Т.Н. Астафурова, К.Б. Батороев). В научных исследованиях описаны и теоретически обоснованы некоторые педагогические средства формирования профессиональной коммуникативности (Н.Д. Колетвинова, Е.Ф. Логинова). Отдавая должное проделанной в этом направлении работе, мы должны, тем не менее, констатировать недостаточную разработанность средств, путей и методов формирования коммуникативной толерантности студентов экономического вуза.
Обобщенный анализ теории исследования проблемы обучения общению показал, что на сегодняшний день имеется определенная научная база, сформулирован круг идей, положений и подходов к проблеме обучения профессиональному общению. Вместе с тем научные основы системы обучения толерантности в деловом профессиональном общении разработаны недостаточно, зачастую фрагментарно, чаще всего без ориентации на раскрытие сущности толерантности в общении как ценностной основы профессионального обучения в системе образования. Фундаментально обоснованной системы формирования толерантности в профессиональном общении специалистов экономического профиля, работающих в сфере субъект-субъектных отношений, не существует.
Наш научный интерес к проблеме формирования толерантности в профессиональном общении студентов экономического профиля вызван его безусловной значимостью для эффективной профессиональной деятельности. Без преувеличения можно сказать, что профессия экономиста в настоящее время кардинально обновляется, меняется сама база профессиональной подготовки. Она должна строиться на основе гуманистической парадигмы профессионального образования, ценностной основой которой является уважение к другому, признание другого как личности.
Существует объективная необходимость в средствах повышения коммуникативной компетентности будущих экономистов, основанной на формировании толерантности в профессиональном общении, которая могла бы влиять на готовность молодого специалиста к решению профессиональных задач в условиях мирового экономического сообщества. Вместе с тем существует противоречие между расширением сферы деятельности экономиста, потребностью в специалистах экономического профиля, способных к компетентному взаимодействию с людьми различных национальных культур, и отсутствием эффективных средств формирования толерантности в профессиональном общении студентов экономических факультетов; между потребностью специалистов экономических профессий в знаниях специфики и содержания общения с партнерами из других стран, основ культуры делового общения и недостаточным уровнем научного осмысления данной проблемы, а также отсутствием учебно-методических материалов, способствующих ее практическому разрешению; между востребованностью специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональной культуры общения и неразработанностью внутренних механизмов ее развития. Стремление найти пути разрешения противоречий определило проблему исследования. В теоретическом плане - это проблема обоснования аксиологического подхода к формированию толерантности в профессиональном общении студентов экономиче-
ского вуза. В практическом плане - это определение педагогических средств формирования коммуникативной толерантности как ценностной профессионально значимой составляющей в структуре общения специалистов экономического профиля.
Цель исследования: на основе аксиологического подхода теоретически разработать и апробировать педагогические средства формирования толерантности в профессиональном общении студентов экономического вуза для реализации задач эффективного делового профессионального общения.
Объект исследования: процесс обучения коммуникативной толерантности студентов экономического вуза.
Предмет исследования: аксиологический подход в формировании толерантности в деловом профессиональном общении экономистов.
Гипотеза исследования. Профессиональная деятельность специалистов экономического профиля будет эффективной, если:
определена специфика профессионального делового общения экономистов в современных условиях;
выявлены условия готовности выпускников экономического вуза к эффективному взаимодействию в условиях поликультурной среды мирового экономического сообщества;
на основе аксиологического подхода разработана система развития коммуникативных навыков у выпускников экономического вуза, содержательно и технологически обеспечивающая формирование толерантности в их профессиональном общении.
Задачи исследования:
Определить специфику профессионального делового общения экономистов в современных условиях.
На основании теоретического анализа и разработки проблемы профессионального делового общения экономистов на современном этапе
выявить условия готовности выпускников экономического вуза к эффективному взаимодействию в условиях поликультурной среды мирового экономического сообщества.
3. На основе аксиологического подхода разработать сие гему коммуникативной подготовки, обеспечивающую формирование толерантности в профессиональном общении студентов экономического вуза и апробировать ее.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- введена в понятийный научно-педагогический аппарат категория «коммуникативная толерантность экономиста», рассматриваемая как ценностная профессионально значимая характеристика личности и деятельности экономистов, предполагающая готовность к эффективному взаимодействию в условиях мирового экономического сообщества;
-выявлена структура толерантности в профессиональном общении специалистов экономического профиля, состоящая из мотивационно-смысловой и операциональной подструктур;
-спроектирована технология формирования коммуникативной толерантности у студентов экономических вузов, способная выступить эффективным средством повышения качества высшего экономического образования.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования вносят определенный вклад:
-в расширение научных представлений о специфике профессиональной коммуникативности и профессионального делового общения экономистов, что позволяет осуществить более широкий подход к подготовке специалистов экономического профиля в современных условиях;
-в разработку на основе аксиологического подхода педагогических средств формирования толерантности в профессиональном общении;
-в составление базы для новых представлений о специфике профессиональной коммуникативности экономистов; новых подходов к оценке сформированное толерантности в профессиональном общении.
Практическая значимость исследования связана с возможностью применения разработанной технологии в учебном процессе экономических вузов с целью повышения качества высшего экономического образования различных форм, уровней и направлений. Составлена программа курса «Деловой иностранный язык», учитывающая необходимость формирования коммуникативной толерантности как ценностной основы профессионального обучения. Разработан тренинг толерантности по формированию практических основ осуществления эффективного делового профессионального общения студентов экономических вузов.
Методологической основой исследования являются:
-теория педагогической деятельности (Ю.К. Бабанский, II.B. Кузьмина, В.А. Сластенин);
-теория педагогического управления (СИ. Архангельский, В.И. За-гвязинский, М.М. Поташник);
-теория непрерывного образования и педагогической интеграции (А.С. Асмолов, B.C. Безрукова, А.Л. Бусыгина, А.А. Вербицкий, И.Д. Зверев, О.М. Кузнецова, В.М. Монахов, И.Т. Суравегина и др.);
-концепция моделирования и конструирования педагогического процесса (В.П. Беспалько, А.Г. Бусыгин, Ы.Ф. Талызина);
-концепция проектирования и развития систем общего и высшего профессионального образования (О.А. Абдуллина, В.А. Сластенин);
-аксиологический подход в профессиональном образовании (Б.Г. Ананьев, А.С. Ахиезер, И.И. Блауберг, Т.С. Кун, И. Стенгерс, Э. Трельч, Б.М. Яворский);
-психологические, психолингвистические и лиигводидактические основы формирования профессиональной коммуникативности (Г.М. Андреева, Л.П. Буева, И.А. Зимняя, Е.Ф. Логинова);
-когнитивно-прагматический подход к формированию профессиональной коммуникативности (В.И. Заботкина);
-концепция роли социального опыта в развитии индивидуальности человека (И.С. Кон, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и
др.);
-теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, Д.Б. Эльконин);
-концепции активных методов обучения как средства формирования и развития личности, действенного освоения знаний, умений и навыков (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский и др.);
-теория профессионального становления и профессиональной подготовки в системе учебного заведения (В.П. Давыдов, Л.А. Кандыбович, И.Н. Назимов, Е.М. Павлютенков, В.Д. Симоненко и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: организационные (сравнительный способ и лонгитюд); эмпирические (педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий эксперимент); методы обработки научной информации (качественный и количественный способы).
Опытно-экспериментальной базой исследования явился Самарский государственный экономический университет.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (2000-2002). Изучение и анализ философской, психолого-педагогической, социальной, методической литературы, аутентичных источников по проблеме исследования для обоснования исходных
позиций, определения объекта, предмета, целей исследования. Результатом данного этапа явились выявление гипотезы, выбор методологии и методов исследования, разработка программы исследования.
Второй этап (2002-2005). В ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с анализом и осмыслением опыта коммуникативной подготовки в экономическом вузе, проверялась и уточнялась гипотеза исследования; конкретизировались педагогические средства, обеспечивающие эффективность процесса формирования толерантности в профессиональном общении; анализировались и синтезировались полученные данные; выверялись содержание, формы и методы исследования. Результатом второго этапа явились осмысление и разработка средств коммуникативной подготовки студентов экономических факультетов.
Третий этап (2005-2006). Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для определения педагогических средств, способствующих формированию толерантности в профессиональном общении студентов экономического вуза. Эмпирическое знание, полученное в ходе сравнительного анализа данных констатирующего и формирующего экспериментов, было подвергнуто теоретическому анализу. Проведена систематизация и оформление результатов исследования.
Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью методологии исследования и ее соответствием поставленной проблеме; осуществлением исследования на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных предмету; возможностью построения экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились в виде докладов и сообщений на ежегодных межвузовских научно-методических конференциях по итогам НИР. Материалы исследования
внедрялись автором в ходе обучения студентов дневного отделения и слушателей Президентской программы в рамках Самарского государственного экономического университета.
Положения, выносимые на защиту:
Специфика профессионального делового общения экономистов в современных условиях обусловлена расширением сферы экономической деятельности, необходимостью общения с партнерами различных национальных культур, общей демократизацией и гуманизацией отношений и предполагает наличие толерантности в профессиональном общении, определяющей, в конечном итоге, эффективность работы специалистов экономического профиля.
Толерантность в условиях профессионального делового общения - интегральная многоуровневая профессионально значимая характеристика личности и деятельности современного экономиста, предполагающая готовность к эффективному взаимодействию в условиях мирового экономического сообщества. Толерантность в профессиональном общении является целостным образованием, в котором отчетливо выделяются две главные подструктуры - мотивационно-смысловая, выявляющаяся в форме направленности в общении (ценностей, мотивов, целей общения) и операциональная, представленная устойчивой системой приёмов, способов, средств коммуникативного поведения.
Стратегия и тактика формирования толерантности в профессиональном общении на основе аксиологического подхода приводят в соответствие экономическую и профильную подготовку студентов экономического вуза. Цели, содержание и организация системы коммуникативной подготовки взаимосвязаны с компонентами и уровнями сформированно-сти толерантности в профессиональном общении.
Структура диссертации: диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 182 наименований, 2 приложений, 13 таблиц, 6 рисунков.
Понятие и сущность толерантности
Для эффективной организации процесса формирования толерантности в деловом общении необходимо проникнуть в сущность понятия «толерантность» и в закономерности ее формирования. Данное понятие активно использовалось в период Возрождения, когда оно рассматривалось, главным образом, как веротерпимость, а позже стало обозначать «уважительное отношение к человеку вообще, к мнению другого, к чужим обычаям», со временем прочно войдя во все европейские языки.
В русском языке аналогом латинского "tolerantia" является существительное "терпение", эквивалентом английских "tolerance", "toleration" выступает "терпимость".
В разных языках понятие "толерантность" синонимично "терпимости". В словаре В.И. Даля слово "терпимость" трактуется как свойство или качество, способность что-то или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхожденью» [Даль, 1989:24]. Аналогичным образом толкует данное понятие и большинство современных словарей. Так "Новый словарь иностранных слов" определяет понятие "толерантность" как «терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо» [Захаренко, 2003: 204], "Большой толковый словарь иностранных слов" - как «терпимость к чужому мнению или верованию» [Надель-Червинская, 1995:362]. В "Большом энциклопедическом словаре" "толерантность" понимается как « терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» [Советский энциклопедический словарь, 1982:902]. То есть толерантность рассматривается как способность терпеливо или снисходительно относиться к другому, к его инакодействию или инакомыслию.
В связи с этим "толерантность" определяется, в частности, как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению», «особое умонастроение, жизненно-психологическая установка» [Декларация принципов толерантности, 2001:41], которая позволяет ценить другое национальное "они" равнозначно собственному "мы", «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию» [Комогоров, 2000: 3].
В "Социологическом энциклопедическом словаре" под "толерантностью" понимается «воздержание от протеста или какой-либо реакции осуждения при сохранении себя как нравственного субъекта и небезразличного отношения к миру; это осознание реальности» [Социологический энциклопедический словарь, 1997:187]. В Лондонской философской энциклопедии подчеркивается, что толерантность следует отличать от свободы и независимости, поскольку она предполагает существование вещей, относительно которых есть уверенность, что с ними нельзя согласиться. Свобода не связана с критикой людей и их действий. Элемент осуждения встроен в значение терпимости. Быть терпимым -значит осуждать и только после этого примиряться. Толерантность не тождественна равенству, и так же, как она отличается от свободы, она отличается и от братства. Толерантность несводима и к индифферентности, так как нет необходимости примиряться с тем, что нас не беспокоит [The Encyclopedia of Philosophy, 1967:143 -146].
На наш взгляд, наиболее полное определение, раскрывающее саму суть толерантности, дано в словаре по этике: «толерантность - моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и т.д. без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я» [Словарь по этике, 1989:312].
В современной научной литературе существуют разнообразные подходы к исследованию проблемы толерантности. Общефилософские аспекты представлены в работах Ю.В. Бромлея, P.P. Валитовой, И.Б. Гасанова, В.А. Лекторского, М.П. Капустина, М.П. Мчедлова, Л.В. Скворцова и во многих других публикациях. Психолого-педагогическому ракурсу этой темы посвящены работы К.Ф. Грауманова, Д.В. Зиновьева, П.Ф. Комогорова, К. Уэйна и других исследователей. В.А. Тишков подчеркивает необходимость создания нового направления - "педагогики толерантности". Особое внимание в философии, социологии и социальной психологии уделялось и уделяется социокультурным (В.В. Шалин и др.) и этническим аспектам толерантности.
В психологических исследованиях толерантность, в частности, рассматривалась как неподверженность внешним воздействиям, неблагоприятным факторам, то есть как устойчивость (Ф.Д. Горбов, В.И. Лебедев, Е.А. Милерян, А.В. Петровский, В.В. Суворова, М.Г. Ярошевский и др.). Изучались устойчивость к манипуляции и противостояние влиянию (А.Ю. Панасюк, Е.В. Сидоренко, И.Б. Шебураков и др.), психологическая устойчивость в деструктивных и подавляющих ситуациях (Г.Ю. Платонов и др.), фрустрационная толерантность (Б.А. Вяткин, Г.Ф. Заремба, К.В. Судаков и др.), стресс-толерантность (А.А. Баранов и др.). В контексте социальной психологии толерантность может пониматься как терпимость к каким-либо отличиям (этническим, национальным, религиозным, расовым и др.) (А.Е. Гербер, Е.Г. Луковицкая, Н.В. Мольденгауэр, В.Ф. Петренко и др.). Вместе с тем, по мнению А.Г. Асмолова, наиболее емким является понимание толерантности как устойчивости к конфликтам, в отличие от суженной и вызывающей недоразумения интерпретации ее как терпимости.
В философской литературе в понятии "толерантность", в зависимости от способов градации, выделяют множество типов. Так В.А. Лекторский рассматривает четыре возможные модели толерантности, которым соответствуют некоторые реально существовавшие и существующие философские концепции (см. табл.1).
Первая модель - "толерантность как безразличие". В этом случае толерантность выступает как безразличие к существованию разных взглядов и практик, так как последние рассматриваются в качестве неважных перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество. В данной модели имеет место непризнание различий в форме невосприятия, нечувствительности к ним.
Вторая модель - "толерантность как невозможность взаимопонимания". Согласно данному осмыслению толерантности религиозные, метафизические взгляды, специфические ценности той или иной культуры не являются чем-то второстепенным для деятельности человека и для развития общества. Толерантность здесь выступает как уважение к другому, но вместе с тем как невозможность понимать его и с ним взаимодействовать.
Третья модель - "толерантность как снисхождение" (мы добавили бы "и как сожаление"). В случае данного понимания толерантность выступает как снисхождение к слабости других, сочетающаяся с некоторой долей презрения к ним. Например, я вынужден терпеть взгляды, несостоятельность которых я понимаю и могу показать, но вступать в критическую дискуссию с таким человеком не имеет смысла.
Различия в данной модели допускаются, но тем самым не признаются, а лишь воспринимаются, фиксируются. Здесь «толерантность не включает в себя принятие ценностей другого; как раз напротив, это есть еще один, может быть, более утонченный и изощренный метод еще больше усилить подчинение другого».
Формирование толерантности в процессе коммуникативного метода обучения
В рамках настоящего исследования мы рассматриваем коммуникативность как профессионально значимое качество выпускника экономического вуза, включающее творческий потенциал (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества); культуру речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация, хорошая дикция; способность самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния); культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных суждений в общении) и пр.
Итак, творчество составляет основу профессиональной коммуникативности. Обратимся к психологическому пониманию сущности творчества. Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов [Психология: словарь, 1990]. В профессиональном деловом общении на первое место выступает коммуникативное творчество (поиск и нахождение новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации личностного воздействия партнеров по общению, создание новых форм общения в групповой работе и т.д.) [Пова-ренков, 1999].
Ученые выделяют следующие уровни творчества в общении: первый уровень творчества - это уровень элементарного взаимодействия с партнером. Коммуникатор использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам. Но он действует по шаблону, по опыту коллег. Второй уровень - это уровень оптимизации процесса общения, начиная с его планирования. Творчество здесь состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного содержания, видов и форм общения. Третий уровень - эвристический, при котором субъект общения использует и творческие возможности живого общения с партнером. Самый высокий уровень творчества в общении характеризуется полной самостоятельностью коммуникатора. Он может использовать уже готовые приемы, но вкладывать в них свое личное начало. Он работает с ними лишь постольку, поскольку они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности партнера по общению, конкретному уровню развития отношений [Уткин, 1992].
Таким образом, творчество в общении - это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существенного опыта. Это путь от приспособления к ситуации общения до ее преобразования, что составляет суть и динамику творчества субъекта коммуникации.
Коммуникативность - это один из компонентов коммуникативного потенциала личности. Коммуникативный потенциал - это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения.
Коммуникативный потенциал - это единство трех его составляющих. Коммуникативные свойства личности характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения.
Коммуникативные способности - это умение владеть инициативой в общении, проявлять активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, сформировать и реализовать собственную индивидуальную программу взаимодействия, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении.
Коммуникативная компетентность - это знание норм и правил общения [Леонтьев, 1990].
Таким образом, профессиональная коммуникативность обладает рядом специфических характеристик. Сущностные черты и функции профессиональной коммуникативности формируются на основании национального, конкретно-исторического и социокультурного компонента; практического использования психологических технологий управления людьми; системного понимания творчества в общении, его многофункциональности и деятельностной природы.
Профессиональная коммуникативность включает в себя такие компоненты, как национальные традиции, социолингвистические, социовизу-альные аспекты, стили речевого и визуального поведения, определяющие как содержательные, так и коммуникативные характеристики взаимодействия.
Основными источниками приобретения профессиональной коммуникативности являются: соционормативный опыт культуры; знание языков общения, используемых культурой; опыт межличностного общения в бытовой сфере; опыт профессионального общения.
В практике подготовки личности к общению в культурах разных народов сформировался коммуникативный метод. Суть его - обучение общению через общение.
В работах Т.А. Бернштам, посвященных, в частности, анализу культуры как своеобразного социально-психологического тренинга, выявлены принципы коммуникативного метода.
Во-первых, это принцип целевой обусловленности. Во-вторых, принцип индивидуализации, который позволяет сформировать индивидуальный стиль реализации соционормативной культуры общения.
В-третьих, это принцип функциональности, когда осваиваемые нормы общения связываются с функциональным статусом личности в конкретных ситуациях взаимодействия.
В четвертых, принцип ситуативности, требующий учета коммуникативной реальности в формах общения.
В-пятых, принцип актуальности, дающий возможность личности соотносить свое актуальное состояние с характером ситуации.
Выделенные пять принципов коммуникативного метода формирования соционормативной культуры общения личности взяты за основу при разработке социально-психологических тренингов общения [Женщина и вещественный мир культуры у народов России и Европы, 1999].
Владение соционормативной культурой общения предполагает и овладение личностью сигнификационной культурой общества. Сигнификация - это система символов и нормативных предписаний по их использованию в общении. Согласно А.Ф. Лосеву, символ есть сигнификация (обозначение) действительности [Лосев, 1991]. Как своеобразный знак символ используется в разных качествах: и как способ организации действий, и как способ выражения отношения к партнеру общения, и, конечно, как средство организации текста сообщений, которыми обмениваются участники общения. Знание сигнификации общества - это овладение принципами регуляции общения. Сигнификация по своей сути определяет характер социокультурной технологии общения.
Этническое общение можно рассматривать как многоаспектное, многомерное и многоуровневое системное явление. На социальном уровне оно является институционализированным и может быть отнесено к общественным отношениям. В связи с этим этническое общение имеет разные аспекты: правовые (межгосударственные и внутригосударственные), политические, моральные, экономические, социальные и т. д. На социально-психологическом уровне этнического общения можно выделить перцептивную, коммуникативную и интерактивную стороны [Резников, 1999].
В межличностном восприятии (познании) срабатывает механизм этноцентризма, который обусловливает восприятие партнера по общению через призму своего этнического бытия. В случае, если воспринимаемый принадлежит к собственной общности (ингруппе), оценка, как правило, завышается. И наоборот, если воспринимаемый принадлежит к другой общности (аутгруппе), его оценка может снижаться. Этноцентризм обусловливает часто полярную оценку ин- и аутгруппы [Левкович, 1995]. При недостаточном знакомстве представителя одного этноса с представителем другого этноса проявляется механизм стереотипизации, т. е. осуществляется приписывание воспринимаемому человеку психологических характеристик его этноса (особенно в тех случаях, если воспринимаемого хорошо не знают).
Методические условия использования ролевых игр для формирования толерантности в деловом общении
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.). Толерантность - это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».
Президентом России В.В. Путиным одобрена программа "Воспитание молодого поколения в духе толерантности" [Об организации работы по реализации федеральной целевой программы, 2001]. Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых в бизнесе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно.
Характерной особенностью делового общения является то, что его содержание и цели направлены на решение организационных и социальных задач. Однако деловое общение, как и общение вообще, рассматривается как сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.
Деловое общение включает в себя все многообразие функций общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникация -в узком смысле слова это обмен информацией между субъектом и объектом управления; интеракция - их взаимодействие, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности; межличностная перцепция - процесс взаимного восприятия и познания объектом и субъектом управления друг друга как основа для их взаимопонимания.
Содержание делового общения определяется потребностями в совместной деятельности, которая предполагает согласованность действий, понимание и приятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.
Целью делового общения становится воздействие коммуникатора на окружающих с тем, чтобы сделать собеседников в каких-то проявлениях близкими себе, склонить их к определенным действиям и поступкам, изменить их мнения и взгляды. Благодаря такому воздействию, у людей, находящихся в положительном повседневном контакте, вырабатывается понимание вкусов, интересов и взглядов друг друга. Они учатся объективнее оценивать окружающих и проявлять толерантность, учитывать индивидуально-психологические особенности личности при взаимодействии. По за Ill
креплению такого взаимодействия межличностные отношения становятся товарищескими, формируется готовность к общению как важнейшему показателю положительного психологического климата в коллективе. Важно отметить, что стремление коммуникатора (ведущего) воздействовать на людей, хотя и является главной, но не единственной целью делового общения.
Деловое общение служит задаче удовлетворения психологической потребности в сопереживании, желании быть понятыми, оцененным, выразить кому-то свое сочувствие и расположение. Это обстоятельство особенно важно иметь в виду при деловом общении руководителя с подчиненным. В данном случае ролевое (формальное) общение всегда носит характер личностной (неформальной) коммуникации. В данном контексте особую роль выполняет коммуникативная толерантность, которая проявляется при реализации следующих функций конкретного взаимодействия и обеспечивает достижение определенных целей в акте общения:
1) контактная. Ее цель - установление контакта как состояния обоюдной готовности деловых партнеров к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме взаимной ориентированности;
2) информационная. Цель - обмен сообщениями, т.е. прием и передача каких-либо сведений в ответ на запрос. В управлении - это, прежде всего, доведение исполнителю управленческого решения (приказы, поручения, задания), получение информации о ходе и результатах исполнения этого решения, а также обмен мнениями, замыслами и т. д.;
3) побудительная. Это осуществление стимуляции активности объекта управления, направление его на выполнение тех или иных действий;
4) координационная. Цель данной функции - взаимное ориентирование и согласование действий различных исполнителей при организации их совместной деятельности;
5) функция понимания, т.е. не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание деловыми партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);
6) эмотивная функция, цель которой есть возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний ("обмен эмоциями"), а также изменение с их помощью собственных переживаний и состояний;
7) функция установления отношений, которая преследует цель осознания и фиксирования своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей организации, в которой предстоит действовать сотруднику;
8) функция оказания влияния - изменение состояния людей, их поведения, намерений, установок, а также мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.
Современный менеджер, экономист, маркетолог должен обладать высокой речевой культурой, навыки которой достигаются в результате изучения речеведческих дисциплин: деловая риторика, культура речи, социолингвистика, стилистика, прагматика и другие. Обязательным курсом для руководителя любого уровня является "Деловой иностранный язык". Состав и объем данного курса определяется не только коммуникативными потребностями данной категории слушателей, но и спецификой сферы делового общения и особенностями языковых средств, функционирующих в ней.
Образцы деловой переписки и документации, аутентичные диалоги и полилоги, репрезентирующие определенные ситуации делового общения, позволяют наглядно продемонстрировать правила установления и поддержания контакта в устной и письменной форме. Дисциплина дает знания о стилевых особенностях официально-деловой речи, ситуации употребления, о специфике использования терминологии; знания о правилах и законах построения публичной речи и полемического диалога.
Для руководителя язык важен как средство общения, поэтому основой является практическая работа над отдельными жанрами: деловая беседа, переговоры, совещание, интервью, полемика, протокол, доклад, письмо.