Содержание к диссертации
Введение
Глава I. ПОНЯТИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ИСТОЧНИКОВ.
1. Понятие мусульманского права.. .
2. Влияние ислама на Формирование мусульманского права
3. Источники правового регулирования международных отношений в исламе...
Глава ІI. СОДЕРЖАНИЕ ИСЛАМСКОЙ КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1. Становление и тенденции развития исламской концепции солидарности
2. Международные организации как средство
3. Международные договоры, и ислам...
Глава III. ИСЛАМСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА.
1. Права человека и ислам. ..
2. Основные принципы международного гуманитарного права и исламская концепция международного гуманитарного права
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...
БИБЛИОГРАФИЯ.
- Понятие мусульманского права..
- Становление и тенденции развития исламской концепции солидарности
- Права человека и ислам.
Введение к работе
Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического Ф-актора в наше время также остается весьма широкой, что во многом определяется тесными связями мусульманского права с исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в мусульманских странах. К этому следует добавить тот непреложный факт, что из всех мировых религий ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом. В этом отношении связующим звеном выступают мусульманское право и исламская правовая идеология. Вместе с тем, подчеркивая государственный характер ислама, мусульманское право всегда стояло в центре его учения, и оно воспринималось не только как система норм, но и как универсальная политико-правовая доктрина.
Вышесказанное приобретает более актуальное значение, если примем во внимание общую численность мусульман, которая в настоящее время в 120 странах мира насчитывает около 800 млн. человек. Более того,, из вышеуказанных 120 стран,, в 40 странах последователи ислама составляют большинство населения. К этой статистике необходимо добавить то, что приблизительно в 30 странах мира ислам признан государственной религией.
К сожалению в мировой правовой литературе воздействие ислама традиционно рассматривается в основном приме; ни те ль но к внутренним отношениям в рамках той или иной мусульманской страны или группы стран. Вместе с тем, вопрос, о воздействии
мусульманской религии на международные отношения исследован слабо, хотя последние публикации,, в основном на арабском языке, отчасти заполняют данный пробел в доктрине международного права.. В этой связи необходимо также добавить, что в российской международно-правовой литературе этот пробел в.
В годы перестройки на исламский фактор и на его влияние часто обращала внимание сове пресса, однако эти публикации не привели к глубокому научному анализу воздействия исламского фактора на политическую жизнь некоторых бывших республик СССР и автономных образований Российской Федерации» Вместе с тем, такой анализ, в том числе правовой, требует действительность данного региона, от стабильного .
Разработка концепции российской внешней политики без глубокого уяснения исламских международно-правовых: доктрин будет страдать односторонностью» Это тем более необходимо, что экономическая и политическая роль мусульманских стран во взаимо отношениях с Россией все время возрастает. Проявляется и необходимость всестороннего сотрудничества России не только со странами Запада, но и странами Востока, включая исламские государства.
Вышеизложенные Факторы, безусловно, предопределяют актуальность темы настоящей диссертационной работы»
Вышесказанное также предопределило цель диссертационного.
В работе использованы труды авторов из РоссииНаучная новизна диссертационной работы состоит в том, что она представляет собой первое в российской международно-право вой литературе комплексное исследование исламской концепции международного права, автором которого является человек, чье правосознание сформировалось в исламском правовом пространстве и лишь потом получил высшее юридическое образование в России..
С помощью данного исследования ряд международно правовых аистов и литературных источников вводится в научный оборот впервые.
Научная и практическая значимость диссертационого исследования состоит в том, что содержащиеся в нем выводы и материалы могут быть использованы, как в общетеоретических исследованиях проблемы прав человека, так и в учебном процессе при преподавании общих курсов и спецкурсов для юристов-международников «
Понятие мусульманского права
Дальнейшая история возникновения государства и шариата связана с военными походами "правоверных" и особенно с завоеванием Мекки. Мухаммед заключил соглашение с бедуинскими (кочевыми) племенами, создал крупную по тем масштабам армию (10 тыс, человек) и после покорения Мекки (что было осуществлено с с о г л а с и я є є з а ж и т о ч ной в є р х у ш к: и ) 6 ы л п р о в о з г л а ш е н п о с л а н н и # ком бога и правителем Аравийского полуострова. Этот акт озна чал завершение длительного, начавшегося задолго до образования общины "правоверных", процесса становления государственности у арабов Центральной и Восточной Аравии, который привел к воз никновению первого мусульманского государства халифата. Му хаммед занимал здесь исключительное положение наместника бога, s ос н о вате ля и единственного толкователя новой религии, законо д а т е л я , и с п о л и и т е л я и с у д ь и » I"! р е д а н и я о п о с т у п к а х п р о р о к а, з а писанные мерев много лет после его смерти (хадисы), составили сунну, являвшуюся вторым после Корана источником мусульманско го права. Таким образом, поучения и практика 23 летней дея тельности Мухаммеда явились основой мусульманского права, нор мы которого неразрывно связаны с моралью и религией» Важное значение для развития этой с вое обр» а зной системы права имели акты тридцатилетнего правления первых четырех "праведных" халифов, поочередно занимавших пост руководителя "правоверных" и главы государства после смерти Мухаммеда» 3ти ре шения Формулировались на основе толкования заповедей Мухам меда и теоретически рассматривались как исходящие от всей мусульманской общины» Но на практике они принимались главой государства после консультации с кругом приближенных (иджма), с ч и т а в ш и х с я з и а т о к а м и р є л и г и о з н о - - п р а в о в ы х в о п р ос о в»
В последующ, ее время (до X в.) шариат развивался на основе "І " о л к о в а. н и й К. о р а н а и с у н н ы м у с у л ь м а н с к и м и 6 о г о с л о в а м и - п р а в о в е -д а м и С м у д жт ахи дами, м уФт и я м и)« П о п рєда н иям, и е к о т ор ы е из них знали наизусть не только Коран, но также и многие тысячи ха-дисов, они держали в своей памяти и все решения "праведных" халифов. Создавая путем их толкований новые правовые нормы, муджтахиды прибегали к самым различным ухищрениям, чтобы внешне сохранить в неприкосновенности прежние заповеди, отдавая им дань благоговейного уважения, а на деле - отступить от них, если они не соответствовали интересам имущих (в ранних предписаниях Корана иногда содержалось, например, осуждение богатства) , или сформулировать правила поведения в целях регулирования новых общественных отношений»
Становление и тенденции развития исламской концепции солидарности
Современное международное право играет большую роль в деле укрепления мирового порядка,, В связи с эти возникает необходимость» рассмотрения исламской концепции мирового порядка и р о л ь м у с у л ь м а н с к: о г о п р а в а із е г о у к р е. п л е н и и .. С л е д у е т о т м е г и т ь, что исламская концепция мирового порядка исходит из делимости мира на: а/"Умна" (община мусульман,, являющаяся объектом "божественного откровения") і и 6/весь остальной мир, ІЗ Коране содержатся многочисленные подтверждения этого:; У--53 1/, У-65, У-20, У-120 и т.д. Вместе с тем в Коране подчеркивается,, что мир разделен именно по воле Аллаха. Например,, в суре "Худ" (стих 120) говорится: "А если бы пожелал твой Господь, то Он сделал бы людей народом единым,, А они не перестают разногласить". В свою очередь,, ислам признает возможность делимости самой "Уммы" (сура "Комнаты", стих 95;; "И если бы два отряда из верующих сражались, то примирите их. Если же один будет н ееп р авє дл и в пр оти в др у го г о, то ср аж ай те сь с тем, к: о то р ы й несправедлив, пока он не обратится к велению Аллаха. А если он обратится., то примирите их но справедливости и будьте бесп ристрастны". Этот стих используется исламскими юристами для предположения о том, что уже в Коране признавалась делимость
У номер суры, в данном случае "Трапеза", 53 номер стиха. мусульманекого мира на несколько государств»!/ Однако, на наш взгляд, признание делимости мира иа неисламский и исламский с возможным внутренним делением еш,е не означает юридического равенства между ними» С точки зрения исламской доктрины признания единобожия является предварительным условием мирных отношений между мусульманами и немусульманами» Иными словами, г о с у д а р с т в о , с о г л а с и о и с л а м с к о й к о н ц е п ц и и м и р о п о р я д к: а, н е м о -жет претендовать на равенство, если оно не достигло определенного уровня цивилизации (признания единобожия)»
С у ш, е с т в у и ш, а я и с л а м с к а я к: о н ц е п ц и я м и р о в о г о п о р я д к а п р в. д п о лагает обязанность всех в зоне распространение ислама стре миться к расширению этой зоны»
При этом в основе всех мусульманских концепций лежит идея мусульманского единства» Эта идея сыграла значительную роль в форм и р о в а н и и п о л и т и ч е с к: о г о с о з н а н и я н а р о д о в м у с у л ь м а н с к о г о м и -ра и в pis зви ти и мусульмане к: их теме ний в общественной мысли стран Востока.
В связи с -эти» необходимо упомянуть о том, что на протя же нии столетий идея "исламского единства" не раз являлась з и а— м єн ие м п ол и тич е С К И X дв и жеи ий. с тав и вши X о бъед и ни те ль и ы є ц е л и»
Вместе с: тем эта идея нередко питала и сепаратистские выступ ления, С ней тесно связаны также становление и развитие рели гиозного национализма во многих странах Востока.
Права человека и ислам
Одно из главных правил исламской концепции туман и тар» но г о пр ава запрещает верующим по любой причине развязывать войну, нарушать законы,, превышать полномочия,, ущемлять интересы справедливости и (равенства,, вступать на путь тирании и угнетения (аят 109 второй Суры Корана). В этом отношении правила исламской концепции гуманитарного права не идут дальше оговор к и Мар тенса,, содержащейся в Гаагской конвенции і 907 г, и в ст,
Д о п о л н и т е л ь и о г о п р о т о к: о л а I , к о т о р ы й г л а сит, ч т о п р а в а с: т о рон, участвуют,их: в конфликте,, в выборе средств и методов веде н и я в о й н ы о г р а и и ч е н ы Д р у г о е о с н о в н о е п р а в и л о и с л а м с к о й к о н ц е п ц и и г у м а н и т а р І -І О Г О права касается уважения и неприкосновенности личности,, Оно запре ш, а е т п р и ч и н енме у в е ч и я п ы т к и и д р у г о е у и и ж а ю щ ее до с т о не тв о человека обращение с лицами,, которые во время войны выступают на стороне врага. Хотя на практике во время военных действий пр оисходит всякое,, Ислам формально запрещает такое обращение с неприятелем, что признается всеми мусульмане к: им и юристами., 1/ При этом они приводят в пример следующий случай когда было решено в качестве ответном меры подвергнуть наказанию пленника. Пророк, чей дядя к: тому времени был уже наказан врагами, дал такое распоряжение верующим: "Никогда не увечить, даже собаку",, Это правило включено в инструкции для солдат и из него можно вывести все основные гарантии, которые с одер жатся в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г. Подобное толкование связано с уважением прав и достоинств человека,, которое Ислам признал одним из первых,, 1/
Ч а с. т ь І І I Д о п о л н и т е л ьн о г о п р о т о к о л а I с о д е р ж и т п о л о ж е. н и є ,, касающееся среде ТЕЗ И методов ведения войны, статуса комбатам— тов и военнопленных „ Б о ль шине тизо положений частей III и IV Дополнительного протокола I прямо можно соотнести с исламской концепцией гуманитарного права,, Некоторые положения этих частей не находят подтверждения в исламской концепции,, однако и они могут быть легко выведены из пяти принципов Ислама»
И н ы м и с л о в а ми ,, л ю б о е н о в о е п о л о ж е н и є ,, ко т о р о е с о о т - из є тс тв у ет ос новным принципам Ислама,, автоматически включає тс я в исламскую концепцию права м составляет часть к: он цеп ими исламского гуманитарного права,,
В соответствии со ст„35( 1) Дополнительного протокола I в любом вооруженном конфликте права сторон, участвуют,их в конфликте,, в выборе средств и методов ведения войны ограничены,, Как уже отмечалось , это правило нашло свое отражение и в исламской концепции гуманитарного права,, Отличие между ними заключается в том,, что если ст. 35 просто предусматривает ограничения,, то исламская концепция конкретизирует его s"».. не