Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека Аль-Али Насер Абдель Рахим

Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека
<
Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Аль-Али Насер Абдель Рахим. Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.10 : Москва, 1999 187 c. РГБ ОД, 61:99-12/172-3

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ИСЛАМСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА.

1. Понятие и источники мусульманского права 6

2. Права и свободы человека в исламе. ( гражданские, политические, экономические и социальные права 27

ГЛАВА II. МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЛЛЬ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА И АРАБСКИЕ СТРАНЫ

1. Международный билль о правах человека и его отражение в конституциях арабских стран 72

2. Международный билль о правах человека и Исламские соглашения по правам человека 96

ГЛАВА III. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И АРАБСКИЕ СТРАНЫ.

1. Лига Арабских Государств и подготовка межарабского соглашения по правам человека 117

2. Региональные Конвенции и Арабская Хартия прав человека 135

3. Подготовка Арабской Хартии прав человека и народа 142

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 164

ПРИЛОЖЕНИЕ 169

ЛИТЕРАТУРА 182

Введение к работе

Ислам и мусульманское право оказали глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока, в частности, на положение прав и свобод человека в этих странах. Сфера их действия как юридического и идеологического фактора в наше время также остается весьма широкой, что во многом определяется тесной связью мусульманского права с Исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в мусульманских и арабских странах. Следует также указать на тот неоспоримый факт, что из всех мировых религий Ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом. В этом отношении связующим звеном выступают мусульманское право и мусульманская правовая идеология. Вместе с тем, подчеркивая государственный характер Ислама, мусульманское право всегда стояло в центре его учения, и оно воспринималось не только как система норм, но и как универсальная политико-правовая доктрина.

Вышесказанное приобретает более актуальное значение, если принять во внимание общую численность мусульман, которая в настоящее время в 120 странах мира насчитывает около 1 млр. человек. Более того, из вышеуказанных 120 стран, в 46 странах последователи Ислама составляют большинство населения. К этой статистике необходимо добавить то, что приблизительно в 30 странах мира Ислам признан государственной религией. 1/

К сожалению, в мировой правовой литературе воздействие Ислама традиционно рассматривается в основном применительно к внутренним отношениям в рамках той или иной мусульманской страны или группы стран.

1/. См.: Вестник Московского Университета. Серия. 11. Право. 1997.№ 5,с. 60

Вместе с тем вопрос о воздействии Исламской религии на

международное право в целом исследован слабо, хотя последние

публикации, в основном на арабском языке, отчасти заполняют

данный пробел в доктрине международного права.

В этой связи необходимо также отметить, что в российской и в мировой правовой литературе этот пробел в определенной мере восполнен в трудах специалистов в области мусульманского права. Однако необходимо добавить, что труд большинства этих ученных направлен на исследование понятия мусульманского права, его источников и структуры.

Необходимо подчеркнуть, что вопрос об изучении и исследовании прав и свобод человека в исламе а также их воздействие на исламские государства и на исламское население исследован слабо, а также слабо исследован вопрос о соотношении прав и свобод человека в исламе с универсальными правами и свободами человека в современном мире.

Изучение и исследование исламской концепции прав и свобод человека и современной концепции прав человека с точки зрения их понятия, сущности, источников, а также их видов, способствуют определить какие права и свободы являются универсальными, какие права и свободы могут учитывать специфику того или иного общества с точки зрения традиции, культуры, религии и обычаев. Данное исследование также позволяет определить их воздействие на процесс защиты прав человека как на национальном, так и на региональном уровнях.

Вышеизложенные и другие подобные факторы, безусловно, предопределяют актуальность темы настоящей диссертационной работы. Цели и задачи исследования.

Вышесказанное предопределило цель диссертации, которая заключается в комплексном исследовании исламской концепций прав и свобод человека, а также воздействия последней на арабские исламские государства. Целью настоящей работы также является

исследование международно-правовой основы прав и свобод человека как универсальных прав и свобод, их воздействия на правовое положение личности в арабских странах. Цель данной работы также заключается в том, чтобы проанализировать международно-правовые соглашения и иные акты, принятые в области прав человека как на универсальном так и на региональном уровнях, включая арабский мир.

Для достижения указанных целей были поставлены следующие задачи:

изучение понятия и источников мусульманского права, прав и свобод человека в исламе;

Изучение основных видов прав и свобод, закрепленных в исламской концепции;

Правовой анализ воздействия Международного билля о правах человека на национальное законодательство арабских государств;

Изучение исламских соглашений, сравнительный правовой анализ данных соглашений с универсальными правами и свободами человека;

Раскрытие деятельности Лиги Арабских государств в области прав человека и выявление причин отсутствия арабского соглашения по правам человека на региональном уровне.

Научная новизна исследования.

Научная новизна исследования данной работы состоит в том, что она представляет собой первое в российской международно-правовой литературе комплексное исследование исламской концепции прав и свобод человека. Вместе с тем, ряд международно-правовых актов и литературных источников вводится в научный оборот впервые.

Научная новизна исследования также заключается в осуществлении комплексного подхода к анализу исламской концепции прав человека, а также к анализу проблемы защиты прав человека на национальном и региональном уровнях в арабских странах с точки зрения универсальной концепции прав человека и сточки зрения международного права в целом.

Методологическая основа исследования.

В ходе решения поставленных задач в свете достижения выше указанных целей применялись современные методы познания, сравнительно-правовой, логический и другие методы исследования. В процессе решения поставленных задач была сделана попытка развивать теоретические положения, сформулированные в отечественной доктрине права человека.

Нормативную базу диссертации составляют Коран, сунна, Иджтихад и другие источники мусульманского права, конституции арабских стран и международные соглашения, принятые как в рамках универсальных, так и региональных международных организаций. Теоретической основой исследования являются труды российских, зарубежных и арабских авторов. Среди них: Блищенко И.Б., Карташкин В.А, Ледях И.А., Лукашева Е.А., Лукашук И.И., Манов Б.Г., Мюллерсон И.П., Садагдар М.И., Сюкияйнен Л.Р., Ушаков Н.А. и другие ученые.

Среди зарубежных авторов особо следует отметить труды Давид Рене, Шарль Р.

Среди арабских авторов - Абдель Вахаб, Ахмед Тахер, Махмуд Басюни, Мухаммед Дакак, Мухаммед Мунир, Мунизир Инбтави, Садик Шаабан и другие авторы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем выводы и материалы могут быть использованы как в общетеоретических исследованиях проблемы прав человека, так и в учебном процессе при преподавании общих курсов и спецкурсов для юристов-международников в высших учебных заведениях, в частности- в Российском Университете Дружбы Народов. Практическая значимость исследования заключается не только в проведенном правовом анализе права человека в арабских странах с точки зрения ислама и права человека в современном мире, но и во внесении им предложений, которые послужат делу поощрения и уважения прав и свобод человека в арабском мире.

Понятие и источники мусульманского права

На сегодняшний день ислам и мусульманское право оказали большое влияние на развитие государства и права целого ряда стран востока в целом и в особенности на положение прав, свобод человека в арабских государствах.

В настоящее время общая численность мусульман, проживающих в разных странах, составляет более 1 млрд.. Причем, из более ста двадцати стран мира, где имеются мусульманские общины, почти в сорока последователи ислама представляют большинство населения. Более того, приблизительно в тридцати странах, ислам признан государственной религией. 1/ Поэтому, изучение и исследование мусульманского права оказывает большое влияние на определение понятия и сущности прав и свобод человека в исламе.

Мусульманское право чаще всего обозначается термином "Шариат", который является составной частью социально-религиозного мировоззрения ислама, возникшего на рубеже VI-VII в. в. н. э. Шариат - это путь, проведенной жизни мусульманина. Он включает и правовые, и моральные, и религиозные нормы. Достоинство Шариата мусульманские юристы видят, прежде всего, в особом характере его происхождения.

В отличие от деятельности уполномоченных органов государства мусульманское право и права человека в исламе - это результат божественного откровения, оно даровано людям Аллахом через его пророка Мухаммеда. Мусульманское право и права человека в исламе - это божественные права по своим источникам и основным нормам, они черпают свою силу не в государственной власти, а в воле Аллаха. Из этого вытекает, что мусульманское право вообще, и в частности - права и свободы человека в исламе, являются божественными, Аллах является носителем абсолютного суверенитета (неограниченной власти) и все люди обязаны подчиняться ему и его требованиям. В этом случае, мусульманское право указывает мусульманину как он должен вести себя в соответствии с требованиями Бога и религии, объясняется его обязательства по отношению к себе и по отношению к Богу (молитва, пост...).

Таким образом, Шариат основан на идеи обязательств, возложенных на человека, а не на правах, которых он может иметь. Необходимо отметить, что данное положение является одним из существенных различий между правами человека в исламе и правами человека, закрепленными в международных документах о правах человека, которые основаны на идеях естественных прав и свобод, а не обязательств, вытекающих из требований государства или какой либо божественной силы.

По мнению Рене Давида, одного из исследователей мусульманского права, " мусульманское право в отличие от других правовых систем не является самостоятельной отраслью науки. Оно -лишь одна из сторон религии ислама. Это религия содержит во-первых, теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить, во-вторых, - это предписание верующим, что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе путь, следование и составляет то, что называют мусульманское право". 1/ Необходимо отметить, что для исследователей мусульманского права характерны две взаимообусловленные особенности религиозное происхождение (божественная природа) и тесная связь юридических предписаний с мусульманской догматикой, нравственными нормами, правилами культов, религиозными нормами ислама в целом. Авторитетный западный исследователь мусульманского права Й Шахт отмечает, что для мусульманского права характерен дуализм религии и государства. По мнению Р. Шарля, мусульманское право это, прежде всего, религия, затем -государство и культура. 1/

Международный билль о правах человека и его отражение в конституциях арабских стран

Прежде чем начать исследование проблемы защиты прав человека в Арабских странах, необходимо познакомится с политическими системами этих стран.

Для политических систем Арабских стран с момента получения ими независимости характерно наличие двух направлений, которые имеют большое влияние на Арабские страны.

Первое - религиозное направление, второе - национальное направление.

Оба эти направления зародились еще до получения независимости Арабскими государствами, но начали распространятся после оккупации Израилем территории Палестины в 1967г. От этих направлений появились новые движения. Например, движение Мусульманских братьев, созданное в 1928г., целью которого является создание мусульманского общества, основанного на принципе Халифата и принципах мусульманской религии. Одновременно появились национальные организации, национальные партии, противоборствующие религиозные направления. Например, партия "Возрождение", партия "Нассариат" и другие партии.1/

Мусульманские движения подчеркивают необходимость мусульманского объединения для создания объединенного исламского государства, считают необходимым возвращение к исламской "золотой эпохе - Халифат", как основе для исламского управления. Национальные движения, которые на сегодняшний день держат власть в своих руках, требуют арабского объединения для создания объединенного арабского государства. Однако перед ними встает проблема: как совместить религию с целями национальных движений, религию с научным прогрессом? 1/

Борьба между религиозными и национальными движениями будет продолжаться в Арабском мире до тех пор, пока одно из них не уступит другому. Если религиозное движение уступит национальному, то это будет означать отделение религии от власти. Если же национальное движение уступит религиозному, то это приведет к возвращению к старой жизни. Однако решение этой проблемы состоит в сотрудничестве между этими направлениями, в создании демократического общества, основанного на свободе мнения, убеждения и их выражения. Наличие демократического строя положительно отразится на политической, экономической и социальной жизни стран, а также на решении проблемы защиты прав человека в этих странах.

Необходимо отметить, что на данный момент политические системы этих стран отрицательно отражаются на проблеме защиты прав человека. Однако несмотря на эти проблемы, следует показать влияние Международного билля о правах человека на конституции Арабских стран.

Лига Арабских Государств и подготовка межарабского соглашения по правам человека

Проблема защиты прав человека на региональном уровне занимает важное место в плане защиты этих прав, потому что, как мы уже отмечали, защита прав человека на национальном уровне недостаточна, многие права и свободы, закрепленные в конституциях арабских стран имеют лишь декларативный характер, но не претворяются в жизнь. 1/ Поэтому региональные соглашения в области прав человека не только укрепляют международную защиту этих прав, но совершенствуют и дополняют национальные механизмы. Метод защиты прав человека на региональном уровне является более доступным для государств, обладающих совместными ценностями и интересами. Характерными чертами региональных организаций по защите прав человека является то, что они объединяют государства, близкие по своим политическим системам, идеологии, политике. Что касается Организации Объединенных Наций (ООН), то здесь наблюдается обратное явление, так как государства-члены ООН различаются своими политическими и экономическими системами и это является тем фактором, который иногда затрудняет защиту прав человека на универсальном уровне.

Необходимо отметить, что Устав ООН, согласно статье 52, предоставляет право создавать подобные региональные организации в целях поддержания и сохранения международного мира и безопасности, при этом статьи 55 и 56 Устава закрепляют приверженность государств уважению прав человека. В связи с этим, региональные организации в том, что касается прав человека, попали в повестку дня работы ООН. В частности, что касается вопроса установления официальных связей между Комитетом по правам человека ООН и региональными организациями в области прав человека, в том числе такими организациями, как Совет Европы, Организация американских государств. Организация африканского единства. Лига арабских государств. Необходимо отметить, что Устав Лиги арабских государств, принятый 22 марта 1945 года, не включает в себя какого-либо положения о правах человека.

В Арабском мире росло стремление в пользу защиты прав человека в рамках Лиги арабских государств. Оно усилилось после выхода в свете постановления 3259/ 46/ х2 от 12. 9. 1967 г. о создании специального комитета при Секретариате ЛАГ для изучения проблемы помощи ЛАГ по организации праздничных мероприятий в 1968 году с учетом, что этот год объявлен международным годом прав человека, согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН 1/ 8/ 1963 от 12. 12.1963 года. Это решение сопровождалось другим ращением Совета ЛАГА 2304/47 о создании постоянной комиссии по правам человека, в которую должны входить представители от Арабских государств-членов ЛАГ. Когда Генеральная Ассамблея ООН в резолюции от 23. 03. 1967 года призвала государств-членов к изучению вопроса о создании комитетов по правам человека, то на основе этого Совет Лиги 3.9.1968 года принял решение No 2443 о создании постоянного регионального арабского комитета по правам человека, причем в компетенцию этого комитета входило решение всех вопросов, связанных с правами человека, теми ценностями, которыми руководствуется арабский человек, воспитанием у арабского народа сознательного отношения к правам человека. После этого Советом Лиги 15.9.1970 года было принято решение за No 2668, которое включило в себя положение о создании комитета по разработке Арабской декларации по правам человека.

Похожие диссертации на Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека