Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Разработка и принятие Африканской хартии прав человека и прав народов 1981
1.1. История разработки Африканской хартии 12-29
1.2. Права человека и права народов в Хартии 29-51
1.3. Механизм имплементации прав человека и прав народов, предусмотренный Хартией 51-70
Глава II. Африканская хартия и международные договоры в области прав человека
2.1. Сравнительный анализ прав человека по Африканской хартии и по основным международным договорам 71-91
2.2. Механизм имплементации прав человека, предусмотренный в Хартии и в основных международных договорах 91-118
2.3. Пути усовершенствования механизма имплементации предусмотренного Хартией 118-145
Глава III. Создание и функционирование международной уголовной юстиции
3.1. Международный уголовный трибунал в Руанде 146-171
3.2. Статут Международного уголовного суда 172-192
Заключение 193-196
Список литературы 197-202
- История разработки Африканской хартии
- Сравнительный анализ прав человека по Африканской хартии и по основным международным договорам
- Международный уголовный трибунал в Руанде
Введение к работе
Вопрос как глобальной, так и региональной имплементации прав человека оставался недостижимым идеалом в течение многих столетий. Известно, что права человека везде требуют реализации различных ценностей для гарантии индивидуального, и коллективного благосостояния. Известно также, что их реализации часто препятствуют как социальные, так и естественные факторы. В итоге это приводит к эксплуатации, притеснениям, преследованиям и другим формам лишения свободы. Глубоко внедренным в этих двух наблюдениях содержится, что сегодня называется "права человека и юридические процессы"1.
Концепция международной имплементации прав человека формировалась еще в древности. Права человека сначала рассматривались как "естественные права" и позже их специально выделили в "права человека" (Rights of Man). Формирование концепции международно-правовой имплементации прав и свобод человека происходит постепенно во времени за счет накопления различных теорий прав человека в течении длительного времени.
Ученые и особенно философы выражали свои точки зрения в отношении защиты прав человека. Начиная с Фомы Аквинского, Аристотеля, Гуго Гроция, Дж. Локка и кончая французскими философами, в частности, Монтескье, Вольтер и Жан Жак Руссо.2 Но их правовые позиции и стандарты не были систематизированы и оставались несовершенными. Со временем, постепенно, вырабатывались основополагающие элементы ме ханизма защиты прав человека в международном праве.
Сегодня подавляющее большинство юристов, философов и моралистов соглашаются с тем, что независимо от культуры или цивилизации, человек заслуживает, по крайней мере, в теории, защиты некоторых его основных прав. Согласно В. Дженксу, вопрос о свободе и достоинстве человека стал краеугольным камнем общественной политики. Предположение, что гражданские свободы в их широком понимании являются привилегиями обладающих определенным опытом в этой области демократических государств, больше не принято как имеющее силу. Однако существует согласие в том, что проблемы прав человека должны всегда быть открыты для критики и обсуждения.1
Проблема имплементации прав человека и прав народов в Африке сегодня является актуальной темой дискуссии. Автор диссертации приходит к этим выводам в связи с тем, что в 1996 году Организация Африканского Единства отметила десятилетнюю годовщину Африканской хартии Прав Человека и Прав Народов. Но тем не менее, по сообщению организации "Международная Амнистия", во многих африканских странах происходят незаконные убийства, исчезновения, пытки и другие формы лишения прав человека.2
Несмотря на формальное обязательство членов-государств О.А.Е. о защите и поощрении прав человека, последнее десятилетие в Африке характеризовалось увеличением числа трагедий и неспособностью государств привлечь к ответственности тех, кто связан с этими нарушениями. "Международная Амнистия" призывает Африканскую Комиссию критически подойти к изучению своей эффективности. Таким образом, ни одна из сторон не должна недооценивать важность прав человека. Одним из ключевых вопросов, с которым гражданское общество сталкивается в настоя щее время, является подлинная универсализация прав человека, которая не ограничивалась бы национальными границами.1
В настоящее время вся сфера человеческой жизни находится во взаимосвязи с вопросом не только уважения прав человека и прав народов, но их реального претворения в жизнь права человека стали предметом почти ежедневной дискуссии. Было принято в качестве аксиомы, что права человека и права народов универсальны, и человек повсюду имеет право на них.
Ныне нормы международного права еще более актуальные темы в связи с тем, что они не только обязывают государства обеспечить закрепленные в международных соглашениях основные права и свободы человека, но и предоставляют индивиду право требовать от государств выполнения его международных обязательств.
Необходимость осуществления прав человека подчеркивается в ст. 56 Устава ООН, где записано, что "все члены обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией1 для достижения универсального уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех независимо от расы, пола, языка и религии".
Международная и региональные имплементации прав человека остаются актуальной проблемой для международного Сообщества, в котором заметно проявляется конфликт интересов. Имеются государства, которые относятся отрицательно к любым международным имплементационным механизмам. Они придерживаются мнения о том, что международные и региональные механизмы не могут иметь примата над внутригосударственными органами.
Государства-сторонники этой точки зрения считают, что любой механизм вне государства, претендующий на верховенство над внутренними властными органами, нарушает принципы международного права, связан ные с уважением суверенитета государства (ст. 2 Устава ООН). Хотя в главе VII Устава ООН, сказано, что если существует угроза миру, нарушение мира или акт агрессии, то Совет Безопасности может предпринять меры в соответствии со статьями 41 и 42 (использование вооруженных сил и санкции) для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. В этом случае дело прекращает быть исключительно внутренним делом данного государств (например, вторжение Ирака в Кувейт, политика апартеида в ЮАР, конфликт в Боснии, Косово, геноцид в Руанде, гражданская война в Сомали и т.д.).
Федеральный президент Германии Р. Херцог - выражает точку зрения о том, что сегодня имплементация прав человека формирует наиболее убедительный путь к миру как между людьми, так и между государствами, 0 чем свидетельствует ситуация в Боснии. Он высказывает мнение, что общенародной дискуссии о защите прав человека недостаточно.2 Нужно принятие конкретных мер для осуществления защиты этих прав.
Значение и актуальность имплементации прав человека и прав народов нашло свое отражение в преамбуле Устава ООН, где записано, что мы, Народы Объединенных Наций, преисполнены решимости избавить грядущее поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций" и создать условия для реализации этих положений.
Массовые и грубые нарушения прав человека во второй мировой войне, и в частности, принятие законов, санкционирующих ограбление и истребление евреев и других народов, законы, допускающие произвольный полицейский сыск и конфискацию имущества, законы, разрешающих произвольное тюремное заключение, пытки и казни без открытого судебного процесса и подобные нарушения доказали, что люди нуждаются в защите и уважении их прав и достоинства.
Среди шагов, которые приняла Организация Объединенных Наций, была имплементация нормы о правах человека через проектирование и создание соответствующих учреждений и процедур.1
Идея, связанная с международной защитой прав человека с международной организацией, отразилась в философских, социальных, правовых и политических движениях и разнообразных юридических доктринах, рожденных несколько столетий назад во многих различных частях мира. Однако по различным причинам, включая противоречивые интересы государств, эта идея длительное время была ограничена простыми декларациями и намерениями.2
Тема анализа Африканской хартии прав человека и прав народов 1981 г. и ее имплементационных механизмов избрана автором диссертации для того, чтобы попытаться повысить эффективность механизма этого документа в сфере защиты прав человека и прав народов путем тщательного изучения положения Африканской хартии и затем ее сравнения с другими международными и региональными документами по правам человека.
Одна из задач этого исследования заключается в том, чтобы показать, что наиболее многообещающие перспективы института прав человека находятся скорее на региональном, чем на глобальном, уровне. Хорошим примером эффективного регионального документа служит Европейская Конвенция. "Впервые в истории человечества, - подчеркивает К.Васак, - существует региональный механизм, который функционирует вне государства и выражает общие ценности всего человечества".1 Этот механизм по определению других ученых является уникальным, жизненным и развивающимся.2 Автор данной диссертации пытается показать важность осуществления или реализации положения инструмента по правам человека как единственный путь к поощрению и защите основных прав и свобод человека и прав народов и также поддержание международного мира и безопасности.
Различные юристы выражают разные мнения в отношении защиты прав человека. Но они соглашаются в одном - в необходимости эффективного юридического имплементационного механизма в области защиты прав человека. Например, французский ученый К.Васак пишет, что "ценность Европейской конвенции определяется механизмом ее действия, а не правилами, которые она защищает". Е.Лаутерпахт доказывает, что для "адвоката провозглашение прав без наличия средства их реализации есть судебная ересь". Поэтому он поддерживает мнение, что в данный момент история нуждается не столько в признании или даже формулировке неотъемлемых прав человека, а в их эффективной защите, инструменте более высоком, чем само государство.3 Главный прокурор Пакистана М.Халим справедливо отмечает, что любой закон должен иметь способность защищать себя.4 А кенийский юрист К.Кибвана не менее справедливо высказывает точку зрения о том, что инструмент по правам человека, не представляющий средства судебной защиты, оказывается беззубым.5
Одновременно автор также пытается путем изучения Африканской хартии и, в частности, статей, посвященных Африканской Комиссии, предлагать какие-то изменения и дополнения в функциях и составе Комиссии с целью повышения ее роли в качестве инструмента имплемента-ции положений Хартии.
Тут же рассматривается Африканский суд по правам человека и правам народов.
В третьей главе автор анализирует функционирование уголовной юстиции, а, в частности, Международного уголовного трибунала по Руанде и статут Международного Уголовного суда. Эти судебные органы впервые являются действующими органами правовой защиты от нарушений гуманитарных прав. Международный уголовный трибунал по Руанде уже осудил 6 человек за различные уголовные правонарушения, начиная с геноцида и кончая преступлениями против человечества.
Впервые в истории африканского континента наказывают среди прочих должностных лиц, за совершение международных преступлений. В то же время впервые создан Международный уголовный трибунал для наказания преступников нарушений международных гуманитарный норм и прав человека.
Диссертант также пытается показать, что имплементационный механизм Африканской хартии должен быть усовершенствован с учреждением Африканского суда по правам человека и правам народов 9 июня 1998 г. в Уагадугу (Буркина Фасо). В отличие от Комиссии, Африканский суд более эффективен, поскольку он может приказать принять конкретные меры для правовой защиты прав человека. Наряду с другими мерами он правомочен вести открытое слушание с вынесением судебного решения.1
В работе использованы формально-аналитические и сравнительно-правовой методы исследования.
В диссертации используются, прежде всего, материалы и документы, представленные экспертами по вопросам имплементации или осуще ствления прав человека и прав народов. Эта работа посвящена Африканской хартии и другим международным и региональным инструментам по правам человека. Диссертант в течение длительного времени собирал материалы и документы в офисе ООН в Найроби, в библиотеке Университета Найроби, в библиотеке юридического факультета Университет Найроби, в Американском культурном центре в Найроби, в Английском консульстве в Найроби. Источниками материалов и документов служили также библиотеки в Москве, ИНИОН, Института государства и права, РУДН. Автор также имел честь пользоваться новой библиотекой Международного уголовного трибунала по Руанде в Аруше (Танзании). Участие диссертанта в семинаре Международной Федерации Журналистов в Университете Найроби по теме Reporting Human Rights in Africa, где участвовали ведущие специалисты по правам человека, также вдохновляло автора этой работы, и часть из материалов этого семинара использована в диссертации.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что оно является первым исследованием, которое анализирует структуру Африканской хартии и ее органов в сравнении с другими международными глобальными и региональными органами, а также показывает функционирование международной уголовной юстиции и все это для того, чтобы попытаться показать, как это может служить повышению эффективности Африканской хартии прав человека и прав Народов 1981 г.
Помимо этого в данной работе использованы самые последние материалы, например Африканский суд по правам человека и правам народов 1991 г. Международный уголовный трибунал по Руанде, статут Международного уголовного суда в Риме, 1998.
Автор также предлагает и показывает, каким образом по своей структуре и компетенции можно повысить эффективность Африканской комиссии по правам человека и правам народов.
1 Nico Krisch Verlag W. Kohlhammer. Hiedelberg Journal of International Law., 1998
Данная работа в отличие от других сосредоточивается не на положениях рассмотренных документов per se, а на механизме их реализации. Т.е. автор считает, что одни хорошие законы не защищают права человека и права народов, а нуждаются в гарантийном механизме имплементации.
Автор также освещает, как права человека и права народов соблюдаются в таком обширном регионе, как Африка.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что на основе проведенных исследований в ней даны практические рекомендации, и сообщения по вопросам имплементации положений Хартии прав человека и прав народов 1981 г., что по мысли автора, может служить основой попытки усовершенствования эффективности не только Хартии, но и конституций различных государств. Она может быть также полезна не только для международных уголовных трибуналов по Руанде и Югославии, и Международного уголовного суда в Риме, но и для других новых судов в других частях мира.
Уже проводились сравнительные анализы региональных инструментов по правам человека, но до сих пор нет, как нам представляется столь глубокого исследования по этим документам с большим акцентом на африканской Хартии, включая функционирование Международного уголовной юстиции с целью усиления правового механизма защиты прав человека и прав народов в Африканской хартии. Ранее автор делал ссылку на мнения различных ученых по вопросам имплементации прав человека и прав народов, были названы ученые Лаутерпахт, М. Хал им, Р. Херцог, К. Кибвана, В.А.Карташкин и другие.
Диссертант уверен, что эта работа будет полезна студентам юридического факультета, гражданам, неправительственных правозащитных организаций, всем, кто интересуется правами человека, хочет их знать, разъяснять и защищать.
История разработки Африканской хартии
Историю прав человека в Африке до 1981 года можно разделить на три периода:1
1) доколониальный период
2) колониальный период
3) годы независимости до 1981 года.
Период колониализма и годы независимости оказали большое влияние на разработку и принятие Африканской хартии прав человека и прав народов 1981 г. Помимо того, характерной чертой периода после Второй мировой войны является растущее значение основных прав и свобод человека. Их эффективная реализация и защита являются непременным условием существования демократии. В цивилизованном государстве, основанном на подлинно гуманитарных и демократических ценностях, достоинство и свобода личности оказываются фундаментом и пределом государственной власти. Они служат одновременно источником ее законности и в качестве ограничения сферы ее действия, за рамками которого политическое усмотрение превращается в государственный произвол.1
Влияние учреждения Организации Объединенных Наций в 1945 г. нельзя не учитывать в истории разработки Африканской хартии прав человека и прав народов 1981 г. На основе Устава ООН были сформированы региональные организации по защите прав человека, согласно ст. 52, п. 1, которая гласит, что "Настоящий Устав ни в коей мере не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с Целями и Принципами Организации".
Желание мирового сообщества создать региональные организации было в какой-то мере мотивировано успешным функционированием европейской Конвенции по защите прав человека 1950 г.
Опыт этой Конвенции показал, что легче защищать права и свободы человека на региональном уровне среди государств, которые имеют некоторые общие черты, например, политические, социальные и культурные ценности, чем на уровне универсальном.
Не случайно, французский ученый К.Васак подчеркивал, что впервые в истории человечество приветствует международный (региональный) механизм, который "выражает общие ценности всего человечества".
Межамериканская конвенция по правам человека 1969 г. также была результатом необходимости осознания американскими народами осуществления основных прав и свобод человека в региональном масштабе.
Вот почему, когда и в Африке началось движение за принятие документа регионального уровня по защите прав человека и прав народов, это не было удивительным.
Вслед за провозглашением в 1957 г. независимости Ганы другие африканские государства стали обретать независимость в 60-е годы. Всколыхнулись надежды на поощрение и защиту прав человека и восстановление достоинства африканцев.
Сравнительный анализ прав человека по Африканской хартии и по основным международным договорам
Африканская Хартия прав человека и прав народов 1981 года, подписанная в Найроби (Кения), отличается от других региональных документов по правам человека по многим аспектам. Она еще "молода", по сравнению с другими документами, и, следовательно, отсутствует опыт ее действия. Но эта Хартия прав человека и прав народов и ее положения учитывают специфику континента и задачи государств-участников. В этом документе на первый план выдвигаются вопросы самоопределения, борьбы с колониализмом, с иностранным господством, а также социально-экономического и культурного развития.
Нынешняя Хартия уделяет больше внимания так называемому на третьему поколению прав человека, именуемыми еще "коллективными" или "солидарными" правами. Сюда причисляют права: на развитие, на мир, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества, а также права на коммуникацию, которую некоторые связывают с концепцией нового международного информационного порядка.
Права народов не являются правами индивидов и принадлежат коллективу людей, образующих народ или нацию, и не могут быть реализованы отдельной личностью. В процессе реализации прав народов каждое отдельное лицо, входящее в состав того или иного народа, используя свои права и свободы (свободу слова, печати, собраний, право участвовать в выборах и т.д.), выражает свое отношение к тому или иному вопросу.
Мнение большинства, выраженное таким образом, и составляет волю всего народа1. В Африканской хартии также закреплено и другое поколение прав человека. К первому поколению прав человека относятся гражданские и политические права (ст. 2-14), а ко второму экономические, социальные и культурные права (ст. 15-18).
В преамбуле международного пакта "О гражданских и политических правах", как и в Африканской хартии, дается ссылка на другие международные документы, например Всеобщую декларацию прав человека и Устав Организации Объединенных Наций, и в этих документах признают, что уважение прав человека вытекает из присущего человеческой личности достоинства. В этих документах также рассматриваются необходимость как гражданских, политических прав, так и экономических, социальных и культурных прав.
Хартия имеет свой специфический признак в том смысле, что в ней закреплены права народов. Это связано с ее историческим прошлым. Пакт гражданских и политических правах тоже в ст. 1 гласит, что "все народы имеют право на самоопределение".
В обоих документах - Африканской хартии и Пакте о гражданских и политических правах - подчеркнуто, что государства-участники этих документов должны предпринимать меры для того, чтобы положения данных документов были отражены и выполнены в национальных конституциях (в ст. 1 Пакта и в преамбуле Хартии (ст. 19-24).
Международный уголовный трибунал в Руанде
Вопрос о создании и функционировании международной уголовной юстиции возник вместе с появлением международных преступлений. В ее состав входит как международный, так и национальный институциональный элемент. Задача заключается в том, чтобы "совместить или объеди-.нить тематику уголовного преследования за международные преступления на национальном и международном уровне, связать между собой планы институционализации международной уголовной юстиции и деятельность национальных судебных органов"1, входящих в международную уголовную юстицию при преследовании за международные преступления.
Как уже указывалось, в соответствии с Африканской Хартией создал суд по правам человека. Этот суд рассматривает жалобы отдельных лиц и по ним выносит решения.
Однако в Африке, как и на других континентах, совершаются не только отдельные, но и массовые и грубые нарушения прав человека, являющиеся международным преступлением (геноцид в Руанде). Поэтому, в дополнение к Суду по правам человека, важное значение имело бы создание постоянно действующего суда по уголовным делам. При его создании можно было бы учесть опыт Международного уголовного трибунала по Руанде.
Подходящим примером такой картины является преследование лиц, ответственных за геноцид и другие нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территориях соседних государств, в период с 1 января 1994 года по 31 декабря 1994 года не только при Международном уголовном трибунале по Руанде, но и в национальных судебных органах самого государства Руанды.
Значение создания и функционирования международной уголовной юстиции заключается в том, что ее деятельность направлена на осуществление правосудия путем предупреждения и наказания за совершение международных преступлений и преступлений международного характера с помощью системы судебных органов как международных, так и национальных. В конечном итоге правосудие должно быть основано на общепризнанных нормах и принципах международного права. И прежде всего функционирование международной уголовной юстиции осуществляет положения Африканской хартии, в частности, в ст.66, которая гласит, что специальные протоколы или соглашения могут при необходимости дополнять положения настоящей Хартии. Таким образом, создание этих судебных органов обеспечивает защиту прав человека и прав народов, предусмотренные в Хартии.
Международный уголовный трибунал по Руанде был учрежден 8 ноября 1994 г. согласно резолюции 955 (1994) Совета Безопасности. Он был сформирован с единственной целью судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января по 31 декабря 1994 года.1
В результате массовых и систематических убийств было уничтожено 800.000 человек. Таким образом, идея создания Международного уголовного трибунала была сформулирована на основе VII главы Устава ООН, в которой говорится, что "Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или наличия акта агрессии и дает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности".2
Участники массовых убийств были обвинены в преступлении геноцида, в заговоре с целью совершения геноцида, преступлении против человечества, в убийствах, изнасилованиях, сексуальных пытках и т.п. Хотя трибунал и его устав были утверждены в 1994 году, первое судопроизводство было проведено только 9 января 1997 года.3
Среди первых обвиненных трибуналом был Жан Боско Бараягвиза, который обвинялся в геноциде, заговоре с целью совершения геноцида, непосредственном и посредственном общественном подстрекательстве к совершению геноцида и преступлении против человечества.1 Его обвиняли в том, что он председательствовал на нескольких встречах, где планировалось совершение убийств тутцы и некоторых хуту в коммуне Матура и префектуре Гесени. Он также обвинялся в распространении оружия и денег, подстрекательстве и заказных убийствах и актов насилия против тутцы и некоторых хуту в коммуне. Г-н Бараягвиза в то время был директором политического отдела Министерства иностранных дел и одновременно занимал высокий пост в управлении на радио и телевидении под названием "Libres des Miles" во время массовых убийств в Руанде. Он был арестован в Камеруне в 1996 году. Его адвокатом являлся кенийский юрист г. Нябери Жастас.
Перед названным трибуналом также предстал бывший мер города Таба в центральной части Руанды Ж.Акаесу, который обвинялся в убийстве тысяч людей в названном районе с апреля по июль 1994 года. Судопроизводство над данным лицом совершалось с заключением о его виновности в геноциде и преступлениях против человечества. Хотя он собирался подавать на апелляцию, ссылаясь на то, что адвокат ему должен предоставляться по его выбору, т.е. новый адвокат, не зависимый от трибунала.3