Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Транснациональный исламизм как угроза национальной безопасности Республики Таджикистан Пиров Ахтамхон Атоевич

Транснациональный исламизм как угроза национальной безопасности Республики Таджикистан
<
Транснациональный исламизм как угроза национальной безопасности Республики Таджикистан Транснациональный исламизм как угроза национальной безопасности Республики Таджикистан Транснациональный исламизм как угроза национальной безопасности Республики Таджикистан Транснациональный исламизм как угроза национальной безопасности Республики Таджикистан Транснациональный исламизм как угроза национальной безопасности Республики Таджикистан Транснациональный исламизм как угроза национальной безопасности Республики Таджикистан Транснациональный исламизм как угроза национальной безопасности Республики Таджикистан Транснациональный исламизм как угроза национальной безопасности Республики Таджикистан Транснациональный исламизм как угроза национальной безопасности Республики Таджикистан Транснациональный исламизм как угроза национальной безопасности Республики Таджикистан Транснациональный исламизм как угроза национальной безопасности Республики Таджикистан Транснациональный исламизм как угроза национальной безопасности Республики Таджикистан
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пиров Ахтамхон Атоевич. Транснациональный исламизм как угроза национальной безопасности Республики Таджикистан : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02.- Душанбе, 2006.- 153 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-23/333

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО ИСЛАМИЗМА КАК МЕЖДУНАРОДНОГО ЯВЛЕНИЯ 14

1. Современная система международных отношений и основные параметры транснационального исламизма 14

2. Транснациональный исламизм и проблемы становления таджикской государственности 33

ГЛАВА II. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОБЛЕМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН 56

1. Внутриполитические режимы как выразители сущности устремлений классовой и элитарной прослойки глобальных и региональных игроков международных отношений в плане использования транснационального исламизма 56

2. Геополитический статус Республики Таджикистан и угроза транснационального исламизма ее безопасности 77

ГЛАВА III. РЕГИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ СДЕРЖИВАНИЯ АГРЕССИИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО ИСЛАМИЗМА 100

1. Государство Таджикистан как главный субъект в организации системной защиты национальных интересов от транснационального исламизма 100

2. Идеализм и прагматизм характера центрально-азиатского регионального сотрудничества как условие, определяющее состояние и перспективы эффективности борьбы с транснациональным исламизмом 116

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131

БИБЛИОГРАФИЯ 138

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Республика Таджикистан (РТ), в качестве суверенного государства, имеет собственный геополитический статус в мировом пространстве, определяющийся стремлением руководства страны проводить независимую, прагматичную, взаимовыгодную, дружественную и миролюбивую политику на международной арене. Во внешней политике Таджикистан опирается на принципы защиты своих национальных интересов и соблюдения правил равноправного сотрудничества. При этом государство выступает как основной гарант мира и стабильности внутри страны в этих же целях, защитником национальных интересов за его пределами, инициатором проводимых в республике политических, экономических и социальных реформ.

В нынешних условиях, когда на мировой политической арене все более ощутимым становится принцип однополярности его строения взамен его многоликости, с сожалением можно констатировать, что процесс распада все более охватывает такие общепринятые нормы политического сосуществования государств, как установление равноправных отношений, уважение национальной, этнической, религиозной специфики и идентичности стран. Усиливаются стремления распространить и культивировать собственные идеалы и принципы понимания основ демократии на чужих территориях, «гуманитарная экспансия», использование политического давления в разрешении международных, региональных и национальных конфликтов, с целью обеспечения «интересов» основных акторов мировой политики.

Таджикистан, как и другие страны региона, оказался под давлением двух основных сил притяжения, которые стремились к обеспечению собственных интересов. С одной стороны, регион стал «лакомым кусочком» в геостратегии основных игроков мировой политики, таких как

США, Россия, Китай, Западные страны и некоторые страны мусульманского Востока. И с другой, регионом, в том числе и Таджикистаном, кровно заинтересовались силы транснационального исламизма, основным желанием которого, было, есть и остается воссоздание исламского государства - халифата. В этой связи углубленное изучение политики государств и виртуальных сил транснационального исламизма, представленных в региональных процессах по отношению к сохраняющимся здесь проблемам и определяет актуальность избранной темы.

Актуальность избранной темы выражается необходимостью:

а) политической расстановки позиций главных акторов большой
политики с целью определения позитивного курса региональной и мировой
политики РТ;

б) установления и реализации наиболее успешного
внешнеполитического курса, направленного на создание региональной
безопасности от угроз транснационального исламизма;

в) научно-теоретического осмысления такого нового мирового
явления, как транснациональный исламизм с целью расшифровки его
затаенных угроз национальной государственности и обществу;

г) установления внутренних и внешних структур транснационального
исламизма, действующих в целях реализации идей создания исламской
государственности;

д) создания новых внутригосударственной и внешнегосударственной
систем защиты и обеспечения безопасности, которые должны базироваться
на совокупности комплекса мер на общемировом, субрегиональном,
региональном и внутригосударственном уровнях.

Степень разработанности проблемы. Исламизм, либо

политизированный ислам, всегда привлекает внимание политиков, военных, дипломатов, следовательно, ученых, воодушевленно

выполнявших социальный заказ, либо реализовавших собственную волю по разгадке тайн данного явления.

Большая часть работ западных авторов доказывает насколько велик,
особенно в последние годы, интерес к проблемам политизированного
ислама. Среди них такие ученые, которые прогнозируют столкновение
цивилизаций, и те, которые дают отпор идеологии столкновения . Состав
работ англоязычных авторов можно сгруппировать на основе их
тематического различия, а именно: а) работы, которые рассматривают
проблему политизированного ислама и международных отношений с
точки зрения процессов глобализма
(Beeson М, Bellamy A J., Brzezinski Z.,
Clark J., Green D., Griffith M., Kauppi M.V., Mann M., Lechner F.J., Boli J. и
др.) ; б) работы, анализирующие сущность терроризма и

политизированного ислама в целом (Сап* С, Chomsky N., Cole D., James X.D., Dershowitz A.M., Rapoport D.C., Rubenstein R.E.)3 ; в) работы, посвященные региональной политике в условиях возрождения исламского потенциала в регионе Центральной Азии (Lindstorm G., Schmille В., Naumkin V., Guazzone L., Brzezinski Z., Hetmanek А. и др.)4-

1 Huntungton S.P. Clash of Civilization and the Demarking of World Order. -L., 1998; Fukuyama F. The
End of History and the Last Man. - L., 1992.

2 Beeson M., Bellamy A.J. Globalization, Security and International Order after September 11. The
University of Queensland, 2002. -29 p; Brzezinski Z. The Grand Crossboard. American Primacy and its
Geostrategic Imperatives. -N.Y., 1997; Clark J. Globalization and International Relation Theory. -
Oxford, 1999; Green D., Griffith M. Globalization and Its Discontents II International Affairs. V. 78,

№16, 2002; Kauppi M.V., Viotti P.R. International Relations Theory: Realism, Pluralism, Globalism. -Boston, 1999; Mann M. Globalization and September 11 // New Left Review, 12, 2001; The Globalization of World Politics: An Introduction to International Relations . Ed. by J. Baylis and S. Smith. - Oxford, 2003; The Globalization Reader. Ed. by F.J. Lechner, J. Boli. - Oxford, 2000.

3 Carr С The Lessons of Terror. -N.Y., 2002; Chomsky N. International Terrorism: Image and Reality II
Western State terrorism. Ed. by A.George. -N.Y., 1991; Cole D., James X.D. Terrorism and the
Constitution: Sacrificing Civil Liberties in the Name of National Security. -N.Y., 2002; Dershowitz
A.M. Why Terrorism Works: Understanding the Threat, Responding to the Challenge. -New Haven,
2002; Kahler M. Networks and Failed States: September 11 and the Long Twentieth Century II Prepared
for the Annual Meeting of the American Political Science Association. - Boston, 2002; Rapoport D.C.
The Four Waves of Rebel Terror and September 11 II The New Global Terrorism: Characteristics,
Causes, Controls. Ed. by Ch.W. Kegley, Jr. N.J., 2003; Rubenstein R.E. Alchemists of Revolution:
Terrorism in the Modern World. - N.Y., 1987.

4 Central Asia: A Gathering Storm. Ed. B. Rumer -N.Y., 2002; Guazzone L. The Islamist Dilemma. -
U.K.: Ithaca Press, 1995; Hetmanek A. Islamic Revolution and Jihad Come to the Former Soviet Central
Asia: the Case of Tajikistan II Central Asian Survey. 1993. -Vol.12. -№ 3; Kahraman A. Dinler tarikhi.

В перечисленных исследованиях много фактического, научно-теоретического и познавательного материалов, которые освещают тенденции распространения идей исламского фундаментализма во всем мире, причины возникновения новой исламской идеологии, степень её распространения в арабских и мусульманских странах, политическую составляющую исламского фундаментализма. Определяются основы политики западных стран в отношении регионов распространения исламской религии с учетом существования в них структур транснационального исламизма и возможности его использования в реализации их собственных устремлений. В работах Манна М., Дершовитца A.M., Кула Д. и Джеймса Х.Д., Кларка Ж. и др. наблюдается системный подход к анализу проблемы. Ярким примером подобного отношения служит коллективная работа ФайрбанкаЧ., Нельсона СР., СтарраС.Ф., ВейсбрейдаК. из Института Центральной Азии и Кавказа «Стратегия оценки Центральной Евразии». В монографии раскрывается отношения западного мировоззрения к изменениям в ЦА относительно усиления исламского фактора и стратегии международных отношений, вопрос разрешения внутриполитических и общерегиональных противоречий. Особое внимание уделяется исследованию национальных интересов США в регионе1.

Обозначается стремление западных ученых дать определение такому сложному современному явлению как «терроризм», и похвально, что многие ученые оценивают терроризм не как внутрирелигиозное явление, а как общемировую субстанцию насилия. В этом плане интересны работы

- Istembul, 1984; Naumkin V. State, Religion and Society in Central Asia. - U.K.: Ithaca Press Reading,

1993; Seykittin Ersahin. Turkistanda Islam ve musulmanlar. -Ankara: Soviet Donemi, 1999;

Waardinburg S. Classical Appoaches to the study of Religion. 2 vols. Vouton, The Hague, Paris, 1973;

Encyclopedia of Religion. -New York, 1987.

1 Fairbanks Ch., Nelson C.R., Starr S.F, Weisbrade K. Strategic Assessment of Central Eurasia. SAIS,

2002.

таких ученых, как: Робертсон К.Г., Паул Вилкинсон, Джон В. Вульф, Джулиет Лодж, Шрайберг Я., Сакраа Р.1

Важнейшие аспекты политического исламизма, предпосылки его возникновения, эволюция процессов проблем безопасности в регионе находятся в поле зрения и российских ученых. Особым пластом выступают работы исследователей по истории политизации ислама, социальных основ исламского фундаментализма, эволюции и развития современных исламских течений в регионе, определению экономической и политической стратегии России. В этом плане особый интерес представляют работы: Е.М. Примакова, Г.И. Мирского, Е.В. Белова, С. Абашина, Д.Б. Малышева, Р.Ф. Абазова, А.В. Малашенко, М.П. Полякова, 3. Левина, А. Игнатенко, З.С. Арухова и многих других .

Цикл работ российских ученых, освещающих рассматриваемую проблематику, условно можно разбить на три основных направления:

работы, освещающие внутригосударственную политику и состояние внешних связей государств Центрально-Азиатского (ЦА) региона в плане влияния исламского фактора;

работы, посвященные теории и идеологии основ политизированного исламизма;

1 Robertson K.G. Intelligence, terrorism and civil liberties//Contemporary research on terrorism.
Aberdeen, 1989; Paul Wilkinson. Terrorism and the liberal State. Second edition. MacMillan,
Basingstoke and London, 1986; John B. Wolf. Fear of fear: A survey of terrorist operations and controls
in open societies. New-York and London. 1981; Thackrah R. Terrorism: a definitional problem//
Contemporary research on terrorism. Aberdeen, 1989; Juliett Lodge. Introduction. //Terrorism: A
challenge to the state. Edited be Juliet Lodge. New York, 1981.

2 Международный терроризм: борьба за геополитическое господство. - М.: РАГС, 2002; Игнатенко
А. Халифы без халифата. -М., 1988; Игнатенко А. Эндогенный радикализм в Исламе //
Центральная Азия и Кавказ, 2000. -№2 (8); Малашенко А.В. Мусульманский мир СНГ. -М.,
1996; Малашенко А.В. Россия и исламский фактор. -М., 1997; Примаков Е. Мир после 11
сентября. М., 2002; Абазов Р.Ф. Исламское возрождение в центрально-азиатских новых
независимых государствах // Полит, исслед. 1995. - № 3; Абашин С. Исламский фундаментализм в
Средней Азии: причины распространения, прогнозы на будущее // Центральная Азия и Кавказ.
2002. -№2(20); Поляков С. П. Традиционализм в современном среднеазиатском обществе. -М.:
Изд-во МГУ, 1989; Арухов З.С. Ваххабизм и духовенство в политической структуре общества. -
Махачкала. 2002.

- работы, освещающие проблемы международного терроризма и политизированного исламизма в идеологическом, историческом, функциональном и уголовно-процессуальном аспектах.

В последние годы активизация деятельности представителей различных течений транснационального исламизма по всему миру, цикл успешных актов террора в европейских центрах обусловил появление работ энциклопедического характера, а также таких исследований, которые изучают правовые и юридические аспекты международного терроризма. Такими работами являются двухтомник справочник К.В. Жаринова «Терроризм и террористы», книга «Международный терроризм: борьба за геополитическое господство», вышедшая по общей редакцией А.В. Возженикова, и книга министра юстиции РФ В.В. Устинова «Международный опыт борьбы с терроризмом. Стандарты и практика»1.

Не умаляя значение исследований всех вышеперечисленных авторов, хотелось бы особо отметить исследования следующих таджикских ученых: М. Давлатова, С. Ятимова, Д. Назирова, М. Иркаева, А. Хакима, М. Бобохонова, А. Турсунзода, Ю. Якубова, Ф. Тахирова, К. Хасанова, С. Олимовой, М. Олимова, А. Джаббарова, Р. Абдулло, П. Мулладжонова, С. Шарипова, Махмадова А., Хидировой М. и многих других.

Научные изыскания таджикских ученых явились весомым вкладом в исследование формирования и в научную оценку реализации идей политизированного исламизма в Республике Таджикистан.

Однако перечисленными авторами анализируются те или иные отдельные аспекты функционирования политизированного ислама на региональном, либо глобальном уровне. В их трудах транснациональный исламизм как угрожающий фактор национальной безопасности Республики Таджикистан не определен как предмет исследования.

Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом. Стандарты и практика. - М, 2002; Терроризм и террористы. Справочник. Харвест. -Минск, 1999; Международный терроризм. - М.: РАГС, 2005.

Объектом исследования являются идеология, политическая теория и практика основных геополитических факторов современности использующие исламизм по отношению к Таджикистану для отстаивания собственных геополитических интересов.

Предметом исследования определены выявление и научная интерпретация параметров транснационального исламизма в аспектах, представляющие угрозу национальной безопасности Республики Таджикистан.

Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационной работы является научно-теоретический анализ идеологии и практики транснационального исламизма, в качестве международного явления, в аспекте угроз, исходящих от него к Центрально-Азиатским государствам, в том числе и Таджикистану. Для достижения поставленной цели предполагалось решение следующих основных задач:

- раскрытие состояния и эволюции современной системы
международных отношений, наступивших после разрушения принципа
многополярности;

- определение основных параметров такого современного явления как
транснациональный исламизм, теоретическое осмысление и определение
понятия «транснациональный исламизм»;

- оценка динамики влияния транснационального исламизма на
международные отношения в плане создания новой системы «баланса
угроз» и системы угроз основам цивилизации;

- определение качества, структуры и системности угроз
транснационального исламизма РТ, выделение теоретико-концептуальных
аспектов внутри региональных конфликтов в свете угроз
транснационального исламизма;

>

- выявление форм использования деструктивных сил
транснационального исламизма основными акторами международной
политики в отношении с Республикой Таджикистан;

- установление геополитического статуса Республики Таджикистан и
определение угроз со стороны транснационального исламизма ее
безопасности;

- определение форм и структур корпоративной региональной
безопасности как механизма сдерживания агрессии со стороны
транснационального исламизма, определение основ системной защиты.

Теоретико-методологическая база исследования основывается на выводах и принципах, содержащихся в трудах ученых-политологов. Исследования зарубежных и таджикских ученых-политологов, посвященные проблемам использования исламизма в межгосударственных отношениях как инструмент решения геополитических притязаний. Опираясь на их исследования, использованы исторический, структурно-функциональный, сравнительный и другие методы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- в диссертации впервые теоретически обобщены тенденции развития,
эволюция и этапы формирования такого нового общемирового явления,
как транснациональный исламизм. Термин транснациональный исламизм
вводится в научный обиход впервые и на теоретически обоснованном
уровне дается концептуальное объяснение субстанционных параметров
транснационального исламизма по отношению к явлениям угроз
национальной безопасности РТ;

- исследование представляет собой первое научное изыскание,
посвященное генезису и типологическому анализу нового явления по
отношению к конкретному субъекту международного права
постсоветского пространства;

в работе дана оценка региональной расстановке сил в новой однополярной системе взаимоотношений и влиянию данного состояния на определение основных параметров внешней политики РТ;

раскрыты и проанализированы идейно-теоретические постулаты транснационального исламизма на современном этапе его развития, выявлены его краткосрочные и долгосрочные цели, методы работы и формы реализации идей, направленных на создание халифата, на территории Ферганской долины и Туркестана;

- указаны цели и направления внешнеполитического курса основных
акторов международной политики, использующих потенциал
транснационального исламизма против Республики Таджикистан;
показана тенденция международного и регионального развития
политической ситуации в свете возникающих новых геополитических
условий и угроз транснационального исламизма.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты исследования используются в определении методов и форм обеспечения корпоративной безопасности в рамках участия РТ в деятельности Шанхайской Организации Сотрудничества в определении стратегии внешнеполитического курса РТ.

Выводы диссертационного исследования могут быть полезны в создании внутригосударственного общественного барьера на пути транснационального исламизма, в выработке рекомендаций по усилению национальной безопасности РТ. Основные положения диссертации также могут быть использованы при составлении спецкурсов, написании учебников, в семинарских занятиях.

Материалы, рекомендации, заключения и предложения автора имеют определённую практическую значимость и могут быть использованы в работе антитеррористических структур Шанхайской Организации Сотрудничества, Содружества Независимых Государств, Организации

Договора о Коллективной Безопасности и правоохранительных органов Республики Таджикистана.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Роль транснационального исламизма в системе международных политических и идеологических отношений, формы, способы его существования и функционирования в аспектах регулирования и защиты геополитических интересов международных акторов в центрально-азиатском регионе.

  2. Транснациональный исламизм как элемент движущих сил политических процессов в Республике Таджикистан, адаптированная форма образования легального и нелегального существования в политической системе общества, а также его устремления произвести изменения в отношениях власти, следовательно, и конституционного строя Республики Таджикистан.

  1. Государство Республики Таджикистан как особая организация политической власти, обеспечивающее политическую, экономическую, организационно-правовую активность в интересах защиты безопасности граждан, общества и государство от подрывных посягательств транснационального исламизма, специальный институт, инициирующий внешнеполитические акции в направлениях национальной и региональной безопасности от подобных форм вызовов и угроз.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации, выводы и предложения были представлены в виде аналитических справок для организации деятельности ШОС и Министерства иностранных дел Таджикистана. По теме диссертации опубликованы 5 статей в республиканской и зарубежной печати, сделаны і

доклады на заседаниях РАТС ШОС, научных конференциях, в частности, на Международной научно-практической конференции «Использование современных и перспективных информационных технологий и методик в интересах специализированных подразделений по борьбе с терроризмом» (17-18 ноября 2004 г., Москва); Международной конференции «Предотвращение региональных конфликтов и продвижение стабильности в Центральной Азии и Афганистане», организованной Королевским институтом международных отношений (Великобритания) и Университетом мировой экономики и дипломатии в Узбекистане (22-23 ноября 2004 г., Ташкент); на Заседании Секретарей Советов Безопасности (ССБ) государств-членов ШОС (1-2 июня 2005 г., Астана); на Совещании представителей министерств и ведомств государств-членов ШОС (25 декабря 2005 г., Ташкент); на Международном семинаре «Использование Интернета в террористических целях» (13-14 октября 2005 г., Вена,) и др. Диссертация была обсуждена и одобрена на заседании кафедры политологии Таджикского государственного педагогического университета им. К.Джураева.

Структура работы. Диссертационная работы состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографии, которая состоит из 260 наименований на русском, английском, персидском, турецком, узбекском и таджикском языках.

Современная система международных отношений и основные параметры транснационального исламизма

Современную систему международных отношений нельзя охарактеризовать без такого ключевого понятия современной политической и экономической жизни как глобализация. Известно, что о глобальных «проблемах» и «глобализации жизни» заговорили в 60-х годах XX века, однако научное признание термина «глобализация» в его сегодняшнем специфическом значении относится, по Р. Робертсону1, лишь к середине 80-х годов XX века.

При этом внимание исследователей привлекает, прежде всего, экономический аспект глобализации - глобализация финансовых рынков, рынков труда и капитала, сверхбыстрое развитие электронной коммерции, появление информационных рынков и уровень внедрения информационных технологий в систему общего рынка и т.д. Вместе с тем нетрудно заметить, что глобализация - это многоаспектный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни людей и поэтому представляющий серьезный политико-теоретический интерес. Ясно, что безоговорочным тематическим приоритетом такой теории должны быть реалии сегодняшнего политического мира, в противном случае теоретическая модель общества выродится в анонимную и безадресную вещь. В этой связи пройти мимо феномена глобализации было бы для политической теории недопустимо.В данной диссертации в качестве исходной и научной характеристики понятия глобализации, принято предложенное М. Уотерсом определение: глобализация - это «социальный процесс, в котором ограничения (constraints), налагаемые географией на социальное и культурное устройство, ослабевают и в котором люди это ослабление все в большей мере осознают». Благодаря глобализации территориальность перестает быть организующим принципом социальной и культурной жизни; глобализующиеся социальные практики освобождаются от локальных привязок и свободно пересекают пространственные границы.

Именно поэтому, некоторые тенденции развития современности невозможно объяснить и проанализировать без понятия глобализм. Глобализм2 проявляет себя не только в узко макроэкономических схемах, но в нынешнее время он становится особенностью идеологических противостояний, противостояния секуляристического понимания мира и транснационального исламизма на глобальном уровне.

Ислам отвергает любое насилие. История последних событий десятилетия доказывает, что ислам пытаются использовать в качестве новой идеологии трансформации мира, прикрываясь идеей священного джихада против иноверных. Все конфликты, замаскированные идеей политического исламизма, с использованием насильственных действий, нельзя назвать ни религиозными, ни конфессиональными, все они - геополитического масштаба. Истинная религия ислам имеет посредственное отношение к радикализации и политизации исламизма, так как ислам, как гласит его название, это - религия мира.

Путем идеологизации события 11 сентября 2001 года США заставляют мировое сообщество заново осмыслить процесс кристаллизации радикальных и экстремистских идеологий, которые называют себя исламскими. И в данном историческом периоде важнее всего не просто разобрать динамику развития политизации ислама, но и найти противодействие этому явлению внутри самой религии ислам. Причем это важно не только для ислама, который должен освободиться от экстремистского ярлыка и которому важно сохранить свободу вероисповедания, но и не менее важно для всего мира, как в плане геостратегического будущего, так и в плане сохранения созидательности сообществ.

Среди этих требующих к себе внимания проблем сегодняшнего дня особую значимость приобретают вопросы транснационального исламизма. Транснациональный исламизм, как высшая точка в развитии и формировании различных исламистских течений современности, как квинтэссенция идеологии радикализма, с ударной разрушающей силой внутри себя самой усиливает и углубляет катаклизмы современности, вносит свои корректуры во все сферы деятельности современного общества.

Внутриполитические режимы как выразители сущности устремлений классовой и элитарной прослойки глобальных и региональных игроков международных отношений в плане использования транснационального исламизма

Анализ современного влияния исламского фактора на общественную жизнь независимых государств ЦА региона показывает, что сегодня центрально-азиатский ислам отличается особой консервативностью и традиционностью, переживает кризис несоответствия типа и уровня религиозного мышления условиям и реалиям современного развитого общества, оставаясь при этом влиятельным фактором общественно-политического пространства1. Получается, что ситуация в данном регионе страдает сложностью своего положения, связанного с исламом. С одной стороны, растет потребительское отношение к ней, т.е. социальный заказ в широких слоях населения на религию, можно даже сказать «жажда», после долгих лет искусственного отказа от проявления своей духовной принадлежности. С другой стороны, «в связи со своей интеллектуальной слабостью и структурной бессистемностью ислам ныне не способен выполнить свою конструктивную созидательную функцию» . И в третьих, функциональная неспособность существующих исламских институтов в современных условиях не может защитить ни саму религию, ни ее устои от посягательств внутренних и внешних угроз политизированного радикального исламизма. В результате всех вышеизложенных обстоятельств сегодня уровень общего массового религиозного мышления в регионе характеризуется особой примитивностью, ограниченностью и отрицательной консервативностью. Рост масштабов религиозного самосознания масс, увлечение населения, в особенности молодежи основами и историей религии, стремление научится исламским обрядовым правилам, формирование и распространение специфических межличностных групп, ориентированных на изучение Корана, хадисов и шариата, рост благотворительных акций со стороны религиозных общин и организаций, создание расширенной сети религиозно- культовой инфраструктуры, способствующих укреплению соответствующего мировоззрения, возникновение и активное действие разнообразных религиозно-политических движений, опора регионального политизированного ислама на «возрождение фундаментальных принципов ислама» и идею о «справедливом исламском государстве», рост количества ритуальных, культурно-бытовых обрядов и усиление внешних демонстраций принадлежности исламу - все это являются факторами, влияющими на состояние и уровень религиозности в РТ, следовательно, формирования общественного сознания в целом. В числе обстоятельств, способных при определенных условиях, стать одной из основ активизации религиозных фундаменталистских радикальных учений, прежде всего можно назвать разрушение прежней административно-командной системы. Разрушение административно-командной системы и демократизация общества может привести не только к «автоматическому» искоренению политизированного исламизма, но и при слабости и неустойчивости идеологической составной, может способствовать усилению радикальных факторов. Глобальная перегруппировка политических сил в мире, которая сопровождается перераспределением сфер влияния, поляризация общества, возникшая внутри страны, раскол общества на группы с различным экономическим положением, социальная деформация общества, отток активной части населения от приоритетных сфер жизнедеятельности, взаимопроникновение и единение исламистских группировок и криминала, противоречия, обусловленные углублением национальных, религиозных, региональных конфликтов, формирование долговременных очагов социальной напряженности, углубление влияния этноклановых и корпоративных групп на развитие разгоревшегося конфликта, усиление миграции населения, нарастание волны беженцев; отсутствие эффективной системы социальных гарантий жизни являются условиями, способствовавшими исламу трансформироваться в политический исламизм в Таджикистане. «Когда единственными «игроками» на международной арене были государства1, течение событий было значительно более предсказуемым и, что, быть может, еще важнее, значительно более контролируемым. СССР и США, возглавлявшие после Второй Мировой Войны две противоположные идеологические системы и обладавшие взаимно уничтожающим ракетно-ядерным потенциалом, сдерживали друг-друга. Государства, примыкавшие к двум сверхдержавам, ими контролировались. Те, кто не входил в эту систему, тоже вели себя достаточно сдержанно, особенно в отношении возможности выхода конфликтов за региональные рамки. Терроризм в то время не представлял собой столь острой международной угрозы» .

Государство Таджикистан как главный субъект в организации системной защиты национальных интересов от транснационального исламизма

Годы независимости были сложнейшим периодом поиска, становления, закрепления и защиты собственной государственности для Республики Таджикистан. Это был период кропотливой, напряженной, компромиссной, порой требующей мужества и отваги работы по формированию на новых принципах государственных основ, установлению народного согласия, мира и стабильности после кровопролитной войны. Собственно независимость, и первые угрозы отвоеванной независимости, со стороны внешних и внутренних сил, в том числе и транснационального исламизма, обусловили непростые исторические условия и реалии, в которых происходило становление основ государственности, ориентированной на демократию, цивилизованное и гражданское общество, рыночную экономику.

Если другие страны ЦА региона открывали дорогу в независимость в непростых условиях стагнации экономики, девальвации денежной системы, кризисе привычных государственных, административных и исполнительных структур власти, повсеместном крушении идеологических основ, разрушения обеспечения промышленных и продовольственных систем, безработице и т.д., то в Таджикистане, ко всем перечисленным архисложным для решения проблем, прибавилось и гражданское противостояние, которое привело к тяжелым гуманитарным потерям. Гражданская война, фактически оторвала от эволюционного процесса становления и укрепления новой государственности его определенный человеческий, интеллектуальный и энергетический, экономический потенциал и ресурс, готовый при благоприятных условиях проявить себя в процессах созидания и реформирования.

С 1997 года, за несколько лет стабильности и относительно мирного сосуществования, с уверенностью можно констатировать, что Таджикистан заложил новый фундамент национальной государственности. Выстроена новая государственная структура, основанная на принципах разделения власти. Новые системы органов исполнительной власти стремятся выполнять задачу координатора и регулятора экономической и политической реорганизации. Создана система местных органов власти, базирующаяся на самоуправлении. Впервые в истории государственности Таджикистана внедрена новая избирательная система, основанная на свободных альтернативных выборах. На многопартийной основе и принципе представительства интересов всех слоев населения работает Маджлиси Оли.

Формируется кардинально новая система судебной власти, основанная не на принципе наказания, а на принципе защиты прав и свобод граждан. Создаются и укрепляются системы правоохранительных органов, органов национальной безопасности. Сформированы внешние политические институциональные структуры государственности, обеспечивающие международные взаимосвязи, действия и взаимоотношения с другими странами, как Министерство иностранных дел, посольства, представительства. Сегодня Республика Таджикистан признана мировым сообществом как суверенное независимое государство.

Для суверенного Таджикистана вопрос его национальной безопасности означает защищенность его жизненно важных интересов, прав и свобод своих граждан, от внешних и внутренних угроз. Вопрос национальной безопасности это решение комплекса мер и организация системы защиты, в которой наряду с сильными государственными структурами и институтами, должно выступать и сильное гражданское общество. Реализуя принцип суверенности в Таджикистане государство несет главную ответственность за обеспечение национальной безопасности. Обеспечение суверенитета, территориальной целостности, управление конфликтогенными процессами и сохранение стабильности, укрепление обороноспособности, готовность отразить внутреннюю и внешнюю агрессию, защита собственных границ, формирование международных систем защиты государственности, борьба с организованной преступностью являются задачами государственности.

В плане обеспечения основ государственности особое место отводится военной доктрине, которая заключается в отказе от применения силы в международном плане, обеспечении собственной обороноспособности, соблюдения принципов и норм международного права, соблюдения взятых на себя международных обязательств, создания в регионе зоны, свободной от ядерного оружия.

Для Таджикистана, в плане обеспечения и укрепления его национальной безопасности, актуальным остается вопрос стабильности курса, ориентированного на более глубокую интеграцию политических, экономических, духовно-нравственных и человеческих потенциалов, предупреждение ситуаций, которые могут привести к национальному раздору и распрям, обеспечение единства всех сил общества под общенациональной идеей прогресса и процветания для Таджикистана, последовательность лидеров и государственных структур в проводимых реформах, заинтересованность всего общества в результатах этих реформ. Так как, принципы демократизации и либерализации общества являются тем балансом, который удерживает политические силы в границах законности, особую значимость приобретает вопрос устойчивости и закономерной передачи государственной власти, его преемственность, а также преемственность либеральных ценностей.

Похожие диссертации на Транснациональный исламизм как угроза национальной безопасности Республики Таджикистан