Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Русская православная церковь в политической системе РФ 38
I. Нормативно-правовой аспект взаимодействий Русской православной церкви и государственных институтов РФ 38
II. Структурно-функциональный аспект взаимодействий Русской православной церкви и государственных институтов РФ 57
III. Экономический аспект взаимодействий Русской православной церкви и государственных институтов РФ 86
Глава 2. Русская православная церковь и процесс политической социализации в РФ 103
I. Русская православная церковь и система государственного образования РФ 108
II. Русская православная церковь и Вооруженные силы РФ 121
III. Русская православная церковь и политическая символика РФ 130
Глава 3. Русская православная церковь и государственные институты РФ в системе международных отношений 151
I. Распад СССР и структура Русской православной церкви на постсоветском пространстве 161
II. Государственные институты РФ во взаимоотношениях Русской православной церкви и РПЦЗ 179
III. Государственные институты РФ во взаимоотношениях Русской православной и Римско-католической церквей 186
IV Русская православная церковь и внешняя политика РФ 193
Заключение 207
Список использованных источников и литературы 215
Приложения 270
- Нормативно-правовой аспект взаимодействий Русской православной церкви и государственных институтов РФ
- Русская православная церковь и система государственного образования РФ
- Распад СССР и структура Русской православной церкви на постсоветском пространстве
Введение к работе
Обоснование научной проблемы и ее актуальность
Русская православная церковь Московского патриархата (далее РПЦ, Церковь) - крупнейшая религиозная организация в Российской Федерации по числу своих приверженцев1. После распада СССР Церковь как религиозная организация оказалась одним из немногих официально разрешенных и законодательно оформленных объединений граждан, которое не только сохранило без существенных изменений свою структуру и принципы внутреннего управления, но и значительно усилило свое положение в Российском государстве. Это усиление происходило благодаря увеличению количества зарегистрированных православных общин, строительству и открытию новых храмов и монастырей, улучшению экономического положения Церкви, а также возможности РПЦ более тесно взаимодействовать с государственными институтами политической системы России.
Как известно, проблема заслуживает изучения, если ее решение послужит лучшему теоретическому познанию явления, либо может справиться с тем или иным вопросом, встающим перед обществом3. Применительно к изучению роли РПЦ и ее взаимодействий с государственными институтами в политической системе РФ важен и тот и другой аспект. Особенно актуальным исследование механизмов взаимодействий религиозных организаций с государственными институтами становится в том случае, когда они - взаимодействия - приводят к принятию решений, затрагивающих интересы не только членов этих организаций, но и всего общества в целом (например, включение в результате
Оценка количества православных верующих зависит от выбранного подхода. Так, по этническому принципу к православным относятся 120 млн. человек, по принципу религиозной самоидентификации - 70-85 млн. человек, по различным критериям выявления практикующих православных - от 3 до 15 млн. человек. Эти же критерии, примененные к другим российским конфессиям показывают численную доминацию православных. См. подробнее: Филатов Л., Лункин Р. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. 2005. №6. С. 35-45.
2 Закон СССР №1689-1 от 1 окт. 1990 г. «О свободе совести и религиозных
организациях» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета
СССР. 1990. №41. Ст.813.
3 Мангейм Дж., Рич К. Политология: методы исследования. М, 1996. С.24.
взаимодействий РПЦ с государственными институтами культорологических дисциплин по истории православной культуры в качестве обязательного предмета в рамках региональной компоненты школьных программ в ряде субъектов РФ).
Если начиная с 1966 г. и до распада СССР основным официальным государственным институтом, взаимодействующим с РПЦ, являлся Совет по делам религий при Совете Министров СССР4, то начиная с начала 90-х гг. XX в., РПЦ получила возможность сотрудничать со значительно более широким спектром государственных институтов, среди которых были как специально созданные для работы с религиозными организациями (Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ и др.), так и министерства и ведомства, деятельность которых не предполагала обязательного взаимодействия с РПЦ (МИД РФ, МВД РФ, Минобороны РФ, Минобрнауки РФ и пр.). Появились возможности и для взаимодействий институтов законодательной власти РФ и РПЦ, а также Президента РФ и Патриарха Московского и всея Руси (далее Патриарха).
Высшие иерархи РПЦ интегрировались в политическую элиту страны как на федеральном, так и региональном уровнях - они участвуют в работе специализированных институциональных образований Администрации Президента РФ, комитетов Государственной Думы, являются членами Общественной палаты РФ и пр.
Следствием подобных взаимодействий является ситуация, когда принятие целого ряда решений органами исполнительной и законодательной власти (например, по вопросам налогообложения религиозных организаций), фактически невозможно без их согласования с руководством Церкви. В тоже время, отношения между РПЦ и органами государственной власти характеризуются некоторой двойственностью. С одной стороны, существует целый ряд законов, регламентирующих участие религиозных организаций, и в
4 Куницын И. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. М., 2000. С. 66.
том числе РПЦ, в общественно-политической жизни России, имеются официальные соглашения о сотрудничестве между государственными институтами и РПЦ. С другой стороны, реальная практика взаимодействия Церкви и государства во многом шире имеющихся соглашений (например, регулярные, но при этом юридически не формализованные встречи Патриарха и Президента РФ).
Немаловажно участие Церкви и в формировании политической культуры РФ посредством участия в политической социализации населения, выработки ценностных установок и ориентации по широкому спектру политических феноменов (государственной власти, многополярной международной системе и пр.). Взаимодействуя с государственными институтами (например, входящими в систему государственного образования), РПЦ имеет возможность расширять поле своей социализирующей активности и охватывать своим воздействием более широкую аудиторию населения, чем, если бы она действовала самостоятельно. С другой стороны, и государственные институты могут использовать ресурсы РПЦ для решения как тактических (например, транслируя по государственным каналам ТВ призывы Патриарха Алексия II явиться на избирательные участки во время выборов Президента РФ в 2004 г.), так и стратегических задач (например, патриотического воспитания призывников в рамках институциональных взаимодействий Министерства обороны РФ и РПЦ).
Подобные взаимодействия, находясь зачастую за рамками беспристрастного политологического анализа, приводят к актуализации в российском политическом дискурсе проблемы клерикализации государства и потенциально способны провоцировать кризис доверия как к церковным, так и государственным институтам. В связи с этим исследования, направленные на раскрытие реального положения РПЦ в России, могут способствовать повышению стабильности политической системы РФ и содействовать развитию демократического процесса в стране. Выявление механизмов взаимодействия государственных институтов политической системы РФ и РПЦ позволяет также формализовать оценку роли Церкви в политическом процессе современной России.
Степень научной разработки проблемы
Историография проблемы институциональных взаимодействий государства и РПЦ в современной России включает в себя исследования по истории развития Русской православной церкви и исследования государственно-церковных отношений и их отдельных аспектов на рубеже XX-XXI столетий.
Для изучения начального этапа развития государственно-церковных отношений в современной России после распада СССР определенную ценность, несмотря на их обзорный характер и некоторую тенденциозность, \ обусловленную приверженностью авторов к марксистской методологии, могут представлять работы 80-х - начала 90-х гг. XX в. (Ю. А. Бабинова5, В. Д. Бондаренко6, Н. С. Гордиенко7, В. А. Куроедова8, Ю. А. Розенбаума9, В. А. Федосик10, Д. Е. Фурмана11 и др.), так как они посвящены изучению тех политических, социальных и правовых реалий, которые во многом определяли положение Русской православной церкви в начале изучаемого периода.
Включение в историографию работ по современной истории РПЦ в контексте настоящего исследования необходимо в связи с тем, что церковная история новейшего времени неразрывно связана с эволюцией отношений Церкви и государства - изменения уставов и организационной структуры РПЦ, возможности ее взаимодействия с государственными институтами во многом зависели и зависят от направления вектора государственной конфессиональной политики, от изменения территориально-административного деления страны, появления новых государственных институтов, изменения законодательства и т.д.
Истории РПЦ в новейшее время посвящены работы как церковных, так и светских историков. Среди работ церковных историков можно выделить (в
5 Бабинов Ю. А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и
современность. Симферополь, 1991.
6 Бондаренко В. Д. Перестройка и церковь. Киев, 1990.
7 Гордиенко Н. С. Эволюция русского православия (20-80-е годы XX столетия), М.
1984. Его же. Современное русское православие. Л., 1988.
8 Куроедов В. А. Религия и церковь в советском обществе. М., 1984.
9 Розенбаум Ю. А. Советское государство и церковь. М., 1985.
10 Федосик В. А. Церковь и государство (Критика богословских концепций). Минск,
1988.
11 Фурман Д. Е. Религия, атеизм, перестройка // На пути к свободе совести. М.,1989.
первую очередь из-за обилия использованных источников) монографию протоиерея В. А. Цыпина «История Русской Церкви: 1917-1997» . Эта работа в основном отражает официальную церковную точку зрения на историю РПЦ в XX веке и на особенности ее взаимоотношений с государственной властью. В главе, посвященной истории Церкви при Патриархе Алексии II, описываются важнейшие события, произошедшие в РПЦ в указанный период, приводится анализ реакции Церкви на наиболее значимые события светской истории (выборы Президента России, конфликт между Президентом и законодательной властью в сентябре-октябре 1993 г., военные действия в Чечне в 1994-1996 г. и т.д.). В работе рассматриваются решения архиерейских и поместного соборов за указанный период, официальные выступления высшего церковного руководства, показано отношение церкви к изменениям в государственном законодательстве и т.д. Однако работа большей частью носит описательный характер, собственно анализу государственно-церковных отношений уделено в ней недостаточно внимания. Это же относится и к изданной в 2006 г. новой работе В. А. Цыпина по истории РПЦ13. К сожалению, за счет расширения временных рамок исследования (с начала XVIII до начала XXI веков) автору пришлось сократить по сравнению с предыдущей работой объем приводимого фактического материала, но при этом актуальность исследования повысилась - история РПЦ прослеживается практически до наших дней.
Из других работ церковных историков можно отметить исследования архиепископа Михаила (Мудьюгина)14 и священника А. Николина15. Правда, последняя работа посвящена не столько непосредственной истории Церкви, сколько истории правовых актов в ее отношении; кроме того, в ней рассматривается чрезвычайно широкий исторический период в связи с чем событиям второй половины XX в. уделяется непропорционально мало внимания.
Из работ светских историков можно выделить исследования Д. В.
12 Цыпин В. История Русской Церкви : [В 9 кн.], [Кн. 9]: 1917-1997. М., 1997.
Цыпин В. История Русской православной церкви : синодальный и новейший периоды (1700-2005). М, 2006.
Михаил (Мудьюгин М. Н.). Русская православная церковность, вторая половина ХХв.М.,1995.
Николин А. Церковь и государство: история правовых отношений. М., 1997.
Поспеловского , в которых среди прочего рассматривается переходный период конца 80-х - начала 90-х гг. XX в., когда в условиях трансформации советской политической системы у РПЦ стали появляться новые возможности взаимодействия с государственными институтами. В работах сделана попытка обобщить различные аспекты существования РПЦ в советский период, анализируется законодательство, регулирующее государственно-церковные отношения, в том числе и в последние годы существования СССР. Этому же
периоду посвящены и последние главы исследования Г. Штриккера .
Важное значение в контексте настоящего исследования имеют и работы М. И. Одинцова18, в которых дается анализ советской модели государственно-церковных отношений и исследуется процесс формирования новой конфессиональной политики государства после распада СССР и реформированию законодательной системы в области взаимодействия с религиозными организациями.
Развитию государственно-церковных отношений в переходный период конца 80-х - начала 90-х гг. XX в. посвящены также диссертационные исследования Л. А. Андреевой19, В. А. Ливцова20, Н. К. Маслобоева21 и др.
Из работ, посвященных изучению текущего состояния РПЦ можно выделить справочник «Современная Религиозная жизнь России. Опыт
Поспеловский Д. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995. Его же. Православная церковь в истории Руси, России и СССР : Учеб. пособие. М., 1996.
Нормативно-правовой аспект взаимодействий Русской православной церкви и государственных институтов РФ
Для изучения нормативно-правового аспекта политического взаимодействия государственных институтов РФ и РПЦ можно выделить две проблемные области, связанные с тем, как государство воспринимает религиозные организации и как религиозная организация самоидентифицирует себя в правовом пространстве государства. К первой проблемной области относится совокупность правовых установлений, определяющих как концептуальное положение религии и религиозных организаций в политической системе (например, конституционные принципы светскости государства и отделения религиозных организаций от государства), так и конкретные формы и принципы, по которым религиозная организация может вести свою деятельность и взаимодействовать с иными институтами политической системы. Вторая проблемная область, связанная с самоидентифицикацией религиозных организаций в правовом пространстве государства, представляет собой совокупность внутриконфессиональных постановлений. Эти постановления также могут отражать как концептуальные основы отношения религиозной организации к институту государства, к понятию государственной власти, к самой возможности существования в рамках конкретной политической системы или политического режима, так и формам реализации конкретных взаимодействий с институтами политической системы.
Русская православная церковь согласно российскому законодательству является религиозной организацией, т.е. добровольным объединением граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных потребностей1. РПЦ является субъектом гражданского права и на нее, равно как и на работающих в ее структуре клириков распространяются нормы гражданского, налогового, уголовного и прочего законодательств. Так как РПЦ взаимодействует с государственными институтами как религиозная организация, то ее положение в политической системе РФ регулируется совокупностью правовых установлений, касающихся всех религиозных организаций. Именно эти установления и определяют специфику функционирования РПЦ в политической системе. Являясь крупнейшей религиозной организацией РФ (по числу своих приверженцев, разветвленности церковно-административных структур и количеству священнослужителей2), РПЦ соответственно является и основным объектом правоприменения большинства норм религиозной компоненты российского законодательства. Кроме того, как будет показано ниже, Русская православная церковь активно участвовала в формировании правового пространства, регулирующего деятельность религиозных организаций (например, представители РПЦ участвовали в составе рабочей группы Государственной Думы, для доработки проекта закона «О свободе совести и религиозных объединениях», в комиссии правительства РФ по совершенствованию налогового законодательства и др.). Таким образом, блок «религиозного законодательства» отражает не столько абстрагировананное видение государством положения религиозных организаций в политической системе, а видение, сформированное под воздействием этих организаций, отражающее частично и их собственную самоидентификацию.
Российское законодательство регулирует взаимоотношения с религиозными организациями как на федеральном, так и региональном уровне. В связи с тем, что в работе исследуется положение РПЦ в масштабах политической системы как единого целого, основной акцент будет сделан именно на особенностях федерального законодательства и на то, как РПЦ могла влиять на его изменения. Нормы регионального законодательства будут иллюстрировать только те случаи, когда РПЦ не могла добиться принятия необходимого закона на федеральном уровне и была вынуждена решать правовые проблемы на уровне регионального законодательства (например, в 2003 г., в связи с поправками в Налоговом кодексе РФ, в РПЦ было решено добиваться изменения законодательства по возвращению к старой схеме налогооблажения на уровне субъектов РФ3).
Законодательство, регулирующее взаимоотношения РПЦ с отдельными институтами политической системы (Министерством обороны РФ, Министерством науки и образования РФ и др.) будет рассматриваться в соответствующих разделах работы, посвященных описанию конкретного взаимодействия Церкви с государственными институтами.
Основным документом, определяющим государственно-церковные отношения в СССР, было Постановление Президиума ВЦИК «О религиозных объединениях», принятое 8 апреля 1929 г. С изменениями и дополнениями оно действовало вплоть до 1990 г. После появления ряда законов, обусловленных результатами встречи И. В. Сталина с архиереями РПЦ в 1943 г. и вплоть до середины 1980-х гг. развитие религиозного законодательства в СССР шло по пути принятия нормативных актов, уточняющих отдельные положения Постановления «О религиозных объединениях» и отражающие особенности религиозной политики в конкретный период существования советского государства4.
Принципиальные изменения советского законодательства, связанные с началом периода либерализации государственной политики по отношению к религиозным объединениям и, в первую очередь к РПЦ, начались с апреля 1988 г., когда состоялась встреча Патриарха Пимена и постоянных членов Священного синода с М. С. Горбачевым. На этой встрече представителям РПЦ было обещано прекратить дискриминацию религиозных объединений и либерализировать советское религиозное законодательство5. Первым законодательным актом, отразившим перемены, стал принятый 1 октября 1990 г.
Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях». Для РПЦ он означал расширение ее прав и ограничение возможности государственного контроля за ее деятельностью. Государство признало за Церковью статус юридического лица и перестало ограничивать ее правоспособность рамками отправления религиозного культа; кроме того, государство предоставило РПЦ, равно как и другим религиозным объединениям, право собственности на любое движимое и недвижимое имущество6. Этот закон впервые обозначил тенденцию, отражающую новые возможности функционирования РПЦ в политической системе РФ, так как РПЦ попыталась непосредственно влиять на его содержание. При этом оказывалось это влияние открыто, в том числе и с апелляциями к высшему руководству страны. Так, Поместный собор РПЦ в 1990 г. выступил с заявлением, в котором содержались конкретные поправки к закону
Русская православная церковь и система государственного образования РФ
Системе образования принадлежит наиболее ответственная роль в процессе политической социализации, так как именно благодаря ей во многом определяются политические, экономические и даже нравственные возможности государств10. Через систему образования населением в непосредственно-личной форме приобретается систематическая информация о политической системе, а также опыт властных отношений11. Для Русской православной церкви взаимодействие с системой государственного образования позволяет получить дополнительный, но при этом чрезвычайно эффективный канал для трансляции и закрепления как исключительно информационно-культурных установок, с акцентом на положительной роли Церкви в формировании российской культуры и государственности, так и сугубо религиозных, отражающих особенности православного вероучения, а также церковно-политических, отражающих позицию Церкви по отношению к общественно-политическим феноменам (власти, институту государства, патриотизму и т.п.).
Со времени публикации декрета 23 января 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» и вплоть до распада СССР участие РПЦ в деятельности институтов государственной системы образования было невозможным12. В настоящее время юристами отмечается недостаточная проработанность российского законодательства, не позволяющая однозначно решать вопросы взаимоотношений светских государственных образовательных структур и религиозных объединений13. Тем не менее, и в рамках существующих законов у РПЦ есть правовая возможность взаимодействовать с институтами системы государственного образования14. Современное российское законодательство постулируя светскость образования, тем не менее, предусматривает возможность обучения детей религии (в том числе и силами религиозной организации), правда, с согласия самих детей и их родителей15. Допускается и финансовая, и материальная помощь религиозным организациям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями16. Эти и другие законы позволяют Церкви вести социализирующую деятельность не только в качестве такого канала политической социализации как религиозная организация, но и привлекать ресурсы иных каналов социализации. В данном случае - системы светского образования. Характерно, что в Церкви есть понимание именно социализирующей функции образования, под которым, по словам Патриарха Алексия II понимается «непрерывный процесс, имеющий корни в прошлом и ведущий в будущее, цель которого - обеспечение связи поколений, передача знаний и традиций и, в конечном итоге, создание условий для целостного духовного, интеллектуального и культурного развития как отдельной личности, так и всего общества, в целом»17.
Анализ документов, входящих в источниковую базу исследования позволил выделить 2 основных направления, в которых может проявляться взаимодействие РПЦ и системы государственного образования:
1. интеграция религиозного образования в систему государственного образования;
2. интеграция культурологического блока дисциплин, акцентирующих внимание на православии, в систему государственного образования.
Эти направления часто оказываются взаимосвязаны, иногда они развиваются в рамках одной церковной или государственной инициативы.
Религиозное образование является самым очевидным и логичным каналом трансляции обучаемым как сугубо религиозных, так и церковно-политических ценностей. Ф. Н. Козырев, выделяет три типа религиозного образования: конфессиональное научение религии, предполагающее вовлечение учащегося в религиозную традицию и его согласие с преподаваемым вероучением; научное религиоведение, предполагающее отстраненное и критическое знакомство с религиозной традицией, и т.н. образовательное религиозное образование также не направленное на вовлечение ученика в религиозную жизнь, но вместо материальной педагогической цели - сообщения учащемуся определенного объема знаний, ставящее цель формальную - общее развитие и формирование личности18. Ниже под религиозным образованием, будет пониматься его первый и, отчасти, третий тип.
Распад СССР и структура Русской православной церкви на постсоветском пространстве
Распад Советского Союза, следствием которого было прекращение контрольно-запретительной деятельности со стороны государства по отношению к религиозным организациям, привел к обострению межконфессиональной обстановки на территории новых независимых государств. Если в Белоруссии и государствах Средней Азии РПЦ сумела наладить взаимоотношения с новой властью и сохранить управление над своими структурами, то на Украине, в Эстонии и Молдавии возникли конфликтные ситуации, для разрешения которых Церкви приходилось искать поддержки у государства, т.е. привлекать ресурсы институтов политической системы РФ для реализации собственных внешнеполитических задач. Приходы РПЦ, оказавшиеся в юрисдикции новых, зачастую националистически настроенных правительств, оказались в условиях давления со стороны как возрождающихся религиозных организаций, претендующих на имущество РПЦ (например, Греко-католической церкви, Украинской автокефальной церкви и пр.), так и раскольнических групп внутри самой РПЦ, ориентированных на разрыв с Московской патриархией и пользующихся поддержкой местных администраций. Можно выделить 3 уровня конфликта по степени влияния вовлеченных в него участников. На первом уровне участниками конфликта выступают приходы РПЦ и претендующие на его имущество общины новообразованной или возрожденной религиозной организации, а также стоящие за ними церковно-административные структуры (в случае с РПЦ - это либо самоуправляемая церковь, входящая в ее структуру -например, Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) или Эстонская православная церковь Московского патриархата (ЭПЦ МП), либо местная епархия). На втором уровне участвуют Московская патриархия в лице ОВЦС или Патриарха и иностранная религиозная организация (одна из автокефальных Православных церквей и/или Римско-католическая церковь). На третьем уровне конфликта в него включаются государственные институты политической системы РФ и иностранного государства, на территории которого начался конфликт 1-го уровня. Кроме того, в ряде случаев опосредованно в конфликт включаются государственные институты политической системы третьего государства, поддерживающие автокефальную церковь, которая в свою очередь поддерживает конфликтующую на первом уровне сторону (например, правительство Румынии, поддерживающее Румынскую православную церковь, которая оказывает поддержку отколовшимся от РПЦ приходам на территории Молдавии). Структура отношений (институциональных взаимодействий) между участниками конфликта может описываться действиями поддержки, острого противостояния (конфронтации) или консультациями (взаимодействиями, направленными на поиск компромиссных решений). Наиболее явно конфликтное противостояние по указанной выше схеме проявилось на Украине, в Эстонии и Молдавии.
В начале изучаемого исторического периода наиболее сложная межконфессиональная ситуация сложилась на Украине. Здесь субъектами отношений в конфликтной ситуации выступали одновременно РПЦ, государственные институты России и Украины, Ватикан, Константинопольский патриархат, Украинские православные и Греко-католические религиозные организации. Каждый из участников отношений выступал как самостоятельный актор, так и привлекал ресурсы или оказывал поддержку другим акторам. Так, РПЦ действовала и самостоятельно, и через входящую в ее структуру Украинскую православную церковь Московского патриархата. При этом последняя, обладая автономией во внутреннем управлении, также могла предпринимать самостоятельные шаги. Схожая ситуация была и в отношениях между Ватиканом и административно подчиненной ему Греко-католической церкви. Институты же политической системы РФ оказывали поддержку РПЦ и одновременно привлекали ее для решения собственных задач. Противостоящие РПЦ другие православные Церкви Украины (Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) и Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), пытались получить поддержку от украинских государственных структур.
Со временем конфликт вышел за рамки спора религиозных институтов по поводу прав на имущество и юридической принадлежности приходов и приобрел идеологическую составляющую, связанную с мировоззренческими ориентациями.
В 1990-м году Украинская православная церковь (УПЦ МП) получила от РПЦ автономию в вопросах внутреннего управления, но при этом продолжала оставаться составной частью Московского патриархата, координируя с ним свою внешнюю церковную деятельность (далее, говоря о деятельности РПЦ и УПЦ МП на территории Украины, будем под РПЦ понимать деятельность именно Московской патриархии). В 1992 г. глава входящей в РПЦ Украинской православной церкви митрополит Киевский Филарет (Денисенко) пошел на разрыв отношений с Московской патриархией и объявил о своей полной самостоятельности. Те епископы и священники, кто поддержал митрополита Филарета, образовали т.н. Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и объявили митрополита Филарета патриархом. С точки зрения церковного права это решение было неканоничным, поэтому до сих пор ни одна из православных автокефальных церквей УПЦ КП не признала. Та часть духовенства, которая осталось верной Московской патриархии, стала называться Украинской православной церковью Московского патриархата (УПЦ МП).
В 1990-х гг. на Украине активизировалась еще одна религиозная организация - Украинская автономная православная церковь (УАПЦ), ведущая историю от довоенной церковной организации, отказавшейся подчиняться РПЦ и выступающей за создание автокефальной Украинской православной церкви. Кроме того, на Украине (преимущественно Западной) началось возрождение ликвидированной при советском режиме «униатской» Греко-католической церкви (ГКЦ), признающей над собой юрисдикцию Папы Римского, но при этом сохранившей православную обрядность.