Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи в условиях политической трансформации российского общества Евлапова, Татьяна Владимировна

Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи в условиях политической трансформации российского общества
<
Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи в условиях политической трансформации российского общества Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи в условиях политической трансформации российского общества Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи в условиях политической трансформации российского общества Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи в условиях политической трансформации российского общества Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи в условиях политической трансформации российского общества Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи в условиях политической трансформации российского общества Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи в условиях политической трансформации российского общества Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи в условиях политической трансформации российского общества Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи в условиях политической трансформации российского общества Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи в условиях политической трансформации российского общества Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи в условиях политической трансформации российского общества Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи в условиях политической трансформации российского общества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Евлапова, Татьяна Владимировна. Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи в условиях политической трансформации российского общества : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Евлапова Татьяна Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2013.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-23/83

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 . Теоретико-методологический анализ патриотического воспитания в современной России 16

1.1 .Исторические корни патриотического воспитания молодежи в современной России 16

1.2. Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи 26

1.3. Проблемы патриотизма в условиях политической трансформации российского общества 36

Вывод по главе 51

Глава 2. Основные тенденции развития патриотического воспитания молодежи в современных условиях 56

2.1. Стабильность политической системы, как фактор патриотического воспитания в современных условиях 56

2.2. Особенности военно-патриотического воспитания молодежи в России 82

Вывод по главе 123

Заключение 130

Список использованной литературы

Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи

Во все времена идея патриотизма занимала особое место в духовной жизни общества, в идеологии, в политике, в культуре, в экономике, в экологии и других формах общественной жизни. Формировавшийся на протяжении многовековой истории российский патриотизм является исходной задачей для выявления его основ. Духовным и нравственным климатом общества определяется содержание и направленность патриотизма, его исторических корней, питающих общественную жизнь поколений. На крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострения кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и другие бедствия) роль и значение патриотизма возрастает.

В такие периоды проявление патриотизма выражалось в благородных поступках, в принесении жертвы на благо Родины и народа. Это и заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении. Имеет смысл обратиться к наиболее характерным моментам эволюции идеи патриотизма в России. Возрождение России немыслимо без обращения к её глубинным истокам. Такая точка зрения превалирует в обществе, в том числе в её политической, культурной и деловой элите.

Миссионерство лежало в основе Русской идеи еще в далеком прошлом. Главной, если не единственной носительницей подлинно христианских ценностей, должна была быть Россия, как носительница православной государственности после падения Византии. Силы государства на протяжении многих веков были направлены на развитие у него национального самосознания и высших патриотических чувств, на самосохранение русского народа. На взглядах отечественных мыслителей основывается анализ Русской идеи. Свое отношение к патриотизму и проблемам развития его в обществе, они выражали в той или иной степени. В связи с русской идеей теоретические основы патриотизма разрабатывались в общем русле. Этот факт объясняется тем, что общие, объединяющие моменты, подходы и позиции по проблеме русского и российского патриотизма лежат в основе их идей.

Европеизация России началась с реформ Петра I и окончательно оформилась после разгрома армии Наполеона и европейских походов русской армии. Проблемы сосуществования со странами Европы стали более острыми, а борьба двух тенденций - западничества и славянофильства стала более очевидной. Оказался непростым путь выбранный страной и русскими в XIX -начале XX вв. Умы нации - П.Я. Чаадаев, А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, А.И.Герцен и др. подключились к его осмыслению1 . В рассмотрении ими формирующих начал национального самосознания, путей преумножения блага Отечеству, значительное место занимал патриотизм. Это проявилось в трех принципах становления и развития русской идеи: православие, самодержавие и народность.

Переподчинение собственно русских и российских интересов задаче интернационализации отношений в обществе произошло в послеоктябрьский период развития страны и это не могло не отразиться на русском самосознании. В создании предпосылок для дальнейшего возрождения патриотической идеи в таких условиях большую роль сыграл субъективный фактор. В российском обществе марксистская теория постепенно утрачивала свое доминирующее положение, с возрастающим интересом общественность обращалась к работам

Традиция преемственности поколений значительно ослабла. Проявившаяся в русской эмиграции после революции 1917 года теория трагичности российской истории нашла свое отражение в трудах замечательных мыслителей. Среди этих мыслителей можно выделить: Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, О.А.Платонова, Е.С., Троицкого и других . Они продолжали разработку и развитие темы общества в XX веке. Наиболее ярким и стойким носителем любви к Отечеству, истинного патриотизма, по мнению одного из крупнейших философов России Л.П.Карсавина16, является армия, что определяется её «народною природою». Он делает вывод на том основании, что те остатки русской армии, которые встали под знамена белого движения, «тоже приняли участие в создании новой России - своею самоотверженной гибелью за её великодержавне».

Большинство представителей Красной, а затем Советской Армии также являлись патриотами России. Хотя это была уже не прежняя, а другая Россия в силу новых политических, идеологических и других признаков. Благодаря этим признакам, Отечество определялось, как социалистическое, олицетворяющее появление советской государственно-общественной системы. Официальная общественная наука, в советский период пропагандировала патриотизм с точки зрения господствующих в то время классово-идеологических позиций, которые обесценивали работы ученых и исследователей по этой проблеме. Однако, этот период (с середины 20-х и до конца 80-х гг.) нельзя считать только кризисным или бесплодным в теоретической разработке идеи патриотизма. Являясь характерным отражением эпохи строительства социализма, труды советских теоретиков, посвященные исследованию этой темы, заслуживают внимания и

К научно-исследовательской литературе по проблеме российского патриотизма последних десятилетий, интерес значительно возрос. С началом и развитием кардинальных преобразований во всех сферах нашей жизни связан этот период. Изменениям подверглись не только основы бытия, но и высшая ценность страны, патриотизм. Он оказался в эпицентре борьбы различных, противоположных взглядов, линий, убеждений, позиций, дискуссий и т.п. В последнее время, появилось много работ, которые можно охарактеризовать как творческие, с исследовательским подходом к смысловому пониманию патриотизма и его формирования в обществе. Деятельность, осуществляемая в данном направлении весьма плодотворна. Авторы работ все чаще обращаются к богатому наследию отечественной мысли, стремятся к более взвешенному, объективному анализу трудов советского периода заслуживающих внимания. Особенно важно то, что патриотизм рассматривается в тесной связи с изменениями, которые произошли в российском обществе за последнее время.

Проблемы патриотизма в условиях политической трансформации российского общества

Амплитуда воздействия политической социализации носит двусторонней характер и резко снижается в переходный период. Политическая система, воздействуя на индивида, преследует цель формирования положительных установок на систему, а отношение индивида к системе обуславливается неосознанностью его интересов и отсутствием внятной политической идентификации.

Адаптация индивида в российском обществе сопровождается и обуславливается консервативностью экономической системы, несоответствием уровня производительных сил уровню производственных отношений и морально-этической деградации общества в сфере культуры. Общество переходного периода, в котором долгое время преобладали адаптационные составляющие процесса политической социализации, неспособно самостоятельно, полноценно воспроизводить общественно-политические отношения свойственные этому периоду. В таких условиях, общество лишается движущей силы прогресса и обрекает себя на переходный застой.

Применительно к тематике исследования и обобщая вышеизложенное, можно сказать, что, политическая социализация интересует нас как, во - первых, процесс передачи патриотических ценностей, традиционных для российской политической культуры; во - вторых, как целенаправленное воздействие вызывающее в современных условиях трансформацию этих ценностей; в-третьих это процесс подготовки активных субъектов, которые обладают навыками гражданской политической культуры, характерной для демократического общества. В обществе стабильной политической системы, процесс политической социализации имеет непрерывный характер. Начавшись в детстве, он продолжается всю жизнь в различных социальных группах и социальных общностях. Социализация имеет две формы - первичную и вторичную. Первичная социализация имеет решающее значение для судьбы индивида и общества, она проходит в семье и ближайшем окружении родственников. В первичной социализации проблемы с идентификацией личности отсутствуют, так как нет выбора, ведь родителей не выбирают. Такая идентификация оказывается квази-автоматической. Она гораздо прочнее укореняется в сознании как мир интернализируемыи в процессе первичной социализации, нежели миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации.

Большинство социальных институтов, в их числе школа и образование в целом, обеспечивают вторичную социализацию. В условиях первичной социализации человеком приобретается своего рода фундаментальный мир, а затем все шаги образовательного процесса или деятельности по социализации должны быть согласованы с конструкторами этого мира. Различиями между первичной и вторичной социализацией, являются различные характеристики формирующегося результата. Общее у них в том, что первичная социализация не происходит без эмоций заряженных идентификацией, вторичная социализация эффективно протекает на фоне взаимной идентификации, которая является составной частью коммуникативных отношений между людьми. Самоидентификация собственного «Я» с другими индивидами или с конкретным сообществом происходит в результате первичной социализации, формируется начальный уровень сознания патриота, гражданина, формируется отношение к Родине на уровне чувств и эмоций. Очертания эмоционального мира складываются на основе образного восприятия политической реальности, а не на рациональном осмыслении. Происходит это чаще всего в результате стихийной, спонтанной социализации.

Самоидентификация «Мы» происходит в процессе же вторичной социализации, индивид ощущает себя членом национальной общности и у него возникает чувство осознания своей солидарности с ней. У личности формируются представления не только о политических явлениях, но и знания и убеждения о них. Речь идет о формировании патриотического сознания на идеологическом уровне, а происходит это воздействие уже в процессе целенаправленной политической социализации и, главным образом, во время патриотического воспитания молодежи.

Процесс первичной политической социализации подразделяется на стадии, последовательно сменяющие друг друга. В традиционном западноевропейском обществе типичными являются четыре стадии: «политизации», «персонификации», «идеализации» и «институциализации». Первая характеризуется непосредственным восприятием ребенком политической жизни, которая осуществляется в процессе взаимодействия с родителями и близкими людьми.

На второй стадии в сознании ребенка происходит персонификация политической власти через фигуры крупных политических лидеров. Начинается она с первых лиц государства и общества (президент, премьер-министр, лидеры крупнейших политических партий и др.) и заканчивается лицами, которые олицетворяют власть в повседневной жизни (полицейский, почтальон, пожарник и др.). На этой стадии социализации у ребенка складывается представление о том, как надо себя вести по отношению к представителям власти.

Третья стадия характеризуется тем, что наиболее важным и заметным в политической жизни персонам, приписываются только позитивные качества и свойства, т.е. их идеализируют и поэтому личность готова к добровольной поддержке представителей политической власти.

Четвертая стадия социализации - это переход от персонифицированного представления о власти к восприятию её через обезличенные институты (государственные структуры, партии), что свидетельствует об усложнении политических представлений и переходу к самостоятельному видению политики.

В данном процессе не обязательна полная завершенность смены состояний. Процесс политизации происходит, параллельно с политической персонификацией и завершается тем, что происходит осмысление на уровне государственных институтов. Процесс политизации накладывает свой отпечаток на все последующие стадии. Начальная интернационализация ребенка происходит в процессе политизации ценностей, разделяемых родителями, восприятие Родины осуществляется на чувственном и эмоциональном уровне. Этот процесс развивается в одном направлении, ограничивается рамками семьи и через родителей, преломляясь через мир их ценностей, политических норм и установок. На формирование нового ценностного мира ребенка дополнительное взаимодействие оказывает круг его сверстников, которые также еще не имеют твердых, сформировавшихся убеждений и также легко подвергаются внешнему воздействию.

Стабильность политической системы, как фактор патриотического воспитания в современных условиях

Преодолеть негативные тенденции в этой сфере будет возможно только тогда, когда государство примет активное участие в разработке конкретных форм и методов патриотического воспитания. Основным элементом в системе патриотического воспитания в армии должны быть исторические традиции русского воинства, которое пренебрегало любой опасностью, смертью во имя защиты своего Отечества. Только так можно обеспечить преемственность боевого опыта воина-защитника, поддержать в нем высоко боевой дух и дисциплину, а это и является наиболее необходимым условием существования единого коллектива воинов. Знать и чтить воинские традиции, невозможно не зная истории своего Отечества. В другой ситуации народ может оказаться за пределами исторических перспектив, лишенным своего исторического опыта и, как следствие, обреченным на вымирание. Чтобы этого не произошло, приоритетную роль в военно-патриотическом воспитании надо отводить подробному освещению героических страниц истории нашей страны, которые вызывают чувство национальной гордости.

В воспитании патриотизма большую роль играют искусство и литература. На сознание человека художественные произведения воздействуют своей нравственностью в содержании, правдивостью в отображении нашей жизни, которая иногда может и принимает различные формы истории, но при этом остаётся единой по содержанию. Облики глубоко патриотических личностей, отраженных в русской литературе, имеют реальных прототипов в жизни, а их героические поступки достойны того, чтобы им подражали и восхищались. На этих литературных персонажах и должна воспитываться современная молодежь. Вызывать чувство, на основе визуального восприятия объектов, позволяет изобразительное искусство. Оно выражает и увековечивает незабываемые подвиги народа России в борьбе за свою свободу и независимость, описывает близкие по духу картины народного быта. Основными формами работы по военно-патриотическому воспитанию является: - проведение занятий по изучению истории России, героических традиций её вооруженных сил; -. проведение спортивно-массовых и культурных мероприятий по изучению быта и культуры русского народа, проведение кино - и видео -лекториев, исторических чтений, походов по местам боевой славы, тематических утренников и вечеров, спортивных состязаний; - участие в создании музеев, выставок, посвященных героическому прошлому нашей страны; - встречи с ветеранами Вооруженных Сил, их выступления перед молодежью, проведение торжественных мероприятий посвященных Дням боевой славы России.

Традиционно патриотизм и Православная вера в России всегда были едины. Православие учит любви к своему Отечеству как к родной матери, а если будет надо, то защищать его до последнего дыхания, до последней капли крови. Очень часто именно вера вдохновляла русский народ на ратные подвиги, на самопожертвование ради Родины. Сегодня часты случаи отказа от службы в армии по религиозным убеждениям, а это, по сути, искажает настоящее отношение церкви к воинскому долгу.

Отказ от воинской службы по мотивам веры для православного человека попросту немыслим. Православная церковь всегда причисляла к сану мучеников и святых воинов, защитивших Родину ценой собственной жизни. Благословляли воинов на ратные подвиги такие известные духовные наставники, как Сергей Радонежский, Гермоген и другие отцы церкви. В суровые годы военных испытаний служители церкви проявляли беззаветное мужество служения и защиты своего Отечества. По дорогам первой мировой войны прошло более пяти тысяч служителей церкви, около двух тысяч из них получили различные награды и поощрения.

Духовно-нравственная трансформация российского общества приводит к утрате церковью своей традиционной функции патриотического воспитания. Церковь невольно становится агентом антипатриотизма для большинства молодых людей. Но, несмотря на это, в настоящее время влияние церкви в армии постепенно увеличивается, восстанавливается институт военных священников. В Московском патриархате существует Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Он ведает вопросами духовного просвещения и образования в армии. Не так давно для верующих христиан стали создаваться воинские части. Гарнизон инженерных войск в поселке Арсаки на границе Московской и Владимирской областей — единственный в своем роде. Здесь проходят службу верующие люди, студенты Духовных академий, Богословского института и семинарий. Эта войсковая часть существует с 1925 года, однако строго православной она стала 11 лет назад, по договоренности с военным отделом русской православной церкви.

В условиях информационного общества самым потенциально мощным каналом военно-патриотического воспитания являются средства массовой информации. Однако на начальном этапе становления России в 90-е годы прошлого века СМИ деформировали историческое сознание молодых россиян, прививали им комплекс национальной неполноценности, который унижал чувство национального достоинства. Такая политика проводилась с целью предвзятого освещения событий истории, жизни государства и народа. Именно и благодаря средствам массовой информации и действиям национал-патриотов патриотизм превратился в ругательство. Хорошо известен афоризм «Патриотизм - последнее прибежище негодяя» , который в различных телевизионных передачах интерпретировался, как тождество между негодяем и патриотом, то есть патриотизм присущ только неудачнику и негодяю. На самом деле английский публицист Сэмюэль Джонсон89, которому принадлежит это выражение, ни как не смешивал эти понятия.

Самое высокое и самое священное чувство - это чувство патриотизма, а негодяй, прикрывается этим высоким чувством, чтобы в нужный для себя момент, произвести хорошее впечатление. Государству для воспитания патриотических ценностей надо заниматься предметно и целенаправленно посредствам системы государственно-общественных институтов, освещая и пропагандируя этот процесс в средствах массовой информации.

В различные периоды российской истории система военно-патриотического воспитания постоянно трансформировалась. Православно-монархические ценности патриотического воспитания доминировали в царский период. Этот процесс, очень сильно деидеологизировала советская власть, насаждая вместо него коммунистическую идеологию. Но при этом постоянной и качественной составляющей военно-патриотического воспитания всегда были народность и державность умноженные на коммунистическую идеологию.

Особенности военно-патриотического воспитания молодежи в России

Деятельность государственных институтов по патриотическому воспитанию молодежи в условиях реформирования общества имеет большое значение, а любому процессу деятельности присущ определенный политический механизм. Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В современной России принимаются меры, направленные на формирование патриотических чувств у подрастающего поколения, на обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение целостности общества, традиций, культуры и, самое главное, на сохранение генофонда и государства. В этих условиях все больше проявляется потребность, как в теоретическом обосновании, так и в практическом внедрении в жизнь мировоззренческих, нравственных и духовных основ сознательного служения Отечеству. Политический механизм патриотического воспитания молодежи - это отлаженная и цельная система взаимодействия политико-правовых норм, средств, методов и технологий, которые обеспечивают целенаправленное влияние патриотической идеи на духовный потенциал молодежи. Политический механизм патриотического воспитания молодежи является совокупностью методов, форм и средств, обеспечивающих формирование, развитие, функционирование и сохранение патриотической идеологии в виде целостного морально-этического мировоззренческого комплекса и материализуется в конкретных политических институтах и технологиях. Функции этих технологий - регулирование политических процессов в соответствии с политикой государства; распространение в обществе определенной идеологии путем внедрения или разрушения национальных идеалов, ценностных ориентиров и образцов поведения; воспроизводство социально необходимых общественных отношений, составляющих основу политической системы общества; изучение инновационных процессов в обществе, организация инновационной деятельности в целях поддержания жизнеспособности и развития политической системы, её институтов и механизмов.

Патриотизм, как объективное явление реальной жизни людей, можно рассматривать в различных областях гуманитарных знаний, акцентируя внимание на тех или иных аспектах в зависимости от их приоритетов. Раскрывая сущность и содержание механизма патриотического воспитания молодежи через призму политологии (т.е. выделяя политический аспект механизма), даем соответствующее определение. Политический механизм патриотического воспитания молодежи - это система ценностей и отлаженное взаимодействие политико-правовых норм, средств, методов и технологий, обеспечивающих целенаправленное влияние патриотической идеи на духовный потенциал молодежи. Анализ политического механизма показал, что его основными структурными элементами являются: - государство и общественно-политические структуры, непосредственно связанные с формированием духовного потенциала молодежи, способствующие его патриотической деятельности и влияющие на этот процесс; - совокупность идей, традиций, взглядов, концепций, политических установок, нормативно-правовых актов подчеркивающих и закрепляющих роль духовного потенциала в жизнедеятельности страны и молодежи; - доктринальные установки на роль субъектов общества в формировании духовного потенциала и его важнейшей составляющей - патриотизма; - система методов и соответствующих им средств, технологий деятельности субъектов данного механизма по патриотическому воспитанию молодежи. Целью реализации политического механизма по патриотическому воспитанию молодежи в современных условиях является развитие у молодого поколения страны патриотических качеств и, прежде всего: - развитие у подрастающего поколения страны чувства любви к своей Родине, признания, уважения и поддержки её национальных и государственных интересов, внутренней готовности к их самоотверженной защите; - формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина и патриота России, способного активно участвовать в созидательном процессе, в укреплении и совершенствовании российского общества; - целенаправленная подготовка молодежи, как надежных защитников Отечества, успешно реализующих свои функции в основных сферах жизнедеятельности, связанной с выполнением своего воинского долга. Базовая составляющая патриотического воспитания молодежи - это 150 военно-патриотическое воспитание. Проблема военно-патриотического воспитания молодежи традиционно является важной для качественного пополнения Вооруженных Сил и выполнения задач по защите Отечества. Систему по военно-патриотическому воспитанию молодежи на сегодняшний день можно считать успешной и действенной, так как она осуществляется на основе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» . Исходя из этого, основными направлениями военно-патриотического воспитания молодежи можно считать следующие: отношение к государству: государственно-патриотическое воспитание, ориентированное на патриотизм и чувство долга; отношение к обществу: гражданское воспитание, ориентированное на воспитание іражданственности, уважения к закону, социальной активности и ответственности; отношение к культуре: приобщение к достижениям культуры, воспитание духовности,- национальной самобытности; отношение к профессии: понимание общественной значимости своей профессии, ответственность за качество своего труда; отношение к себе как к самодостаточной личности, свобода которой заканчивается там, где начинается свобода другой личности.

Идеи патриотизма во все времена занимали ведущее место в духовной и политической жизни российского общества. В современных условиях у большинства Россиян образ Родины ассоциируется не с существующим политическим строем и государственными структурами, а с представлениями, сложившимися на протяжении многовековой истории России, как великой страны с её материальными и духовными богатствами, культурой, традициями

В процессе диссертационного исследования наметились проблемы, требующие дальнейшего изучения. Эти проблемы носят общий характер и охватывают все компоненты патриотического воспитания молодежи в России. Можно выделить следующие: нормативно-правовые, финансовые, материально-технические, научно-методические. Суть перечисленных и многих других проблем состоит в том, что, несмотря на усилия, которые предпринимаются государством, по-прежнему отсутствует в стране сбалансированный и комплексный подход к решению задач патриотического воспитания. Чтобы решить эту проблему, необходимы скоординированные действия органов законодательной и исполнительной власти, отечественной педагогической науки, а также всех заинтересованных общественных и общественно-политических организаций.

Дальнейшее исследование по данной тематике целесообразно проводить в направлении изучения социально-политических условий жизни общества, с учетом демократизации общества и процессов глобализации во всем мире, а именно: исследование патриотического воспитания молодежи в системе взаимоотношений общественных организаций, как на федеральном, так и на местном уровне через совместные программы, проекты, соглашения; совершенствование законодательной базы патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации; законодательное закрепление функций координации деятельности всех государственных институтов и общественных объединений по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации.

Похожие диссертации на Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи в условиях политической трансформации российского общества