Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России Скворцова Татьяна Александровна

Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России
<
Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Скворцова Татьяна Александровна. Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России : Дис. ... канд. юрид. наук : 23.00.02 : Ростов н/Д, 2004 177 c. РГБ ОД, 61:05-12/257

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ И СВОБОДА СОВЕСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ И ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 12

1.1. Понятие религиозного экстремизма как политико-правового феномена 12

1.2. Оппозиционная религиозность в российском государственно-правовом пространстве 31

1.3. Правовая динамика государственной вероисповедной политики: конфликтогенные основания 59

Глава 2. ЮРИДИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УГРОЗАМ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА 89

2.1. Законодательные гарантии осуществления права граждан на свободу совести 89

2.2. Правовая оценка концептуальных основ государственной политики нейтрализации деятельности тоталитарных сект и деструктивных культов 109

2.3. Государственно-правовая превенция религиозного экстремизма 134

Заключение 159

Литература 163

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Одной из главных задач современного российского государства является достижение гражданского мира и согласия в обществе в рамках обеспечения национальной безопасности, являющегося гарантией его нормального функционирования. Важным компонентом обеспечения национальной безопасности поликонфессионального государства выступает прежде всего система правового регулирования государственно-конфессиональных отношений, а также наличие адекватной государственно-правовой политики, направленной на противодействие религиозному экстремизму.

Крайняя либерализация российской государственной религиозной политики в последнее десятилетие XX века, пришедшая на смену методичному «искоренению» религиозной традиции в советское время, привела к проникновению и распространению на территории современной России многочисленных религиозных течений и идеологий экстремистского содержания.

На Северном Кавказе и в некоторых других регионах актуализировались идеи исламского фундаментализма радикального содержания, которые представляют угрозу национальной безопасности российского государства и оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку не только в нашей стране, но и за рубежом. Широкое распространение получили различные тоталитарные секты и деструктивные культы, которые в ходе осуществления своей деятельности нарушают права и законные интересы российских граждан, совершая различного рода противоправные деяния. Особую общественную опасность представляют сатанинские культы, осуществление которых связано с совершением особо тяжких преступлений: убийств и причинения тяжкого вреда здоровью.

В этой связи не вызывает сомнения необходимость выработки адекватной и действенной государственно-правовой политики в области регулирования религиозных процессов, которая обеспечивала бы эффективный контроль за деятельностью различных религиозных объединений и включала комплекс мер по противодействию религиозному экстремизму и обеспечению национальной безопасности страны, не противореча конституционно провозглашенным принципам светского государства и свободы совести и вероисповедания.

Следует признать, что в настоящее время правовая политика в этой сфере не приносит должного результата. Действующее законодательство не в состоянии реально помешать распространению деструктивных религиозных процессов, существуют определенные трудности при применении правоохранительными органами норм уголовного и административного законодательства, устанавливающих ответственность руководителей и членов экстремистских религиозных объединений за совершаемые ими противоправные деяния; отсутствует четкий механизм государственно-правовой превенции религиозного экстремизма.

Указанные обстоятельства предполагают системное исследование религиозного экстремизма как политико-правового феномена и современной правовой политики российского государства в религиозной сфере.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы, касающиеся нетрадиционных религий и взаимоотношений религиозных и светских институтов, всегда были в центре внимания отечественной науки. Исследование отдельных аспектов проблематики, составляющей предмет настоящего диссертационного исследования, было проведено в трудах Э.Г. Филимонова, И.И. Бражника, В.Н. Арестова и др., которые в условиях господствующей идеологии научного атеизма не могли стать предметом комплексного научного исследования.

В настоящее время, отличающееся радикальной либерализацией государственной религиозной политики, появилось большое количество ра бот, авторы которых подходят к рассмотрению обозначенной предметности с иных методологических позиций.

Анализу права человека на свободу совести и построению оптимальной модели государственно-конфессиональных отношений посвящены работы И.А. Куницина, А.С. Ловинюкова, Н.А. Трофимчука и др., а также дореволюционных правоведов: М.А. Рейснера и AG. Павлова. Актуальны публикации ученых, исследующих соотношение религии, политики и права: СИ; Самыгина, М. Мчедлова, А. Тихомирова и др.

Особый интерес представляют публикации, касающиеся сущности религиозного экстремизма, среди которых труды П.П. Баранова, В.Ю. Верещагина, М.И. Лабунца, Н.Н. Афанасьева, А. Нуруллаева и др.

Распространение в России новых религиозных течений экстремистского и деструктивного характера также нашло свое отражение в современных научных исследованиях А. Хвыля-Олинтера, М; Курочкиной, И.Н. Яблокова, Л.И; Григорьевой, Т. Бажан, Е.Г. Балагушкина, Н.А. Трофимчука и др.

Большое количество работ посвящено исследованию исламского фундаментализма и экстремизма как в странах Ближнего Востока, так и на Северном Кавказе, среди которых труды А.А. Игнатенко, А.В. Малашенко, Л.Р. Сюкияйнена, И: Добаева, А. Хвыля-Олинтера, И.В. Кудряшовой и др.

Проблемам уголовно-правовых методов борьбы с преступлениями экстремистской направленности, в том числе совершенными на религиозной почве, посвящены работы ведущих российских ученых и практиков: СВ. Бородина, В.Ю. Тихонравова, А.В. Наумова; А. Коробеева, С.Н. Миронова, СН. Фридинского и др.

Между тем соотношение религии и экстремизма является областью малоизученной и в большинстве случаев находится за пределами исследовательского интереса правоведов. До сих пор не выработано общепризнанного определения понятия "религиозный экстремизм", актуальной остается пока проблема разработки комплексной государственно-правовой политики противодействия религиозному экстремизму в контексте обеспечения национальной безопасности России.

Объектом диссертационного исследования выступают государственно-конфессиональные отношения в единстве их социальных, политических и правовых измерении, а предметом исследования является религиозный экстремизм как политико-правовой феномен.

Целью настоящего диссертационного исследования является политико-правовой анализ религиозного экстремизма как одной из угроз национальной безопасности современной России и государственно-правовые механизмы его предупреждения и пресечения.

Для реализации поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

- определить сущностные признаки религиозного экстремизма как политико-правовой категории;

- исследовать феномен оппозиционной религиозности в российском государственно-правовом пространстве;

- выявить конфликтогенные основания в правовой динамике государственной вероисповедальной политики;

- проанализировать систему международных и внутригосударственных институтов, обеспечивающих реализацию прав граждан на свободу совести и вероисповедания;

- выявить недостатки и пробелы правового регулирования в сфере противодействия религиозному экстремизму;

- обозначить систему профилактических мер, направленных на предупреждение проявлений религиозного экстремизма.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- на основе различных интерпретаций религиозного экстремизма и методологий анализа современных конфессиональных процессов дано оп ределение религиозного экстремизма, выявлены его сущностные признаки и предложена классификация;

-установлены основные причины возникновения и место оппозиционных религиозных объединений в государственно-правовом пространстве постсоветской России;

- проведен конфликтологический анализ государственной вероиспо-ведальной политики;

- критически проанализировано современное российское законодательство и основные международно-правовые документы, направленные на реализацию свободы совести и вероисповедания;

- обоснованы пути совершенствования федерального законодательства в области государственно-правового противодействия религиозному экстремизму;

-предложены концептуальные проекты государственно-правовой превенции религиозного экстремизма.

Методологическую основу диссертационного исследования составили общенаучные (системно-структурный, политико-социологический, конфликтологический) и специальные (сравнительно-правовой, историко-юридический, функциональный, формально-юридический) методы познания.

Для анализа правовой политики государства в области конфессиональных отношений использовались методы политической и юридической этнологии и антропологии, принципы политико-правового моделирования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Религиозный экстремизм как политико-правовой феномен отличается исповеданием религиозными группами или отдельными лицами идеологии нетерпимости к представителям других конфессий и атеистам или мировоззренческой конфликтогенности в рамках одной конфессии, способствующей противоправным деяниям, нарушающим права и законные интересы граждан, государства и общества в целом. Деструктивность религиозного экстремизма обусловлена как радикальными трактовками того или иного традиционного вероучения с последующим использованием его для достижения некоторыми лидерами или элитами политических или коммерческих целей, так и изначальной оппозиционностью распространяемого вероучения, каноны и догматы которого прямо призывают к экстремистским действиям.

2. Современные нетрадиционные религии, несмотря на свою организационно-конфессиональную разнородность (церковь, секта, деноминация, культ), институционализируют иной тип религиозности, радикально отличающейся от традиционной для данного общества в рассматриваемый исторический период. Для них характерна интенсификация социальных и политических функций религии, пропаганда новых социально- религиозных утопий обновленческой, оппозиционной либо альтернативной направленности в государственно-правовом пространстве постсоветской России.

Оппозиционное положение отдельных нетрадиционных религий обусловлено как вероисповедальной политикой российского государства, ущемляющей право на свободу совести, когда религиозные объединения вынужденно выбирают оппонирующую позицию по отношению к государству и обществу, так и искусственно создаваемой конфронтацией с окружающим социумом самими религиозными объединениями для достижения определенных целей.

3. Конфликтологический анализ российской государственной вероисповедальной политики показывает, что искусственное изъятие религиозной составляющей из жизни общества способствует деградации важнейших духовно-нравственных ценностей, глобальной унификации и деса- крализации прежде всего правовой культуры, однако максималистское толкование принципа свободы совести и чрезмерная либерализация в области государственно-конфессиональных отношений также приводят, в

конечном счете, к негативным последствиям для общества, лишая государственно-правовую политику нравственной легитимации.

4. Принцип отделения религиозных объединений от государства, на котором базируется современное российское законодательство в религиозной сфере, не означает их полной изоляции от общества и не исключает различных форм сотрудничества и взаимодействия с государственными органами или органами местного самоуправления.

Конституционное провозглашение свободы совести и вероисповедания не предполагает абсолютизации индифферентного отношения государства к религиозным объединениям и направлено на осуществление государственного контроля за процессом их создания и деятельности, а также на установление законодательного ограничения данной свободы.

5. Система мер, направленных на противодействие религиозному экстремизму, является важнейшим элементом обеспечения национальной безопасности и представляет собой комплекс правовых, правоприменительных и профилактических механизмов, предотвращающих распространение экстремистских религиозных проектов и предусматривающих санкции за совершаемые экстремистскими религиозными объединениями правонарушения. Элементами данной системы являются: институты юридического предупреждения процессов создания и распространения экстремистских религиозных объединений; нормативно-правовые механизмы пресечения незаконной деятельности экстремистских религиозных объединений, в том числе путем ее запрещения, и механизмы привлечения к ответственности лидеров и членов религиозных объединений за уже совершенные противоправные деяния.

6. В противодействии религиозному экстремизму как одной из угроз национальной безопасности современной России приоритет принадлежит превентивным мерам, касающимся формирования толерантного сознания верующих на основе актуализации тех ценностей традиционных религий, которые направлены на терпимость и взаимопонимание, что предполагает

развитие религиозно-просветительских программ в образовательных учреждениях и средствах массовой информации.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе выводы могут найти практическое применение в правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере межконфессиональных отношений.

Материалы исследования могут использоваться в процессе преподавания общей теории государства и права, конституционного права, политологии, религиоведения и других дисциплин.

Выводы диссертации имеют значение для дальнейшей разработки соответствующей проблемы, углубления комплексных научно-практических исследований в русле современных тенденций конституционно-правового развития российского общества.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях автора на следующих всероссийских и межвузовских конференциях и семинарах:

1. Опыт, и проблемы применения нового УПК РФ. (Ростов-на-Дону, февраль 2003 г.).

2. Государственность и право славянских народов начала XXI века. (Ростов-на-Дону, апрель 2003 г.).

3. 4-я научно-практическая конференция преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. (Таганрог, апрель 2003 г.).

4. Современные проблемы совершенствования законодательного обеспечения глобальной и национальной безопасности, эффективного противодействия международному терроризму. (Ростов-на-Дону, июнь 2003 г.).

Материалы диссертационной работы использовались в учебном процессе на юридическом факультете Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).

Структура диссертационного исследования предопределена предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.

Понятие религиозного экстремизма как политико-правового феномена

Определение понятия "религиозный экстремизм" имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку это позволяет раскрыть сущность явления, а также дать научно обоснованные рекомендации по изучению экстремистских идеологических религиозных установок, их влияния на сознание, психологию и поведение части верующих, а также выработать комплекс государственно-правовых мер борьбы с религиозным экстремизмом. Тем не менее в настоящее время не существует общепринятой точки зрения по поводу научного толкования этого феномена. Насколько эта задача сложна, свидетельствует то, что "исследователи данной проблемы не берут на себя смелость утверждать, что предложенное ими определение единственно верно и всеобъемлюще".

Феномен религиозного экстремизма исследовался учеными различных отраслей знаний. Среди ученых-политологов и религиоведов превалирует точка зрения, в соответствии с которой понятие "религиозный экстремизм" рассматривается исходя из этимологии слова "экстремизм" (от extremus - крайний). Так, исследователи этой проблемы советского периода - И.И. Бражник и Э.Г. Филимонов исходят из понятия экстремизма как приверженности к крайним взглядам и действиям и отмечают, что "такая приверженность к крайним взглядам и действиям может иметь место в любой сфере общественной жизни, где сталкиваются различные взгляды и точки зрения на решение тех или иных проблем" , в том числе и в религиозной Сфере:

В современной научной литературе доминирует все тот же подход, когда авторы, давая определение религиозному экстремизму, исходят из "приверженности некоторых религиозных групп или отдельных религиозных деятелей к крайним толкованиям своих вероучений и методам действия, основанным на нетерпимости к представителям других конфессий или жестком противоборстве в рамках одной конфессии".

Этот подход уже подвергался критике в литературе. И действительно, необходимо отметить, что такое определение религиозного экстремизма весьма неточно. Во-первых, следует признать неизбежную социально-политическую относительность оценок в качестве "крайних" взглядов и мер. Например, в государстве Саудовская Аравия ваххабизм - господствующее религиозное направление, возведенное в ранг государственной политики, а в условиях российского государственно-правового пространства - экстремистское религиозное вероучение.

Во-вторых, не всегда "крайние" взгляды можно отнести к числу экстремистских. Они могут и не повлечь за собой совершение конкретных насильственных и иных противоправных действий, а также заведомо не предполагать принуждение по отношению ко всем несогласным5.

В качестве альтернативы предлагалось определение экстремизма как идеологии, предусматривающей принудительное распространение ее принципов, нетерпимость к оппонентам и насильственное их подавление .

Полагаем, что все приведенные выше определения понятия "религиозный экстремизм" акцентируют внимание на сущности религиозного экстремизма как политического феномена, сводя его к определенного рода идеологии и не затрагивает его правового аспекта. Тем не менее, по нашему мнению, определение термина "религиозный экстремизм" должно также подчеркивать и правовую природу этого явления. С этих позиций определение должно содержать также указания на противоправный характер экстремистских деяний.

Феномен религиозного экстремизма подвергался теоретическому исследованию и в юридической науке. С правовых позиций религиозный экстремизм обычно определяется исследователями как совокупность противоправных деяний, совершаемых религиозными группами или отдельными верующими.

Так, С.Н. Фридинский определяет экстремизм как "деятельность общественных, политических и религиозных объединений, либо иных организаций, средств массовой информации, физических лиц по планированию, организации, подготовке, финансированию, либо иному содействию ее осуществления, в том числе путем предоставления финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств, а также совершение действий, направленных на установление единственной идеологии в качестве государственной; на возбуждение социальной, имущественной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоин ства; на отрицание абсолютной ценности прав человека; на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; на подрыв безопасности Российской Федерации, а равно публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению таких действий" . При этом религиозный экстремизм автор определяет как нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или иных религий.

Представляется, что при оценке религиозного экстремизма с правовых позиций, в соответствии с которым это явление рассматривается как перечень противоправных деяний, совершаемых верующими и религиозными организациями, не учитывается его идеологический аспект.

Таким образом, в научной литературе отсутствует комплексный, междисциплинарный подход к определению религиозного экстремизма, выработка которого представляется нам важной задачей. Полагаем, что комплексное изучение религиозного экстремизма как политико-правового феномена позволит наиболее полно отразить многогранную сущность этого явления.

Правовая динамика государственной вероисповедной политики: конфликтогенные основания

Бесспорно, что проявления религиозного экстремизма негативно сказываются на стабильности государства и общества в целом, несут в себе некую социальную опасность, поэтому государство с помощью доступных ему политико-правовых методов стремится оградить общество от этих проявлений.

Однако, как показывает практика, при этом неизбежно в той или иной степени ущемляется право граждан на свободу совести и на свободу вероисповедания.

Но, как уже отмечалось нами, зачастую неверная вероисповедальная политика государства приводит к возникновению религиозного экстремизма как протеста верующих на ущемление их права на свободу совести:

С другой стороны, при осуществлении лицами права на свободу совести или свободу вероисповедания, в том числе при осуществлении ими культовых обрядов, довольно часто нарушаются права и законные интересы других лиц, совершаются уголовные преступления на религиозной почве и иные правонарушения, совершаются террористические акты, что негативно сказывается на социально-политической обстановке в государстве и общественной безопасности.

G целью более глубокого изучения данной проблемы рассмотрим более подробно правовую динамику государственной вероисповедальной политики, а также влияние правовой политики государства на правовое положение религиозных объединений и на наличие или отсутствие экстремистских проявлений с их стороны.

В условиях конфессионального господства религия выполняет глобальную интеграционную роль, являясь основой единства всего социума. Господство той или иной конфессии часто выражается в установлении представителями господствующей конфессии правовой системы, основан ной на определенной религиозной идее. Поэтому в условиях конфессионального господства императивы религии и права, как правило, не только не противоречат друг другу, но друг друга поддерживают и закрепляют. Право закрепляет господствующий статус основной религии, религия ос вящает существующий правопорядок .

Характерной чертой правового положения религиозных движений в условии конфессионального господства является наличие государственно-правовой поддержки государственной церкви и давление на религиозное инакомыслие. Законодательством предусматриваются наказания за так называемые "религиозные преступления", то есть за антицерковную деятельность.

В дореволюционной России правовая регламентация деятельности религиозных объединений определялась именно перечисленными условиями и чертами. Законы Российской империи разрешали исповедовать все существующие религии, но при этом положение верующих различных религиозных общин было не одинаковым. Христианские исповедания имели преимущество над нехристианскими. Публичная деятельность иных исповеданий была запрещена.

А.С. Павлов в своих лекциях, читанных в 1900-1902 гг. особо подчеркивал; что "одна только православная церковь пользуется прямым покровительством государственной власти, все прочие исповедания только терпимы , "одной только православной церкви принадлежит право миссии в пределах государства", "пропаганда неправославного христианского учения межу православными есть уголовное преступление", "все иноверцы должны наблюдать в общественной жизни праздники нашей церкви и для того держаться старого стиля", "по нашим гражданским и государственным законам нехристианские подданные хотя и пользуются полной свободой вероисповедания, однако не поставлены на одну линию с христианами в области публичного и частного права .

Уголовным уложением 1903 года детально регламентировались религиозные преступления. Данным преступлениям был посвящен целый раздел, с которого начиналась Особенная часть Уложения. В этом разделе содержалось несколько глав, например, "О богохулении и порицании веры", "Об отступлении от веры и постановлений церкви", насчитывающих более 70 статей. Нормы этих статей были направлены не столько на защиту личных прав верующих, сколько на обеспечение контроля за религиозной жизнью граждан. По сути граждане Российской Империи могли свободно принадлежать к любой из незапрещенных религий, но произвольная перемена вероисповедания не допускалась и расценивалась как уголовное преступление.

Таким образом, в дореволюционный период право гражданина на свободу совести было ограничено. Но, как справедливо отмечает Т.А. Бажай, "забота о целостности собственного религиозного пространства ... была свойственна любому традиционному обществу и соответствовавшему ему типу государства, которое было заинтересовано в сохранении собственной целостности и поддержании духовного единства".

Законодательные гарантии осуществления права граждан на свободу совести

В первой главе настоящего диссертационного исследования нами уже отмечалось, что одной из детерминант существования в обществе явления оппозиционной религиозности является ущемление права на свободу совести со стороны государства. В данном случае проявления религиозного экстремизма со стороны оппозиционных религиозных объединений закономерный являются формой протеста верующих. В связи с этим создание механизма законодательных гарантий осуществления этого важнейшего и неотъемлемого права гражданина в современных условиях существования религиозного плюрализма представляется насущной задачей российского государства:

В России в настоящее время такая законодательная база создана. Как известно, международное право является неотъемлемой частью внутри-российского законодательства (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), поэтому рассмотрение этого вопроса начнем с анализа международных норм, призванных обеспечить осуществление права граждан на свободу совести и свободу вероисповедания.

Прежде всего, Устав ООН содержит юридически обязательные положения о необходимости осуществлять международное сотрудничество "в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии"1. Кроме того, в Уставе подчеркивается, что ООН содействует "всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии" .

В развитие этих положений Устава 10 декабря 1948 г. принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН Всеобщая декларация прав человека, которая стала первым в истории международных отношений документом универсального характера, провозгласившим перечень прав и свобод человека. В воззвании Тегеранской конференции, принятом Международной конференцией по правам человека, состоявшейся в Иране в 1968 г., отмечалось, что "Всеобщая декларация прав человека отражает общую договоренность народов мира в отношении неотъемлемых и нерушимых прав каждого человека и является обязательством для членов международного сообщества"3.

Во Всеобщей декларации прав человека, в частности, провозглашается право каждого на свободу мысли, совести и религии, что включает в себя "свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков".

Практически такое же положение содержится и в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод: "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в богослужении, учении и отправлении религиозных и ритуальных обрядов"5.

Примечательно, что слово, переведенное на русский язык как "исповедовать", на официальных языках Европейского Суда по правам человека подчеркивает внешнее проявление религиозных убеждений ("manifest" -англ.; "manifester" - франц.; букв.: "проявлять"). Однако иногда свобода "исповедовать" свою религию или убеждения выражается в воздержании от каких-либо обязанностей или действий, хотя и не связанных с богослужением, обучением или отправления религиозных обрядов, но противоречащих религиозным убеждениям. Приведем пример из практики Европейского Суда по правам человека.

В деле "Бускарини и другие против Сан-Марино" три гражданина республики Сан-Марино были избраны в парламент. При вступлении в должность они должны были произнести клятву в верности и послушании Конституции Республики на Евангелии. Однако заявители настаивали на произнесении клятвы без упоминания Евангелия, ссылаясь на свое право на свободу совести. Тем не менее парламентом было решено, что заявители должны произнести клятву полностью, в противном случае они будут лишены своих мандатов. Депутаты уступили, одновременно обратившись в Европейский Суд по правам человека.

В своем отзыве государство-ответчик возразило; что клятва сама по себе носила традиционный историко-социальный характер и давно утратила какое-либо религиозное значение, что в стране надлежащим образом обеспечивалось право заявителей на свободу религии, и поэтому их жалоба была необоснованной и лишенной смысла.

Похожие диссертации на Религиозный экстремизм в контексте государственно-правового обеспечения национальной безопасности современной России