Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Политический менталитет как научная проблема 15
1.1. Методологические и теоретические аспекты исследования политического менталитета 15
1.2 Структурные элементы политического менталитета 38
1.3. Факторы формирования политического менталитета личности 53
Глава 2. Политический менталитет современной студенческой молодежи в условиях трансформации российскою общества 75
2.1. Характерные черты политического менталитета студенческой молодежи советского и пост советского периода 75
2.2. Исследование ментальных представлений студентов Республики Башкортостан о современном мире политики 91
2.3. Особенности политического менталитета студенческой молодежи Республики Башкортостан 138
Заключение 151
Библиографический список 156
Приложения 166
- Методологические и теоретические аспекты исследования политического менталитета
- Характерные черты политического менталитета студенческой молодежи советского и пост советского периода
- Особенности политического менталитета студенческой молодежи Республики Башкортостан
Введение к работе
Актуальность темы исследования.
Одним из важнейших факторов, определяющих успех или неудачу любых реформ, проводимых в обществе и направляющих определенную линию общественных преобразований, является принятие обществом соответствующих политических ценностей. В процессе перехода России от юталитарной политической системы к демократии население столкнулось с радикальными изменениями во всех сферах жизни людей: в идеологии, ценностных ориентациях, политических представлениях и во взаимоотношениях людей, что не могло не отразиться на массовом политическом менталитете. В ходе реформ широкое распространение получили новые идеи и формы социально-политической жизни: открытое общество, плюрализм, многопартийность, предпринимательство, рыночная экономика, контрактная армия. Преобразилась не только социальная реальность, но и сформировался своеобразно-новый политический менталитет общества, который представляет собой мноюмерный и мноюступенчатый процесс, включающий в себя совокупность наиболее устойчивых политических представлений, ценностей, стереотипов, норм и способов мышления, сложившихся у социальных общностей под влиянием и условиями социальной среды вообще и политической системы в частности, выражающих своеобразное видение, мироощущение политической реальности.
Значимость проблемы политического менталитета определяется тем, что именно в нем заложен механизм формирования и передачи наиболее сущностных мировоззренческих и духовных основ человеческой жизнедеятельности. Изучение политическою менталитета даеі возможность для объяснения социально-политических процессов, происходящих в переходных обществах, так как мноіие ценностные ориентации и мотивы поведения определяются действием ментальных механизмов, имеющих сложнейшую структуру и сформированных на протяжении длительного
4 времени. Чтобы понять их роль в процессе демократизации, необходимо изучение развития политического менталитета общества: какие сіруктурьі остались неизменными, какие трансформировались и какова их роль сегодня.
Социально-политические изменения последних двадцати лет, вызвавшие качественные сдвиги в структуре политического менталиіега россиян, оказали определенное воздействие и на молодежь, в том числе на наиболее восприимчивую к социальным переменам, интеллектуально-динамичную ее часть - студенчество. Студенческий период считается наиболее продуктивным и творческим в жизни человека, так как именно в это время идет акіивное формирование политическою мировоззрения, культуры, норм, установок, полиіической убежденности и самоутверждения личности как будущею субъекта политики. Следовательно, характер поколения, сформированный событиями, происходившими во времена юности, оказывает решающее влияние на всю последующую - взрослую - жизнь человека.
Весьма актуальным является рассмотрение политического менталитета студенческой молодежи Республики Башкортостан. Значение этой проблемы обусловлено тем, что политический менталитет имеет определенные региональные особенности, обусловленные социально-политической и экономической спецификой каждого региона, этническим составом населения и друїими факторами, присущими юлько определенной части сіраньї. Изучение данной проблемы позволяет выявить особенности различия политическою менталитета разных социальных групп.
Степень разрабоїанносіи чемы. Проблемы, связанные с понятием «менталитет», вызывали значительный интерес всего научною сообщества. Однако серьезное изучение категории «менталитет» началось представителями французской школы «Анналов» - М. Блока, Л. Февра, Л. Леви-Брюля и Жака Ле Гоффа в 1930 і оду.
Основатели данной школы предложили реконструктивный подход к анализу исторических явлений. В соответствии с этим в центр исследования
5 они поставили человека как отражение и носителя всех особенностей своей эпохи1.
Позднее появились и друїие теории мешалитета, рассматриваемые немецкими историками, такими как В. Дильтей, Х.Г. Гадамер, Ф. Селин, Р.Шпрандель, Г.Телленбах, Ф.Граус. Главная отличигельная особенность указанных работ заключается в том, что они сводят понятие менталитета не только к его когнитивным, праксическим компонентам, но и иным компонентам характеристик социума (например, аффективным и т.д.)".
Огромный интерес вызывает изучение понятия «менталитет» с точки зрения психологии архетипов. В этом русле работал швейцарский ученый Карл Юнг, который ввел понятие «архетип», близкое к определению сущности менталитета. Он считал, что в человеческой психике существует глубокий слой не только индивидуального, но и коллективною бессознательною, отражающий опыт прежних поколений, заключающийся в архетипах, которые запечатлены в структуре мифов и художественного творчества3.
В отечественной науке понятие «менталитет» практически отсутствовало до конца 1980-х годов. Однако многие из обозначенных аспектов, охваченных понятием «менталитет» (хотя и без использования этого термина), не только рассматривались с точки зрения методологии, но и широко использовались в исторических и социальных исследованиях 19-начала 20 века.
Общеизвестны труды дореволюционных исследователей в области социальной психологии: Н.А. Бердяева, В.М. Бехтерева, СИ. Булгакова, Л.П. Карсавина, П.Н. Милюкова, Д.Н. Овсянико-Куликовского, П.Я. Чаадаева и других, концепции которых превзошли многие разработки школы
ФепрЛ Нои за историю М , 1991", Леви-Ьрючь Л Сверхъестественное первобытное мнипение М, 1999,Г Brauds.1 Histoire et sciences sociales La longue duree II Fcnts sur 1 lustoire Pans, 1969,1 e Goff I a mentalities AH stor> of Ambignities III с Goff, Pierre Nora' fair de lihistoire, Nouveaux objets Paris, 1974
2 Dilthc) W Der Aufbau der geschichflihen Welt in den Geistesuissensdiaften I rankfurt a'M, 1970, Hadanur 11 -G Warlieit undnuthode/Grundzugeeini.rphilosogischen Hermeneutik A Auft Tubingen, 1970, I em I В Психология ііічносіи VI, 1970, Graus Г Vkntalitas method u fnhalt Probleme / hrsg Von Irantisil Gratis -Siginaringen
Iharbeske, 1987.
30тамникВ ІІсихоїшия ІЮ1ИІИМ1 поїитичесміе и сониальние ний К І Юнга VI, 1996
«Анналов»1. Эги ученые осуществили на практике попытку проникнуть в мировоззрение и мирочувствие людей исследуемой эпохи. В последующем их работы стали базовым источником для всестороннего исследования российского менталитета.
В советский период отечественными учеными были написаны научные труды, посвященные отдельным аспектам менталитета, таким как культурные традиции разных народов, их мировоззрение, общественное и индивидуальное сознание и т.д. Несмотря на запреты употребления понятия «менталитет», в советское время среди отечественных исследователей значительные результаты в разработке проблем, близких к содержанию данною исследования, были достигнуты А.II. Горячевой, М.А. Баргом и А.Я. Гуревичем \
В это же время с середины 60-х годов в советской литературе такими учеными, как С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, В.Мишин, А.Н. Семашко, А.А. Ткаченко и другими стали рассматривания проблемы студенчества, прежде всего ценностные ориентации, установки, особенности формирования мировоззрения и культуры3.
Начиная с 1980-х годов, понятие менталитета стало использоваться практически во всех отраслях отечественных наук об обществе. В этот период начинают появляться исследования об отражении русскою менталитета в науках о человеке: А.С. Ахиезера, И.Г. Дубова, Т.Д. Марциновской, Б.В. Маркова, П. Сорокина4.
1 Ьеріяеп II А Теософия и антропософия в России М , 1991, Бехтерев В М Котилпшная рефіексоїоіия М,
1921, Ь>тгаков СИ Два грата исспедованпя о прироче общественных нчеалов С-Пб, 1997, Карсавин Л II
Сочинения М , 1993, Овсянико - к'}чнковский ДII Р>сская фичософская к>тьт\ра М , 1987, Чаачаев II Я
Избранные сочинения и письма М, 1991, Милюков IIII Очерки по истории pjcchoii к>чьт>рп М, 1994
2 Горячева АН О некоторых категориях социальной пснхочогии М, 1965, Барг МА Эпохи и щей
становивше историзма М, 1987,1>ревич А Я Категории срсшевсковоП к>льт>ры М,1981,
3 Иконникова СИ, Лисовский ВТ На пороге гражданской зрелости об активной жтненной полтин современною
мата тою человека. Л, 1982, Мишин В Комсомот в обществе развитого социализма М , 1985, Семашко А И
Художественные потребности ст)дентов, п>тн и сречетва их формирования (сопиалміо-зсіетнческое
пссіеіоваїше) Автореф чисс к филос на>к Днепропетровск, 1969, Ткаченко А А Сі>дені как объект и
с>бт ект атеистического >бежтснпя и воспитания М, 1976
4 Ахиеіер АС Россия критика исторического опыта (социок>ит>рная динамика России) в 4 т ТЗ -
Новосибирск, 1991; Д>бов И Г. Феномен менталитета психотический анализ // Вопросы психотопш 1993
Лг.'5, Маршінковская Т Д Р>сская ментальності, и ее отражение в на>ках о чечовеке М , 1994,
Марков Ь В Раз>м и сертие история и теория менталитета С-Иб, 1993, II Сорокин Четовек Цивіпизапия Общество М, 1992
Понятия, близкие архетипу, использует в своих исследованиях по менталитету В.Ф.Петренко '.
В дальнейшем проблемы менталитета стали изучать в своих диссертационных исследованиях И.В. Агафонова, Ф.Т. Аутлева, СВ. Гринева, М.В. Калужская, А.А. Лагунов, А.И. Пальцев, В.К. Трофимов и д.р."
Особенности интерпретации понятия «менталитет» применительно в сфере политики широкое распространение получили лишь в 1990-х і одах XX века по мере вступления России на новый, модернизационный путь развития.
Среди первых исследований, прежде всего, следует отметить работы Е.Б. Шестопал, которая стала рассматривать политический менталитет с точки зрения политической психологии. По мнению автора, политический менталиіет является частью сознания, представляющего собой восприятие субъектом той части реальности, которая связана с политикой, с вопросами власти, подчинения и государства с его институтами. При этом она выделяет в ее структуре два блока элементов: мотивационные (потребности, ценности, установки, чувства) и познавательные (знания о политике, информированность, интерес и убеждения). Е.Б. Шестопал отмечает, что разделение это во многом условно, так как в жизни оба эти блока элементов тесно переплетены 3.
В данном направлении рассматривают политический менталитет В.Ы. Иванов М.М. Назаров, Ю.С Борцов, И.Д. Коротец, В.Ю. Шпак, ЕЛ. Ануфриев и Л.В. Лесная. В работах этих исследователей политический менталитет представляет собой область психологической жизни людей, проявляющуюся через систему взглядов, совокупность установок, оценок норм и
Петренко ВФ Ввеїение в экспериментальна исихосемантик) исспеїопаиие форм репрезентации п обтешюм сознании М , 1983
: Агафонова И В 1Нея правового гос>дарсіва в европейском шлишческом мешалиіеіе Дисс к фил ос и I катерииб>рг, 1991, А>тзева ФТ Ценносто-нормативные ориеширы р>сскои ментальності! социально-философский анализ Автореф дисс к филос и М , 1996,1 ринева С В Ценностнпе основания менталитета в трансформирующемся российском обществе Дисс к филос н Ставропоть, 2002, Кал>жская М В Іоталитарная менталыюсть опыт философско политического анализа Дисс к шпиг н І каіеринб>рг, 1993, Лаг>новАА Современный российский ментатитет социалыю-физософскни анализ Автореф лисе к фи юс н Ставропоть, 2000, Пальцев А Н Менталитет и ценностные ориентиры этических общностей на примере счбэпюса сибиряков Дисс к филос н Новосибирск, 1998, Грофимов В К Истоки и сущность р>сского национального менталитета (социально-философский аспект) Дисс л филос и I катеринб>рг, 2000, 'Шестопал! Ь Политическая психология М.2002
8 умонастроений. При этом используется идея политической активности самого человека, в ходе которой формируется политический менталитет1.
Особый интерес представляют определения социолоюв Л.II. Скорика и И.В. Мостовой, которые рассматривают содержание политического менталитета в рамках социологии культуры. Отличительная особенность указанных работ заключается в том, что структура политического менталитета в них представлена как взаимосвязь четырех его слоев: партикулярной культуры, духовной самости, социального отклика, метасоциалыюю слоя. Каждый из указанных уровней менталитета предопределяет, по мнению авторов, культурный архетип, социогенную матрицу соответствующих общественных групп и слоев, т.е. в основе концепции лежат такие критерии, как вовлеченность граждан в жизнь социума и уровень осознанности своего участия".
Исследователи И. Минтусов, Е. Егорова-Гантман политический менталитет определяют как двухслойную структуру, которая в зависимости от глубины содержит набор представлений о политике3.
Своеобразное определение политического менталитета дает Р.А. Лубский, отождествляя ею с символическим уровнем обыденного политического сознания - осознанными и неосознанными структурами. При этом неосознанные структуры «дремлют» и характеризуются консервативностью, устойчивостью, но стоит им только создать благоприятную ситуацию, как они начинают действовать вопреки желанию. Осознанные же структуры, наоборот, динамичны, и диверсивны. Воздействие на них оказывают различные факторы - смена социально-политической ситуации, состояние политических коммуникаций и т.д '
1 Иванов ВН, Hajjpon ММ ІІотиіичі.ская мииалыюсп. опит и перспективи исстетования // Сошилыю-потитический ж)риал 1992 К 2, Ьорцов 10 С , Короіец II Д, Шпак В К) Потіпоіогия в вопросах и оівілах Р-н-Д, 1998, Аіі)фриев І А, Лісная ЛІЗ Российский меіпаліпи как соїшалшо поїитический и д}ховинП феномен //Соииально-поїитический ж>рнал 1997 ,V4 : Скорик А II, Мостовая II В Архетипы и ориентиры росенискои ментальності!//Нотис 1995 Лг4
І горова-І антмаи І ,Мннт)совИ Поштическое компилирование М.1999 4 Л>бский Р А ТІоїишмсскпП менталитет меіоіотоіические пробіемьі исетеїования Ростов на-Дон>,2001
В работах Т.В. Беспаловой, В.Ю. Верещаіина, Д.В. Олыианскою политический менталитет представляется в виде осознанных структур, которые включают в себя совокупность мироустановок, привычек мышления, нравственных ориентации, верований, манер поведения. Эти структуры обусловлены отношением к властным структурам и их оценкам, характерны для какой-либо общности людей или человека и объединяют их по политическим взглядам, ценностям и нормам !.
Огромный интерес среди научного сообщества вызвали проблемы политического менталитета молодежи. Начиная с 1990-х юдов, стали проводиться «круглые столы», появляться научные труды, публикации отечественных обществоведов, посвященные рассмотрению данной темы. Здесь следует отметить работы II. Багдасаряна, В.Ю. Вишневского, Л.В. Генина, В.И. Добрыниной, Г.Б. Кораблевой, Т.Н. Кухіевича, МЛІ. Мчедлова, А.А. Пуруллаева, И.Н. Столяровой, Э.Г. Филимонова, В.Г. Харчева, Ф.Э. Шереша, Е. Элбакяна".
Весьма существенное внимание изучению политическою мировоззрения, политической культуры, политическою поведения студентов Республики Башкортостан уделяют в своих работах Ю.П. Дорожкин, Э.С.Гареев, Т.А.Зайцева, М.М. Утяшев3.
Итак, несмотря на значительный объем как зарубежной, так и отечественной литературы посвященной проблемам менталитета, отсутствуют серьезные работы, содержащие комплексное монофафическое исследование политического менталитета. Недостаточно изучены проблемы политическою менталитета студенческой молодежи в период трансформации российского общества, которые могли бы предоставить новые подходы к формированию
1 Весналова ТВ, Верещагин В Ю Потитический менталитет р>сского нарота (к истории вопроса) М, 2001,
Оишанскнй Д В Попитическая психотогия М , 2002
: Ьапасарян И ИГ- 1998, Гении Л В, Вишневский ВЮ, Кораблева Г В Катровый потенциал работы с
мототелыо // Социотогичссміе исстетования 1997 Л.' 3, Харчева В Г, Ilkpcui Ф Э Добрынина В И, Кухтевич
ТН Ст> тенчество 90-х новые тенденции и старые традиции М, 1993, Мчедлов М II, Н>р>лтаеп А Л , Филимонов
ЭГ, Этбакян I С Религия в зеркале общественного мнения // Социочогнческис исезетования 1994 «Vj5,
Сютярова HL Профессиональная папраптенность ст>дентов в>за опыт всесоюзного опроса //
Сошютогическне исслетопанпя 1992 Лг>3
3 Дорожмш ЮН, Гареев Э С , Зайцева I A Ci>денческая моїоимл, современном Е'осспи социалыи и! стат>с,
жизненные ориентации, взпят в б>д>шее Уфа, 1997, Утяшев ММ Потшическое поветение в
иостсоциалистическом обществе Уфа, 1995
10 политического облика молодого поколения и позволили разобраться в сложных политических реалиях современной жизни. Значимость таких исследований будет заключаться в том, что они создадут возможность спрогнозировать электоральное поведение молодого поколения, помогут системному анализу политической действительности и нахождению стратегии развития политических процессов как Республики Башкортостан, так и России в целом.
Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность проблемы политического менталитета студенческой молодежи определили выбор темы диссертационного исследования.
Объект исследования: политический менталитет студенческой молодежи в условиях трансформации российского общества.
Предмет исследования: особенности политического менталитета современной студенческой молодежи Республики Башкортостан.
Цель исследования: целостное изучение особенностей политического менталитета студенческой молодежи Республики Башкортостан в условиях социально-политической трансформации российского общества.
Задачи исследования:
- осуществить теоретический анализ работ, посвященных исследованию
политического менталитета;
выявить систему доминирующих факторов формирования политического менталитета личности;
- осуществить сравнительный анализ особенностей политическою
менталитета студентов различных вузов РБ;
- раскрыть влияние этническою фактора на формирование
политического менталитета студентов башкирской, татарской и русской
национальностей;
- выявить различия политическою менталитета студентов-выходцев из
сельскою и городского населения;
- обозначить особенности политического менталитета студентов
мужског о и женского пола;
- дать характеристику политического менталитета студенческой молодежи РБ на современном этапе.
Меюдологическая основа исследования. В работе над диссертацией использовались труды зарубежных и отечественных специалистов по проблемам изучения общего понятия «менталитет», политического менталитета студенческой молодежи. Специфика объекта исследования, многоаспектность темы определили необходимость комплексного политологического анализа ряда методологических подходов, в том числе системного, предполагающею изучение различных сторон и аспектов политического менталитет студенчества; сравнительно-политологическою, позволившего сопоставить взгляды, ценности, установки, характерные для студентов различных вузов; исторического подхода, проследившего динамику развития процесса политическою менталитета студенческой молодежи с советского периода по настоящее время, структурно-функционального и т.д.
Me і оды исследования. Использовались методы теоретическою анализа, тестирование. Для обработки результатов исследования, применялись статистические методы (корреляционный, факторный анализ, t-критерий Стыодента, f-критерий Фишера и однофакторною дисперсионного анализа) с использованием компьютерных программных обеспечений SPSS 12.0 и «Statistika for Windows 6.0».
Эмпирическую базу диссертации составили результаты исследований, проведенных соискателем на кафедре политологии БашГУ в 2004-2005 гг. под руководством профессора Ю.Н. Никифорова. Основу для проектирования выборочной совокупности составили данные об общей численности студентов, обучающихся в государственных вузах г. Уфы на дневном очном отделении. Исследование проводилось в Уфимском государственном нефтяном техническом университете (УГНТУ, технологический, горно-нефтяной факультет), Башкирском государственном педагогическом университете (БГПУ, психолого-педагогический, филологический факультет), Башкирском государственном университете (БГУ, факультет философии и социологии,
12 юридический, Башкирском государственном медицинском университете (БГМУ, лечебный, стоматологический факультет) и Уфимском государственном авиационном университете (УГЛ'ГУ, факультет информатики и робототехники, авиационные двигатели). Объем выборки составил 1600 студентов. Принцип построения выборки - квотный (квотными признаками послужили профиль обучения в ВУЗе, пол, национальность), в каждом ВУЗе и, соответственно, на каждом факультете опрашивалась одна учебная группа (18-36 человек). Соотношения групп в выборочной совокупности близки к их соотношению в іенеральной совокупности. В качестве основного метода исследования применялся опрос, проводимый методом группового очною анкетирования. Выборка во всех исследованиях составлена по следующим показателям: возраст, национальность, пол, место жительства.
Рассмотрение вышеуказанных проблем осуществлялось с учетом многонационального состава студенчества Республики Башкортостан как субъекта Российской Федерации (выделение и исследование объективною положения и субъективных позиций трех основных национальных групп молодежи: башкир, татар, русских). Используя метод квот на основе половозрастных, национальных характеристик и страіификации по месту жительства студентов, мы определили квоты для отбора респондентов. Данные исследования анализировались по массиву и по перечисленным выше группам студентов.
Соблюдение разработанной выборки в ходе полевых исследований, типичность избранных для исследования вузов позволили обеспечить достаточно высокую репрезентативность и достоверность полученных данных.
Научная новизна диссертационного исследования:
- предложено определение политическою мешалитета как явления многомерного и многоступенчатою, проявляющеюся как на осознанном, так и на неосознанном уровне в виде особою способа мироощущения и
13 мировосприятия, влияющего на политическое поведение и образ жизни общее іва;
выявлена система доминирующих факторов формирования политического менталитета личности, которые сводятся к двум группам: политические (политические институты и организации) и неполитические (естественно-географическая среда, семья, сверстники, система образования);
- расширены горизонты исследования политического менталитета на
основе привлечения методолої ического подхода - исихосемашики, что
позволило выявить различия и сходство особенностей политического
менталитета студенческой молодежи различных вузов Республики
Башкортостан;
раскрыто влияние этнического фактора на формирование политического менталитета студентов башкирской, татарской и русской национальностей. В результате выявлено большое сходство политическою менталитета студентов татарской и русской национальностей и заметные отличия менталитета студентов башкирской национальности;
выявлены достоверные различия политического менталитета студентов-выходцев из сельского и городского населения, обусловленные влиянием различной социальной среды проживания, а общие моменты -влиянием студенческою сообщества и высшей школы; студентов мужскою и женского пола, обусловленные анатомо-физиолоіическими, психическими особенностями, а общие моменты - влиянием студенческой среды и высшей школы на политические взгляды и установки студенческой молодежи;
- сделан вывод, что на современном этапе развития российского
общества политический менталитет студенческой молодежи Республики
Башкортостан обогащается новыми политическими взглядами,
представлениями, нормами, установками: проявлением интереса к политике и
информированностью о ней, поддержкой демократических ценностей,
патриотизмом, стремлением к повышению уровня гражданской культуры,
позитивным отношением к рыночной экономике, практическим отсутствием
14 патерналистических установок и надежд на государственный патронаж, индивидуализмом, повышением собственной активной деятельности и самостоятельности.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные позволяют глубже понять особенности политического менталитета молодого поколения в условиях социально - политической трансформации. Результаты диссертационною исследования могут послужить основой для прогноза и конструирования необходимого результата предвыборных кампаний, при чтении специальных курсов по политологии и по политической психологии в высших учебных заведениях.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались автором на всероссийской научно-практической конференции «Трансформация общества: наука, педагогика, производство» (Уфа, 17, 25 февраля 2005 года), международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути из решения в науке, транспорте, производстве и образовании» (Одесса 15-25 декабря 2005 года), международной научно-практической конференции «Вторая мировая война в зеркале современности» (21-22 апреля 2005 і ода), межвузовском сборнике научных трудов вып. 4. «Гуманитарные и социальные науки» (Магнитогорск, 2005 год), международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований» (Одесса 15-25 апреля 2006 года), республиканской научно-практической конференции «Политическая система в современной России» (Уфа, 17 мая 2006 года), научном журнале «Вестник Башкирского университета» (Уфа, 2006, №3).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав по три параграфа каждая, заключения, библиографического списка и приложений. Объем текста- 151 страниц.
Методологические и теоретические аспекты исследования политического менталитета
В последнее время понятие «менталитет» или «метальность» рассматривается и используется в самых различных аспектах. Еще несколько лет назад проблема менталиіета либо вообще не считалась актуальной, либо огверіалась из-за несоответствия официальной идеолоіии и методологии. При рассмотрении проблемы менталитета, на наш взгляд, необходимо обратиться к ею истории, так как в своих попытках понять настоящее и пути к будущему люди всегда обращались, и будут обращаться к прошлому, к уже исторически апробированным положениям, принципам и ценностям. Это необходимый способ человеческой ориентации в историческом времени и пространстве, естественная потребность каждой современности найти себя, свое место и назначение между прошлым и будущим.
Понятие «менталитет» происходит от латинскою слова mens, mentis, означающею способ оригинального мышления, склад ума или умонастроение. Впервые оно было введено в середине XIX века в научную литературу Запада, американским писателем Ральфом Эмерсоном. В начале данное понятие использовалось, прежде всего, по отношению к жителям первобытных обществ. Однако серьезный смысл катеюрия «менталитет» стала приобретать в 1930 году усилиями представителей французской школы «Анналов» М.Блока, Л. Февра, Ф. Броделя, Л. Леви-Брюля и Жака Ле Гоффа. Ее применение связывалось с методологическим обоснованием междисциплинарных исследований для более глубокою понимания и объяснения жизни людей в конкретные исторические эпохи. Основатели данной школы предложили реконструктивный подход к анализу исторических явлений. В соответствии с этим в центр исследования они поставили человека как отражение и носителя всех особенностей своей эпохи.
Французский историк Л. Февр впервые попытался найти ключ к пониманию «истории видения», который не находил отражения в источниках и постоянно «ускользал» из поля зрения историков. Л. Февр совместно с М.Блоком поставили задачу «инвентаризовать», а затем «...воссоздать духовный багаж, которым располагали люди изучаемой эпохи, ...восстановить во всей его цельности физический, интеллектуальный и моральный образ эпохи...»1. Они утверждали, что мыслительные привычки и установки, навыки восприятия и эмоциональной жизни наследуются людьми от прошлых поколений без ясного осознания этою.
Ф. Бродель, представитель данной школы «Анналов», связывал менталитет с устойчивыми социальными структурами. Структура, писал он, значит «организация, цельность довольно определенного рода отношений между реальностями и социальными массами.... Некоторые структуры становятся устойчивыми элементами для бесчисленною количества поколений; они преграждают историю, мешают ее течению и, меняя, образуют ее. Друї ие структуры изнашиваются довольно быстро. Но все они оказывают и поддержку, и помеху. Как помехи, они являются пределами, через которые ни человек, ни человеческий оныг не может пройїи... Ибо ментальные рамки, заключает автор, тоже моїуг быть тюрьмами времени большой протяженности» . Таким образом, Ф. Бродель обозначил круг важнейших системообразующих факторов менталитета и выяснил закономерность историческою развития с определенной последовательностью и повторяемостью событий, обусловленных предсказуемой реакцией менталитета.
Другой представитель школы «Анналов» Жак Ле Гофф отмечал: «Ментальности меняются медленнее всею. История ментальносте - это история замедлений в истории. При этом ментальності» изменяется неприметно, ибо она отнюдь не идентична идеологии, имеющей дело с продуманными системами мысли. Ментальності» остается непрорефлексированной и лоїически не выявленной» .
Жак Ле Гофф предполагает, что «менталитет, кажется, проявляется самым ясным образом в нерациональном ненормальном поведении»". Однако он решительно предостерегает: история ментальностей, будучи связана с жестами, установками, поведением, тем не менее, совершенно отлична о і бихевиоризма, который сводит поведение к системе автоматизмов, не соотнесенной с системой сознания. Жак Ле Гофф предлагает рассматривать менталитет в одном ряду с компонентами общественного сознания.
Наряду с менталитетом он выделяет идеологию и ценности как фиксируемые компоненты, а социальное воображение - как некую модель, картину мира. По его утверждению, менталитет сложно и непрямо связан с материальной стороной, жизнью общества, с производством, бытом. Важную роль в формировании менталитета играет преломление определенных условий исторического процесса в общественной психологии, культуре и религиозной традиции.
Французский этнолог Л. Леви-Брюль, анализируя мышление первобытною и современного человека, точнее менталитет, под которым понимал совокупность эмоционально-окрашенных социальных представлений, утверждал, что для исследования мышления индивида следует анализировать культуру, к которой он принадлежит. По ею мнению, любую культуру можно охарактеризовать через совокупность существующих в ней общих взглядов, «коллективных представлений», которые «навязывают себя личности, то есть становятся для нее продуктом не рассуждения, а верой»3, т.е. иод менталитетом понимались те самые коллективные представления как верования, нормы, которые человек получал благодаря воспитанию, овладению культурой.
Таким образом, главное и наиболее ценное в работах исследователей школы «Анналов» - обоснование возможностей человеческою сознания воспринимать и осваивать мир в тех пределах и ракурсах, которые даны ему культурой и эпохой, разработка вопросов о том «мыслительном инструментарии», который в определенную эпоху находится в распоряжении человека и общества и исторически обусловлен, унаследован о і предшествующего времени.
В дальнейшем идеи менталитета распространились в различных науках об обществе и человеке: от философии и истории до экономической теории и психологии. Один из известных специалистов в этой области Ж. Ревель высказал по этому поводу следующее: «Первое, что привлекает в истории менталыюстей, это именно ее неопределенность, некое историческое, не знаю что. Неопределенность удваивается своею рода междисциплинарным рассеиванием: эта область истории находится на скрещении различных влияний, она «приближается к зтнолоіии», должна дублироваться социологией, имеет родство с социальной психологией и видит свое спасение в структуралистском методе».
Характерные черты политического менталитета студенческой молодежи советского и пост советского периода
Каждое поколение имеет свой строй политическою мышления, политических представлений, политических ценностей и установок, культуры, то есть свой политический менталитет, который исторически складывается годами и оказывает воздействие на политические реальности, на отношения индивида, общества и государства. В памяти каждою поколения можно обнаружить следы социальных и политических событий, запечатленных в юности. Американские ученые Г.Шуман и Ж.Скотт отмечают, что воспоминания о важных политических событиях и социальных изменениях структурированы по возрасту и что юность, период ранней вфослости -главный период, когда в сознании запечатлеваются политические воспоминания, характерные для данного поколения1. Характер поколения, сформированный событиями, происходившими во времена юности, оказывает решающее влияние на всю остальную жизнь людей.
Студенческие годы - это время активного формирования человеческой личности, когда закладываются основы для развития и формирования политическою менталитета общества. Сіуденчество является своеобразным слепком с социальной структуры общества. Студенческая молодежь неосознанно приносит с собой в студенческую аудиторию систему жизненных ценностей и взглядов той социальной среды, социально-профессиональной группы, из которой она вышла.
В определении места студенчества в социальной структуре советскою общества можно выделить два подхода: 1) студенчество как переходная группа молодежи, будущая интеллшенция. 2) студенчество как самосюяіельная
социально-демографическая группа. Например, А.Н.Семашко утверждает, что «было бы неправильным рассматривать студенчество лишь как состояние и подготовку к занятию статуса интеллигенции. Студенчество обладает всеми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе, так как оно отвечает всем устоявшимся основным признакам1.
Студенческой молодежи советского периода были присущи такие чергы, как коммунистическая идейность, патриотизм, трудолюбие, образованность, коллективизм, которые характеризовали не только облик того или иного поколения, но и советского человека в целом.
Портрет советского студента выглядел следующим образом: «Студент -это человек, влюбленный в избранную профессию. Активный комсомолец, принимающий участие в общественной и политической жизни вуза, города, страны. Убежденный интернационалист. Духовно богатая личность, стремящаяся к всестороннему рашигию своих творческих способностей, умеющая интересно и содержательно жить. Думать и учиться» ". Как видно из рапорта ЦК ВЛКСМ, студенты являются носителями самой «развитой» политической культуры: обладают высоким уровнем политических знаний, идейной убежденностью, успешно сочетают учебу с достижениями в науке и труде, активно участвуют в общественно-политической жизни. Особое внимание уделялось интернациональному воспитанию молодежи. По этому поводу В.И Ленин подчеркивал, что в центре интернациональною воспитания должна стоять борьба «против мелкопациональной узости, замкнутости, обособленности» .
Советского студента характеризовали четыре группы качеств: ориентация на учебу, науку, профессию; общественно-политическую деятельность; культуру; коллектив.
Большим достижением в развитии социалистической идеологии являлся массовый атеизм советской молодежи. Под руководством кафедр атеизма и философии в университетах были созданы различные организации по атеистическому воспитанию студентов: научно-теоретические семинары и кружки, университеты молодого лектора, школы атеизма и клубы молодых атеистов.
Особенности политического менталитета студенческой молодежи Республики Башкортостан
Одной из волнующих тем социально-политической трансформации постсоветского государства остается тема модернизации структуры массового сознания, политического менталитета общества. Значение этой проблемы обусловлено тем, что политический менталитет играет огромную роль в процессе демократизации. Успешное развитие демократии и ее институтов невозможно без массовой поддержки общества, устойчивость которой достигается при освоении массовыми слоями соответствующих политических ценностей. По мнению Л. Шевцовой, «главными показателями таких ценностей являются доверие к демократическим институтам и политическое участие, однако существовать без массовой поддержки и опоры... демократия не в состоянии. Именно в этом смысле есть основания говорить о том, что консолидация демократии предполагает выработку и массовое принятие демократической культуры, ее ценностей, норм и ориентации1.
Постсоветское развитие России происходит в условиях социального, политическою, культурною кризиса, связанного с разрушением прежних ценноешых ориентиров и обретением новых взглядов, норм, установок мышления, что предполагает принятие общесівом особою стиля социально-политического поведения. Данные социально-политического изменения последних двадцати лет, вызвавшие качественные сдвиги в структуре политического менталитета россиян, не обошли и молодежь, в том числе наиболее восприимчивую к социальным переменам, интеллектуально-динамичную ее часть - студенчество, которое является одной из важных социальных групп общества, и особенности политическою менталитета этой группы являются наиболее актуальными.
Обучение в вузе считается наиболее продуктивным и творческим периодом в жизни человека и определяется многими учеными как ключевая стадия политической социализации. Г. Шуман и Ж. Скотт отмечают: «Если на более ранних этапах формируются лишь предпосылки для будущей политической деятельности, то юность - решающий этап усвоения политических ценностей, складывания убеждений, когда в сознании запечатлеваются важные политические воспоминания". Характер поколения, сформированный событиями, происходившими во времена юности, оказывает решающее влияние на всю последующую - взрослую - жизнь людей. Сіуденческая пора являє і ся периодом формирования политического мировоззрения, культуры, норм, установок, политической убежденности и самоутверждения личности будущею субъекта политики. На этот процесс оказывают влияние различные факторы: социализация, среда проживания, учебный процесс, политическая деятельность студента и существующая политическая система.
Нынешняя молодежь (17 - 22-летние) выросла в новых социально-экономических условиях и не успела познакомиться с идеологией и практикой советского периода, их первичные политические ценности и установки совпадают с современными. Поэтому политический менталитет данной группы респондентов существенно отличается от предыдущих поколений. Рассмотрим данные репрезентативною исследования в процентном соотношении на примере студенческой молодежи Республики Башкортостан, т.к. политический менталитет имеет определенные и региональные особенности, обусловленные социально-политической, экономической спецификой каждою региона, этническим составом населения и друшми факторами, присущими только определенной части страны.