Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общеарабская интеграция как предмет политологического исследования аль-Кадамани Мажид Ахмад

Общеарабская интеграция как предмет политологического исследования
<
Общеарабская интеграция как предмет политологического исследования Общеарабская интеграция как предмет политологического исследования Общеарабская интеграция как предмет политологического исследования Общеарабская интеграция как предмет политологического исследования Общеарабская интеграция как предмет политологического исследования Общеарабская интеграция как предмет политологического исследования Общеарабская интеграция как предмет политологического исследования Общеарабская интеграция как предмет политологического исследования Общеарабская интеграция как предмет политологического исследования Общеарабская интеграция как предмет политологического исследования Общеарабская интеграция как предмет политологического исследования Общеарабская интеграция как предмет политологического исследования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

аль-Кадамани Мажид Ахмад. Общеарабская интеграция как предмет политологического исследования : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02.- Москва, 2000.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-23/77-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава I.

Основные предпосылки возникновения и развития арабской политической региональной

интеграции 28-34

I. Идеи объединения арабских стран в первой половине XX в 35-47

II. ЛАГ: возникновение, место и роль в арабской региональной системе 48-67

III. Проблема обеспечения арабской национальной безопасности 68-92

Глава II:

Арабская политэкономическая интеграция: планы и реальность 93-96

I. Начальные этапы развития экономики арабских стран 97-118

II. Основные этапы формирования институциональной структуры межарабского сотрудничества 119-138

III. Совместные проекты в экономической интеграции арабских стран и проблемы их реализации 13 9-164

Заключение 165-170

Библиография 171-182

Приложение № 1 183-187

Введение к работе

Когда арабский гражданин, как и большинство граждан развивающихся мира, слышит разговор о будущем, его мысли разбегаются от обилия идей, и в результате он как бы соглашается с тем, что этот разговор не касается его или, по крайней мере, затрагивает такие вопросы, которые ему не по силам. Поэтому будущее предстает как бы иным миром, который не имеет никакой связи с сегодняшними проблемами, как будто люди не властны над своим будущим, не играют никакой роли в его определении и не понимают связи между ним и настоящим и тем, что они делают в этом мире. В таком положении находятся не только простые граждане, но и значительная часть интеллигенции, которая следит за происходящими в мире событиями, однако пребывает в растерянном состоянии.

Действительно, в этих сложных условиях у народов развивающихся стран, включая и арабов, нет детально и в целом разработанной модели развития, которую достаточно было бы тщательно изучить и соответствующим образом применить на практике.

Ход времени непрерывен. История человечества - это единое целое, пронизанное событиями и чередой дней. Вполне допустимо, что изменения в обществе происходят значительно более быстрыми темпами, чем изменения в природе. К тому же некоторые общественные изменения приобретают кажущийся острый характер, как бы отличающийся от того, что было раньше, в то время как большая часть этих изменений происходит спокойно, и люди не ощущают их, хотя и участвуют в этом процессе. Связь движений времени не означает повторяемости событий в однообразной форме, как известно, история не повторяет себя, однако постоянное изменение отнюдь не означает отделение настоящего от прошлого и будущего от настоящего. Таким образом, будущее представляется аккумулированным итогом цепи событий и процессов перемен, зарождающихся в обществе или привнесенных в него. Пытаясь предугадать будущее, мы должны понять, что оно будет являться плодом того, что мы делаем или не делаем сегодня.

Поскольку будущее не является неизбежным концом, то оно не может иметь единственную форму. Ведь в определенный момент своей истории каждое общество состоит перед многими вероятностями своего будущего, которое следует раскрыть и постараться обрисовать основные признаки каждой из них. Исследователь в этой области должен изучить возможности конкретного общества и ознакомиться со способами использования обществом этих возможностей, степенью осознания будущих последствий существующих способов использования, далее - с тем, насколько свободно это общество пользуется ими, поскольку свобода любого общества сегодня не является абсолютной в том смысле, что руководители, да и все остальные люди, принимая определенное решение или выражая определенное мнение, или действуя в своей повседневной жизни так или иначе, не совершают осознанный добровольный выбор, который они могут изменить так, как им хочется. Часть этих обусловленностей носит естественный характер, например, объем природных ресурсов, имеющихся у общества; другие - имеют социальный характер, например, социальные, экономические, политические и культурные структуры, господствующие в обществе; а третьи - геополитический характер, например, мировой политический процесс и его влияние.

Бесспорным, является то, что самой худшей формой будущего является та, что происходит из негативного отношения к самой попытке создать это будущее, позиция отказа от свободы воли людей и представление событиям творить их будущее. Поэтому народы этих стран не должны уходить от размышления о будущем и подготовки к нему в целях подъема уровня жизни и занятия более почетного места на мировой арене.

Негативное отношение не означает, что события и перемены перестанут происходить, т.к. изменение - это закон жизни и внутри страны и за ее пределами события происходят в большом количестве. Поэтому отказ от действий может привести общество к еще более низкому уровню и худшему состоянию или же навязать ему такие перемены, которые дорого обойдутся обществу.

Когда перед обществом вырисовываются будущие цели, то это совсем не означает, что форма будущего будет соответствовать этим целям, т.к. все зависит от того, кто принял решение от имени общества, каковы его интересы, насколько он осознает эти интересы, насколько знает реалии общества и реалии окружающего его мира.

В странах третьего мира преобладали разные теории развития. Суть одних, заключалась в утверждениях о том, что путь развития заключается лишь в следовании по тому же самому пути, по которому прошли про-мышленно развитые страны в предшествующие периоды, т.е. что прогресс имеет лишь одну модель, а именно - модель, господствующую ныне в наиболее развитых странах, и что, следовательно, различие между отсталыми и развитыми государствами является различием во времени их развития.

Из этой посылки вытекало убеждение в том, что ускорение развития можно провести только при ликвидации препятствий на пути капиталистического развития путем замены культуры, обычаев и ценностей развивающихся стран, - "которые являются одним из важнейших препятствий их развития"1 - культурой, обычаями и ценностями капиталистических стран.

По логике этих теорий следовало, что развитие не значило более, чем достижение высоких средних показателей экономического развития. Анализ в этих теориях был построен на том, что низкий уровень доходов в развивающихся странах делает "объем внутренних накоплений 1 Подробнее об этом см.: Сурат алъ Мустакбал аль-Араби. Бейрут, 1982. С. 147. ничтожным и, следовательно, новые инвестиции ограничены, а их размеры не обеспечивают требуемых показателей роста, вследствие чего доходы остаются низкими .

По мнению авторов этих теорий, подобный заколдованный крут может быть разорван лишь двумя способами: 1. Путем стимуляции увеличения крупных доходов в ущерб социальной справедливости, потому, что только обладатели таких доходов могут инвестировать капитал; 2. Путем содействия иностранного капитала в увеличении объема инвестиций в ущерб экономической независимости3. Опыт развития за последние десятилетия и те трудности, с которыми столкнулось большинство стран третьего мира (хотя они и следовали всем рекомендациям "специалистов" и "ученых" по развитию из промышленно развитых стран и международных организаций, в которых главенствуют эти страны) вызвали много сомнений относительно того, насколько правильны предложенные разработки, и показали, что в большей части стран третьего мира в сфере идей развития господствовал "наивный" подход к развитию, базирующийся на повторении исторического развития западного капитализма. Так, сторонники этих идей допускали возможность догнать индустриальные государства через разумный интервал времени. Доказано, что это большая иллюзия, что объясняется рядом причин, важнейшие из которых: невозможность повторения тех исторических условий, в рамках которых вырос и получил развитие западный капитализм, обладающий приоритетом по технологии и властью над мировыми природными и людскими ресурсами, когда все мировые рынки были открыты для его продукции, а проблема нищеты решалась созданием колониальных поселений. Все это не может быть повторено в сегодняшнем мире. Экономисты третьего мира, критикуя классические теории западного капитализма, стали понимать, что капиталистические режимы, господствующие в "периферийных странах", отличаются 2 Там же. С. 149. ' См.: Симония Н.А. Матсир ар-расмалийя фи-ш-шарк. Дамаск, 1984. С. і20-145. рядом моментов от режимов, господствующих или господствовавших ранее, в странах "ядра" и что капитализм "периферий" не смог создать соответствующих условий для достижения экономического и социального освобождения. "Концентрация капиталов на мировой арене всегда происходит в интересах капиталистических стран. Так, развивающиеся страны не получают капиталы от развития капиталистических стран, а как раз наоборот - в том, что касается иностранных инвестиций в этих странах, не говоря уже о формальных займах, неприкрытом грабеже. Все это означает, что структура отсталой экономики строится таким образом, чтобы удовлетворять потребности мирового капиталистического рынка, то есть общественное разделение труда находится в рабской зависимости от международного разделения труда"4, - пишет д-р Самир Амин. Известно, что для ряда стран "периферии" могут быть созданы возможности быстрого экономического роста, как это действительно произошло в ряде современно развитых стран, например, на Тайване, но такое развитие не перестает носить деформированный зависимый характер.

Павлов Ю. М. указывает: «Рыночная экономика имеет тенденцию перераспределять блага и экономическую активность между обществами. Некоторые страны получают больше благ, чем другие. Поэтому рыночная экономика приводит к тому, что богатства концентрируются в определенных группах, классах и регионах»5.

Капиталистическая экспансия всегда была неэквивалентной. Государства "ядра" смогли подчинить страны "периферии" власти мирового капиталистического порядка. В результате произошла деформация социальных и экономических структур этих государств.

Капитализм, победивший в мировом масштабе, в историческом плане достиг двоякого результата: 4 Аль-Танмия аль-Мустакила. Бейрут, 1984. С. 119-120. 5 Павлов.Ю.М. Мировая политика и международная экономика. М., 1998. С. 70. во-первых, произошло включение всех стран мира в единый международный рынок; во-вторых, были деформированы процессы экономического развития во всех странах неразвитого капитализма.

Так, известно, что эти страны развивались естественным порядком, какой бы ни была степень этого развития, в рамках своих старых структур, не говоря уже о темпах, глубине и распространенности этих процессов в каждой стране.

Египетский ученый Фуад Мурси по этому поводу пишет: "Любая страна, такая, как, например, Египет, во второй половине прошлого века шла своим собственным путем к "капитализму". Так, сельское хозяйство Египта познакомилось с агрегатами для орошения, паровыми новинками, фермами. Произошло превращение крестьян из крепостных в наемных рабочих. Шел активный процесс разложения египетской деревни. Одновременно машинная индустрия развивалась за счет ручного производства. Однако натиск мирового капитализма на Египет и аналогичные страны привел к их быстрому разграблению и к перестройке египетской экономики с тем, чтобы эти страны развивались в одном направлении - лишь экспортировали сырье" .

Вхождение в мировую капиталистическую экономику является отправной точкой в действии механизмов отсталости. Хотя большое число стран третьего мира пошло по пути капиталистического развития и в них возник современный капиталистический сектор, тем не менее они еще не стали капиталистическими, а капитализм не стал основным способом производства. В этом и заключается непосредственный смысл того, что эти страны продолжают оставаться отсталой частью, "периферией" современной мировой системы.

Провал западных экспериментов развития, которые навязывались 6Мурси, Фуад, ат-тахалюф Ва-т-танмийя. Бейрут, 1982. С.55. сверху, игнорировали особенности культуры развивающихся народов и считали западную культуру единственным образцом, достойным подражания, привел к идейным ревизиям смысла и понятия культуры и прогресса в современных работах по развитию. Эти новые течения стали подчеркивать важность сохранения культурной индивидуальности народов "периферией" для обеспечения позитивного участия широких масс в необходимых процессах трансформации и освобождения. Все культуры включают в себя позитивные элементы, которые можно сохранить и развить в соответствии с происходящими трансформациями, сочетая самобытность и обновление, не только не разрушая субъективной индивидуальности общества, но, правильнее выражаясь, углубляя и развивая ее. "...Мир не может существовать в условиях моноразвития. Монокультура обречена на вымирание..."

В то время как теоретики капитализма в целом имели тенденцию "канонизировать" капиталистическую модель развития и считать ее единственным правильным решением проблемы отсталости, в литературе социалистической направленности долгое время господствовал взгляд, считавший советскую модель развития, индустриализации и построения социализма единственным образцом, которому надо следовать, если есть стремление добиться быстрого развития и построить социалистическое общество. Этому способствовали два момента: 1) восхищение той быстротой, с которой первому социалистическому государству удалось преодолеть последствия экономической разрухи, явившейся следствием первой мировой войны, затем революции, гражданской войны и войны с оккупантами, а также преодолеть экономическую и социальную отсталость, которая преобладала там; восхищение способностью создавать независимую развитую промышленность, провести реформу и добиться успеха в сельском хозяйстве, что позволило победить военную мощь 7 Павлов Ю.М. Мировая политика и международная экономика. М., 1998. С. 8. нацистской Германии, а также восхищение способностью Советского Союза быстро преодолеть после этого ужасную разруху, явившуюся следствием второй мировой войны, без какой-либо иностранной помощи. 2) Вторая причина кроется в кризисе, охватившем марксистскую мысль, и как следствие этого - невозможность провести грань между частным и общим в советском опыте по строительству социализма и достижению общественного прогресса. Результатом широкого перенесения советского опыта, например, в большинство стран Восточной Европы, которые меньше размером и имеют иные исторические условия, явился ряд политических и экономических кризисов, что вызвало необходимость пересмотреть, насколько "священна" советская модель и насколько можно популяризовать этот опыт как в области развития, так и в строительстве социализма. Было поставлено много вопросов, на которые нет упреждающих ответов в социалистической литературе по развитию, которая "уделяла внимание исследованию корней отсталости больше, нежели способам и путям развития" . Плюс к этому Россия не стала привлекательной моделью социалистической демократии, поскольку основные принципы демократии - такие, как свобода выражения мнения, его обнародования и распространения, свобода организации для защиты демократии, подлинная свобода выбирать власти путем участия в избирательной кампании и т.д. - не имелись в советском опыте. Сюда же относятся и идеологические разногласия между Советским Союзом и Китаем. То, что Китай представил себя как часть третьего мира, в дополнение к его успехам в создании иной модели развития в условиях высокой плотности населения, выдвижение Китаем лозунга опоры на собственные силы, стремление добиться технологического прогресса в традиционных сферах, сосредоточенность на важности сохранения культурной индивидуальности китайского народа - все эти тенденции воспламенили воображение многих революционных сил в

Таджрибат алъ-алям ас-Салис. Багдад, 1989. С.15. различных уголках третьего мира, которые в свою очередь стали склоняться к "канонизации" китайского опыта и призывам следовать таким же путем развития, вопреки различиям условий. Однако изменения, которые произошли затем в Китае, начало проведения Китаем после Мао политики открытых дверей для капиталистического Запада, резкая критика периода "культурной революции" и некоторых аспектов китайского опыта развития показали, что никакая "мировая" модель развития не является "священной", как ей это приписывали.

Таким образом, утрата моделями "священности", а затем те перемены, которые недавно произошли в бывшем Советском Союзе, других социалистических государствах и во всем мире, явились поводом возобновить дискуссии, но более острые, более глубокие и детальные, по вопросу основ развития и концепций развития. Сегодня авторы прогрессивных идей развития утверждают, что у каждого общества свой особый путь развития, который определяется его культурным наследием, природными ресурсами, имеющимися и изменяющимися экономическими и социальными структурами, а также отношениями с внешним миром. Больше нет одного теоретического решения проблемы выбора пути развития - например, капиталистического или социалистического, - так как проблема развития гораздо сложнее этого.

Следовательно, те, кто выбирает в сфере политики и общественных отношений капиталистический строй, должны определить факторы успеха такого пути, исходя из реалий своего общества, а не будучи ослепленными успехами капитализма на Западе. Те, кто выбирает социализм, должны знать, что он не вводится политическим решением, а представляет собой процесс длительного экономического, общественного и культурного развития, который определяется прежде всего реалиями того общества, в котором он живет. Ошибочно делать вывод о том, что с развалом Советского Союза и социалистических государств Европы потерпела крах идея социа- листического выбора и социалистической альтернативы. Как показывает действительность, японский капитализм отличается от капитализма Соединенных Штатов, а китайский социализм отличается от социализма Советского Союза. Также нам представляется, что социализм не является монополией кого-то одного и отход от него и попытка определенной стороны отменить его как способ развития не означает его действительную отмену, так как социализм по своим последним результатам является плодом общечеловеческой мысли, а не принадлежит, например, России или другим государствам, которые отказались от социалистического выбора.

Однако, с развалом СССР ситуация в мире обострилась. Некоторые исследователи ожидали, что после распада Советского Союза средств, которые тратились на холодную войну, пойдут на оказание помощи бедным странам. Но этого не произошло. Более того, стало очевидным, что «щедрая» помощь, которую Запад предоставлял «ряду» развивающихся стран в 60-70-е гг. шла на борьбу с «надвигающейся коммунистической угрозой», а не на помощь жителям юга. По этому поводу Павлов.Ю.М. написал «Многое определятся удачей на рынке, расстановкой сил. Например, никогда не заняла бы ведущего места, если бы не «холодная война» между США и СССР. Это благоприятная расстановка сил, которая сказалась на развитии Японии» .

В последние годы все большее внимание в мире привлекает процесс, получивший название «техноглобализации», слияния появляющихся в отдельных развитых странах нововведений и новых технологий в единый комплекс технических знаний в сфере связи, телекоммуникаций, транспорта, финансовых операций. Внутри процесса глобализации различают несколько направлений: финансовая глобализация, становление глобальных многонациональных корпораций (МНК), регионализация экономики, интенсификация мировой торговли, тенденция к конвергенции. 9 Павлов.Ю.М. Мировая политика и международная экономика. М., 1998 С. 71.

Существуют противоречивые взгляды на явление глобализации, ее перспективы как в развитых странах, так и в странах третьего мира.

Черты будущего не ясны, как утверждает один из основателей Римского клуба Александр Кинг: «Мы на пороге рождения планетарного общества, возможную структуру которого мы не можем предсказать»10.

С одной стороны порядок, с другой стороны анархия являются отличительными чертами явления глобализма. Поразительная точность, вследствие чего крупные финансисты для достижения своих целей в мгновение ока предоставляют капиталы и военные технологии военному командованию НАТО для нанесения ударов по определенным позициям с больших расстояний (Ливия, Ирак, Судан, Югославия...) с одной стороны, а с другой—анархия в повседневной жизни, возрождение гетто в американских мегаполисах и предместьях Парижа, конфликты на этнической и религиозной почве, эскалация насилия. Строгая финансовая и технологическая дисциплина, и в то же время—анархия и развал в области экологии. Человек утрачивает личную свободу, становятся известными все его тайны, все его действия контролируются.

Глобализм—противоречивое явление. Это, с одной стороны, и динамичность, и сплочения, конвергенции и единения, падение стен и ликвидация границ, сближение народов вне зависимости от цвета кожи, языка и культуры людей, а с другой—строптивость нового либерализма, т.е. его стремление навязать ничем не ограниченный «свободный рынок» и определенный образ жизни, что приведет к появлению нового фундаментализма—«правил свободного рынка». Новая глобальная экономика вытолкнула многочисленные социальные слои за черту бедности и на обочину исторического развития. Следовательно, создало благоприятную обстановку для роста экстремистских движений, шовинистических тенденций и религиозной ереси.

Алям аль-Фикр. Кувейт, 1999. СП.

Властелины мира эпохи глобализма, владельцы транснациональных корпораций не задумываются над опасностью расширения пропасти между социальными группами, увеличения отрядов безработных для будущего мира. Они в основном заняты распространением технологий и режимов по охране и расширению своих богатств.

Очень важно заметить также, что открытие дверей перед свободной торговлей под именем свободного рынка и интернационализации капиталов сопровождается огромным ростом преступности. За последние 20 лет объем продаж героина на мировом рынке возрос в 20 раз. Что касается торговли кокаином, то здесь наблюдается 50-кратное увеличение объема продаж. Возобновилась работорговля в форме переправки через границу нелегальных иммигрантов.

В развивающихся странах многие учреждения ослаблены, их структура разрушена. Они превратились лишь в средство охраны «властителей внутри страны и за ее пределами». Разговор идет о мафиозных группировках, соперничающих между собой за влияние на принятие политических решений. Речь идет не об интересах общества в целом, а об интересах того или иного клана. Разговор о судьбе государства в эпоху глобализма порождает вопрос о целях новых либералов. Что они навязывают миру?

Капитализм за свою долгую историю приучил нас к созданию образа врага, хотя бы воображаемого. Кто же является врагом Запада—создателя глобализма сегодня? В течение 70 лет ответ был очевидным—коммунистическая угроза в лице социалистического лагеря. Как же обстоят дела после его развала?

Естественно также, чтобы исследователь задался вопросом, какова позиция глобализма по отношению к будущему демократии и социальной справедливости?

Развитые страны обладают 80% мировых доходов, а в них проживает лишь 20% населения земли. Проблема заключается не только в расши- рении пропасти между богатством Севера и бедностью Юга, но и в том, что такая пропасть появилась в странах Севера. В «развитом» Европейском союзе насчитывается более 50 млн. бедных. Численность безработных в 1997 г. превысила 20 млн. человек.

Глобальная экономика ежедневно выбрасывает на обочину истории все большее количество людей как на мировом, так и на национальном уровне .

Интернациональный характер капитала—это интернационализм «крупных спекулянтов на финансовых биржах и на рынке ценных бумаг». Финансовые воротилы представляют собой не только финансовую мощь, но и политическую силу, способную свергнуть сильные режимы. Для этого используются различные способы, например, перекрытие кранов финансовых инвестиций, давление на определенную валюту с целью подрыва ее позиций. «Новые либералы» одержали победу в борьбе с коммунизмом после развала его оплота—Советского Союза. Эта борьба велась под лозунгом свободный рынок решит все проблемы, покончит с безработицей и бедностью, создаст общество всеобщего благоденствия. Либеральные лидеры стремятся убедить людей во всех частях земного шара во всемогуществе Всемирного банка, Международного валютного фонда, международных торговых организаций и т.д. Надежды рухнули и обнажили горькую истину—финансовые магнаты и биржевые спекулянты получали фантастические доходы за счет самого института государства. «Инвестиционный капитал» в рамках нынешней глобализации не связан с капиталовложениями в производство. Капитал, используя налоговые льготы, получает прибыль дважды: в первый раз он уклоняется от уплаты налога на родине, а во второй—освобождается от налогообложения в результате полученных льгот в стране инвестирования. Он сращивается www: islam-online.net с местным капиталом, усиливает свое влияние, перед ним открываются двери для участия в принятии экономических и политических решений. А если промышленно развитые страны, используя современные средства и свободный доступ к информации, в состоянии обнаружить нарушителей законов и, в частности, налогового законодательства, то страны «третьего» мира не способны на это. Более того, если они заявят о своем желании сохранить за собой право на принятие решений и экономический суверенитет, то транснациональные корпорации преподадут им суровый урок, что приведет к расшатыванию экономических и политических режимов. В этом можно убедиться на примере Мексики, Турции, Малайзии, Индонезии.

Несомненно, что прочное основание трона, на котором восседает служитель «мирового интернационала», составляют транснациональные корпорации, которых насчитывается примерно 37 000. 170 000 их филиалов разбросаны по всему свету и занимают ведущее место в мировой экономике12. Миллиарды долларов этих компаний перемещаются со скорость света по всему миру, определяя курс и покупательную способность национальной валюты той или иной страны. Хотя эти компании действуют во всех частях света, предлагая свои товары и инвестиции, большая и самая важная их часть сконцентрирована в 3 основных экономических зонах, в которых сосредоточены богатства, оцениваемые примерно в 20 триллионов долларов, что составляет более 80% совокупного мирового продукта. На эти три зоны приходится около 85% мировой торговли. Назовем эти зоны:

Еврозона—где действует финансовая единица Общего рынка— евро.

Зона свободной торговли стран Северной Америки, известная под названием ан-Нафта. В нее входят США, Канада и Мексика. 12 Там же. С.27. — «Йеновая» зона. В нее входят Япония, Китай и страны Юго-Восточной Азии13.

Географически они разделены следующим образом: Япония—62, США—53, Германия—23, Франция—19, Швейцария—8, Южная Корея— 6, Италия—5, Голландия—414. Что касается других районов, таких как Латинская Америка, арабский мир и т.п., то они не являются основными в деятельности транснациональных корпораций.

В «финансовый интернационал» входят несколько сотен человек13, которые правят миром в тени глобализма. Маклеры одержали победу над государством.

Негативные стороны глобализма особенно ярко проявляются в социальной и культурной сферах. Происходит «всеобщая стандартизация» человеческого поведения, поощряется массовая культура, которая носит название «американская культура». Это происходит в условиях быстрого развития транспорта и средств связи, расширения рынков и ликвидации препятствий на пути распространения информации и идей.

Культура в современном состоянии—это культура «гамбургеров», «Кока-колы», продуктов быстрого приготовления, джинсов и т.д.16

Государство отказывается от прежних социальных достижений, снижается покупательная способность большинства социальных групп населения, растет безработица и нищета. Неслучайно глашатаи либерализма стремятся свести на нет роль профсоюзов, лишить людей приобретенных прав, в частности, права на забастовку. Предприниматели заявляют, что свободный рынок покончит с безработицей, обеспечит экономическое процветание. Однако они забывают, что социальная справедливость не соответствует логике свободного рынка, а ее надо завоевать. Об этом 13 Там же. С.28. 14 Там же. С.28. 13 Состояние 350 миллиардеров равно состоянию 2,5 млрд. человек, т.е. половины населения Земли. См.

Доклад CNDP. Нью-Йорк, 1996. 16 Джалаль Амин. Арабы и глобализм. С. 153-170. свидетельствует двухсотлетняя история классовой борьбы за социальные права.

Независимое развитие - способ начать разрешение кризиса.

Опора определенного общества на себя - это первое, что означает опору на собственные силы. Общество - это группа индивидуумов. Поэтому основное, чем обладает общество - это сила его составляющих элементов. При таком подходе к развитию человек займет центральное место в идеях и процессах, потому что он является подлинным творцом развития. Развитие будет идти и набирать темп, если будет возрастать производительный труд каждого гражданина и соответственно будет расти производительность труда. И поэтому надо обеспечить развитие здравоохранения, образования, поскольку развитие гуманитарной сферы важнее приобретения станков, строительства предприятий. Во всяком случае, коль скоро люди являются творцами прогресса, необходимо исследовать проблему мотивации, т.е. того, что побуждает людей не жалеть своих сил ради независимого развития. Главным мотивом постоянного стремления людей к независимому развитию является то обстоятельство, что люди понимают, что именно они воспользуются плодами этого развития. Отсюда удовлетворение основных потребностей является необходимым условием мобилизации сил для независимого развития. Другим важным моментом является то, что предоставление приоритетности вопросу удовлетворения потребностей людей означает ориентирование развития вовнутрь, т.е. вопреки господствующей в основном ныне тенденции. Это также неизбежно подтолкнет национальную экономику к внутренней интеграции, ликвидирует двойственность и анклавы типа свободных зон или зон, где действуют преимущественно многонациональные компании.

Мы также должны понимать, что человек живет не хлебом единым. Иначе говоря, у трудящихся имеются не только материальные потребности, это примерно то, что называется политическими, эконо- мическими и социальными правами человека, записанными во Всемирной декларации прав человека. Отсюда вытекает понятие "участия" как обязательного условия опоры на свои силы. Тот, кто хочет, чтобы люди играли позитивную роль в возведении здания независимого развития, должен предоставить гражданам практическую возможность участвовать в принятии решений на всех уровнях. Отсюда вытекает принцип опоры на собственные силы, что ведет к новому социальному поведению, когда гражданин будет способен решать стоящие перед ним проблемы.

Люди работают не в вакууме, они всегда находятся в определенной природной среде, и поэтому опора на собственные силы требует, чтобы общество извлекало наибольшую пользу из своих природных ресурсов, стремясь поставить их на службу всему обществу и его последующим поколениям. Это, в свою очередь, требует изучения тех систем окружающей среды, внутри которых живет общество, а также оценки способностей каждой из них вынести нагрузку и стремления продлить жизнь иссякающих ресурсов. В этом заключается смысл ранее упоминавшегося понятия "развитие среды".

Коллективная опора на собственные силы - это естественный компонент опоры на себя на региональном уровне. Так, большинство стран третьего мира - это небольшие государства с ограниченными ресурсами, что делает претворение в жизнь их усилий на пути к независимому развитию в государственных рамках чрезвычайно трудным. Отсюда возникает необходимость коллективной опоры на собственные силы, в частности, на региональном уровне между соседними государствами. Коллективная опора на собственные силы коренным образом отличается от экономической интеграции промышленных стран и по характеру, и по методам. Так, с точки зрения характера, коллективная опора на собственные силы - это совместный труд ради независимого развития с целью создания крупных структур, способных решительно бороться со спрутом многонациональных компаний.

Это естественное продолжение совместной борьбы против старого колониализма перерастает в совместную борьбу против господства, эксплуатации и связанных с этим форм зависимости.

Что же касается методов коллективного отпора, то он строится, главным образом, на совместных производственных прожектах, создании основных структур средств транспорта, коммуникаций, форм сбыта и финансирования, облегчающих налаживание органических связей и усилиях по развитию заинтересованных стран, создавая тем самым независимую экономическую базу, четко направленную против проникновения влияния транснациональных компаний.

Хотя всеобщая международная взаимосвязанность, имеющаяся сегодня в мире, была в основном сформирована на порочной основе, как отмечалось ранее, народы стран третьего мира, размышляя об уничтожении этого "контроля", т.е. системы, управляющей сегодня миром, необходимо иметь в виду, что бессмысленно отвергать научные факты, на которых держится сегодняшний мировой порядок. Так, нам сложно уничтожить все линии связи, теле - и радио коммуникации и жить в изоляции от всего мира, в отрыве от всего происходящего вокруг нас (если бывший Советский Союз и Китай и прожили определенный период в состоянии почти полной изоляции от мировой системы и добились больших результатов в своем развитии, опираясь на собственные силы, то нам не следует забывать, что каждое из этих двух государств имело такие возможности, которых нет у малых и средних государств).

И если подобное решение о действиях, направленных на изоляцию от этого мира, почти невозможно, то стремление произвести "функциональную" трансформацию этой системы может стать наиболее близким к реальности и стать естественным переходом к принятию соот- ветствующего решения с тем, чтобы мы добились равноправных отношений между "большими" и "малыми" странами. Мы действительно можем добиться успеха процесса развития и можем создать независимую экономику.

По этому поводу арабский экономист Исмаил Сабри пишет: "Экономика считается независимой тогда, когда она может опираться на собственные силы, на свои собственные ресурсы. Она способна к самообеспечению тогда, когда может удовлетворить социальные потребности населения на основе внутреннего накопления и роста производительности труда. Внутреннее накопление здесь означает способность национальной экономики производить достаточное количество товаров, в которых нуждается население, как непосредственно, так и через международный обмен. Однако импорт сам по себе не означает непременно нехватку чего-то, его смысл заключается в том, что для национальной экономики необходимо участие в международном разделении труда. Итак, идея экономической независимости становится выражением такого международного разделения труда. Иначе говоря, становится необходимым скорректировать положение отсталой страны внутри мирового хозяйства. Достижение этого возможно через решение внутренних проблем, посредством курса на удовлетворение основных потребностей населения. Тем самым мы завершим процесс унификации внутреннего рынка. В рамках этого курса произойдет и налаживание делового сотрудничества с внешним рынком».17

В конце мы не должны упустить из вида один важный момент, суть которого заключается в том, что мировая капиталистическая система является эксплуататорской системой и любое взаимодействие с ней заключает в себе какую-то долю неэквивалентности. Отсюда уменьшение контактов с ней продолжает оставаться краеугольным камнем в стратегии независимого развития. Нецелесообразно закрывать границы и жить, едва сводя 17 Абд Аллах, Исмаил Сабри-Фи-т-Танмия аль-арабийя.Бейрут,1983 концы с концами, полезнее стремиться к созданию собственных сил, которые могли бы нанести удар по авторитету мировой системы и уменьшить масштабы взаимодействия с ней.

Независимое коллективное развитие - это процесс создания собственных сил, которые позволят определенной стране или группе сотрудничающих стран осуществлять контакты с внешним миром с позиций, более близких к равенству, и уходя от зависимости.

Из всего ранее изложенного мы видим, что независимое развитие каждой нации должно представлять из себя культурный проект, существенно отличающийся от капитализма. В рамках этой концепции, говоря о независимом развитии, мы не должны ограничивать себя ныне существующими границами государств, установленными колониализмом, и которые не дают большинству из этих государств создать подобный проект.

И наоборот, необходимо установить общие культурные ценности, что выведет увеличивающееся сближение стран на уровень ассимиляции, когда они смогут создать совместный проект, что вырвет их из центра мировой капиталистической системы. Это совершенно верно относительно арабской нации. Так, нельзя себе представить, чтобы арабская цивилизация возродилась благодаря усилиям какой-то одной страны. Поэтому призыв к арабскому единству должен опираться на потребности настоящего и будущего, а не только на общую историю. Единство арабов - вот что необходимо для независимого развития.

Арабский Мир является неотъемлемой, интегральной частью современного мирового сообщества, и ситуация в нем чувствительным образом может сказываться на процессах, определяющих суть и направленность мирового рынка. Взлет арабов был стимулировав нефтью, которая резко преобразила арабский мир, создала новые материальные богатства и ценности, выдвинула новых лидеров, наделив отдельные арабские государства могуществом и немалым весом в глобальном масштабе.

Это новое качество заставило арабов понять, что они должны соответствовать изменившимся обстоятельствам, достойно ответить на вызов, предъявляемый современной эпохой. Ломка колониальных структур, индустриализация и аграрные реформы, заложившие основы для последующего развития, были первым шагом в борьбе за выживание в сложных условиях, которые сопутствовали обретению политической независимости, национальной самостоятельности. Арабы в целом справились с задачей, создав новые воспроизводственные механизмы, диверсифицировав экономику, модернизировав политическую надстройку и добившись существенного улучшения макроэкономических показателей, значительных социальных и политических сдвигов в организации общества в постреволюционный период.

Арабский мир не един, подвержен мощной социально-экономической дифференциации, выражен в самых разных ипостасях с амплитудой колебания от военных диктатур до монархий и от происламски ориентированных режимов до светских. Эта пестрота, естественно, сказывается на общих темпах продвижения Арабского региона к таким системам организации общества, которые сложились в наиболее продвинутых в социально-культурном и экономическом планах государствах. Однако, несмотря на это, арабскому обществу отнюдь не чужды новые веяния, и в нем все более укореняются принципы, которые свидетельствуют о старте процессов, в перспективе способных уравнять арабов с другими нациями, образующими индустриально-информационный авангард мира.

Путь к нему лежит через формирование условий для новой волны преобразований, которые должны модернизировать арабский мир, сообщив новое качество процессам развития социально-экономической техно-технологической и культурной сферы региона.

Перед арабским миром стоит историческая задача - влиться в число процветающих государств не отдельными анклавами, а целиком и полно- стью, как это имеет место в других местах земного шара, когда группы стран одновременно или с небольшим разрывом выходят на современные рубежи в экономике и социальной сфере.

В данной диссертационной работе, делается попытка, анализировать и исследовать форм сотрудничества между арабскими государствами.

Данное исследование исходит из предпосылки, что первый из главных причин кризиса в арабском мире - это состояние раздробленности. Именно от этого состояния ответвляются социальные, политические, экономические трудности.

Арабская раздробленность стоит во главе истоков современного многогранного арабского кризиса и во главе причин, его вызывающих. Она главная проблема, которая должна стать предметом рассмотрения и центром внимания.

Если раздробленность лежит в основе арабского кризиса, то в связи с этим возникает вопрос - какова природа раздробленности? Каковы внутренние и внешние причины ее возникновения и ее исторические корни? Каковы факторы и силы, способствующие ее возникновению и воспроизводству? Каким образом можно ее преодолеть? Какие попытки были предприняты Арабами для решения этой проблемы? На каком уровне находится, совместны арабские политические и экономические сотрудничество и координация?

В настоящий момент арабские общество не существует в виде единого государства, каждая арабская страна имеет свои характерные особенности. Здесь возникает, справедливы вопрос: а как появились самостоятельные государства в рамках единого народа?

На эти и другие вопросы касающихся процессов межарабской интеграции, автор в данной диссертации делает попытку проанализировать и дать свою оценку.

Цель и задачи исследования

Целью является:

Анализ политико-экономического состояния стран арабского мира.

Изучения состояния и тенденции развития процесса межарабской интеграции.

Для решения этой цели, нами были поставлены следующей задачи:

Выявление и классификации интеграционных политико- экономических процессов, в арабском мире.

Исследование динамики субъект-объектных, отношении в ходе интеграции.

Анализ проблемы обеспечения арабской национальной безопасности.

Исследование влияния внешних факторов на экономическое развитие и процесс интеграции в арабском мире.

Научная новизна диссертации:

Выявление общего и особенного в процессах интеграции происходящей в арабском мире.

Уточнение понятийного аппарата {Независимое развитие, алъ-ватан , алъ-кутр , отечество , панарабизм, Национальная безопасность)

Определение факторов арабской национальной безопасности.

Выявление негативных последствий колониализма и неоколониализма в форме деформации арабского экономического развития.

Определение основных факторов институционализации интеграции, исследование их специфики на разных этапах развития арабской интеграции.

Теоретическая и методологическая основа исследования:

При написании диссертационной работы автор руководствовался глоболистским, реалистическим, системно-струкрурным подходами.

В основу данного диссертационного исследования легли труды арабских политологов и ученых, исследующих вопросы межарабского со- трудничества: Абд-аль-Хади ямут ( ал-иктисад ал-арабии ва-шарек аль- аусатийя ), Мурси, Фуад ( алъ-Тахалюф ва-т-танмийя ), Аль-Хусри Са- ти ( ак-оалъ велъ-каомийя ), Мухаммад Хасанейн Хай кал ( Аль-алам ве- накаак аль-тарих), Алуш, Нажи (алъ-Ватан алъ-араби), Матар, Джа- миль ( алъ-низам аль-иклими алъ-араби), Абд Аллах, Исмаил Сабри (Фи- т-Танмия аль-арабийя), Башшара Абдаллах (Таджрубат маджлис ат- та 'авун ал-халиджи), Амиль Махди (Азмат алъ-хадара аль-арабийя амм азмат алъ-буржуазийя аль-арабийя) и ( Халь-аль-Кальб ли-ш-шарик еаль- акиль-лель-гарб), Абд аль-фадиль, М (Мушкилят ат-тадахум фи-ль- иктисад), Абдо Самир ( Тахдис алъ-ватан алъ арабу), Амин Самир ( аттабага, аль-умма, ф-тарих ф-мархалат ал- империялия) и (Азмат алъ- мужтама аль-арабии ), Аббуди Самули (Хаме Мушкилят асса- сийя ли алям ас-салис), Галлаб Абдиль-Карим ( алъ-Фикр аль-араби бейн-алъ-истиляб ва такид аз-зат), Умар Хусейн ( ат-танмия ва-т-тахтис аль-иктисади), Хусейн Адиль ( Нахв фикр араби джадид ан-нашрийя Ва-т-танмия) и.др.

Были изучены труды российских политологов и востоковедов, как общего теоретического характера, так и по проблемам, составляющим предмет диссертационного исследования. Большую ценность для осмысления и написания диссертации имели работы следующих авторов:

С.М.Алевой, В.В.Алекаева, В.В.Азатяна, С.Н.Артановского, С.С.Андреева, А.М.Аксюхина, А.И.Багирова, И.П.Беляева, Е.А.Беляева, А.И.Бигирова, В.Буданова, О.В.Бурганова, А.Ю.Быкова, Х.Валеро, Г.А.Воскресенского, П.В.Волобуева, В.Е.Ганковского, К.С.Гаджиева, З.Ю.Гасановой, С.Г.Галагановой К.Гудруна Р.Н Ндреасяна, A.M. Василье ва, Л.В. Вальковой, А.Г.Вирабовой, Е.А.Дорошенко, А.Б.Халидова, В.С.Ерасовой, А.И.Моновой, Н.А.Ивановой, М.С.Ивановой,

А.А.Игнатенио, В.А.Исаева, О.Ш.Каджая, П.С.Каменевой,

Б.Г.Капустиной, И.Ю.Крачковского, Н.А.Косолапова, В.И.Комар, Ю.Л.Кузнец, М.С.Лаваревой, Р.Г.Ланда, З.И.Левина, С.Ф.Левина, А.А.Максимовой, А.В.Малашенко, Г.И.Мирского, Т.П.Милославской, Г.В.Милаславского, Ю.М.Павлова, А.С.Панарина, М.Б.Пиотровского, Л.Р.Полонской, Е.М.Примакова, Н.Г.Пруссакова, В.А.Наумкина, Е.М.Савичева, Т.С.Сайдбаева, Г.Б.Старущенко, Б.С.Старостина,

С.Л.Стоклицкого, Т.С.Сулимова, И.А.Темофеева, Т.П.Тихоновой, Э.М.Фазельнова, А.О.Филоник, А.З.Егорина, Е.Н.Задоронской, О.К.Рогозина, Е.А.Щибаева, М.И.Щтемпель, П.А.Цыганкова, и др.

В данном исследовании использованы также статические данные, аналитические документы, публикации специализированных арабских учреждений: Лиги арабских государств (ЛАГ) Арабского валютного фонда (АВФ), Арабского фонда экономического и социального развития (АФЭСР), Организации арабских стран экспортеров нефти (ОАПЕК).

Теоретическая и практическая значимость данного исследования:

На данном этапе развития арабских стран научное осмысление развития интеграционных процессов в регионе имеет большую практическую значимость. Изучение этих процессов и связанных с ними проблем, актуально не только для арабских стран, но и для многих других развивающихся государств.

Проведенный анализ позволил реально охарактеризовать политико-экономическое положение арабского мира и тенденции развития интеграционных процессов на обозримое будущее.

Материалы работы могут использоваться при чтении спецкурсов, связанных с изучением интеграционных процессов в арабском мире и в развивающихся странах в целом.

Идеи объединения арабских стран в первой половине XX в

В ходе борьбы арабского народа за независимость и национальное освобождение возникла идея национального единения арабов. Арабские государства были раздроблены, поэтому борьба с турецким игом не была эффективной. Освободительное движение в Сирии и Ливане в начале XX века проходило под лозунгом: "Арабские страны - арабам".

Нежиб Азури - идеолог чисто буржуазного национального арабского движения, в 1904 г. опубликовал манифест, в котором писал: "Арабы осознали свою историческую и этнографическую национальную однородность и хотят отделиться от гнилого османского древа, чтобы образовать независимое национальное государство. Эта новая арабская империя расположится в своих естественных границах от долины Тигра и Евфрата до Суэцкого полуострова, от Средиземного моря до Арабского за-лива

Эти идеи арабского единства быстро обошли все арабские страны, и нашли свое - отражение в программах тайных обществ. Самыми известными из них были: "аль-Мунтада аль-Арабий" - организация, основанная в 1909 году в Стамбуле;

подпольное общество "аль-Кахтанийя", основанное также в Стамбуле в 1909 году;

общество "аль-Фатат", основанное в Париже в 1911 году;

партия "альля-Марказийя", образованная в Каире в 1912 году;

общество "аль-Ислах", образованное в 1913 году в Бейруте;

общество "аль-Иттихад ат-Туркий", образованное в Ираке.

Все эти общества имели "местную" окраску, но как по своему общему характеру, так и по своей сути и форме это движение было национально-освободительным и охватывало все арабские территории, которые находились в то время под турецким игом - Ирак, Хиджаз, Сирию, Палестину и Трансиорданию. Все эти организации и общества были созданы за рубежом.

8 июня 1913 года по призыву общества "Аль-Фатат" в Париже была созвана конференция, на которой были представлены все общества, их партии и клубы. Конференция приняла решение, приветствующее отделение арабских стран от Османской империи, и указала на необходимость борьбы против иностранного вмешательства, которое угрожало арабским странам. Эта конференция показала единство взглядов арабских стран в их борьбе за отделение от Османской империи, за независимость и единение э.

Но турецкие власти с особой жестокостью подавляли эти революционные выступления. Многие арабские националисты были казнены турками, другие были брошены в тюрьмы или сосланы на каторгу. Так народы Сирии и Ливана до сих пор ежегодно отмечают дату кровавых событий 1916 года как день национального траура26.

Накануне первой мировой войны, когда стал приближаться конец Османской колониальной империи, в Европа широко обсуждался вопрос о разделе арабского региона после его освобождения от турецкого колониализма. Агрессивные планы Европы по проблеме разделения и оккупации арабской родины официально и открыто были объявлены. Для достижения этой цели была созвана конференция Кампель-Битерман, которая продолжала работу на протяжении двух лет с 1906-1907 гг. в Лондоне. В этой конференции принимали участие ученые различных отраслей науки из самых различных частей европейского континента. Конференция завершилась объявлением документа Кампель-Битерман. В этом документе были изложены следующие мысли:

- Значимость региона для Европы поскольку, как говорится в документе, что в районе Средиземного моря живет один целый арабский народ, и в регионе существуют огромные ресурсы и богатства.

- Недопустимость объединения всех арабских стран в одном государстве после освобождения от колониального ига.

- В документе были изложены все способы и средства, посредства которых можно препятствовать единству арабов, в частности речь шла о необходимости подержания плана создания иностранного искусственного общества в центре арабской родины для отделения арабского Востока от арабского Магриба.

Проблема обеспечения арабской национальной безопасности

Современная эпоха отличается высокой динамичностью развития мировых событий, глубокими сдвигами, происходящими во всех сферах общественной жизни, в международной военно-политической и стратегической обстановке. Резко меняется расстановка и соотношение мировых сил.

В этой связи, Павлов. Ю.М. пишет: " Мир превратился в целостность. Если раньше отдельные страны и народы мира были атомизирова-ны и изолированы, то теперь они вступили в очень тесные глубинные связи, все они оказались в условиях взаимных контактов, отношениях взаимозависимости. Возникла глобальная система взаимодействия. Нынешний уровень организации мировой системы в отличие от предшествующего имеет гораздо более высокий уровень сложности. Это оказало влияние на все без исключения стороны жизнедеятельности общества. Всемирное общество характеризуется иерархическим принципом организации. Усилились виды неравенства, различие потенциалов, посредством которых функционирует мировое сообщество. Произошла глобализация рыночной экономики. Традиционные общества оказались либо уничтоженными, либо на грани уничтожения"67.

Налицо - крутые повороты - в позициях и политическом курсе многих государств. Вероятные недавние противники нередко становятся партнерами и союзниками. В связи с распадом Организации Варшавского договора, а затем и СССР ликвидирована основа былого военно-политического противостояния между Западом и Востоком.

В то же время возникают новые опасные противоречия, формируются периферийные центры военно-политического напряжения на национальной, территориальной, экономической, этнической и религиозной почве, создаются новые блоковые структуры различной ориентации.

Вследствие этого обостряется борьба двух противоположных тенденций. Одна из них - Укрепление международной безопасности, повышение уровня доверия и снижение остроты опасных военных угроз, другая - возникновение новых очагов военно-политического противостояния, обострение отношений между рядом государств, усиление сепаратистских устремлений, распад некоторых федеративных государств, возникновение опасных международных и внутригосударственных конфликтов68.

Можно ожидать, что в XXI веке эти тенденции получат дальнейшее развитие.

На основе выше сказано рассмотрим проблему обеспечения арабской национальной безопасности.

Арабский мир переживает настоящий кризис в области обеспечения своей национальной безопасности. В ряде государств положение характеризуется нестабильностью, низким уровнем экономического развития, усилением политической, экономической, социальной, военной и финансовой зависимости. Наличие противоречий внутри единой, но разделенной границами, арабской нации, ведет к возникновению напряженности в отношениях между арабскими государствами. Помимо "внутренних" проблем арабской безопасности, существует и внешняя угроза, которую несут сионистские и американские планы, направленные на ослабление арабского мира, установление в нем своего господства, обеспечение доступа к природным ресурсам арабских стран, препятствие их успешному развитию, подавление стремления к сохранению национальной самобытности арабской нации.

Вместе с тем, проблема национальной безопасности имеет судьбоносное значение для арабских стран, так как она тесно связана с перспективами развития и прогресса арабской нации, а также с ее способностью противостоять как внутренней так и внешней угрозе.

Исследования вопроса о национальной безопасности считаются сравнительно новыми в рамках политических, социальных, и стратегических наук. Они стали проводиться после II Мировой войны. Значение национальной безопасности неизмеримо возросло в период "холодной" войны в ходе противостояния Востока и Запада, когда для достижения своего превосходства в мире противоборствующие стороны готовы были использовать все доступные средства. Интерес к вопросам национальной безопасности проявлялся в плоскостях: теоретической и практической (деятельность различных учреждений). Теоретическая часть проблемы национальной безопасности включает создание ряда университетов, научно-исследовательских центров в США, Европе, СНГ и других районах мира для изучения военных, политических, экономических и социальных аспектов.

Начальные этапы развития экономики арабских стран

В период XVI-XVIII вв. внутренние факторы отрицательно повлияли на экономику Османской империи. Одним из таких факторов стали эпидемии чумы, которые 8 раз в XVII и 5 раз в XVIII в. охватывавшие Каир85. В результате умерло от трети до половины всех его жителей. Это повлияло на снижение темпов развития производства ввиду уменьшения численности рабочей силы.

В Сирии снизилось сельскохозяйственное производство из-за неспособности турок обеспечить безопасность в сельской местности. На упадок сельскохозяйственного производства повлияло практическое отсутствие дорог между сельскохозяйственными районами и рынками сбыта86. Естественно, это привело к увеличению себестоимости производимой продукции из-за возрастания стоимости ее доставки на рынок. Это делало сельское хозяйство нерентабельным.

К вышеперечисленному следует добавить, что существует очень важный фактор, заключающийся в том, что османские власти вынуждены были уделять внимание развитию своих вооруженных сил с учетом роста мощности армий в европейских странах. В Османской империи был введен обязательный призыв на военную службу, что уменьшило численность рабочей силы. На закупку современного вооружения тратились огромные суммы, что приводило к оттоку капитала из народного хозяйства, особенно из аграрного сектора.

Следует отметить также, что турецкое правительство неоднократно прибегало к помощи различных европейских государств, которые заключали соглашения на определенных условиях, например, снижение таможенных пошлин (соглашение между Османской империей и Великобританией от 1838 г.). Впоследствии Турция была вынуждена заключить подобные договора с другими европейскими государствами.

А. Торговый обмен. Прогресс индустриально развитых стран происходит в результате мобилизации большей части природных ресурсов ряда стран. Известно, что некоторые европейские страны (в частности, Великобритания и Франция), в XIX в. переживали экономический подъем в результате бурного роста промышленного производства. Качество их товаров позволило завоевать рынки иностранных государств. В XVI-XIX вв. европейские страны экспортировали в вилайеты Турции свои товары в результате привилегий, предоставленных им властями Османской империи. Режим наибольшего благоприятствования способствовал росту торгового обмена особенно после промышленной революции. Европейцы опередили турок в культурной и экономической областях, что позволило им накопить гигантские капиталы и наладить производство товаров в количествах, превышающих внутренние потребности этих стран. Этим надо было воспользоваться. Поэтому привилегии явились важным средством в борьбе европейских экспортеров с местным товаропроизводителем. Важнейшими фактором режима наибольшего благоприятствования для европейцев.

Османской империи являются отмена налогов на переезд из одного вилайета в другой. Такое положение не распространялось на местных товаропроизводителей. Европейцам разрешалось перевозить любые товары. Налоги на импорт и экспорт для них были снижены с 5% до 3%. Другие налоги с европейцев не взимались в период всего нахождения в стране. Французским купцам например, разрешали транспортировку хлопка-сырца, кожи, шелка и других видов товаров, оказывали во всем помощь и содействие, не подвергали таможенному контролю. При перемещениях внутри Османской империи французские и итальянце торговцы освободались от уплаты налогов . Научно-технический прогресс, сопровождавший промышленную революцию, обеспечил рост производства за счет использования электроэнергии и машин. Это привело к резкому изменению экономических отношений между промышленно развитыми странами и остальным миром. Промышленная революция привела к повышению жизненного уровня в развитых странах в 15 раз. Международный торговый обмен возрос более чем в 100 раз, а производство промышленной продукции - в 20088.

Благодаря подписанным соглашениям и привилегиям, предоставленным властями, европейские страны захватили рынки Османской империи (в том числе рынки арабских вилайетов) путем поставок более дешевых качественных товаров и в достаточном количестве. Эти товары вступили в жесткую конкуренцию с товарами, произведенными Османской империи, как на внутренним, так за ее пределами. В результате неэквивалентного обмена шерстяные ткани французского производства например, были более дешевыми, поэтому французы захватили важные рынки для их сбыта.

Похожие диссертации на Общеарабская интеграция как предмет политологического исследования