Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальная политика Российской Федерации в условиях политической модернизации : на примере Республики Мордовия Абрамов, Руслан Николаевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абрамов, Руслан Николаевич. Национальная политика Российской Федерации в условиях политической модернизации : на примере Республики Мордовия : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.05 / Абрамов Руслан Николаевич; [Место защиты: Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ].- Саранск, 2013.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-23/142

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Особенности осуществления национальной политики Российской Федерации в контексте процессов модернизации на современном этапе 16

1.1. Теория модернизации и ее практическое осуществление в России 16

1.2. Национальная политика России в условиях модернизации политической системы в 1990-2000-е гг. 50

Глава 2. Опыт Республики Мордовия в области реализации государственной национальной политики в условиях модернизации 98

2.1. Концепция основных направлений реализации государственной национальной политики в Республике Мордовия в контексте общероссийских процессов 98

2.2. Формирование этнической и национально-гражданской идентичности в регионе 122

Заключение 152

Список использованных источников 164

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется значимостью поднятой научной проблемы для государственных и общественно-политических институтов. Межнациональные и межэтнические отношения являются одним из наиболее важных аспектов общественной жизни и требуют к себе постоянного внимания. Многие процессы, происходящие во внутренней политике страны, тесно связаны с национальной политикой.

Президент Российской Федерации В. В. Путин в статье «Россия: национальный вопрос» подчеркивает специфику страны: «Историческая Россия – не этническое государство и не американский “плавильный котел”, где, в общем-то, все так или иначе – мигранты. Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство. Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне. Сотен этносов, живущих на своей земле вместе и рядом с русскими. Освоение огромных территорий, наполнявшее всю историю России, было совместным делом многих народов».

Современные этнополитические и этнокультурные процессы требуют нового осмысления межнациональных отношений и новых подходов к выработке и реализации государственной национальной политики. Несмотря на логику процессов глобализации, этничность все еще продолжает оставаться главной характеристикой современного социума.

В настоящее время в мире актуальна проблема «интегрированного многообразия», т. е. интеграции различных этнических групп в полиэтническое сообщество с целью сохранения их культурной самобытности и поддержания внутренней целостности таких сообществ, а также изучения различных форм мирных взаимодействий этнических групп для решения стоящих перед обществом проблем.

Сегодня этнополитические процессы в России протекают в условиях модернизации общества и значительной децентрализации ее государственного устройства. В связи с этим они имеют определенную региональную специфику. В частности, основными субъектами национальной политики фактически являются региональные органы власти. Национальные республики, представляющие собой по своему этническому составу полиэтнические сообщества, продолжают играть важную роль в сохранении культурного многообразия страны и внутренней интеграции этнических общностей.

Примером национальной республики с полиэтническим составом является Республика Мордовия – регион, во многом показательный с точки зрения политических и социально-экономических векторов развития. Осознавая необходимость модернизации, руководство Мордовии делает попытки реформирования промышленного сектора экономики за счет производства инновационной продукции (деятельность автономного учреждения «Технопарк-Мордовия», модернизация производственных мощностей на крупных предприятиях региона и т. п.) и создания благоприятных условий для жизни населения. В то же время в республике национальный вопрос стоит уже не так остро, как 15–20 лет назад. Изучение опыта гармонизации межнациональных отношений в Мордовии, современных взглядов на развитие этноса в полиэтническом регионе является актуальной задачей этнополитики.

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время по рассматриваемой проблеме имеется большое количество научной литературы.

Среди зарубежных авторов, исследовавших межнациональные отношения, можно отметить Э. Геллнера, Э.-Д. Смита, Ф. Фукуяму, С. Хантингтона и др., которые рассматривали национальную политику через призму таких наук, как политология, история, социология, психология, этноконфликтология.

Если многие иностранные исследователи часто изучали межнациональные отношения с позиции этноконфликтологии, то среди отечественных ученых долгое время доминировала точка зрения, согласно которой в Советском Союзе нет межэтнических конфликтов, а само государство – это образец «национального мира, невиданного при буржуазии и невозможного при буржуазном строе». Однако события начала 1990-х гг. заставили отечественных ученых пересмотреть свои взгляды и заняться поиском причин роста межэтнической и межнациональной напряженности.

Одновременно с развитием первых межэтнических конфликтов в России появились работы, в которых анализировались исторические аспекты проблемы, делались исторические экскурсы в более ранние периоды формирования национальной политики страны. В целом в постсоветский период определился широкий спектр взглядов, который отразился в материалах конференций по вопросам межнациональных отношений.

Важной тенденцией дискуссий о межэтнических отношениях конца 1990-х гг. стало искажение российской истории, ее привязка к «имперским амбициям», процессам «колонизации и угнетения народов Северного Кавказа» (Г. А. Джахиева, Х.-М. Ибрагимбейли и др.). Происходило активное развитие интеллектуального российского национализма, начатое А. Дугиным. Всплеск ксенофобии в обществе способствовал появлению многочисленных националистических партий: «Память», «Русское национальное единство», «Движение против нелегальной иммиграции», «Славянский союз», «Национал-большевистская партия» и др. По данным Департамента по противодействию экстремизму МВД России, сегодня в стране функционирует более 150 радикальных группировок.

В 2000-х гг. появилась необходимость исследования проблем межэтнических отношений и национальной политики в контексте обращения к развитым формам мобилизации этнических групп, к ситуации начавшегося в 1990-е гг. межэтнического конфликта.

Различные аспекты современных этнических процессов народов России представлены в работах А. Г. Абдулатипова, В. А. Тишкова, Ю. П. Шабаева и др. Анализу этнического национализма и роли этнических элит в конструировании националистических концептов посвящена монография Ю. П. Ша-баева и А. М. Чариной. Д. Пидбудагова и М. Гамзатова на примере Республики Дагестан анализируют ряд вопросов правового обеспечения и юридической практики реализации конституционных принципов равноправия и самоопределения народов России. Н. М. Морозова исследует механизм реализации национальной политики и определяет его как систему мер, направленных на гармонизацию межнациональных и этноконфессиональных отношений.

Благополучные в этнополитическом отношении регионы, такие как, например, Республика Мордовия, также привлекают внимание ученых. Несмотря на спокойные межэтнические отношения в республике, исследователи выявляют определенный этноконфликтный потенциал, истоки которого кроятся в социальном недовольстве, недоработке региональной национальной политики и др.

Изучение межэтнических отношений и национальной политики в Республике Мордовия имеет давние традиции. В 1973–1974 гг. Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Мордовской АССР совместно с Институтом этнографии АН СССР провел в республике крупное этносоциологическое исследование. Ученые изучили функционирование языков, состояние культуры различных этнических групп, а также другие аспекты этннокультурного развития Мордовии. В 1985–1986 гг. проводилось статистико-этнографическое исследование сельского населения Мордовии. Собранные материалы составили основу ряда научных публикаций и диссертационных исследований.

Особенности мордовского национального движения и основные направления деятельности мордовских общественных организаций исследованы В. К. Абрамовым. Проблемы национально-культурных автономий мордовского народа в Российской Федерации рассмотрены В. Ф. Кирдяшовым. Вопрос формирования общероссийской национальной идентичности изучен В. М. Сухановым.

Заметное место в изучении национальной идентичности мордвы занимают работы О. А. Богатовой, которые посвящены анализу различных аспектов взаимодействия этнических общностей в региональном социуме, основным предпосылкам и социальным механизмам гармонизации межэтнических отношений.

Определяя степень изученности проблемы, следует признать, что, несмотря на весьма большой объем имеющегося исследовательского материала, ее научное осмысление далеко не завершено. Современные реалии требуют новых подходов к теоретическим и практическим аспектам национальной политики, формированию этнической и гражданской идентичности в России вообще и Республике Мордовия в частности.

Объект исследования – федеральная и региональная составляющая национальной политики в России в условиях политической модернизации на современном этапе.

Предмет исследования – особенности реализации национальной политики в контексте процессов модернизации и опыт Республики Мордовия в гармонизации межнациональных отношений.

Целью диссертационной работы является изучение национальной политики в Российской Федерации по гармонизации межнациональных отношений в условиях политической модернизации страны на примере Республики Мордовия как региона со стабильными межэтническими отношениями.

Данная цель достигается посредством решения следующих задач:

– проанализировать теории модернизации и их эмпирическое осуществление в России на современном этапе;

– определить основные направления национальной политики России в условиях модернизации политической системы в 1990–2000-е гг.;

– выявить главные составляющие реализации государственной национальной политики в Республике Мордовия в контексте общероссийских процессов;

– выделить особенности формирования этнической и национально-гражданской идентичности в Республике Мордовия.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическую основу диссертационной работы составили труды отечественных ученых по таким направлениям, как социальная структура региональной общности населения, особенности его этнического и конфессионального состава; специфика историко-культурных и бытовых традиций Мордовии; социологический анализ политических, межэтнических, социокультурных отношений и процессов на федеральном и региональном уровнях; политические интересы и мотивация политического поведения в республике в 1990–2000-е гг.; особенности регионального сознания и самосознания; региональная политическая, этническая и культурная идентичность.

В работе применялись следующие методы: системного анализа, диалектический, логический, исторический, сравнительно-правовой, социологический и статистический. Анализ был сделан на основе таких научных принципов, как единство абстрактного и конкретного, общего и особенного, единичного и уникального.

Методологической основой исследования стали главные положения теорий модернизации и мультикультурализма:

– модернизация осуществляется в различных сферах общественной жизни: экономике, политике, культуре и др. При этом успешность модернизации в современных условиях невозможна без учета национально-культурной специфики страны;

– теория мультикультурализма предлагает концепцию идентичности, в основе которой лежит противопоставление национально-гражданской идентичности разных форм и категорий групповой идентичности, замещение гражданских прав индивида коллективными правами групп и сведение культурных различий к принципу равенства отдельных культур и социокультурных групп. Уникальность ее применения в России заключается в том, что становление и развитие государства стало большим трудом многонационального народа, поэтому в настоящее время необходимо формировать общероссийскую идентичность с учетом этнической специфики.

Источниковая база диссертации. При написании диссертационного исследования использованы:

– публикации в журналах «Вестник Российской академии наук», «Мир России», «Обозреватель-Observer», «Политические исследования», «Регионология», «Современные проблемы науки и образования», «Социологические исследования», «Федерализм», «Этнографическое обозрение»;

– монографии С. М. Букина, Н. Ф. Мокшина, Ю. П. Шабаева и А. М. Чариной и др.;

– диссертационные исследования и авторефераты С. И. Баляева, О. А. Богатовой, Д. М. Борисова, Т. Н. Суконкиной и др.;

– интернет-ресурсы.

Нормативно-правовая база диссертационной работы представлена Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Мордовия, Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, «Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», федеральными законами «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ, «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ и другими документами.

Эмпирическая база диссертационного исследования представлена широким спектром статистических данных по этнической и демографической ситуации в России вообще и Республике Мордовия в частности, сведениями о динамике миграционных процессов, а также социальными показателями, полученными в результате социологических опросов и «срезов общественного мнения».

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

– системно проанализированы теории модернизации во взаимосвязи с политическими преобразованиями в России с 1991 по 2013 г. и вопросами реализации национальной политики в стране;

– представлена авторская позиция, касающаяся сущности национальной политики на федеральном и региональном уровнях по вопросам построения единой российской гражданской идентичности, гармонизации межнациональных отношений и т. п.;

– предложена концепция основных направлений реализации государственной национальной политики в Республике Мордовия в контексте общероссийских процессов;

– выявлены перспективные механизмы построения национально-гражданской идентичности (создание инфраструктуры, обеспечивающей национально-культурные потребности населения Республики Мордовия; реализация республиканских и местных программ национального развития с учетом экономических и политических реформ; информационное обеспечение основных направлений национальной политики, содействие освещению национальных проблем в СМИ и распространение объективных знаний об истории и культуре Республики Мордовия; внедрение в систему среднего, среднего профессионального и высшего образования национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов; учет отечественного и зарубежного опыта при разработке региональных программ, направленных на ликвидацию этнических конфликтов; государственная поддержка национально-культурных объединений и др.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Трансформационные процессы, происходящие в политической, экономической, социальной и культурной жизни современного российского общества, обусловили необходимость более подробного изучения национального вопроса на федеральном и региональном уровнях. Такие составляющие процесса глобализации, как неконтролируемые миграционные потоки, стирание этнической самобытности, ассимиляция, требуют новых подходов к этнополитологии, выработки эффективных критериев по формированию единой (национально-гражданской, этнической) нации.

2. Анализ развития современного политического процесса показывает, что в России востребована системная модернизация. Однако в процессах российской модернизации ярко выражен национальный компонент, игнорирование которого может привести к необратимым последствиям, распаду государства. Указанная проблема занимает важное место в программных заявлениях политических лидеров страны и ведущих партий.

3. Руководство Республики Мордовия понимает пагубность центростремительных сил, завуалированных популистскими лозунгами и излишним эксплуатированием права народов на самоопределение, и полагает, что развитие региона возможно только в рамках российского государства. Поэтому основная идея реализуемой в Мордовии национальной политики, состоящая в том, что республика является неотъемлемой частью России, а население региона – полноправными гражданами государства, представляет собой образец компетентного подхода к сглаживанию межнациональных противоречий и может найти применение в других регионах страны.

4. Помимо национальной самоидентификации, в Республике Мордовия имеет место позиционирование мордвы как части финно-угорских народов, что выглядит вполне естественно и не вызывает негативных реакций у населения региона. Однако жители республики не всегда понимают значение концепта «финно-угорский мир», что можно объяснить, с одной стороны, недостаточной информационной работой курирующих этот блок министерств и ведомств, с другой – сложностью этнолингвистического понимания финно-угорской специфики, роли и места мордвы в этой процессе.

5. Во многих субъектах Российской Федерации этнографы отмечают приниженное положение национального самосознания финно-угорских народов, следствием чего является широко распространенное чувство национального нигилизма. Однако в Республике Мордовия национальная принадлежность играет важную роль: почитание традиций предков, знание национального языка (эрзянского или мокшанского) не нивелируются, а активно пропагандируются, в том числе и в СМИ. Старшее поколение региона уважительно относится к обычаям предков (разговоры в семье на родном языке, ношение национальных костюмов и т. п.), а молодежь не придает этому большого значения, вероятно, в связи с тем, что не до конца понимает историко-культурную важность сохранения национальной самобытности. Русские, татары и др. обладают равными правами с титульной нацией и не подвергаются дискриминации в различных сферах жизни.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования. Научно-теоретическая значимость исследования обоснована тем, что:

– целостно проанализированы теоретические основы современных методологических концепций и подходов теорий модернизации и мультикультурализма в контексте их эмпирического осуществления в современной России;

– рассмотрены основные тенденции в проведении национальной политики России в условиях модернизации политической системы в 1990–2000-е гг.;

– изучена концепция основных направлений реализации государственной национальной политики в Республике Мордовия в контексте общероссийских процессов;

– раскрыта сущность формирования этнической и национально-гражданской идентичности в Мордовии.

Теоретические положения, методология и общие выводы диссертации могут быть использованы при дальнейшем изучении проблем определения, реализации и оценки государственной национальной политики России. Выводы диссертационной работы могут найти применение в реализации «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», разработке учебных курсов «Политология», «Государственная политика и управление», «Этнополитика», «Региональная политика», «Регионоведение».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования изложены в публикациях и выступлениях на XVI Международной научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов» (Пенза, 2012), X Международной научно-практической конференции «Культура, общество, власть» (Пенза, 2012), X Всероссийской научно-практической конференции «Социальные проблемы регионов, нравственность и религия» (Пенза, 2013); представлены публикациями в ведущих рецензируемых журналах «Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки», «Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики», «Регионология». По теме диссертации опубликовано 14 научных статей.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем диссертации – 183 страницы.

Теория модернизации и ее практическое осуществление в России

Модернизация в современном мире стала неотъемлемой частью развития большинства государств, о её необходимости говорят руководители многих стран, поэтому важно разобраться в самой её природе, проанализировать потенциал и её развитие.

Обычно под понятием модернизация в политической, социальной, экономической теории понимают «осовременивание», усовершенствование, инновационные преобразования в различных сферах.

Выделяется несколько критериев модернизации в различных сферах жизнедеятельности общества:

- в социальной области - разделение общества на различные группы исходя из специализации выполнения тех или иных функций индивидуумов и групп. Выделение особенностей функциональных ролей выполняемых различными группами или индивидуумами в обществе, в сфере частной и общественной жизни, в экономике, в политике, в семейных отношениях, постепенное отмирание личной зависимости между людьми и складывания общественных отношений на основе личной независимости, свободы;

- в экономике - становление новой промышленной системы, основанной на использовании продуктов НТР (научно-технической революции). Складывание вторичного (обрабатывающая промышленность), и третичного (сфера услуг), в отдельных случаях также происходит формирование четвертичного (образование, информационные технологии, научные исследования, глобальный маркетинг) секторов хозяйства. Происходит становление общества индустриального или постиндустриального типа, складывается мировое разделение труда, улучшаются торговые связи между странами и регионами, развивается рынок товаров и услуг, происходит постепенный процесс глобализации;

- в политической области - создание централизованных государств, управление в которых происходит на основе принципов права и демократии, соблюдается принцип разделения властей (законодательная, судебная и исполнительная). Развивается гражданское общество как важная предпосылка построения правого государства с широкими возможностями общественного контроля, расширяются формы и способы реализации общественного участия, путем выборов, референдумов, различных политических акций. Широко поддерживаются и защищаются права человека, право неприкосновенности частной собственности, происходит формирование социальных гарантий государства перед обществом.

- в культурной сфере - многообразие типов культурных систем, появление многочисленных субкультур, создаются и развиваются многочисленные политические и философские течения. Происходит построение светского государства, отделение образования от церкви, распространяется грамотность, основное образование становится обязательным. Общество становится более веротерпимым, складываются многонациональные государства, в которых национальная толерантность становится необходимым условием для их существования. Общественные ценности более не диктуются только религиозными нормами, а на первый план выходят правовые и моральные нормы. Развиваются новые способы передачи информации, появляются телефоны, радио, телевидение, глобальная сеть интернета, перемещение человека из одной страны в другую или с одного континента на другой становится более быстрым и комфортабельным, население приобщается к достижениям мировой культуры.

При этом необходимо отметить, что национальная политика выступает обычно одним из направлений модернизации и затрагивает политическую, социальную, экономическую и культурную сферу. Сложно выделить какую то область, которая бы доминировала при модернизации, но национальная компонента может быть обнаружена в любой из сфер .

Необходимо отметить существование двух диаметрально противоположных взглядов на источники модернизации, каждая из них на протяжении истории развития политической мысли давала разные оценки месту политики в формировании государства. Согласно детерминистской теории экономика определяет политическую или иную сферу жизни общества и как следствие именно развитие экономической сферы является предпосылкой для модернизации. Однако по мере развития государственного устройства, складывания более сложной системы управления, дифференциации положения людей в обществе степень значимости социальной сферы, политики, культуры сильно возрастает. Появляются новые институты, отвечающие за необходимые потребности людей в той или иной сфере, и развитие государства не определяется только его экономической зрелостью. На важное место выходят политические, социальные и культурные аспекты развития государства.

Вместе с детерминистским подходом, существует концепция Н. Макиавелли, в ней обосновывается идея самостоятельности политики, её доминирующее влияние на другие сферы жизни общества. Среди его сторонников -В. Парето, Р. Михельс, Г. Моска . Они считали, что развитие политической системы приведет к реформированию всех сфер общества, а качество этих преобразований будет зависеть от уровня образованности политической элиты, которая будет проводить эти преобразования. Однако здесь тоже важно понимать равновесность процессов внутри государства и не абсолютизировать значимость политических процессов, искусственно понижая важность процессов в других сферах государства.

Современные государства с модернизированной политической системой были построены на основе разнообразных традиционных или развивающихся обществ. В зависимости от типа государственного устройства модернизация проводилась различными темпами и способами. В Западной Европе двигателем модернизации выступали: сильные городские центры, либеральное дворянство, молодая буржуазия. Примером таких изменений может послужить Великая французская революция, крупнейшая трансформация социальной и политической системы Франции, произошедшая в конце XVIII века, в результате которой был уничтожен Старый порядок, а а Франция стала республикой.

Однако в странах Восточной Европы и Азии модернизация проводилась сильными авторитарными правителями, самим государством, часто без учета мнений о характере преобразований со стороны населения этой страны. Например, в России, реформы Петра I, проводились без создания «почвы» для этих преобразований, часто вызывая негативное отношение общества. Начавшаяся либеральная модернизация имела «догоняющий» характер по отношению к странам Запада, а в сфере культуры она принимала характер вестернизации, что в последующем породило многочисленные дискуссии по поводу её целесообразности. То, что главной движущей силой российской модернизации было не гражданское общество, а государственная власть, является её характерной особенностью и одновременно отличием от западноевропейской и североамериканской. Вместе с тем в тот исторический период модернизация в государственной и общественной сфере была необходимостью. По мнению С. А. Ланцова, Петр I, «прорубив окно в Европу», «снял» культурную изоляцию России, т.к., начиная с этого периода, Россия стала выступать в качестве непременного и влиятельного участника европейского концерта2.

Политическая модернизация, прежде всего, подразумевает развитие и укрепление национальных суверенных государств, системы права, принципа плюрализма, политической демократии, национальной толерантности, гарантирования основных прав и свобод человека. Она характеризуется становлением гражданского общества, развитием реальной многопартийности, активизацией участия населения в политической жизни страны, возникновением и реформированием либеральных плюралистических систем.

Национальная политика России в условиях модернизации политической системы в 1990-2000-е гг.

Стремление к этническому возрождению стало характерной чертой общественного развития конца XX - начала XXI столетия. Оно охватило многие народы, находящиеся в составе многонациональных государств. Важность этой проблемы видна даже из простой констатации того факта, что большинство политически организованных обществ являются полиэтническими: в мировом сообществе насчитывается немногим более 200 государств, в то время как наций и других этнических общностей имеется не менее двух тысяч (некоторые учёные насчитывают до пяти тысяч) .

Следует согласиться с К. Сануковым в том, что человечество, пройдя в течение тысячелетий через межплеменные, религиозные, гражданские войны, колониальные завоевания, геноцид, революции, интервенции, пандемии, пронесло и донесло до наших дней это разнообразие этносов со своими культурными ценностями и духовными традициями. Помимо этого, важнейшей компонентой, влияющей на проведение национальной политики, является однородность (неоднородность) формы политико-территориального устрой-ства государства (унитарная, федеративная, конфедеративная)".

Так, к примеру, федерализм (федеративное устройство) как концепция является достаточно новым понятием. До 1776 года в европейской политической мысли господствовал централизованного государства, с верховенством монарха. Под федерализмом следует понимать политическую философии и политическую идеологию. Ее назначение в том, чтобы подготовить материальные и социальные условия для построения федерации- такого конституционально закрепленного институционального порядка, который принимает форму суверенного государства, но отличен от него тем, что центральное правительство инкорпорирует в процесс принятия решений региональные государственные образования (субъекты федерации). Другими словами, понятия «федерализм» и «федерация» находятся между собой в сложных отношениях асимметричного взаимовлияния: федерализм без федерации возможен, но федерация невозможна без той или иной предшествующей ей формы идеологии федерализма .

При этом построение федерализма в Европе, к примеру, выдвинуло к началу нового столетия факт появления и укрупнения в ЕС огромной массы представителей нехристианских и неевропейских культур. Уход стран Евросоюза от идей единой «христианской» Европы в пользу идей поликультурализма, в конечном итоге, сформировал профиль современного западноевропейского мышления. Преодолению догматики некогда довлеющей католической церкви в форме ее ограничения принципом взаимной терпимости способствовал Вестфальский мир 1648 г., уравнявший в правах людей, исповедующих разные конфессии1. Религиозная толерантность, возведенная в ранг регулятора общественных отношений, по сути, антирелигиозный принцип, ставящий под сомнение метафору «христианского клуба». Утверждение в XX в. в Западной Европе светскости, только внешне закамуфлированной под религиозность, воплощало согласие даже верующих граждан «смирять» свою религиозность в политике, помня об опыте религиозного фанатизма и межконфессиональных войн в средневековой Европе и церковной инквизиции". Возможно, тоже переделано

Под национальной (этнокультурной) политикой в современном российском обществе понимается комплекс идеологий и практик, формируемых и осуществляемых государственными институтами или при их поддержке, для оптимизации межэтнических и межкультурных отношений, устранения или предотвращения межэтнических конфликтов и проблем. Это явление в последнее время широко обсуждается в западной литературе и рассматривается либо как идеология и политика, либо как социальная технология.

Современный мультикультурализм предлагает особую концепцию идентичности. В основе ее лежат противопоставление национально-гражданской идентичности разнообразных форм и категорий групповой идентичности, замещение гражданских прав индивида коллективными правами групп (культурных, расовых, конфессиональных) и сведение культурных различий к принципу равенства отдельных культур и социокультурных групп\

Канадский мультикультурализм предполагает свободу выбора индивидуума в отношении культуры: индивиду нельзя навязывать этническую культуру доминирующей группы, равно как он не обязан придерживаться ценностей своей этнической группы. Основные принципы реализации политики мультикультурализма в Австралии: равенство, предполагающее одинаковое право всех граждан вне зависимости от их расы и вероисповедания на защиту от дискриминации; ответственность, когда все граждане признают право каждого на собственные взгляды и религиозные верования; польза, которую приносит реализация политики мультикультурализма с целью поддерживать гармоничное развитие общества. В США взята за основу гражданская модель мультикультурализма, когда государство обеспечивает возможность включения различных этнических групп в процесс управления и самоуправления на разных уровнях государственной иерархии, стараясь оставаться нейтральным по отношению к этническим идентичностям и их культурам. Американский мультикультурализм строится на отречении от «белого» верховенства в пользу «многоцветного» плюрализма .

В Западной Европе мультикультурализм официально не провозглашался, однако в национальной политике ведущих европейских демократий прослеживаются элементы, присущие политике мультикультурализма. Наибольшее выражение они нашли в способах интеграции иммигрантов. Исследователи выделяют три основных модели («этническую», «политическую» и «мультикультурную»), которые с различными модификациями используются во всех европейских странах .

Необходимо отметить, что и в канадском, и в австралийском, и в европейском законодательстве подчеркивается, что осуществляемая там политика мультикультурализма исходит из основных ценностей либеральной демократии. Однако поликультурное общество может существовать и без специально декларированной политики мультикультурализма (например, в современной России).

Как отмечают Л. М. Дробижева и И. М. Кузнецов, в России модель «интегрированного многобразия», культурного плюрализма, при котором за народами в государстве признаются равные права на участие в жизни общенационального сообщества, закреплена законодательно в таких важнейших нормативно-правовых документах, как Конституция РФ и Концепция государственной национальной политики России".

В качестве неотъемлемой составной части политики культурного плюрализма В. А. Тишков, как и ряд других представителей экспертного сообщества и политиков, рассматривает проект, предполагающий создание общероссийской гражданской идентичности, ставший частью официального политического дискурса с 90-х гг. XX в. В 2008 г. создано общественное движение «Общероссийский союз общественных объединений (ОСОО) «Российская нация» с целью распространения и упрочения в обществе идеи политической и гражданской нации в России .В настоящее время одним из наиболее важных направлений союза является выработка четко выраженной стратегии и действенных механизмов, способствующих укреплению гражданского единства многонационального народа РФ. При непосредственном участии представителей союза в текст проекта обсуждаемой сейчас в стране Стратегии государственной политики было введено понятие «российская гражданская нация» (понятие характеризует весь народ Российской Федерации).

Концепция основных направлений реализации государственной национальной политики в Республике Мордовия в контексте общероссийских процессов

Исторически сложилось так, что традиционный регион расселения мордовского народа стал полиэтническим и поликонфессиональным, а с момента образования Мордовской АССР (1934 г.) начался процесс становления государственности, в котором участвуют представители всех национальностей, проживающих на территории Мордовии.

Начавшиеся демократические преобразования конца 1980-х - начала 1990-х годов и последовавший кризис оказал влияние на жизнь народов республики Мордовии. Распад Советского Союза оставил за границами России около 100 тыс. мордвинов . В эти годы активизировали свою деятельность различные общественно-политические и национальные силы и организации выступавшие с идеями этнического возрождения, защиты национальных языков, культуры, самобытности мордовского народа. Особенности общественно-политического развития региона во многом определяются историческим развитием двух мордовских этносов: эрзянского и мокшанского.

Следует согласиться с мнением Ю. П. Шабаева и А. М. Чариной, которые отмечают, что «после создания первых этнонациональных организаций в российских республиках с финно-угорским населением и оформления политических институтов титульных этнических сообществ в форме съездов начались процессы структурирования этнонациональных движений. Появились многочисленные местные отделения республиканских организаций, стали возникать молодежные этнические союзы, возникли радикальные организации, которые на начальном этапе действовали в союзе с другими этноориентироваными силами. К последним, очевидно, относились партия... «Эрзянь мастор» в Мордовии...» .

Уровень поддержки и эффективность национальных движений в Мордовии были разными и потому различны были их политические успехи, но все они на начальном этапе развития избрали тактику демонстративного давления на руководство республики. Парадокс ситуации заключался в том, что сами этнические организации (как мокшанские, так и эрзянские), как правило, формировались при поддержке руководства Республики Мордовия. Довольно быстро мордовское национальное движение распалось на эрзянское и мокшанское, хотя формальное единство оно продолжало демонстрировать и после раскола.

Если оценивать в целом развитие этнонациональных движений, то условно его можно разделить на несколько периодов. В 1989-1992 гг. происходило становление этих движений и оформление их идеологии, 1993-1994 гг. можно считать периодом наивысшего подъема движений и периодом их наибольшего влияния на власть и население. В период с 1995 по 2000 гг. происходит спад активности движений и намечается кризис в их развитии, связанный с очевидным падением их политической роли. После 2000 г. начинается затяжной кризис и постепенный отказ от политической деятельности и переквалификация движений из этнополитических в этнокультурные (общественные) организации. В этот период прекращают свою деятельность многие радикальные организации этнополитического толка, между ними и региональными властями начинается постоянное противостояние, сами же движения оказываются в полной зависимости от властей и окончательно теряют влияние среди населения".

Масштабный характер этнонационального движения в Республике Мордовия в начале 1990-х гг. (названный активистами этнонациональных движений «национальным возрождением», а специалистами «этническим ренессансом», «этнической революцией», «бунтом этничности») можно объяснить не только тем, что этничность и в советские годы во многих национальных республиках и полинациональных регионах сохраняла свое значение важного политического ресурса, но и самим характером социально-политических и экономических перемен в российском обществе. С позиций общей демократизации общественной жизни можно объяснить указанный процесс и его масштабы лишь отчасти, т.к. этнонациональные движения и демократические силы не смогли не только объединиться, но и наладить политический диалог изначально.

На начальном этапе развития этнические лидеры Мордовии, представлявшие различные организации российских финно-угров, достаточно охотно признавали, что заимствуют опыт у эстонских и финских коллег, что можно легко проследить по публикациям в мордовской прессе. Затем, однако, заимствование опыта старались не афишировать. Однако, здесь более важно то, что изначальная политическая неподготовленность движений обусловила дальнейший ход их нисходящей эволюции, которая характеризовалась поиском политических и культурных ориентиров на национальном, глобальном и локальном уровнях.

Говоря об идеологии, следует иметь в виду, что какой-то общей цели, детально разработанной концепции политического и культурного реформирования в Республике Мордовия не существует. Есть только ряд принципиальных положений, которые признаются всеми или почти всеми этнонациональными организациями. Последнее обстоятельство и позволяет ставить вопрос об общей политической платформе этнонациональных движений и ее научном анализе.

Основой национальной политики Республики Мордовия на современном этапе является обеспечение свободного равноправного развития всех народов Мордовии, всех ее граждан независимо от национальной принадлежности и стратегическая задача при этом - сделать Мордовию динамично развивающейся республикой, в которой живут в дружбе люди разных национальностей.

Приоритетным направлением деятельности по реализации государственной национальной политики в Республике Мордовия является создание условий для консолидации многонационального и многоконфессионального сообщества республики и дальнейшее повышение ее имиджа в Российской Федерации и финно-угорском сообществе. Это служит основой социально-экономического развития региона.

На республиканском уровне вопросы, связанные с национально-культурной деятельностью, защитой конституционных прав людей разных национальностей координирует Министерство по национальной политике Республики Мордовия. В настоящее время в республике насчитывается 1539 некоммерческих организаций, из них постоянно действующих социально-ориентированных и национально-культурных - 291, в том числе: Межрегиональное общественное движение мордовского (эрзянского и мокшанского) народа; Региональная национально-культурная автономия татар Республики Мордовия «Якташлар»; Местная национально-культурная автономия украинцев г. Саранска Республики Мордовия; Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз армян России» в Республики Мордовия; Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийский азербайджанский конгресс» по Республике Мордовия; Молодежное общественное движение мордовского народа Республики Мордовия; Ассоциация мокшанских женщин «Юрхтава», Союз эрзянских женщин «Литова», Мордовская региональная общественная организация татарских женщин «Чулпан» и другие1.

Наибольшее распространение на территории Мордовии имеет православное христианство, представленное Мордовской митрополией и ее епархиями на территории региона. Свою лепту в процесс гармонизации общественных отношений и укрепления политической стабильности в республике, повышения социальной, этнической и конфессиональной толерантности внес руководитель Мордовской митрополии Варсонофий.

Основными направлениями социально ориентированной деятельности Мордовской митрополии являются религиозное образование (Саранское духовное училище, воскресные школы, журнал «Саранские епархиальные ведомости» и газета «Альфа»), проведение различных конференций и ежегодных Масловских чтений и т. д.; работа с молодежью (Мордовская республиканская молодежная общественная организация «Союз православной молодежи Мордовии», Межрегиональный скаутский лагерь). Также ведется активная миссионерская деятельность: пасторско-попечительская помощь детям, инвалидам и иным малоимущим слоям населения, проведение церковных обрядов в больницах и т. д.

Формирование этнической и национально-гражданской идентичности в регионе

Начиная с 60-х годов прошлого столетия, термины «этничность» и «этническая идентичность», «национально-гражданская идентичность» являются предметом исследовательского интереса политологов, социальных психологов, социологов, этнологов, культурологов и философов. Эти термины начинают широко применяться в западной философской антропологии и социальной философии при исследовании национальной культуры, национальных форм символизации, национально-этнического сознания. При этом дискурс вокруг проблемы этнической идентичности весьма слабо структурирован и размыт, что связано с отсутствием единой и общепризнанной трактовки понятий «этнос» и «этничность».

Понятие национально-гражданской (государственно-гражданской) идентичности, достаточно новое для нашей публичной сферы, да и российской научной литературы. Новое, потому что в России исторически сложилось понимание нации как этнокультурной общности. И только в постсоветское время стали употребляться такие понятия, как государственная идентичность, россияне, российская идентичность. Был поставлен вопрос, а затем в политический и научный оборот вошло понимание нации как граждан государства, как это происходит во Франции, Великобритании, США. За этими инициативами был политический смысл.

Если под нацией понимается государственная общность, то снимется или, во всяком случае, подрывается в законодательном пространстве право наций как этнокультурных, этнических образований на самоопределение вплоть до образования самостоятельного суверенного государства. Право на суверенитет в таком случае закрепляется за государственной (российской) общностью. Отсюда акцент в дискурсе власти на политическую нацию1.

Таким образом, термин «национально-гражданская идентичность» включает в себя не только лояльность государству, но и отождествление себя с гражданами страны, представления об этом сообществе, ответственность за судьбу страны и переживаемые людьми в связи с этим чувства (гордость, обида, разочарование, пессимизм или энтузиазм). Как и в республиканской, локальной, этнической идентичности здесь присутствуют когнитивные, эмоциональные и регулятивные элементы (готовность к действию во имя этих представлений и переживаний). Политические, социально-культурные, экономические изменения в обществе находят отражение в национально-гражданской идентичности, поэтому по изменениям в ней судят о направлениях развития общества, но и сама идентичность, ее характер, масштабность, интенсивность, способствует ориентации и мобилизации людей, становится социальным ресурсом в общественном развитии. Именно с этих точек зрения рассматривается идентичность

россиян как ресурс государства и общества и в то же время как некий бароні метр их изменении .

Национально-гражданская идентичность редко рассматривается в соотношении с такими групповыми идентичностями, как социальные и даже по-коленческие, а намного чаще сравнивается с этническими, так как латентно предполагается, что именно они способны «противостоять», подпитывать сепаратизм территорий. Поэтому именно на соотношение национально-гражданской идентичности с этнической обращается особое внимание в науке .

Этническая идентичность, также как государственная, понимается не только как самоотождествление, но и представление о своем народе, его языке, культуре, территории, интересах, а также эмоциональное отношение к ним и при определенных условиях готовность действовать во имя этих представлений. В условиях глобализации этническую идентичность чаще интерпретируют как проявление традиционализма, а гражданскую - современности .

Понимая, что идентичность россиян — это сложный синтез новой российской идентичности: ностальгической советской, социальной, региональной, локальной, этнокультурной, религиозной, фокус внимания исследователей сосредоточивается на следующих аспектах:

- рассмотрение позитивной совместимости национально-гражданской и этнической идентичности;

- оценка масштабов распространения позитивных смыслов при гражданской идентификации и при идентификациях с людьми своей национальности (всегда ли более позитивна национально-государственная идентичность в сравнении с этнической и, если это так, то насколько они отличаются в данной характеристике);

- выявление вариантов совместимости национально-гражданской и этнической идентичности как потенциально важного социального ресурса общества;

- изучение наиболее важных социальных и политических контекстов, которые могут способствовать позитивным трендам в национально-гражданской и этнической идентичности.

Этническая идентичность представляет собой часть социальной идентичности личности. Содержанием этнической идентичности мордвы, к примеру, являются разного рода этносоциальные представления, разделяемые членами этнической группы. Значительная часть этих представлений является результатом осознания общей истории, культуры, традиций, единения с народами российского государства. Эти знания связывают членов этой этнической группы и служат основой её отличия от других.

Национально-гражданская идентичность исходит из постулата о незыблемости мордвы как одного из более чем сотен этносов и народов, составляющих основу российской гражданской нации. Современная этнополи-тическая ситуация в Республике Мордовия во многом обусловлена ее социально-политическим положением в Российской Федерации в целом.

Республика Мордовия - один из многонациональных субъектов Российской Федерации. На ее территории проживают граждане 92 национальностей. По данным Всероссийской переписи населения, проведенной в 2010 г., численность постоянного населения Республики Мордовия составила 834755 человек .

В соответствии с Конституцией Российской Федерации национальная принадлежность в ходе опроса населения указывалась самими опрашиваемыми на основе самоопределения и записывалась переписными работниками строго со слов опрашиваемых. Всего на территории республики зафиксировано проживание граждан 119 национальностей (в 2002 году - 92 национальностей). На долю трех основных национальностей (мордва, русские, татары) приходится 98,3 % всего населения республики. Численность населения коренной национальности - мордвы - за межпереписной период увеличилась на 49,3 тыс. человек и составила 333,1 тыс. человек. В общей численности населения республики на долю мордвы приходится 39,9 % (в 2002 году - 31,9 %). Удельный вес мордовского населения в общей численности населения России составляет 0,52 %. Численность мордовского населения в целом по стране составила 744,2 тыс. человек. Русское население является наиболее многочисленным (443,7 тыс. человек) и составляет 53,2% общей численности населения республики. Третье место по численности населения в Мордовии, как и в 2002 году, занимают татары, численность которых составляет 43,4 тыс. человек (5,2% населения республики) .

Миграционные процессы в Республике Мордовия оказывают существенное влияние на формирование численности населения региона и его территориальное размещение, также они оказывают существенное влияние на межнациональную атмосферу в республике. Ежегодно в результате миграционного обмена республика теряет около 2,5 тыс. человек. Наличие широких возможностей трудоустройства, более высокий уровень доходов, перспективы решения жилищной проблемы, преимущества в удовлетворении запросов социального характера- вот далеко не полный список причин, побуждающих население к перемене места жительства.

Похожие диссертации на Национальная политика Российской Федерации в условиях политической модернизации : на примере Республики Мордовия