Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Этико-политическое учение конфуцианства в его основах, интерпретациях и развитии 16
1.1. Генезис и основные этапы развития этико-политического учения конфуцианства 20
1.2. Основополагающие категории и принципы этико-политического учения конфуцианства 35
1.3. Основные направления интерпретации конфуцианства в мировой научной мысли 51
Глава II. Конфуцианство и его влияние на политический и экономический процесс современного Китая 61
2.1. Стратегия модернизации Китая и возвращение к конфуцианству 62
2.2. Идеология конфуцианства в модернизации экономики и политической системы в период с 1978 по 2002 гг 83
2.3. Роль конфуцианства в модернизации экономики и политической системы в период с 2002 по 2011 гг 97
Глава III. Конфуцианство и его влияние на социальную политику современного Китая 126
3.1. Влияние конфуцианства на развитие образования и науки современного Китая 127
3.2. Актуализация конфуцианства в социальной сфере современного Китая 146
3.3. Опыт развития этико-политического учения конфуцианства для современного социума 160
Заключение 178
Список источников и литературы
- Основополагающие категории и принципы этико-политического учения конфуцианства
- Основные направления интерпретации конфуцианства в мировой научной мысли
- Идеология конфуцианства в модернизации экономики и политической системы в период с 1978 по 2002 гг
- Актуализация конфуцианства в социальной сфере современного Китая
Введение к работе
Актуальность исследования. Конфуцианство – многоаспектное этико-политическое учение. Основатель учения – Конфуций (551 – 479 до н.э.) – выдвинул идею сплочения членов семьи, коллектива, объединения государства и народа. В китайском языке само значение слова «государство» ( гоцзя) включает в себя как составную част, корень «семья» ( цзя). На протяжении многих эпох китайские правители руководствовались принципом единения государства и народа. Этот принцип лёг в основу современной модернизационной политики Китая.
Конфуцианские ценности сегодня направляют стремительный порыв инновационных технологий в нужное русло и чётко, в соответствии с морально-нравственными социальными критериями, способствуют гармонизации развития современного китайского общества. Конфуцианство создаёт баланс между традиционными и инновационными силами. Благодаря этому развитие современного китайского общества становится более стабильным и гармоничным.
Инновационное развитие китайской политико-экономической и социальной системы требует глубокого изучения традиционного уклада жизни китайцев, обращения к традициям конфуцианства.
С начала модернизации в 1978 г. и до настоящего времени китайское общество претерпело коренные изменения. Китай переживает бурный подъём и успешное развитие различных отраслей политики, экономики и социальной сферы. Но за видимым благополучием стоят серьёзные испытания и проблемы, требующие безотлагательного решения. Противоречия в рыночной экономике, раскол китайского общества на богатых городских жителей и бедных крестьян, ориентация молодёжи на идеалы западной культуры – всё это затрудняет построение гармоничного общества.
В результате стремления к материальному сверхпотреблению и власти, борьбы за природные ресурсы, за право собственности, расширения амбиций возникают конфронтации и войны между странами и регионами, гегемония однополярного мира, международный терроризм. Эти явления препятствуют развитию человеческого общества, разрушают социальную гармонию и, в конечном итоге, приводят к распаду социума.
В процессе модернизации Китай сталкивается с необходимостью соблюдения баланса между рыночным реформированием и политической стабильностью. Современные китайские политологи, решая вышеперечисленные проблемы, во многом опираются на идеи конфуцианских мыслителей. Заложенные в конфуцианстве социально-политические нормы всегда являлись основным стержнем, вокруг которого формируется современная модель общественного и государственного устройства КНР. Китайский лозунг «» (гу вэй цзинь юн) – «древность на службу современности», сформулированный еще в Древнем Китае, демонстрирует преданность традициям, свойственную китайскому менталитету. Именно конфуцианство является не только корнем китайской культуры, но и политическим компасом.
Опираясь на прошлое, удивительную стабильность современного экономического развития и политического уклада можно объяснить гармоничным сочетанием культурно-исторических традиций и технологической модернизации. Успех прогресса кроется в бережном сохранении наследия и его демократических ценностей. Без прошлого не бывает будущего.
В настоящее время Китай не копирует западные идеи модернизации общества. Он идёт по самостоятельному пути, основываясь на творческом переосмыслении конфуцианских традиций. Данное утверждение можно продемонстрировать примером политической установки «» (чжун ти си юн) – «западные новшества на китайской основе», которая точно передаёт направленность китайского политического уклада. Китайские современные политики успешно сочетают социалистическую модель с капиталистической. Они формируют собственную модель развития общества и страны в целом на базе местных традиций, богатого исторического прошлого и избирательного использования достижений западной цивилизации. Китайскому руководству удаётся сочетать государственное планирование и рыночные механизмы.
Чтобы глубже понять политическую направленность и специфику китайского общества, необходимо изучение конфуцианства, которое является движущей силой для китайского народа на протяжении столь длительного времени.
Под непосредственным воздействием конфуцианства китайская государственность на современном этапе имеет свои ориентиры развития. В известной конфуцианской книге «Ли цзи» есть такие понятия, как «сяо кан» и «да тун». В переводе на русский язык «сяо кан» () означает «средний достаток», а «да тун» () – «великое единение». Эти идеалы служат основой для разработки стратегических планов политической, экономической, культурной модернизации китайского общества. Важнейшей целью современной китайской государственной политики, рассчитанной на период до середины XXI века, является формирование общества «среднего достатка», которое впоследствии должно привести к осуществлению идеала общества «великого единения».
Базой для успешного осуществления этой цели является развитие китайского образования. Образовательная реформа в Китае началась в 90-х годах XX века. Её успешное проведение дало толчок для быстрого развития экономики. Изменения в системе образования КНР ориентированы на повышение образовательного уровня всего населения, инновационное развитие науки и техники, внедрение передовых технологий в производство. Сегодня страна занимает первое место в мире по темпам роста вложения средств в эти отрасли. Активно развивается преподавательская, научно-исследовательская, управленческая и хозяйственная деятельность.
Особое значение имеет то, что государственная политика в деле воспитания молодёжи, формирования её нравственных устоев опирается на конфуцианские традиции. Она призвана сформировать гуманитарноразвитую личность, признающую выработанные тысячелетним опытом ценности китайской культуры, сохраняющую культурную самобытность и стремящуюся к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.
Ведущая роль в современной социально-политической жизни Китая отведена принципам традиционного конфуцианства, и это является залогом успешного социально-политического и экономического развития КНР.
Конфуцианство оказывает непосредственное влияние не только на население Китая, но и на мировое сообщество, особенно на страны азиатско-тихоокеанского ареала: Японию, Корею, Вьетнам и Сингапур. В качестве альтернативы западному индивидуализму Китай предлагает свой путь развития внешнеполитических отношений, основанный на социально-политическом коллективизме, который предполагает мир, дружбу и гармонию между странами. Именно такое взаимовыгодное и взаимообогащающее сотрудничество способно привести к решению первоочередных задач и глобальных проблем, которые стоят перед мировым сообществом. Конфуцианская идеология оказывает благоприятное влияние на будущее развитие всего мирового социума.
Таким образом, актуальность нашего диссертационного исследования заключается в необходимости научного осмысления влияния конфуцианства на политическую и социальную сферу КНР, анализа противоречий и нерешённых вопросов, возникающих в процессе модернизации в современном китайском обществе, что в конечном итоге будет способствовать углубленному пониманию специфики социально-политической жизни современного Китая.
Научная разработанность темы. Учение Конфуция получило широкое распространение и приобрело множество последователей. Они занимались поиском оптимальных решений создания гармоничного общества, опираясь на принципы древнего конфуцианства и развивая конфуцианские идеи. Исследуя данные принципы и идеи, современные ученые адаптируют их к настоящей действительности, пытаются с их помощью найти решение насущных проблем.
С древности до начала XX века (период окончания феодального строя) в истории Китая можно выделить следующих известных деятелей конфуцианства: Мэн-цзы (372 – 289 до н.э.), Сюнь-цзы (313 – 238 до н.э.), Дун Чжуншу (179 – 104 до н.э.), Хань Юй (768 – 824), Чжу Си (1130 – 1200), Ван Янмин (1472 – 1529), Кан Ювэй (1859 – 1927) и др.
После образования КНР многие китайские исследователи отрицали позитивное влияние наследия Конфуция на политический престиж Китая. В годы «культурной революции» конфуцианское учение вообще считалось пережитком старого уклада. Однако в 70-80-х гг. XX века возникла идея переоценки конфуцианского учения, что прослеживается в трудах таких ученых, как Лян Шумин (1893 – 1988), Сюн Шили (1885 – 1968), Чжан Дэйнянь (1909 – 2004), Фэн Юлань (1895 – 1990), Чжан Цзюньли (1887 – 1969), Тан Цзюньи (1909 – 1978), Моу Цзунсань (1909 – 1995), Сюй Фугунь (1903 – 1982), Фан Дунмэй (1899 – 1977), Хэ Лин (1902 – 1992) и др.
В последние годы, особенно после успешной реформы модернизации экономического развития в Китае, растёт количество работ, посвященных исследованию конфуцианства. Среди них видные представители конфуцианской науки: Ду Вэймин, Фан Кэли, Ли Цзэхоу, Ван Цзюньжэнь, Вэй Чжэнтун, Го Циюн, Линь Госюн, Лю Дунчао, Мяо Жуньтянь, Се Сяодун, Цзи Баочэн, Цзян Цин, Чжан Тао, Чжан Яньцяо, Чэнь Лай, Юй Инши, Ян Сяньцзюй, Ян Чаомин, Сун Лилин и др.
Влияние учения Конфуция распространилось на Корею, Японию, Вьетнам, Сингапур и другие восточные страны «конфуцианского» ареала. Свой вклад в исследование конфуцианства внесли японские учёные: Хван Бёнтэ, Ямага Соко, Антэн Чани, Шитянь Мэйянь, Тайцзай Чуньтэй, Бэйцзя Маошу, Ючжилу Тэйлан, Синьфу Цзисаньлан; корейские учёные: Ли Туйси, Хань Чжоувэнь, Лю Чэнго, Чжэн Мэнчжоу, Ли Лигу, Лю Чэндун, Ан Бинчжоу, Ли Дунцзюн; учёные Вьетнама: Жуань Цзиньшань, Чжу Вэньан, Ху Цзи, Жуань Бинцянь, Жуань Юй, Пань Пэйчжу; сингапурские учёные: Чжу Жэньфу, Тан Юй, Чжэн Юннянь и др.
Исследованию конфуцианского учения посвящают свои труды многие западные учёные, которые раскрывают пути и формы преобразования традиционного китайского общества в современное. Среди них следует выделить работы Мэри Эвелин Такер, Джона Бертрона, Джонзефа Р. Левенсона, М. Вебера, Бендтамина Шварца, Теодора Бари и др.
Особый интерес для диссертанта представляют работы советских и российских учёных: А.С. Панарина, А.П. Девятова, Л.С. Переломова, И.И. Семененко, В.В. Малявина, А.В. Аллаберта, В.М. Алексеева, Л.П. Делюсина, А.И. Кобзева, Н.И. Конрада и др. Они рассматривают в историческом аспекте роль и место конфуцианства в модернизации Китая.
История и современная ситуация в России и в Китае имеют немало общих черт в различных сферах общественной жизни. Следуя своим культурным традициям и общей идеологической линии, обе страны перенимали опыт друг друга и взаимно обогащались.
Значимость данной работы заключается в многоаспектном анализе современных исследований конфуцианской идеологии и возможности применения этих принципов для успешного сотрудничества и укрепления дружбы между Китаем и Россией.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является определение степени влияния конфуцианского учения на социально-политическую жизнь современного Китая.
Для реализации выбранной цели автор ставит перед собой следующие исследовательские задачи:
1) определить генезис, основные этапы развития и основополагающие принципы этико-политического учения конфуцианства;
2) показать основные направления изучения конфуцианства в мире;
3) исследовать процесс формирования стратегии развития модернизации Китая на основе реконструкции конфуцианских традиционных ценностей;
4) выявить влияние теории конфуцианской цивилизации на экономическую, социально-политическую и духовную жизнь современного Китая;
5) рассмотреть опыт развития конфуцианства в современном социуме.
Объектом исследования является политика модернизации жизни современного Китая.
Предметом исследования является влияние конфуцианского учения на социально-политическую жизнь современного Китая с его основными тенденциями развития в условиях современной модернизации китайского общества.
Хронологические рамки исследования включают период с начала модернизационной реформы современного Китая до настоящего времени (1978 – 2011 гг.).
Теоретической основой диссертационного исследования являются труды китайских и зарубежных учёных, среди которых можно выделить таких как Ду Вэймин, Фан Кэли и Ли Цзэхоу, которые рассматривали роль и место конфуцианства в модернизации Китая. Кроме того, важное значение имеют труды китайских руководителей Дэн Сяопина, Цзян Цзэминя и других.
Методологическую базу составили общенаучные и специальные политологические методы, среди которых в диссертации был использован системный метод, который позволил упорядочить и систематизировать роль конфуцианства в политике современного китайского руководства. Функциональный метод был использован нами для изучения взаимодействия элементов политики модернизации КНР и присущих им особенных функций с опорой на конфуцианское учение. С помощью институционального метода были изучены институты власти КНР, ответственные за реализацию государственной гуманитарной политики. Применение исторического и компаративистского метода позволило нам рассмотреть динамику исторического развития конфуцианского учения и его влияние на китайское общество на разных исторических этапах, а также сравнить специфику восточной этико-политической системы с аналогичной системой на Западе. Использование цивилизационного метода дало возможность оценить культурно-исторические предпосылки формирования общества, лояльного к принципам традиционного учения конфуцианства в Китае.
Среди общенаучных методов автор использовал эмпирический метод и метод анализа и синтеза. Эмпирический метод был использован для сопоставления различных фактических данных. Широкое применение метода анализа и синтеза позволило, исходя из имеющихся данных, выявить общие тенденции и, наоборот, на основе информации общего характера определить наиболее важные детали для получения новых результатов.
Источниковая база исследования. Решение поставленных задач диссертационного исследования стало возможным благодаря изучению широкого круга источников.
Первая группа основополагающих директивных документов включает материалы XVII съезда КПК, пленумов ЦК КПК, сессий ВСНП, различные постановления и законы в области политических, экономических и социальных реформ, принятые органами власти КНР на разных уровнях по вопросам культурной политики, образования и воспитания.
Во вторую группу источников вошли официальные доклады, выступления и интервью ведущих китайских политических деятелей по разным аспектам социальной и экономической политики Китая на государственном и международном уровнях. В эту группу включены выступления и обращения председателей КНР Дэн Сяопина, Цзян Цзэминя, Ху Цзиньтао, председателя Госсовета Вэнь Цзябао, члена Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК и председателя ВК НПКСК Цзя Цинлиня и др.
Отдельную группу источников составили материалы, опубликованные СМИ КНР. Сюда вошли публикации периодического издания "Жэньминь жибао", являющегося печатным органом ЦК КПК, газеты "Гуаньминь жибао", "Вэнь хой бао", периодических политических журналов "Цю ши", "Сяо кан", научных журналов "Кун цзи" ("Конфуций"), "Кун цзи янь цзю" ("Исследование Конфуция"), "Жу цзя юй эр ши и ши цзи" ("Конфуцианство и XXI век"), "Дан дай син жу сюе" ("Современное неоконфуцианство"), "Фа чжи юй шэ хуэй фа чжань" ("Управление на основе законов и развитие общества"), "Чжун го чжэ сюе янь цзю" ("Изучение китайской философии"), "Чжун го чжэ сюе" ("Китайская философия"), "Фа чжань юй хэ се" ("Развитие и гармония"), "Чжэн чжи ли лунь янь цзю" ("Политические теоретические исследования"), а также материалы крупнейшего в Китае информационного агентства "Синьхуа".
Автором также использованы материалы статей, опубликованных в СМИ России. Среди российских периодических изданий особое место занимают «Российская газета», «Независимая газета», «Известия», «Правда».
Большое количество материалов о влиянии конфуцианства на социально-политическую жизнь современного Китая было почерпнуто в группе Интернет-источников. Это сайты официальных ведомств, профильных служб и международных организаций и институтов по исследованию конфуцианства. Сюда вошла информация официальных сайтов Международного конфуцианства, Китайского конфуцианства, Государственного фонда изучения конфуцианства, Государственного управления по гуманитарной науке КНР и др.
Научная новизна работы. Новизна настоящего диссертационного исследования определяется характером поставленных целей и задач и заключается в следующем:
– проведено комплексное исследование влияния возрождающегося конфуцианства на социально-политическую жизнь Китая и его модернизацию;
– отражена динамика развития конфуцианской моральной политики в период модернизации китайского общества;
– выявлено и показано, что традиционная конфуцианская этика и мораль играют в современной практической жизни роль «регуляторов», обеспечивающего стабильность развития китайского общества;
– дана авторская оценка влияния конфуцианства на международную политику КНР.
Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования. Проведение системного исследования конфуцианства и его влияния на социально-политическую жизнь современного Китая позволяет глубже понять пути развития китайского общества.
Материалы диссертационной работы могут быть использованы в практической деятельности профильных научных и учебных учреждений.
Результаты исследования могут применяться для анализа влияния конфуцианства на социально-политическую жизнь современного Китая. Данное исследование может служить для анализа политических программ преодоления гуманитарных проблем в других странах. Основные положения и выводы диссертации могут быть востребованы в работе государственных органов Российской Федерации для согласования и совершенствования двусторонних отношений с КНР в гуманитарной сфере.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Современная китайская модель развития общества опирается на этико-политическое учение конфуцианства, основой которого является достижение духовного блага человека. Она может рассматриваться как альтернатива западному проекту модернизации, ориентированному на материальные ценности.
2. Основополагающие принципы конфуцианской традиции: (жэнь) – гуманность, (хэ) – гармония, (ли) – ритуал, (сяо) – почтительность, (дэ) – добродетель, (и) – справедливость, долг, (цзюньцзы) – благородный муж и другие. Это архетипические черты китайской цивилизации, значение и важность которых остаются неизменными для китайского народа, что позволяет ей совершенствовать внутренние механизмы самокритики, самопознания и саморазвития. Принципы конфуцианства служат надёжным фундаментом для социально-политического развития современного китайского общества.
3. В ходе проведения модернизации экономики и социально-политической системы складывается современная модель китайского общества. В ней органично сочетаются традиции и инновации. В соответствии с основными положениями модели, важнейшей целью государственной политики Китая, начатой Дэн Сяопином и рассчитанной на период времени до середины XXI века, является реализация конфуцианской идеи «сяо кан» («средний достаток»). Традиционные ценности конфуцианства гармонично сочетаются с принципами социализма, образуя его концепцию с учётом китайской специфики.
4. Некоторые фундаментальные принципы конфуцианства (жэнь, хэ, дэ и другие) имеют важное значение не только для Китая, но и для всего мирового сообщества в целом, так как играют интегративную роль в развитии мирового социума. Современный Китай предлагает свой путь построения внешнеполитических отношений, который основан на социально-политическом коллективизме, мире, дружбе и гармонии между странами. Это способно привести к решению первоочередных задач и преодолению глобальных проблем, стоящих сегодня перед мировым сообществом.
Апробация работы. Апробация основных положений диссертации осуществлена путём публикации научных статей по различным аспектам темы исследования, а также путём выступления на региональных конференциях и конференциях с международным участием во Владивостоке, Чите, Уссурийске (Россия) и Муданьцзяне (КНР).
Структура исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Основополагающие категории и принципы этико-политического учения конфуцианства
Китайская культура является одной из важных составных частей мировой культуры. Традиционная философия Китая представляет собой самостоятельную структуру, которая существовала и развивалась независимо от западной культуры и её традиций. В ней немало специфических воззрений, коренным образом отличающихся от западных традиционных взглядов.
Китайские мыслители первостепенное внимание в своих трудах уделяли изучению общества, отношениям между обществом и природой, нежели изучению самой природы. В этом состоит одна из отличительных особенностей китайской традиции в сравнении с западной. В китайской социальной науке понятие о «единении человека и неба» занимает одну из ключевых позиций. Традиционно в Китае обращали большое внимание и на внутреннее самовоспитание человека. Считалось, что следует при поддержании здоровья одновременно воспитывать характер и моральные качества. В китайской традиции мудрости и внутреннему восприятию придавалось особое значение, но никогда не уделялось достаточного внимания логике и искусству логического анализа14. Можно утверждать, что в Китае издавна существовала своя самобытная философская система, которая оказывала влияние на развитие китайского общества в течение нескольких тысячелетий. Стержнем этой системы было конфуцианство с его основоположниками Конфуцием и Мэн-цзы, даосизм, праотцами которого стали Лао-цзы и Чжуан-цзы, и философия буддийского учения15.
Развитие человеческого общества на Земле ознаменовалось существованием многих великих цивилизаций, однако только китайская цивилизация дожила до наших дней, сохранив свои принципиальные особенности. Это делает её уникальной. Она обладает языком, возраст которого составляет свыше шести тысяч лет. Это, несомненно, результат ряда благоприятных обстоятельств, однако, в первую очередь, следствие особенностей китайской системы письма, этих удивительных, загадочных знаков, каждый из которых хранит в себе часть истории, литературы, искусства и народной мудрости16.
Китайский язык — ключ к цивилизационной специфике Китая. Специфика конкретно-символического мышления делает возможным программирование сознания населения, социализацию в интересах коллективного субъекта. Уникальный феномен китайского коллективизма, скрепляющий воедино власть и общество, объясняется исходя из контекстного характера речи. Он, в свою очередь, закрепляется благодаря ограничениям, накладываемым на различительную способность устной речи иероглифической письменностью. На наш взгляд, китайский язык — есть корень китайского коллективизма, один из важнейших его факторов. Например, китайское слово «гогря» ЩШ — государство состоит из двух компонентов: «го» Щ — государство, «гря» Ш — семья; слово «миньчэ/су» ЙЗЁ - демократия — из компонентов «минь» й - народ, «чжу» ZE — хозяин; слово «дацзя» zfcW — все мы - из компонентов «da» zk. - большой, «цзя» Ш — семья, то есть все мы - большая семья.
Китайские иероглифы были заимствованы многими народами и использовались в национальных культурных традициях целого ряда стран Востока. Письменность в Японии, например, базируется на основе китайской иероглифики. Классические книги Вьетнама и Кореи также были написаны китайскими иероглифами.
Универсальный характер и преемственность культурной традиции китайского письма для носителей различных диалектов делают использование такой иероглифической письменности фактором лингвистического единства китайской нации .
Категория чувств и переживаний, к примеру, передается с помощью графемы «сердце, душа», ( й «синь»). Сам иероглиф «сердце» будто состоит из изогнутой черты и «капель», символизируя лодку в море. В представлении китайцев, сердцем нужно управлять в океане человеческой жизни. Стремление контролировать собственные чувства (душу) прослеживается на примере почтительного обращения. Таким образом, в иероглифе ! наряду со значением «сердце, душа» есть ещё лексическое значение слова «управлять» — умение управлять своей душой.
Управлять своей душой - значит управлять разумом, моралью, самосовершенствованием, управлять душой народа - значит управлять распределением ресурсов, а это и есть сущность политики. Поэтому китайский народ давно осознал политический смысл управления через свой язык. В VI - V веках до н.э. в Древней Греции Сократ (469 - 399 гг.до н.э.) исследовал самопознание как путь к постижению блага. В центр учения он поставил проблему человека как морального существа. А Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.), живший раньше Сократа, уже на государственном уровне начал практическое общественное управление. В его управлении заключалась сущностная причина источника китайского политического руководства18.
В древнем Китае существовали различные школы этико-политической философии, отличавшиеся друг от друга неодинаковым подходом к решению проблемы характера и сущности человеческой личности, а также духовной культуры в обществе и государстве. Именно эти проблемы и методы их решения составляли главное содержание споров и дискуссий, развертывавшихся в древние времена между представителями различных философских школ. В эпоху «Чунь цю» («Весны и Осени») (770 - 221 гг. до.н.э.), когда «расцветали все цветы и соперничали все школы», взоры китайских философов были обращены не столько к природе, сколько к человеку, обществу, государству19.
Среди различных идейно-политических течений древности наиболее заметный след в истории Китая оставило конфуцианство. О Конфуции, великом китайском мыслителе, написано много исследований, высказано множество противоречивых оценок и суждений. В личности Конфуция одни видят закоснелого ретрограда и консерватора, апологета самодержавного правления, другие прогрессивного революционера, демократа, радетеля за права простого народа .
Основные направления интерпретации конфуцианства в мировой научной мысли
Конфуцианство — это китайское этико-политическое учение, разработанное Конфуцием. В Китае это учение известно под названием ІШ («жу»). При рассмотрении языковой составляющей понятия «конфуцианство» открывается его сущностно-содержательный смысл. Иероглиф \щ («жу») состоит из иероглифов А («жэнь») «человек» и Ш («сюй») «нужно». При переводе на русский язык мы получаем словосочетание «человеку нужно». Следовательно, уже сам иероглиф указывает на важность конфуцианского учения для каждого отдельно взятого человека, а возможно, и для всего человечества.
Традиция никогда не относила данное учение к деятельности одного мыслителя. Тем не менее, выделение конфуцианства в качестве самостоятельного учения непосредственно связывается с именем одного философа, который за пределами Китая известен под именем Конфуций . Основные категории конфуцианства - понятия Ш Р {«цзюнъ-цзы») ТУ «благородного мужа», человеколюбия и правил ритуала . «Цзюнь-цзы» - («совершенный человек») должен отличаться двумя основными достоинствами — гуманностью и чувством долга. Этот человек должен быть искренним и честным, бесстрастным, прямодушным. Он должен все видеть и все понимать, быть осторожным в делах и осмотрительным в речах. В сомнении - справляться, в гневе — обдумывать поступки, в выгодном предприятии - думать о честности. В юности он должен избегать вожделения, в зрелости - ссор, в старости - скряжничества. Высший человек безмятежен и свободен; он безразличен к богатству, еде, жизненным удобствам и материальной выгоде. Всего себя он посвящает служению людям, высоким идеям, поискам истины. Постигнув истину утром, он «может спокойно умереть вечером»73.
Принцип Конфуцианства выражен в положении Конфуция: «Человек может расширить дао, но не дао человека». При этом ставилась задача создать новый тип человека, способного воспринимать и расширять дао. Им же является «благородный муж» («грюнь-гры»), — субъект социокосмической середины, гармонично сочетающий в себе естество («чжи») и культуру («вэнь»). «Благородный муж» возделывает почву семейных отношений — «почитание родителей и старших братьев», на которой вырастает человеколюбие («жэнь»), выражающее сущность человека. Человеколюбие приводит к рождению дао и дает движущий импульс долгу, ритуалу, доверию, мудрости, знанию, то есть всем остальным духовным элементам архетипа «у син». Человеческое дао сопрягается с дао судьбоносного Неба через духов предков, нормирующих жизнь современности. В результате человек наделяется Небом природой, характером. Он следует дао Неба и духов предков, как заданному естеством закону, а космос Поднебесной приобретает социоморфное и антропоморфное качества. В конфуцианстве строится иерархия власти в процессе слияния семьи, государства и Неба-космоса: глава семьи — отец рода, правитель государства - отец семьи царства, Небо - отец семьи Поднебесной. Овладеть нравственными ценностями конфуцианства и гармонизировать природно-человеческую Поднебесную есть цель и смысл человеческого существования74.
С началом правления династии Хань, во втором веке до н.э., конфуцианство одержало победу над легизмом и обрело статус официальной идеологии. Конфуцианство было систематизировано Дун Чжуншу, названным «Конфуцием эпохи Хань», и дополнено космологической доктриной. Дальнейшее развитие конфуцианство получило в неоконфуцианстве, которому предшествовал даоско-конфуцианский синтез («учение о сокровенном» — «сюань сюэ»), вызванный проникновением в Китай буддизма .
Согласно конфуцианству, все люди разделяются на пять категорий. Первая - люди привычки, живущие обыденной жизнью; их понятия дальше глаз, ушей и рта не простираются. Вторая - люди грамотные, образованные, живущие в соответствии с законами и обычаями. Третья - люди здравого смысла, одинаковые в горе и радости, невозмутимые философы, умеющие говорить и молчать. Четвёртая - люди прямодушные и истинно добродетельные. Пятая - люди, совершенные во всех отношениях. По Конфуцию, человек обладает способностью совершенствоваться или развращаться по своему доброму или злому умыслу; за злые деяния он заслуживает наказания, за добрые — награды76.
Согласно учению Конфуция, управлять государством призваны благородные мужи во главе с государем — «сыном неба». Благородный муж — человек, который всем своим поведением утверждает нормы добродетели, то есть служит образцом нравственного совершенства. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главной задачей благородных мужей являлось воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие, а именно: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Эти принципы должны были быть перенесены в сферу политики и послужить фундаментом всей системы управления77.
Обратимся к основным принципам конфуцианского учения: 75Гао Юйюань. Свободы, режим и направление развития конфуцианства. Цзинань. Вестник шаньдунского sf& («сяо») - почтительность к родителям и старшим; 4L («ли») — ритуал, нормы морали; \1 («жэнъ») - гуманность, человечность; Ш («дэ») -добродетель, нравственность, мораль, этика; SL («и») — долг, обязанность, справедливость; П («хэ») - гармония, дружба, мир; Ф («чжун») — золотая середина, внутри, середина; ШІ& («гряо хуа») — образование, воспитание78.
Иероглиф Ф («сяо»), означающий почтительность к родителям и старшим, состоит из иероглифов i («лао») — старшие и -? («цзы») — дети. По структуре иероглифа можно судить о взаимоотношениях в семье: «старшие» выше «детей». Следовательно, соблюдение принципа «сыновьей почтительности» заключается в проявлении подчинения и уважения по отношению к старшему поколению. В знаменитой книге ( Ш. сяо цзи
«Почтительность») Конфуций писал: "WiT %7fe"(« " син c& вэй сянъ») — «Из сотен действий, почтительность к родителям — превыше остальных». Данное поведение членов семьи распространяется и на принципы иерархии в обществе: народ подчинен государству, государство - высшим силам, Небу. Соблюдение принципа «сяо» упорядочивает отношения не только между людьми, но и между обществом и властью. 4L («ли»), что значит ритуал, нормы морали. Он также относится к соблюдению принципов старшинства в семье и иерархии в обществе. Если принцип почтения «сяо» регулировал взаимоотношения, то ритуал «ли» указывал на соблюдение принципа иерархии, проявляющегося в приветствиях, одежде, условиях быта.
Идеология конфуцианства в модернизации экономики и политической системы в период с 1978 по 2002 гг
Тосан - единственная из провинциальных школ, которая удостоилась чести проводить государственный экзамен. Он проводился один раз, в конце XVI века. Выдержали экзамен лишь 6 человек, многие из которых впоследствии стали видными государственными мужами. Ведь, как говорил Конфуций: «Нелегко встретить человека, который, отдав учению три года, не мечтал бы занять высокий пост»115.
Континентальный Китай оказал сильное влияние на отделенные от материка островные части - Тайвань и Гонконг. Идеи демократии были соединены с конфуцианской традицией, что способствовало общественному подъему. День рождения Конфуция (28 сентября) на Тайване является государственным праздником. В политическом устройстве Тайваня действовал Экзаменационный юань, отвечающий за зачисление на службу всех должностных лиц116.
Конфуцианство оказало большое влияние на этико-политическую систему многих стран юго-восточной Азии. В Сингапуре - государстве китайских эмигрантов — благодаря стараниям президента Ли Гуаняо построено образцовое конфуцианское общество. Достигнута редкая для Азии чистота, аккуратность и высокий жизненный уровень. Уличной преступности нет; проявление внимания к женщинам, курение, распитие алкоголя, в общественных местах запрещено117.
Конфуцианская мораль заполняет все стороны человеческих отношений. Соблюдая её, разбогатевшие люди не теряют связи со своим прошлым, помогают бедным слоям населения, честным трудом приобретая всеобщую поддержку и уважение. Для молодых людей они становятся кумирами.
Основные школы западной синологии, занимавшиеся исследованиями процесса модернизации Китая, сложились ещё до начала нынешних реформ в КНР. Поэтому долгое время в основе представлений многих западных китаеведов о путях и импульсах перехода традиционного китайского общества к обществу современному была убежденность в том, что главным или даже единственным двигателем этого преобразования служит Запад, его культура, институты, технологии. Среди первых к этой идее обратился один из крупнейших социологов М. Вебер . Он впервые поставил задачу показать отличие «духа» восточных религий, в частности, конфуцианства, от протестантизма. Вокруг работ Вебера развернулись широкие дискуссии, разработанная им методология во многом способствовала сравнительному изучению стадий и типов эволюции различных обществ119.
Наибольшим влиянием среди западных китаеведов пользовалась школа, основоположником которой был профессор Гарвардского университета Джон Кинг Фэйрбэнк. Рассматривая всю современную историю Китая как ответ на вызов Запада, Фэйрбэнк и его последователи придавали китайским движущим силам лишь подчиненное значение. Такой подход проистекал, отчасти, от того обстоятельства, что большинство работ Фэйрбэнка посвящено истории Китая XIX столетия, когда фактор непосредственного столкновения Китая с Западом приобрел особенное значение .
Устаревшей представляется сегодня и еще одна школа, игнорировавшая влияние традиционного наследия. Это — школа, созданная в конце 60-х гг. XX в. Дж. Левинсоном. Воззрения представителей данного направления провозглашали смертный приговор конфуцианству, которому было «предназначено продолжать своё существование лишь в музее древностей», согласно главному тезису Левинсона. По его мнению, к изживанию прошлого ведет, прежде всего, современный национализм. Левинсон исходит из того, что конфуцианство исчерпало свои возможности и стало тормозом в развитии Китая в начале XX в. Этому тезису противоречит тот факт, что постепенное обращение к конфуцианским ценностям и, в конечном итоге, возрождение сего конфуцианства наблюдается в КНР сейчас . Данные концепции в современной синологии считаются уже достаточно устаревшими.
В последнее время на Западе стали популярны различные прикладные исследования традиций. Изучение конфуцианских традиций преимущественно делится на две ступени. Вначале рассматривается сама традиция с уклоном в сторону её практической реализации. Исследуется также, насколько это возможно, значение данной традиции в сфере политической жизни. Затем делаются предположения о воздействии данной традиции на современное китайское общество или о непосредственном использовании ее в определенных целях.
В этой области известны исследования многих русских учёных и переводчиков, таких как Л. С. Переломов, И.И. Семененко («Лунь юй»), А.С.
Мартанов («Мэн-цзы»), и В.Ф. Феоктистов («Сюнь-цзы») . Начиная с писателя Л. Н. Толстого, который испытывал большой интерес к конфуцианской мудрости и морали, и заканчивая известным синологом современности В. В. Малявиным, многие трактовали данное учение по-разному. В качестве примера исследований последних десятилетий можно выделить работы современного российкого политолога А.С. Панарина. В книге «Глобальное политическое прогнозирование» он противопоставляет идеи Востока и Запада, сравнивая философские течения, пытается определить дальнейший путь развития России. По мнению А.С. Панарина, западное потребительское общество не соответствует идеалам человеческой цивилизации, несмотря на то, что весь мир стремится ему подражать.
Актуализация конфуцианства в социальной сфере современного Китая
На современном этапе китайское правительство уделяет серьезное внимание повышению профессионализма преподавателей и улучшению их социального статуса. В 1993 г. в Китае был обнародован «Закон о преподавателях Китайской Народной Республики», который содержит чёткие положения о правах и обязанностях преподавателей, о цензе и приеме на работу преподавательских кадров, о воспитании и подготовке преподавателей, а также об их проверке, поощрении, зарплате и о юридической ответственности . По мере стремительного развития образования в последние годы в Китае наблюдается заметный рост профессионального мастерства педагогов. Педагогическая деятельность является важным звеном для прогресса дела образования, имеющего большое значение в социально-экономическом _ развитии страны. На XVII сеъзде КПК была поставлена задача повышать статус учителей в обществе, улучшать условия их работы и жизни262.
В целях повышения квалификации педагогов правительство разработало программу по созданию союза сетевого обучения преподавателей. Задача этой программы заключается в том, чтобы путем информатизации образования способствовать модернизации средств обучения преподавателей; чтобы посредством образовательной сети для преподавательских кадров, спутникового телевидения и интернета предоставлять педагогам возможность эффективного обучения, проводить масштабную, высококачественную, всестороннюю подготовку и обучение учителей начальных и средних школ с целью значительного повышения их квалификации.
Согласно законам в области образования, в стране осуществляется режим учительского ценза, внедряется план по подготовке миллионов директоров школ для дальнейшего повышения управленческого уровня учебных заведений. В настоящее время среди преподавателей вузов 9,5% профессоров и 30% доцентов. Молодежь и люди среднего возраста являются ведущей силой педагогики, в вузах преподаватели в возрасте моложе 45 лет составляют около 80%. Преподаватели в системе высшего образования ведут разнообразные научные исследования и являются главной силой в этой области. Многие из них выступают лидерами в интеллектуальной и научно-технической сфере.
Сегодня во всех высших учебных заведениях работают 280 академиков АН Китая (39,6% от общего числа действительных членов АН Китая) и 234 академиков Академии инженерных наук Китая (33,2% от всех членов АИН Китая)263.
Согласно статистическим данным, за более чем двадцать лет реформы образования заработная плата преподавателей вузов, учителей начальных и средних школ выросла соответственно в 17,8 и 10,9 раз264.
В начале проведения политики реформ и открытости по уровню доходов учителя всегда занимали одно из самых последних мест. В 2005 г. среднегодовой размер оплаты труда преподавателей превысил 23,3 тыс. юаней (прирост по сравнению с 2005 г. составил 2,5 тыс. юаней, по сравнению с 1985 годом - 22,1 тыс. юаней), учителей средних и начальных школ - 15,3 тыс. юаней (на 658 юаней больше, чем в 2004 г., и на 13,2 тыс. юаней больше, чем в 1985 г.).
В последние годы заметно улучшились жилищные условия педагогов. Согласно статистическим данным, в 1993 г. на каждого педагога в среднем приходилось лишь 6,9 кв. м жилья, что на 0,6 кв. м ниже среднего уровня городских жителей. К концу 1999 г. этот показатель достиг 10,3 кв.м., а в 2005 г. на каждого педагога уже приходилось в среднем до 22,05 кв.м..
На протяжении многих лет отсутствие жилья было серьёзной проблемой для многих китайских педагогов. Большое количество семей учителей и преподавателей не имело собственных квартир и ютилось в общежитиях или временных помещениях.
Данные министерства просвещения КНР показывают, что за более чем десять лет 167,3 млрд. юаней было вложено в строительство квартир для учителей и преподавателей. За счёт этих средств были построены квартиры общей площадью в 200 млн кв.м.265.
Возрождение конфуцианских идей в области образования и воспитания одни исследователи напрямую рассматривают как способ сохранения культурной идентичности, а другие придают значение важной роли традиций в становлении современного общества. Те и другие склонны расценивать реанимацию конфуцианства как политический способ смягчения и решения социальных и политических проблем, а также способ строительства духовного и нравственного фундамента жизни китайцев.
В 2008 г. в Пекине во время Дня учителя премьер министр КНР Вэнь Цзябао выступил с праздничными поздравлениями в адрес более чем 10 млн. учителей и педагогов всей страны. Он заявил, что в основе всех долгосрочных планов должно лежать образование.
При этом глава правительства подчеркнул, что одной из первостепенных задач государства является поддержка развития школьного образования. «Только тогда, когда каждому человеку доступно образование, может быть воплощено социальное равенство и улучшено качество жизни граждан», -сказал Вэнь Цзябао266.
По словам премьера, в течение пяти лет в Китае будет полностью ликвидирована неграмотность и распространено всеобщее обязательное образование. Правительство выделит специальные ассигнования для улучшения условий обучения в начальных и средних школах и, в частности, в школах на селе. Одновременно будет кардинально перестроена система подготовки высококвалифицированных учительских кадров.
Во время беседы с 88-летней танцовщицей Дай Айлянь премьер сказал, что надлежит усилить воспитание студентов через приобщение их к сфере искусства и культуры. От имени правительства он заявил о государственной поддержке развития образования в этих областях .