Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре Китая Жамсаев, Михаил Батожапович

Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре Китая
<
Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре Китая Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре Китая Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре Китая Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре Китая Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре Китая Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре Китая Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре Китая Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре Китая Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре Китая
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жамсаев, Михаил Батожапович. Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре Китая : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11. - Улан-Удэ, 2005. - 127 с. : ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1: «Формирование политической культуры Китая» 9

1 «Религиозные, этические и социальные истоки формирования политической культуры Китая» 9

2 «Политические и экономические условия формирования политической культуры Китая» 19

3« Синтез конфуцианства и легизма как теоретическая основа формирования политической культуры Китая» 26

Глава 2: «Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре императорского Китая и Нового Времени» 53

1 «Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре императорского Китая» 53

2 «Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре середины XIX - начала XX вв.» 62

Глава 3: «Роль традиций в современной политической культуре Китая»76

1 «Традиции легизма и конфуцианства в политических взглядах и деятельности Мао Цзэдуна» 76

2 «Новые и старые традиции в современной политической культуре КНР» 96

Заключение 112

Список литературы: 114

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Исторически сложилось так, что интерес к китайской цивилизации в целом и, конкретно - к политической культуре Китая никогда не угасал в научных кругах, особенно в нашей стране. Политические, социальные и экономические процессы в развитии нашего восточного соседа обращали на себя пристальное внимание не только из-за уникальности его культуры, но и благодаря тому геополитическому значению, которое оно занимает в мире.

Особенно актуально исследование политической культуры Китая сейчас, когда мы наблюдаем бурное развитие экономики этой страны. Интересен факт гармоничного сочетания традиционной политической культуры и новейших плодов мирового прогресса, исключительный опыт бережного сохранения национальной традиции при высоком развитии техники, все большей интеграции в мировую экономику и коммуникативную сеть.

Со времен эпохи просвещения цивилизация Китая была удивительным примером усвоения культурных и научных достижений Запада, что происходило без утраты собственной культурной самобытности. Весьма характерна для понимания Китая мысль, сформулированная Вольфгангом Бауэром: «Китай испытывает очень сильное влияние прошлого. Однако отношение к нему, стало сложнее. С одной стороны, многие проблемы, с которыми сегодня приходится сталкиваться современному Китаю, мало отличаются от тех проблем, с которыми имел дело старый Китай, с другой -наблюдается лихорадочное стремление освободиться от всего старого» . Однако освобождение от старого отнюдь не означает его полного отрицания.

' Bauer W. The Chine and Hoping for the Happiness. The Paradise. The Utopian. The Ideals. New-York London. 1973. P.- 12.

Это лишь попытка осмыслить новое на базе традиционного. Такой подход особенно характерен политической культуре Китая, который сохраняет свою уникальность. Традиции, пришедшие из глубокой древности, и сегодня имеют актуальность, где особое место занимают легизм и конфуцианство.

Состояние научной разработанности исследования. Проблема
политической культуры была рассмотрена такими зарубежными

исследователями, как Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай, И. Розенбаум, Д. Элазар, У. Блюм, Р. Роуд, Д. Каванах, М. Дюверже, Р. Шварценберг, Е. Вятр, Д. Пол, Ч. Тэйлор, Р. Такер, А. Мейер, С. Уэлч, Л. Диттмер, Д. Истон, У. Митчелл, К. Дойч, Л. Халман, П. Эстэр и др. Этой теме также посвятили свои работы отечественные исследователи: В.О. Руковишников, И.А. Василенко, Ф.М. Бурлацкий, А.А. Галкин, К.С. Гаджиев, Д.В. Гудименко, Г.В. Каменская, М.М. Назаров и др.

В отечественной синологии проблемы государственного устройства, политики и власти в рамках изучения истории, философии и культуры Китая были рассмотрены в работах Ю.Л. Кроля, В.В. Малявина, И.А. Стручкевича, Л.С. Васильева, В.М. Крюкова, А.И. Кобзева, Н.И. Конрада, СЮ. Лепехова, О.Н. Бороха, М.Л. Титаренко, В.Г. Бурова, В.Ф. Феоктистова " и др.

Феоктистов В. Ф. Эволюция идейно-теоретической платформы Коммунистической партии Китая в 1976-1987 гг. М., 1991. 241 с. - ИВ. № 9 Маоизм и судьбы социализма в Китае. - ПДВ. 1977. №3; Кроль. Ю.Л.. Сафронов М.В., Чебоксаров П.Н.. Древние китайцы: проблемы этногенеза. М.. 1978; Гафропон М.В.. Пространственные представления спорящих сторон в «В рассуждении о соли и железе» Хуань Куаня.(1 в. до н.э.), //«Государство и общество в Китае». - М., 1978: Кроль. IOJI.O концепции «Китай - варвары».// Сб. «Китай: общество и государство». - М., 1973; Он же. Ханьское право и «ассоциативное мышление».-М., 1972; Он же. Рассуждения Сыма Цяня о «шести школах». // «Китай: история, культура и историография».-М.. 1977; Он же. Сыма Цянь историк. - М., 1970; Малявин В.В. Китай в XVI-XV1I веках: Традиция и культура. М.: Искусство, 1995. 288 с: Он же. Конфуций. - М.: Молодая гвардия. 2001. - 357 с; Он же. Молния в сердце. М.: Наталис, 1997. 365 с.; Стручкевич И.А., Васильев Л.С. Три модели возникновения и эволюции докапиталистических обществ. // «Вопросы истории», - М., - 1966,. - № 3. С. 124-145: Васильев Л.С., Стручкевич И.А. Гри модели возникновения и эволюции докапиталистических обществ. - «Вопросы истории», - М., 1966. - №5.- С.201 239; Васильев Л.С. Аграрные отношения и община в древнем Китае. М., 1961; Он же. Возникновение и формирование китайского государства. <<' Сб. ста гей: «Китай: история, культура и историография». - М., 1977: Он же. Проблемы генезиса китайской мысли: (Формирование основ мировоззрения и менталитета). - М.: Наука. Гл. Ред. Вост. Лит., 1989. 309 с; Он же. Проблемы генезиса китайской цивилизации. М.. 1976.; Он же. Традиция и проблемы социального прогресса к истории Китая./.'Сб. статей «Роль традиции в истории и культуре Китая». - М., 1972.; Крюков В.М. Ритуальная коммуникация в древнем Китае. - М. - ИВ РАН, 1997. С. 298. Он же. Текст и ритуал: Опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Ииь-Чжоу. - М.: Памятники исторической мысли, 2000. С.464: Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. - М.. 1983: Н.И. Конрад, Запад и восток. Статьи. - М., 1980: Он же. Избранные труды. - М.,1977; Ленехов СЮ. Ролі. Мадхьямнки в становлении восточной цивилизации. - У.-У. 2002 ; Ьорох О.Н. Современная китайская экономическая мысль. - М.: Изд. Фирма "Вост. Лит." РАН, 1998. 293 с; Титаренко М.Л. Китай: цивилизация и реформы. -

В.М. Крюков оценивает влияние ритуальной коммуникации в формировании древнекитайской цивилизации. MB. Сафронов, Ы.Н. Чебоксаров, Ю.Л. Кроль в коллективной монографии «Древние китайцы: проблемы этногенеза» исследуют проблемы формирования национального самосознания и культуры китайцев, затрагивая политическое развитие древнего Китая. В трудах Л.С. Васильева получила подробную разработку проблема формирования традиционных основ политической системы Китая. СЮ. Лепехов затрагивает отдельные аспекты политической культуры в свете роли религиозной деятельности в Китае, отношения императорской власти к буддизму и их взаимоотношения. В.Г. Буров исследуя китайскую философию, показывает преемственность древнекитайской и современной философии в ракурсе общественных и политических процессов.

О политических традициях в современной политической жизни КНР писали ученые: В.Я.Сидихменов, М.В. Карпов, В.А. Богословский, СР. Белоусов, СЛ. Тихвитский, А.В. Меликсетов3.

Непосредственно роли традиций в политической культуре Китая посвящены работы нескольких отечественных исследователей. Коллективная монография «Традиции в общественно-политической жизни и политической культуре КНР/Отв. ред. М.Л. Титаренко, Л.С Переломов». Эта тема затрагивается в ряде статей и монографий Л.С. Переломова. Так в его работе «Конфуцианство и легизм» подробно рассматриваются взаимоотношения легизма и конфуцианства, их роль в становлении политической культуры. Специальное исследование проблемы традиции политической культуры КНР

М.: Республика. 1999. 256 с; Он же. Россия и Восточная Азия: Вопросы международных и межцивилизационных отношений. - М.: Фабула: Кучково поле, 1994. 319 с: Буров В.Г. «Современная китайская философия». - М. 1968 и лр.

Меликсетов А.В. Победа китайской революции: 1945 1949. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1989; Силихменов В.Я. Эволюция представлений о социализме в КНР (1953-1994). - М., 1996. 166 с; Он же. (ИБ: № 12). Социально-экономические и политические проблемы Китая в новое и новейшее время. Сб. Ст. / Отв. Ред Г.Д.Сухарчук. М.: Наука. Гл. Ред. Воет лит.. 1991. 367 с; Ьелоусов С.Р. Китайская версия "юсударственного социализма"' (20-40-е гг. XX в.). - М.: Наука. Гл. Ред. Вост. Лит.. 1989. 222 с. Усов В.Н. КНР от «большого скачка» к «культурной революции» (1960-1966 гг. ): В 2 ч. - М., 1998. 4. I. 221 с: Костясва А.С. Тайные общества Китая в первой четверти XX века. - М.: Изд. Фирма "Воет Jim." РАН. 1995, 240 с. : Алексеев ИЛ.. Нагорный А.Л., Паркапский А.Ь. Американские китаеведы об жчжочикс и политике Китая сегодня и завтра. - М.: Наука. I л. Ред. Вост. Лит., 1989. 302 с; Тихвинский C.JI. Путь Китая к объединению и независимости, 1898-1949. По материалам биографии Чжоу Эньлая. - М.: Изд фирма "Вост. Лит." РАН, 1996. 575 с.

принадлежит Н.А. Абрамовой . В своей монографии «Политическая культура Китая. Традиции и современность» она утверждает, что «содержание и направленность процессов, происходящих в Китае, находятся в русле главных составляющих традиционной политической культуры», также проводит детальную разработку методологии исследования политической культуры КНР.

Также следует отметить работы по традиции в современной политической культуре и политической жизни КНР следующих зарубежных исследователей: Р. Соломона, Л. Пая, Л. Хуана, Р. Лифтона, И. Саари, Б. Шварц, В. Бауэра, X. Капура, Цзе Сюн .

В китайской научной литературе отдельные аспекты политической культуры Китая рассматривают Фэн Юлань, Ян Юнго, Ван Хунин, Линь Шанлинь, Чжан Шаохуа, Оу Янцзин, Чжу Хуанхэ, Ан Цзингун, Ван Шаосинь, Сюй Датун, Чжан Синцзю, Ши Сюехуа, Лин Сунлэ.

В целом, оценивая степень изученности проблемы традиций легизма и конфуцианства в политической культуре Китая, необходимо отметить следующее. Хотя синологической наукой накоплен богатый материал по легизму и конфуцианству, а также достаточно разработана теория политической культуры Китая, до сих пор неї комплексных исследований традиций легизма и конфуцианства в политической культуре Китая с начала ее формирования до ее современного состояния.

1 Н.А. Абрамовой. Политическая культура Китая. Традиции и современность. - М., 2001; Она же. Методологические проблемы исследования Китая и пути их решения. - Чита. ЧитГТУ, 2001. Она же. Конфуцианство в Духовной культуре Китая: социально-политические Традиции и современность. - Чита: ЧшГТУ, 2001.

"Solomon R. Mao's Revolution and The Chinese Political Culture. - 1971. -531 p. Communications Patterns and The Chinese Revolution'/ China and Ourselves'/ 1967. №32 p.88- 110; Huang I. J. The role ol" religion in CommunistChinese Society// Berkeley. Asian Survey vol. 1-9.1971 - №7.- P.603-708; Bauer W. The Chine and Hoping for the Happiness. The Paradise. The Utopian. The Ideals. New-York London. 1973: Hsiung J. C. Ideology and Practice. The Rvolution of Chinese Communism. New York. 1979; Huang L.J. The role of religion in CommunistChinese Society// Berkeley Asian Survey vol. 1-9.1971 - №7.- P.603-708: l.ifton R. revolutionary Immortality. Mao Tse-tung and the Chinese Cultural Revolution. New York. 1968: Saari J. China's Scpccial modernity7 China and Ourselves - Boston. 1970.-p. 49-68: Schwartz B. The Reign of Virtue: Some Boat Perspectives on Leader and Party in the Cultural Revolution//The China Quaterly, 1968. - №35. p. 1-17; VVcich S. Concept of Political Culture. - L., 1993.

Цель диссертационной работы заключается в исследовании роли традиций легизма и конфуцианства в политической культуре Китая с начала ее формирования до ее современного состояния.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

исследование формирования политической культуры в период Чжоу;

- анализ взаимодействия легизма и конфуцианства как традиционных
элементов политической культуры Китая;

- раскрытие роли традиций в политической истории императорского
Китая, Нового и Новейшего Времени;

выявление традиций в современной политической культуре Китая и их типолог нзация;

Объектом исследования является политическая культура Китая.

Предметом исследования - традиции легизма и конфуцианства в политической культуре Китая.

Гипотеза исследования - в политической культуре Китая имеют -огромное значение традиции легизма и конфуцианства; их значимость сохраняется и в наши дни.

Теоретико-методологические основы исследования составили общенаучные методы познания: логический и исторический, аксиологический и компаративный, обобщения и абстрагирования, а также дедукции и индукции.

В диссертации также в качестве теоретических основ исследования политической культуры использовались груды И.А. Абрамовой, Л.С. Васильева, Л.С. Переломова и С.Л. Тихвинского.

Основные положения, выносимые на защиту: Основные принципы политической культуры Китая сформировались в древний период (У- III вв. до п.).) и на протяжении всей его исюрии оставались неизменными.

Легизм и конфуцианство играют направляющую и системообразующую роль в политической истории и политической культуре Китая.

Традиции философско-политических учений легизма и конфуцианства оказали большое влияние на формирование идейных убеждений и практическую деятельность реформаторов Китая в конце XIX в. - нач. XX в., а также Мао Цзэдуна.

На современную политическую культуру Китая оказывают влияние традиции трех уровней: а) исторические, наиболее универсальные, традиции старою Китая, оказывающие влияние на идеологию; б) исторические, связанные с практикой и методикой политической борьбы; в) социалистические, революционные традиции периода гражданской и антияпонской войны.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- осуществлен комплексный анализ формирования политической
культуры Китая в эпоху Чжоу, выявлено, что конфуцианство и легизм
составляют системобразующее начало политической культуры Древнего
Китая;

исследованы традиции легизма и конфуцианства в политической культуре Китая на всем протяжении его исторического развития, установлено, что их значимость сохраняется до наших дней;

выявлены различные уровни традиций в современной политической культуре КНР, дана типологизация этих уровней.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и выводы диссертации могут быть использованы для дальнейшего изучения проблем политической культуры Китая. Результаты исследования также могут найти практическое применение при подготовке учебных пособий, семинаров и курсов по политологии, истории, истории философии, социальной философии.

Апробация работы: Основные положения диссертации

докладывались автором на ежегодной научно-практической конференции

преподавателей, научных сотрудников и аспирантов БГУ, посвященной 10-летию БГУ, г. Улан-Удэ, 2005; IV региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научный и инновационный потенциал Байкальского региона глазами молодежи» (г. Улан-Удэ, апрель 2005). По теме диссертации опубликованы 4 статьи.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, общего заключения и списка использованной литературы.

«Религиозные, этические и социальные истоки формирования политической культуры Китая»

Термин политическая культура заключает в себе такие фундаментальные категории, как "политика" и "культура". Политическая культура - это понятие, которое отражает уровень воплощения и развития общественно-политического исторического опыта и знаний в процессе деятельности людей, групп, а так же способ использования ими этого опыта. В объективном смысле политическая культура - есть исторический опыт, память общества в политической сфере, которая и определяет политическое сознание и поведение политических субъектов. Попробуем обозначить наиболее существенные черты этого феномена.

Итак, политическая культура - не изолированное явление, а одна из подсистем глобальной культуры, находящаяся в различных зависимостях с её частями: экономической, правовой, моральной, религиозной, художественной и т.д. Также важнейшей характеристикой политической культуры является уровень овладения политическими знаниями и опытом, накопленными предшествующей историей. Причём, усвоенные политические знания, принципы, нормы, только тогда могут рассматриваться как элементы культуры {отдельного человека, группы), когда они воплощаются в их деятельности, вошли в привычку. Поэтому в настоящей диссертационной работе уделяется большое значение историческому развитию политической культуры Китая.

Формирование политической культуры Китая восходит к глубокой древности. У ее истоков лежат древние верования китайцев. Это связано с культом Неба, который лежит в основе ритуала Ч.жоу, своеобразного регулятора социальных отношений древнекитайской цивилизации. Без детального и более пристального изучения этого вопроса на наш взгляд невозможно говорить об исследовании политической культуры Китая.

До III века до н.э. феодальное общество Китая обусловливало раздробленность страны на множество уделов. Это достигалось теми традициями и социально-правовыми нормами, которые, бесспорно, прежде всего, присущи только феодальным обществам. Здесь, мы рассмотрим трансформацию некоторых элементов этих традиций и норм, в контексте процесса централизации древнего Китая имевших место в IV-III веках до н.э. (период Ч.жанго).

Множество средних и мелких уделов жили во многом независимой политической жизнью. Стержень до этого периода, объединявший, эти уделы в некое аморфное подобие единого государства или же, иначе говоря, создавший некое единое культурно-политическое пространство - имел религиозно-политическое происхождение.

В современной литературе можно достаточно часто встретить упоминания о культе Неба в контексте древнекитайской культуры. И не зря. Культ неба как квинтесенция традиционных верований на протяжении тысяч лет имел значительное влияние на общественную мысль Китая. Влияние традиционных верований, поэтому, чувствуется во всех (и не только в ранних) вариатах философских школ Китая, и в конфуцианстве, и в даосизме, в легизме и даже в буддизме, как та основа на которой выросла и получило свое направление развитие духовной жизни китайского общества.

Процесс формирования древних верований происходил в самом раннем периоде истории Китая. Впервые религиозные идеи прослеживаются в дошедших до нас письменных памятниках эпохи Шан-Инь {XVI-XI вв. до н.э.). Многочисленные надписи гадательного и ритуального характера на костях животных и панцирях черепах несут довольно ясные сведения о религиозной культуре того времени.

В эпоху Западного и Восточного Чжоу мы видим дальнейшее развитие ритуала Чжоу. В 1027 г. до н.э. власть династии Шан-Инь пала под ударами объединенной коалиции племен возглавляемой Чжоу. По хотя LIJaH-Инь пала, а на ее территории правила новая династия Чжоу, тем не менее, элементы культуры Шан сохранились.

Из свидетельств китайских источников можно сделать вывод, что просто «военное» свержение династии Шан уже в то древнее время воспринималось как нелегитимный акт, с точки зрения идеологии или иначе говоря религии. Потому не удивительно, что правитель чжоусцев У-ван (победитель, воинственный царь) после своей победы первым делом совершил жертвоприношение в честь шанского Шан-ди, как бы подтверждая свою идеологическую победу. Это явилось ключевым моментом для дальнейшего формирования кульга предков, первопредка и верховного повелителя всего сущего Шан-ди и в конечном счете культа Неба.

Шан-иньский культ Шан-ди впоследствии при династии Чжоу был переработан и превратился в культ Неба. Шан-ди божественный первопредок покровительствовал своим прямым потомкам, управлявшим от его имени Поднебесной. Этот культ развивался из более древнего культа предков и первопредка. С усложнением структуры общества культ предков претерпел глубокие изменения, все больше и больше приобретая политическое и идеологическое значение для формирующегося государства. С выделением наследственной аристократии во главе с ваном сформировался и культ божественного первопредка покровителя династии. Причем это происходило при династии Шан-Инь и как следствие наблюдалось и при династии Чжоу. К тому же такая сакрализация власти ставила представителей династии Шан а после и Чжоу в исключительное положение в идеологическом смысле.

Синтез конфуцианства и легизма как теоретическая основа формирования политической культуры Китая»

Начиная с периода Чжанго, происходит секуляризация китайского общества. В сфере идеологии это наблюдалось в том, что происходит демифологизация китайской истории. Имена древних богов превращаются в имена чиновников, якобы живших в мифическое время.[ 176; 124-131] В результате многие старинные бої и и древние жрецы стали осознаваться ретроспективно только как «чиновники». Происходило подтягивание традиций к вновь возникшим представлениям и нормам. С конечным результатом данного сложного и многовекового процесса отраженного частично в древних текстах частично в комментариях к ним. сквозь призму которых поколениями и часто имели и имеют дело исследователи древнекитайского общества. Упадок родовой аристократии Чжоу привел к тому, что религиозные культы уже не воспринимались наиболее культурными слоями населения как нечто священное и обязательное. Все более и более разрушается система, при которой государство опиралось на систему ритуалов. В период Чжапго мы видим, что сначала один, а после и другие князья объявляют себя полноправными ванами. Авторитет династии Чжоу, соответственно был повержен.

Обострение борьбы китайских княжеств оказывает все большее влияние на общественную мысль. В поисках идеологического обоснования своей экспансии некоторые правители некогда единого, по крайней мере, в признании своего вассалитета к династии Чжоу, обращается к вновь возникшим учениям современных им философов, искажают сам ритуал Чжоу. В V-HI вв. до н.э. возникло и развилось множество философских школ, их было так много, что китайцы говорят о них, как о «Ста школах».

Эпоха «ста школ» это время зарождения древнейших философских учений Китая. Генезис этих школ происходил в сложном процессе взаимодействия положительного знания и мифологического мировоззрения обусловленного исторической необходимостью, которая есть производная экономических и социальных изменений внутри общества, а также способности человеческого разума и в конечном итоге его деятельности исподволь или намеренно порождать различные инновации. Нельзя точно датировать период соревнования «ста школ», когда началось противостояние различных учений, в том числе конфуцианства и легизма, но примерно его можно определить как время со второй половины периода Чуньцю до конца периода Чжаньго. Появление школ, которые являлись носителями философской мысли, зафиксированы именно в этот период. Развитие таких учений как конфуцианство и легизм один из примеров : того процесса. В период «Ста школ» активно обрабатывается культурное и идеологическое наследие ритуала Чжоу. Как уже говорилось основа философии Китая - это ритуал Чжоу

При расцвете ритуальной системы родовая аристократия была не только политическими властителями и землевладельцами, но так же еще и единственными, кто мог получить образование. Так дома удельных властителей становились центрами не только политического и экономического могущества, но и знания. Вокруг них собирались чиновники так же выходцы из рядов родовой аристократии, обладающие специальными знаниями в различных областях наук. У простолюдина же шансов получить образование практически не было, поэтому не было среди них и людей знания- ученных мужей, все образованные, так или иначе, находились на службе. «Не существовало разделения на чиновников и учителей» как говорили об этом времени китайские мыслители. [128;85]

Но уже в VII в. до н.э. встречались аристократы, которые вследствие войны или каких-либо иных причин, утратили и земли и титулы, и опустились до уровня если не простолюдина, то хотя бы до наемника, хоть и родовитого. Это сопровождалось тем, что представители более низких сословий те же ши, торговцы, богатые общинники и готень, получившие вместе с вновь приобретенным капиталом некоторую толику независимости, стремились приобщиться к власти, что им порой прекрасно удавалось благодаря своему умению и фаворитивизму. Но все же без должного образования сделать это не представлялось возможным. Спрос рождает предложение, и поэтому знание вышло за пределы родовых домов, и стало распространяться по стране. Это и есть на наш взгляд начало эпохи соревнования «ста школ».

Как бы то ни было, когда отдельные представители бывшей знати и чиновничества утратив свое привилегированное положение, разбредались по стране, они стали зарабатывать себе на жизнь {каждый в меру своих сил и способностей) своими знаниями и умениями. Это и породило различия между чиновником и ученым {учителем), так как некоторые из них стали зарабатывать на жизнь только преподаванием.

Конечно, многочисленность школ объясняется не только различиями в политических взглядах и методах рассмотрения метафизических вопросов, но и тем, что сами эти учения специализировались в разных областях знания. Например, были знатоки классической литературы, исполнения ритуалов и музыки. Были люди известные как жу или ученые. Были полководцы и стратеги. Были специалисты по ораторскому искусству, известные как бьянь-чже и искусные в споре. Были специалисты по магии, астрологии и нумерологии, которых называли фанши - практикующими оккультные науки. Встречались и политики-практики, служившие советниками у феодальных правителей. Их называли знатоки методов. И, наконец, были люди, обладавшие знаниями, и талантами, которых переполняла боль за политическую смуту той поры и которые ушли из человеческого общества в мир природы. Их называли инь-чже «отшельники» и «затворники» [99; 150-154].

«Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре императорского Китая»

Будучи и так довольно специфичным по своей сути учением, легизм оказался скомпрометирован как идеология разрушенной империи Цинь. При создании нового варианта конфуцианства, которое обеспечило впоследствии нужды императорского Китая, легизм подвергался яростной критике. По эта критика носила тенденциозный характер, который являлся лишь некой разновидностью общественной памяти запечатлевшей ужас репрессий и войн прошедшей эпохи. Богатый теоретический и практический опыт легизма, тем не менее, стал существенной частью конфуцианства. Значительную роль в этом сыграла деятельность ханьского философа Дун Чжуншу. Именно под воздействием его идей сформировалось то конфуцианство, которое представляло собой сплав моральных норм Конфуция и методологии политической деятельности легизма. Это учение на протяжении веков сохраняло свое лидирующее положение и в идеологии, и в общекультурном плане.

Очевидны различия в философии Дун Чжуншу и Конфуция, но он все же остался подлинным конфуцианцем: невозможно отрицать, что его учение есть логическое продолжение идей Сюнь-цзы. Несмотря на увлечение Дун Чжуншу натурфилософскими проблемами, с помощью которых он обогатил теоретическую часть конфуцианства и решил многие теоретические проблемы конфуцианства, главной темой его исследований оставалась теория государственной власти. Натурфилософская часть его учения была поставлена на службу этой цели, что давало ему новые возможности в обосновании императорской власти, и как следствие способ безболезненного слияния легистких политических методов и конфуцианской морали. Важным этапом в развитии конфуцианства стала принадлежащая Дун Чжуншу целостная онтолого-космологическая интерпретация общественно-государственного устройства, основанная на учении о взаимном «восприятии и реагировании Неба и человека» {тянь жэпь гань ни). По Дун Чжуншу, не «Небо следует дао», как у Лао-цзы, а «дао исходит из Неба», являясь связующим звеном между Небом, Землей и человеком. Наглядное воплощение данной связи - иероглиф «ван» (государь), состоящий из трех горизонтальных черт (символизирующих триаду: Небо - Земля Человек) и пересекающей их вертикали (символизирующей дао). Соответственно постижение дао - главная функция государя. Фундамент общественно-государственного устройства составляют «три устоя» (саиь гаи), производные от неизменного, как Небо, дао: «Правитель является устоем для подданного, отец - для сына, муж - для жены». В этом небесном «пути государя» (ван дао) первый член каждой пары знаменует собой господствующую силу ян, второй - подчиненную силу инь. Подобная конструкция, близкая к позиции Хань Фэя, отражает сильное влияние легизма на социально-политические взгляды ханьского и более позднего официального конфуцианства [см. 130]. Признание актуальной нейтральности изначальной человеческой «природы» сближает Дун Чжуншу с Конфуцием, опенка ее как потенциально «доброй» - с Мэн-цзы, а упор на социализацию как фактор формирования «добра» в человеке - с Сюнь-цзы. В последнем пункте Дун Чжуншу сомкнулся и со своими политическими противниками -легистами одобрив их метод наград и наказаний как необходимую фазу инь наряду с морально-духовным воздействием фазы Ян [см. 129].

Благодаря Дун Чжуншу в китайской политической мысли крепко закрепилась мысль о корреляции между социумом и космосом, в небесное воздаяние, в жизнь после смерти. Это развитие идеи мандата неба, которое получило, таким образом, экстраполяцию на каждого члена общества.

Политическая культура с этого момента находилась под глубоким влиянием конфуцианства, как идеологии не только императорской власти, но и самого представления о государственности. Понятие государственности в Китае несло па себе неизгладимый отпечаток, проникших через конфуцианство, древних устоев ритуала Чжоу, моральных норм Конфуция, а также легистких методов политической деятельности, и уже на этой основе получала в разные периоды истории свое теоретическое развитие. Конфуцианство имело системообразующее влияние в политической культуре Китая, как вербализация сложившихся традиционных представлений не только о государственности как таковой, а также было вербализацией всей палитры традиционных отношений в обществе и самой культуры этих взаимоотношений.

Конфуцианская идеология несла в себе принципы, определившие идеологическое значение бюрократии в государственной системе императорского Китая. Она «обосновывала право чиновников-бюрократов на власть и непрерывно подтверждала необходимость их существования как особой прослойки в системе общества»[111;15J. Это достигалось теми качествами, которыми должен обладать чиновник. Чиновник прежде всего верен правителю, но кроме того он должен обладать определенными моральными и профессиональными качествами (которые воспринимаются неотрывно друг от друга). Этому способствует закрепленное в конфуцианстве представление о цзюньцзы как об образованном человеке, более того, как об ученном. Бюрократы - «это группа образованных людей в китайском обществе, в обязанности которых входит служба государю» власти. Исторические процессы постоянно подвергали идеологическую доктрину императорского Китая, а вместе с ней и политическую культуру, различным испытаниям. Однако живучесть элементов традиционной политической культуры Китая определяла, прежде всего, само самосознание императорской власти. Особенно ярко это проявилось при проникновении буддизма в Китай.

Буддизм проник в Китай в I — II столетиях н. э. Он получил широкое распространение в IV в. и явился единственной пришедшей извне философией и религией, которая надолго укоренилась в Китае. В VI в. император У-ди провозглашает буддизм государственным (официальным) учением. Буддизм оставляет заметные следы в литературе, изобразительном искусстве, а также в философии. Но его влияние на политическую культуру Китая было очень ограниченным.

Буддизм привлекал, прежде всего, учением о кармическом механизме, благодаря которому праведная жизнь вознаграждалась «хорошим» перерождением, и напротив, порок вел к понижению будущего социального статуса. Это казалось хорошим объяснением наличию богатых и знатных, с одной стороны, и бедных и ничтожных - с другой. Иногда объясняют популярность, например, чань-буддизма в Китае сходством его основных положений с установками даосов. Но, несмотря на внешнее сходство с даоскими концепциями, буддизм своими корнями восходит к раннему буддистскому учению о четырех благородных истинах. Также следует отметить, что буддизм пришел в Китай, обладая мощным категориальным аппаратом и огромным опытом применения логических аргументов.

Похожие диссертации на Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре Китая