Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социоантропные константы в религиозной культуре Китая Чэ Тунбо

Социоантропные константы в религиозной культуре Китая
<
Социоантропные константы в религиозной культуре Китая Социоантропные константы в религиозной культуре Китая Социоантропные константы в религиозной культуре Китая Социоантропные константы в религиозной культуре Китая Социоантропные константы в религиозной культуре Китая
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чэ Тунбо. Социоантропные константы в религиозной культуре Китая : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Чэ Тунбо; [Место защиты: Чит. гос. ун-т].- Чита, 2011.- 208 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/359

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, несмотря на значительные изменения в современном мировоззрении, эволюцию общественного сознания, произошедшие в том числе и под влиянием глобализации, религиозность и мифологические представления продолжают занимать важное место в жизни человека, часто непосредственно определяя его мировосприятие, особенности поведения и социальные отношения. Мифо-религиозные представления всегда занимали важное место в китайской культуре. Их анализ в историческом и современном аспектах способствует более глубокому пониманию культуры Китая, особенностей ментальности китайцев, специфики их отношений к природе, человеку и социуму в целом.

В исследовательской литературе особо отмечается синкретичность религиозных представлений китайцев, основанная на сочетании концептов конфуцианства, буддизма, даосизма и, так называемых, народных суеверий. Всестороннее изучение названного феномена позволяет выявить не только роль синкретизма в религиозном пространстве, но и определить место религиозного синкретизма в развитии религии и традиционной культуры в целом.

Сравнительный анализ сосуществования в повседневной культуре китайцев представлений, элементов обрядности и ритуалов, касающихся разных аспектов человеческого бытия: рождения, определенных периодов жизни, почитания предков и воспроизводства потомков, смерти – позволяет увидеть не только внешнюю сторону этих событий, но и определить их антропологическую сущность и социальную направленность. Особенностью религиозной культуры Китая является наличие особых образований, включающих антропологические идеи и регулятивы социальной практики. Эти образования можно назвать социоантропными константами. Именно эти, целостные по своей сути образования, заложенные в повседневной религиозности, в религиозных традициях Китая, во многом определяют ментальность и поведение китайцев, служат основанием китайских социокультурных стереотипов.

Сказанное позволяет заключить, что исследование антропологического и социально-регламентирующего ракурсов религиозной культуры, нашедших сущностное выражение в социоантропных константах китайской религиозной культуры, актуально и с точки зрения истории культуры и истории религии, и с точки зрения изучения и понимания специфики современных социокультурных процессов в Китае.

Степень научной разработанности проблемы.

Существенное значение для изучения социоантропных констант в китайской религиозной культуре имели труды известных российских и европейских синологов.

Большое внимание религиозным взглядам китайцев и основным религиозным системам Китая уделялось в самых ранних работах таких миссионеров-ученых, как О. Иакинф (Н.Я. Бичурин), о. Палладий (П.И. Кафаров). Исследования культуры Китая получили своё продолжение и развитие в российском «университетском китаеведении» второй половины XIX – начале XX в., в работах В.П. Васильева, С.М. Георгиевского, А.О. Ивановского, Д.А. Пещурова, П.С. Попова.

Значительную роль в исследовании мировоззрения и религиозных представлений китайцев сыграли труды В.М. Алексеева и представителей его школы, работы таких известных советских китаеведов, как Н.И. Конрад, Л.С. Васильев, М.В. Крюков, М.В. Софронов. Особо следует отметить современные труды, посвященные философии и религиозной культуре Китая, это работы Н.В. Абаева, Н.А Абрамовой, М.Е. Ермакова, М.Е. Кравцовой, А.Е. Лукьянова, А.И. Кобзева, Е.А. Торчинова, Л.Е. Янгутова, и др.

Для изучения религиозной культуры Китая не потеряли значение и исследования академического западного китаеведения, труды ведущих западных синологов XIX – начала XX века. В этом аспекте важное значение имеют труды Я. де Грота, М. Гране, работы о даосизме А. Масперо, буддологические труды П. Демьевиль, работы представителей англоамериканской школы (Д. Бодде, А. Грэма, Г. Дабса, Г.Х. Крила, С.П. Фицджеральда, А. Уэйли), В. Эберхарда, исследования китайской философии представителей немецкой синологии (Р. Вильгельм, А. Форке,).

Несомненную актуальность для изучения мифорелигиозных особенностей китайской культуры имеют западные синологические исследования второй половины XX в. Прежде всего, следует отметить фундаментальный труд Дж. Нидэма «Наука и цивилизация в Китае». Значительное влияние на развитие китаеведения оказали работы А. Зайделя, Н.Ж. Жирардо, М. Кальтенмарка, К.М. Скиппера, , М. Стрикмэна,. Актуальными являются работы Л. Кона, Дж. Р. Кирклэнда, Р.Т. Эймса, труды французских исследователей Ф. Бора и Ф. Жульена.

В повседневной жизни китайцев особую роль играют три события, в которых в полной мере выражаются мифо-религиозные представления этого народа. Это похороны, свадьба и храмовые празднества. В каждом из них в полноте своей воплотились три идеологических учения Китая – конфуцианство, буддизм и даосизм. Проблематика этих трех сфер религиозной жизни состоит не только в самих обрядах, но и в их системах, в целом, а также в происхождении. Этими проблемами в Китае занимались представители таких наук, как история, фольклористика, этнология и социология.

Наиболее сложным является анализ обряда похорон, особенность его состоит в том, что похороны для китайцев – это не просто обряд, а особая система взглядов, в которой конфуцианские догматы играют наиважнейшую роль. Этой темой занимались такие ученые, как Ли Юйхуа, Дин Шуаншуан, Дун Сяохуа, У Кунцзюнь, Сун Чжаоминь, Дин Линхуа, Ю Шицзе, Ло Юн, Ван Лиъин, У Вэй.

Вторым важнейшим событием китайской повседневной жизни является брак и рождение детей. В своих трудах такие исследователи, как Хуан Хао, Цюй Яньбинь, Ван Пин, Лю Чанъань, Фэй Сяотун, Чжан Юнцзянь, Ли Иньхэ, Цзи Госю, Ли Цянь, Фань Вэньбинь, Ясень Пушакэ, Сун Сюйцзин, Ян Цзюн, Лю Давэй, Фань Цин, Сунь Юнчи обращают свое внимание на особую роль свадьбы и брака в укреплении родственных отношений. Феномен «загробной свадьбы» рассматривается в трудах Хуан Ши, Цзян Линь, Хуан Цзинчунь, Яо Пин, Лю Хуэйпин, Дэн Синлян, Чжоу Ли, Сун Вэньтао, Хун Лумэй, Ян Цзюнь, Лю Чухуа, Яо Дунцин, Юй Чуньбо, Чжао Яхун, Гао Гофань, Чэнь Циньцзянь и др.

В китайской религиозной культуре ученые особенно выделяют культ богинь-чадоподательниц, в основном рассматривается их влияние на основы китайских пантеистических представлений. Исследования этой проблематики связаны с именами таких авторов, как Дин Шань, Гун Вэйъи, Ян Лихуэй, Е Шусянь, Ло Яньин, Ху Сянцинь, Лю Цинь, Сунь Минь, Чжан Цуйлини, Сюй Фан,Чжу Кэсянь, Гао Юпэни и др.

Значительный интерес у ученых вызывает такой яркий феномен китайской религиозной жизни, как храмовые празднества. Разными аспектами исследования храмовых ярмарок занимались ученые Гао Чжаньсян, Сун Мэнъинь, Ма Чэнь, Чжоу Цянь, Юань Айго, Го Сунчжэнь, Гао Юъпэн, Чжань Юй, Чжан Цуйлин, Ян Лихуэй, Лю Телян, Ло Миньчэн, Дан Дэминь и др..

Обзор состояния изученности проблемы позволяет отметить, что в целом комплексные исследования антропологического содержания и социально-регулятивных идей китайской религиозной культуры, определенным образом влияющих на мировоззрение и социальную практику китайцев, представлены в синологической и религиоведческой литературе недостаточно

Объектом исследования являются религиозная культура Китая как пространство формирования антропологических идей и норм социальной практики.

Предмет исследования – социоантропные константы в мифо-религиозных представлениях и системе религиозной обрядности китайцев.

Гипотезу исследования составляет предположение о том, что анализ ряда феноменов китайской религиозной культуры позволяет сделать вывод о закреплении в китайской повседневной религиозности определённых социоантропных констант, регламентирующих нормы социальной практики и отражающих понимание сущности человека в китайской культуре.

Цель работы заключается в выявлении и анализе особенностей социоантропных констант, включающих антропологические идеи и нормы социальной практики, в религиозной культуре Китая.

Цель исследования реализуется в постановке и решении следующих задач:

  1. определить специфику связи антропологических идей и идей социального регулирования в религиозной культуре Китая, которые образуют особую целостность – социоантропные константы.

  2. выявить особенности даосской похоронной обрядности с точки зрения роли магических представлений в индивидуальной и социальной жизни китайцев;

  3. определить антропологическое содержание буддийских похоронных обрядов;

  4. выявить социальные функции конфуцианских похоронных обрядов;

  5. установить специфику феномена «загробная свадьба» как синтеза антропологического и социорегулирующего содержания;

  6. выявить особенности связи принципа сыновней почтительности и специфики китайской родильной обрядности в контексте культа предков;

  7. определить содержание и социокультурную роль культа богинь-чадоподательниц в китайской религиозной культуре;

  8. выявить социокультурные функции храмовых ярмарок.

Теоретическая основа и методы исследования. В качестве теоретико-методологической основы диссертационного исследования использовались идеи, изложенные в работах классиков российской и западноевропейской синологии, в которых определены основные черты религиозной культуры Китая.

Основополагающими подходами в данном научном исследовании являются: системный, необходимый для исследования роли мифо-религиозных представлений в культуре Китая, рассмотрения генезиса и факторов развития определенных религиозных феноменов в контексте социокультурного процесса; диалектический, позволяющий увидеть религиозные процессы в Китае и их роль в китайской повседневной культуре в развитии и взаимосвязи с другими культурными явлениями; компаративистский, способствующий выявлению общего и специфического в мифо-религиозных представлениях китайцев в контексте эволюции религии в мире.

Кроме того, использовались такие методы, как историко-культурная реконструкция, герменевтический метод, религиоведческий анализ произведений литературы и т.д.

Источниковая база исследования.

В качестве источников исследования использовались прежде всего исторические, этнографические труды китайских авторов, российские, западно-европейские и китайские исследования, посвященные генезису и эволюции религии, особенностям китайской религиозной культуры.

Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в том, что на основе анализа различных феноменов китайской религиозной культуры выявлены антропологические идеи и особенности решения вопросов социального регулирования в китайском мифо-религиозном сознании, которые в своей совокупности задают социоантропные константы культуры Китая. В частности:

  1. выявлена специфика связи антропологических идей и идей социального регулирования в религиозной культуре Китая, заключающаяся в том, что они составляют определенные социоантропные константы, которые закреплены в повседневной религиозности, содержат нормы социальной практики и отражают понимание сущности человека в китайской культуре;

  2. определены особенности даосской похоронной обрядности с точки зрения роли магических представлений в индивидуальной и социальной жизни китайцев, которые состоят в том, что данные традиции позволяли «гармонизировать» отношения между жизнью человека и потусторонним миром, сформировать отношение к смерти как возможности перехода к бессмертию;

  3. выявлено антропологическое содержание буддийских похоронных обрядов;

  4. рассмотрено содержание и представлен анализ социальных функций конфуцианских похоронных обрядов;

  5. Определена специфика феномена «загробной свадьбы» как синтеза антропологического и социорегулирующего содержания;

  6. выявлены особенности взаимосвязи принципа сыновней почтительности и содержания китайской родильной обрядности в контексте культа предков;

  7. представлен анализ содержания и определена социокультурная роль культа «богинь-чадоподательниц» в китайской религиозной культуре;

  8. выявлены и проанализированы социокультурные функции храмовых ярмарок.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Анализ ряда феноменов (похоронной обрядности, в том числе и такого специфического обряда, как загробная свадьба; обычаев и обрядов, связанных с деторождением; храмовой ярмарки), позволяет говорить о религиозном закреплении таких социоантропных констант, как сохранение родовой идентичности; социоцентризме как особом способе закрепления и выражения антропологических качеств, квинтэссенцией которого является, прежде всего, культ предков. В то же время, китайская религиозная культура создаёт возможности для выражения экзистенциальной сущности человека, гармонизации его связей с природным миром, помогает преодолевать страх смерти и способствует определению места индивидуальной человеческой жизни в рамках отношений «прошлое-будущее».

  2. Активное функционирование даосизма в повседневной китайской культуре основано на том, что он допускает мистическое толкование взаимоперехода жизни и смерти, соответствующее глубинным архетипическим структурам мировоззрения. Представлению о неуничтожимости души, широко распространенному среди народных масс, соответствуют даосские заупокойные службы с характерными чертами «вхождения» в сакральный мир.

  3. Распространение буддизма способствовало укреплению значимости «священных текстов» и соответствовало отношению к «эффективности» письменной речи в даосской традиции. Особенности освоения буддизма в китайской традиционной культуре и восприятие буддийских способов захоронения связаны с их адаптацией к идее сохранения тела как возможности бессмертия (в даосской традиции) и уважения предков, давших это тело (в конфуцианстве). Во многом изменив китайские представления о похоронах и похоронных обычаях, наряду, а порой и тесно переплетаясь с конфуцианскими представлениями о сыновней почтительности и даосской идеей обретения бессмертия, буддизм стал неотъемлемой частью китайских народных похоронных традиций.

  4. Факт смерти конфуцианство считает общественным событием. В соответствии с социальным положением умершего организовывается целый ряд погребальных и траурных действий, в этих действиях находит отражения система китайского жизнеустроения и социальные ценности, признаваемые и формируемые конфуцианством. Сложная структура похорон является ярким проявлением всей церемониальной системы конфуцианства, реализацией принципа сыновней почтительности и рафинированной формы культа предков. Конфуцианские похоронные и траурные ритуалы и обряды выступали как эффективный способ родовой консолидации.

  5. «Загробный брачный союз» – традиция, наглядно свидетельствующая об идее взаимосвязи мира живых с миром мертвых в Китае. Генезис и развитие китайского традиционного обряда загробной свадьбы обусловлены особенностями мировоззрения, бессознательно-психологическими и социокультурными факторами. В ряде случаев он воспринимается как единственный способ обязательного в жизни каждого человека перехода «рождение – женитьба (замужество) – смерть».

  6. Популярность обрядов, связанных с магией плодородия, и сохранение ритуализированности погребальных церемоний являются отражением особых отношений, в основе которых лежит принцип сыновней почтительности, а именно: китайцы стремятся обрести потомство, чтобы отдать дань уважения своим предкам (продолжить род) и одновременно получить такое же признание и почтение со стороны своих потомков. Принцип сыновней почтительности отражает прагматический характер религиозности китайцев, во многом определяет значимость и содержание ритуалов и обрядов, связанных с рождением, и в совокупности с этими обрядами является важной составляющей культа предков.

  7. Исключительное положение богинь-чадоподательниц в Китае, обусловленное общественно-исторической ситуацией и соматической способностью женщин к деторождению, которое считалось специфической сакральной функцией и решающим фактором поддержки существования рода, способствовало становлению культа материнства и обретению женщинами особого социального статуса.

  8. Храмовую ярмарку можно определить как комплексное социокультурное, социально-экономическое и собственно религиозное явление, центром которого является храм. Она включает в себя: обряды, посвященные божествам, торговлю товарами и праздничные развлечения. Многофункциональность храмовых ярмарок способствует удовлетворению духовных и материальных потребностей человека и является главной причиной их длительного существования. В ряде храмовых ярмарок (храмовая ярмарка г. Нюйва) реализуется также гендерный принцип.

Научно-теоретическая и практическая значимость полученных результатов. Материалы диссертационного исследования расширяют аспекты изучения особенностей развития мифо-религиозных представлений в китайской культуре, акцентируют внимание на социоантропном содержании религиозной культуры Китая, позволяют содержательно рассмотреть вопросы эволюции религии, комплексного определения социокультурной роли религии, в целом способствуют развитию востоковедения как отрасли гуманитарного знания.

Результаты исследования будут иметь практическое значение для современной социокультурной практики, включающей и решение проблем межкультурного взаимодействия. Материалы исследования могут использоваться в преподавании философских, религиоведческих и культурологических дисциплин и подготовке соответствующих учебно-методических пособий.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации прошли апробацию в ряде докладов и научных сообщений автора на различных конференциях: XI, XIII Международной молодежной научно-практической конференции «Молодежь Забайкалья» (г. Чита, 2007, 2009), IV Международной конференции «Человек в современных философских концепциях» (г. Волгоград, 2007), Международной научной конференции «Мир кочевых цивилизаций: история и современность» (г. Чита – Агинское, 2007), I и II Международных научно-практических конференций «Лингвистика и межкультурная коммуникация в современном мире» (г. Чита, 20072008), Международной научно–практической конференции «Русский язык в современном Китае» (г. Хайлар, КНР, 2009), V Российском философском конгрессе «Наука. Философия. Общество» (г. Новосибирск, 2009).

По теме диссертации исследования опубликовано 11 научных работ, из них в изданиях, рекомендованных ВАК -1.

Структура работы: диссертация состоит из трех глав, включающих 8 параграфов, Введения и Заключения.

Похожие диссертации на Социоантропные константы в религиозной культуре Китая