Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. ЭТНИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ КАК КОНФЛИКТОГЕННЫЙ ФАКТОР (теоретико-методологический анализ) 11
1. Природа и виды этнонациональных конфликтов: цивилизационный подход 11
2. Основные тенденции развертывания этноконфессиональной конфликто-генности в российском политическом процессе 31
3. Конфликтологическая экспертиза государственно-этноконфессиональных отношений 47
Глава 2. ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗРЕШЕНИЯ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ 65
1. Российская законодательная база по охране свободы совести: современное состояние и пробелы 65
2. Юридический медиаторинг в регулировании этноконфессиональной напряженности 88
3. Политико-правовые технологии управления конфликтогенной этноконфессиональной ситуацией (на примере Северного Кавказа) 105
Заключение 121
Литература 125
- Природа и виды этнонациональных конфликтов: цивилизационный подход
- Конфликтологическая экспертиза государственно-этноконфессиональных отношений
- Российская законодательная база по охране свободы совести: современное состояние и пробелы
Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена в первую очередь запросами многонационального населения Российской Федерации, которое после распада СССР ищет пути преодоления кризисного состояния национального самосознания, "суверенизации" субъектов государственной власти в условиях повышенной конфликтогенности. До сих пор отсутствует необходимая правовая база для урегулирования межнациональных отношений, ненасильственного разрешения конфликтов на этнической почве. Множество вопросов требуют незамедлительного решения в законодательном или договорном порядке. Не выработаны механизмы реализации конституционных положений, обеспечивающих претворение в жизнь демократических прав и свобод не только личности, но и этнонациональных сообществ.
Этнические конфликты перестали быть внутренним делом отдельных государств, они захватывают в свою орбиту большие массы людей, различные этнонациональные и конфессиональные группы и могут при определенных условиях представлять реальную угрозу стабильности полиэтнических государств, демократическим устоям общества, правам и свободам человека. В силу этого одной из приоритетных в исследовательском плане становится проблематика юридического разрешения этноконфессиональных конфликтов.
В условиях переходного этапа в жизни страны непосредственное влияние на правовое регулирование этноконфессиональных отношений оказывает ряд взаимосвязанных тенденций общественного развития: стремление народов к самоопределению и интегративные процессы в рамках единой российской государственности; возрастающая самостоятельность субъектов Российской Федерации в контексте общего для всех государственно-правового поля; проведение либерально-демократического курса экономических и политических реформ без учета социально-экономических возможностей регионов, обусловленных их исторической и хозяйственно-культурной спецификой; ориентация на сохранение национально-культурной
самобытности и стремление к обеспечению духовной общности народов России. Кроме того, этнические конфликты превратили северокавказский регион России в центр этнической конфликтогенности, отличающийся сепаратистскими, экстремистскими, этнонационалистическими проявлениями как открытого, так и латентного плана, переходящими в конечном итоге в террористическую деятельность. Религиозный фактор при этом выступает в качестве одного из системообразующих и эмоционально-мотивационных оснований.
Обозначенные тенденции в их конкретной разработке предполагают теоретико-методологический анализ этноконфессиональной напряженности как конфликтогенного фактора, нуждающегося в правовой экспертизе и юридическом медиаторинге.
В связи с этим, поиск новых критериальных оснований типологии этнических конфликтов, в том числе и конфессиональных, необходим для обеспечения эффективности и совместимости правовых средств, используемых для противодействия экстремистским проявлениям этноконфессиональной конфликтогенности.
Степень научной разработанности проблемы. Многоаспектный характер темы диссертационной работы предполагает обращение исследователей к различным отраслям знаний, в частности, в области философии политики и права, политической социологии, этнологии, политологии, юридической конфликтологии, государственно-правовых дисциплин и т.д.
В теоретико-методологическом плане представляют интерес работы Авксентьева В.А., Баширова Л.А., Бейна А.К., Вартумяна А.А., Верещагина В.Ю., Гаврилова В.М., Запрудского Ю.Г., Зуева Е.П., Каламанова В.А., Капустина Н.С., Кисриева Э., Марданова Р., Нуруллаева А.А., Одинцова М.И., Прохоренко И.Л., Тагирова Э.Р., Тишкова В.А., Шапсугова Д.Ю., Шпака В.Ю. и других авторов, посвященные анализу природы и типологии межнациональных и межэтнических конфликтов, этнической
конфликтогенности, правовых проблем урегулирования и предупреждения конфликтов, в том числе и межконфессиональных; конфликтологической экспертизе региональных межнациональных конфликтов.
Заслуживают внимания труды Акаева В.Х., Амелина В.В., Анчабадзе Ю.Д., Анцупова А.Я., Вальдмана П., Денисовой Г.С., Здравомыслова А.Г., Хоперской Л.Л., Юрченко В.М., Ярлыкапова А.П. и других, в которых изложены конкретные теоретические модели разрешения региональных межнациональных и этнических конфликтов по разным основаниям (социокультурным, экономическим, языковым и т.п.) с учетом принципов этнонациональной мобилизации и консенсусной политики.
Среди юридических исследований особое место занимают работы Ахмедова P.M., Баранова П.П., Иванова В.И., Прусакова Ю.М., Романюк Е.И., Тутинас Е.В., Фокина М.С., Шевкопляс Е.М., касающиеся административно-правовых, государственно-правовых и организационно-правовых средств обеспечения и охраны свободы совести в России, а также юридического механизма защиты прав и свобод личности в условиях межнациональных конфликтов.
Однако в указанных работах анализируются лишь отдельные аспекты правового регулирования этнонациональных, реже этноконфессиональных, конфликтов в контексте общих проблем юридической конфликтологии. Юридические способы разрешения и предупреждения этноконфессиональных конфликтов еще не стали предметом отдельного политико-правового анализа, позволяющего на основе правовой конфликтологической экспертизы находить приемлемые формы правовой институционализации подобного рода конфликтогенности.
Объектом исследования избран современный российский процесс этнонационального самоопределения в рамках его этноконфессиональной противоречивости, а предметом исследования выступает юридический механизм разрешения и предупреждения этноконфессиональных конфликтов в
условиях политической трансформации современной российской государственности.
Целью диссертационного исследования является политико-правовой анализ современной российской этноконфессиональной конфликтогенности в контексте ее юридизации, предполагающей государственно-правовое регулирование и разрешение.
Реализация поставленной цели осуществляется решением следующих задач:
- проанализировать природу и виды этнонациональных конфликтов с
учетом их религиозной компоненты;
выявить основные тенденции развертывания российской этноконфессиональной конфликтогенности в ее социокультурной и политико-правовой обусловленности;
обосновать методологическую значимость конфликтологической экспертизы государственно-конфессиональных отношений для осуществления адекватного выбора государственно-правовых средств их регулирования;
дать юридическую оценку современному состоянию российской законодательной базы по охране свободы совести с учетом существующих пробелов;
представить юридический медиаторинг в качестве одной из оптимальных форм разрешения этноконфликтов;
определить типы правовых технологий управления конфликтной этноконфессиональной ситуацией на региональном уровне развития современной России.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
в рамках цивилизационного подхода выявлена природа этноконфессиональной напряженности как конфликтогенного фактора;
- на основе юридической экспертизы этнонациональных отношений
определены основные тенденции развертывания этноконфессиональной
конфликтогенности в контексте их российского государственно-правового регулирования;
проведен анализ и дан правовой комментарий современного состояния российской законодательной базы по охране свободы совести с учетом существующих пробелов;
представлен двухуровневый юридический механизм регулирования и разрешения этноконфессиональных конфликтов в современной России;
обоснованы методические основания политико-правового регионального медиаторинга в регулировании конфликтогенной этноконфессиональной ситуации (на примере Северного Кавказа). Основные положения, выносимые на защиту:
Природа и виды этнонациональных конфликтов: цивилизационный подход
В определении природы этнонациональных конфликтов ключевыми и весьма спорными моментами являются: основополагающая трактовка этничности, ее сущностные признаки и теоретическая интерпретация конфликта в единстве его социальных и этнических измерений.
В научной литературе сложились три общепризнанных подхода к исследованию феномена этничности: примордиализм, конструктивизм, инструментализм, представляющие этническую идентичность на разных уровнях субъективности (групповой и индивидуальной), а также в контексте социокультурной значимости и обусловленности.
Сторонники первого из них (П. ван ден Берг, К. Гирц, Ф. Барт, Д. Мойнихен и др.) обосновывают этничность в качестве исходной естественной характеристики антропологических сообществ, которая позволяет каждому человеку ощутить свою групповую и культурную принадлежность как члена того или иного этноса в рамках онтологической реальности. Этничность определяется при этом как совокупность природных признаков (расовые и биологические детерминанты), что позволяет представлять этнос в качестве родственной общности людей, в которой связь с предками не совпадает с генеалогической линией, а формируется прежде всего в рамках селективных механизмов, повышающих адаптивность не только отдельного индивида, но и всей группы в целом.
Особое место в данном процессе занимает родственный отбор, продуцирующий альтруистическое поведение отдельных особей, способных приносить себя в жертву ради интересов сообщества.
Кроме биологической ориентированности примордиалистских интерпретаций этничности, в литературе отмечаются социокультурные или культурно-исторические версии, утверждающие право на существование этнических групп как надбиологических сообществ, возникших в ходе совместной предметно-практической деятельности с учетом социальных и культурных признаков в качестве основополагающих.
Классическим вариантом в данном случае является следующее определение этничности: это свойство межпоколенной совокупности людей, проживающих на определенной территории, объединенных общими чертами, особенностями культуры (включая язык), самосознанием и самоназванием2.
Примордиалистское толкование этничности включает в свой состав и другие варианты, к примеру, психологическое направление, объясняющее этнические процессы особенностями человеческой психики.
Для нашего исследования важно подчеркнуть следующее:
а) примордиалистский подход во всех его многообразных вариациях утверждает главное положение: этнические группы - это реально существующие сообщества людей, обладающие этническими признаками и различиями, а этничность - онтологическое свойство, неотъемлемо присущее антропологическим сообществам в их эволюционно-историческом развитии;
б) этничность плохо поддается манипулированию со стороны представителей политических элит и отличается относительной устойчивостью.
В настоящее время примордиалистская парадигма переживает трудный период своего развития, поскольку ее теоретическая дискредитация со стороны конструктивизма и инструментализма достигла высшей точки методологического нигилизма. Оппозиционным вариантом определения этничности стала ее трактовка как искусственного политизированного образования. Другими словами, этничность является новой социальной конструкцией и не имеет никаких культурных истоков, поскольку системообразующие этнические признаки выхватываются из общего культурного многообразия с единственной целью - служить знаковым обозначением групповой солидарности.
Согласно конструктивизму (Б. Андерсон, Р. Брубейкер, В. Домингез, Р. Липшуц, К.М. Янг и др.),зтнические признаки, существующие объективно, не являются принадлежностью отдельного человека (язык, обычаи, традиции, религия, пища, территория и т.д.) и их соединение в целостное образование, обозначаемое этничностью, происходит под воздействием многих социальных факторов. Этничность конструируется из множества объективно существующих компонентов, но не все устойчивые этнические признаки включаются в общепризнанный окончательный набор этнической идентификации, соответствующей историческим запросам времени и политическим целям3.
Этничность в таком понимании не утрачивает субстанциального значения, но в качестве ее главного критерия выступают этнические границы группы, определяемые самой этой группой, позволяющие координировать групповое и индивидуальное поведение ее членов на основе не всей культуры этноса, а лишь тех культурных характеристик, которые обозначают идентификационные различия и ограничения.
Конфликтологическая экспертиза государственно-этноконфессиональных отношений
Для оптимизации регулирования межконфессиональной напряженности огромное методологическое значение имеет механизм экспертных правовых процедур, институционализирующий этническую конфликтогенность с учетом ее политизированных форм и государственно значимых ограничений.
Накопленный за последнее время как в зарубежных странах, так и в нашей стране опыт наблюдения и анализа основных условий, факторов, этапов и форм возникновения и развертывания социальных конфликтов, их основных структурных и динамических параметров позволяет очертить некоторые общие ориентиры конфликтологического мониторинга, который ограничивается определенными институциальными формами.
Использование такого рода ориентиров делает юридический мониторинг методологически и методически оснащенным и способным давать прогноз наиболее вероятных вариантов и форм развития этноконфессиональных конфликтов.
В число общих ориентиров конфликтологического мониторинга входит система критериев различать целенаправленные действия и меры со стороны участников, посредников и государства по нейтрализации и урегулированию конфликтов.
По нашему мнению, конфликтологический менеджмент и мониторинг этноконфессиональных отношений должны базироваться на государственно-правовой модели регламентации религиозных процессов, адекватной конкретно-исторической ситуации и социокультурному типу антропологической интеграции, объединяющей свободу вероисповедания граждан с государственной поддержкой традиционных для данного типа общества религиозных предпочтений.
В этой связи автор предлагает концептуальную схему поэтапной конфликтологической интерпретации этноконфессиональных отношений в контексте политико-правовой трансформации современной российской государственности базирующуюся на следующем алгоритме:
Во-первых, определение форм государственно-правового регулирования религиозных процессов должно находиться в зависимости от типа общественной интеграции и ее исторической направленности (традиционное или постиндустриальное (информационное) общество).
В этой связи развитие типа общественных связей от традиционного состояния к гражданскому обычно сопровождается переосмыслением системы ценностей, элиминацией прежних духовных ориентиров. Роль религии в достижении общественного консенсуса в таком обществе меняется, соответственно, иным становится и положение основных конфессий и оппозиционных религиозных объединений. Иными словами, государство и общество, уходя от использования идеократических процедур формирования общественного согласия и построения интегративной социальной структуры переходят к технократическим.
Таким образом, идея общественного консенсуса для государства представляется наиболее эффективным способом контролирования, регулирования и принципиального разрешения социальных конфликтов, для конфессий - их наиболее стабильным способом организации, функционирования и развития.
В свете изложенного можно утверждать, что основное направление развития и современной модернизации человеческих сообществ можно интерпретировать с помощью конфликтологического мониторинга и менеджмента, которые основаны на оценке закономерностей и механизмов согласования основных интересов традиционных и нетрадиционных конфессий.
Способность обеспечить на этой основе конфессиональную стабильность и религиозную толерантность вместо навязывания интересов одной части общества всем остальным его частям - таков главный императив гражданского общества. Только государственно-правовая система, отвечающая этому вызову, имеет историческую перспективу.
С точки зрения оценки состояния государственно-правовой системы выделяется политический процесс стационарного и переходного типов. Выделение этих двух типов является достаточно распространенным в политической науке. В частности, стабильные и переходные процессы выделяет А.И. Соловьев, отмечая, что первый тип предполагает «устойчивое воспроизведение политических отношений», а второй — отсутствие «четкого преобладания тех или иных базовых свойств организации власти», которая осуществляется в условиях «несбалансированности политической активности основных субъектов»28.
Интерпретируемая в таком контексте системная государственно-этноконфессиональная трансформация может быть реализована посредством анализа основных форм:
- взаимодействия и взаимовлияния духовно-культурной, религиозной сферы с другими основными сферами жизни общества (политической, экономической, социальной); взаимодействия мировоззренческих и общественно-средовых (ментальных) факторов;
- взаимодействия микросоциального и макросоциального элементов в государственно-конфессиональных отношениях;
- динамики государственно-этноконфессиональных отношений.
Анализ государственно-этноконфессиональных процессов включает в себя выявление его основных субъектов, их ресурсов, способов и условий их взаимодействия, а также саму логическую последовательность этого взаимодействия.
Российская законодательная база по охране свободы совести: современное состояние и пробелы
Религия практически в любом типе обществе приобретает ключевое значение для развития важнейших политико-правовых процессов. Деятельность религиозных объединений охватывает очень широкий спектр отношений: духовных, культурных, политических, правовых, экономических. В результате религиозный фактор оказывает влияние на развитие культуры, межнациональных и межконфессиональных отношений, активно способствует формированию системы ценностей национального самосознания и этнической идентичности.
Поиск адекватной системы ценностей, выраженный в попытках переосмысления места и роли религиозного фактора в жизни общества всегда был свойственен отечественной общественно-политической мысли, что отражалось на развитии российского законодательства, касающегося свободы совести и вероисповедания.
Этот процесс продолжается и сегодня, после того как российское общественное сознание испытало и период язычества, и времена в целом гармоничных отношений между государством и доминирующей православной конфессией, и длительный период жесткого подчинения религиозных институтов государственной власти, и даже тяжелые годы попыток тотального искоренения религии1.
Безусловно, проблема разработки адекватной времени системы государственно-правового регулирования религиозных процессов вообще и процессов, связанных с деятельностью религиозных объединений, в частности -актуальна не только для России, но и для многих стран современного мира.
Однако именно в России развитие религиозной жизни изначально шло в неразрывном единстве с формированием основ государственности и отечественной культуры, поэтому недооценка значимости религиозного фактора в данных процессах может привести к возникновению социальной напряженности, грозящей разразиться крупными межнациональными и межконфессиональными конфликтами, а также к инициированию спорных ситуаций во взаимоотношениях между государством и религиозными объединениями.
Конституционные реформы, начатые в начале 90-х годов XX века в России, не имеющие прецедентов в отечественной истории по своей глубине и широте охвата, констатировали право на свободу совести и светский характер государства и поставили в повестку дня задачу выработки концепции дальнейшего развития государственно-конфессиональной политики. Несмотря на богатый и разнообразный политико-правовой опыт в этой сфере, российское общество во многом впервые стоит перед необходимостью решения подобной задачи: ведь построение отношений между государством и религиозными объединениями еще никогда не носили столь динамичного и плюралистичного характера.
На наш взгляд, эволюция государственно-правового регулирования этноконфессиональной напряженности соответствует политико-правовой трансформации российской государственности от традиционализма к модернизму, от монархической государственной формы к правовому государству.
В ходе трансформации государственности принципиально меняются система взаимоотношения религии и права, а также характер контроля деятельности оппозиционных религиозных движений в рамках государственной политики и действующего законодательства. Кроме того, процесс трансформации государственности неизбежно сопровождается качественными изменениями в обществе, изменением роли религии как системы ценностей.
В этой связи развитие общества от традиционного состояния к гражданскому обычно сопровождается переосмыслением традиционных ценностей, утратой духовных ориентиров. Гражданское общество выступает культурно-исторической альтернативой традиционному обществу, свойственный ему тип политико-правовой интеграции опирается на рыночную экономику, рациональное и эгалитарное правосознание и признание безусловного приоритета прав человека. Роль религиозного единения в таком обществе кардинально меняется, соответственно, иным становится и положение основных конфессий и оппозиционных религиозных объединений.
Поэтому исследование правового регулирования религиозных процессов, по нашему мнению, должно учитывать три элемента: 1) как менялось в истории юридическое закрепление меры религиозной свободы; 2) каков правовой статус тех или иных религиозных организаций в связи с развитием взаимоотношений церкви и государства; 3) как соотносилась исторически сложившаяся иерархия религиозных движений с государственно-правовой системой.
Конкретная модель системы государственно-конфесиональных отношений, сложившаяся на территории конкретного государства, предопределяет объем правоспособности религиозных объединений, содержание и пути осуществления права на свободу совести.
С этой точней зрения представляют интерес различные виды правового регулирования статуса религиозных объединений, специфики взаимоотношений различных конфессий и государства; их рассмотрение позволит дать объективную оценку отечественного опыта правового регулирования в этой сфере и сопоставить его с мировой практикой.
В современной юридической литературе отсутствует какая-либо устоявшаяся терминология, касающаяся взаимоотношении между государством и религиозными объединениями. Отсутствие единого терминологического аппарата обусловлено, с одной стороны, многогранностью предмета исследования, с другой - несовпадением аспектов рассмотрения этих отношений различными авторами. Тем не менее, точки зрения многих авторов не исключают, а, скорее, взаимно дополняют друг друга.
Так, диакон А.Кураев выделяет семь форм сотрудничество религии и государства: 1. Государство наказывает за отречение от господствующей религии. 2. Государство поощряет переход в господствующую религию. 3. Государство контролирует церковное вероучение. 4. Государство контролирует основные моменты церковной жизни (например, назначение епископов). 5. Государство помогает господствующей религии, одновременно ограничивая права религиозных меньшинств. 6. Государство не помогает господствующей религии, но ограничивает права религиозных меньшинств. 7. Государство помогает господствующей религии, не ограничивая активности религиозных меньшинств2.