Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование молодежной политической культуры в современной России Крикунова Валентина Александровна

Формирование молодежной политической культуры в современной России
<
Формирование молодежной политической культуры в современной России Формирование молодежной политической культуры в современной России Формирование молодежной политической культуры в современной России Формирование молодежной политической культуры в современной России Формирование молодежной политической культуры в современной России
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крикунова Валентина Александровна. Формирование молодежной политической культуры в современной России : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Крикунова Валентина Александровна; [Место защиты: Чит. гос. ун-т].- Чита, 2009.- 173 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-23/158

Введение к работе

Актуальность темы исследования. С началом демократических преобразований конца прошлого столетия российское общество на фоне политической и экономической нестабильности оказалось в ситуации идеологического и идейного вакуума, что способствовало широкому распространению на территории России различных религиозных верований. Многие религиозные организации, существующие сегодня на территории России, и тем более, вновь возникающие недостаточно изучены учеными-религиоведами, а имеющиеся исследования, как правило, несистемны, мозаичны и малоизвестны.

Одним из слабо изученных религиозных движений является протестантизм, особенно региональный аспект. Это обуславливает особый интерес к развитию протестантских движений на территории России в целом и Забайкальского края, в частности. Под протестантизмом в диссертационном исследовании понимается совокупность многочисленных и самостоятельных конфессий, связанных своим происхождением с Реформацией (лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, баптизм, методизм, адвентизм, Свидетели Иеговы, пятидесятники и другие). Следует отметить, что протестанты представляют в России религиозное меньшинство, насчитывающее 0,6 - 1,5 % населения. Однако они достаточно заметны благодаря своей миссионерской деятельности и социальной работе.

Забайкальский край, как приграничный поликонфессиональный регион, обладает своей культурной спецификой, здесь проявляются как общероссийские тенденций, так и особенности местного характера, одной из которых является мирное сосуществование и взаимодействие культур и религий разных народов. В сознании населения Забайкальского края существует противоречивость в восприятии и оценки протестантских организаций.

Учитывая сказанное, актуальность работы обусловлена необходимостью исследования роли протестантских объединений в религиозной, социальной и культурной сферах как современной России в целом, так и Забайкальского края, в частности, что объясняется следующим:

дискуссионностью вопросов об определении смысла понятия протестантизма, месте и роли религиозных организаций, которые входят в его состав;

особенностями социально-политического, социально-мировоззренческого проявлений функционирования протестантских организаций на территории России и Забайкалья, в частности, и результатов их влияния на жизнь общества;

активностью миссионерской и прозелитической деятельности, которая проводится религиозными организациями протестантского направления на территории России и Забайкальского края и трактуется многими религиоведами как экспансия и угроза безопасности российского региона.

Степень научной разработанности проблемы. Научная и публицистическая литература, касающаяся изучения протестантских организаций на мировом и российском уровне, достаточно обширна. Среди зарубежных авторов можно назвать следующих: Д. Бонхеффер, Ж. Бросс, Я. Беме, М. Вебер, Г. Драммонд, С. Кьеркегор, А. Маграт, Г. Митер, Н. Тальберг, П. Тиллих, Д. Уэтсби, Ф.Д. Шлейермахер.

В советский период истории развития протестантизма и его отдельных направлений посвящены работы таких авторов, как Э.М. Бартошевич, А.В. Белов, В.Д. Бонч-Бруевич, Е.И. Борисоглебский, В.И. Гараджа, В.Д. Граждан, А.И. Клибанов, В.В. Коник, Г.С. Лялина, В.И. Мельник, Л.Н. Митрохин, А.Т. Москаленко, А.Н. Чанышев.

В современной России проблемами изучения протестантских организаций занимаются такие религиоведы, как В.В. Антропов, О.А. Васильева, Н.С. Гордиенко, А.Ю. Григоренко, С.И. Иваненко, О.В. Куропаткина, О.А. Лиценбергер, О. Курило, Э.А. Лопаткин, Т.К. Никольская, М.И. Одинцов, Н.В. Ревуненкова. Проблемы методологии религиоведческих исследований детально представлены в работах А.Н. Красникова. Отношение к протестантским организациям как угрозе экспансии западных держав на территорию России рассматривались в работах М.П. Свищева, Н.А. Трофимчука, Н.В. Кривельской.

Научные исследования регионального характера связаны с именами таких авторов, как Ч.О. Адыгбай, И.А. Арзуманов, А.А. Бадмаев, А.О. Баринов, В.А. Бурнаков, О.Н. Волкова, А.В. Дроботушенко, Г.А. Жеребцова, А.В. Жуков, Д.М. Маншеев, В.П. Секерин, М.Н. Фомина, А.Г. Янков. В.П. Секерин был первым исследователем протестантизма в Читинской области. Особенности истории и деятельности протестантских организаций в Забайкалье дают биографические описания последователей данных организаций, например, Б.Б. Дженсен и Г.Е. Доду.

Социологические опросы, посвященные религиозности населения в целом и изучению протестантизма, в частности, представлены в работах С.Б. Филатова, Р.Н. Лункина, М.П. Мчедлова, А.А. Нуруллиева, Э.Г. Филимонова, Е.С. Элбакян, С.В. Медведко, К. Каарнайнен, Д.Е. Фурмана.

Материалы, освещающие развитие протестантизма, содержат разнообразные СМИ, среди них региональный журнал «Забайкалье: наука, культура, жизнь», электронные публикации, официальный сайт протестантов Забайкальского края. При всем многообразии публикаций, следует отметить, что исследование форм деятельности протестантизма их значимости представляется недостаточным и несистемным, региональные исследования протестантизма, в частности, исследования в Забайкальском крае не позволяют получить целостную картину распространения и развития этого религиозного направления в России, что актуализирует поставленную в диссертации проблему.

Объектом диссертационного исследования является протестантизм на конфессиональном поле Забайкальского края.

Предметом исследования выступает динамика развития и социокультурного функционирования протестантизма в конфессиональном пространстве Забайкальского края.

Гипотезу исследования составляет предположение о том, что возникновение протестантизма, его развитие, проникновение на территорию России и Забайкалья, в частности является частью закономерных процессов развития этого религиозного направления в целом. В то же время на территории Забайкальского края фиксируются специфические региональные элементы, которые, способствуя развитию и укреплению региональных объединений протестантизма, не влияют на содержание его догматики и культа.

Цель исследования заключается в анализе социальной значимости протестантизма на конфессиональном поле Забайкальского края.

Предмет, цель и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

уточнить содержание понятия «протестантизм» через анализ исторических причин и предпосылок его возникновения и особенностей конфессионального восприятия;

выявить место антропологических идей в протестантской теологии;

проанализировать исторические и социокультурные факторы развития протестантизма на территории России в период с XVI в. по настоящее время;

проследить динамику социокультурного функционирования протестантизма в Забайкалье в период с XVII в. по настоящее время;

раскрыть мировоззренческие и социальные установки протестантов Забайкальского края через анализ данных анкетирования, интервьюирования и наблюдения;

исследовать восприятие и оценки протестантизма в общественном сознании населения Забайкальского края методами прикладной социологии.

Теоретико-методологическую основу исследования представляют научные концепции, позиции зарубежных и отечественных философов, религиоведов, социологов, историков, этнографов, в которых раскрываются основные подходы к изучению протестантизма. Формирование методологической основы диссертационного исследования обусловлено интегративностью религиоведческого знания и междисциплинарностью исследования.

Для решения обозначенных в исследовании задач использовались методы религиоведения, философской антропологии, историко-сравнительный метод. Однако целостное исследование проблемы требует применения комплексного подхода, способного интегрировать новые знания на различных уровнях. Именно с этих позиций исследован протестантизм как неотъемлемый элемент конфессионального пространства России и Забайкальского края.

В работе применены историко-сравнительный, историко-генетический, аксиологический методы. Историко-сравнительный и историко-генетический методы позволили выявить ситуацию, при которой возникают и развиваются различные формы протестантизма; обозначить закономерности его появления и развития на территории России и Забайкальского края. При помощи аксиологического метода были рассмотрены мировоззренческие ценности протестантизма.

В процессе получения эмпирических данных исследования использовались методы социологии религии - анкетирование, интервьюирование и наблюдение.

Источниковая база исследования.

Сложность и многоплановость избранной темы потребовали привлечения источников философского, исторического, культурологического, религиозного содержания. В качестве источников информации использовались монографии, научные статьи, материалы СМИ и Интернет-сайтов, посвященные данной проблематике; социологические данные по религиозной ситуации в России и Забайкальском крае, в частности.

Эмпирическую базу исследования составили материалы прикладных социологических исследований, проведенных в период 2006-2010 гг.:

  1. социологический опрос населения Забайкальского края, охвативший все муниципальные районы по проблеме восприятия протестантизма в общественном сознании населения. Выборка составила 890 человек;

  2. интервьюирование и включенное наблюдение в протестантских организациях края;

  3. анкетирование последователей протестантских организаций Забайкальского края, с целью изучения личностной самоидентификации протестантов Забайкальского края и их социальных практик. Целевая выборка составила 150 человек.

Научная новизна заключается в комплексном исследовании протестантизма на конфессиональном пространстве Забайкальского края, в результате которого:

установлено, что содержание протестантизма раскрывается через анализ исторических причин его возникновения (недовольство католической церковью, личное прочтение Библии), особенностей исторической трансформации этого религиозного направления (постоянное дробление и возникновение новых протестантских течений) и особенностей его конфессионального восприятия;

выявлены антропологические идеи в протестантской теологии (спасение личной верой, идея призвания, ценность труда), определена их ведущая роль в генезисе и современном состоянии протестантизма;

определены причины и социокультурные факторы возникновения и развития протестантизма на территории России, включающие в себя, во-первых, идейное многообразие культурного поля, поиск истины в отличных от православия религиозных формах, наличие самобытных направлений, сходных с протестантскими; а во-вторых, потребность в специалистах и мастерах различных областей знания;

показана динамика проникновения и социальная значимость протестантских объединений на конфессиональном поле Забайкальского края;

установлено, что самоидентификация протестантов Забайкальского края, как людей верующих и исповедующих определенные ценности, подтверждается их социокультурными практиками, включающими специфичные для региона особенности;

выявлены особенности восприятия и оценки протестантских организаций в общественном сознании населения Забайкальского края через анализ данных анкетирования.

Научно-теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы заключается в приращении теоретического знания в области философско-религиоведческого и социологического исследования протестантизма, а именно: в осмыслении истории и современного состояния протестантизма в контексте диалектичности его развития; рассмотрении динамики и особенностей его региональных форм (на примере Забайкальского края), в анализе и интерпретации новых эмпирических данных по изучаемой проблеме. Основные выводы и обобщения автора могут служить для дальнейших научных исследований в рамках проблемного поля.

Методологические основания и полученные результаты исследований могут быть использованы для подготовки рекомендаций по взаимодействию государства и протестантов с точки зрения сохранения межконфессионального мира. Основные выводы и положения диссертационного исследования могут быть использованы для разработки учебных курсов по специальностям «Религиоведение», «Социальная антропология», «История», «Культурология», а также по дисциплинам «История религии», «Основы религиоведения», «Религии Забайкалья».

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Содержанием протестантизма является совокупность таких дополняющих друг друга характеристик, как генетическая преемственность и протестность. Генетическая преемственность протестантской традиции выражена в аспекте диахронии и прослеживается от «ранних», к «поздним» протестантским и пост-протестантским объединениям. Протестность по отношению ко всем предшествующим и современным религиозным направлениям выступает важным признаком протестантизма в аспекте синхронии. Осознание диалектичности развития протестантизма как результата борьбы и взаимодействия различных, но дополняющих друг друга сторон развития исторической традиции религиозного протеста, основанного на стремлении к личностному восприятию и толкованию Евангелия, позволяет по-новому осмыслить закономерности формирования современного протестантизма.

2. Антропологизация протестантской теологии сделала ее понятной и востребованной в жизни человека и способствовала ее широкому распространению в мире и использованию при решении проблем повседневности. Привлекательность протестантского вероучения в современных условиях Забайкалья заключается в его жизненности и доступности.

3. Закономерность и объективность проникновения протестантизма в Россию заключается в наличии предпосылок, представляющих собой существование, помимо официального православия, различных протестных групп, идеология и вероучение которых были очень сходны с протестантскими, а также лояльного и благожелательного отношения к иностранцам, несущим, кроме идеологии протестантизма, различные прикладные знания и умения.

4. Динамика развития протестантских движений в Забайкалье прослеживается с XVII в. и включает несколько периодов. Исторически протестантизм не получил широкого распространения среди населения Забайкалья, однако и не был им отвергнут, так как смог приспособиться к региональному культурному полю. В постсоветское время протестантизм не только восполнил духовный вакуум части населения Забайкальского края, но и сумел закрепиться на забайкальской земле, однако говорить о собственно забайкальских протестантах как культурной идентификации еще рано, поскольку она находится лишь в стадии своего формирования.

5. С точки зрения современной религиозной ситуации, на основе анализа эмпирического исследования в Забайкальском крае протестанты характеризуются общими мировоззренческими установками, существующими в протестантизме (ценность труда, идея призвания, священство всех верующих, отсутствие предметов культа, надэтничность) и реализуют их не только в собственной жизни, но и в активной миссионерской и социальной работе, учитывающей региональную специфику (историческое развитие региона, синкретизм, этнические группы).

6. Несмотря на более чем трехсотлетнюю историю протестантизма в Забайкалье культурно он не укоренен, поскольку в общественном сознании протестантизм воспринимается, как нетрадиционное религиозное учение. Однако потенциальные возможности развития протестантских организаций в регионе имеются, поскольку в общественном сознании существуют близкие к протестантизму мировоззренческие установки (не обязательность посредника между Богом и человеком, личная вера).

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования отражены в докладах на конференциях: международных (Ялта, 2007, Чита, 2008, Барселона, 2010); общероссийских (Чита, 2007, 2008, 2009, 2010; Нижний Новгород, 2007, 2009; Москва, 2008; Иркутск, 2008; Пенза, 2008); региональных (Чита 2006, 2007, 2010).

Материалы исследования представлены в журналах: научно-исследовательских (Санкт-Петербург, 2007; Иркутск, 2007; Чита, 2008), научно-популярных (Чита, 2006). Основные положения диссертационной работы изложены в 18 публикациях.

Результаты исследований обсуждались на методологических семинарах кафедры социальной антропологии, религиоведения и философии Читинского государственного университета (Чита, 2008, 2009, 2010), были заслушаны на заседаниях Консультационного Совета при Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю (Чита, 2010).

Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами и включает Введение, три главы, состоящие из 6 параграфов, Заключение, библиографический список.

Похожие диссертации на Формирование молодежной политической культуры в современной России