Введение к работе
Актуальность темы
Вот уже более ста лет врачи - фониатры ведут упорный поиск тех анатомо-физиологических и других признаков, которые имеют значение для фониатрической диагностики голоса. Предложено большое количество различных методик, ни одна из которых на сегодняшний день не может считаться абсолютно достоверной для решения данного вопроса (И. Максимов, 1987). Однако проблема эта достаточно актуальна, а потому интерес к диагностике голоса остаётся высоким. Связано это, прежде всего с тем, что от правильного определения типа голоса зависит результат обучения вокалиста, рациональное использование его голосового аппарата в дальнейшем, а значит профилактика фониатрической патологии и сохранение творческого долголетия (М.С. Эрбштейн, 1925; Ф.Ф. Заседателев, 1925; B.C. Кантарович, 1937), что особенно актуально в современных социально-экономических условиях.
Профессиональные достижения в вокально-творческой деятельности, как, впрочем, и во многих других, возможны только лишь при осознанном и правильном выборе данной профессии. Как правило, наличие певческого голоса и желания петь ещё недостаточно. Должен быть высокий уровень музыкальной одарённости, хорошо развитый слух, интеллект, а для оперной сцены важна, например, ещё и внешность (Л.А. Венгер, 1975, В.Д. Шадриков, 1982; Т.С. Князева и др., 2001).
Основным мероприятием в данном контексте является профориентация молодых людей, собирающихся посвятить себя подобному виду деятельности. Её приемником является процедура профотбора (Т.С. Князева, 2001; Ю.С. Василенко, 2002; В.П. Морозов, 2002).
Как известно, любые признаки живого организма определяются его генотипом, наследственно обусловлены. Певческий голос, как таковой, его тип, строение голосового аппарата не являются исключением. Анатомические предпосылки, психофизиологические особенности, задатки тех или иных способностей в комплексе и определяют возможность для выполнения той или иной деятельности, в том числе и вокально-артистической (К. Штерн, 1965; И. Максимов, 1987).
Любая история болезни начинается со сбора анамнеза. Тщательно собранный анамнез во многом определяет правильность постановки диагноза. Семейный анамнез несёт в себе данные наследственного характера, то есть те, которые заложены в человеке самой природой, что вносит определённые коррективы в диагностический и лечеб-
4 ный процесс. Фониатрическая практика не является исключением. Однако, это, пока что, касается только определённых заболеваний голосового аппарата.
На основании всего сказанного можно утверждать, что в схему диагностики типа голоса, для решения вопросов профориентации, профотбора и профпрогноза целесообразно включать и данные семейного анамнеза, как важное звено, несущее в себе биологическую, генетическую информацию.
Необходимо отметить и то, что семейные данные и генеалогический метод до сих пор не используются для изучения генетики голоса. Составление родословных для изучения нормы и патологии голоса высказывается в зарубежных источниках лишь как предположение (R.Т. Sataloff, 1995).
Цель исследования
Усовершенствование комплексной методологии фониатрической диагностики голоса, профориентации, профотбора и профпрогноза, как тесно связанных между собой компонентов.
Задачи исследования:
-
Изучить некоторые закономерности наследования певческого голоса;
-
Изучить связь особенностей мутационного периода с типологией певческого голоса;
-
Сформулировать принципы фониатрического прогнозирования голоса;
-
Определить значение семейного анамнеза для комплексной оценки типа голоса, профориентации, профотбора и профпрогноза.
Научная новизна полученных результатов
Показано, что вокальные данные в своей основе имеют наследственный характер.
Впервые данные семейного анамнеза использованы для определения типа голоса.
Впервые показано, что степень тяжести мутационного процесса может являться дополнительным критерием при определении типа голоса.
Впервые семейные данные предлагаются для решения вопросов профориентации, профотбора и профпрогноза.
Впервые сформулированы принципы фониатрического прогнозирования типа голоса.
Показано, что изучение генеалогических данных и применение генеалогического метода исследования является очень важным этапом на пути изучения генетики голоса.
5 Основные положения, выносимые на защиту:
-
Вокальные данные имеют наследственный характер.
-
Наследование типа певческого голоса подчинено определённым закономерностям.
-
Характер течения мутационного периода может зависеть от формирования того или иного типа голоса, что возможно учитывать при фониатрической диагностики голоса.
-
На основании семейного анамнеза и особенностей течения мутационного периода возможно прогнозирование будущего типа голоса.
-
Фониатрическую диагностику голоса необходимо начинать со сбора семейного анамнеза, несущего в себе генетическую информацию.
-
Семейный анамнез возможно использовать при решении вопросов профориентации, профотбора и профпрогноза в фониатрической практике.
Практическая значимость работы
Работа позволяет оценить голосовые тенденции того или иного человека, расширяя тем самым методические возможности практической и теоретической фониатрии, что во многом дополняет и систематизирует комплексную методологию фониатрической диагностики голоса. Изучение общемузыкальных и голосовых особенностей конкретной семьи позволяет расширить понятие профориентации и профотбора в фониатрической практике. На основании семейных данных возможно вести дальнейший научный поиск по прогнозированию вокально-творческих успехов и творческого долголетия, что с уже существующими методиками укладывается в понятие профпрогноза. Работа является первым шагом к систематизированному процессу изучения генетики голоса. Связь работы с научными программами, планами, темами
Диссертация выполнена в соответствии с планом научной работы РМАПО по теме отраслевой научно-исследовательской программы «Последипломное образование медицинских кадров в РФ» № гос. регистрации 01200215501, на кафедре оториноларингологии РМАПО МЗ РФ.
Внедрение результатов исследования
Основные положения диссертации используются в педагогическом процессе на кафедре оториноларингологии РМАПО, при профориентации и профотборе абитуриентов Российской академии театрального искусства (ГИТИСа), Московского государственного университета культуры и искусства, при фониатрической диагностике голоса
абитуриентов и студентов данных ВУЗов, внедряются в повсеместное использование для фониатрического прогнозирования и профориентации детей, обучающихся в музыкальной школе при союзе композиторов России. В постмутационном периоде совместно с вокальным педагогом делается заключение о наиболее вероятном типе голоса.
Апробация работы
Основные положения диссертации доложены на Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы оториноларингологии» (г. Москва. 20 ноября 2002 г.); на 50-й юбилейной научно-практической конференции молодых учёных - оториноларингологов «Петербургу - 300 лет» (г. Санкт-Петербург, 28 января 2003 г.); на научно-практической конференции «Коммуникативные нарушения голоса, слуха иречи» (г. Москва, 30 мая 2003 г.).
Апробация диссертации состоялась на расширенной конференции кафедры оториноларингологии РМАПО МЗ РФ 28.06.2004.
Публикации
По материалам диссертации опубликовано 7 печатных работ (в центральной и местной отечественной печати), ещё 3 принято в центральную печать.
Структура и объём диссертации
Диссертационная работа изложена на 100 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, главы собственных исследований и их обсуждения, выводов и практических рекомендаций. Библиографический указатель включает 92 источника литературы (в том числе на 64 отечественных и 28 зарубежных публикаций). Диссертация иллюстрирована 4 рисунками, 9 таблицами, 7 схемами генеалогий.