Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Понятие и структура духовных отношений Совалёва Елена Владимировна

Понятие и структура духовных отношений
<
Понятие и структура духовных отношений Понятие и структура духовных отношений Понятие и структура духовных отношений Понятие и структура духовных отношений Понятие и структура духовных отношений Понятие и структура духовных отношений Понятие и структура духовных отношений
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Совалёва Елена Владимировна. Понятие и структура духовных отношений : ил РГБ ОД 61:85-9/569

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Понятие духовных отношений 12

I. Духовное производство как сфера производства духовных отношений 12

2. Специфика духовных отношений и их место в системе общественных отношений 52

ГЛАВА 2. Структура духовных отношений 83

I. Виды духовных отношений и их взаимодействие 86

2. Духовные отношения и духовная культура социализма 124

Заключение 142

Список литературы 149

Духовное производство как сфера производства духовных отношений

Для научного понимания социальной жизни и взаимодействия его отдельных сторон большое значение имеет углубление наших знаний о человеческом обществе, выявление различных видов общественных отношений, их классификация, выяснение социальной роли. Эта проблема важна и для углубления понимания сущности человека, который есть "совокупность общественных отношений".

В настоящее время многие исследователи затрагивают вопросы теории общественных отношений. Это работы П.Гиндева, Г.Е.Глезер-мана, А.В.Дроздова, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, О.В.Лармина, А.П. Машкова, М.Н.Перфильева, Ю.К.Плетникова, П.В.Преснякова, В.П.Ро-жина, В.П.Тугаринова, А.К.Уледова и др., в которых рассматривается целый комплекс проблем теории общественных отношений.

Вместе с тем необходимо подробнее рассмотреть отдельные стороны жизни общества. Одной из актуальных, но мало разработанных проблем является проблема духовных отношений общества.

Анализируя эту проблему, мы исходим из уровня разработанности данной проблемы в советской социологической литературе.

Прежде всего необходимо уточнить содержание ряда понятий. В историческом материализме существует ряд категорий, которые являются близкими по значению, но не тождественными и отражают всю сложность и специфичность явлений и процессов, происходящих в духовной сфере общественной жизни. Это такие понятия как духовная жизнь общества, духовное производство, духовная культура, общественное сознание. Каждая из этих категорий рассматривается обычно вместе с парной ей категорией: материальная жизнь общества - духовная жизнь общества, материальное производство - ІЗ духовное производство, материальная культура - духовная культура, общественное бытие - общественное сознание.

Если проанализировать эти парные категории с точки зрения основного вопроса философии, то на первый план выступает их сходство, так как все они отражают с различных сторон два уровня социальной действительности: первичный (материальный) и вторичный (идеальный).

Поскольку в течение длительного времени в советской социально-философской литературе исследование духовной стороны общественной жизни велось только в плане отражения в ней материальных процессов, то и все понятия, выражающие различные стороны духовной жизни общества, часто употреблялись как тождественные.

Однако, как только мы выходим за пределы основного вопроса философии и начинаем рассматривать процесс функционирования и развития различных духовных образований общества, их активное обратное воздействие на материальные процессы, их включенность в практическую деятельность людей, рассматриваем субъекты духовных образований, социальные институты, занимающиеся духовным производством и распределением его продуктов, то различия в содержании понятий "духовная жизнь общества", "духовное производство", "духовная культура", "общественное сознание" выступают на первый план и требуют теоретического осмысления.

Рассмотренное под этим углом зрения общественное сознание предстает результатом человеческой деятельности, которая направлена на выработку духовных ценностей, т.е. представлений, идей, теорий, убеждений, знаний, оценок, целей и т.д. Вместе с тем, общественное сознание является не только результатом, но и неоъ-емлемым условием целесообразной деятельности как отдельных людей, так и социальных групп, классов, общества в целом. Следова - 14 тельно, общественное сознание, исследуемое в этом аспекте, фиксирует предметную сторону человеческой духовной деятельности, которая материализуется и закрепляется в различных структурных образованиях.

Анализируя сам процесс человеческой духовной деятельности и рассматривая его с точки зрения продуктивности, мы должны говорить о понятии "духовное производство", то есть о процессе творческой духовной деятельности, в ходе которого создаются духовные ценности. Заметим, что духовное производство не сводится только к процессу духовной деятельности, оно соединяет в себе деятельность и предметность.

В советской философской литературе вопрос о соотношении ряда категорий исторического материализма еще не разработан в должной мере. Б частности это относится и к категориям "духовное производство", "духовная культура", "общественное сознание".

Понятие духовной жизни общества долгое время употреблялось по преимуществу как синоним понятия "общественное сознание" и не имело самостоятельного определения. Так, авторы учебного пособия "Исторический материализм" утверждают, что общественное сознание есть "духовная жизнь общества, его чувства и переживания, представления и понятия, идеи и верования, воззрения и убеждения, теории и учения"1. Сейчас в работах философов по историческому материализму обсуждается вопрос о содержании понятий, описывающих духовную жизнь общества, но эта работа еще не завершена. В частности, "в литературе по историческому материализму, - отмечает А.Д.Шершунов, - понятия материальной и духовной жизни общества еще не утвердились в качестве таких же фундаментальных, как понятия общественного бытия и общественного сознания".

Потребности развития исторического материализма вызывают необходимость разработки системы его категорий, что находит отражение и в исследованиях. Раскрывая систему категорий, исследователи обращаются и к категории духовной жизни, определяя ее место в ряду других категорий. Так, В.П.Тугаринов все категории исторического материализма делит на философские и социальные, а категорию "духовная жизнь" относит к социологическим категориям, соотнося ее с экономической, социальной и политической жизнью .

Специфика духовных отношений и их место в системе общественных отношений

Введение понятия духовных отношений и его использование в анализе диалектики общественных отношений позволяет более глубоко раскрыть сущность духовной деятельности. Рассмотрение духовных отношений в качестве составной и неотъемлемой части общественных отношений предостерегает от поверхностного истолкования последних, раскрывает внутреннюю взаимосвязь материального и духовного производства.

Духовное производство, как и материальное, не есть результат деятельности обособленных друг от друга одиночек, а всегда осуществляется людьми, находящимися между собой в определенных общественных взаимоотношениях.

Хотя отношения в духовном производстве складываются под непосредственным воздействием отношений материального производства, они образуют собой относительно самостоятельную систему социального взаимодействия людей. В качестве такой системы они представляют собой социальную форму существования духовного производства на каждом конкретном этапе его исторического развития.

Марксизм в свое время открыл основной закон развития человеческой истории, который состоит в том, что "производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образу - 53 ют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены, а не наоборот, как это делалось до сих пор"1.

Как следует из этой сжатой формулировки, марксизм исходит из признания первичности материально-производственной деятельности людей.

К.Маркс, рассматривая вопрос о формировании общественных отношений, неоднократно подчеркивал, что не только экономические, но и правовые и политические отношения не могут быть выводимы и объясняемы из одних только юридических оснований, что еще менее возможно их объяснять и выводить из так называемого общего развития человеческого духа2. Это положение позволяет, по нашему мнению, сделать следующие выводы. Во-первых, для понимания природы общественных отношений, в какой бы сфере они не возникали, какой бы относительной самостоятельностью и спецификой они не обладали, необходимо учитывать их обусловленность материальными производственными отношениями. Роль производственного порядка в развитии социальных, политических и чисто духовных процессов жизни позволяет сделать вывод о том, что материальное производство выступает как определяющий генезис общественных отношений. Общественное разделение труда приводит к тоглу, что отдельные процессы труда становятся самостоятельными по отношению друг к другу, имеют в ходе своего развития содержание, необходимое и усваиваемое данным историческим периодом, определенные условия, которые связаны с конкретной областью, но вид изменения дальнейшего развития общественных отношений определяется производственными отношениями.

Во-вторых, общественные связи между людьми в социальных, политических, духовных областях жизни обладают относительной самостоятельностью в своем развитии не только по отношению к материальному производству, но и к развитию сознания. Эту относительную самостоятельность следует учитывать при анализе духовной жизни общества.

Духовное производство, как и материальное производство, представляет собой сферу деятельности человека, "человек сам является основой своего материального, как и всякого иного осуществляемого им производства". Но он может стать этой основой, может действовать лишь вступая в систему общественных отношений. Раскрывая роль социальных отношений, К.Маркс подчеркивал, что люди не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. "Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство . Само общество К.Маркс рассматри-v вал как человека"в его общественных отношениях . Производство в любой сфере - это не только создание определенного продукта деятельности, но и общественных отношений. Духовное производство важно рассматривать и по его результату - таким результатом выступает формирование идей и представлений, и по его общественной форме. Такой общественной формой являются, по нашему мнению, духовные отношения людей. Эти отношения - необходимый процесс, возникающий в ходе общественной жизни, разделения материального и духовного труда. Для духовного производства как исторического явления, как социальной формы духовной дея-N/ тельности характерны исторические определенные средства духовного производства, наличие людей, занятых в этом производстве, а также общественные отношения между ними.

Виды духовных отношений и их взаимодействие

Виды духовных отношений и их взаимодействие духовные отношения - это общественные отношения людей, социальных групп, классов и т.д., являющиеся результатом духовного производства, в процессе которого вырабатывается и функционирует общественное сознание. Как известно, общественное сознание есть отражение общественного бытия. Этим гносеологическим моментом общественного сознания обычно и ограничиваются, когда рассматривают его форму и специфику отражения в них общественного бытия. Однако общественное сознание как совокупность общественной психологии и идеологии следует рассматривать и со стороны социальной, то есть со стороны его производства людьми.

Исторический материализм учит, что общественное сознание возникает и существует не само по себе, а вырабатывается, произ - 87 водится людьми, находящимися между собой в определенных общественных отношениях. "Люди, - отмечали К.Маркс и Ф.Энгельс, - являются производителями своих представлений, идей и т.д., но речь идет о действительных, действующих людях, обусловленных определенным развитием их производительных сил и соответствующих этому развитию общением, вплоть до его отдаленнейших форм" .

В.И.Ленин не употреблял понятия "духовные отношения", когда рассматривал "духовный процесс жизни" , то есть процесс выработки общественного сознания в виде общественной идеологии и психологии, хотя в своих работах дал подробный анализ этих форм духовной жизни общества.

В.И.Ленин рассматривает общественное сознание любого класса общества как единство его психологии и идеологии, которые имеют одну и ту же основу в материальных производственных отношениях. При этом он показывает, что духовное отражение противоположности классовых интересов наиболее глубоко проявляется в идеологических отношениях, так как через идеологию как теоретическую, систематизированную форму общественного сознания наиболее полно выражается развитие классовых интересов в обществе.

Кроме того, В.И.Ленин употреблял понятие "идеологические отношения" и в более широком смысле, для обозначения всех вторичных, надстроечных отношений, которые, "прежде чем сложиться, проходят через сознание людей", то есть "возникают из тех или иных идей человечества в данное время" . Если рассмотреть духовную деятельность с точки зрения ее социальной функции, то в ней заметим следующее: духовная деятельность, направленная на производство, развитие и использование в социальной жизни общественного сознания, осуществляется в фор ме духовного общения и в форме духовных отношений. Духовная дея тельность, связанная с выработкой общественной психологии высту пает в виде социально-психологических отношений или духовного /) общения. Специализированная духовная деятельность, направлен ная на выработку и применение идеологии в различных ее формах, выступает в виде духовных отношений (или "идеологических отно шений" по терминологии В.И.Ленина). -; В духовных отношениях в зависимости от направленности духовной деятельности на производство той или иной формы общественного сознания, можно выделить ряд форм: отношения по поводу политических идей и взглядов, правовые, нравственные, эстетические, философские, научные и религиозные отношения.

Духовное общение возникает и существует в повседневной не-посредственной жизни людей. Они объективно существуют как реальные связи между людьми и объективной действительностью.

Духовное общение - это целостная система сознательных свя-зей как внутри, так и между такими социальными общностями, как классы, нации, производственные, культурные, бытовые коллективы, а также их связей с объективной, прежде всего общественной, действительностью посредством социально-психологических явлений, таких, как эмоции и переживания, чувства и настроения, потребности и интересы, привычки и традиции, обычаи и вкусы и т.д.

Духовные отношения - форма осуществления производства, раз- ] вития и практического применения идеологии в ее различных формах / (политической, правовой, философской, нравственной и т.д.). По сравнению с духовным общением они в систематизированном теоретическом виде, наиболее полно и глубоко выражают интересы социальных групп, классов, наций, общества. Духовные отношения порождаются соответствующей деятельностью людей, направляющих свои усилия на разработку и применение в жизни тех или иных идеи и проводящих их в ШЇЗНЬ учреждений и организаций.

В антагонистических формациях духовные отношения во всех их структурных элементах являются ареной ожесточенной классовой борьбы. Класс, господствующий в экономических, социальных и политических отношениях, господствует и в духовных отношениях. Однако, господствующая роль того или иного класса в духовных отношениях сохраняется лишь до тех пор, пока материальные производственные отношения не созреют и не вступят в конфликт с развитием производительных сил. На основе этого конфликта, как экономической основы социальной революции, передовые классы формируют новые идеи, взгляды, которые служат духовным оружием сплочения широких народных масс, заинтересованных в революционном изменении общественных отношений. В соответствии с новыми идеями и взглядами еще в недрах старого строя создаются новые учреждения, организации, союзы, закладываются основы для новых духовных отношений, которые затем закрепляются на основе победы социалистической революции, приводящей к коренному перевороту в духовной жизни общества.

Духовные отношения и духовная культура социализма

При системном анализе духовных отношений неизбежно встает вопрос о связи их с духовной культурой. Однако превде чем говорить о духовных отношениях и их взаимосвязи с духовной культурой, остановимся вкратце на понимании культуры.

3 советской литературе дан довольно обстоятельный! обзор различных точек зрения о культуре как социальном явлении, критически рассмотрены концепции буржуазной "философии культуры" и "социологии культуры" , поэтому мы не будем на этом останавливаться, а коснемся лишь вопроса специфики культуры, так как от этого зависит и понимание, и определение ее места в обществе.

Традиционно под культурой понимали все то, что сделано человеком, в отличие от того, что дано природой. В таком широком понимании "культура" выступает синонимом "общественного", совпадает с обществом и потому такое определение в современных условиях неудовлетворительно.

Поиски более удовлетворительного определения культуры привели к выделению аксиологического аспекта и определению ее как совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе общественно-исторической практики . При аксиологическом подходе культура стала рассматриваться как часть общества, как специфическое социальное явление, не совпадающее с обществом.

Однако и этот подход, связанный с определением культуры как совокупности ценностей, подвергся критическому анализу. Так, счи- j тают, что не все материальные ценности входдГв культуру (не входят целиком в культуру производительные силы общества, запасы сырья, предметы потребления). Д.ИЛесноков считает, что нужно различать материальную основу культуры и саму культуру, складывающуюся на этой основе. Материальной основой культуры является способ производства как определяющая сила общества, а к материальной культуре в этом случае будут относиться ценности, выра-жающие технический уровень производства, навыка и умения людей пользоваться техникой, научная организация труда и т.д. В духовную культуру он включил все достижения науки, произведения культуры и искусства, общественные идеи и теории, образовательный уровень народа и т.д.) .

Понимание культуры как совокупности материальных и духовных ценностей подверглось критике за недооценку культуры как процесса. В монографии "Коммунизм и культура" отмечается, что. духовную культуру социализма нельзя свести только к совокупности ду - 126 ховных ценностей, ибо теряется из виду то обстоятельство, что духовная культура, это не только совокупность результатов духовного производства, но и процесс созидания и освоения всего духовного богатства общества. Здесь же содержится и другая плодотворная идея о функциональном аспекте анализа, о том, что культура есть творческая деятельность людей. В целом даннші подход позволил выйти за рамки аксиологического подхода к анализу культуры.

Исследование же культуры только в функциональном аспекте, как и в других, отдельно взятых, так же не позволяет всесторонне раскрыть ее специфику.

Культура связана со всеми сферами и областями общественной жизни, с деятельностью людей и их отношениями, характеризует и содержание и формы социальных явлений. Имея ввиду эту связь, Л.Н.Коган справедливо утверждает, что культуру следует анализировать во многих аспектах: социологическом, гносеологическом, нормативно-аксиологическом, семиотическом и др. Только при многоаспектном анализе можно дать ее определение и всесторонне раскрыть специфику культуры. Определение понятия культуры должно содержать не просто объединение различных аспектов анализа общественной жизни, а выражать самую суть ее как социального явления. Сделать это, безусловно, трудно. Подметить специфику культуры значительно легче, подходя к анализу общественной жизни в каком-либо одном аспекте, хотя и оказывается, что в этом случае затрагивается лишь одна ее сторона.

Как замечает А.К.Уледов, многоаспектный подход к анализу содержания культуры побуждает критически отнестись к употребле - 127 нию понятия в узком и широком значении слова, дает возможность осознать неполноту разделения культуры на материальную и духовную, и тем самым позволяет более широко посмотреть на это социальное явление. Выясняется, например, что деление культуры строго на материальную и духовную не охватывает общественных отношений людей, т.е. из содержания культуры выпала самая существенная сторона жизни людей . При анализе культуры важно рассматривать общественные отношения, в том числе и духовные отношения, их развитие, взаимную связь.

Действительно, уровень развития общественных отношений является одним из основных показателей культуры. Можно напомнить слова В.И.Ленина о том, что положение женщины в обществе характеризует уровень культуры: "И с этой точки зрения только диктатура пролетариата, только социалистическое государство могло осущест-вить и осуществило высший культурный уровень" .

В данном высказывании речь идет о раскрепощении женщины в условиях социализма, о вовлечении ее в активную общественную жизнь как показателях уровня культуры нового общества. Но таким же показателем является развитие национальных, семейных и других социальных отношений при социализме.

Сказанное об общественных отношениях подводит к вопросу о том, выступает ли культура отдельной сферой жизни людей (например, способом деятельности), или она присуща всем без исключения сферам общественной жизни как их качественная характеристика.

Похожие диссертации на Понятие и структура духовных отношений