Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция сердца в системной философии Апенышева Людмила Григорьевна

Концепция сердца в системной философии
<
Концепция сердца в системной философии Концепция сердца в системной философии Концепция сердца в системной философии Концепция сердца в системной философии Концепция сердца в системной философии Концепция сердца в системной философии Концепция сердца в системной философии Концепция сердца в системной философии Концепция сердца в системной философии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Апенышева Людмила Григорьевна. Концепция сердца в системной философии : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01. - Барнаул, 2004. - 166 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретикаметодологичеосие подходы к философскому осмыслению рациональных и внерациональных знаний о сердце 10

1.1. Гносеологические подходы к исследованию сердца как многоуровневого феномена 10

1.2. Архаические и религиозно-мистические знания о сердце 55

1.3. Взаимодействие рациональных и внерациональных подходов к сердцу в медицинской области знаний 82

ГЛАВА 2. Формирование синтетической модели сердца в системно-философской парадигме знания 100

2.1. Холистический подход к сердцу в отношениях "мир-человек" на разных уровнях системной организации 100

2.2. Философская концепция пневмо-коронарного комплекса 109

2.3. Интеграция различных аспектов проблемы сердца на основе системно-философского подхода : 126

Заключение 149

Литература 155

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная цивилизация характеризуется не только очень высоким уровнем техногенных достижений, обеспечивающим более комфортное существование человека, но и усугублением отрицательных тенденций его личностных проявлений в духовной сфере. Проповедуя теорию безграничного насыщения материальных потребностей, общество все менее заботится о формировании духовных запросов личности. Россия, как и мир в целом, переживает состояние глубокого духовного кризиса, характерными чертами которого являются падение нравственности, растление сознания, потеря жизненных ориентиров. Беспримерный уровень имущественного расслоения среди членов общества, когда возможность доступа к новым технологиям различных групп населения резко дифференцирована, привели не только озлобленности личности, но и к тому, что называется ожесточением сердец. Был сломан многовековой механизм передачи положительной социальной памяти в виде норм морали, этики, обычаев и традиций. Этому в немалой степени способствовали и беспрецедентные темпы технологических нововведений на отрезке времени всего лишь одного поколения.

Интересен факт, что более века назад К.Маркс предупреждал: "В наше время все как бы чревато своей противоположностью...Победы техники как бы куплены ценой моральной деградации. Кажется, что по мере того, как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом своей подлости" [234, с.4].

Возможность кардинально изменить ситуацию таится в обращении к самому человеку, способному через самоосознание и переосмысление мира, пересмотреть цели собственного существования. А.Мартынов в философских этюдах писал: "Необходимо коренным образом изменить расстановку ценностных акцентов и осознать первичность духовной составляющей людей, ибо она и только она создает человеческую структуру; материальность, поставленная во главу угла, разрушает структуру человека" [111, с. 154].

Техногенное утилитарное мышление человека сказывается на его духовно-нравственном состоянии. Современная жизнь убеждает нас в том, что любые научно-технические достижения человечества тогда направлены на благо общества и природы, когда они имеют в своей основе позитивный духовный стержень, отсутствие же его лишь увеличивает разрушительный потенциал человечества. По на-

шему мнению, именно в этом аспекте проблема человеческого сердца, не только в иносказательном, но и в прямом смысле становится центральным ядром любой социальной активности. Именно сердце является центром активности человека в его позитивном качестве. Проявление бессердечности по своему содержанию это тот же центр, но в негативном плане. С наращиванием преобразующего потенциала социума эта закономерность становится все более выраженной. Ограниченные возможности бессердечных деяний дают отрицательный эффект, который в общей системе социальных отношений может оказаться и не замеченным. Напротив, огромные возможности выдающихся личностей со злым сердцем могут вызывать большие социальные и социоприродные конфликты и катастрофы (так называемый "Эффект Злого Гения"). На это указывают специалисты, работающие в области социально-экологических и духовно-нравственных проблем современной цивилизации: Э.В.Гирусов, Н.В.Громыко, Д.И.Дубровский, А.В.Иванов, Л.П.Кукса, Г.В.Платонов, В.Н.Порус, В.Н.Сагатовский, В.М.Федоров, И.В.Фотиева, М.Ю.Шишин и др. [65; 66; 132; 138; 155].

Сама же духовность, по нашему убеждению, не может рассматриваться без центрального органа в его организме - сердца, который в этом аспекте современным многоуровневым научным знанием освещен еще крайне недостаточно. В культурах разных народов давно известно, что именно сердце выступает источником лучших человеческих качеств, а наука, к сожалению, изучает пока лишь телесно-витальные его характеристики.

Бесспорно, что одним из выдающихся достижений современности являются информационные технологии. Но их бессердечное использование приводит к проблеме манипулирования сознанием человека, его зомбированию, что сказывается на разрушении системы ценностей. По мнению многих ученых, одним из путей решения проблемы современной цивилизации станет противостояние духовному разрушению человека, и задача философов заключается в защите и утверждении гуманистических ценностей и смыслов. При этом важным направлением оказывается формирование целостного духовно-экологического мировоззрения цивилизации XXI века. В его основу закладываются такие категории, как всеединство, правда, софийность, соборность, а особая роль отводится человеческому сердцу [66].

В истории отечественной мысли заключено величайшее духовное наследие -разработка философской концепции сердца, которая не утратила свое значение и по сию пору. Однако современным научным знанием эта тема освоена еще крайне

5 недостаточно. По нашему мнению, развивающееся сегодня синтетическое направление - современная системная философия - является наиболее оптимальной теоретико-методологической базой, позволяющей получить новые позитивные и практически необходимые знания о сердце, и также создает определенную основу для выхода из сложившегося кризисного состояния современного общества.

Степень разработанности проблемы. Тема сердца широко поднималась рус
скими религиозными философами Н.А.Бердяевым, С.Н.Булгаковым,
Б.П.Вышеславцевым, И.А.Ильиным, Л.П.Карсавиным, Н.О.Лосским,

Д.С.Мережковским, Г.С.Сковородой, В.С.Соловьевым, П.А.Флоренским, С.Л.Франком, П.Д.Юркевичем. Их исследования подтверждают существование в русской философии очень важной и специфически разработанной темы сердца.

У Г.С.Сковороды в полном смысле расцвело святоотеческое учение сердца как средоточия духовной жизни человека [37, с. 20]. Ю.М.Зенько подчеркивает важность понятия сердца для всего его творчества, которое наблюдается в его диалогах: "Христианская дверь к христианскому добронравию", "Наркисс", "Разговор пяти путников об истинном счастье" [61, с. 42].

К наиболее известным работам по теме сердца в русской религиозной философии можно отнести следующие: Б.П.Вышеславцев "Значение сердца в религии", "Сердце в индийской и христианской мистике"; П.Г.Флоренский "Столп и утверждение истины", П.Д.Юркевич "Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению Слова Божия", И.А.Ильин "Аксиомы религиозного опыта", "Путь к очевидности (О сердечном созерцании)" и др. В связи с этим Н.К.Гаврюшин отмечает: "Весьма сильную поддержку Б.П.Вышеславцев ощущал у западных мыслителей, особенно у М.Шеллера и "открытого"им Паскаля" [36, с. 60].

У П.Г.Флоренского в работе "Столп и утверждение истины" исследуется смысл термина "сердце" в различных культурах и языках. Наблюдается взаимосвязь того, что этот термин обозначает «центр» - сердцевину личности человека.

И.А.Ильин не только разрабатывает этику сердца, гносеологию, познание сердца, но и обращает внимание на социологию сердца, функционирование сердечности не, но только на уровне личности и на уровне общества в целом [114, с. 8].

Сердце человека является также непосредственным предметом религиозных и богословских учений, где ему придается основополагающее антропологическое и познавательное значение. Это подтверждается трудами Исаака Сирина, Григория Паламы, Симеона Нового Богослова, Нила Сорского, Никодима Святогорца, еп.

6 И.Брянчанинова, арх. Луки (В.Ф.Войно-Ясенецкого), которым в работе "О духе, душе и теле" предпринята попытка соединения достижений в физиологии, биологии, философии со Священным Писанием и с богословскими исследованиями.

Ряд авторов естественнонаучных работ дореволюционного периода России так же рассматривал сердце с духовно-религиозных позиций - С.А.Беляков, И.М.Догель, А.А.Лебедев, И.А.Чистович, И.И.Ястребцев и др. [61, с. 240].

Так же о сердце много пишут и современные богословы: свящ. А.Гармаев, прот. В.Мордасов, Митр. Иерофей (Влахос), В.Свешников и др.

С теософской позиции сердце рассматривалось в учении "Агни Йога", в трудах Е.П.Блаватской, А.Безант, М.В Лодыженского.

Современные исследования по теме сердца проводились Н.К.Гаврюшиным, Б.В.Марковым, Г.Я.Стрельцовой. Интересующий нас аспект затрагивали И.С.Андреева, В.Г.Веряскина, А.В.Иванов, С.П.Позднева, И.В.Фотиева, Ю.В.Хвастунова, С.С.Хоружий, М.Ю.Шишин, Л.Е.Этинген.

В исследованиях по психологии религии сердце было предметом рассмотрения в трудах Б.С.Братуся, В.Л.Войекова, Ю.М.Зенько. Ю.М.Зенько отмечает, что тема сердца разрабатывалась и в советское время, достаточное внимание в христианской литературе уделяется ей и сейчас [61, с. 43].

В европейской философской мысли она изучалась М.Шелером, Б.Паскалем.

Однако эта тема все-таки изучена далеко недостаточно. Во-первых, до сих пор не обобщены знания о сердце в различных культурах: восточной, западной, русской; во-вторых, не интегрированы достижения рациональных и внерациональ-ных подходов в изучении сердца; в-третьих, в недостаточной мере сопоставлены религиозно-философский и естественнонаучный аспекты изучения сердца; в-четвертых, в условиях господства материалистической парадигмы, исключающей достижения религиозно-философских систем, познавательная деятельность привязывалась к одному анатомо-физиологическому органу - мозгу, функция же сердца в обеспечении познавательной деятельности человека и его эмоционально-психической жизни не учитывалась; в-пятых, до сих пор в достаточной мере не использован потенциал комплексного подхода в изучении сердца, поэтому не существует целостной концепции сердца.

Исходя из этого, нами предпринята попытка интегративного подхода к сердцу на базе как рациональных (научных, философских), так и внерациональных форм в его познании (религиозных, мистических, художественных). Для реализации по-

7 добной стратегии выбрана системно-философская методология, основу которой составляет всеобщий синтез знаний. Главным принципом исследования является холизм (от греч. holos - «целое»), предполагающий целостное рассмотрение предмета за счет его интегративно-философского изучения.

В своем исследовании сердца мы опираемся на системные идеи П.В.Алексеева, А.П.Анохина, А.Н.Аверьянова, А.К.Астафьева, В.С.Барулина, И.В.Блауберга, Л.А.Богданова, Э.Г.Винограя, А.В.Иванова, М.С.Кагана, В.Н.Сагатовского, А.И.Субетто, А.В.Панина, Ю.А.Урманцева, Е.В.Ушаковой, П.В.Ушакова, Л.А.Шумихиной и др.

Исследованиями взаимодействия рационального и внерационального в современной отечественной философской мысли занимались такие авторы, как В.А.Лекторский, Д.Миронова, Н.И.Мартишина, Л.А.Микешина, Н.С.Мудрагей, В.В.Сеземан, Н.М.Смирнова, Н.А.Суркова, и др.

Объект диссертационного исследования - сердце человека в единстве его анатомо-физиологических и психо-духовных функций.

Предмет исследования - место и роль сердца как системообразующего центра физического и духовного бытия человека.

Цель диссертационного исследования — концептуально осмыслить роль сердца как особого системообразующего центра человека и его духовного бытия.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  1. Провести анализ основных взглядов и концепций по теме сердца в различных областях знания (наука, философия, мистический опыт).

  2. Выработать адекватную теоретико-методологическую базу исследования для изучения сердца.

  3. Показать связь анатомо-физиологических и духовно-психических функций сердца в целостном человеческом бытии.

4. Используя компаративистский подход, обозначить пути формирования
комплексной методологии (на основе рациональных методов и результатов его
внерационального познания).

5. Представить авторскую концепцию сердца на базе системной философии.

Выдвигаемая рабочая гипотеза. Сердце является не только органом тела человека, или частью его организма (лишь с телесно-витальными характеристиками), но также выполняет энергоинформационные функции и создает (наряду с психикой) душевно-духовный вектор развития человека.

Методологическая основа исследования. В исследовании применены рационально-философские методы, а также результаты внерационального освоения феномена сердца. В работе использован диалектический метод, а также общенаучные методы исследования: структурно-функциональный, компаративистский, моделирования. Для работы были методологически значимы и имели способы осмысления сердца труды русских религиозных философов (Б.П.Вышеславцева, И.А.Ильина, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, С.Л.Франка, П.Д.Юркевича и др.).

Основу концептуального синтеза составила рациональная системно-философская методология. Для формирования авторской концепции сердца оказались значимыми взгляды и идеи Э.Г.Винограя, А.А.Малиновского, Ю.А.Урманцева, Е.В.Ушаковой.

Научная новизна проведенного исследования состоит в следующем:

  1. Применен системно-философский теоретико-методологический подход к изучению сердца, что позволило осуществить современную интеграцию как рациональных, так и внерациональных знаний о сердце.

  2. Сформировано комплексное представление о сердце на базе философско-культурологического подхода.

  3. Разработан категориальный аппарат системно-философского осмысления проблемы сердца в снятом виде, включающий биомедицинский, религиозно-мистический и этико-аксиологический аспекты.

  4. Обоснована авторская концептуальная схема пневмо-коронарного комплекса, в которой сердце является его системообразующим началом и гибко взаимодействует с психо-локомоторным комплексом как на телесно-витальном, так и на энергоинформационном уровнях.

  5. С позиций холистического подхода выделены основные функции сердца и дано его системно-философское определение. Предложенная автором модель рассматривает сердце как центр духовно-нравственной жизни человека.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Системная философия является наиболее адекватным теоретико-методологическим основанием для целостного осмысления сердца в единстве его анатомо-физиологических и психо-духовных, антропологических и познавательных функций.

  2. Сердце в духовном измерении с позиций системного подхода предстает как полифункциональный орган, выступая средоточием жизненной энергии; орга-

ном познания и самопознания; каналом глубинного духовного единения между людьми, а на более высоком уровне - с Абсолютом (Богом).

  1. С биомедицинских позиций, сердце следует рассматривать в единстве телесно-витальных и энерго-информационных аспектов, что непосредственно коррелирует с ценностными аспектами человеческого бытия.

  2. На базе системной методологии разработана авторская концепция пневмо-коронарного комплекса, оказывающего влияние не только на физиологические функции человека, но и на душевно-духовные стороны человеческого существования.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Исследование проблемы сердца показывает эвристическую значимость взаимодействия рационального и внерационального, научного и вненаучного подходов в современном знании. Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов философии, культурологии, философской антропологии, религиоведения, а также авторского спецкурса "Мораль и этика". Системно-философское понимание сердца раскрывает единство телесных, душевных, духовных ипостасей человеческого бытия.

Апробация полученных результатов. Результаты исследования прошли апробацию в форме выступлений на Российской научно-практической конференции "Научная картина мира в духовно-экологической цивилизации" (Барнаул, 2000 г.), на Всероссийских научно-практических конференциях "Интеллектуальный потенциал молодых ученых России" (Барнаул, 2001, 2002, 2003 и 2004 гг.), на Всероссийских научно-практических конференциях "Философия, методология и история знаний" (Барнаул, 2001, 2002, 2003, 2004 гг.), на двух "Круглых столах" Философского общества Алтая РФО РАН (2003 и 2004 гг.).

По теме диссертации опубликовано 6 статей общим объемом 1,06 п.л.

Структура работы обусловлена целью диссертационного исследования и отражает последовательность решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка из 245 источников, имеет 154 страницы компьютерного текста.

Гносеологические подходы к исследованию сердца как многоуровневого феномена

Изучение научной, философской, религиозной, культурологической и пр. литературы о сердце показало, что оно является сложным многогранным феноменом, проявляющимся в виде системно-организированных уровней, как вещественно-энергетической и энергоинформационной реальности. Что касается современной науки, то здесь оно наиболее изучено в морфологическом и физиологическом аспектах. Но это далеко не единственные подходы к изучению сердца. Историко-культурологические, философские и религиозные исследования показывают, что сердце можно рассматривать как с различных научных теорий, так и учитывать область вненаучного познания и знания. Поэтому существуют несколько подходов к данной проблеме.

Анализ соответствующей литературы, отчасти медицинского содержания, религиозно-философской, религиозной [7; 14; 21; 31; 34; 47; 66; 69; 73; 95; 118; 137; 153; 210] позволил нам выделить следующие подходы к изучению сердца: 1) феноменологический - в рамках медицины, биологии и других опытных наук, где сердце исследуется в различных проявлениях и функциях без фундаментальных обобщений общенаучного и философского характера; 2) мистико-интуитивный, свойственный различным религиозным доктринам и духовным учениям; 3) концептуально-теоретический, где главное место уделяется построению целостных концепций сердца, в том числе путем интеграции научных, мистико-интуитивных и философских знаний.

Исходя из того, что теоретико-методологической основой исследования является системная философия, все три обозначенных подхода оказываются правомерными на пути восхождения знания от конкретного к абстрактному, а полученные результаты далее могут подвергаться системно-философской рефлексии.

Из-за многомерности феномена сердца его осмысление в настоящее время происходит на разных уровнях познания и с разных позиций: как объект биологии, религии, философии и т.д. Поэтому имеется целый ряд понятий, раскрывающих смысл того, "что есть сердце", вследствие чего встает проблема обобщенного определения этого термина.

Исследование этимологического смысла термина «сердца» показало, что еще во времена античности оно обозначалось древнеримским словом Corona и древнегреческим Cor. Они означали не только анатомический орган, но и душу, настроение, мысль взгляд, благоразумие [31, с. 33]. П.А.Флоренским дано объяснение его понятия на разных языках: "В индо-европейских языках слова, выражающие понятия "сердце", указуют самым корнем своим на понятие центральности, сере-динности. Как русское сердце, так и сокоренные ему: белорусское сердце, малорусское сердце, чешское srdce, польское serce sierce и т.п., - форма уменьшительная - от существительного сердо. Корень слова сердо образует слова: старославянское средо, древнерусския: середъ и середь-середина, середе-посреди (предлог и наречие), русские: середа, среда, середина, середини, средство, по-средник, сердц-е-в-ин-а и др., и все они выражают идею нахождения, или действования "внутри", "между" в противоположность нахождению "вне", "за пределами" известной области. Сердце, таким образом, обозначает собою нечто центральное, нечто внутреннее, нечто среднее, - орган, который является сердцевиною живого существа, как по своему месту, так и по своей деятельности" [214, с. 251]. Разбирая греческое слово целомудрие (\іа%ар), он ссылается на Шеллинга и отмечает, что вторая часть этого слова происходит от хпр - сердце [там же, с. 187].

Предполагаем, что, возможно, отсюда происходят или связаны с ним славянские слова с корнем "хор" - хороший, хорошо, свет, Хоре - бог Солнца у славян и т.п. Как и латинское "cor" - солнце, бог, человек, корона - обрамление подобно свету, солнцу, нимб (корона света) и пр. Тогда можно прийти к выводу, что в славянском языке слова "хорошо", "хороший" и прочие имеют непосредственное отношение к сердечной деятельности и отражают ее слаженность, приятность, внутреннюю гармонию, успокоение. Мы также можем предположить, что с древнегреческим «Cor» соотносятся русские слова и смыслы - «корень», «корневище» (растения), «корень» (слова, смысла) - как главные исходные части предмета, сущность понятия и т.д.

П.А.Флоренский отмечает, что "постоянный эпитет данного слова - есть (pilov и обозначает искреннюю часть человека, его самость, место "страстей" вообще и среди них "любви" особенно, преимущественно же - место поедающей печали и скорби, гнева, злорадства. Сердце само постоянное желание и хотение, собою поедаемый, негаснущий огонь, который томится в груди каждого человека и есть собственно дух, двигающее, влекущее начало жизни" [214, с. 187].

Многообразие подходов к определению сердца в религии, науке и философии приводит нас к необходимости выявить наиболее распространенные и важные смыслы этого понятия. Существует ряд современных определений.

Первое. Сердце - это центральный орган кровеносной системы млекопитающих животных и человека, нагнетающий кровь в артериальную систему и обеспечивающий ее возврат по венам, по форме - полый мышечный орган, разделенный на 4 камеры [172, с. 1210]. В данном случае мы имеем дело с биологическим подходом.

Второе. Сердце - это центральный орган кровообращения в виде мускульного мешка, находящегося у человека в левой стороне грудной полости. Сердце так же рассматривается как: 1) символ средоточия чувств, переживаний, настроений человека; 2) душевный мир человека; 3) центр, главная часть чего-либо [168, с. 80]. Как видно, в данном определении понятие сердца значительно расширено.

Третье. В.Даль представляет сердце как символ души, переживаний, чувств, настроений. Это также важнейшее место чего-нибудь, средоточие. Вместе с тем оно обозначено как грудное чрево, принимающее в себя кровь из всего тела, очищающее ее через легкие и рассылающее обновленную кровь по всем частям для питания, для обращения ее в плоть. Нравственно сердце является представителем любви, воли, страсти, духовного начала, противоположно умственному, разуму, мозгу; всякое внутреннее чувство сказывается в сердце. В.Даль ссылается на то, что "народ нередко сердцем зовет ложечку, подложечку, погрудную впадину, повыше желудка, где брюшной мозг, большое сплетение нервов" [46, с. 174-175]. В этой дефиниции сердца отмечается не только его биологическая суть, но и выделяется духовно-чувственный уровень его познания.

Архаические и религиозно-мистические знания о сердце

Нами поставлена в этом разделе задача рассмотреть, как представлено сердце в самых ранних религиозных формах: шаманизме (архаических верованиях), мистериальных (от термина "мистерия" - таинство) культах (например, поклонение Осирису), в таких религиях как даосизм, ислам, христианство. А затем попы таться осуществить творческую интеграцию отмеченных знаний, сопоставить их с рационально-научными с целью более полного представления о сердце.

Вначале обратимся к самому раннему периоду получения человеком опытного знания - периоду первобытности и первобытного сознания, периоду зарождения мистических знаний и магии (овладение тайными силами). Еще в древнейшие первобытные эпохи, человек наблюдая за раненым, замечал, когда у того вытекала кровь, наступала смерть. Следовательно, опыт смерти от ранения показывал, что жизненная сила находится в крови, а дух, душа выходят из тела через кровь. Для народов первобытности кровь - это "не только красная и быстро свертывающаяся жидкость, служащая для прикрепления к коже украшений из перьев и пуха, но одновременно и, главным образом, начало жизни и силы" [91, с. 523]. Кровь - едва ли не универсальный ингредиент разнообразных мистических церемоний, который обеспечивает прилив силы и крепости тем, кто эту силу утрачивает (старики, больные), или тем, кто нуждается в ее дополнительных ресурсах (например, воины перед походом) [там же, с. 522-527]. Кровь имеет большое мистическое значение. Для сравнения отметим, что в более поздний период христианства запрещалось употреблять кровь животных: "душа тела в крови" (Лев. 176,11); "Кровь есть душа" (Втор. 16, 23). А во время египетских войн, когда гнали стада баранов, их кровью поили раненых. В "Метаморфозах" Овидия указывалось, что кровь применялась для омоложения. Слово "Donore" - означает дарить кровь, кровь - это жизнь.

Но средоточие крови - в сердце. Поэтому дохристианские выводы были таковы: душа находится в сердце. Сердце - средоточие души. Отсюда пошли и "дикие" обряды поедания сердца. В ритуалах вампиризма пьют кровь, т.к. считают, что в крови находится душа, а в ней - жизненная сила (особенно в детском - невинно растущем организме). Этими обрядами пытались продлить себе жизнь.

Исследования о жизненных силах в мифологической картине мира проводили О.Т Коростелева, В.Т Плахин, Л.В.Хомич, А.А.Попов [59]. Так Л.В.Хомич пишет, что "мифологические представления о жизненной силе вовсе не предполагают ее предметно-чувственных воплощений, а скорее наглядно демонстрируют их субстанциональную множественность. Например, ненцы, в языке которых нет специального термина для обозначения души, жизненной субстанции, связывают это понятие с таким словами, как "кровь", "тень", "ум", "сердце" [220, с. 23].

Кеты, также признававшие витальную значимость крови, сердца и т.п., в поисках той жизненной субстанции, которая отличает человека, указывают на наличие у него семи Ань (кетское ан ближе всего к понятию "мысль", или "ум" [5, с. 96,105].

А.А.Попов пишет: "Согласно воззрениям нганасанов, кровь (кам) - это тоже душа, наряду с душой, ведающей психическими функциями, душой-дыханием и душой-тенью. Вместе с дыханием она содержит в себе "жизненное начало" не только человека, но и животных. С этим связаны представления о крови как о жертве, "наиболее угодной божествам и духам, а также запреты на осквернение крови" [139, с. 32].

Шаманизм существовал и до сих пор существует у многих народов мира. Анализом шаманизма занимались такие ученые, как Расмуссен, Е.А.Торчинов, Р.Уолш, М.Элиаде, Е.Файдыш и др. [245; 187; 191; 233].

Это явление хорошо осветил Е.А.Торчинов в своей работе "Религии мира: опыт запредельного" [187, с. 88-92]. Здесь сердце как таковое не выделяется, однако упоминается о явлении инициации, включающем в себя опыт переживания смерти, расчленение и воскрешение. Инициируемому представлялось, как его тело расчленяют, извлекают внутренние органы и развешивают на крюки. Потом варят и выделывают заново. Его душа в это время возносится гигантской птицей на вершину мирового древа. Затем эта птица помещает душу в яйцо и высиживает до сакральной зрелости духа, после чего душа вылупляется и соединяется с обновленным телом. Е.А.Торчинов верно заметил, что это видение похоже на пророческое обновление, интуитивно схваченное и описанное А.С.Пушкиным следующим образом в стихотворной форме [146, с. 385]: И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую воздвигнул. Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: "Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей".

Е.А.Торчинов показывает, что здесь, как и в шаманской инициации, божественный избранник - Высший дух - раскрывает ему очи духовного видения, уши духовного слушания, заменяет "празднословный и лукавый язык" "жалом мудрыя змеи" и заменяет "сердце трепетное" на "угль, пылающий огнем" [187, с. 385]. М.Элиаде отмечает, что "...у якутских шаманов был обычай собственными руками вырывать сердце жертвенного животного и поднимать его к небу. Затем смазывались кровью лицо и наряд, изображение своего Эмегета (духа-покровителя) и фигурки духов" [233, с. 181]. В данном случае, мы имеем дело с явно гибридным жертвоприношением: символическое пожертвование сердца Небесному Существу и излияние крови низшим силам (съяадаи) [там же, с. 197].

Р.Уолш сравнивает шаманизм с другими формами мистических переживаний, которые происходят в йоге, буддизме, у христианских мистиков. Как характеризует шаманизм Е.Файдыш - это древнейшая проторелигия, прототехнология и протомедицина. Мы придерживаемся той точки зрения Р.Уолша, который указывает, что "шаманизм перекликается с холистическими взглядами и древней вечной философии, и современных экологических наук " [191, с. 261]. По нашему мнению, архаические знания перекликаются как материально-практические знания (например, наблюдения за раненными), а также в духовно-религиозном плане. Шаманизм, по сути, является прикладной мифологией, так как духи здесь живые существа и происходит практика общения с духовными сущностями. Р.Уолш отмечает, что древние шаманы, возможно, отчасти уже уловили общую мистическую мудрость, заложенную во всех мировых религиях [там же, с. 257]. Например, экстатическое состояние переживания света ("анак уа"), достижение шаманского просветления ("кауменек") очень сходны с аналогичными состояниями, имеющимися в других религиозных традициях. Согласно Расмуссену: "Таинственный свет, который шаман внезапно ощущает в своем теле, голове и мозгу; это ослепительный источник света, сияющий огонь, позволяющий шаману - как буквально, так и метафорически - видеть в темноте..." [245].

Холистический подход к сердцу в отношениях "мир-человек" на разных уровнях системной организации

В параграфе 1.1. дана характеристика методам, которые с наибольшей эффективностью могут применяться в философии для изучения сердца (системный, феноменологический, герменевтики и др.). В настоящем параграфе более подробно представлено, каким образом системная философия может использоваться при исследовании сердца, как многоуровневого феномена. Ранее был обозначен выбор системной философии как методологии нашего исследования.

Во-первых, это отвечает предмету познания, поскольку сердце рассматривается как сложная многоуровневая система с позиции тела, души и духа. Это широкий аспект, который захватывает как вещественно-материальную (анатомо-физиологическую), так и энергоинформационную (душевно-духовную характеристику предмета, как часть мира энергий, связанную с сердцем). Сердце может рассматриваться и как подсистема более сложных систем в «матрешечном» строении мира. В более детальных планах это: 1) сердце в системе организма человека; 2) сердце во взаимодействии с другими людьми (их сердцами); 3) сердце в системе общества и социальных отношений; 4) сердце в системе природных связей (с биосферой, планетой); 5) самый широкий план: сердце в мегасистеме энергоинформационных полей Вселенной (в религиозно-философском аспекте - в отношениях с Абсолютом, Богом). С отмеченных позиций, сердце, как центральная часть более широких систем (1 — 5), может рассматриваться как 6) онтологический центр, или онтологическая точка бытия, обеспечивающая взаимосвязи сердца с разными «слоями» окружающего мира.

Во-вторых, по методу познания к исследованию сердца применимы системно-философские методы, которые нацеливают на изучение предмета в его целостности; с раскрытием его элементов, структуры (строения); внутренней динамики (функций); с описанием внешней формы предмета и с изучением взаимодействий предмета с окружающей средой (разного качественного состава).

В-третьих, системный подход, как способ фиксации и философского осмысления знаний, ориентирует на принцип целостности или принцип холизма. Последовательное осуществление данного принципа в познании и знании формирует и соответствующий холистический подход. Принцип холизма применительно к человеку дает важные комплексные результаты на базе целостного подхода к человеку и позволяет выйти на построение определенных авторских вариантов целостной концепции сердца.

Таким образом, показано, что системно-философский подход вполне применим к проблеме сердца, как по предмету, так и по методу познания и обладает высоким эвристическим потенциалом. Он предполагает последовательное применение принципа холизма в исследовании.

В онтологическом плане при рассмотрении сердца мы выходим на несколько взаимосвязанных планов бытия. Это взаимодействие: 1) внутреннего (система "человек") и внешнего (окружающая среда); 2) вещественных и энергетических (энергоинформационных) субстанций в человеке; 3) телесного, психического и духовного измерений его бытия.

Гносеологический аспект изучения сердца предполагает единство эмоционального и чувственного, рационального и интуитивного. Принцип холизма здесь ориентирует познание на единство рационального и внерационального, научного и вненаучного, на глубокое изучение каждой из сторон и их форм взаимодействия.

В методологическом плане указывается на важность применения интегратив-ного холистического подхода.

Праксиологический аспект подчеркивает неразрывность теоретических представлений о сердце с их практическим воплощением в жизнь, на чем настаивали все по-настоящему глубокие аскетико-мистические мировые практики.

Для познания сердца на основе системно-философского подхода и принципа холизма нам необходимо рассмотреть сам мир и его проявление на различных уровнях. В своих исследованиях мы будем опираться на работы Е.В.Ушаковой.

В выделенной ею категориальном аппарате варианта системной философии, понятие "Мир-Система" (где система обозначается как Си), характеризуется как единое образование и представляется как единая мировая целостность всего, что есть в нас и вокруг нас, т.е. как единство субъективного и объективного мира и множества уровней организации последнего. Однако, указывая на единство мира, автор отмечает и его разнообразие в своих проявлениях, наличие огромного коли чества предметов, находящихся во всеобщей взаимосвязи и взаимодействии.

Согласно ее выводам мировая субстанция имеет две стороны: 1. Мир ве ществ (вещественно-материальная сторона, или иначе грубая, плотная материя, те лесная субстанция, концентрированная материя). 2. Мир энергий (энергоматери » альная сторона, или иначе: «тонкая» материя, мир «тонкий», бестелесная субстан ция, энергоинформационная субстанция, рассеянная материя). На уровне отдельного, или отдельных предметов Мира, Е.В.Ушакова выделяет сходства и различия вещественных и энергетических Систем Мира. Сходства заключается в том, что те и другие системы представляют собой структурно-функциональные целостности, которые выделены из окружающей среды и взаимодействуют с последней. Данные системы связаны материальным (вещественно-энергетическим или энергетиче ским) обменом с внешней средой. Различия состоят в их структурной организации, вещественные системы имеют атомно-молекулярную основу строения, а энергети ческие - субатомную: отдельные элементарные частицы - тяжелые, легкие (кото рые образуют энергетические поля и энергетические волны разных типов); вирту #, альные, элементарные частицы в физическом вакууме и т.д. [203].

Философская концепция пневмо-коронарного комплекса

Данная часть исследований посвящена разработке философских аспектов пневмо-коронарного комплекса (ПКК), как основы авторской концептуальной мо дели сердца человека. Обоснована органическая взаимосвязь психического и физиологического аспектов его функционирования.

Пневмо-коронарный комплекс - это особый комплекс в организме человека, .ф который в телесно-вещественном обмене имеет не только вещественную (грубома териальную), но и энергоинформационную (тонкоматериальную) природу. Отметим, что в психо-локомоторном комплексе мозг-является центром управления человека как целого, а в пневмо-коронарном таким центром управления является # сердце. Однако, мы солидарны с мнением Ю.М.Зенько, что "не нужно преумень шать роль мозга только, для того, чтобы подчеркнуть важность сердца" [61, с.241].

Этимология слов, входящих в общее понятие "пневмо-коронарный", следующая. С пневмой тесно связаны такие понятия, как "прана" и "ци". В индо-буддийской культуре прана считается энергией мира, дыхания, души. В китайской буддийской традиции аналогичной является энергия ци, где в практиках самосовершенствования, с древнейших времен огромное значение придавалось методикам дыхания: "Дыхание - наиболее характерное проявление жизни. Именно через живительную энергию праны Единая Жизнь пульсирует во всем существующем, и каждый из нас един с Целым" [161 с. 8]. В целом мы можем сказать, что прана воспринимается и ассимилируется человеком посредством пневмы. Иными словами, пневма, как духовно-душевная субстанция человека, взаимодействует с энергией мира - праной, которая поступает в организм в основном через дыхание. Также ие роглиф "ци", понимаемый как "воздух", "дыхание", "темп", одновременно рас сматривается и как "дух", "жизненная сила", "пневма".

Напомним, что слово "пневма" первоначально обозначало "дыхание", в греческой медицине пневма есть вещественная жизненная сила-дыхание. Неоплатонизм так же использует это понятие, полагая, что дух и душа обволакиваются пневмой и через нее контактируют с материей [169, с. 151]. Филон Александрийский именует пневмой и высшее начало в человеке, и исходящую от Бога мудрость [там же]. Пневма, связанная с дыханием, во всех ранних культурах связывалась с душой. В античной культуре Анаксимен считал, что душа состоит из воздуха. "Подобно тому, - говорит он - как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так и дыхание, и воздух объемлют весь мир" [169, с. 46]. Аристотель считал, что в дыхании нуждается, прежде всего, область сердца; поэтому воздуху необходимо входить при дыхании внутрь [151].

В Священном Писании находим: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт. 2.7.). Такой же подход имеется и в Коране: "И вдохну в него Моего духа" (Коран, 38:72).

Термин "коронарный" (от древнерим. Corona, от древнегреч. Сог - сердце) -относящийся к сосудам, питающих сердечную мышцу [135, с. 291]. Сделаем попытку предварительного определения ПКК с позиций системно-философского подхода, а далее обоснуем вложенный в данное определение смысл. Пневмо-коронарный комплекс (ПКК) - это тесное взаимодействие систем дыхания и кровообращения в организме человеке, которое основывается не только на телесно-вещественном обмене, но и органично включает в себя энергоинформационный обмен «дыхание-сердце» как с внешней средой, так и внутри организма. Посредством этого организм обеспечивается жизненной силой и энергией, поступающей из окружающей среды.

Понятие «жизненные силы» исследуется такими учеными как МЯ.Бобров, С.И.Григорьев, Т.А.Семилет, Е.В.Ушакова и др. В современном варианте жизненные силы понимаются следующим образом. "Жизненные силы" социальной системы - фундаментальная содержательная детерминантная социологическая категория, обозначающая совокупность и взаимодействие потенциальных возможностей и реальных видов деятельности активной социальной системы, включающая механизмы формирования, накопления и сохранения жизненного потенциала системы, а также способы его актуализации, пути превращения в разные виды индивидуальной и общественной деятельности [203]. Понятие жизненных сил человека имеет две стороны - внешнюю и внутреннюю. Внешняя сторона отражает проявление жизненных сил человека в разных формах социальной активности, деятельности, в том числе, в разных формах социальной работы. Внутренняя сторона, более важная для нас, показывает тот совокупный собственный энергетический потенциал, закономерно накапливающийся внутри организма, который затем используется в разных видах внешней активности субъекта социальных отношений. Внутренним источником жизненных сил человека является общая энергетика его организма, совокупная энергия двух типов материального обмена его организма со средой (вещественного и энергетического) или социальная энергетика и психо-духовная энергетика в определенных формах сочетания и взаимодействия [16].

Осмысление данных процессов в диссертационной работе привело нас к выводу о том, что при помощи пневмо-коронарного комплекса человек воспринимает энергоинформационные вибрации окружающего мира, а также формирует эмоциональный настрой, который коррелирует с ритмами дыхания, сердечной деятельности и работы психики. В подтверждение этого приводятся выдержки из духовных текстов произведений разных культур и исторических эпох, а также результаты современных научных исследований.

В подвижнической практике даосов различались три основных измерения: "регулирование тела", "регулирование дыхания" и "регулирование сердца". Практикам духовного делания рекомендовалось: "Регулируя дыхание, следует приходить к дыханию без дыхания, сливаясь в одно целое со всем сущим [105, с. 170]. "Регулирование сердца" относилось к приемам и техникам самоконтроля и сосредоточения... Сознательная гармонизация "ци" может осуществляться и самим человеком в соответствии с данными техниками" [Цит по: 99, с. 44].

Похожие диссертации на Концепция сердца в системной философии