Содержание к диссертации
Введение
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНОСТИ
ГЛАВА I МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНОСТИ 23
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ КОЛЛЕКТИВНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ 57
I. Проблема коллективности в домарксистской социальной философии 57
2. Разработка концепции коллективности в произведениях классиков марксизма-ленинизма 69
3. Современное состояние исследования коллективности в марксистской литературе. Понятие коллективности 87
4. Критика концепций коллективности в современной буржуазной социальной философии. ИЗ
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ИССЛЕДОВАНИЕ КОЛИБКТИВНОСТИ КАК ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ
ГЛАВА III. ДОКАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ОНЦЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 134
1. Естественная коллективность. Ее место и роль в жизни общества... 134
2. Разложение коллективности в историческом процессе 150
ГЛАВА IV. АНТИКОЛЛЕКТИВИСТСКАЯ СУЩНОСТЬ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО
ОБЩЕСТВА 162
I. Анализ социальной сущности буржуазного общества классиками марксизма-ленинизма 163
2 Коллективный капитализм или старая сущность "нового" капитализма? 182
3. Усиление отчуждения - социальная закономерность современного капитализма... 211
ГЛАВА V. СОЦИАЛИЗМ И КОЛЛЕКТИВНОСТЬ 240
I. Коллективность развитого социализма.. 240
2. Коллективность - важная закономерность становления и развития социалистического общества 271
3. Диалектика коллективности, коллектива, личности. 306
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 335
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 359
- Проблема коллективности в домарксистской социальной философии
- Естественная коллективность. Ее место и роль в жизни общества...
- Коллективный капитализм или старая сущность "нового" капитализма?
Введение к работе
Актуальность исследования. В современных условиях важность изучения коллективности, путей и методов ее утверждения во всех областях общественной жизни обусловлена прежде всего теми практическими задачами, которые связаны с дальнейшим совершенствованием развитого социалистического общества. Важную роль в деле их решения призваны сыграть и общественные науки. Как было отмечено на июньском (1983 года) Пленуме Щ КПСС: "Необходим решительный поворот к реальным, практическим задачам, которые ставит жизнь перед нашим обществом. Общественные науки в такой же мере, как и естественные должны стать эффективным помощником партии и всего народа в решении этих задач" . Научная разработка проблемы коллективности, теоретических и практических вопросов ее дальнейшего формирования выдвигается сегодня на первый план в силу того, что первостепенные и основные задачи совершенствования развитого социалистического общества имманентно включают в себя развитие подлинной социалистической коллективности и коллектива как ее субъекта и носителя.
Весьма важный вывод, свидетельствующий об актуальности исследования проблемы коллективности в современных условиях, был сделан на ХХУТ съезде КПСС. "В период развитого социализма,- указывалось на съезде,- завершается перестройка всех общественных отношений на внутренне присущих новому строю коллективистских началах.
Эта перестройка охватывает и материальную, и духовную сферы, весь уклад нашей жизни" . Дальнейшее развитие этого фундаментального
Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983г.- М.: Политиздат, 1983, с.6. 2 Материалы ХХУТ съезда КПСС- М.: Политиздат, 1981,с.57. -5-вывода, касающегося основополагающих закономерностей общественного процесса, нашло отражение в материалах июньского (1983года) Пленума Щ КПСС, в которых дается глубоко научная характеристика развитого социалистического общества, раскрывается понятие его собственной основы и, что особенно следует подчеркнуть, указывается, что последняя является именно коллективистской основой, "Для правильного понимания перспектив - и в экономике, и в политике, и в идеологии,- отметил, в частности, Ю.В.Андропов,- нужно прежде всего ясно представлять себе характер того этапа общественного развития, на котором мы сейчас находимся. Партия определила его как этап развитого социализма. Это общество, где уже полностью созданы экономическая база, социальная структура, политическая система, соответствующие социалистическим принципам, где социализм развивается, как принято говорить, на своей собственной, коллективистской основе" .
Исследование коллективности позволяет лучше осмыслить и объяснить ход и закономерности развития всемирно-исторического процесса и вместе с тем характер социализма и коммунизма как воплощение подлинно коллективистского общества. Ведь именно в коллективности в наиболее концентрированном виде как раз и отражается не только характер основных закономерностей, но и главные социальные преимущества социализма как передового общественного строя.
О все большей актуальности исследования коллективности свидетельствует и превращение коллектива в основную ячейку развитого социалистического общества, неуклонное возрастание его роли в коммунистическом строительстве, ярким подтверждением чего служит при- 1 Андропов Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 года.- В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983г.-М.: Политиздат, 1983, с.8. нятие Закона СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями. Все это, несомненно, есть отражение того глубинного факта, что коллективность, лежащая в основе коллектива, превратилась в основное качество социальной системы развитого социализма и требует к себе самого пристального внимания со стороны исследователей.
С разработкой проблемы коллективности непосредственно связано решение таких практических задач коммунистического строительства, как социальное планирование в трудовых коллективах, организация социалистического соревнования, повышение производительности труда, разработка принципов организации и управления в коллективах, создание благоприятного социально-психологического климата в них, комплекс вопросов, касающихся трудового, политического, идеологического, этического и других аспектов воспитания личности в коллективе.
Практические задачи становления и развития общества на коллективистских началах требуют серьезного теоретического осмысления тех проблем и закономерностей, которые при этом возникают. По мере своего дальнейшего развития социалистическое общество будет характеризоваться возрастающей социальной однородностью и коллективностью в различных областях общественной жизни и на всех структурных уровнях социальной системы. Исследование проблемы коллективности поэтому будет способствовать более глубокому раскрытию характера и социальной сущности развитого социалистического общества, закономерностей его становления и развития, взаимоотношения общества и личности, особенностей деятельности, отношений и общения людей в условиях зрелого социализма.
Помимо этого, социально-философское исследование коллективности актуально с точки зрения развития и уточнения категориального аппарата общественных наук и имеет важное методологическое значение. В настоящее время понятие "коллективность" употребляется в самых различных смыслах, между тем само оно служит ключевым для объяснения таких категорий как "коллектив", "коллективное поведение", "коллективизм" и т.п. Тот факт, что последние являются, как это показывается в диссертации, еще недостаточно разработанными и каждая из них часто употребляются неоднозначно, на уровне "здравого смысла" и с достаточным запасом интуитивных представлении как раз и отражает то, что сама категория коллективности, лежащая в их основе, требует к себе самого пристального внимания исследователей. Ведущее место принадлежит здесь представителям социальной философии, призванным дать разработку обобщенной концепции коллективности*
В последнее время происходит все больше международных форумов ученых, на которых затрагиваются различные аспекты теории коллективности, коллектива, коллективизма, коллективного поведения и т.д. Достаточно, например, отметить, что эти проблемы широко обсуждались на международном философском коллоквиуме "Коллективность и индивидуальность" в Италии, на международном симпозиуме по социальной психологии в Канаде, на международной конференции "Личность, коллективность, государство" в Палермо и других встречах ученых разных стран . Уже сам по себе указанный факт свидетельствует об актуальности изучения рассматриваемой проблематики.
Но дело заключается, конечно, не только в популярности проблемы коллективности. Главное состоит в том, что в современных
См.: Литературная газета, 1983, 29 июня, с.ГЦ Soviet and Western Perspectives in Social Psychology. Ed. by L.H„Strickland. Oxford, 1979» Dialectics and humanism. The Polish Philosophical Quarterly. 1980, vol. VII, N 3. условиях, когда социализм со всей очевидностью демонстрирует всему миру преимущества основанного на подлинной коллективности общественного строя, буржуазные теоретики пытаются всячески очернить его. Вместе с этим, они стремятся приспособить концепцию коллективности для утверждения своих идеологических доктрин, стараются представить современный капитализм как "коллективность", "коллективный капитализм" и т.д. с целью затушевать его классовые противоречия и конфликты, затуманить классовое сознание широких слоев трудящихся и отвлечь их от борьбы против господства капитала.
Не случайно, что концепция и лозунги "коллективности" и "сотрудничества" весьма распространены в современной буржуазной пропаганде. Они составляют также главное содержание таких направлений современной западной социологии, как "индустриальная социология" (особенно в концепциях "обогащения труда", "участия в управлении", "производственной демократии" и т.д.), "социология политики", "социология расовых и этнических отношений". Многие современные представители социальной философии Запада провозглашают необходимость разработки коллективности и коллективных отношений в качестве одной из главных задач социологии. Все это вполне закономерно, поскольку сегодняшний капитализм как никогда прежде страдает таким тяжелейшим социальным недугом, как антиколлективность, отчуждение и социальное разобщение. Попытки найти рецепты, пути и средства излечения этой"болезни" и установления социаль- т ного "консенсуса", утверждающего "правила коллективной жизни" , и являются реакцией на существующее положение вещей в современном капиталистическом обществе.
См.: Beullac Chr* Education, culture, morale et consensus. -Rev. des deux mondes, P., 1979, N 6, p.531^ —9е* Между тем на сегодняшний день в нашей литературе практически отсутствует критика буржуазных интерпретаций концепции коллективности и связанных с ней категорий. Поэтому актуальность диссертационного исследования объясняется также необходимостью повышения эффективности идеологической борьбы с нашим классовым противником, что особенно важно в современных условиях, когда "идеологическая борьба все больше выдвигается на первый план" .
Степень разработанности проблемы коллективности в научной литературе. Подробному раскрытию этого вопроса посвящена вторая глава диссертации. Здесь же мы остановимся лишь на его общей характеристике. Прежде всего следует отметить все возрастающий интерес к рассматриваемой теме со стороны представителей различных дисциплин и научных направлений как у нас в стране, так и за рубежом. Среди советских авторов проблема коллективности исследуется в работах по философии, социологии, политической экономии, научному коммунизму, истории КПСС, социальной психологии и других науках. Анализ литературы показывает, что за последние годы наши обществоведы добились известных успехов в разработке различных аспектов и сторон рассматриваемой тематики. Каждая из указанных общественных наук обогатила разработку проблемы коллективности, ее места и роли в общественной жизни. Так, представители политической экономии успешно разрабатывают концепцию коллективности как основы социалистического производства, как всеобщую форму социалистических произ- водственных отношений и т.д. ; представители научного коммунизма
Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983г. - М.: Политиздат, 1983, с.5. 2 См.: Коллективность - основа социалистического производства.- М.,1969; Грималюк В.А. Общественное разделение труда и основное производственное отношение социализма.- М.,1970; Кузьминов И.И. Очерки политической экономии социализма.- Вопросы методо- и социологии вносят свой вклад в разработку проблемы, изучая коллективность в условиях социалистического общества, особенно ее
I роль и значение в трудовых коллективах ; успешно осуществляется изучение коллективности как особого качества развития группы в рамках социальной психологии 2; основательно разработан советскими учеными вопрос о коллективности как высшем принципе партийного руководства .
Наблюдается прогресс в осмыслении проблемы коллективности также и с социально-философской точки зрения. Так, увеличивается количество работ, в которых коллективность рассматривается как важная общесоциологическая категория, имеющая большую гносеологическую ценность. Во многих исследованиях обращается внимание на недопустимость абстрактного и формального рассмотрения коллектив- (продолжение сноски) - логии.- М.,1971; Разжигаев А.Ф. Экономические проблемы становления труда как потребности.- М.,1977; Соловьев А,В. Совокупный работник и коллектив предприятия.- Экономические науки, 1981, № 4; Файнбург 3., Козлова Г. Логика "Капитала" К.Маркса и логика политической экономии социализма.- Экономические науки, 1981, № 8.
См.: Крухмалев А.Е. Социалистический производственный коллектив как категория научного коммунизма.- В кн.: Законы и категории научного коммунизма.- М.,1972; Иванов В.Н. Трудовой коллектив - субъект социального управления.- М.,1980; Иванов В.Н. Фриш А.С. Основная ячейка социалистического общества.- М.,1975; Князев Б.В. Коллектив - ассоциация коммунистической формации.- М.,1979; Баландин A.M., Файнбург З.И. Соревнование и развитие коллективноети.-В кн.: Социалистическое соревнование в трудовом коллективе.-Пермь, 1981; Социалистический рабочий коллектив (проблемы духовной жизни)- .,1978.
2 См.: Социальная психология.Краткий очерк.Под общ.ред.Г.П.
Предвечного и Ю.А. Шерковина.- М., 1975; Психологическая теория коллектива.- M.jJ979; Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.-М., 1982; Яблокова Е.А. Психология коллектива и личноеть.-ДО.,1974
См.: Ключева З.И. Коллективность - высший принцип партийного руководства.- М.,1966; Дмитренко С.Л. В.И.Ленин и принцип ности и подчеркивается важность раскрытия ее в качестве научной содержательной категории. Все больше начинает вырисовываться социально-философская характеристика подлинной коллективности как специфического исторического качества социальной жизни, как ее сущностной характеристики в условиях социализма . Утверждение подобного взгляда на коллективность характерно также и для ученых
2 других социалистических стран . (продолжение сноски) - коллективности партийного руководства.- В кн.: Ленинские идеи живут и побеждают.- М.,1970; Родионов П.А. Коллективность - высший принцип партийного руководства.- М.,1974.
См.: Гак Г.М. Диалектика коллективности и индивидуальности. М.,1967; Бадеева Г.В. Социальные проблемы труда в коммунистическом строительстве.- М.,1971; Развитой социализм: проблемы теории и практики (Р.И.Косолалов, В.А. Печенев, B.C. Марков и др.- М., 1979; Косолапов Р.И. Вклад ХХІУ, ХХУ и ХХУІ съездов КПСС в разработку теоретических и политических проблем развитого социализма и перехода к коммунизму.- Коммунист, 1982, $ 5; Косолапов Р.И. Маркс современен всегда.- Коммунист, 1983, J6 7; Спиридонов Л .И. Методологические основы социологического исследования проблемы человека.- В кн.: Человек как объект социологического исследования.- Л.,1977; Ратников В.П. Коллектив как социальная общность.-М.,1978; он же. Коллективность как сущность социальных отношений в социалистическом обществе.- Философские науки, 1982, J6 3; он же. Социальная сущность развитого социалистического общества.-М.,1982; Мокроносов Г.В., Саушкина И.Г. Коллективность как воплощение коммунистического способа организации социальной жизни.- В кн.: Классы и слои в развитом социалистическом обществе.- Свердловск, 1975; Мокроносов Г.В., Москаленко А.Т. Методологические проблемы исследования общественных отношений и личности.- Новосибирск, І98І; Орлов Р. Важная закономерность прогресса социалистического общества.- Коммунист, І98І, й 2. 2 См.: Курелла А. Свое и чужое.- М.,1970; Миллер Р. Социалистическая личность.- В кн.: Социализм и личность.- М.,1979; Вичев В. Коллективизм как сознание и поведение личности.- В кн.: Идеологический процесс и воспитание личности.- М.,1980; Десев Л, -12-Однако, несмотря на достигнутые успехи, разработка концепции коллективности еще далека от своего завершения. В этой связи следует прежде всего обратить внимание на отсутствие в нашей и зарубежной марксистской литературе обобщающих работ, посвященных исследованию коллективности. Авторы, занимающиеся данной темой, как правило, ограничиваются рассмотрением какой-либо одной стороны проблемы и исследуют ее лишь в связи с другими вопросами, а не в качестве специального предмета изучения. Отсутствие же разработанной социально-философской концепции коллективности лишает другие общественные науки общеметодологической и общетеоретической основы ее конкретного исследования и накладывает свой отпечаток на ее решение. Между тем В.И.Ленин писал, что "кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя "натыкаться" на эти общие вопросы" .
Сложившаяся же теоретическая ситуация характеризуется как раз тем, что само понятие коллективности разными авторами в большинстве случаев формулируется с позиций лишь той или иной конкретной дисциплины. Отсюда в общем и целом в трактовке коллективности (продолжение сноски).- Психология малых групп.- М.,1979; Вълкова В. Колектив и личност при социализма.- С,1970; Троянов Д.Колектив и личност при социализма - един актуален и сложен социологически проблем.- Социологически проблеми, 1972, $ І; Цонков ГЛСолективизъм.-
С.,1967; Miller R. Die sozialtypisehen Eigenschaften der sozialis-tischen Persfcnlichkeit: Metodologisches* Zum Problem des Eollekti-vismus,. Jena, 1977; Uber die sozialistische Personlichkeit. Berlin, 1978; Pritzhand M„ Individualism or Collectivism? - Dialectics and Humanism, 1980, No 3-
Ленин В.И. Поли.собр.соч.,т. 15, с.368. -ІЗ-преобладает несогласованность и неопределенность. При этом значение понятия коллективности неправомерно сужается, лишается принципа всеобщности и приобретает много смыслов. Недостаточно полно раскрывается объективная основа коллективности, ее место и роль в общественной жизни. В одном случае коллективность сводится к экономической сфере социальной жизни, в другом - к социальному качеству малой группы, в третьем - к принципу руководства и т.д. Недостаточная разработанность социально-философской концепции коллективности порой приводит также к абстрактной и формальной ее трактовке, игнорированию качественной специфики, когда коллективность отождествляется с простой совместностью людей, их социальностью. Все это обусловливает неопределенность в понимании исторических и структурных рамок функционирования коллективности.
Степень разработанности проблемы коллективности в современной буржуазной социальной философии специально рассматривается в четвертом параграфе второй главы диссертации и в других разделах работы. Здесь же отметим, что понятие коллективности широко используется на Западе представителями самых различных школ и направлений. При этом оно трактуется по большей части с позитивистских позиций и в сугубо формальном и абстрактном плане, безотносительно к его социально-экономическому содержанию. В диссертации дается критический анализ работ Р.Арона, Л.Белла, П.Блау, Р.Мертона, Г. Минса, Т.Парсонса, К.Поппера, А. Тоффлера, дж.Хоман-са, К.Ясперса и других авторов.
Дель и задачи исследования» Автор ставит своей целью внести вклад в решение проблемы коллективности, осуществить ее целостное социально-философское исследование, дать характеристику природы коллективности, раскрыть ее сущность и понятие, основные за- -14-кономерности становления и развития, а также объяснить ее место и роль в общественно-историческом процессе и в развитом социалистическом обществе. В процессе реализации этой цели автор ставил и пытался решить следующие основные задачи: определить основные диалектико-материалистические методологические принципы исследования коллективности и вместе с тем показать несостоятельность современной буржуазной методологии ее анализа; осуществить концептуальный анализ коллективности. В связи с чем исследовать развитие взглядов на коллективность в домарксов-ской социальной философии, изучить разработку концепции коллективности классиками марксизма-ленинизма и проанализировать современное состояние разработки этой проблемы как в марксистской, так и в буржуазной социальной философии. На основе проведенного исследования сформулировать развернутое определение коллективности и осуществить критику современных буржуазных концепций коллективности по узловым вопросам; раскрыть процесс становления и движение коллективности в общественно-историческом развитии. При этом в докоммунистических общественно-экономических формациях обратить особое внимание на рассмотрение под углом зрения коллективности современного капиталистического общества и на критику различного рода буржуазных теорий "коллективного капитализма"; под углом зрения коллективности исследовать социальную сущность развитого социалистического общества и закономерности становления и развития социализма. Попытаться выявить основные тенденции развития самой коллективности развитого социалистического общества; -15-5) раскрыть характер и содержание взаимосвязи коллективности, коллектива и личности.
Методологической основой диссертационного исследования является идейно-теоретическое наследие классиков марксизма-ленинизма. Среди произведений К.Маркса и Ф.Энгельса особое значение имеют работы, раскрыващие теоретико-методологические проблемы исследования социального познания вообще и коллективности в частности. В первую очередь здесь следует назвать такие, как "Святое семейство" (К.Маркса и Ф.Энгельса), "Немецкая идеология" (К.Маркса и Ф.Энгельса), "Экономические рукописи I857-I86I гг." (К.Маркса), "Капитал" (К.Маркса), "Критика Готской программы" (К.Маркса),"Принципы коммунизма" (Ф.Энгельса), "Письмо к А.Бебелю от 18-28 марта 1875 г." (Ф.Энгельса) и др.
Если в работах К.Маркса и Ф.Энгельса вопросы методологии и теория коллективности даются в более общем виде, то в трудах В.И. Ленина они конкретизируются с учетом новых общественно-исторических условий и особенно совершившейся социалистической революции, которая поставила на повестку дня практическое построение общества, основанного на началах коллективности. Среди произведений В.И«Ленина, посвященных теоретико-методологическим проблемам коллективности и вопросам ее практического созидания, следует в первую очередь назвать следующие: "Государство и революция", "Очередныезадачи Советской власти", "Как организовать соревнование", "О кооперации", "Великий почин", "От разрушения векового уклада к творчеству нового" и др.
Основополагающие теоретико-методологические идеи классиков марксизма-ленинизма о коллективности получили дальнейшее развитие и обогащение в материалах съездов КПСС и других партийных доку- ментах, в Конституции СССР, в выступлениях товарища Ю.В.Андропова и других руководителей партии и государства. Особое значение имеют положения, касающиеся развитого социалистического общества, которое развивается на своей собственной коллективистской основе; выводы о неразрывной связи между дальнейшим развитием коллективистских отношений и формированием коммунистического типа личности; о взаимодействии этого процесса с научно-техническим прогрессом и экономическим развитием общества.
В своих теоретических изысканиях диссертант опирался на многочисленные труды советских авторов и зарубежных марксистов, пишущих по проблемам коллективности, социалистического коллектива, коллективизма, диалектики общества и личности, гуманизма, формирования социальной однородности и социально-политического единства социалистического общества, а также по общетеоретическим вопросам развития социалистического общества и по методологии социального познания. В частности, по теоретико-методологическим вопросам использовались научные работы В.Г.Афанасьева, И.Л. Андреева, Г.В. Бадеевой, В.К. Бакшутова, B.C. Барулина, Л.П.Буевой, В.Вичева, Г.М. Гака, С.С. Гольдентрихта, М.В. Дёмина, Г.Л.Епископо-сова, В.Г. Иванова, В.Н. Иванова, СТ. Калтахчана, В.К.Келле,Б.В. Князева, З.И. Ключевой, СМ. Ковалева, М.Я. Ковалъзона, Д.Ф.Козлова, А.М.Коршунова, Р.И. Косолапова, А.Е. Крухмалева, Й.И. Кузьми-нова, А.Куреллы, Н.А. Куртикова, В.Н. Лавриненко, О.Н. Лармина, Н.И.Лапина, А.С Макаренко, Н.А. Максимова, Р.Миллер, Г.В. Мокроно-сова, И.Н. Молчанова, А.Т. Москаленко, А.Г.Мысливченко, М.Ф.Овсянникова, А.В. Петровского , Ю.К. Плетникова, В.И. Разина,Н.Радева, П.А. Рачкова, Н.А. Родионова, М.Н. Руткевича, А.П. Серцовой, И.Г. Саушкиной, B.C. Семенова, В.А. Сластененко, Г.Л.Смирнова,В.Г.Смоль- кова, Л.И. Спиридонова, В.И. Толстых, А.К. Уледова, З.И. Файнбур-га, П.Н. Федосеева, А.С.Фриша, Г.Л. Фурманова, Е.А. Яблоковой, и других авторов; по вопросам критики буржуазных и реформистских концепций коллективности использовались работы Г.М. Андреевой, Л.А.Журавлева, Ю.А. Замошкина, М.Б. Митина, Е.Д. Модржинской, Л.А. Нечипоренко, Н.В. Новикова, Т.И. Ойзермана, В.И. Шишкиной и других авторов.
Научная новизна диссертации. Тема диссертации и программа исследования в социально-философской теории предложены впервые. Новыми являются следующие защищаемые положения:
I.Вытекающие из концептуального анализа коллективности: - В истории домарксистского этапа развития общественной мысли наблюдаются как прогрессивные, так и реакционные концепции и коллек тивизма, и индивидуализма. Одним из основных недостатков обеих этих концепций была метафизическая односторонность. В одном случае абсолютизировались роль и значение коллективности в жизни общества, в другом - индивидуальности. Это обусловливает необходимость дифференцированного подхода к рассмотрению и оценке как коллективистских, так и индивидуалистских теорий в домарксистский период развития философско-социологической мысли. - Рассмотрение коллективности классиками марксизма-ленинизма органически включает в себя диалектическое единство коллективности и индивидуальности, коллективность и гуманизм. Саму коллектив ность они рассматривали как антипод отчуждения. Замена общества, основанного на отчуждении и "мнимой коллективности", обществом, основанном на подлинной, пролетарской коллективности, выступает в их трудах как важная социально-историческая закономерность и выра жение диалектики общественного развития. -18-- Понятие коллективности рассматривается в диссертации как многостороннее, интегративное качество деятельности, отношении и общения людей, проявляющееся в материальной и духовной сферах их жизни. В различных областях оно имеет разные формы проявления: коллективное производство и деятельность, коллективистские отношения, коллективность руководства и управления, коллективизм идеологии и психологии. Б общем плане коллективность определяется как исторически специфическое качество целостного процесса социальной жизни, складывающееся из комплекса целого ряда содержательных компонентов, которые подробно анализируются в диссертации. - Разработка концепции коллективности в современной буржуазной социальной философии ведется преимущественно с позитивистских методологических позиций, что с самого начала обусловливает ложное представление о природе и сущности коллективности.
2. Вытекающие из исследования коллективности как общественно-исторического явления: - Социальной сущностью первобытной общности людей выступает такое всеобщее качество как естественная коллективность. Ее разло жение и возникновение социального обособления и отчуждения в исто рическом развитии - это диалектический и одновременный процесс.
По мере разрушения коллективности на ее место заступает разъединение и отчуждение. Указанные две стороны образуют одно из основных социальных противоречий развития общества на протяжении всего последующего периода. Переходной формой социальной организации, в которой начинается процесс разложения коллективности является земледельческая община. - В условиях капитализма социальное противоречие между преж ними ограниченными формами коллективности и отчуждением оконча- тельно разрешается в пользу последнего. Углубление и расширение всеобщего отчуждения и социальной изоляции выступает как важнейшая социальная закономерность нынешнего этапа развития капитализма» Конкретным анализом социальной реальности в работе доказывается несостоятельность попыток буржуазных теоретиков представить современный капитализм как некую "коллективность", "коллективный капитализм" и т.п. - Подлинная, зрелая коллективность является сущностной характеристикой развитого социализма, его социальной сущностью. Она проявляется на всех уровнях социальной системы и во всех сферах жизнедеятельности, представляя собой целостное качество деятельности, отношений и общения людей. Важнейшей формой ее выражения является социалистическое соревнование. Помимо этого коллективность выступает также как важная социальная закономерность становления и развития социалистического общества. Основные этапы его строительства - это вместе с тем и основные этапы формирования социалистической коллективности, данное совпадение глубоко закономерно, ибо создание социалистического общества в социальном аспекте как раз и означает не что иное, как формирование подлинной социалистической коллективности. Уровень ее развития является основным социальным критерием степени зрелости социализма. В условиях развитого социализма существует противоречие между господством коллективности во всех областях социальной жизни и еще сохраняющимися элементами социального обособленіїя и разъединения. Причины этого носят как объективный, так и субъективный характер. С их преодолением связан процесс дальнейшего совершенствования коллективности развитого социалистического общества. Между коллективностью, коллективом и личностью как с точки зрения их сущности, так и существования и развития существует диалекти- -20-ческая взаимосвязь. Коллективность лежит в основе как развитого коллектива, так и коммунистического типа личности. Вместе с тем коллектив и социалистическая личность выступают как субъекты и носители подлинной, социалистической коллективности. Одно не существует без другого и третьего.
Говоря обобщенно, новизна и научная значимость работы состоит в конкретизации научной картины общественно-исторического процесса и обогащении диалектики его развития; углублении понимания социальной сущности и закономерностей становления и развития зрелого социалистического общества; раскрытии диалектической взаимосвязи между коллективностью, коллективом и личностью, а тем самым и конкретизации способа взаимодействия общества и личности в условиях развитого социализма; уточнении некоторых категорий исторического материализма; доказательстве несостоятельности современных буржуазных концепций коллективности и самой методологии ее исследования.
Практическая ценность и значимость исследования. Разработка концепции коллективности как важной закономерности социализма и его сущностной характеристики непосредственно связывает данную проблематику с практикой социалистического и коммунистического строительства. В частности, положения и выводы диссертации могут помочь в вычленении основных направлений прогнозирования развития социальных процессов и совершенствовании научного управления ими. Правильное представление о сущности коллективности, учет всех факторов, входящих в ее содержание, будет способствовать составлению научно более обоснованных планов социального развития коллективов, укреплению их стабильности, повышению уровня воспитания и развития личности в коллективе, формированию коллективного поведения его членов и улучшению социально-психологического климата в коллективе. Вывод диссертации о коллективности как целостном социальном качестве нацеливает трудовые коллективы на необходимость комплексного формирования ее имманентных компонентов: взаимопомощи и ответственности, активности и дисциплины и т.д. Все это может оказать помощь в проведении социологических исследований, в развитии социалистического соревнования, в повышении эффективности деятельности трудовых коллективов и их целостного развития.
Сформулированные в диссертации положения и выводы могут быть использованы специалистами в области исторического материализма, политической экономии, научного коммунизма, социальной психологии и другими представителями обществоведения в их научной работе, в практике преподавания марксистско-ленинской философии и других общественных дисциплин при чтении лекций и спецкурсов. Практическое значение работы определяется также возможностью ее широкого использования в политико-воспитательной и пропагандистской работе, в современной идеологической борьбе.
Апробация работы. Содержащиеся в диссертации положения и выводы широко апробированы автором в процессе многолетней учебно-педагогической и лекпдонно- пропагандистской деятельности, в процессе чтения спецкурсов у нас в стране и за рубежом, на многочисленных Октябрьских и Ломоносовских чтениях в ЖУ, на всесоюзных научно-теоретических конференциях, на двух международных конференциях: "Общественно-экономические предпосылки формирования нового качества жизни при социализме" (ПНР, г.Гданьск, май 1977г.) и "Идейно-воспитательные и экономические проблемы развития социализма" (ПНР, г.Гливице, октябрь 1977г.). Основные идеи, концептуальные положения диссертации изложены в ряде работ, изданных как у нас в стране, так и за рубежом. Они положительно вое- приняты научной общественностью. На них имеются ссылки в научной литературе и положительные рецензии (см.: Философские науки, 1981, № 2, С.173-175; Deutsche Zeitsehrift fur Philosophie, Berlin, 1979, N 9, SЛ138-1141 /.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии гуманитарных факультетов Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова
Структура диссертации. В структурном отношении диссертация представляет последовательный переход от методологических проблем анализа коллективности к ее концептуальному исследованию и к изучению коллективности как общественно-исторического явления. Особое внимание уделено месту, роли и закономерностям развития коллективности развитого социалистического общества. Изложение позитивных результатов исследования постоянно и неразрывно сочетается с критикой современных буржуазных концепций по рассматриваемой проблеме. Работа состоит из введения, двух разделов, включающих пять глав, заключения и списка литературы.
Проблема коллективности в домарксистской социальной философии
Идея общества, основанного на началах коллективности, зародилась на заре развития философского знания. Достаточно отметить, что среди мыслителей Древней Греции уже Пифагор со своими учениками не только разработал систему коллективистских теоретических положений, но в соответствии с основным социальным принципом пифагорийцев " inter amicos omnia communia " , практиковал коллективную собственность имущества.
Но самая полная в философии античности разработка проекта коллективистского общества принадлежит Платону. Она изложена главным образом в его сочинениях "Законы " и "Государство". В основе платоновского идеального государства лежит идея равенства и справедливости. В нем "никто не должен обладать никакой частной собственностью" . Высшее зло для государства - потеря его единства и распад на множество самостоятельных частей, высшее благо - единство общества и объединение государства в одно целое. Пожалуй самое привлекательное, что несет идея коллективности у Платона - это ясное осознание им вреда частной собственное -ти для единства и существования общества, ибо если только она появится в идеальном государстве, то ее обладатели "из союзников остальных граждан сделаются враждебными им владыками, ненавидя сами и вызывая к себе ненависть..." .
Однако объективно-идеалистическая концепция коллективности Платона является, безусловно, в высшей степени ограниченной. Коллективность его идеального общества полностью поглощает индивидуальность, достигая такой степени, что нивелирует не только образ жизни, но и образ мышления и эмоциональную жизнь индивидов. В этом обществе "по одним и тем же причинам все будут радоваться или огорчаться", будет иметь место "общность удовольствия или скорби" и т.д. . Поэтому общность жен и детей, жилья и трапез - это не курьез, а необходимый элемент концепции коллективности Платона.
Естественная коллективность. Ее место и роль в жизни общества
Род, а затем и племя являются первыми историческими формами общности людей, которые образуют первобытный тип социальной общности. Исследование характера этой родо-племенной общности и ее образа жизни необходимо связано с анализом того специфического качества деятельности и отношений, которые обусловливают образ жизни этой общности и ее социальную сущность.
Социальное качество деятельности первобытного человека заключалось прежде всего в ее коллективности. Деятельность носила непосредственно общественный характер и осуществлялась всеми дееспособными членами рода и племени как равноправными участниками производственного процесса. Основные черты этой коллективной деятельности проявляются в коллективной собственности на орудия и средства производства, в товарищеском сотрудничестве в процессе трудаf в общности интересов, целей и мотивов деятельности.
При изучении характера деятельности первобытной социальной общности следует исходить из той реальной предпосылки, что орудия труда были весьма примитивны, а их производительность - незначительна. Именно этот фактор лежит в основе коллективной деятельности. Вне ее человек просто - напросто не смог бы противостоять окружающей его природе, не смог бы существовать в качестве человека.Неразвитость орудий труда компенсировалась коллективной организацией процесса трудовой деятельности. В самих орудиях труда, в их изготовлении и применении был объективирован коллективный опыт всех членов рода, который передавался и совершенствовался от поколения к поколению; процесс их производства и использования носил коллективный характер и был доступен каждому взрослому члену общности. В этих условиях орудия труда реально не могли быть отчуждены от их производителей, ибо каждый член общности находился в одинаковом положении как в отношении к их производству, так и в отношении к их использованию. Наконец, коллективный характер деятельности проявлялся также в том, что само применение и использование орудий труда осуществлялось в целях удовлетворения потребностей всех членов коллектива.
Коллективный характер деятельности детерминирует и коллективистский характер общественных отношений первобытной общности. Трудовая деятельность осуществляется в неразрывной связи и в рамках этих коллективистских отношений, так что сам процесс производства первобытной общности следует рассматривать в единстве этих двух взаимообусловленных факторов - коллективной деятельности и коллективистских отношений. Последние выступают как непосредственные отношения индивидов друг к другу, как отношения, свободные от социального разъединения и отчуждения и проявляются в общности коренных интересов, во взаимопомощи, солидарности и поддержке членами общности друг друга в общем деле. При этом коллективность является характеристикой не только отношений, возникающих в акте собственно производства, но и отношений, возникающих также в сфере распределения и потребления производимого продукта труда. И распределение и потребление осуществляются с учетом интересов всех членов и в целях обеспечения существования всего коллектива, и регламентируются они также коллективным образом.
Коллективный капитализм или старая сущность "нового" капитализма?
Настоящий раздел посвящен исследованию социальной сущности современного капитализма. Его необходимость обусловлена по крайней мере двумя причинами: во-первых, следует показать специфику современного капитализма и вместе с тем те глубинные процессы, которые подтверждают закономерности развития капиталистического общества, открытые классиками марксизма-ленинизма; во-вторнх, этот раздел имеет важное значение с точки зрения опровержения различных буржуазных и реформистских концепций, утверждающих, что в условиях научно-технической революции сущность капитализма коренным образом изменилась, что выводы марксизма о капитализме оказались якобы несостоятельными, а сам капитализм превратился в новый» "коллективный капитализм". Гадкий утенок сделался привлекательным лебедем.
Тезис об изменении социальной сущности капитализма и перерастании его в "коллективный капитализм", "всеобщую коллективность", "социальное единство" и т.д. выражается в разных формах. Наиболее классическая формулировка его принадлежит, пожалуй, Г.К.Минсу. Основные положения его теории сводятся к тому, что современная корпорация подрывает основы классической теории капита-лизма . В современную эпоху корпорации представляют собой новую форму предприятий по сравнению XIX веком. Вместе с этим якобы изменилось и понятие собственности. Корпорации порождают отделение собственности от контроля, что якобы связано с изменением природы частной собственности. Согласно Минсу, в экономике решающая роль принадлежит сегодня уже не номинальным собственникам-акционерам, а узким группам управляющих. По сравнению с частнопредпринимательским капитализмом, который исследовал К.Маркс, современный капитализм представляет из себя новую модель. Здесь производство ведется корпорациями, сконцентрировавшими в своих руках большой капитал, собственность на который рассеяна среди сотен тысяч акционеров, поэтому даже они не осуществляют никакого контроля над средствами производства. Контроль принадлежит управляющим.
Эту систему Мине и называет "коллективным капитализмом", который он характеризует следующим образом: "Сегодня мы имеем отдельные корпоративные предприятия, которые нанимают сотни тысяч рабочих, имеют сотни тысяч акционеров, используют орудия производства на миллиарды долларов, обслуживают миллионы покупателей и контролируются одной управляющей группой. Это - великие предпринимательские коллективы, и система, состоящая из них или находящаяся под их господством, вполне может быть названа "коллективным капитализмом"" . Согласно его точки зрения, "коллективный капитализм" -это совершенно новая система отношений, это новая коллективная организация, контролируемая управляющими. Для объяснения их действий недостаточен мотив прибыли, они не заинтересованы в ее максимизации, и она не может служить ключом к пониманию действий корпораций.