Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философские проблемы правового сознания Чефранов Вадим Александрович

Философские проблемы правового сознания
<
Философские проблемы правового сознания Философские проблемы правового сознания Философские проблемы правового сознания Философские проблемы правового сознания Философские проблемы правового сознания Философские проблемы правового сознания Философские проблемы правового сознания Философские проблемы правового сознания Философские проблемы правового сознания Философские проблемы правового сознания Философские проблемы правового сознания Философские проблемы правового сознания
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Чефранов Вадим Александрович. Философские проблемы правового сознания : ил РГБ ОД 71:85-9/39

Содержание к диссертации

Введение

Г л а в а I. Правовое сознание в свете марксистско-ленинской теории отражения 21-22

1. Социальное отражение и общественное сознание 22-32

2. Общее понятие правового сознания 32-52

Г л а в а II. Структура правового сознания 52-58

I. Правовая идеология и психология 58-79

2. Теоретическое и обыденное правовое отражение 79-90

3. Коллективное и индивидуальное правовое сознание 90-104

4. Место юридических норм в системе правового отражения 105-122

Г л а в а III. Относительная самостоятельность правового сознания как методологическая проблема ... 122-129

1. Общее понятие относительной самостоятельности правового сознания 129-136

2. Основные проявления относительной самостоятельности правового сознания 136-137

A. Опосредованность отражения как момент связи правового сознания с общественным бытием 137-150

Б. Взаимодействие правового сознания с иными видами общественного сознания I5I-I84

B. Преемственность в развитии правового сознания I84-2II

Г. Способность правового сознания опережать данный уровень развития общественного бытия 211-230

Д. Отставание правового сознания от данного уровня развития общественного бытия 230-246

Е. Обратное воздействие правового сознания на общественное бытие 246-268

3.О гносеологических и социальных корнях относительной самостоятельности правового

сознания 268-289

Г л а в а ІV.. Некоторые методологические вопросы правового воспитания личности в свете теории правового сознания 289-340

Заключение 340-350

Список использованных источников и литература... 351-394

Введение к работе

Вопросы дальнейшего совершенствования всех форм идеологической работы, политического воспитания масс и повышения культурного уровня народа постоянно находятся в центре внимания Коммунистической партии и Советского государства. Исключительное значение в этом плане имеют директивные указания ХХУ и ХХУІ съездов Коммунистической партии Советского Союза. "Советский человек,- отмечалось на ХХУІ съезде КПСС,- это добросовестный труженик, человек высокой политической культуры, патриот и интернационалист. Это не значит, конечно, что мы уже решили все вопросы, связанные с формированием нового человека".

Вопросы духовного совершенствования человека в условиях развитого социализма возводятся в ранг государственной политики, свидетельством чему являются многие положения Конституции СССР, законодательно закрепляющие единую систему народного образования, важнейшие принципы развития науки, искусства, народного художественного творчества и т.д. Постановление ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении

идеологической, политико-воспитательной работы, являющееся докумен-

р том долговременного действия, вновь обратило внимание на необходимость воспитания всех трудящихся в духе высокой идейности, коммунистического отношения к труду и общественной собственности, полного преодоления буржуазных взглядов и нравов, всестороннего, гармонического развития личности, создания подлинного богатства духовной культуры.

Практическое решение проблем целенаправленной идейно-воспитательной работы, задач формирования у широчайших масс трудящихся

Материалы ХХУІ съезда КПСС- М.: Изд-во по лит. лит., 1981, с.65.

См.: Материалы ХХУІ съезда КПСС- М.: Изд-во полит.лит., 1981,

с.75.

коммунистического мировоззрения, воспитания их на идеях марксизма-ленинизма немыслимо без постановки и проведения серьезных, фундаментальных научных исследований закономерностей развития духовной жизни общества. Именно поэтому разработка проблем общественного сознания справедливо рассматривается Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза как одна из первоочередных задач, стоящих перед представителями общественных наук.

Важным направлением духовного совершенствования человека в условиях развитого социалистического общества является правовое воспитание трудящихся; без него немыслимо дальнейшее укрепление социалистической законности и правопорядка, культивирование уважительного отношения к праву, к закону, которое "должно стать личным убеждением каждого человека".

Важнейшее значение в развитии социалистического правового сознания имеет методически проводимая Коммунистической партией и государством работа по дальнейшему совершенствованию советского законодательства. Особая роль в этом плане принадлежит конституционным актам. Конституция СССР, принятая 7-й внеочередной сессией Верховного Совета СССР IX созыва, воплощая в себе высший этап государственно-политического и правового отражения объективных закономерностей развитого социалистического общества, в то же время является важнейшим источником дальнейшего формирования, развития и совершенствования правовых идей и чувств. На внеочередной УП сессии Верховного Совета СССР IX созыва отмечалось: "Мы хотим, чтобы

1 См.: О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повы
шению их роли в коммунистическом строительстве. Постановление
ЦК КПСС- Вопросы философии, 1967, № 9, с.7.

2 Материалы ХХУ съезда КПСС- М.: Госполитиздат, 1971, с.80-81.
См.: Материалы ХХУІ съезда КПСС- М.: Изд-во полит, лит., 1981,
стр. 146.

- б -

граждане СССР хорошо знали свои права и свободы, пути и методы их осуществления, чтобы они умели применять эти права и свободы в интересах строительства коммунизма, ясно понимали их неразрывную связь с добросовестным выполнением своих гражданских обязанностей. Содействовать этому, помогать выработке высокой политической культуры у каждого гражданина - важная задача партийных, государственных и общественных организаций, ответственных за коммунистическое

воспитание трудящихся".

Работа по правовому воспитанию трудящихся, привитие им правовых знаний и умений будет тем успешнее, чем глубже будут разрабатываться теоретические проблемы, связанные с закономерностями функционирования правовой жизни общества, в частности, правового сознания.

Правовое сознание представляет собой одну из разновидностей общественного сознания, оно выступает как неотъемлемый элемент более общей системы социального отражения. Вместе с тем, правовое сознание обладает целым рядом своих особых, специфических характеристик, изучение которых составляет важную задачу не только правовых, но и философских наук.

В последние годы в философской и правовой литературе предприняты успешные попытки научно проанализировать сущность и некоторые закономерности правового сознания как особого общественного явления, раскрыть его роль и место в общей системе социальных связей

и отношений. Мы имеем в виду прежде всего работы И.Е.Фарбера,

I Брежнев Л.И. Заключительное слово на Внеочередной УП сессии Верховного Совета СССР IX созыва.- Коммунист,1977, te 15, с.54.

р Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания.-М.:

Юрид. лит., 1963.

Д.А.Потопейко,1 Г.С.Остроумова,2 Е.Л.Лукашевой,3 Н.Н.Козюбры,4

5 f,

Е.В.Назаренко/ В.А.Щегорцова и других авторов. В определенной

степени вопросы правового сознания затрагиваются в исследованиях Д.А.Керимова,7 С.С.Алексеева,8 Е.А.Якубы,9 Я.З.Хайкина,10 в отдельных разделах коллективных или индивидуальных научных публикаций,

посвященных тем или иным аспектам общественного сознания в целом,

II '-а также социального управления , в статьях, опубликованных в раз-

* Потопейко Д.А. Правосознание как особое общественное явление.-- Киев: Наукова думка, 1970.

Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности.-М:Наука,1969. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность.- М.: Юрид. лит., 1973.

Козюбра Н.Н. Социалистическое право и общественное сознание.--Киев: Наукова думка, 1979.

Назаренко Е.В. Социалистическое сознание и советское правотворчество. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук.-Киев: Госун-т, 1970. Щегорцов В.А. Социология правосознания.-М.: Юрид. лит., 1980. ' Керимов Д.А. Философские проблемы права,- М.: Мысль, 1972. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государетве.-М.: 1966. 9 Якуба Е.А. Право и нравственность как регуляторы общественных

отношений.при социализме.- Харьков: ХГУ, 1970. ^ Хайкин Я.З. Структура и взаимодействие моральной и правовой

систем.- М.: Высшая школа, 1972. 11 Нестеренко Г.Я. Проблема сознания в марксистской социологии.--М.:Мысль,1971; Живкович Л. Теория социального отражения.-М.: Прогресс,1969; Пеньков Е.М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности.-М.:Мысль,1972;Матузов Н.И. Личность, право, демократия.-Саратов: Госун-т,1972; Ханай Г. Социалистическое право и личность.-М.-.Прогресс,1971; Карева М.П. Право и нравственность в социалистическом обществе.-М.:АН СССР,1951; Формы общественного сознания /Ред.коллегия: Гак Г.М. и др.-М.: МГУ,I960; Ленин-.ская теория отражения и современная наука. Теория отражения и обществознание /Под ред.Павлова Т.-София:Наука и искусетво.-М.: АН СССР,1973; Казимирчук В.П. и др. Право и социология.-М. -.Наука, 1969; Боботов С.В.и др. Управление,социология,право.-М.:Юрид. лит.,1971; Ленинская теория отражения и современность./Под ред. Павлова Т.-София: Наука и искусство, 1973 и т.д.

личных изданиях.

Наше отношение к названным и другим работам мы будем высказывать по мере рассмотрения вопросов, составляющих объект исследования. Предварительно отметим, что, несмотря на определенные достижения в области исследования правового сознания, проблема общефилософского, методологического осмысления этой сложной сферы духовных отношений продолжает оставаться актуальной. Среди авторов опубликованных работ отсутствует единое понимание сущности правового сознания в целом и в особенности его внутренней структуры. Остается по существу вне поля зрения проблема относительной самостоятельности правового сознания, ее конкретных проявлений, гносеологических и социальных корней и т.д. Общетеоретические проблемы правового сознания не всегда увязываются с задачами правового воспитания трудящихся. Поэтому представляется вполне целесообразным подготовка теоретических работ, связанных с философскими проблемами правового сознания - подобно тому как это в значительной мере уже сделано относительно философских проблем права. Необходимость такого рода исследований обусловлена социальной потребностью в знании не только закономерностей развития общественного сознания в целом, но также и особенностей их проявления применительно к конкретным разновидностям этого сознания. В условиях социализма знание специфических закономерностей общественного сознания имеет, как говорит А.К. Уледов, исключительное значение, поскольку потребность в сознательном направлении развития духовной жизни общества здесь не меньше, чем потребность в направлении развития экономической, социальной и других сторон общественной жизни.

Право и правовое сознание представляют собой арену острой

1 Примером в этом отношении может служить монографическое исследо
вание Керимова Д.А. "Философские проблемы права".-М.:Мысль,1972.

2 См.1 Уледов А. Структура общественного сознания.-М.: Мысль,1968,
с.219.

борьбы между коммунистической и буржуазной идеологией. Данное обстоятельство предопределяет необходимость разоблачения антинаучного характера правовых взглядов буржуазных социологов и правоведов, а также представителей правого и "левого" оппортунизма.

Совершенно очевидно, что буржуазная правовая социология и философия не создала полноценной теории правового сознания. В ряде случаев для нее характерно искусственное преувеличение роли права и правового сознания в жизнедеятельности общества. Еще Гегель, оценивая право как наличное бытие свободной воли, рассматривал экономические отношения как развивающиеся внутри философии государственного права. В этом, впрочем, состояло одно из выражений гегелевской идеи сознания как творца мира.

Одним из выражений идеалистического понимания права и правового сознания являются разнообразные нормативистские представления о праве, свойственные позитивизму, претендующему на создание так называемого чистого учения о праве. Для этих представлений характерна крайняя абстрактность суждений о буржуазных правовых нормах. Например, Кельзен, рассуждая о сущности субъекта права, определяет

его всего лишь как адресат правовых норм, а лицо - как персонифи-

р кацию комплекса этих норм. Правовые нормы рассматриваются здесь

как нечто первичное и независимое от объективных условий. Данная теория, по признанию того же Кельзена, потому именуется "чистым" учением о праве, что она стремится сделать предметом познания только само право. С точки зрения представителей этих теорий принципы, лежащие в основе правовых норм, "изначально и полностью самостоятельны". Поэтому право, по их мнению, может быть понято только на

См.: Гегель. Философия права. Соч., т.УП,- М-л: Соцэкгиз, с.53.
3 (Ы, : там *ке, ' , ' '/

4 Ханай Г. Социалистическое право и личность.- М.: Прогресс,1971, с.46.

основе анализа душевных глубин, "движений души'*1 и пр.

Некоторые буржуазные теоретики рассматривают право как категорию, предшествующую обществу, то есть существующую до общественного бытия, а подчинение человека определенному правопорядку -

"как одно из проявлений человеческой сущности". Например, с точки зрения Радбруха, право - трансцедентальная категория, обладающая "дочеловеческим существованием". Человек в большей или меньшей мере познает его, более или менее точно его соблюдает, но не может оказать на него никакого воздействия.5 Согласно формулировке Эмге, человек, "подчиненный праву", выступает только как посредник, который констатирует и осуществляет априорно заданные требования права. Что же касается самого права, то оно выступает как феномен, не подверженный влиянию человека, как некая вещь в себе. Наиболее рельефно эта тенденция к фетишизации права обнаруживается в высказывании Рейнаха, который писал: "Правовые конструкции... имеют соб-ственное бытие".

Помимо необходимости разоблачения буржуазной правовой идеологии актуальность разработки проблем правового сознания связана с потребностями дальнейшего укрепления системы социального управления, важнейшим аспектом которого выступает правовое регулирование, с совершенствованием законодательного и законоприменительного процесса, с развитием общественно-политической и правовой активности граждан как одного из важнейших условий расширения социалистической демократии, с привлечением широких трудящихся масс к правовой деятельности как важного социально-психологического фактора упро-

Ханай Г. Социалистическое право и личность.-М.:Прогресс, 1971,

с.46. р

См.: там же, с.86. ( л» ,- ,. /

- II -

чения социалистической законности - одного из объективно необходимых методов государственного руководства социалистическим обществом.

Без фундаментальных теоретических исследований сущности правового сознания и закономерностей его функционирования и развития невозможно проводить конкретно-социологические исследования, связанные с выяснением причин противоправного поведения людей, с разработкой конкретных мероприятий, направленных на искоренение преступности и всего того, что ее порождает. По мнению некоторых социологов, одним из обстоятельств, приводящих к правонарушениям, является "деформация правового сознания в виде правового инфантилизма,

несформированности и пробельности правового сознания или правового

р негативизма". Отсюда вытекает чрезвычайно актуальная задача формирования надлежащего уровня правового сознания у всех членов социалистического общества. Однако хорошо известно, что одна из особенностей духовного развития личности в целом и становления ее правового сознания - в частности - состоит в том, что оно не может происходить автоматически, само по себе, то есть стихийно, а должно быть результатом организационной, целенаправленной воспитательной работы Коммунистической партии, социалистического государства, общественных организаций и коллективов трудящихся. Представляется очевидным, что проведение этой работы возможно лишь с помощью научно обоснованных принципов (форм и методов) правового воспитания, которые могут быть сформулированы лишь на базе широкого философ-

* См.гЛукашева Е.А. Правосознание и законность в социалистическом обществе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук.- М.: МГУ, 1973, с.4. Ратинов А.Р. Структура и функции правового сознания. Сб. Проблемы социологии права. Вып.1,- Вильнюс: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1970, с. 179.

ского осмысливания правовых явлений.

Правовое сознание является достаточно сложным социальным образованием, чтобы его рассмотрение не ограничивалось одним лишь только формально-юридическим анализом. В данном случае должны быть соблюдены методологические принципы, применяемые в процессе исследования общественного сознания в целом,, которое нельзя, по мысли А.К.Уледова, изучать, а также раскрывать присущую ему структуру в каком-либо одном аспекте или плане, "как нельзя, скажем, дать характеристику пространству, пользуясь одним измерением".1 Проблема всестороннего исследования правового сознания не может быть решена на основе одной лишь юриспруденции, потому что правоведение имеет тенденцию, говоря словами Д.А.Керимова, "замыкаться в специально юридической проблематике".

Проблема изучения правового сознания предполагает исследова-ние таких вопросов, которые выходят за пределы общей теории права. В силу своего методологического характера они требуют широкого фи-

Уледов А.К. Структура общественного сознания.- М.: Мысль, 1968, с. 27.

2 Квримов Д.А. Философские проблемы права.-М.: Мысль,1972,с.437. На недостаточность разработки философских проблем права указывает Кедров Б.М. (Вопросы философии, 1973, № 9, с.167).

5 По мнению Хайкина Я.З., теория государства и права, будучи специальной наукой, выделяет из всей системы общественной организации определенные явления (в данном случае право) и рассматривает эти явления с их специфическими законами в качестве своего предмета. При таком специальном подходе закономерности общества в целом играют роль исходных принципов, но не предмета исследования. Тем более теория государства и права не может решить задач гносеологического характера (Хайкин Я.З. Структура и взаимодействие моральной и правовой систем. - М.: Высшая школа, 1972).

- ІЗ -

лософского анализа. В соответствии с потребностями такого анализа в диссертации поставлены следующие задачи:

разработать категориальный аппарат теории правового сознания, обеспечивающий, с одной стороны, проведение принципов марксистского общесоциологического знания в правовой сфере и с другой -дальнейшее развитие общефилософских представлений о закономерностях духовной жизни общества в целом;

охарактеризовать понятие правового сознания и рассмотреть его некоторые специфические особенности;

проанализировать структуру правового сознания, а также выявить внутренние связи, складывающиеся между разнообразными элементами этой структуры (такими как правовая идеология, психология, обыденное и теоретическое правоотражение, коллективные и индивидуальные правовые взгляды, нормы права);

исследовать относительную самостоятельность правового сознания и его основные проявления;

выявить гносеологические и социальные корни относительной самостоятельности правового сознания;

выработать рекомендации, связанные с использованием положений и выводов диссертации для теории и практики правового воспитания, а также для подготовки спецкурсов в процессе преподавания марксистско-ленинской философии с учетом профиля юридического института.

Особо важное место среди перечисленных вопросов принадлежит относительной самостоятельности правового сознания. Мы полагаем, что ни одна проблема правового сознания не может сколько-нибудь

Характерно, что такое фундаментальное издание как "Марксистско-ленинская общая теория государства и права (основные институты и понятия)", характеризуя предмет общей теории права, не включает в него правовое сознание. (См.:Марксистско-ленинская общая теория государства и права,- М.: Юрид. лит., 1970, с.53-54).

успешно решаться без учета его относительной самостоятельности.

Только на основе разработки данной проблемы можно вести научно обоснованную критику идеалистических воззрений на правовое сознание, абсолютно изолирующих его от материальной основы, а также вульгарного материализма (экономического детерминизма), фетишизирующего связь правового сознания с экономикой, низводящего его до простого механического слепка материальных процессов.

Разработка материалистической концепции относительной самостоятельности правового сознания, которой в диссертации уделено значительное внимание, важна еще и в том отношении, что она позволяет разоблачить несостоятельность обвинений, выдвигаемых буржуазной социологией, которая, искажая суть учения марксизма, пытается утверждать, что проблема соотношения права и экономических условий здесь исчерпывается тезисом о вторичности права, что марксизм отрицает собственную историю права и т.п. Враги марксистской философии, опошляя марксизм, пытаются утверждать, что если марксизм не признает абсолютной самостоятельности идеологии, го значит он отрицает за ней всякую самостоятельность, всякую специфику развития, всякую историческую роль и воздействие на общественную жизнь; если же допускается самостоятельность идеологии, то это будто бы не что иное, как дань идеализму. Такого рода односторонность в суждениях иногда порождает стремление устранять этот "недостаток" марксистского мировоззрения путем "добавления" идеалистических идей к основному материалистическому тезису о вторичной природе права. Нет необходимости доказывать, что такие попытки являются бесплодными. Однако, с другой стороны, они могут рассматриваться как серьезный аргумент в пользу развития материалистических представлений об относительной самостоятельности правового сознания. Названные проблемы могут составить объект специальной теории правового сознания, выступающего как определенная социальная суб-

I система, обладающая не только своими генетическими особенностями,

но занимающая особое место в общей ("структурированной") системе средств социального отражения и в силу этого обладающая рядом специфических закономерностей развития, накладывающих определенный отпечаток на пути и формы его познания.

Если правовую науку (в том числе и теорию права) рассматривать как один из элементов структуры правового сознания (а иначе ее рассматривать нельзя), то следует признать, что в определенном отношении она также должна быть объектом теории правового сознания, которая выступает по отношению к ней как метатеория. Поэтому философию права вряд ли можно рассматривать как отрасль юридической науки. Философия права (правосознания) охватывает гораздо более широкий круг проблем по сравнению с теми, которыми призвана заниматься юридическая наука и поэтому она, как наиболее общая концепция права, не может быть включена в науку, которая носит менее общий характер, или говоря точнее, выступает по отношению к философии как конкретная (частная) общественная наука. Скорее наоборот: юридическая наука в известном смысле может рассматриваться как разновидность проявления (конкретизации) марксистско-ленинской теории правового сознания. Более того, сама философия права есть одна из сторон философии правового сознания, поскольку право вообще выступает как проявление этого сознания. Уместно напомнить в этой

связи, что К.Маркс рассматривал "философию права14 как выражение

2 правового сознания.

Теория правового сознания охватывает также и социологию права, которая, по мнению И.Сабо, может рассматриваться как один из

1 См. Стефанов Н. Теория и метод в общественных науках. - М.:
Прогресс, 1967, с.93.

2 См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.421.

- Ібч -

І аспектов философии права. Целью социологии права является изучение механизма перевода социальных факторов в правовые нормы, а также механизма действия права, т.е. социальной природы права, его функционирования и развития.2 Социология права, в отличие от теории правового сознания - это совокупность представлений о социальной эффективности права, о его функциях, причем, не в плане того, что "должно быть" и что предусматривается правовыми нормами, а в аспекте того, "что есть", т.е. того, как в реально-й действительности складываются правовые отношения и насколько они соответствуют целям, поставленным в законодательстве.

Развитие теории правового сознания (правового отражения), возникающей на стыке философской и правовой науки, может способствовать не только более углубленному познанию правовых явлений, но и обогащению общефилософских (общесоциологических) категорий, ибо содержательность в философском и социологическом исследовании всегда зависит в значительной мере от теоретического обобщения специаль-ного научного материала. Возможность существования подобного рода теорий, которые раскрывают закономерности функционирования отдель-ных общественных явлений, допускается многими авторами. Некоторые

2 См: Право и социология. - M.: Наука, 1973, сб. ^ См: там же.

^См*. Лукашева Е.А. Правосознание и законность в социалистическом обществе. Автореферат докторской диссертации.-М.:МГУ, 1973, с.7. ^ См: Тугаринов М.П. Филосифия сознания.- М.: Мысль,I971, с.197. 6 См: Глезерман Г., Келле В., Пилипенко Н. Исторический материализм

теория и метод научного познания и революционного действия. -

Коммунист, 1971, Ш 4, с.63. О структуре марксистской социологии. Материалы дискуссии.- М.: МГУ,1970, о.89; Андреева Г.М., Никитин Е.П. Метод объяснения в социологии.-В кн.:Социология в СССР, т.1,-М.: Мысль,1965, с.142; Ковальзон М.Я., Макешин Н.й. Общественное сознание и общественные науки.-М.:Знание,1973, с.44-46.

из них, например, Л.Іивкович, считают возможным создание особой теории надстройки или даже "теории отдельных надстроек".1 Нам представляется, что развитие общей теории правового сознания способствовало бы преодолению того отставания в разработке методологических проблем правоведения, на которое справедливо указывает в своей монографии Д.А.Керимов.2

Важнейшей задачей теории правового сознания должно быть обогащение общеметодологических основ правового воспитания трудящихся как специального целенаправленного процесса воздействия общества на сознание личности, как составной части коммунистического воспитания в целом. Правовое воспитание выступает также как прикладная (конкретно-социологическая) сторона теории правового сознания, обеспечивающая выход ее основных положений в практику, когда решается проблема перевода, трансформации правовых идей в социальное поведение общества в целом, коллективов, общественных групп и- личностей.

Необходимо особо подчеркнуть, что создание теории правового сознания (правового отражения) выполняет не только научную, практически-воспитательную, но также определенную учебно-методическую функцию, связанную с решением задач преподавания марксистско-ленинской философии (в частности, исторического материализма) с учетом профиля юридического института, а также разработкой специальных учебных курсов по философским проблемам правового сознания для студентов и аспирантов соответствующих вузов.

Методологической основой для написания данного диссертационного исследования послужили произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, материалы ХХІУ, ХХУ и ШІ съездов КПСС и Компартии Украины, положения

1 Живкович Л. Теория социального отражения.-М.:Прогресс,1969,с.165.

2 См.Керимов Д.А. Философские проблемы права.-М.-.Мысль, 1972,с.38.

Конституции СССР, выступления и труды руководителей Коммунистической партии и Советского государства.

Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав и заключения. В первой главе "Правовое сознание в свете марксистско-ленинской теории отражения" рассматриваются некоторые общие вопросы соотношения категорий социального отражения и общественного сознания, выясняется место и роль правового сознания в системе средств социального отражения, дается понятие правового сознания, взятого в соотношении его социологической и гносеологической сторон, выявляются его важнейшие особенности.

Правовое сознание как совокупность общественных идей и соответствующих им психологических форм, отражающих систему общественного бытия с точки зрения урегулированноети (упорядоченности) общественных отношений с помощью разнообразных государственно-правовых средств, воплощающих интересы того или иного класса или общества в целом, возникает на определенном этапе исторического развития, связанном с классовой дифференциацией общества. Правовое сознание не сводится к отношению людей к действующему праву, как полагают некоторые авторы. Оно отражает не только отношения, регулируемые действующим правом, но и такие, которые могут быть или должны быть урегулированы с помощью государственно-правовых средств. В качестве специфического объекта правового отражения могут выступать не только материальные (базисные), но и духовные (надстроечные) отношения.

К особенностям правового сознания мы относим его нормативно-оценочную природу, ярко выраженную практическую направленность, связанную с четко определенной целью правового регулирования, высокий уровень обратного воздействия на систему социальных связей и отношений, всеобъемлющий характер, проявляющийся в том, что правовое сознание в конечном счете в той или иной степени затрагивает интересы каждого гражданина общества.

Правовое сознание - исторически преходящее духовное образование, видоизменяющее свое содержание по мере развития человеческого общества. В этом плане социалистическое правовое сознание является высшим, притом наиболее прогрессивным историческим типом духовно-правового отражения, которое по мере развития коммунистического общества постепенно трансформируется в сознание нравственное.

Во второй главе "Структура правового сознания" рассматриваются общеметодологические принципы классификации правового сознания на разнообразные структурные элементы. При этом подчеркивается многовариантный (многоаспектный) характер критериев различения этой структуры, исключающий сведение ее к единому формально-логическому основанию. В данной главе анализируется специфика таких структурных элементов как правовая идеология и психология, теоретическое и обыденное правовое отражение, коллективные и индивидуальные правовые взгляды, правовые нормы. Особое внимание уделяется проблеме связи и взаимодействия элементов структуры правового сознания как в гносеологическом, так и в социологическом аспекте. Подвергается критике позиция авторов, которые исключают из структуры правового сознания индивидуальные правовые взгляды, правовые теории, правовые нормы. Здесь же вводится понятие правовой идеи и дается ее характеристика как идеального воспроизведения объективной потребности в выражении производственных отношений в качестве правовых. Анализируются такие проявления правовой психологии как правовые эмоции, чувства, настроения. Особое внимание уделяется проблеме взаимосвязи и взаимодействия различных элементов структуры правового сознания, составляющих в своей совокупности единое духовно-правовое образование.

В третьей главе разрабатывается категория относительной самостоятельности правового сознания, формулируется понятие относительной самостоятельности правового сознания, рассматриваются

важнейшие ее проявления, раскрывается их специфика в сравнении с относительной самостоятельностью иных (неправовых) духовных форм.

Третий параграф данной главы посвящен выявлению гносеологических и социальных корней относительной самостоятельности правового сознания.

В главе четвертой "Некоторые методологические вопросы правового воспитания личности в свете теории правового сознания" рассматриваются некоторые особенности социалистического правового сознания и анализируется значение рассматриваемых в диссертации научных проблем для теории и практики правовоспитательного процесса. В этой главе показана также роль правовой практики как условия формирования правовой активности и правовой культуры граждан, выступающей, с одной стороны, в качестве важнейшей предпосылки правового воспитания, и, с другой - его результата.

В Заключении даны основные выводы автора, сформулированы некоторые практические рекомендации.

Результаты проведенного исследования позволяют говорить о теоретической и практической значимости работы, которая состоит в следующем.

Разработка общей теории правового сознания может способствовать дальнейшему развитию и углублению методологии исследования и других (неправовых) видов общественного сознания, а также закономерностей социального отражения в целом. Можно предположить, что углубление общей методологии изучения правового сознания будет оказывать положительное воздействие на проведение собственно правовых исследований, способствуя преодолению некоторого отставания в разработке методологических проблем правоведения, на которое обращается внимание в опубликованных литературных источниках.

Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, в конечном

1 См.; Керимов Д.А. Философские проблемы права.-М.:Мысль, 1969, с. 165.

'счете связаны с дальнейшим развитием и совершенствованием теории и практики правового воспитания трудящихся. Они могут быть использованы в процессе разработки и осуществления перспективных планов идеологической (в частности, правовоспитательной) работы в коллективах трудящихся, а также в ходе выполнения мероприятий государственных организаций по дальнейшему соблюдению и укреплению социалистической законности, по совершенствованию советского законодательства, по улучшению деятельности правоприменительных органов.

Категориальный аппарат теории правового сознания может быть в определенной мере использован в проведении социологических исследований, связанных с конкретным изучением разнообразных правовых явлений.

Разработка теории правового сознания создает определенные возможности для внедрения ее результатов в учебный процесс в плане подготовки спецкурсов по философским проблемам правоведения для студентов и аспирантов юридических вузов.

Социальное отражение и общественное сознание

В самом общем и широком смысле всякое общественное образование (как материальное, так и духовное) выполняет определенные отражательные функции. Взаимодействуя с иными общественными образованиями, а также с окружающей общество природной оболочкой, каждое из общественных явлений так или иначе отражает иные общественные или природные явления, или наоборот, отражается в них. Социальное отражение - непременное, внутренне присущее свойство общества на любой ступени его развития. Это свойство "имеет всеобщий характер и вытекает из системной природы общества, из общественного, коллективного труда людей, из необходимости общаться в процессе труда и жизни, обмениваться продуктами своей материальной и духовной работы".

Социальное отражение -это идеальное или иное воспроизведение социальной или природной действительности в процессе воздействия на нее и ее преобразования. Важнейшей отличительной особенностью социального отражения является его целенаправленный характер, связанный с тем, что социальная форма движения материи иначе себя и не проявляет как через посредство деятельности людей - сознательных существ, ставящих перед собой определенные цели и стремящихся к их достижению. Поэтому социальное отражение всегда связано с той или иной степенью осознания людьми целей, средств и результатов своей деятельности.

Социальному отражению присущ упорядоченно-системный характер, когда те или иные отражающие образования формируются в определенном порядке и в соответствии с возникающими перед обществом социальными задачами. Как отмечает В.Г.Афанасьев, "системность, способность формировать системы органично взаимосвязанных компонентов - одно из коренных всеобщих свойств социальной материи". При этом социальные компоненты нередко выступают в качестве субъектов управления, "то есть системы органов и организаций, осуществляющих сознательное воздействие на систему с целью достижения оп р ределенных результатов", стремящихся к обеспечению, говоря словами К.Маркса, "урегулированноети и порядка" и в известной мере страхующих ("эмансипирующих") общество "от простого случая и простого произвола".

Функция социального отражения находит свою реализацию прежде всего в общественном сознании. Сознание вообще, возникающее под воздействием труда, общественной жизни и функций человеческого мозга, проявилось прежде всего в виде осознания предком человека сво-его бытия, своего собственного существования, отделения себя от внешнего мира и определенного отношения к нему. "Там, - отмечали К.Маркс и Ф.Энгельс, - где существует какое-нибудь отношение, оно существует для меня; животное не "относится" ни к чему и вообще не "относится"; для животного его отношение к другим не существует как отношение".

Осознание человеком действительности осуществляется под влиянием его практических потребностей, оно происходит всегда в рамках общественного производства, а потому является общественным сознанием. "Сознание, следовательно, с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди". Если сознание вообще связано со способностью человека к идеальному воспроизведению действительности, то общественное сознание представляет собой совокупность общественных идей и соответствующих им психологических явлений, отражающих общественное бытие сквозь призму социально-классовых отношений. Общественное сознание характеризуют еще как совокупность взглядов, представлений, чувств, настроений, идей, теорий, отражающих общественное бытие или его отдельные стороны в сознании людей как представителей определен 2 ных классов и социальных групп.

Общественное сознание вырастает из закономерного взаимодействия материальной (объективной) и духовной (субъективной) сторон жизни человеческого общества. Отражение действительности является для общественного сознания его фундаментальным свойством, обусловливающим, однако, возможность существования других его свойств.

В этом смысле утрата сознанием способности к отражению означала бы исчезновение всех иных его свойств. Объектом отражения общественного сознания является система социальных связей и отношений, складывающихся в объективной действительности, среди которых материально-производственные отношения играют основную и определяющую роль. В качестве субъекта социального отражения выступает человеческое общество.

Объективная связь духовной и материальной сторон жизни общества выражена в марксистской философии в виде наиболее общего закона определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию1, сквозь призму которого духовные общественные явления рассматриваются как вторичные общественные образования по отношению к материальным факторам.

Общественное сознание выступает как важнейшая сторона сопи- . ального отражения в целом, как способ его существования. Однако, социальное отражение включает в себя более широкое содержание,чем, общественное сознание. В наиболее общем смысле даже те общественные образования, которые не могут рассматриваться как духовные, способны выполнять определенную социально-отражательную функцию. К примеру сам факт возникновения материального производства может рассматриваться как своеобразная разновидность отражения в практической деятельности людей стихийных сил природы. В наиболее ранние периоды человеческой истории, когда общественное сознание еще не получило достаточного развития, социальное отражение уже существовало в виде коллективных форм совместной производственной деятельности людей, необходимой для выживания в борьбе с природой, этой "чуждой, всемогущей и неприступной СИЛОЙ" .

Теоретическое и обыденное правовое отражение

Важнейшее место в системе элементов, образующих правовое сознание, принадлежит теоретической или научной форме правового отражения.

Научная форма правового сознания представляет собой систему развивающихся правовых знаний, полученных с помощью общих и специальных методов исследования, выраженных в точных юридических понятиях, истинность которых проверяется и подтверждается правовой практикой. Как видно из данной характеристики, научно-правовое сознание, в отличие от иных вариантов правоотражения, отличается наиболее глубокой ступенью погружения в сущность правовых явлений (правовой действительности), оно облекается в форму идей, представляющих собой строгие теоретические понятия. -воно совпадали, то всякая наука была бы излишня....". Правовая теория - это высшая форма существования правового сознания или, говоря иначе, высший способ фиксации правового объекта. В правовой науке правовая идея выступает как такой гносеологический идеал, в котором знание приобретает относительно завершенную форму. Мы не разделяем мнения тех авторов, которые не считают возможным рассматривать правовую теорию как проявление правового соз 2 нания. Особенность науки вообще состоит в том, что она выступает не просто как самостоятельный вид общественного сознания, но и как теоретическая ступень ("часть") всякой иной ("ненаучной") разновидности общественного сознания. Правовое сознание в этом смысле также не является исключением. Правовая теория обладает воеми признаками, присущими теоретическому знанию вообще - постановкой теоретических проблем и их формулированием, получением новых научных данных и их внедрением в практику, выработкой научных абстракций, направленных на проникновение в сущность закономерных связей, экспериментированием, установлением научных фактов и т.д..Однако общие признаки теоретического отражения в правовой науке претерпевают определенные изменения, вызванные особенностями объекта правового отражения, требующего разработки не только специальных методов исследования, но и особых научных категорий. Именно в этой своей части правовая наука как бы выходит за пределы общетеоретического познания и "приобщается" к собственно правовому отражению, облекаемому в форму теоретико-правового мышления, что и дает возможность рассматривать ее как одно из проявлений правового сознания. Нам кажется, что всякое иное решение этого вопроса способно лишь обеднить правовое сознание, сделать его теоретически бессодержательным, понизить его "разрешающие возможности". Следует при этом заметить, что рассмотрение правовой науки как разновидности правового сознания, не означает сведения ее к последнему, т.к. будучи элементом правового сознания, правовая наука в то же время не утрачивает тех свойств, которые присущи всякому теоретическому отражению вообще.

Научное отражение как элемент правового сознания отличается от иных его разновидностей наибольшей полнотой воспроизведения правового объекта, его внутренних, устойчивых связей и отношений. Объектом отражения в теоретическом правовом сознании выступают общественные отношения, регулируемые или подлежащие регулированию с помощью нормативно-правовых систем, а также сами эти системы, адекватность правовых систем и правовых принципов потребностям правового регулирования. Как справедливо замечает В.С.Тюхтин, "на уровне теоретического мышления принцип отражения в еще большей мере выступает как целевая функция, то есть как требование (цель) соответствия результатов отражения оригиналу - объекту".

Назначением правовой науки является теоретическое осмысление и обоснование социальной необходимости и форм государственно-нормативного регулирования общественных отношений. Теоретическое обоснование правовых явлений позволяет избежать произвольности в выработке необходимых моделей социально-правового поведения человека в обществе. Оно дает возможность не только приспосабливать правовые нормы к изменяющимся условиям развития объекта правового отражения, но и устанавливать координацию различных правовых институтов и правовых норм с системой правового сознания в целом.

Научно-правовому отражению присуща строгая четкость, определенность, систематизированность теоретических положений,, а также внутренняя согласованность всех научных категорий. В системе правового знания различаются науки общего и частного порядка, и в этом смысле оно обладает своей структурой. Наиболее общей отраслью правовой науки выступает теория государства и права, исследующая общие закономерности функционирования государственно-правовых систем. Более конкретный характер научного отражения правовых явлений присущ таким специальным правовым теориям как науки государственного, административного, уголовного, гражданского, уголовно-процессуального права и т.д.

Общее понятие относительной самостоятельности правового сознания

Назначением правовой науки является теоретическое осмысление и обоснование социальной необходимости и форм государственно-нормативного регулирования общественных отношений. Теоретическое обоснование правовых явлений позволяет избежать произвольности в выработке необходимых моделей социально-правового поведения человека в обществе. Оно дает возможность не только приспосабливать правовые нормы к изменяющимся условиям развития объекта правового отражения, но и устанавливать координацию различных правовых институтов и правовых норм с системой правового сознания в целом.

Научно-правовому отражению присуща строгая четкость, определенность, систематизированность теоретических положений,, а также внутренняя согласованность всех научных категорий. В системе правового знания различаются науки общего и частного порядка, и в этом смысле оно обладает своей структурой. Наиболее общей отраслью правовой науки выступает теория государства и права, исследующая общие закономерности функционирования государственно-правовых систем. Более конкретный характер научного отражения правовых явлений присущ таким специальным правовым теориям как науки государственного, административного, уголовного, гражданского, уголовно-процессуального права и т.д.

Любые правовые теории всегда исходят из определенных методологических (философских) предпосылок и в зависимости от характера последних могут стоять на истинных либо на ложных мировоззренческих позициях. Особенностью научного правосознания социалистического общества является его непосредственная связь с материалистической диалектикой, категории которой представляют собой исторически возникшие необходимые и всеобщие формы мышления, отражающие всеобщие формы бытия, наиболее общие и существенные стороны и ступени общественно-исторической практики и познания.

Марксистско-ленинская правовая теория, свободная от иллюзий и предрассудков, порождаемых противоположностью социальных интересов людей, обладает наибольшими возможностями обнаружения объективной истины, и это не может не повышать ее познавательной и практической ценности.

Для буржуазной правовой науки характерно идеалистическое истолкование правовых явлений, когда экономические отношения рассматриваются как нечто вторичное по отношению к правовому регулированию, которое должно применяться как некая априорная форма по отношению к хаотическому и неупорядоченному материальному содержанию . Теоретическое отражение общественного бытия, как наиболее развитой элемент правового сознания, как правило, предшествует выработке правовых норм, оформленных законодательными актами, оно выступает как основа нормообразовательной деятельности. В этой части наиболее всего проявляется прогностическая функция правового сознания .

Прогнозирование в правоведении - это определение комплекса возможных вариантов перспективного развития правовой деятельности путем использования широкого диапазона специальных методов, обеспечивающих научную обоснованность и относительную точность выд-винутых положении. Однако следует заметить, что правовая наука еще не всегда использует заложенные в ней прогностические возмощности. По признанию некоторых правоведов, она еще "не имеет прогностических исследований, содержащих прогнозы государетвенно- правовых явлений и процессов", хотя актуальность такого рода исследований является очевидной.

Происходящая в современных условиях научно-техническая революция определенным образом сказывается и на правовой науке, что находит свое выражение не только в дифференциации и интеграции научно-правовых знаний, но и в обогащении этой науки новыми методами -особенно теми из них, которые связаны с развитием кибернетики. Правовая наука все чаще обращается к методам формализации, моделирования, аналогии и другим. Исследования показали, что использование кибернетических методов и средств при оперировании правовой информацией открывает большие возможности автоматизации многих сторон юридической деятельности, например, справочно-информационной и др.

Применение кибернетических методов в правовой науке явление в целом положительное. Однако, ясно и другое: использование их мо-. жет быть плодотворным лишь в том случае, если эти методы будут применяться не механически, а с учетом особенностей правового объекта и в преломлении через специальные приемы исследования, применяемые в правоведении. Кибернетика, несмотря на ее значительную эффективность, не должна рассматриваться как универсальный метод исследования, которым можно подменять другие методы общественных наук.

Отставание правового сознания от данного уровня развития общественного бытия

Правовое сознание может не только опережать данный уровень развития общественных отношений, но при определенных исторических обстоятельствах и отставать от него.

Отставание правового сознания от достигнутого уровня развития общественных отношений представляет собой одно из типичных проявлений относительной самостоятельности правового сознания, исследование которого позволяет глубже выяснить сущность противоречий, которые могут возникать между правовым сознанием и отражаемым им объектом, устанавливать причины антиобщественных проявлений, практически решать проблему "подтягивания" тех звеньев правового сознания, которые перестали соответствовать новому уровню общественного бытия.

Отставание общественного сознания в целом от достигнутого уровня развития общественного бытия связано со вторичным характером всяких духовных форм по отношению к материальным образованиям, которые их порождают и предопределяют их развитие. Общественное сознание как отражение общественного бытия в конечном счете развивается не независимо от общественного бытия и не наряду с ним, а вслед за развитием общественного бытия. Именно поэтому далеко не всякая сознательная деятельность имеет опережающий (перспективный) характер. Все то, что зависимо и вторично, как правило, возникает позднее того, что является первичным и определяющим и что предшествует своему отражению. "Сознание человека,- пишет В.И.Ленин,-отражает сущность, субстанцию природы, но в то же время это сознание есть внешнее по отношению к природе (не сразу, не просто сов- падающее с ней)".

Под влиянием изменяющихся и "уходящих вперед" обстоятельств общественного бытия общественные идеи, взгляды, теории, чувства, могут переставать соответствовать новым условиям и утрачивать свою социальную ценность.

Следует подчеркнуть, что отставание общественного сознания от достигнутого уровня развития общественного бытия необходимо рассматривать прежде всего как возможность, которая в одних случаях может быть реализована, а в других - нет. Иными словами, отставание общественного сознания не является каким-то безусловным и обязательным качеством всех социальных идей, взглядов, теорий, переживаний и т.п. В основе возможности отставания общественного сознания от данного уровня развития общественного бытия лежат гносеологические предпосылки, заключающиеся не только в ограниченности, неполноте всякого человеческого знания, но и в его способности замораживать однажды созданные идеи, понятия, взгляды и т.п. Данная характеристика может быть отнесена к любой разновидности социального отражения. Отмечая эту консервативную сторону общественного сознания, В.й.Ленин пишет, что "всякий лозунг получает способность затвердевать больше чем нужно". В правовом сознании как наиболее "заформализованной" области социального отражения эта "способность" проявляется особенно заметно.

Исключительно важное методологическое значение в рассматриваемом плане имеет указание К.Маркса о необходимости отличать "материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических религиозных, художественных или философских, короче - от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение". Из данного положения явствует, что ритмы развития экономических условий и их духовного отражения не совпадают. Своевременность и глубина отражения общественного бытия связаны в первую очередь с той социально-классовой позицией людей, в рамках которой только и может осуществляться всякое познание. Эта позиция может способствовать более или менее своевременному отражению в общественном сознании объективных потребностей общественного бытия или препятствовать ему, помогать нахождению путей для скорейшего разрешения противоречий социальной действительности или навязывать ей произвольные, іволюнтаристские решения. Последнее обстоятельство присуще отражательной деятельности реакционных классов общества, для которых вообще характерна приверженность к однажды установленным идеям, взглядам, теориям, нормам и т.п. В силу реакционных позиций классов, утративших историческую перспективу, преобладающей тенденцией их духовной сферы является следование традиции, а не дальнейшее развитие накопленного духовного материала. К этому случаю, пожалуй, в наибольшей мере применима характеристика К.Марксом традиций как "великой консервативной силы", когда мысли всех предыдущих поколений "тяготеют как кошмар над умами живых".2

Реакционные классы, следовательно, могут усуглублять отставание сознания людей от бытия, препятствуя истинному познанию реальных общественных отношений. Тенденция к отставанию общественного сознания эксплуататорских классов особенно заметно усиливается в периоды нисходящего развития антагонистической общественно-экономической формации, когда политики, идеологи, законодатели исчерпывают имеющийся у них запас прогрессивных идей и вынуждены либо оставаться на старых позициях, либо заимствовать мысли и понятия, существовавшие в прошлом. Причем подобное заимствование носит здесь тенденциозно-избирательный характер.

Похожие диссертации на Философские проблемы правового сознания