Введение к работе
Актуальность темы исследования. Ценностное сознание общества во всей своей сложности и многоаспектности выступает сегодня объектом пристального внимания представителей самых разных наук, фокусирует в себе многие острые проблемы современности. Особое место в ряду этих проблем занимает онтологический анализ явлений «ценность» и «ценностные ориентации». Это обусловлено в значительной степени условиями переходного состояния нашего общества, неопределенностью на данном этапе его ценностной системы, кризисом духовных оснований жизни людей. Структурная и институциональная перестройка, ценностные разломы в убеждениях самых разных поколений, статусных групп, субъектов общественных интересов чревата возможностями, как разрушения, так и возрождения социума на новой ценностно-смысловой, экономической, политической и духовной основах. Поскольку общество сегодня лишено многих внутренних стабилизирующих факторов, противодействующих его собственному кризису и даже коллапсу, постольку необходимо тщательное изучение структуры и динамики ценностей и ценностных ориентаций.
Сегодня, как никогда прежде, человек испытывает острую потребность в попытке решения для себя проблемы ценности. При этом философия должна помочь человеку в осмыслении душевно-духовных составляющих его натуры. Осмысление человеком ценностей социума является способом и предпосылкой его собственного духовного бытия и самосовершенствования, а значит, и общества. Содержательная, плодотворная, позитивная составляющая для человека ценность – это источник созидательного самодвижения духовной, а, следовательно, и материальной культуры в ее социальном и индивидуальном проявлениях. Поэтому исследования явлений «ценность» и «ценностные ориентации» предстают как потребность, значимая как в социальном, так и в личностном плане. Именно этим обусловлена актуальность темы этого диссертационного исследования.
Степень разработанности темы. Проблема ценности и ценностных ориентаций, в ее историко-философском, онто-гносеологическом и аксиологическом аспектах обсуждалась с древнейших времен до наших дней. Античная философия, носившая в целом космоцентричный характер, разрабатывая антропологическую проблематику, видела ценность в постижении высшей гармонии человека и космоса. Данную позицию мы находим у Аристотеля, Марка Аврелия, Лукреция Кара, Платона, Сенеки, Сократа, Эпикура.
Средневековая философия, в лице таких мыслителей, как Фома Аквинский, Филон Александрийский, Августин Блаженный, Бонавентура, рассматривала человека как «образ и подобие Божие» и видела ценность человеческой жизни в служении Богу.
Анализируя проблему человека, представители новоевропейской философской классики (Р. Декарт, И. Кант, К. Маркс, М. Монтень, Б. Паскаль, Б. Спиноза, Л. Фейербах, Ф. Энгельс), как правило, исследовали ценности и ценностные ориентации субъекта с рационалистической или с натуралистическо-биологической позиций. Ими была выявлена специфика философского рассмотрения аксиологических проблем, хотя не были в должной мере отработаны специальные понятия и категории необходимые для их адекватного постижения.
В восточных религиозно-философских учениях древности решение проблемы ценности по преимуществу выражалось в форме жизненного следования Брахману, либо в форме мистического единения с Абсолютом, достигаемого через просветление, что нашло свое отражение в «священных книгах»: Ведах, Упанишадах, китайском Каноне Перемен («И цзин»), тибетской «Книге мертвых», а так же в трудах таких мудрецов, как Лао-цзы, Конфуций, Патанджали, Нагарджуна, Шанкара, Банкэй.
Современная восточная традиция обращается к исследованию ценностей, прежде всего, в рамках индийского трансцендентализма, в трудах таких его представителей как: Шри Ауробиндо, Шри Рамана Махариши, Джидду Кришнамурти, Бхагавана Шри Раджниша. Эта традиция основывается на исследовании механизмов психофизической регуляции сознания, осмыслении путей духовной эволюции личности и опыта единения с Абсолютом, Космосом.
Ценности и ценностные ориентации, как самостоятельную проблему, активно разрабатывали представители неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Наиболее целенаправленно ими исследовались такие взаимосвязующие между собой проблемы, как сущность ценного и различных сторон его проявления и функционирования; вопросы развития и формирования ценностных представлений человека; особенности производства и воспроизводства ценностей; а также рассмотрение тех сторон жизни социума, которые связаны с этими процессами.
Социально-философские и психологические аспекты ценности в XIX–XX вв. рассматривались в трудах А. Адлера, М. Бубера, Э. Гуссерля, А. Камю, С. Кьеркегора, Р. Моуди, Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассета, Б. Рассела, Ж.-П. Сартра, Э. Тайлора, П. Тейяр де Шардена, А. Уайтхеда, З. Фрейда, Э. Фромма, М. Хайдеггера, Э. Шнейдмана, А. Шопенгауэра, О. Шпенглера, Р. Штейнера, К. Юнга, К. Ясперса.
Собственные теории ценностей разработали крупнейшие исследователи западной философии, такие как М. Вебер, Н. Гартман, Э. Гуссерль, В. Дильтей, Д. Дьюи, Т. Парсонс, М. Шелер. Подходы этих исследователей к природе ценностей образуют довольно широкий спектр, включающий иррационалистический подход (Н. Гартман), феноменологический (Э. Гуссерль, М. Шелер), релятивистский (В. Дильтей), бихевиористский (Д. Дьюи), социологический (Э. Дюркгейм, М. Вебер).
В 60-70 гг. ХХ в. к проблематике ценностей обращались такие ученые, как К. Боулинг, Дж. Гэлбрейт, А. Маслоу, Н. Решер, М. Рокич, А. Тоффлер, посвятив свои труды формированию прикладной аксиологии, которые позволили создать основные принципы эмпирических исследований. В этой области в этот же период проблеме ценностей посвящают свои статьи М. Блек, Х.Г. Гадамер, М. Моритц, Ш. Перельман.
Обширный материал для размышлений и обобщений в области ценностных ориентаций человека дает также русская религиозная философия второй половины XIX–начала XX вв. Отметим в данной связи таких философов, как Н.А. Бердяев, А.И. Введенский, Н.О. Лосский, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк.
В современной отечественной философии соответствующие наиболее фундаментальные работы принадлежат Л.М. Архангельскому, И.Ф. Балакиной, К. Гулиан, О.Г. Дробницкому, С.И. Попову, В.П. Тугаринову, А.Ф. Шишкину.
Наряду с попытками собственного осмысления феномена ценности идет процесс исследования истории аксиологической мысли в работах Т.Н. Горнштейна, М. Кисселя, В.В. Прозерского, Е.А. Рудельсона, Э.В. Соколова, Л.А. Чухиной, В.Н. Шердакова.
Социально-философские аспекты проблемы ценности и ее динамики рассматривались целой плеядой современных российских мыслителей, среди которых особо выделяются В.В. Ильин, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Л.Н. Столович.
Разработку онтологических и гносеологических аспектов проблемы ценности и ценностных ориентаций можно найти в работах таких современных отечественных философов, как П.В. Алексеев, Л.П. Буева, У.С. Вильданов, Б.С. Галимов, Ю.Н. Давыдов, Э.В. Ильенков, А.Я. Канапацкий, Л.Н. Коган, И.С. Кон, В.А. Кутырев, А.В. Лукьянов, А.Т. Москаленко, Н.С. Розов, В.Ф. Сержантов, Н.М. Солодухо, Н.Н. Трубников, Ф.С. Файзуллин, И.Т. Фролов, В.С. Хазиев, А.Н. Чанышев.
Однако, специальных работ, посвященных целостному онтологическому анализу и осмыслению ценности и ценностных ориентаций субъекта в отечественной философии нет. Результаты изучения философской литературы по данному вопросу свидетельствуют о том, что эта тема только становится предметом самостоятельного философского исследования.
Актуальность темы и сложившаяся проблемная ситуация в современной философии в отношении ценности человека и его ценностных ориентаций предопределили объект, предмет, основную цель, задачи и логическую структуру данной работы.
Объектом диссертационного исследования является взаимоотношение ценности и ценностных ориентаций человека.
Предметом диссертационного исследования выступает ценность как онтологическая основа ценностных ориентаций человека.
Цель диссертационного исследования заключается в осуществлении философского анализа ценности как онтологической основы ценностных ориентаций человека.
В соответствии с указанной целью ставятся следующие задачи:
- исследовать основные идеи концепций ценности в историко-философской мысли Востока и Запада, раскрывая общие и отличительные черты ценностных представлений и ценностных ориентаций в рамках этих культурных традиций;
- выявить наиболее эффективные теоретико-методологические подходы к онтологическому анализу ценности и ценностных ориентаций;
- проанализировать основные трактовки ценности и ценностных ориентаций, существовавших и существующих в философии;
- раскрыть диалектическое взаимодействие ценностного сознания и объективного мира в процессе формирования ценностных ориентаций личности;
- обосновать онтологические основания понятий «ценность» и «ценностные ориентации» и их диалектическое соотношение.
Теоретическими и методологическими основами диссертационного исследования являются деятельностный подход, диалектический метод, метод системно-структурного анализа, общелогические методы познания, принцип единства исторического и логического.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- установлены категориально-концептуальные и сущностные различия онтологических и гносеологических оснований трактовок ценности и ценностных ориентаций в восточной и западноевропейской традициях;
- определены наиболее эффективные методологические подходы к теории ценности;
- предложена авторская трактовка онтологических и гносеологических оснований ценности и ценностных ориентаций субъекта;
- выявлен диалектический статус соотношения ценности и ценностных ориентаций как единства онтологического и гносеологического, объективного и субъективного, рационального и иррационального.
На защиту выносится следующее положение: онтологические основания ценности определяют содержание и формы ценностных ориентаций субъекта.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Проделанный анализ ценности и ценностных ориентаций будет способствовать дальнейшему развитию соответствующих разделов онтологии, а также решению задач выявления определенных структурных и содержательных сторон в системе ценностных предпочтений и ориентаций как общества, так и отдельного индивида.
Материалы диссертации могут найти применение при чтении курса философии, а также в ходе разработки спецкурсов по онтологии и теории познания.
Апробация работы. По материалам исследования опубликовано 9 публикаций, в том числе две в реестре ВАК МО и Н РФ. Основные положения диссертации обсуждались на научно-практических конференциях «Неделя науки» в 2005-2007 гг. в Сибайском институте Башкирского государственного университета; на научно-практической конференции «Повышение качества профессиональной подготовки будущего учителя в условиях обновления содержания образования» (2006), на Всероссийской научной конференции «Ценности интеллигибельного мира» Магнитогорского государственного технического университета (2007). Результаты исследования были апробированы также на семинарских занятиях по философии на различных факультетах Сибайского института Башкирского государственного университета. Диссертация обсуждена 11 сентября 2007 года на кафедре Магнитогорского государственного университета и рекомендована к защите.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографии.