Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 9
1.1 .Понятие самоопределения личности 9
1.1.1. Субъект самоопределения 12
1.1.2. Объект самоопределения 17
1.1.3. Природа самоопределения 18
1.1.3.1. Самоопределение как диалектический процесс самоидентификации и самореализации личности 18
1.1.3.2. Идентичность и смысл жизни как результаты самоопределения личности 36
1.1.4. Механизм самоопределения личности 45
1.1.5. Динамика самоопределения личности 49
1.1.6. Уровни и типы самоопределения 53
1.2.Связь этнической идентичности с самоопределением личности 58
1.2.1. Этническая идентичность в структуре интегральной идентичности 58
1.2.2. Роль этнической идентичности в самоопределении личности 71
1.3. Постановка проблемы и задач исследования 79
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 83
2.1. Организация исследования и общая характеристика испытуемых 83
2.2. Методики исследования 84
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 98
3.1. Результаты корреляционного анализа и их обсуждение 98
3.1.1. Взаимосвязи между этническими показателями 98
3.1.2. Взаимосвязи этнических показателей с полом, возрастом, национальностью испытуемых 100
3.1.3. Взаимосвязи между параметрами самоопределения и этническими показателями 102
3.1.4. Взаимосвязи между параметрами самоопределения и этническими показателями в выборках преподавателей и студентов 111
3.2. Результаты факторного анализа и их обсуждение 126
3.2.1. Итоги факторного анализа в общей выборке испытуемых 126
3.2.2. Итоги факторного анализа в выборке преподавателей 129
3.2.3. Итоги факторного анализа в выборке студентов 136
3.3. Результаты кластерного анализа 144
3.4. Национальные особенности взаимосвязи самоопределения и этнической идентичности 147
3.4.1.Результаты корреляционного анализа в выборках по национальностям 147
3.4.2.Результаты факторного анализа в выборках по национальностям. 157
3.5. Общее обсуждение результатов исследования 167
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 174
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 176
ПРИЛОЖЕНИЯ 198
- Субъект самоопределения
- Организация исследования и общая характеристика испытуемых
- Взаимосвязи между этническими показателями
Введение к работе
Актуальность исследования. В современном неустойчивом полиинформационном мире вопросы самоопределения личности не только не теряют свою актуальность, но и приобретают новую значимость. Стоунквист [181] отмечает, что характерной чертой современного человека является его относительная социальная и психологическая дезадаптация. Это связано с быстрым темпом изменения общества и неопределенностью идеологии как системы идеалов и ценностей мировоззрения (Ericson Е., 1968). Такая ситуация требует нахождения новых «неадаптивных» способов жизнедеятельности как резерва внутри вариативности системы (Асмолов А.Г., 2001, Митькин А.А., 1999). Учитывая, что наше общество находится в бифуркационной точке своего развития, когда незначительные в обычных условиях поступки индивидуальности могут вызвать его преобразование, стать толчком к возникновению непредсказуемой новой фазы в развитии культуры, необходимо исследовать особенности самоопределения личности и такой ее подструктуры, как этническая идентичность. Отмечая возрастание роли этнических факторов в жизни как отдельной личности, так и общества в целом (Хотинец В.Ю., 2001, Сухарев А.В., 1998, Сусоко-лов А.А., 1990, Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н., 1993 и др.), логично предположить, что этническая идентичность оказывает определенное влияние на психическую адаптацию человека (Сухарев А.В., 1998), а так же его самоопределение.
Второй момент, обуславливающий актуальность нашего диссертационного исследования, заключается в полемике по поводу роли этничности в развитии личности (Сикевич З.В., 1999). Одни считают, что в условиях глобализации этническая идентичность теряет свою роль в индивидуальной судьбе человека. Другие напротив отмечают, что унификация современного общества и личности только усугубляет проблемы психического и духовного развития. В данной работе представлена попытка дать научно обоснованный ответ о роли этнической идентичности и ее трансформированных форм в самоопределении лично-
сти как процессе формирования интегрированной идентичности и смыслов жизни.
В нашей работе мы не претендуем на пересмотр сложившихся на данный момент теоретических воззрений на проблему самоопределения личности. Основная цель нашего исследования - выявление психологического содержания и механизмов самоопределения, диалектики его процессуальной и результативной сторон, а именно его взаимосвязи с этнической идентичностью личности.
Задачи исследования:
проанализировать литературу по проблеме самоопределения личности и этнической идентичности;
подобрать методический инструментарий для выявления самоопределения и этнической идентичности личности;
эмпирически проверить наличие или отсутствие связи между типами этнической идентичности личности и уровнем ее самоопределения.
Объект исследования: самоопределение личности студентов старших курсов и преподавателей вузов.
Предмет исследования: связь самоопределения личности с её этнической идентичностью.
Общая гипотеза исследования. Существует диалектическая взаимосвязь между самоопределением личности и ее идентичностью. Учитывая, что этническая идентичность является структурным компонентом в системе интегральной идентичности личности, предполагается наличие связи между качеством самоопределения личности и особенностями ее этнической идентичности.
Частные гипотезы исследования.
Успешность самоопределения связана с наличием у личности позитивной этнической идентичности.
Низкий уровень самоопределения и самоактуализации личности имеет прямую связь с типами трансформированной этнической идентичности (гипоидентичностью, этноиндифферентностью, гиперидентичностью).
3. Во взаимосвязях между самоопределением и этнической идентичностью имеются возрастные и национальные особенности.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Теоретической базой нашего исследования послужили научные взгляды на природу человека Л.С.Рубинштейна, В.С.Мерлина, В.Ю.Хотинец, В.Ф.Сафина, Э.Эриксона. В методологии исходили из системного подхода к исследованию интегральной индивидуальности и концепции много-многозначных связей В.С.Мерлина, системно-структурного подхода Я.А. Пономарева, положения об активности личности и ее самосознания в процессе самоопределения и диалектики внутреннего и внешнего в психике С.Л.Рубинштейна и Л.И.Анцыферовой. Дополняющими нашу концепцию послужили холистический, гуманистический и экзистенциальный подходы к исследованию личности (К.Юнг, Г.Оллпорт, А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, И.Ялом).
Основными методологическими положениями исследования самоопределения личности явились принципы системности, активности, развития, детерминизма, диалектичности, соответствия как стремления к достижению сущности и гармонии, изоморфизма внешнего и внутреннего (как частный от диалектичности), субъектной активности личности.
Научная новизна. Исследуется роль этнической идентичности в контексте развития личности, а именно ее самоопределении как процессе самоидентификации и самореализации. Также впервые рассматриваются возрастные и национальные особенности взаимосвязи самоопределения и этнической идентичности.
Теоретическая значимость. Предпринята попытка систематизации и интеграции различных походов к пониманию самоопределения, его механизмов и функций. Формирование идентичности, в том числе и этнической, ценностно-смысловой сферы личности показаны как результат диалектического процесса самоопределения. Раскрыта связь этнической идентичности и ее типов с определенными параметрами самоопределяющейся личности.
Практическая значимость. Разработанная методика экспресс-
т диагностики этнической идентичности направлена на изучение эмоционально-
ценностного отношения к этничности и степени ее стабильности. Методика ди
агностики уровня самоопределения выявляет согласован
ность/рассогласованность таких компонентов личности, как интенции, потен
ции, поссиденции и диспозиции. Результаты исследования позволяют разрабо
тать конкретные рекомендации и стратегии преподавания этнопсихологии, учи
тывающие как трансляцию значений, так и смыслов глубинного понимания эт-
' нического и их значения для личности. Основные теоретические положения и
эмпирические данные исследования включены автором в курс «Этнопсихология», читаемый студентам башкирской филологии и ОЗО психологии Башкирского госпедуниверситета. Выводы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы для конструктивного решения вопросов этнопо-литики в Башкортостане и России в целом.
Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационно-
'^ го исследования докладывались и обсуждались в работе региональной научно-
практической конференции «Психология на службе Республики Башкортостан» (г.Стерлитамак, 23-25 апреля 1998 г.); Башкирской Республиканской научной конференции «Психологическая подготовка студентов Педвуза» (г.Уфа, 26 февраля 1999 г.), XIV Мерлинских чтений (г. Пермь, 27 апреля 1999 г.); международной научно-практической конференции «Человек, природа, общество: ус-ловия формирования позиции ненасилия» (г. Уфа, 20-21 мая 1999 г.); международной научной конференции «Язык. Культура. Деятельность: Восток - Запад» (г. Набережные Челны, 24-26 августа 1999 г.); Второго всемирного Курултая башкир (г.Уфа, 14-15 июня 2002 г.); Круглого стола «Евразийское сознание: формирование мировоззренческой парадигмы в образовательном пространстве современной России» (г.Уфа, 30 сентября 2002 г.), на заседаниях кафедры пси-хологии БГПУ (22.05.2000, 29.11.2002, 30.06.2003). По теме исследования в
і печати опубликовано 10 работ.
Положения, выносимые на защиту:
* 1. Самоопределение личности есть процесс формирования идентичности
и нахождения смыслов жизни посредством активного диалога в сферах «Я-Я», «Я-Другой» («Я-Ты»), «Я-Мир».
Этническая идентичность, являющаяся структурным компонентом интегральной идентичности, есть результат самоопределения, диалектично взаимосвязанный с данным процессом.
Высокий уровень этнической идентичности и этнического самосознания, позитивная этническая идентичность как принятие и глубинное осознание своей этничности и положительное отношение к этничности других, способствуют целостному принятию себя и окружающего мира и, как следствие, более оптимальному самоопределению.
Трансформированные формы этнической идентичности имеют отрицательную связь с параметрами самоопределения личности.
5. Структура взаимосвязей самоопределения и этнической идентичности
' в молодом (студенты) и зрелом (преподаватели) возрастах имеет качественные
различия.
Характер взаимосвязей параметров самоопределения и этнической идентичности различен в зависимости от национальных особенностей испытуемых, а именно их этносоциального статуса.
Личности с высоким уровнем самоопределения имеют качественные отличия в параметрах самоактуализации (как степени интенсивности СО) и этнической идентичности по сравнению с личностями с низким уровнем самооп-
1 ределения.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, общих выводов, библиографического списка из 269 наименований (46 - на иностранном) и семи приложений. Диссертация изложена на 197 машинописных листах.
Субъект самоопределения
Во многих работах по исследованию самоопределения субъект четко не выделен и часто в синонимичном значении употребляются понятия «человек», «личность», «индивидуальность» (см., например, Гулякина В.В., 2000, Снегу-ров А.В., 1999, Черникова Т.В., 1998). Для точности понимания феномена самоопределения важно выделить содержательные характеристики его субъекта и обозначить одним понятием.
В методологии и теории психологии субъект трактуется как источник активности, познания и преобразования действительности [138, с.389]. Основн№ характеристикой субъекта К.А.Абульханова (1999, с. 113) считает способность приведения в соответствие своих возможностей и ограничений с требованиями и условиями деятельности и жизнедеятельности в целом. Я.А. Пономарев (1983) выражает аналогичное мнение через тезис о неразрывной связи субъекта и объекта, отмечая, что возможности субъекта определяются имеющимися в его распоряжении моделями объектов. Значит, суть данной характеристики і сводится к тому, что субъектность формируется только при взаимодействии систем (См., в частности [135, с. 161]).
Следующая существенная характеристика - это целостность субъекта (Асмолов А.Г., 2001, Брушлинский А.В., 2000, Абульханова К.А., 1999, Анцы-ферова Л.И., 1982). Как известно, целостность предполагает не только гармонию и упорядоченность, но и противоречивость (Юнг К.Г.[219, 220], Оллпорт Г.[118], Брушлинский А.В.[23, 135]). Это утверждение согласуется с принципом противоречия в изучении субъекта как активного элемента развивающихся систем (Асмолов А.Г., 2001, Ломов Б.Ф., 1984, Пономарев Я.А., 1983, Анцыфе-роваЛ.И., 1982).
Важно отметить такие качества субъекта, выделенные С.Л. Рубинштейном и его учениками, как способность к развитию и саморазвитию, осуществлять самоопределение и самоидентификацию ([135, с.320], [163, с.27-28]). Стремление к самосовершенствованию определяет субъекта в модусе не «кто», а «становиться».
Эти характеристики субъекта вскрывают функциональность его значения и не указывают на содержание. «Субъект — качественно определенный способ самоорганизации, саморегуляции личности...» — указывает А.В.Брушлинский [135, с.270]. Это отмечает и В.Ф.Сафин (1986), считая, что субъект - функциональная характеристика человека, а личность - содержательная (1986, с. 39). Именно сущностные признаки личности чаще всего вкладываются в понятие субъекта самоопределения (Рубинштейн С.Л. [147, 148], Анцыферова Л.И. [11, 12], Абульханова-Славская К.А.[1, 5], Сафин В.Ф.[152], Буякас Т.М. [27] и др.). В действительности, индивидуальность не может быть источником самоопределения, так как она отражает специфичность и уникальность в преломлении внешнего человеком, в его отношении к окружающему, к себе и самореализации, но не способ и механизм определения этого отношения. Следовательно, индивидуальность, интегральная в том числе, есть качественная характеристика индивидуальных свойств человека (организмических, психических, социально-психологических), отражающая специфику связей между ними (Мерлин B.C. [109, с.45], Вяткин Б.А. [38, с.32]). В этом случае, самоопределение можно исследовать на уровне интегральной индивидуальности личности.
Если субъектом самоопределения считать человека, то необходимо уточнение уровня проявления активности: биологический, психологический, социально-психологический. В таком случае, субъектом самоопределения может быть индивид или личность. Учитывая, что понятие индивида отражает видовую принадлежность субъекта и не определяет отношений человека в социуме, наиболее приемлимым и адекватным для обозначения субъекта самоопределе w ния является понятие личности.
В психологической литературе личность рассматривается как сложнейшее образование, проявляющееся во взаимодействиях человека с окружающей действительностью. Личность включает и характеристики субъекта, и указание на сферу взаимодействия человека с окружающим общественным миром. Это выражено в ее определении как «системы общественных отношений, субъектом которых она является» [138, с.193]. По мнению А. В. Брушлинского (2000), личность - более узкое понятие по сравнению с субъектом, она есть субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Но, как было отмечено выше, выделение субъекта и личности в структуре человека происходит по разным основаниям: функциональному и содержательному соответственно. В личности происходит совмещение субъектного и социального, что и обуславливает ее базовую внутреннюю противоречивость, или так называемую двойственную качественную определенность (Дорфман Л.Я., 1993, 1997). Личность как субъект включает, таким образом, и феноменологию, и объективный куль турно-исторический аспект. Эмпирические исследования выявили, что на развитие личности влияют многие аспекты взаимодействующей с ней социальной действительности, такие как идеология общества (Эриксон Э., 1996), статус группы (Солдатова Г.У., 1998), групповые ценности (Гулякина В.В., 2000) и многое другое.
Организация исследования и общая характеристика испытуемых
Эмпирическое исследование проводилось в течение 2001-2002 учебного года в Башкирском государственном педагогическом университете и Уфимском государственном институте искусств.
В соответствии с задачей исследования - проследить возрастные и национальные различия процесса самоопределения и этнической идентичности -были выделены две группы испытуемых трех основных национальностей республики с минимальным количеством в 50 испытуемых в каждой: студенты и преподаватели вузов.
В исследовании приняли участие студенты 4-5 курсов в возрасте 20-28 лет как прошедшие первый этап профессионального самоопределения. Вторую группу составили преподаватели БГПУ и УГИИ, стабильно определившиеся в профессии. Обе группы по возрасту перешагнули юношеский возраст и должны иметь сходную сформированную структуру идентичности [83, 141, 260]. Интерес представлялся в выявлении содержательных отличий идентичности и самоопределения. Но в то же время необходимо отметить, что формирование ясного чувства идентичности, по мнению многих исследователей, часто продолжается дольше периода отрочества и находит отражение в более поздних кризисах "среднего возраста" (Фрейджер, Фейдимен, 2001, Эриксон, 1996).
Средний возраст студентов составил 21,3 года, преподавателей - 47,7 лет. Всего приняло участие 172 человека, из них 113 студентов и 59 преподавателей. В анализе результатов привлекались данные 123 испытуемых, оставшихся после естественного «отсева». Из них 102 студента и 21 преподаватель. Выбор именно людей с незаконченным высшим и высшим профессиональным образованием продиктован тем, что данная категория респондентов, демонстрирующая большую успешность и эффективность жизни, по нашему мнению, также более способна к активному самоопределению и саморефлексии, что было необходимо для выполнения тестовых заданий. Учитывая, что преподаватели и студенты вузов являются настоящей и будущей элитой, предполагалось выявить потенциал психологического здоровья общества.
Статистический анализ данных
Связи между отдельными переменными изучались с помощью параметрического корреляционного анализа по К.Пирсону.
Выявление достоверности различий между средними значениями переменных для представителей различных возрастных и национальных групп проводилось по параметрическому критерию достоверности различий Стьюдента для независимых выборок.
Для определения структуры взаимосвязи показателей самоопределения, самоактуализации и этничности в выделенных группах и общей выборке применялся факторный анализ по методу главных компонент. Для интепретации использовалась матрица после Varimax-normalised вращения.
Изучение отличий испытуемых с более низким и более высоким уровнями самоопределения проводилось с помощью кластерного анализа (метод к-средних).
Все статистические процедуры проводились с использованием программного математического пакета Statistica 5 for Windows 95.
Взаимосвязи между этническими показателями
Целью предпринятого эмпирического исследования явилось изучение взаимосвязи двух переменных - самоопределения и этнической идентичности.
Прежде чем перейти к выявлению этих связей, остановимся на анализе интеркорреляций этнических показателей. Интеркорреляции самоактуализационных шкал и параметров самоопределения можно найти в гл.2 (в обосновании методик) и в учебном пособии Гозмана, Кроз, Латинской (1995) [44]. Для выявления значимых корреляционных связей между показателями этнического самосознания, этнической идентичности, а также ее различных типов был проведен корреляционный анализ по К.Пирсону (см. табл. 3 или Приложение 5 (схема 1)).
Таблица 3 Как видим по табл. 3., этническое самосознание и этническая идентичность имеют высокую положительную корреляцию (0,67, р 0,001), в связи с чем можно констатировать имплицитность этих конструктов. Интересно, что этническое самосознание, включающее как идентификационный, так и типологический аспекты, имеет, в отличие от ЭИ, корреляционную связь с синергией (см. ниже в п. 3.1.3). Как известно, синергия отражает целостность восприятия своей личности, вселенной и себя в ней. Этническое самосознание является одним из способов ощущения включенности субъекта в более широкий контекст, целостности не только на индивидуальном уровне, но и на надличностном.
Высокие показатели ЭИ и ЭСС сочетаются с гиперидентичностью - между ними обнаружены статистически значимые положительные корреляции. Но при высоком уровне ЭСС невозможны этноиндифферентность (-0,65, р 0, 001), при высоком уровне ЭИ не обнаружены этнонигилизм (-0, 20, р 0, 05) и этноиндифферентность (-0,51, р 0,001). Эти корреляции отражают специфику содержания ЭСС и ЭИ. Несмотря на то, что повышение их уровня сопряжено с наличием гиперидентичных установок, в этнической идентичности это связано и с позитивным принятием своей этничности, отсутствием чувства стыда и неполноценности.
Интересным представляется тот факт, что этнонигилизм положительно коррелирует с другими типами трансформированной этнической идентичности, а именно с гиперидентичностью. Как указывает Г.У. Солдатова (1998, с. 105), как гиперидентичность, так и гипоидентичность отражают состояние психической инфляции, конфликта сознательных и бессознательных компонентов идентичности, связанных с неприятием коллективной "тени". Чувство превосходства при гиперидентичности и чувство неполноценности в этнонигилизме - взаимообратимые комплексы. В самом деле, лежащее в основе этнонигилизма чувство стыда является превращенной в ходе социализации эмоцией гнева, свойственной гиперидентичности (Изард К., 1999, Scheff, 1994, Lewis, 1971).
Итак, исследуемые этнические конструкты не тождественны друг с другом и адекватно отражают изучаемые феномены. Их корреляционные связи в некоторой степени отражены в литературе (Солдатова, 1998, Хотинец, 2002, Стефаненко, 2003 и т.д.) и эмпирически выявлены в нашей работе.