Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Изучение креативности и интеллекта зарубежными и отечественными психологами 12
1.1 Исследование феномена креативности в зарубежной и отечественной психологии 12
1.2 Исследования в психологии интеллектуальных способностей 26
1.3 Представления о когнитивной дифференцированности в психологии 42
Глава II. Проблемы личностного развития в психологии. Постановка проблемы, задачи и методы исследования 53
2.1 Личностные особенности креативных детей старшего дошкольного возраста 53
2.2 Постановка проблемы. Задании методы экспериментально-психологического исследования 66
Глава III. Результаты экспериментального исследования когнитивной дифференцированности, интеллектуальных и личностных особенностей креативных детей старшего дошкольного возраста 80
3.1 Анализ показателей креативности у детей старшего дошкольного возраста 80
3.2 Среднегрупповой и корреляционный анализ показателей интеллектуального развития 91
3.3 Анализ когнитивной дифференцированности у старших дошкольников с разной креативностью 115
3.4 Анализ соотношения показателей интеллекта и креативности 140
3.5Анализ личностного особенностей детей старшего дошкольного возраста 156
Заключение 168
Библиографический список использованной литературы 174
иложения
- Исследование феномена креативности в зарубежной и отечественной психологии
- Личностные особенности креативных детей старшего дошкольного возраста
- Анализ показателей креативности у детей старшего дошкольного возраста
Введение к работе
Актуальность исследования. Современное общество при переходе на качественно новые условия, как и экономические, так и культурные, нуждается в гармонично развитых, творчески-созидательных личностях. Индивидуальное своеобразие и творческая инициатива каждого человека, которые должны реализоваться во всех жизненных сферах, являются
основным источником совершенствования общества.
В последнее время резко возрос интерес к проблемам дарований человека. Вопросы изучения способностей, одаренности личности волнуют представителей различных наук. Понимание значимости данной проблемы обусловило проведение специальных исследований и в психологии, где особый интерес представляет раннее выявление неординарных способностей.
Это обусловлено необходимостью получения новых знаний об особенностях онтогенетического развития познавательной сферы человека, ее резервах и использования их в интересах совершенствования образовательного процесса, реализации в учебных заведениях индивидуального подхода в обучении и воспитании, формирования творческой самоактуализирующейся личности, профессионализма. Причем, следует отметить, что данный интерес в процессе ускорения и усложнения научно-технического прогресса расширяется, и недостаточность конкретных знаний может привести к неэффективности в развитии общества.
Значимость исследования психологических особенностей
проявления креативности (творческости) (Д.Б.Богоявленская,
2000,2001; О.М. Дьяченко, 1997; В.Н.Дружинин,200.0; Н.С.Лейтес,1996; А.М.Матюшкин, 1989;В.С.Юркевич, 1996; Дж.Гилфорд, 1950;П. Торренс, 1966; М. Воллах,1965; Р.Стернберг, 1995; и др.) обусловлена и необходимостью изучения психологической готовности дошкольников к школьному обучению, создания условий обучения, ориентированных на особые возможности неординарных детей.
При этом, несмотря на продолжающуюся дискуссию о сути понятия «креативность», которое не имеет в психологии однозначного толкования, основой изучения данной проблематики' остаются теоретические предпосылки исследования креативности созданные Дж. Гилфордом (J.Guilford, 1950), который рассматривал креативность как самостоятельную психологическую характеристику, а при создании модели структуры интеллекта выделил ее в качестве самостоятельного фактора.
Изучение креативности в рамках комплексного исследования интеллектуальности продемонстрировало сложность и многоуровневость данного феномена. Креативность чаще всего отождествляется с интеллектуальными достижениями. Это находит подтверждение в психометрическом подходе, в котором одаренность прямо и непосредственно определяется с помощью интеллектуальных тестов. С их помощью П. Торренс (1988) установил, что креативность и интеллектуальность связаны до определенного уровня, выше которого креативность становится независимой переменной. Но, несмотря на то, что произошло «отделение» креативности от интеллекта, дальнейшие исследования показывают, что, описывая разные психологические свойства, они взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга как непосредственно, так и опосредованно (M.Wallach, N.Kogan,1965; M.P.McCabe, 1991; Н.С. Лейтес, 1996; Р.Стернберг,1995 и др.).
Проведенный нами анализ литературных источников показывает, что существует сложность и многозначность в подходах к разрешению вопроса связи интеллекта и креативности. Для нас существенно то, что при различиях существующих подходов к этой проблеме, креативность рассматривается как аспект интеллекта. Поэтому решить эту задачу представляется нам возможным, рассматривая креативность в русле новых достижений когнитивной психологии. Так, в работе Н.И. Чуприковой (1995) сформулирован один из общих законов умственного развития - закон системной дифференциации. Он состоит в следующем. Развитые, сложные,
хорошо расчлененные и упорядоченные структуры, допускающие глубокий, многоаспектный и гибкий анализ и синтез перцептивной и семантической информации, развиваются из простых, нерасчлененных, глобальных структур путем их постепенной и многократной дифференциации. Данный закон распространяется не только на интеллект, а имеет более широкий радиус действия. Он определяет и развитие специальных способностей, как доказано экспериментально в диссертационных исследованиях, (Т.А. Юшко (1997), В.И. Завалиной (1998), И. А Логановой (2001) и др.), выполненных под руководством Т.А. Ратановой.
Тем не менее, существует много нерешенных вопросов, одним из которых, в рамках данного закона, является вопрос о взаимосвязи когнитивной дифференцированности и креативности. Остается неясным, какие особенности когнитивной и личностной сфер креативных детей старшего дошкольного возраста отличают их от сверстников. Однако, разработка данного направления исследований имеет научную и практическую значимость в силу того, что креативность каждого человека, как в национальном, так и в международном масштабе является ценнейшим достоянием.
Основной проблемой в практическом использовании знаний о связи когнитивной дифференцированности и креативности является недостаток четких рекомендаций при решении вопросов диагностики, развития и коррекции, как этого требует практика. Кроме того, оценка проявления когнитивной дифференцированности и креативности позволит более целенаправленно осуществлять программу активного формирования личности, учитывающую психологические, педагогические и социальные факторы.
Понимание значимости дошкольного возраста как одного из важных периодов в развитии креативности и недостаток информации о когнитивной дифференцировнности креативных детей старшего дошкольного возраста определяет необходимость проведения специальных
6 исследований, направленных на их изучение. Таким образом, все выше изложенное определило актуальность выбранной темы научного исследования.
Объект исследования - креативность, интеллектуальные и личностные характеристики детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - характер взаимосвязей когнитивной дифференцированности, интеллектуального развития и личностных особенностей у старших дошкольников с разным уровнем креативности.
Цель исследования - исследование особенностей когнитивной дифференцированности, интеллектуального и личностного развития и раскрытия связей между ними у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем креативности.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных и в тоже время самостоятельных задач исследования:
провести теоретический анализ исследований интеллекта, креативности и личности;
обосновать и подобрать комплекс психодиагностических методик для выявления интеллектуальных, креативных и личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
экспериментально исследовать особенности когнитивной дифференцированности, интеллектуального и личностного развития старших дошкольников с разным уровнем креативности;
определить характер взаимосвязей креативности, интеллектуальных, личностных особенностей и когнитивной дифференцированности.
изучить половые особенности креативности, когнитивной дифференцированности, интеллекта и личности детей старшего
дошкольного возраста.
Методы и методики исследования:
* 1. Методика исследования креативности: краткий тест творческого
мышления П.Торренса «Незавершенные фигуры» (фигурная форма), адаптированный И.С. Авериной Е.И. Щеблановой (1995).
2. Методики исследования интеллектуальной сферы: детский тест
Д.Векслера, адаптированный А.Ю. Панасюком (1972); методика «Квадраты»
Л. А. Венгера; методика «Письмо» Л. А. Венгера; методика «Цветные
щ прогрессивные матрицы» Дж. Равена.
3. Методика оценки уровня когнитивной дифференцированности-
глобальности (Н.И.Чуприкова, Т.А.Ратанова).
4.Методики исследования личностной сферы: методика исследования самооценки «Лесенка»; детский вариант теста «Рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга; тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
Анкета «Оценивание способностей детей старшего дошкольного возраста взрослыми» (де Хаан, Каф; адаптированная И.Л. Кузьмичевой, 1994).
Наблюдение за деятельностью дошкольников на занятиях по изо, конструирования, музыкальном и др..
7. Методы статистической обработки данных (групповой и
корреляционный анализ, показатель Т-критерия Стьюдента для выявления
статистической значимости различии).
Гипотеза исследования: уровень когнитивной
дифференцированности является основой проявления интеллектуальных и
личностных особенностей креативных детей старшего дошкольного
возраста.
т Она содержит частные гипотезы:
1. Креативные дети старшего дошкольного возраста будут характеризоваться более высокой расчлененностью когнитивных структур,
что проявится и в более высоком интеллектуальном и личностном их развитии;
Креативные дети будут отличаться некоторыми особенностями эмоциональной сферы (повышенной тревожностью, социальной дезадаптацией, агрессивностью и др.);
Девочки и мальчики старшего дошкольного возраста с разным уровнем креативности будут иметь ряд особенностей в их когнитивной, интеллектуальной и личностной сфере.
Методологическую основу настоящего исследования составили: положение С.Л. Рубинштейна о том, что ядром умственных способностей является свойственное данному человеку качество процессов анализа (а значит, и синтеза) и генерализации; исследование креативности в работах П.Торренса, А.М.Матюшкина, Д.Б.Богоявленской, В.Н. Дружинина; подход к пониманию творчества ЯЛ. Пономарева; концепция культурно-исторического развития психических функций Л.С. Выготского.
Теоретической основой - явились труды Н.И. Чуприковой в области изучения общих законов развития, прежде всего умственного - закона системной дифференциации развития. В соответствии с этим законом выдвинуто представление о том, что в основе развитого интеллекта лежат сложные многоуровневые когнитивные структуры, которые развиваются из более простых нерасчлененных глобальных структур путем их многократной и многоаспектной дифференциации; положение о том, что проявление креативности также связано с законом когнитивной дифференцированности (Н.И. Чуприкова); достижения современной общей и возрастной психологии (У. Найссер, М.А. Холодная, Л.В. Венгер, Н.Н. Поддьяков и др.)
Новизна исследования определяется тем, что в работе: - впервые проведено системное исследование, посвященное когнитивной дифференцированности, интеллектуального и личностного развития креативных детей старшего дошкольного возраста и их сверстников;
получены новые экспериментальные данные о взаимосвязях когнитивной дифференцированности, интеллектуальных и личностных показателей и креативности;
выявлено различие когнитивных структур у старших дошкольников с разным уровнем интеллектуальных способностей и креативности;
установлены взаимосвязи между показателями когнитивной дифференцированности, интеллектуального развития и личностных особенностей у креативных детей старшего дошкольного возраста, и у их сверстников;
- выявлены половые различия в когнитивной дифференцированности,
интеллектуальном и личностном развитии у креативных детей старшего
дошкольного возраста и их сверстников;
- выявлены особенности переработки когнитивными структурами
семантической информации по сравнению с сенсорной, перцептивной и
другой информацией при дифференцировании объектов креативными детьми
старшего дошкольного возраста и их сверстниками.
Теоретическое значение исследования:
Определяется вкладом в дальнейшую разработку проблемы природных основ интеллекта, общих способностей, креативности.
Заключается в приложении дифференционной теории Н.И. Чуприковой к разработке проблемы креативности.
3. Состоит в раскрытии взаимосвязей между уровнем когнитивной
дифференцированности, показателями творческости, интеллектуального и
личностного развития, как у креативных детей, так и их сверстников.
Практическая значимость работы.
Полученные результаты с помощью методики оценки уровня
когнитивной дифференцированности-глобальности, могут быть
использованы при разработке новых психодиагностических методик и критериев креативности и общих способностей.
Результаты и методики диссертационного исследования могут учитываться в деятельности работников дошкольных учреждений и школ с целью повышения эффективности формирования креативной личности.
Данные исследования могут применяться в практике
консультирования и психологической помощи, при чтении курсов лекций, спецкурсов и проведении практических занятий со студентами педколледжей, педагогических вузов, на курсах повышения квалификации педагогических работников, в работе с методистами и воспитателями, в популяризаторской работе с родителями.
Надежность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивается: 1) теоретической обоснованностью рассматриваемой в диссертации проблемы; 2) использованием большого числа независимых показателей (52); 3)статистическими методами обработки полученных данных, включающими групповой, корреляционный анализы.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Уровень креативности и интеллектуальных способностей в
значительной степени определяется уровнем когнитивной
дифференцированности.
2. Креативные дети старшего дошкольного возраста
характеризуются более высоким уровнем когнитивной
дифференцированности, высокими показателями интеллектуального
развития по тестам интеллекта (Д.Векслер, Дж. Равен, Л.В. Венгер), по
сравнению с их сверстниками. У них выявлено значительно более короткое
время дифференцировок; показатели общего интеллекта выше (117,5), чем у
обычных детей (97,8); характеризуются преобладанием невербального
интеллекта над вербальным; большей сформированностью действий
наглядно-образного и логического мышления.
3. Личностные особенности проявляются в зависимости от уровня
когнитивной дифференцированности и креативности. Креативные дети
старшего дошкольного возраста характеризуются более высокими
11 показателями самооценки и тревожности по сравнению с их сверстниками.
4. Существуют половые различия в уровне креативности, когнитивной дифференцированности, в интеллектуальных и личностных особенностях. Креативные девочки характеризуются более высоким уровнем когнитивной дифференцированности; более высокими показателями креативности, кроме показателя гибкости; более высокими значениями вербального, невербального и общего интеллекта; большей сформированностью действий логического мышления; более низкими показателями самооценки и тревожности, чем креативные мальчики.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова; в выступлениях на научно-практических конференциях преподавателей и студентов Шадринского филиала МГОПУ в апреле 2003г, в МГОПУ им. М.А. Шолохова 2003-2004 гг., Балабановского филиала МГОПУ в апреле 2004г, на педагогических советах в дошкольных учреждениях № 11 (г.Обнинск, Калужской обл.), № 9,21 и №26 (г.Балабаново, Калужской обл.).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы, включающего 222 источников, в том числе 14 иностранных. Диссертация изложена на 191 листах машинописного текста, иллюстрирована 66 таблицами и рисунком.
Исследование феномена креативности в зарубежной и отечественной психологии
Исследования креативности имеют сравнительно недавнюю историю, так как данная психологическая характеристика появилась в XX столетии. Началом серьезных экспериментальных исследований в области креативности считают выступление Дж. Гилфорда на собрании Американской Психологической Ассоциации 1950 года, где он предложил изучать креативность в психологических лабораториях с применением психометрических тестов. Но фактически такие исследования начались гораздо раньше. К первым исследователям творчества можно отнести основателя психометрики Ф. Гальтона, занимавшегося изучением интеллектуальной одаренности. Он сформулировал предположение о том, что способность к тонкому различению и к быстрому реагированию должны лежать в основе высоких умственных достижений. Интеллектуальная одаренность в дальнейшем оценивалась на основе измерения коэффициента интеллекта. И долгое время неординарность детей отождествлялась с интеллектом и измерялась с помощью интеллектуальных тестов.
Необходимо отметить, что анализ имеющихся на сегодняшний день теоретических и эмпирических исследований, которые проводятся в русле различных психологических школ (ассоциативная психология, Вюрцбургская школа, бихевиоризм, гештальт-психология, и т.д.), показывает отсутствие единого понимания сущности и структуры данного феномена. Это, по-видимому, связано с тем, что область креативности сложна для исследований и вызывает множество разногласий. Креативность, рассматриваемая в различных концепциях, представляет собой отдельные компоненты и критерии, которые еще предстоит объединить в единое целое.
Ф. Баррон и Д. Харрингтон, подводя итоги исследований в области креативности конца XX столетия, сделали следующие обобщения: креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации. Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности эти авторы выделяют их оригинальность, валидность, адекватность задаче. Креативные продукты могут быть различны по своей природе: математические, химические, музыкальные, художественные, философские и др. (Цит. по К. А. Торшиной, 1998).
Л.Б. Ермолаева - Томина дает следующее определение: «креативность - это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций» (Л.Б. Ермолаева-Томина, 2003, с.65).
В Большом толковом психологическом словаре (2001) креативность определяется как достижение чего-либо, что является «...уникальным и новым».
В самих обозначениях понятия «креативность», которых существует более шестидесяти, сохраняется нечеткость и многозначность. К.А. Торшина, предприняв попытку систематизировать эти определения, разделяет их на 6 типов:
- гештальтистские (описывающие креативный процесс как разрушение существующего гештальта для построения лучшего);
- инновационные (ориентированные на оценку креативности по новизне конечного продукта);
- эстетические или экспрессивные (делают упор на самовыражении творца);
- психоаналитические или динамические (описывающие креативность в терминах взаимоотношений Оно, Я и Сверх-Я);
Личностные особенности креативных детей старшего дошкольного возраста
В работе мы касаемся не только природы общих способностей, но и вопросов личности и личностных особенностей креативных детей старшего дошкольного возраста.
Изучение человека как личности началось еще в глубинах философии. Пройдя там длительный путь развития, проблема личности переместилась в психологическую науку и заняла в ней одно из центральных мест. Исследования человеческой природы велись и ведутся в различных направлениях. Выдвинуто множество теорий личности. Однако остается много неразрешенных вопросов.
В психологии термин «личность» многозначен. Так, по мнению К.К Платонова, это конкретный человек, преобразовывающий мир на основе своего познания и отношения к нему (К.К. Платонов, 1973). Другие психологи указывают на то, что личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей, и выражающееся в понятии «Я» (Л.И. Божович, 1968). Для такого уровня психического развития характерно также наличие у человека собственных взглядов и отношений, моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от воздействий среды. На этом уровне развития, человек способен сознательно воздействовать на объективный мир, изменять его в соответствии со своими целями, а также изменять согласно цели самого себя.
В Советском энциклопедическом словаре (1988, с.720) термин «личность» определяется в двух вариантах: 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности, 2) устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.
В данном параграфе мы подробнее остановимся на проблеме проявления личностных особенностей креативных детей старшего дошкольного возраста
Уникальность человека издавна представляет собой особую загадку для психологов разных направлений. Можно выделить совершенно противоположные взгляды на природу ее детерминации: начиная с того, что неповторимость человека является результатом случайной комбинации биологических, бессознательных или социальных факторов, заканчивая тем, что его индивидуальное своеобразие определяется свободой его собственного выбора, результатом его сознательного самоопределения в многообразии мира.
Отечественный психолог И.С. Кон, выделяет три группы факторов, определяющих неповторимость человека, и три соответствующие научные традиции:
1) биогенетическая, полагающая, что единичность человека определяется заложенной в нем филогенетической программой;
2) социогенетическая ориентация, полагающая социальные факторы как основу единичности человека;
3) персонологическая ориентация, выдвигающая на первый план творческий процесс формирования и реализации человеком его собственных уникальных жизненных целей и ценностей (И.С. Кон, 1979). Рассмотрим подробнее различные подходы к изучению неповторимости человека в этих научных традициях.
Анализ показателей креативности у детей старшего дошкольного возраста
Для достижения цели работы было проведено исследование креативности по методике П.Торренса, модифицированной И.С. Авериной, Е.И. Щеблановой в двух группах. Результаты представлены в табл. 1.
В целом, расчет среднеарифметических значений показывает, что креативность в выделенных группах имеет существенную разницу по всем показателям творческого мышления. Обнаруженные различия между данными первой и второй групп оказались статистически значимыми на высоком уровне ( при р О.001).
При сравнении полученных данных в двух группах в . целом прослеживается отставание детей контрольной выборки от детей экспериментальной выборки по всем использованным показателям и по суммарному творческому показателю методики Торренса. Самые большие различия выявились в общем суммарном творческом показателе (t=36,8) и в показателе «разработанность» (t=34,7), затем в «оригинальности» творчества (t=31,l). Наименьшее различие обнаружилось в показателе «продуктивности» (t=6,6), хотя и здесь оно статистически значимое на высоком уровне достоверности.
Для получения более полного представления о структуре творческого мышления у креативных детей и их сверстников были проанализированы соотношения по уровням творческих показателей каждого ребенка из двух выборок. Данные по такому анализу творческих показателей детей приведены в табл. 2.
Данные, представленные в табл.2, свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе отмечается очень высокий уровень показателя оригинальности (46,6%), а также высокие значения по разработанности 6,6%), продуктивности (53,3%) и гибкости (50%). Необходимо отметить, что показатели продуктивности и гибкости распределились по четырем уровневым характеристикам (очень высокие, высокие, норма, немного ниже нормы). Это свидетельствует о том, что при средних показателях гибкости и продуктивности, показатели оригинальность и разработанность имеют очень высокие и высокие значения.
На основе распределения результатов по уровневым характеристикам творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста, полученных при изучении креативности по методике Торренса, можно предположить о многообразии и разноуровневости структурных сочетаний компонентов творческого мышления.
Из табл.2 видно, что у детей первой группы преобладают высокие и очень высокие значения показателей по всем четырем творческим компонентам. Во второй группе значения творческого мышления распределились по уровням нормы и ниже нормы.
Полученные результаты частично совпадают с исследованиями, проведенными в этом направлении Е.С. Беловой и Е.И. Щеблановой (2001).
Показатели, приведенные выше, дают возможность подтвердить выводы о том, что дети из первой группы обладают высокой креативностью. У высоко креативных детей структура творческого мышления характеризуется разнообразием соотношения основных его компонентов. Они быстро и легко выдвигают необычные идеи и находят неожиданные решения, проявляя фантазию. Эти дошкольники стремятся к творческому самовыражению. Наши выводы совпадают с исследованиями Н.С. Лейтеса, который отмечает: « ...в годы дошкольного детства, очень заметны такие умственные черты, как неожиданность, нестандартность хода мысли, фантазирование» [130;с.64].
Затем были рассмотрены средние показатели структуры творческого мышления у мальчиков и девочек в двух выборках. В экспериментальной группе 16 девочек и 14 мальчиков. Этот результат совпадает с данными А.И. Савенкова, который говорит о том, что «...среди девочек старшего дошкольного и младшего школьного возрастов одаренных детей на несколько процентов больше, чем мальчиков» (А.И. Савенков, 2002; с.66). Во второй группе - 15 девочек и 15 мальчиков.