Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦВЕТОПЕРЕДАЧИ И ТЕМПЕРАМЕНТА В ОБЩЕМ И ВОЗРАСТНОМ АСПЕКТЕ
1.1. История развития вопроса о цвете и его воздействии на человека 11
1.2. Возрастные особенности цветовосприятия 24
1.3. Анализ проблемы темперамента 32
1.4. Особенности проявлений типов темперамента 41
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДОМИНИРУЮЩЕГО ЦВЕТА И ТЕМПЕРАМЕНТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
2.1. Особенности организации и методы исследования. .. 54
2.2. Выделение доминирующего цвета в рисунках детей..60
2.3. Определение типа темперамента по цветам, доминирующим в рисунках 7 0
2.4. Определение типа темперамента по поведенческим признакам 7 5
2.5. Анализ результатов исследования 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
БИБЛИОГРАФИЯ 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 117
- История развития вопроса о цвете и его воздействии на человека
- Возрастные особенности цветовосприятия
- Особенности организации и методы исследования.
Введение к работе
Актуальность темы исследования.
Детское рисование вызывает интерес исследователей различных наук. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. В рисунках детей выражается и их двигательный опыт, и представления об окружающем мире, отражающие особенности детского восприятия и мышления, и отношение ребенка к изображаемому. По словам B.C. Мухиной [85] рисование, являясь одним из важных видов детской деятельности, выражает определенные результаты психического развития ребенка.
Дети любят рисовать цветными карандашами, фломастерами, красками. Возможность использовать цвет в рисунках формирует у ребенка определенное отношение к этому выразительному средству. На определенном этапе в рисунках появляются цвета, которые ребенок использует чаще и больше, они доминируют в его работах. Выбор цвета ребенком для рисования на свободную тему говорит и раскрывает многое об авторе работы.
Вопрос влияния цвета на человека, рассматривался многими авторами. В частности, влияние цветового воздействия на изменения порогов тепловых, вкусовых, слуховых ощущений, восприятия веса, самочувствие и настроение людей исследовалось в работах М. Дерибере (1964); В.И. Иванова (1987); Ч.А. Измайлова (1985); Г. Фриллинг и К. Ауэр (1973) и др. Имеются публикации, подтверждающие связь предпочтения цветов с потребностью во внешней стимуляции, с активностью, эмоциональной напряженностью, характеристиками тонуса вегетативной нервной системы (Г.А. Аминев 1982; В.Ф. Петренко/'Ку-черенко, 1988; J.E.Hooke, K.J.Youell, M.W.Etkin, 1975; G.G.Nelson, M.T.Pelech, 1984; P.H.Spiegel, 1971 и др.). Кроме того, имеются работы, в которых исследовано влияние цвета на формирование «Я - концепции» (К.В. Андреева, П.В. Яньшин, 1999). Показано, что действие цвета имеет определенную семантическую структуру и подчинено закономерностям, понимание которых позволяет
предсказывать реакцию человека на цвета в различных ситуациях (П.В. Янь-шин, 1995).
Анализ психологической литературы показывает, что первые проявления индивидуального своеобразия в цветовосприятии наблюдаются уже с первых дней жизни. В частности, на разностную цветовую чувствительность в первые дни жизни указывается в работах Н.И. Красногорского (1953), А.В. Зоновой (1964), М.Я. Басова (1975). Об индивидуальных различиях в проявлении динамических особенностей поведения (степени активности) в раннем детстве говорится в работах Е.Р. Слободской (1995, 2000). Результаты этих исследований наводят на мысль о возможности взаимосвязи цвета и темперамента в детском возрасте. Дети мало подвержены влиянию стереотипов, поэтому в нашем исследовании рассматривается выбор цвета в изобразительной деятельности в детском возрасте, а именно в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах.
В общей теории и в практических исследованиях проблемы проявления типа темперамента рассматриваются с точки зрения деятельности. Еще Б.М. Теплов [123] обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Это получило подтверждение и в исследовании Е.А.Климова [46]: «Инертные», отличаясь от «подвижных» стилем работы, в результате достигают такой же успешности деятельности, как и «подвижные». Деятельностный подход дает возможность получить более адекватные знания о проявлении свойств, типа темперамента. В процессе изобразительной деятельности разные дети используют разные цвета и их компоненты как средства, способы достижения для передачи задуманного. Цвета, часто используемые ребенком в рисунках рассматриваются психологами, прежде всего, как показатели настроения, состояния, отношения к изображаемому в рисунке. Для диагностики выбора цвета часто берется тест М. Люшера. Испытуемые отдают предпочтение цветам, отвечающим их психологическим потребностям [127]. Но выделенный предпочитаемый цвет не привязан к реальной деятельности. Необ-
ходимо изучить выбор цвета в конкретной деятельности, в частности, в изобразительной деятельности детей и определить, не является ли доминирующий цвет в рисунках ребенка и показателем проявления того или иного темперамента?
В преобладающих в отечественной психологии в 70-90-ые годы подходах к исследованию типа темперамента, особенно был выражен интерес к проблеме взаимоотношений между темпераментом и деятельностью (интеллектуальной,
(
моторной), темпераментом и средой, роли темперамента в психическом развитии (В. В. Белоус, 1986, 1989; В. П. Бояринцев, 1979; А. К.Карпова, 1975; Н.С. Лейтес, 1960, 1982; В.М. Русалов, 1985; Я. Стреляу, 1982, 1999; и др.).
Определение роли темперамента в изобразительной деятельности детей
| дано в работах B.C. Кузина (1971, 1982). Однако основное внимание в них уде-
,^ лялось проявлениям темперамента в скорости процесса рисования, в характере
линии рисунка и не учитывалось использование цветов, их количество, много-
1 образие сочетаний и т.д.
На Международной конференции по методам диагностики темперамента
» (1987) была представлена выставка 44-х методик оценки темперамента. Есть
\ много рисуночных тестов, используемых для диагностики отношений лично-
сти, интеллектуальных и личностных особенностей человека. Но существую
щие методики не позволяют определить проявление темперамента в изобрази-
> тельной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возрастов и
достичь цели исследования.
Анализ психологической литературы показал, что практически не иссле
дован вопрос о том, как в рисовании детей проявляются свойства и тип темпе-
рамента. Это затрудняет теоретическое осмысление особенностей развития и
j проявления индивидуально-типологических качеств личности в процессе изо-
бразительной деятельности, изобразительного творчества.
По ходу развития человека в процессах цветовосприятия и цветопередачи все большее значение приобретают социальные стереотипы.
Они характеризуют некоторые общепринятые формы и способы использования того или иного цвета или цветового сочетания для передачи эмоционального отношения к изображаемому, для выражения отношений типа «красиво -некрасиво», «хороший - плохой» и т. п. Социальные стереотипы в цветопередаче связаны с ориентацией на кодовый, эталонный цвет. Рисуя предметы и наделяя их эталонными цветами, принятыми в его социальном окружении, ребенок учится воспринимать мир в соответствии с существующими социальными нормами и ценностями, что обеспечивает достаточный уровень эффективности его психологического вхождения в мир вещей и явлений. Однако, с другой стороны, это приводит к тому, что детские рисунки подчас заполняются цветовыми штампами, происходит сужение спектра возможных проявлений личностной индивидуальности.
Социальные стереотипы имеют место не только в процессе цветопередачи. По мере усвоения ребенком норм поведения, индивидуальное своеобразие в проявлениях типа темперамента начинает стираться точно так же, как и индивидуальные особенности в процессе цветопередачи.
Чтобы получить достоверные данные о наличии связи процесса цветопередачи со свойствами темперамента, необходимо нивелировать влияние на этот процесс социальных стереотипов. Известно, что чем младше ребенок, тем он менее подвержен влиянию стереотипов, поэтому в нашем исследовании в качестве испытуемых были взяты дети дошкольного и младшего школьного возрастов.
Противоречие состоит в том, что, с одной стороны, цвет в рисунках детей рассматривается только как выражение состояния и настроения. Известный цветовой тест М. Люшера [76] дает возможность судить о характере структуры эмоциональных установок человека. Но в данном тесте выбор цвета осуществляется в отрыве от самой изобразительной деятельности, и выбранный предпочитаемый цвет по тесту может и не совпадать с доминирующим цветом в рисунках. Поэтому данный тест невозможно использовать для объяснения выбора доминирующих цветов в изобразительной деятельности детей. С другой сто-
роны, в исследовании В.С.Мухиной (1981) указывается, что у каждого ребенка в цветопередаче наблюдаются тенденции использования «неподражательного» и действительного цветов. Ею делается вывод, что «неподражательный» цвет выражает отношение, и одновременно это выразительное средство» [85, с. 208].
Неоднозначная интерпретация детского цветного рисунка порождает про-блему: чем определяется выбор цвета в рисунках детей:
- цветовым признаком соответствующих предметов;
(
- настроением, состоянием ребенка;
,л - или возможно влиянием такого базового свойства личности, как темпе-
рамент, тем более, что своеобразие цветовосприятия и проявление динамиче
ских особенностей прослеживаются одинаково рано.
| Цель исследования состоит в определении особенностей взаимосвязи вы-
_ бора цвета и типа темперамента в изобразительной деятельности детей.
В качестве гипотезы исследования было принято предположение о том,
І что цветовые предпочтения в изобразительной деятельности детей определяют-
ся особенностями их темперамента.
* Цель и гипотеза исследования предполагают решение ряда задач:
І 1. Проанализировать и обобщить научные представления о цветовых
предпочтениях и динамических особенностях детей.
2. Выявить доминирующие цвета в рисунках детей дошкольного и млад-
v шего школьного возрастов.
Установить характер взаимосвязи между доминирующим цветом и типом темперамента в изобразительной деятельности детей.
Определить цветовую гамму, в которой в наибольшей степени проявляются особенности темперамента детей.
Объект исследования - цветовые предпочтения в изобразительной дея-тельности детей.
Предмет исследования - характер взаимосвязи доминирующего цвета и темперамента.
На защиту выносятся следующие положения:
В изобразительной деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов выбор цвета в рисунках на свободные темы взаимосвязан с особенностями типа темперамента.
Основными цветами, используемыми в изобразительной деятельности детей, в которых в наибольшей степени проявляются особенности темперамента, являются желтый, красный, голубой.
I 3. С младшего школьного возраста выбор цвета для рисования начинает
!
іч определяться знанием психологических характеристик цветов.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:
- показан характер взаимосвязи цветовых предпочтений и темперамента в
изобразительной деятельности детей;
- установлено соотношение цветов круга Гете с основными свойствами
темперамента «активность-пассивность», «эмоциональная возбуди
мость-устойчивость».
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что багаж
> психологических знаний о личности пополняется полученными эксперимен-
тальными данными о влиянии темперамента детей на спонтанный цветовой выбор, осуществляемый детьми в изобразительной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленная
', ^ взаимосвязь цветовых предпочтений с темпераментом дает возможность пол-
нее оценивать продукты изобразительной деятельности детей. Практический
материал по закреплению у детей знаний о цвете, опубликованный в виде ме
тодического пособия, имеет практическое значение для подготовки детских
» психологов и учителей изобразительного искусства.
Методология и методы исследования.
Методологической основой исследования послужили системный, деятель-ностный и индивидуальный подходы, представленные Б.Г. Ананьевым (1980), Леонтьевым (1975, 1981), Б.Ф. Ломовым (1984), B.C. Мерлинмм (1986,1996), Б.М. Тепловым (1961,1986). Использовались теоретические принципы и кон-
цепции, в которых рассматриваются процессы и механизмы цветопередачи, показанные в работах В.М. Бехтерева (1910), З.М. Истоминой (1964), Л.А. Венгер и И. Д. Венева (1968), Е.И. Игнатьева (1961) и др. При диагностике темперамента учитывались основные положения концепций Г.Айзенка, В.Д.Небылицына, В.М.Русалова.
Кроме теоретического анализа научной литературы для изучения взаимосвязи доминирующего цвета и типа темперамента в изобразительной деятельности детей применялись методы экспертной оценки, анализа продуктов изобразительной деятельности детей, наблюдения за поведенческими признаками детей, анкетирование и интервью. При обработке эмпирических данных использовались статистический анализ, а также метод множественного корреляционного анализа, при котором вычислялись множественные коэффициенты квадратичной сопряженности. Для определения силы корреляционных связей использовалась процедура вычисления коэффициента Крамера.
Экспериментальная база исследования: дошкольные образовательные учреждения №30, 155, общеобразовательные средние школы № 15, 24, 35 г. Набережные Челны. Выборку составили дети старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Всего в исследовании приняло участие 238 детей: от 5-6 лет - 81 ребенок, от 6-7 лет - 72 ребенка, от 7-8 лет - 85 детей.
Этапы исследования: диссертационное исследование проводилось в три этапа: первый (1998-1999 гг.) - включал анализ философской и психолого-педагогической литературы по теме исследования, осмысление проблемы и формулировку гипотезы исследования, цели, задачи, определение объекта и предмета исследования, положений, выносимых на защиту. Второй (1999-2000 гг.) - экспериментальный. На этом этапе были проведены рисуночные тесты и определены индивидуально типологические особенности цветовосприятия и цветопередачи детей дошкольного и младшего школьного возраста. Третий (2000-2001 гг.) этап включал обработку данных исследования, процедуры анализа, осмысления и интерпретации полученных результатов, литературное и техническое оформление работы.
Апробация и внедрение результатов.
Теоретические и экспериментальные положения и результаты исследования обсуждались на международной научно-теоретической конференции «V Царскосельские чтения» (С-Петербург, 2001), всероссийской научно-практической конференции «Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент» (Курск, 2001), межрегиональной научно-практической конференции «Психология субъектности. Человек как автор жизни» (Киров, 2001).
По теме опубликовано 7 работ. Разработанные и изданные авторская программа по рисованию в ДОУ в подготовительной группе и методическое пособие «Цвет - здоровье, эмоции...» внедрены в практику работы дошкольных учреждений и школ городов и районов Татарстана. Разработанный на основе результатов исследования спецкурс «Психология цветовосприятия и цветопередачи детей» читается для студентов дневного и заочного отделений дошкольного факультета НГПИ. Первые результаты, полученные в ходе исследований, опубликованы в журнале «Наука и школа». - Набережные Челны, 1997.-№10, 1999.-№3-4.
Достоверность научных результатов и обоснованность выводов обеспечиваются следованием теоретическим и методологическим положениям, разработанными ведущими учеными - психологами, использованием методов математической статистики, взаимопроверкой результатов при помощи разных методов, личным участием автора в экспериментальной работе.
Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 150 наименова-ние, 14 приложений. Работа содержит 14 таблиц, 31 рисунок. Общий объем работы составил 116 страниц.
История развития вопроса о цвете и его воздействии на человека
На протяжении веков люди по-разному воспринимали и ощущали цвета. Полагают, что сначала научились различать более яркие цвета - красный и желтый, а затем уже синий и зеленый. Действие цвета обусловлено как непосредственным влиянием на организм человека, так и ассоциациями, которые вызывают цвета в связи с предшествующей практикой человека.
"Единой системы символического значения цветов никогда не существовало, однако за века сложились определенные цветовые символы, понятные всем" [115,с.162]. Например, красный цвет - это огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови. Для первобытных людей красная окраска означало все выдающееся, яркое, но вместе с тем красный - цвет опасности. Красный цвет выражает тор жественность, означает уважение и почет. С древнейших времен желтый цвет считается золотым, божественным. Дает ощущение истины, высокого творческого подъема и вдохновения. Зеленый цвет - цвет самой природы, цвет жизни, цвет бессмертия и др. Данный цвет выбрали своим символом экологические организации. «Татары питают особое пристрастие к зеленому цвету, поэтому ичижки получали многочисленные заказы на изготовление сапожек на зеленой основе» [24, с.37], «...казанская поливная керамика - в основном монохромная, традиционного зеленого цвета» [103, с.21].
Л.Н. Миронова утверждает, что"... в наше время цветовая символика со-храняет свои позиции в геральдике, функциональной окраске производственных объектов и транспортной сигнализации" [83, с. 16]. В гербе, государственном флаге Татарстана присутствует зеленый цвет - цвет обновления. Белый ободок на гербе - означает светлые надежды. До сих пор велика роль цветов в обрядах и празднествах. Так в некоторых странах укрепилась старинная традиция расстилать для дорогих гостей красные ковровые дорожки в знак особого уважения. Для демонстрации своей роскоши и величия французские короли и духовенства облачались в лиловые одежды. Славяне одевали умерших в белые одежды. Платья черного цвета полагается по этикету надевать на службу или торжественные вечерние визиты. Например, черный фрак обязателен для дирижера симфонического оркестра. "...У разных народов одному и тому же цвету могли придавать разное символическое значение [115,с. 157]. Белый цвет -символ чистоты, невинности и нежности. Поэтому во многих европейских государствах невеста наряжается в белые платья. Однако в некоторых жарких странах Азии и Африки, в Китае белый цвет может означать траур. Для аборигенов Австралии желтый цвет является цветом жизни, поэтому в центре австралийского флага находится желтый диск. В то же время в культуре разных народов существует поверье, что желтый цвет означает измену, трусость и страх.
В разных странах и у разных народов символика цвета рождалась и умирала. Как пишет Л.Н. Миронова: "Роль цветовой символики в обществе пропорциональна доле мифологизма в его мышлении. По мере возрастания доли рационализма убывает и роль символики" [83,с.15]. В наши дни символичность цветов сохранилась в искусстве, в поговорках, в крылатых словах: «тоска зеленая», «скука серая», «дела черные», «радость светлая» и др.
Есть данные, утверждающие, что цвет может оказывать влияние и на формирование типичного характера людей. Например, как пишет М.В. Зюзько: "Люди, живущие в регионе с определенной пейзажной расцветкой, вырабатывают свой региональный характер, несмотря на то, что среди них могут быть разные национальности со своим национальным характером" [34,с.107].
Проблемой цвета занимается целый ряд наук. Физиологию интересует «процесс восприятия света и превращение его в цвет». Психологию - проблема восприятия цвета и воздействие его на психику, способность вызывать различные эмоции» [4,с. 161]. Совокупность всех наук, изучающих цвет с разных точек зрения, называется цветоведение. Каковы основы цветоведения?
Наука о цвете возникла давно. «Историю классификации цвета можно разделить на два больших периода: первый - с доисторических времен до XVI века и второй от XVII века до наших дней. В эпоху античности цвет впервые стал рассматриваться как категория эстетики. Еще в IV веке до н.э. древнегреческий философ Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цвето 4, вые явления» [83,с.9]. Альберти и Леонардо да Винчи открыли законы взаимо действия цвета и света, зрительного восприятия, цветовой индукции. Они пред л ожили новое толкование цветовой эстетики. Леонардо да Винчи в своем
«Трактате о живописи» дает такие сведения о цвете, которые имеют большое практическое значение и для художников нашего времени. Он образовал цвето-ряд из шести цветов. Привязал их к природным явлениям: белый - свет, жел тый - земля, зеленый - вода, синий - воздух, красный - огонь, черный - тьма.
Леонардо да Винчи определил гармонически контрастные цвета: белый - чер-ный, синий - желтый, красный - зеленый.
Идею шестицветного цветоряда по-своему интерпретировали и развили Ф. Рунге, А. Шопенгауэр, У. Адаме, Э. Делакруа, Ван Гог, В. Кандинский и др.
«Начало исследованию цветового зрения положила работа Ньютона «Оптика». Ньютон показал, что белый свет состоит из всех цветов спектра...» [26,с.131-142]. И. Ньютон заложил "физический фундамент" цветоведения. Он вводит «естественно - научную (физическую) основу классификации цветов, а именно, спектр белого света, в котором выделяется семь "простых" спектральных цве-тов» [83, с.П]. Каждый из семи цветов стал самостоятельным элементом гармонической системы, - в зависимости от условий цвет может приобретать то
« или иное состояние и эмоциональную характеристику.
Многие закономерности восприятия цвета человеком объясняются трех-компонентной теорией цветового зрения. Она была высказана русским ученым М. Ломоносовым, затем развита Т. Юнгом, Г. Гельмгольцем, П.Л. Лазаревым, СВ. Кравковым. За долгий путь развития человеческого цветового зрения воздействие цвета совершенствовалась от элементарного цветоощущения до высокоразвитого чувства цвета. Существует гипотеза о том, что "зрение далеких предков человека было ахроматическим, затем в процессе биологической эволюции цветоощущающий аппарат раздвоился на желтый и синий, а желтый, в свою очередь, - на красный и зеленый. Нередкие случаи цветовой слепоты или пониженной чувствительности к некоторым цветам можно рассматривать как проявление атавизма - возврата к анатомическим и физиологическим свойствам далеких предков" [83, с.172].
Проблемы, имеющие отношение к цвету, становятся предметом дискуссий на различных международных симпозиумах и конгрессах. Преследуется одна цель - "объединение национальных усилий в области исследования цвета, расширение знаний о нем, лучшее понимание роли цвета.. ." [1, с.5].
В XX веке продолжается процесс дифференциации и специализации наук и производства. Появляются все "новые и новые цветовые системы..., строятся различные цветовые круги, разрабатываются атласы цветов" [83, с. 175]. Есть цветовые системы Манселла, Оствальда, шведская система естественных цветов, цветовые шкалы Американского оптического общества.
О цветовой системе Манселла Ж. Агостон пишет, что в настоящее время она используется в США и "является наиболее значительной системой образцов цвета" [1,с.120]. Есть система естественных цветов (NCS), позволяющая "проводить оценку цвета без использования цветоизмерительной аппаратуры или образцов цвета для сравнения. Определенный таким способом цвет является абсолютным измерением, основанным на цветовом восприятии. Понятие NCS связывается с именем немецкого физиолога Эвальда Геринга (1834-1918), теория цветового зрения которого продолжает получать все большее призвание" [1,с.132].
Возрастные особенности цветовосприятия
Особенности детского восприятия заключается в том, что зрительный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован и оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственной оценкой.
В "Учении о цветах" И.В. Гете содержится раздел, посвященный "чувственно - нравственному" действию цвета. «Под этим действием Гете понимал душевный отклик, рождающийся у наблюдателя при восприятии цвета» [76,с.46].
Анализ работ, посвященных исследованиям особенностей процессов цветовосприятия и цветопередачи детей, показал, что существуют различные суждения относительно различения и использования ребенком цвета в рисовании.
Что касается первоначальных возможностей ребенка в области цветовой восприимчивости, то, как отмечает М.Я. Басов «по мере усовершенствования методики исследования начало цветоразличения все больше приближается к начальным моментам жизни ребенка.... Однако в данном случае это лишь начало действия цветовых раздражителей как условных раздражителей,... наличие условного рефлекса на цвет всегда непререкаемо говорит о наличие цветоразличения» [5,с.366]. А.В. Зонова [33] установила у детей наличие цветовой разностной чувствительности. Оказалось, что 37 % детей от 15 часов до 17 дней жизни реагируют на изменение цвета. Спустя несколько месяцев, как утверждает данный автор, число детей, различающих цвета, увеличилось до 50 %. Основными цветами, которые различались испытуемыми, являлись красный и зеленый [33].
Вопросу о различении детьми насыщенности цветов было посвящено обстоятельное и тонкое по методу исследование Ионеса над детьми от 5 до 14 лет. Было установлено, что «тонкость различения насыщенности возрастает таким образом, что к 14 годам она становится в 2-3 раза больше, чем в 6-7 лет» [5,с.366]. Тонкость и точность развития цветовосприятия и цветопередачи у детей выяснялись в ряде экспериментальных исследований (В. М. Бехтерева, 3. М. Истоминой, М. Я. Басова, А. А. Люблинской, Е. И. Игнатьева и др.). Как отмечает З.М. Истомина, малыши плохо разбираются в оттенках каждого цвета. Они просто не замечают этих различий, которые, по-видимому, еще не имеют для них существенного значения [42]. Результаты исследований А.А. Люблинской подтвердили, что большинство детей 3-4 лет в общем хорошо различают цвета и даже знают многие их оттенки. «Однако, при раскрашивании своих рисунков они совсем не замечают тех цветовых оттенков, которые характерны для какого-нибудь предмета» [74,с.109].
В работе З.М, Истоминой [42] отмечалось, что различать цвета ребенку значительно легче, чем их называть или отбирать по указанию взрослого.
Результаты исследований А.А. Люблинской [75] показали, что большинство детей младших групп даже зная многие цвета, оттенки, при раскрашивании своих рисунков совсем не замечают тех цветовых оттенков, которые характерны для какого-нибудь предмета.
Об использовании детьми «неподражательных» цветов писал еще В.М. Бехтерев [12]. «В некоторых случаях, одна рука может оказаться синей, другая красной или отдельные пряди волос на голове могут быть нарисованы разными цветами» [12,с.40].
Сравнительный анализ, проведенный B.C. Мухиной [85], по использованию «неподражательного» цвета детьми, показал, что выбор этого цвета закономерен. Цвет несет безусловную информацию, выражающую отношение, и одновременно используется как выразительное средство. Своими исследованиями B.C. Мухина [84, 85] доказала, что на протяжении всего дошкольного возраста наблюдаются тенденции выбора «неподражательного» и действительного цветов. Но в условиях, когда взрослые постоянно указывают ребенку, что «так не бывает», и сообщают, каким цветом следует закрашивать тот или иной предмет, «неподражательное» использование цвета не удерживается надолго. Влияние усвоенных эталонов столь сильно, что свойство воспринимаемых предметов «подгоняются» под эталонные значения. Этот факт был доказан экспериментально в исследовании Л.А. Венгера и И.Д. Венева [15] на материале восприятия цвета детьми 3-х лет: дети, имеющие представления о желтом цвете, но не знакомые с оранжевым, воспринимают и запоминают оранжевый как желтый, «подтягивая» его к эталону.
Очевидно, что чем определеннее набор эталонов цвета (зеленая трава, синее море, желтое солнце, красный цветок и т.д.) тем дольше ребенок по мере взросления будет находиться в пределах "детского восприятия". И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше анализаторные свойства восприятия.
Этапы развития цветового восприятия у детей наиболее полно, доказательно и последовательно раскрыты в исследовании Е.И. Игнатьева [36]. Автор отмечает, что дети трехлетнего возраста раньше научаются различать цвета, чем применять их в рисунке. Несмотря на четкую и ясную для них инструкцию, дети не могут выполнить задание - раскрасить рисунок точно такой же краской, которой окрашен изображаемый предмет. Это происходит из-за того, что в данном возрасте дети не умеют сличать цветной эталон с цветом соответствующего карандаша и выделить цвет в окрашенном предмете [36].
Е.И. Игнатьев отмечает, что трехлетние дети предпочитают рисовать красным карандашом, но если его убрать, то они удовлетворяются и другими карандашами. Долгое время дети пытаются закрашивать рисунки в произвольный цвет, а не в цвет, соответствующий изображаемому предмету. Даже научившись пользоваться цветом, для изображения они часто сбиваются на «произвольную раскраску".
Особенности организации и методы исследования
Для достижения цели исследования и решения намеченных задач использовались следующие методы: психологический эксперимент, анализ детских рисунков, экспертные оценки, беседа, наблюдение, анкетирование, методы математической статистики и корреляционного анализа.
Психологический эксперимент заключался в проведении занятий по рисованию по замыслу. Целью эксперимента было определение особенностей взаимосвязи выбора цвета и типа темперамента в изобразительной деятельности детей. В разработанных нами темах предусмотрено отсутствие в будущем содержании рисунков влияния социальных стереотипов в цветопередаче. Темы рисунков были подобраны такие, которые нельзя увидеть в окружающей обстановке, природе, подсмотреть в иллюстрациях. Описание содержания предложенных тем не встречались в стихах, рассказах и т.д. Это темы рисования по замыслу, показывающие выбор цветов, их компонентов, особенности цветопередачи каждым отдельным ребенком. Были предложены темы, которые не связаны с социальным стереотипом восприятия цвета.
С малых лет детей начинают знакомить с эталонами, в том числе с эталонами цвета. При наблюдениях в природе дети говорят, что небо голубое, трава зеленая, а снег белый, то есть определяют принадлежность цвета к определенным предметам, явлениям. Для изображения их в рисунках дети часто берут соответствующие цвета. Нам надо было исключить влияние стандартных ситуаций, за которыми фигурируют определенные цвета. Поэтому, темы были разработаны такие, где не нужны эталонные привязки цветов к определенным предметам и явлениям окружающей действительности. Для каждого возраста были взяты свои темы, соответствующие уровню развития детей. Всего разработано 15 занятий.
В ходе занятий по рисованию важно было выявить, какие цвета красок больше использует каждый из детей. В соответствии с возрастом детей занятия проводились в игровой форме. В каждой возрастной группе было запланировано по пять занятий. Все они были проведены в одно и тоже время - в течение первого полугодия учебного года. Темы занятий в старшей группе:
1. «Цветная страница» - предлагалось закрасить весь альбомный лист в один или несколько цветов, по желанию, каждый по-своему.
2. «Геометрический орнамент» (узор на круге и квадрате). Вообразить, что круг и квадрат - это экраны калейдоскопа, где периодически меняется рисунок и цвет узора. Тот узор в цвете, который "увидел" и он понравился, и нужно изобразить.
3. «Волшебный дворец» - предлагалось нарисовать необычный дом, с элементами сказочности, подобрать цвета красок, чтоб получился волшебный дворец. Не фиксировалось внимание детей на то, для кого дворец, чтобы не было связи между цветом и отношением к герою: хороший - плохой.
4. «Маска или корона» - необходимо было самостоятельно сделать выбор в подборе цветов красок при выполнении задания. По желанию дети использовали готовые шаблоны или рисовали сами, в какой маске или короне они желали бы появиться на новогоднем карнавале игрушек.
5. «Дом, в котором я хотел бы жить» - в данной теме обращалось внимание детей только на цвет дома, который они изобразят.
Темы занятий в подготовительной к школе группе:
1. «Я мечтаю» - предложено нарисовать, подбирая цвета, то, о чем мечтаешь для себя под Новый год. Обращалось внимание детей на цвет нарисованной мечты.
2. «Геометрический орнамент»- инструкция та же, что и в старшей группе.
3. «Если б я был волшебником» - предлагалось подумать, что можно сделать необычного, может и сказочного, если станешь волшебником. Какие цвета красок нужны для изображения задуманного?
4. «Что снится цветку?» - нарисовать, что снится цветку, его сон, а не сам цветок. Каких цветов красок больше в этом сне?
5. «Волшебная поляна» - почему эту поляну можно назвать волшебной, чем она необычна? Какие цвета красок можно больше увидеть на этой поляне?
Темы занятий в первом классе:
1. «Волшебный воздух» - было предложено представить себя волшебником и покрасить в любимые цвета или цвет невидимый воздух вокруг.
2. «Какого цвета шорох бумаги?» - предлагалось с закрытыми глазами послушать шорох бумаги и нарисовать цвет или цвета этого шороха.
На занятии для создания одинаковых условий для слухового восприятия дети стояли в кругу, экспериментатор с шуршащей бумагой в середине круга.
3. «Геометрический орнамент» - инструкция та же, что и в старшей группе.
4. «Какого цвета запах духов?». Было предложено с закрытыми глазами вдохнуть запах духов, распространенных в классе, изобразить этот запах в цветном рисунке. Для создания одинаковых условий для обоняния, экспериментатор распространял запах духов, распыляя их по двум рядам, с первого до последнего стола.
5. «Какого я цвета?». В данной теме больше внимание детей фиксировалось на то, в какой цвет они закрасят пространство вокруг себя, т. к. одежду они могли нарисовать реального цвета.
На всех занятиях дети рисовали 12-тью цветными акварельными красками. Для получения новых цветов и оттенков использовали палитры. На теме «Геометрический орнамент» - предложили коробки с 12-тью цветами карандашей, фломастеры (изобразительный материал дети выбирали по желанию). В данном случае исходили и из особенностей закрашивания геометрического орнамента. Все это способствовало расширению знаний детей о наличии разных цветов и оттенков красок, обеспечило каждому ребенку свободу выбора цветов при выполнении заданий по созданию цветных рисунков. Занятия были проведены в течение полугода по плану и расписанию в реальных условиях учебного процесса. Это позволило выполнить требования к естественному эксперименту и максимально исключить возможность отражения в выборе цветов временных функциональных состояний.
Следующий этап предполагал анализ детских рисунков с целью определения характера использования цветов ребенком, количество использованных цветов, их процентного отношения в каждом рисунке, фиксирования доминирующего цвета в них (подробнее об этом в п.2.2). Всего проанализировано 960 рисунков (см. приложение 2,3,4 - по возрастным группам).
По характеру использования цветов красок, их многообразию и контрастности в рисунках, каждый эксперт оценивал проявление типа темперамента у автора работ. Экспертам были даны рекомендации: обращать внимание только на характер использования цвета, а не на содержание рисунка, характер и формы линий, объем заполнения листа. Отметить, какие цвета красок использовал ребенок, много ли их в рисунке, характер подбора цветов, какие цветовые пятна выделяются, и, исходя из всего этого, определить проявление типа темперамента в каждом рисунке ребенка.