Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Психологическая сущность ценностных ориентации личности
1.1. Изучение ценностных ориентации личности в психологии 10
1.2. Структура ценностных ориентации личности 27
1.3. Типология ценностных ориентации личности 39
Глава 2. Социокультурная среда и ценностные ориентации личности
2.1. Типы социокультурной среды 52
2.2. Взаимосвязь социокультурной среды и ценностных ориентации личности
Глава 3. Экспериментальное исследование взаимосвязи социокультурной среды и ценностных ориентации личности
3.1. Организация и методы экспериментальной работы 78
3.2. Результаты анализа составляющих современной социокультурной среды, как психологического фактора развития ценностных ориентации личности
3.2.1. Анализ показателей удовлетворенности жизнью личности 85
3.2.2. Анализ отношения личности к труду и отдыху как к основным составляющим ее жизнедеятельности
3.2.3. Анализ показателей отношения личности к миру 99
3.2.4. Результаты анализа ценностных ориентации личности с ПО помощью методики Ч.А.Шакеевой
3.3. Результаты корреляционного и факторного анализа ценностных ориентации личности, полученных с помощью методики М.Рокича
3.3.1. Анализ актуальных ценностных ориентации 127
3.3.2. Анализ ценностных ориентации, представленных в картине мира личности, как проекция прошлого
3.3.3. Анализ ценностных ориентации, представленных в картине мира личности, как проекция будущего
Выводы 172
Заключение 175
Литература 178
Приложения 193
- Изучение ценностных ориентации личности в психологии
- Типы социокультурной среды
- Анализ показателей удовлетворенности жизнью личности
Введение к работе
В условиях интенсивных преобразований, происходящих в российском обществе, исследование факторов социокультурной среды, места в ней личности, а также изучение возможных качественных преобразований самой личности нам представляется очень важным и своевременным. Человечество на стыке XX - XXI веков переживает процессы глобальной перестройки, модернизации. В научной, публицистической, дискуссионной литературе, массово вышедшей за последние годы, отмечается, что вся история человечества окрашена «трагичностью», в частности, XX век принес для нее великие открытия и величайшие страдания. И вновь, в преддверии нового тысячелетия ставится вопрос о смысле бытия, о предназначении и сущности человека.
Проблема ценностей, смыслов существования для России (не умаляя исторического хода развития других стран) всегда стояла на особом месте. Во всей русской литературе - научной, публицистической, художественной, красной нитью проходит вопрос: а в чем собственно смысл существования? При этом в периоды больших катаклизмов этот вопрос ставился и ставится еще более острее.
Анализ научной, публицистической литературы показывает, что многие разрушения системы общественных ценностей, характерных для "переходных периодов" в социальной истории, само по себе выступает сильнейшим дестабилизирующим фактором. Перестройка ценностных основ общества в целом и личности в отдельности - это проблема не только направленности на определенные значимые объекты действительности, но и осознания смысла существования.
Проблема ценностей, ценностных ориентации личности является предметом исследования различных наук: философии, социальной философии, аксиологии, социологии, психологии, социальной психологии и др. Междисциплинарный характер понятия и содержания ценностных ориентации личности предполагает изучение данного вопроса во взаимосвязи с различными факторами, прежде всего, во взаимосвязи с факторами окружающей личность действительности. В
настоящее время особенно актуальной и значимой, на наш взгляд, является проблема ценностных ориентации личности в связи с необходимостью определения духовного потенциала российского общества, качественных преобразований в структуре общества и личности, осмысления места и значения личности в происходящих исторических событиях России.
Ценностные ориентации являются сложным психологическим феноменом, характеризующим источники, движущие силы, направленность и отношения личности. Являясь нераздельной составной частью системы отношений личности, ценностные ориентации определяют общий подход человека к миру, к самому себе, придают смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.
В научной литературе проблема ценностных ориентации личности рассматривается в исследованиях теоретического и прикладного характера. Так, в исследованиях Э. Шпрангера (1982, 1992), А.В. Иващенко (1987), Б.Д. Парыгина (1971), М. Рокич (1968, 1973) ценностные ориентации личности выступают, как предмет психологического исследования.
У. Томас и Ф. Знанецкий (1994), Т. Парсонс (1994), О.Г. Дробницкий (1967), П. Сорокин (1992, 1994, 1997), В.П. Тугаринов (1960, 1968, 1980), В.Н. Мясищев (1960, 1965), М.И. Бобнева и О.И. Зотова (1975, 1990), В.А. Ядов (1975, 1991), Д.А. Леонтьев (1988, 1996) ценностные ориентации личности изучали в контексте проблем регуляции и прогнозирования социального поведения.
В работах А.Г. Здравомыслова (1966, 1986), Б.В. Ольшанского (1966), М. Вебера (1990, 1994), А.Н. Леонтьева (1977, 1983), Э. Фромма (1992, 1993, 1998), А. Маслоу (1997, 1999), А.И. Крупнова (1990) и др. ценностные ориентации личности выступают в качестве фактора, мотивирующего личностное поведение.
Проблема человека и его бытия в мире стала одной из основных проблем в философии XX века (Дильтей В., 1994. Гуссерль Э., 1968, 1987, Ортеги-и-Гассет X., 1997, Хайдеггер М., 1991, 1992, Карапетян А.Ф., 1991, Карпицкий Н.Н., 1995, Киселева Н.Н., 1991, Кузнецов А.И., 1994, Мясникова Н.А., 1993 и др.).
В психологической науке проблема репрезентации действительности в сознании субъекта является предметом изучения как зарубежных, так и отечественных авторов (Левин К., 1982, 1992, Найссер У., 1982, Смит К., 1985, Верч Дж.В., 1996, Выготский Л.С., 1982, 1983, 1984, Рубинштейн С.Л., 1957, 1976, 1997, Леонтьев А.Н., 1975, 1977, 1983, Аллахвердов В.М., 1993, Артемьева Е.Ю., 1987, 1991, Василюк Ф.Е.,1984, 1995, Зинченко В.П., 1988, 1994, Леонтьев А.А., 1971, 1999, Леонтьев Д.А., 1988, 1992, 1996, Петренко В.Ф., 1983, 1988, 1997, Петухов В.В., 1984, Смирнов С.Д., 1981, 1985, Королева Н.Н., 1996 и др.).
Формирование системы ценностных ориентации личности претерпевает ряд изменений в течение жизни человека. Одним из важнейших факторов формирования и развития ценностных ориентации личности является социокультурная среда, которая, в свою очередь, также претерпевает ряд изменений в силу объективных - исторических, экономических, социально-политических, и субъективных причин. Поэтому нам представляется важным и необходимым исследовать влияние социокультурной среды на ценностные ориентации личности. Такое влияние, как нам видится, осуществляется на макроуровне взаимодействия личности с социокультурной действительностью.
До настоящего времени недостаточно, на наш взгляд, явилась изученной взаимосвязь и взаимозависимость отдельных факторов социокультурной среды и ценностных ориентации личности, до сих пор нет ясного и точного представления о влиянии типов социокультурной среды на развитие ценностных ориентации личности.
Объектом исследования явились ценностные ориентации личности.
Предметом настоящего исследования являются взаимосвязи современной социокультурной среды и ценностных ориентации личности.
Целью работы является исследование взаимозависимостей современной социокультурной среды и ценностных ориентации личности.
Основной гипотезой настоящего исследования стало предположение о том, что характер, специфика ценностей определяется данной социокультурной средой. Тогда в условиях современной социокультурной среды,
характеризующейся деидеологизацией, дихотимичностью, ярким проявлением инверсии (сменой смысла на противоположный), сохранением коммунитарности, ценностные ориентации также отличаются противоречивостью, инверсионностью и бинарностью (противопоставленностью, конфликтностью). Допущениями от общей гипотезы являются следующие:
Противоречивый характер ценностных ориентации проявляется на уровне личности и на уровне общественного сознания.
В проекции прошлого и будущего ценностные ориентации представлены более однородно, так как в процессе проектирования личность ориентируется на общечеловеческие ценности.
3. В условиях бинарного, дихотимичного и коммунитарного характера
современной социокультурной среды личность стремится к балансу между
противоположностями, соответственно, у нее могут доминировать ценностные
ориентации традиционного характера и типа.
Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:
провести теоретический анализ понятий, характеризующих ценности, ценностные ориентации, факторы социокультурной среды;
обобщить опыт конкретных исследований ценностных ориентации с позиции гуманитарного подхода к анализу психологических явлений;
на основе экспериментальных данных проанализировать специфику ранговой, корреляционной и факторной структур ценностных ориентации личности;
проследить зависимость типов ценностных ориентации личности от различных факторов жизни, выделить значимые связи между ними.
Научная новизна работы состоит в выделении, изучении и сравнительной характеристике ценностных ориентации личности в современной социокультурной среде. Обобщены имеющиеся в современной литературе подходы к анализу места и значения ценностей в современной социокультурной среде, соотношения категории ценностных ориентации с другими социально-психологическими и аксиологическими понятиями. Определены содержательные
составляющие социокультурной среды, выделены отличительные особенности российской культуры, ее типы. Также определена взаимосвязь ценностных ориентации личности с современной социокультурной средой, представленной в картине мира личности.
В экспериментальной части исследования выделены и описаны факторы современной социокультурной среды, обусловленные отношением к ним личности, значимо влияющие на развитие ценностных ориентации личности. Разработана типология ценностных ориентации по социокультурному основанию.
Практическая значимость работы состоит в том, что получен материал, отражающий наличное состояние системы ценностных ориентации современной личности, живущей в период интенсивных преобразований российского общества. Результаты проведенного исследования позволят совершенствовать учебные программы в высших профессиональных образовательных учреждениях. Также материалы исследования помогут в разработке лекционных, семинарских занятий, спецкурсов по психологическим, социологическим, культурологическим дисциплинам. Модифицированные варианты методик экспериментальной части диссертации применяются в исследованиях по изучению ценностных ориентации личности во взаимосвязи с социокультурными характеристиками среды.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В актуальной социокультурной ситуации развития России взаимосвязи
факторов социокультурной среды и ценностных ориентации личности,
представленных в ее картине мира, отличаются противоречивостью и
конфликтностью. При этом в проектировании прошлого и будущего личность
ориентирована на общечеловеческие ценности.
2. В типологии ценностных ориентации личности, обусловленной
социокультурным основанием, можно выделить три критерия, которые
учитывают инвариантность и вариативность всей системы ценностных
ориентации личности: по степени устойчивости - устойчивые во времени и
неустойчивые; по степени обобщенности - общие для всех и частные; по
направленности - ценностные ориентации на личностное и на социальное развитие.
Результаты и основные положения проводимого исследования ежегодно обсуждались на заседаниях кафедры общей и социальной психологии Якутского государственного университета, были представлены в докладах на межрегиональных, республиканских, межвузовских научно-практических конференциях.
Материалы исследования были внедрены в практику через включение в учебный процесс курсов лекционных и семинарских занятий на отделении психологии Якутского государственного университета, Якутского государственного инженерно-технического института, Якутского филиала юридического института министерства внутренних дел Российской Федерации.
Изучение ценностных ориентации личности в психологии
Понятие ценностей и ценностных ориентации личности является междисциплинарным. Ряд научных дисциплин, таких как философия, аксиология, социология и отдельные отрасли психологии, на протяжении достаточно долгого времени предметно изучают и сами ценности, и их представленность во взаимосвязи с другими аспектами бытия, и ориентации на них личности и групп.
В настоящем исследовании и мы предпримем попытку изучения и обобщения имеющихся в настоящее время в науке определений и предметного содержания этих двух понятий.
В цикле философских, философско-социологических дисциплин ценности и ценностные ориентации соотносятся с категориями норм и идеалов, нормативно-ценностных систем и социального действия. В социологических дисциплинах - с категориями мотивации и управления деятельностью людей и их объединений. В психологии ценности понимаются и как часть личностной структуры, и как особая предметная область, при этом оба понимания могут выступать и альтернативными, и взаимодополняющими.
Многообразием подходов к проблеме ценностных ориентации обусловлено и множество определений этого понятия, с которым мы встречались в научной литературе.
Ценности, как особая предметная область действительности, стали рассматриваться с середины XIX века. По мнению большинства исследователей, в настоящее время можно различить более 70-ти подходов к их определению.
Д.А.Леонтьев в своей статье в журнале «Вопросы философии» (1996 № 4) отмечает, что ценности как междисциплинарное понятие можно условно расположить в пространстве шести оппозиций. Для этого он предлагает использовать димензиональный метод, в свое время разработанный В. Франклом. На основании этого Д.А. Леонтьевым выделяются следующие оппозиции:
1. Понимание ценности как атрибута - предметность самих ценностей.
2. Ценности как особая реальность, невыводимые из потребностей социальность ценностей.
3. Индивидуальность - надындивидуальное ценностей.
4. Социологизация - онтологизация природы надындивидуальных ценностей.
5. Осознаваемость - неосознаваемость ценностей.
6. Функциональная реализация ценностей как эталонов или идеалов (с. 16-21).
Предложенное автором пространство оппозиций определений ценностей нам кажется достаточно интересным и правомерным. Действительно, для постановки вопроса о предмете исследования необходимо, прежде всего, определиться как с самими понятиями, так и их местом в ряду других авторских понятий.
В нашем исследовании мы будем придерживаться первой оппозиции, выраженной многими исследователями (С.Л. Рубинштейном, Д.Н. Узнадзе, Г. Олпортом, К. Роджерсом и др.). Она понимается как ценность всегда «чего-то». В этом ракурсе ценности можно считать процессом («ценением»), синонимичными понятиям «смысла» и «значимости».
Анализ зарубежной философской и аксиологической литературы, активно публиковавшейся и обобщавшейся за последние годы, позволяет нам вслед за многими авторами выделить несколько основных подходов к пониманию предмета ценностей, имеющих непосредственное отношение к нашему исследованию: трансцендентальное направление, персонал истический онтологизм, социологизм.
Впервые о смыслах как синонимах ценностей упоминает В. Франкл (1982, 1990). Ценность, по его мнению, - данность, достаточная для предметного изучения. Ценность, на которую направлено действие, трансцендентна по отношению к самому этому действию. Она выходит за его рамки, подобно тому, как предмет познавательного действия находится за пределами данного когнитивного акта. Наряду с понятием ценности В. Франкл ввел в свою концепцию категорию смысла и при этом отождествлял смысл и ценности: "...смысл и есть то, что понимается под ценностями". Смысл, по В. Франклу, есть нечто объективное. Однако объективность смысла В. Франкл понимал так же, как и объективность какого-либо природного предмета, как объективность мира, не зависимую от человеческого сознания. Поэтому смысл можно обнаружить как скрытое трансцендентное образование. При объяснении генезиса смысла, он ввел в ценностную концепцию понятие "сверх-смысла", то есть понятие о смысле того целого, в свете которого приобретает смысл человеческая жизнь, понятие о смысле Вселенной, о смысле Бытия, о смысле Истории.
Типы социокультурной среды
Понятие культуры является одним из самых широких. Считается, что понятие "культура" возникло в XYIII веке, и означала все, что создано человеком, в отличие от природы. Изначально в это понятие был заложен смысл не противопоставления природе, а облагораживания ее, начиная с возделывания земли и заканчивая смыслом "почитания" - культа, закрепленного в архетипах "коллективного бессознательного", передаваемого из поколения в поколение (Юнг К., 1994).
Первым, кто попытался дать научное определение культуры, является Э. Тэйлор. Культуру он определял как сложное целое, состоящее из знаний, убеждений, искусства, морали, традиций и любых способностей и привычек, приобретенных человеком как членом общества (Roger R.M., 1974)
А.Л. Кройбер и К. Клакхон (1993) насчитали 164 определения культуры. По их мнению, культура состоит из паттернов поведения, видимых и скрытых, приобретенных или передаваемых посредством символов. Суть культуры, они считают, состоит в традиционных идеях и особенно в ценностях. Систему культуры, с одной стороны, они рассматривают как продукт деятельности, с другой - как непременный элемент деятельности в будущем.
В последующем появились работы, в которых различалась субъективная культура с ее проявлением в объективных паттернах.
В психологии понятие культура рассматривается, в основном, для обозначения среды обитания субъекта (человека, личности). В отечественной психологической литературе, в фундаментальных трудах Л.С. Выготского, разработана культурно-историческая концепция психического развития. Главной идеей концепции Л.С. Выготского (1983) является то, что социоисторические, объективные условия (социальная ситуация развития) оказывают ведущее воздействие на онтогенез, через вхождение ребенка в культурно-историческую среду существования, при этом формируются и развиваются его психические функции. Такое объяснение психического развития человека получило название непреформированного, в котором первичным является не наследственность, реализуемая в течение жизни, а гармоничное объединение в индивидуальном развитии естественного и культурного. По Л.С. Выготскому, именно социальная ситуация развития определяет весь дальнейший ход онтогенеза: «функция в культурном развитии... появляется дважды, в двух планах. Сперва - в социальном плане, потом - в психологическом, сперва - между людьми как категория интерпсихологическая, затем - внутри ребенка как категория интрапсихологическая» (1983, с. 145).
В трудах С.Л. Рубинштейна, одного из основоположников отечественной психологии, при рассмотрении филогенетической и онтогенетической эволюции прослеживаются две идеи. Первая указывает на взаимообусловливающий характер строения и функции: «не только функция зависит от строения, но и строение мозга от функции». Вторая - на значение образа жизни для целостного процесса развития: «Прямо или косвенно образ жизни играет определяющую роль в развитии..., причем влияние образа жизни на строение опосредовано функцией» (2000, с. 95). Преобразование человеком в ходе деятельности окружающего мира и самого себя С.Л. Рубинштейн анализирует на основе различия категорий «бытие» и «объект». Вещи, существующие независимо от субъекта, становятся объектами по мере того, как субъект начинает к ним относиться... (1957, с. 57).
В системном подходе изучения человека - человекознании, - человек понимается как некая целостность, обусловленная единством биологического и социального. Каждый отдельно взятый представитель рода человеческого проходит в определенном социуме свой жизненный путь в единстве процессов онтогенеза и социализации. Особенным является то, что образующаяся в развитии совокупность индивидных и личностных свойств у каждого отдельного человека неповторима. Эта неповторимость составляет суть индивидуальности человека. Индивидуальность реализуется в субъекте деятельности (Ананьев Б.Г., 1977, 1980, 1987).
Несмотря на наличие фундаментальных трудов, множества исследований личности и ее взаимосвязей со средой, в психологии в настоящее время недостаточно работ, где специальным предметом изучения были бы составляющие среды, их типы и конкретное влияние на те или иные особенности развития личности. Следовательно, вполне логичным нам кажется обратиться к другим областям научного знания, где есть подобные работы.
В настоящее время понятия "культура", "человек", "общественный процесс" отличаются многообразием дефиниций в различных областях научного знания. Современные исследователи в области культурологии В.А. Куприянов и А.А. Юрина выделяют семь характеристик лексемы "культура" (1998, с. 22). Первая характеристика ими определяется в рамках антрополого-археологического аспекта и отражает каузальный подход. Вторая - социологическая и отражает технологический (деятельностный) и ценностный подходы. Третья -этнографическая, четвертая - семиотическая характеристика и отражают системный и кибернетический подходы. Пятая - отражает системный и структурно-функциональный подходы. Шестая - гуманистический, седьмая -отражает информационный подходы.
Анализ показателей удовлетворенности жизнью личности
Шкала удовлетворенности личной жизнью на высоком уровне значимости связана со шкалой удовлетворенности жизнью в настоящем. Следовательно, можно отметить, что качество личной жизни, по мнению большинства людей, определяет отношение к жизни вообще. Поэтому, чем лучше личная жизнь человека, тем удовлетвореннее он своей жизнью, тем общение с окружающими качественно выше.
Шкала удовлетворенности работой положительно связана со шкалой удовлетворенности общественной активностью. Наличие подобной корреляционной зависимости свидетельствует о том, что работа для человека есть основной фактор взаимодействия с социумом.
Положительную связь между шкалами удовлетворенности жилищными условиями и материальным положением можно объяснить следующим образом: хорошее жилье является основным элементом материального благополучия. Соответственно, чем человек более доволен своими жилищными условиями, тем лучше, считает он, его материальное положение. Шкала удовлетворенности общением с искусством тесно связана со шкалой досуга. Необходимо особо подчеркнуть, что искусство нашими испытуемыми устойчиво относится к категории досуга в структуре социокультурного бытия личности.
Наличие положительной корреляционной связи между шкалами здоровья и физического облика свидетельствует о достаточно устойчивом соединении в понимании человека качества его здоровья и внешнего облика: чем лучше здоровье, тем красивее его физическое тело, внешний вид.
Кроме перечисленных корреляционных зависимостей мы выяснили, что имеются общие тенденции между группами: 1) женщины, молодое и старшее поколение; 2) мужчины, женщины и старшее поколение; 3) мужчины, представители молодого и старшего поколения. Так для первой тенденции характерны две общие корреляционные связи между шкалами удовлетворенности личной жизнью и жилищными условиями, а также между удовлетворенностью общественной активностью и физическим обликом. Это свидетельствует о том, что благополучие человека зависит от очень многих факторов окружающей его действительности. Прежде всего, бытовое благоустройство играет ведущую, доминирующую роль в осознании благополучия в личной жизни. Кроме того, нам кажется, что под внешним обликом здесь понимается определенный «имидж» благополучия - своеобразные социальные роли человека, которые необходимо влияют на его социальную жизнь. Чем позитивнее он принимает свой внешний вид, тем, считает он, здоровье крепче, и активнее социальные контакты.
Для второй, общей для мужчин, женщин и представителей старшего поколения, тенденции характерны такие корреляционные связи между шкалами, как между шкалами удовлетворенности работой и общением в целом, а также между шкалами удовлетворенностью общением с природой и искусством. На основании полученных результатов мы можем утверждать, что работа, профессиональная деятельность для человека является одним из самых значимых факторов его социальной жизни, так как именно работа определяет настоящее состояние человека, разнообразие его социальной активности и сфер интересов. Вторая корреляционная связь позволяет нам утверждать, что природа личностью воспринимается с эстетической позиции, а не как естественное условие ее жизнедеятельности.
Корреляционная связь между шкалами удовлетворенности личной жизнью и общением с друзьями у группы с третьей тенденцией говорит о том, что возможно, здесь общим знаменателем является «отношение» личности к себе, миру и окружающим. Поэтому общение со значимыми близкими определяет и позитивность (негативность) в оценке личностью своей личной жизни.