Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Соответствие визуальных художественных образов личностной направленности живописцев Разногорская Марианна Яновна

Соответствие визуальных художественных образов личностной направленности живописцев
<
Соответствие визуальных художественных образов личностной направленности живописцев Соответствие визуальных художественных образов личностной направленности живописцев Соответствие визуальных художественных образов личностной направленности живописцев Соответствие визуальных художественных образов личностной направленности живописцев Соответствие визуальных художественных образов личностной направленности живописцев Соответствие визуальных художественных образов личностной направленности живописцев Соответствие визуальных художественных образов личностной направленности живописцев Соответствие визуальных художественных образов личностной направленности живописцев Соответствие визуальных художественных образов личностной направленности живописцев
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Разногорская Марианна Яновна. Соответствие визуальных художественных образов личностной направленности живописцев : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Казань, 2003 185 c. РГБ ОД, 61:03-19/494-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Специфические особенности личности и творческой деятельности художников

1 Психология творчества: трансформация представлений 12

1.1 Творчество как предмет изучения психологии: от античности до наших дней

1.2 Проблемы творчества в современных психологических концепциях 18

2 Художественный образ как продукт творчества воображения 24

2.1 Художественный образ: эстетические, психологические и семантические аспекты изучения

2.2 Воображение и неосознаваемая психическая активность в творческом процессе 33

3 Эстетическая потребность и личностная направленность в становлении творческой индивидуальности художника 37

3.1 Эстетическая потребность в структуре личности художника

3.2 Роль личностной направленности в формировании художественного восприятия мира 39

4 Акцентуации характера как проявление доминирующей личностной направленности 43

Глава II Теоретическое исследование личностной направленности живописцев на восприятие и воссоздание мира в визуальных художественных образах

1 Проективные методы в исследовании личностных особенностей 48

2 Психологические основы систематизации доминирующей личностной направленности живописца 52

3 Психологические основы систематизации визуальных художественных образов и их соответствие личностной направленности живописца 55

4 Психологические аспекты формальных особенностей визуальных изображений 68

5 Теоретические позиции исследования 71

Глава III Эмпирическое исследование соответствий образного содержания работ живописцев их личностным особенностям

1 Методика психологического анализа произведений живописи 78

2 Организация и методика исследования88

2.1 Организация исследования

2.2 Методика исследования 90

3 Особенности проявления акцентуированных личностных черт живописцев 92

4 Психологический анализ и систематизация соответствий акцентуированных личностных черт живописцев 98

5 Формирование доминирующей личностной направленности на восприятие и воссоздание мира в визуальных художественных образах и ее типы 100

6 Доминирующая личностная направленность и ее проявление в барьерах личностного роста 107

7 Соответствия личностной и профессиональной направленности живописцев 111

8 Соответствия визуальных художественных образов и акцентуаций живописцев 118

9 Психологический анализ и систематизация соответствий визуальных художественных образов акцентуированным личностным чертам живописцев 130

Общие выводы 140

Заключение141

Библиографический список 144

Приложение

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В условиях экзистенциального вакуума современности (В.Франкл, 1993) [101] становится все более актуальным поиск внутренних духовных ориентиров, которые могли бы помочь сохранить целостность и гармоничность личности. Творчество позволяет человеку созидать и находить внутри себя источник совершенствования и жизненной полноты.

Закономерно, что проблемы художественного творчества относятся к числу классических и актуальных проблем общей психологии (Е.Я. Басин[14], М.И. Богачева[20], Л.С. Выготский[25,26], А.Н. Лук[54], Б.С.Мейлах[58], Л.М. По-пов[68], В.Н. Пушкин[73], С.Х. Раппопорт[80] и др.).

Личностные образования, интегрирующие в себе влияние внутренних и внешних факторов, являются ведущими в актуализации творческого потенциала (Я.А.Пономарёв[72], С.Л. Рубинштейн[84,85,86] и др.), особенно это касается личностной направленности художников, поскольку она многоаспектно проявляется в творческом продукте живописцев. В структуре личностных качеств художников неповторимое сочетание нескольких акцентуированных черт служит основой для сохранения индивидуальности, столь необходимой в творчестве (К.Леонгард[46], А. Е. Личко[50]).

В современной психологической науке представлены исследования роли право - и лево-полушарного доминирования в творческом процессе на материале творчества в математике (И.М. Яглом), музыке (О.Н. Данилова, B.C. Каменский, Ю.А.Цагарелли), изобразительном искусстве (Л.Ф.Жегин, Н.Н.Волков), архитектуре (СЮ. Маслов, Н.Н. Нечаев), литературе (М.В.Бахтин, И.Кирнос), психосемантические исследования (Е.Ю. Артемьева, В.Ф. Петренко), исследования исполнительского творчества (О.И. Никифорова). Существуют данные о проявлениях тех или иных акцентуированных черт у художников. Так, К. Леонгард пишет о том, что эмотивная и экзальтированная акцентуации более других свойственны художникам. Личностные особенности художников, живописцев и графиков в той или иной степени изучены в контексте связи их эксцентричности и шизофрении (M.Vederman, R. Tolle) [144,159], роли адаптивности в художественном творчестве (P. Wolson ) [165],творческого потенциала и продолжительности жизни художников (W. Ray Crozier) [96], показателей межполушарной асимметрии творческого процесса в изобразительном искусстве (Г.А. Голицын, М.Н. Георгиев и др.) [29], роли наложения национальных школ живописи на их цветовые структуры (В.П. Грибков, В. МЛетров) [96].

Художественный образ, являющийся центральным моментом творчества живописца, недостаточно изучен в общей психологии, что может являться одной из причин трудностей в разработке критериев психологического анализа визуальных стимулов. Отмеченное противоречие определило проблему данного исследования: поиск вероятностных соответствий между личностными конструктами субъекта живописного творчества и создаваемыми им визуальными художественными образами.

Многими исследователями отмечается, что разработка средств интерпретации процессуального проявления творческих возможностей человека — одна из ключевых и наиболее трудноразрешимых проблем прикладной психологии творчества (Н.С. Бурлакова[18], В.И. Олешкевич[18], Е.С. Романова[77], Е.Т. Соколова[92], L.Abtjl 19], L.Bellak[123], L.Frank[136] и др.). Решение этой задачи тем более актуально, что информация, предоставляемая психологическими тестами, зачастую не обладает должной глубиной и достоверностью, поскольку сама ситуация эксперимента уже накладывает на испытуемого свои ограничения. В творческом процессе, напротив, становится возможной полная свобода самовыражения (M.Betensky[16], H.Murray[150], L.Murstein[151], H.Phillipson[152], D.Rapaport[153]), но эта область, особенно в том, что касается живописного творчества, является малоизученной.

В рамках настоящего исследования предлагается общий подход к анализу визуальной продукции с позиций принципа соответствия Н.Бора, который позволяет описывать явления микромира в терминах макромира. Данный принцип отображает изоморфизм личностного и образного. Подчеркивается универсальность принципов соответствия и дополнительности и возможность их применения в рамках различных наук (В.Т. Мещеряков, 1974) [56].

Идея гармоничности является исторической предпосылкой принципа соответствия, - поэтому целесообразно использовать его для анализа именно художественной продукции, которая изначально выражает стремление автора к гармоничности и эстетическому совершенству.

Актуальность нашего исследования определила необходимость изучения живописного творчества в контексте целостности личности художника и его творений, которые образуют нерасторжимое экзистенциальное, эстетическое и психологическое единство.

Объектом исследования являются продукты творчества современных художников- живописцев, а предметом - визуальные художественные образы живописного произведения, представленные в их соотнесении с личностью автора.

Цель исследования: выявление степени соответствия между личностными особенностями современных живописцев и визуальными художественными образами, создаваемыми ими в процессе творческой деятельности.

Гипотеза исследования: психологическое содержание визуальных художественных образов, создаваемых в процессе работы над живописными произведениями, соответствует личностным особенностям автора.

В соответствии с целью и гипотезой в работе поставлены следующие задачи:

.В процессе теоретико-методологического анализа литературных источников выяснить необходимость изучения проблемы целостности специфических особенностей личности и творческой деятельности художников. 2.Разработать типологию визуальных художественных образов в картинах живописцев.

3.Создать типологию личностных особенностей живописцев. 4.Исследовать специфические особенности личности живописцев в соответствии с образным содержанием их художественных работ.

5.Выявить типы соответствий между личностными особенностями живописцев и создаваемыми ими визуальными художественными образами.

Методологической основой диссертационного исследования стали теоретические положения о человеке как субъекте творчества (А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, Л.Я.Дорфман, Н.Н.Нечаев, Я.А.Пономарев, Л.М.Попов, С.Л.Рубинштейн и др.), теоретико-методологические положения личностно-деятельностного подхода А.Г.Асмолова, А.Н.Леонтьева и др., работы фило-софско-психологического плана в области художественного творчества (Г.Гегель, И.Кирнос, А.Ф.Лосев, Ж.Пиаже, Ф.де Соссюр, и др.), теоретические и технологические наработки в области обобщения материалов по пониманию и оценке личности в проективной психологии (М.Бетенски, Н.С. Бурлакова, В.И. Олешкёвич, Е.С. Романова, Е.Т. Соколова и др.), представления гуманистической психологии о личности как об особой неизменной духовной сущности (К.Роджерс и др.).

Методы исследования и обработки данных включали: теоретический анализ литературных источников по проблеме личности художника и художественного творчества; комплексное эмпирическое исследование личностных особенностей художников с использованием диагностической беседы для уточнения представлений о наличии акцентуированных черт у живописцев и опросника Шмишека; интервьюирование с целью выявления субъективно значимых для авторов живописных произведений; количественный и качественный анализ полученных теоретических и эмпирических данных.

Надежность результатов исследования обеспечивалась применением методов, адекватных поставленным задачам. Работа представляет собой теоретико-эмпирическое исследование, данные которого обработаны с помощью современного технического и программного обеспечения с использованием многофункциональных статистических критериев.

Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные на базе исследования личности и продуктов творчества современных художников -живописцев, членов Союза Художников РТ, в число которых входят заслуженные художники, деятели культуры и искусства РТ и РФ. Общая выборка составила 44 человека. В общей сложности было проанализировано 465 живописных работ, принадлежащих их кисти.

Научная новизна исследования:

• Выявлены и описаны типы доминирующей личностной направленности живописца на эмоциональное, рациональное, созерцательное, преобразовательное восприятие и воссоздание мира в визуальных художественных образах, что проявляется в выборе художником соответствующего направления искусства. Для доминирующей эмоциональной направленности живописца - это твор- чество импрессионистов, для рациональной — абстракционистов, для созерцательной - реалистов, для преобразовательной - сюрреалистов.

• Создана типология визуальных художественных образов. Выявлены и описаны типы визуального художественного образа в живописном произведении- это анималистические, абстрактные, символические и механистические изображения, которые имеют соответствия с доминирующей личностной направленностью живописцев на восприятие и воссоздание мира в художественных образах.

• Установлена дуальная природа художественных образов, отражающая их двойственную направленность в живописном творчестве. В одних образах доминируют гармоничные, в других - дисгармоничные тенденции. Представлена классификация критериев гармоничности/дисгармоничности визуального художественного образа в живописном произведении: полярность целостного фрагментарного, зарождающегося - угасающего, открытого — замкнутого, совершенного - несовершенного.

• Установлено, что доминирующая личностная направленность проявляется в акцентуациях характера; определенные типы акцентуированных черт специфически проявляются в создании определенных изображений. Выявлены два типа соответствий между акцентуированными чертами и визуальными художественными образами, которые условно были обозначены как полидетер-минантные и монодетерминантные соответствия. Сформулировано положение о прямых (прогрессирующих) и обратных (регрессирующих) видах соответствий между акцентуациями и визуальными образами в творчестве художников. Представлены положительные результаты этих соответствий, что может быть рассмотрено как изоморфизм личностного и образного.

• Представлена типология соответствий акцентуаций характера типам и видам визуальных художественных образов в творчестве живописцев. Доминирование определенных типов изображений, когда речь идет о сходстве их сочетаний, выражает специфику акцентуированных черт.

Теоретическая значимость исследования: Предложенная типология доминирующей личностной направленности живописца на восприятие и воссоздание мира в художественных образах углубляет представления общей психологии о проявлениях личности художника в его творческом продукте, а также проясняет картину выбора того или иного направления живописного творчества, что может оказаться ценным для ретроспективного психологического анализа живописных произведений художников прошлого.

• Типология визуальных художественных образов вносит вклад в теоретические разработки этого направления исследований.

• Определение гармоничности/дисгармоничности визуального художественного образа с помощью предложенных критериев обогащает биографический метод психологического анализа творчества художников.

• Рассмотрение акцентуаций характера через репрезентацию визуального продукта дополняет представления проективной психологии о способах психологического анализа и систематизации визуальных стимулов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что найденные соответствия позволяют:

• Использовать картины в качестве своего рода «проективных тестов» в практике психологической диагностики и консультирования.

• Выявлять конструктивные и деструктивные тенденции в тех сферах психологической жизни личности, которым соответствует определенный тип визуального художественного образа. Этот подход применим для экспертизы любой визуальной продукции, которая репрезентирует общеличностно- понятные, узнаваемые художественные образы и позволяет определять области наиболее вероятного потенциального роста или потенциальных проблем личности, делая возможной не только своевременную коррекцию соответствующих дисгармоничных тенденций, но и выявление наиболее благоприятных направлений развития личности.

• При помощи создания гармоничных визуальных художественных образов, которым соответствует определенная личностная направленность живописца, конструктивно влиять на ту сферу психической жизни, которая связана с этой направленностью.

Результаты проведенного исследования позволяют вынести на защиту следующие положения:

1 .Доминирующая личностная направленность живописца на восприятие и воссоздание мира в художественных образах проявляется в выборе соответствующего направления искусства.

2.Типы визуального художественного образа соответствуют типам личностной направленности живописца.

3.Существует соответствие между акцентуированными чертами личности живописца и художественными образами его визуальной творческой экспрессии.

Доминирование определенных типов изображений, когда речь идет о сходстве их сочетаний, выражает специфику акцентуированных черт. 4.Визуальный художественный образ выражает гармоничные / дисгармоничные тенденции личности живописца.

Апробация результатов: результаты и основные положения диссертации были представлены в форме докладов и сообщений на научно -практических межвузовских, всероссийских, международных конференциях и конгрессах "Геометризация физики IV" (Казань, 1999), "Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования" (Казань, 2000), "Философская антропология; предмет, содержание и функциональная направленность" (Казань, 2001), "Молодёжь Поволжья проблемы и перспективы" (Казань, 2001), "Взаимодействие науки, философии и религии на рубеже тысячелетий: прошлое, настоящее и будущее" (Санкт - Петербург, 2002), "Охрана природы - смысл жизни человека" (Казань, 2002), "Идеалы "пайдейи" в евразийских реалиях начала XXI века" (Казань, 2002), докладывались и обсуждались на ежегодных отчетных заседаниях кафедры психологии КГУ (1999 —2002).

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. Работа содержит 3 таблицы, 11 рисунков, 13 цветных приложений с изображениями картин, 10 сводных протоколов, 10 листов с математической обработкой данных. Содержание диссертации отражено в 7 публикациях. Список литературы содержит 165 работ, из них 47 на иностранных языках.

Проблемы творчества в современных психологических концепциях

В современной научной литературе широко распространено определение творчества по результату - продукту, получаемому в процессе создания нового, но в то же время процессуальная сторона творчества, его механизмы редко получают развитие в определениях сути творчества, пишет Д.В.Богоявленская[17]. Она считает, что фрейдизм, сделав попытку объяснения механизмов творчества через понятие психической энергии, являющейся носителем творческих способностей, наряду со Спирменом и Лазурским внёс свой вклад в понимание сути творческого процесса, уравновесив своеобразный перенос в сторону интеллектуалистического понимания творчества[96]. Этот ее взгляд представляется достаточно обоснованным; кроме того, понятие психической энергии может быть задействовано в понимании причин появления барьеров творческого роста, мешающих творческой самореализации личности.

Этот аспект изучения личности художника будет подробно раскрыт в третьей главе данной работы.

Подходы к понимание творчества достаточно сильно различается; так, указывается, что часть учёных придерживается точки зрения о творческом характере лишь социально значимых открытий, другая часть отмечает несомненный творческий характер открытий «для себя», прочие создают границу по делению на «творческие» и «нетворческие» профессии[17].

Отсутствие чёткой дифференциации в психологии творчества приводит к тому, что слово «творчество» становится возможным применить к практически любой деятельности кроме узкого круга определённо автоматизированных действий [96].

Следствием такого положения дел является, как проекция нерешённости проблемы творчества, отсутствие единого научно обоснованного понятия одарённости [96].

Б.Г. Мейлах (1980) идёт дальше, обобщая положение дел в психологи творчества, он пишет, что психология творчества как наука и как самостоятельная дисциплина развита мало [58].

Д.В.Богоявленская (2001) пишет, что значительная часть феноменологии творчества не только не подвергается исследовательскому анализу, но и остаётся незамеченной. Она отмечает, что практика отечественных и зарубежных исследований и наблюдений показывает, что умственные способности человека и его творческая отдача периодически не коррелируют друг с другом, что доказывает, что в рамках данной проблематики существующий подход исчерпал себя, не сумев удовлетворить социальный заказ на выявление высокого творческого потенциала.

В результате кризиса этого подхода в 50-е годы начало осознаваться стремление обозначить такие способности к творчеству, которые нельзя будет свести к чисто интеллектуальным [17].

Несмотря на то, что во всех трёх школах отечественной психологии Б.М.Теплова[97,98], С.Л.Рубинштейна[84, 85, 86] и А.Н.Леонтьева[47] зарождалось осознание того, что одарённость не сводится к сумме способностей, своё концептуальное выражение это направление психологической мысли получило в отечественной психологии только у Я.А.Пономарёва[72]. Анализ продуктивного процесса достиг своего апогея в работах С.Л.Рубинштейна[84], в школе которого впервые были представлены реальные детерминанты инсайта. Этому феномену Рубинштейн придавал принципиальное значение поскольку инсайт традиционно рассматривался как явление, не обусловленное предшествующим ходом мысли [96]. Наиболее плодотворно и последовательно это направление, предполагающее представление об инсайте, как о стремительно рождающемся результате предшествующего анализа развивалось А.В.Брушлинским[ 17].

За рубежом креативность постепенно уходит из центра внимания исследователей на периферию[96]. Этот процесс у нас обещает быть длительным, отмечает Д.В.Богоявленская.

Если для современных зарубежных концепций (Р.Стернберг, С.Хеллер, К.Рензулли) характерен полимодальный подход, то для отечественных психологов ближе поиск единого основания в решении проблемы творчества (М.В. Холодная, А.А. Мелик-Пашаев, В.Д.Шадриков).

Понятие духовной активности, пишет Богоявленская, в качестве термина редко встречается в отечественной психологии, присутствуя в них в качестве имплицитного денотата; наблюдается феномен самодвижения деятельности, который приводит к выходу за пределы заданного, что и позволяет увидеть «непредвиденное» [96]. В своём концептуальном подходе Д.В.Богоявленская (1997) особое внимание уделяет тому факту, что именно позиция субъекта деятельности (отношение к миру, смысл осуществляемой деятельности) определяет возможность творческих достижений; духовное богатство внутреннего мира личности определяет её действие во внешнем мире [96].

Проективные методы в исследовании личностных особенностей

Индивидуальные различия представляют собой неслучайное сочетание личностных черт, что позволяет говорить о четко различимых типах и об устойчивом характере сформированных в онтогенезе особенностях человека. Именно из этих положений исходили многочисленные исследователи при создании типологических построений (типология темпераментов Гиппократа, 1981 и Галена,1981; типология темперамента Павлова, 1992; психофизическая типология характеров Э.Кречмера,1996 и К. Шелдона, 1996; типология социальных характеров Э.Фромма, 1994; типология акцентуаций у подростков А.Е. Личко,1992; типология акцентуаций К.Леонгарда,1997; типология профессий Климова, 1992; типология личности К.Г.Юнга,1998; типология социо-нических типов А.Аугустинавичуте,1998). В контексте нашего исследования представляет интерес рассмотрение акцентуированных черт личности как проявления доминирующей личностной направленности.

Акцентуации характера - понятие, введенное К. Леонгардом [46] и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Акцентуации характера отличаются от последних отсутствием одновременного проявления свойственной психопатиям триады признаков: стабильности характера во времени, тотальности его проявлений во всех ситуациях, социальной дезадаптации(П.Б.Ганнушкин,О.В.Кербиков)[46].

Акцентуациям характера свойственна уязвимость личности по отношению не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенного рода психотрав-мирующим воздействиям, адресованным к так называемому "месту наименьшего сопротивления" данного типа характера, при сохранении устойчивости к другим [46].

В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) акцентуации характера, которые могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности ], физического здоровья[46].

Оформляясь к подростковому возрасту, большинство акцентуаций характера, как правило, со временем сглаживаются, компенсируются и лишь при сложных психогенных ситуациях, длительно воздействующих на "слабое звено" характера, могут не только стать почвой для острых аффективных реакций, но и явиться условием формирования психопатического развития [46].

Акцентуация характера, по А.Е.Личко [50], - это доминирование отдельных черт характера, при которых наблюдаются отклонения в поведении человека, которые находятся на грани между нормой и патологией.

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А.Е.Личко [50], выглядит следующим образом: гипертимный тип, циклотим 49 ный тип, лабильный тип, астеноневротический тип, сензитивный тип, психастенический тип, шизоидный тип, эпилептоидный тип, истероидный тип, неустойчивый тип, конформный тип.

Поскольку акцентуации характера граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, их типология базируется на детально разработанной в психиатрии классификации психопатий, отражая, однако, и свойства характера психически здорового человека. Выделяются следующие основные типы акцентуаций характера: циклоидный, гипертимный, лабильный, астенический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, застревающий (паранойяльный), демонстративный (истероидный), дистимный, неустойчивый, конформный[46].

Методика психологического анализа произведений живописи

Творчество выражает себя, через визуальные образы, в которых отражается влияние акцентуаций характера. Таким образом, визуальный продукт становится областью проявления борьбы конструктивных и деструктивный тенденций личностной направленности автора. В итоге основной задачей нашего исследования стал поиск некоего связующего звена, с помощью которого можно было бы переходить от образного к личностному и наоборот. Это должен был быть такой методологический принцип, который мог бы универсально описывать сложнейшие взаимоотношения компонентов. В результате наши поиски увенчались успехом в виде найденного Н.Бором принципа соответствия.

Несколько слов об истории вопроса: Мориз Гейгер (1921) (Moris Geiger) был первым, кто не опираясь на психоаналитические постулаты, предложил интересную теорию активного и неактивного переживания, сходную с представлениями о предсознательном и сознательном [16]. Через более чем 30 лет Пол Шилдер (Raul Schilfer) и Людвиг Бинсвангер (Ludwig Binswanger) попытались синтезировать феноменологию и психологию, делая попытки соотнести и сблизить оба подхода[16]. Эта ситуация вызывает аналогии с ситуацией в физике того времени, когда, пытаясь примирить представления квантовой и классической физики, Н. Бор ввел принцип соответствия, физическая суть которого заключается в том, что при описании явлений микромира необходимо применять терминологию, разработанную для макромира[63]. Бор неоднократно подчеркивал универсальность принципа соответствия и возможность его применения в рамках различных наук. В случае психологического рассмотрения художественного творчества, макромиром можно считать все то, что связано с сознанием, в понятиях которого мы рассматриваем бессознательное - микромир личности, зачастую скрытый от неё самой. Отсюда следует, что мир личности, как уникальная подвижная целостность сознательного и бессознательного даёт основание выделить два вида отношений между его составляющими: между первичным и вторичным как смежными стадиями одной и той же развивающейся системы личности, подразумевающей некую дуальность в самой своей природе, и между двумя активно воздействующими друг на друга сторонами единого целого[56]. Верхней, познаваемой стороной личности является макромир рационального, нижней, с трудом поддающийся анализу и представляющий собой то, что Хайдеггер назвал скрытым микромиром бессознательных импульсов и влечений человеческого «Я» [ 109].

Сделанный 20 декабря 1913 года в Копенгагене на заседание физического общества, доклад Н. Бора о принципе соответствия актуален до сих пор[102].

Установив соответствие между старой и новой физикой, Н.Бор затем сформировал свой принцип соответствия, который оказался эффективным не только при исследовании отношений между теориями, в физике, но и в других областях знания [56].

Это стало возможным в силу универсальности общих закономерностей, управляющих отношениями между компонентами и стадиями развивающейся системы, будь то явление объективного мира или субъективность интраинди-видного[ 56 ].

Личность, как развивающаяся система, направленная на познание, обладает определёнными соответствиями между своими компонентами. Эти компоненты не остаются неизменными, что означает, что соответствие как отношение в каждый данный момент обладает не только присущей ему качественной характеристикой, но и собственными количественными показателями[56].

Похожие диссертации на Соответствие визуальных художественных образов личностной направленности живописцев