Содержание к диссертации
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ СВОБОДЫ В ПСИХОЛОГИИ 16
1.1. Философские основания понимания феномена свободы 16
1.2.Проблема свободы в отечественной психологии 145
1.3.Исследование свободы в зарубежной психологии 165
1.4. Методологические принципы, положенные в основу изучения феномена свободы личности 194
Глава II. СУЩНОСТЬ РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОНИМАНИИ СВОБОДЫ 203
2.1. Понимание свободы с позиций рефлексивно-деятельностного подхода 203
2.2.Понятиео границе возможностей. Виды границ возможностей 232
2.3.Изменение границ "Я"- необходимое условие свободы личности 251
2.4.Свободный выбор. Критерии свободного выбора. Свободный выбор и ответственность 255
2.5.Психотерапия и манипуляция - способы изменения границ пространства возможностей личности 268
2.6.Иллюзии свободы 272
Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ 277
3.1. Принципы и методический аппарат исследования феномена свободы личности 277
3.2. Исследование детерминант свободы-несвободы личности от фрустрации 289
3.3.Исследование свободы-несвободы в диадах с демократическим и авторитарным типом взаимодействия 330
3.4.Контент-анализ определений свободы представителями различных возрастных групп 346
3.5.Исследование представлений о свободе-несвободе в ходе проведения рисуночной техники "Моё несвободное Я"-"Моё свободное Я" 351
Глава IV. ПРОБЛЕМА СВОБОДНОГО ОБУЧЕНИЯ 358
4.1. Способы ограничения и расширения свободы учащихся в процессе обучения 358
4.2. Постановка проблемных ситуаций - метод развития свободы учащихся в обучении 370
4.3. Психотехнические приёмы актуализации свободы- несвободы личности (на материале спецкурса "Психология свободы" для студентов-психологов) 382
ВЫВОДЫ 409
ЛИТЕРАТУРА 414
ПРИЛОЖЕНИЕ 428
- Философские основания понимания феномена свободы
- Понимание свободы с позиций рефлексивно-деятельностного подхода
- Принципы и методический аппарат исследования феномена свободы личности
Введение к работе
Актуальность.
Проблема свободы волновала человечество с древности. Жизнь человека, чаяния народа всегда были связаны со стремлением к свободе.
Вопрос о свободе - вечно открытый - не до конца определённый будет значим во все времена для человека, способного осознавать, желать, осуществлять свободный выбор, отстаивать свою индивидуальность, добиваться своих целей, выражать своё мнение, общаться, обучать, созидать, любить, понимать мир и своё место в мире. В его решении обнаруживается смысл для личности - страдать и радоваться, понимать и находить себя в поисках свободы.
Несмотря на множество работ, посвященных свободе, её сущность остаётся во многом непознанной. Исходя из данных предварительного анализа содержания психологических работ по проблеме свободы, можно сделать вывод о том, что при наличии ряда философских и психологических определений, более или менее развёрнутых картин феноменологических проявлений и попыток как теоретического, так и эмпирического путей осмысления свободы, её сущность "ускользает" от научных определений. К настоящему моменту в психологии не выработано единой общепринятой дефиниции свободы. Под свободой пониматся достаточно широкий спектр феноменов, способность самостоятельно принимать решения, осуществлять свободный выбор, быть причиной самого себя и своих действий, ответственность, способность желать, самостоятельно выбирать стиль жизни, выбирать путь добра, когда стоит альтернатива между добром и злом, и т.п. Если применить кантовские категории, то свобода остаётся "вещью-в-себе", изредка являющейся "вещью-для-других" в обличьи понятий: "актуализация", "самореализация", "открытость", "спонтанность","конгрузнтность","нонконформизм", "воля","активность", "ответственность", "саморегуляция" и т.п. Нередко свободу смешивают с анархией, произволом, властью (что, как правило, приводит к печальным последствиям на практике).
Категория свободы наполнялась содержанием и претерпевала изменения в процессе развития и смены исторических формаций, теологических и философских школ и направлений. Являясь по логике своего развития философской категорией, "свобода" на определённых этапах истории человечества обретала социальный статус и выступала в качестве экономических и политических требований "свободы слова", "печати",
"совести", "вероисповедания","частного предпринимательства" и т.п. В настоящее время в России эти лозунги свободы и необходимость их гарантии звучат с особой силой, что создаёт реальные предпосылки прояснения психологического содежания свободы, смещения акцента в понимании категории "свобода" с философского на психологический уровень. Тем более, что в зарубежной психологии вопрос о свободе открыто заявлен и разрабатывается как психологический уже несколько десятилетий. Свобода человека исследуется на теоретическом и экспериментальном уровнях. Практически, ни один из авторов ведущих зарубежных концепций личности не обошёл проблему свободы человека. Многие из них предложили своё понимание этой категории, дали представление об условиях достижения свободы человеком в обществе. Поэтому неслучайно анализ ведущих концепций личности проводится с учётом того, как их авторы относились к вопросу о свободе и детерминированности человека [207]. Таким образом, в зарубежной психологии проблема свободы занимает приоритетное место, что нельзя сказать об отечественной психологической науке, пережившей вместе со страной тяжёлые времена запрета на свободную мысль и свободное действие в период тоталитарного режима. Несмотря на значимость проблематики свободы,её дефиниция до сих пор в психологических словарях в отечественной психологии отсутствует. Ещё в XIX веке А.С.Пушкин заметил сложности регламентации понятия "вольнолюбивый" в России. В письме Н.И.Гречу (1821) он писал: «...вчера видел я в "Сыне отечества" моё послание к 4-у; уж эта мне цензура! Жаль мне, что слово вольнолюбивый ей не нравится: оно так хорошо выражает нынешнее liberal, оно прямо русское, и, верно, почтенный А.С.Шишков даст ему право гражданства в своём словаре, вместе с шаротыком и с топталищем» (А.С.Пушкин. Собр.соч. В 10-ти тт. Т.9. С.33). Всё творчество вольнолюбивого А.С.Пушкина пронизано идеей свободы. Он мечтал о свободном народе. В стихотворении "Деревня" он пишет:
Увижу ль, о друзья! Народ неугнетённый
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвящённой
Взойдёт ли наконец прекрасная заря?
Свободу просвященную, защищенную законом, а не кровавый бунт восславлял он в своих произведениях.
... Хочу воспеть Свободу миру... ... о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надёжную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой. ("Вольность". Ода)
Постановка проблемы свободы как психологической по своему содержанию, определение психологических оснований её понимания и изучения являются актуальными задачами не только по причине её исторической реабилитации, но и для реализации гуманистической цели. Свобода выступает необходимым условием самоопределения личности, формирования, сохранения и трансляции своей личностной позиции по отношению к нравственным, духовным ценностям в системе межличностного взаимодействия, творчестве. Без сохранения индивидуальной свободы и признания права на свободу других людей свобода утрачивает своё личностное измерение - понятие свободы теряет свои сущностные характеристики. Психологическое понимание свободы, преломлённое в практике обучения и психотерапии, имеет не только теоретическое, но и практическое значение в плане развития представления о свободе как необходимого условия личностного роста. В условиях демократизации отношений в нашей стране, которая затрагивает многие социальные институты, в том числе, школьную и вузовскую систему обучения, проблема изучения феномена свободы личности представляется, несомненно, актуальной.
Объект исследования. Исследование феномена свободы личности проводилось среди учащихся общеобразовательных школ и студентов университетов, для которых в связи с ростом их самосознания стремление к независимости является значимым.
Исследование выполнено в традициях деятельностного подхода в психологии (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и их последователи) — принципе изучения психики, в основу которого положена разработанная И.Г.Фихте, Г.Гегелем, К.Марксом категория предметной деятельности. Теоретическим основанием работы
являются культурно-историческая теория (Л.С.Выготский), учение о детерминизме и роли сознания в самоопределении личности (С.Л.Рубинштейн), теория деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев), теория личности (А.В.Петровский, В.А.Петровский), концепция рефлексивной системы (В.А.Лефевр).
Исходным для изучения феномена свободы личности выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности и рефлексии.
На основе рефлексивно-деятельностного подхода разработан и применён рефлексивно-деятельностный анализ феномена свободы личности.
Анализ философских и психологических работ, посвященных проблеме свободы личности, позволил определить теоретическую основу исследования, концептуальный аппарат, основные подходы к организации и проведению экспериментальных работ по изучению феномена свободы личности.
В качестве модели деятельности нами используется разработанная С.Л.Рубинштейном (1922,1940), А.Н.Леонтьевым (1975) и развитая в трудах их последователей многоуровневая модель строения и осуществления процессов деятельности человеком, выступающим активным субъектом деятельности, способным к саморегуляции.
На основании теории личности, принятой в психологии, личность рассматривается как субъект социальных отношений и сознательной деятельности и как определяемое включённостью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении [83]. Согласно С.Л.Рубинштейну, личность является опосредующим звеном, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. По А.Н.Леонтьеву, возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя -становится личностью. Личность характеризуется активностью, то есть, стремлением выходить за собственные пределы, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний (В.А.Петровский).
Природные свойства и особенности личности выступают в ней как социально обусловленные. Исходя из теории личности нами выявлены единицы функционального анализа феномена свободы личности. Свобода личности рассматривается как явление социальной природы: свобода-несвобода осознаётся, переживается и достигается человеком в процессе и результате взаимодействия и общения с другим человеком,
другими людьми (причем функцию другого может выполнять Я как другой во мне /не-Я/). Особенно ярко феномены свободы-несвободы личности проявляются в ходе достижения общей, общественно значимой цели совместной деятельности, когда интенсифицируются процессы рефлексии на совместную деятельность, человек осознает свою ответственность за свои действия.
В соответствии с теориями деятельности и личности определены предмет и методы исследования.
Предмет исследования —феномен свободы личности: детерминанты свободы-несвободы личности от фрустрации; виды ограничения и расширения свободы учащихся на различных уровнях деятельности в процессе обучения; проявление свободы-несвободы личности в совместном творчестве в диадах демократического и авторитарного типов взаимодействия; особенности объективации личных представлений и состояний свободы-несвободы в рисунках; возрастные различия в понимании свободы.
Основная цель работы - обосновать рефлексивно-деятельностный подход к пониманию феномена свободы личности, экспериментальным путём выявить феномен свободы личности и факторы, способствующие освобождению личности от фрустрации.
Гипотезы исследования.
1. Существует зависимость между развитием интеллектуальных способностей и свободой человека: чем выше интеллект, тем больше возможностей быть свободным.
2. Необходимо-упорствующий (NP) тип реакции (по тесту Розенцвейга) выступает показателем свободы личности во фрустрирующих ситуациях; препятственно-доминантный (OD) и защитный (ED) типиреакций выступают показателями несвободы личности в ситуациях фрустрации.
3. Между необходимо-упорствующим (NP) типом реакции как показателем свободы личности от фрустрации и мышлением (флексибильностью, абстрактностью) существует прямая зависимость.
4. Между необходимо-упорствующим типом реакций как показателем свободы личности от фрустрации и индивидуальными особенностями человека, его личностными качествами существует непосредственная связь.
5. Если в ситуации совместного творчества в рисунках встречается сопротивление,
то оно выступает показателем несвободы личности во взаимодействии.
6. Существует возрастная специфика понимания категории "свобода", связанная с уровнем развития самосознания (рефлексии).
Задачи исследования.
1. Определить философские основания понимания свободы, значимые для психологического анализа свободы личности.
2. Провести обзор работ по проблематике свободы в отечественной и зарубежной психологии.
3. Раскрыть сущность и категориальный аппарат рефлексивно-деятельностного подхода к пониманию феномена свободы личности.
4. Подобрать батарею методик, позволяющих исследовать феномен свободы личности. Разработать экспериментальные программы для исследования особенностей феномена свободы личности.
5. Провести экспериментальное исследование феномена свободы личности в специально созданных условиях выхода из фрустрирующих ситуаций. Определить влияние интеллектуальных способностей, личностных качеств и акцентуаций характера на достижение и редукцию свободы при выходе из фрустрирующих ситуаций.
6. Провести корреляционный и факторный анализ результатов исследования.
7. Провести валидизацию экспериментального исследования.
8. Определить возрастную специфику понимания свободы.
9. Создать и апробировать проективную рисуночную технику, позволяющую объективировать зачастую скрытые от сознания собственные представления и ощущения личной свободы-несвободы.
10. Определить показатели свободы-несвободы творчества при демократическом и авторитарном типах взаимодействия.
11. Осуществить поиск и обнаружить способы расширения и ограничения свободы учащихся в процессе обучения. Провести рефлексивно-деятельностныи анализ проблемных ситуаций.
12. Разработать и апробировать на практике психотехнические приемы актуализации свободы-несвободы личности.
13. На основании результатов исследования подготовить программу и учебно-методическое пособие для спецкурса "Психология свободы".
Методы исследования: эксперимент, наблюдение, интервью, анкетирование, метод тестов, проективные рисуночные тесты, анализ продуктов деятельности.
Разработан и апробирован на практике - в экспериментальном исследовании и спецкурсе "Психология свободы" комплекс различных психотехнических приёмов, позволяющих актуализировать представление о свободе-несвободе.
Для реализации цели исследования использован комплекс конкретных методик: экспериментальное исследование ригидности-флексибильности мышления по методике Э.Лачинза, экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С.Розенцвейга, модифицированный нами вариант исследования самооценки личности по фактору свободы, шестнадцатифакторный личностный опросник Р.Кэттелла (16 PF), характерологический опросник Г.Шмишека, опросник Г.Айзенка (ЕРІ) - вариант А, методика исследования уровня субъективного контроля (УСК) Дж.Роттера, контент-анализ определений понятия "свобода", проективные рисуночные техники: модифицированная нами гештальт-техника "Великий художник - ученик" Д.Н. Хломова, техника "Моё несвободное Я" - "Моё свободное Я", психологический анализ уроков студентов-практикантов. Для обработки результатов творческой деятельности использовались юнгианские техники интерпретации рисунков, гештальт-анализ рисунков, интерпретация тестов: "Дерево" К.Коха, "Дом - Дерево - Человек" Дж.Бука, цветовой тест М.Люшера.
В исследовании приняли участие 910 человек (подростков, старшеклассников, студентов, аспирантов, учителей) - из них 81 человек (студенты) были задействованы в основной экспериментальной программе. Исследование проведено на базе УлГЛУ, УлГУ, ряда общеобразовательных школ г.Ульяновска.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечена использованием разнообразных взаимодополняющих методов и современного аппарата статистического анализа данных - корреляционного и факторного анализа, контент-анализа, метода экспертной оценки. Имеется теоретическое обоснование полученных результатов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
1. Обнаружены философские основания изучения свободы личности, имеющие значимость для психологии свободы.
2. Проведен анализ работ по проблеме свободы в отечественной и зарубежной психологии.
3. Научную новизну диссертационного исследования представляет рефлексивно-деятельностный подход к пониманию свободы и построенный на его основе рефлексивно-деятельностный анализ феномена свободы личности. Рефлексивно-деятельностный подход представляет собой новое направление в теоретическом и экспериментальном изучении свободы-несвободы личности, служит методологической основой познания феномена свободы личности в единстве процессов рефлексии и деятельности. С позиций рефлексивно-деятельностного подхода свобода исследуется в единстве трёх её сторон: рациональной, чувственной, действенной. Рассматриваются проявления феномена свободы личности - свободный выбор, иллюзии свободы, предложена дифференциация границ возможностей, выявлены различия свободы "от..." и свободы "для ...".
На основе рефлексивно-деятельностного анализа, выступающего методом изучения феномена свободы личности, рассматриваются уровни деятельности, на которых ученики сталкиваются с препятствием при возникновении проблемных ситуаций различных видов. Разработана и апробирована схема психологического анализа урока, на основании которой студенты-практиканты определяют возникновение ситуаций ограничения или расширения свободы учащихся на различных уровнях деятельности. Рефлексивно-деятельностный подход к пониманию феномена свободы личности оказался эффективным и может быть применён в дальнейшем изучении свободы.
4. Дано определение понятия свободы с позиций рефлексивно-деятельностного подхода.
5. На основании рр&ляционного и факторного анализа выявлены детерминанты свободы-несвободы личности от фрустрации: обнаружена прямая связь между мышлением, индивидуальными особенностями и свободой личности от фрустрации.
6. В исследовании доказана значимость категории "границы возможностей" в представлении о свободе-несвободе личности.
Практическая значимость исследования.
Теоретический анализ работ по проблеме исследования, имеющихся в отечественной и зарубежной философии и психологии, позволяет глубже понять феномен свободы-несвободы личности.
Разработанный нами рефлексивно-деятельностный подход позволил провести рефлексивно-деятельностный анализ феномена свободы личности.
В исследовании обнаружены способы расширения свободы учащихся в процессе обучения - создание проблемных ситуаций на уроках, ориентация учителя на демократический интегративный тип взаимодействия в системе "учитель - ученик".
Результаты исследования обобщены, опубликованы и могут использоваться в школах и ВУЗах в процессе обучения.
Внедрение и апробация результатов исследования.
Основные теоретические положения и практические разработки исследования изложены в монографии, учебно-методическом пособии, учебно-методических рекомендациях, научных статьях. Общий объём публикаций по теме исследования -свыше 25 печатных листов.
1. Разработан и с 1993 года проводится в учебной практике спецкурс "Психология свободы" (рассчитанный на 34 часа) для студентов-психологов старших курсов университетов. По материалам спецкурса опубликовано учебно-методическое пособие "Познание свободы: продолжение пути".
2. В целях повышения эффективности уроков разработаны, апробированы на практике и опубликованы методические рекомендации студентам-практикантам "Ограничение и расширение свободы учащихся в процессе обучения" и "Психологический анализ урока".
3. Материалы монографии, учебно-методического пособия и учебно-методических рекомендаций использованы в курсах лекций и практических занятиях по общей, возрастной, педагогической и социальной психологии, психологии личности в УлГПИ, УлГУ, институте повышения квалификации г.Ульяновска, Российском открытом
университете г.Москвы.
4. Обозначены возможности и перспективы интегральной психотерапии в работе с клиентами, испытывающими трудности в самореализации.
5. По результатам исследования проведены беседы с учителями и родителями учащихся в школах г.Ульяновска.
Результаты исследования докладывались на научных конференциях психологов -Международной научно-практической конференции "Индивидуальность в современном мире" (Смоленск, 1995), конференциях молодых ученых ИРЛ РАО "Актуальные проблемы развития личности" (Москва, 1995) и "Актуальные проблемы воспитания и развития личности" (Москва, 1996); на заседании лаборатории развития личности НИИ ОПП АПН СССР (Москва, 1992) с предоставлением плана-проспекта докторской диссертации "Психологические основания понимания и изучения свободы" (2 п/л); лаборатории жизненного самоопределения личности ИРЛ РАО (Москва, 1995); на заседаниях Ученого Совета ИРЛ РАО (Москва, 1997); на заседаниях кафедр психологии УлГУ (1992, 1994, 1997) и УлПТУ (1997); на методическом семинаре кафедры психологии УлГПУ (1996).
Положения, выносимые на защиту. (_1.Рефлексивно-деятельностный подход выступает методологической основой изучения феномена свободы личности. С позиций рефлексивно-деятельностного подхода свобода как феномен личности исследуется в единстве процессов осознания, переживания и изменения границ пространства виртуальных возможностей.)
Рефлексивно-деятельностный подход базируется на деятельностном подходе, основанном на принципе развития психики в деятельности: одной из ведущих категорий рефлексивно-деятельностного подхода выступает категория деятельности. Однако, при всем богатстве деятельностного подхода к пониманию психического, он оказывается недостаточным для исследования многогранного феномена свободы личности. По нашему убеждению,! феномен свободы личности может быть изучен в единстве процессов рефлексии и деятельности - в единой системе многоуровневого отражения Я на множестве рангов рефлексии различной степени обобщенности и включенности Я в процесс осознания (Я как воспринимающего деятельность, Я -наблюдающего за собой и деятельностью, Я-модели и т.д.) в многоуровневой структуре деятельности. Достижение свободы становится возможным при рефлексии на Я-концепцию (модель-Я), в которой свобода и Я-свободное признаются в качестве ценностей /
Необходимым условием достижения свободы выступает обращение человека к себе - рефлексия на противоречие, возникающее в ситуации осознавания препятствия в собственной деятельности. Осознание границы пространства возможностей, возникающей на каком-то уровне деятельности, приводит человека к переживанию одного или нескольких противоречий, каждое из которых восходит к глубинному диалектическому противоречию "Я" и "не-Я": "Я-ограниченное" (это суждение строится на рефлексивном ранге - наблюдение за собой как осознающим ситуацию) и "Я-безграничное" (суждение строится на более высоком ранге рефлексии - модели-Я, т.е. образа себя у самого себя). Противоречие между ними особенно остро переживается в ситуации принятия решения и необходимости действовать. Прежде чем принять решение, человек самоопределяется - определяет для себя смысл ограничения деятельности, соотносит Я-концепцию, свои права и ценности свободы с образом ситуативно-ограниченного "Я", осознаёт последствия своих поступков для себя и других. Рефлексия способствует осознанию своих возможностей в деятельности и себя как свободной личности.
Свобода существует в единстве трёх сторон: рациональной, чувственной, действенной.
2. Категория "граница" возможностей выступает значимой для определения
свободы-несвободы личности. /Достижение свободы осуществляется в процессе преодоления границ возможностей в деятельности или изменения отношения к ним. ___J
3. Детерминирующее влияние на свободу от фрустрации, рассматриваемую в качестве одного из феноменов свободы личности, оказывает интеллект (абстрактность и флексибильность мышления), а также индивидуальные особенности и личностные качества, отражающие высокий уровень принятия себя, хорошую саморегуляцию, самостоятельность, доброжелательное отношение к людям.
Освобождению от фрустрации препятствуют ригидность мышления, акцентуации характера, эмоциогенные личностные качества, недоброжелательность по отношению к другим.
4. Существует прямая зависимость между развитием интеллектуальных способностей и свободой человека: чем выше интеллект, тем больше возможностей быть \
/
свободнымуВ сфере образования эта закономерность выступает определяющей в поиске методов развития мышления и свободы. В частности, мы предполагаем, что постановка проблемных ситуаций как предметного, так и экзистенциального порядка, является одним из эффективных методов, развивающих интеллектуальные способности и свободу личности. Мышление обеспечивает работу рефлексии. Кроме того, мышление само может выступить объектом рефлексии. С развитием мышления, рефлексии и связанных с ними способностей управлять своими эмоциями и состояниями увеличиваются шансы на достижение свободы]
5. Свобода - феномен личности.
6. В диадах демократического интегративного типа взаимодействия субъект свободен в совместном творчестве, при авторитарном типе взаимодействия он стремится
к свободе, проявляет сопротивление давлению извне.
Существуют возрастные различия в понимании категории свободы подростков, і
ориентированных на свободу "от..." и старшеклассников, студентов, учителей, в большей степени ориентированных на свободу "для...". -у
Диссертационное иследование включает четыре главы, введение, заключение, приложение, таблицы - 20, рисунки - 5, диаграммы -3. К диссертации прилагается список отечественной и зарубежной литературы, всего 274 источника.
Философские основания понимания феномена свободы
Проблема свободы впервые была заявлена в философии и до сегодняшнего дня считается преимущественно объектом философского познания. За всю историю своего существования философская наука дала множество трактовок категории "свобода", и в настоящее время растёт количество работ по теоретическому анализу и обобщению философских представлений о свободе; находится в стадии становления и уточняется категориальный аппарат анализа, ключевыми дихотомиями которого являются диалектически связанные: "свобода и необходимость", "внутренняя и внешняя" свобода, "конкретная и абстрактная" свобода (свобода как понятие или реальный феномен), "абсолютная и относительная" свобода (отностительная свобода человека и абсолютная свобода мирового духа), "свобода и ответственность" и другие.
Поскольку психологическая наука не так давно (в конце XIX века) отделилась от философии, то содержательная общность и генетическое единство этих двух сфер познания (от одного корня - вопроса о сущности бытия и познания человека) обусловили "область пересечения" философского и психологического понимания свободы. Психологическое определение свободы обретает философскую глубину, когда включает в себя характеристики свободы не только отдельных конкретных действий и деятельностей, но и жизнедеятельности, в целом - бытия человека в мире, а также, когда содержание свободы детерминировано законами диалектики и предполагает единство и борьбу индивидуального и социального смыслов свободы, своеобразие переходов колличественных фактов достижения и переживания свободы в качественные - устойчивые характерологические особенности человека и базовые, глубинные состояния переживания.
Философия поставила ряд важных для психологического осмысления проблем. Одна из них - проблема детерминизма. Вопрос о детерминизме рассматривался в связи с определением принципов психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.), задачей изучения сущности волевого действия (Л.С.Выготский, 1931), понимания свободы и свободного выбора (Э.Фромм, 1964), анализа соотношения свободы человека и его судьбы (R.May, 1981), влияния детерминант внутреннего и внешнего порядка (J.Easterbrook, 1978).
С нашей точки зрения, категории анализа свободы, выделенные в философии, а также содержание философских представлений о свободе нуждаются в переосмыслении в аспекте психологического анализа и должны быть переведены в плоскость психологического познания. При этом они не утратят своего значения, но приобретут конкретное звучание и психологический смысл в плане отношения человека к своим возможностям, их реализации в конкретной деятельности и переживания чувств несвободы-свободы. В настоящей главе диссертационного исследования мы не ставим перед собой цель дать глубокий анализ филосософских концепций свободы. Наша задача заключается в том, чтобы выделить философские идеи, которые выступают методологическими основаниями рефлексивно-деятельностного подхода к пониманию феномена свободы личности.
В отличие от философии, в психологии в фокусе внимания находится конкретный человек (конкретная группа), особенности переживания человеком чувств свободы-несвободы, осознания и изменения границ своих возможностей в реальной (внешней или внутренней) деятельности, за которую он несет ответственность. Возможной становится экспериментальная работа, позволяющая обнаруживать феномены свободы эмпирическим путем. Однако без философской глубины рассмотрения понятия свободы, без того, что наработано в философии за многие столетия, невозможно понять феномен свободы личности. Если при раскрытии психологии свободы воспользоваться метафорой дерева, то корни -это философия, философские основы понимания человеком мира, своих возможностей и ограничений, бытия человека в мире; ствол (стволовые ветви) - основные принципы и категории психологической науки, необходимые для познания феномена свободы личности; ветви -различные концепции понимания свободы в отечественной и зарубежной психологии; цветы и плоды —феномены свободы-несвободы и психотехнические приёмы воздействия на другого (в обучении, психотерапии, управлении).
В результате изучения философских работ нами выделены основные идеи, выступающие в качестве философских оснований рефлексивно-деятельностного подхода к пониманию феномена свободы личности.
1. Единство сознания и деятельности (Р.Декарт, Г.Гегель, философы экзистенциалисты, русские философы, М.К.Мамардашвили). Пространственно временной континуум "бытие-сознание" (декартова система координат "сознания" и "деятельности") - область существования и определения феномена свободы личности. Без осознания не может быть свободы. Свобода достижима в процессе и результате осознания причин явлений и собственных мотивов поведения (Платон, Б.Спиноза, Г.Лейбниц), при осознании и понимании необходимости (Р.Декарт, Б.Спиноза, И.Кант, И.Г.Фихте, Г.Гегель), при осознании себя как свободной личности (Сартр, русские философы). Свобода - результат реальных осознаваемых действий. Принимая во внимание, что в современной психологии в структуру сознания входят: познавательная деятельность, осознание Я и своего отношения к себе и окружающему миру, совокупность знаний, то мы имеем возможность рассмотреть каждый из этих компонентов сознания в общем методологическом принципе единства сознания и деятельности.
Понимание свободы с позиций рефлексивно-деятельностного подхода
Рефлексивно-деятельностный подход - метод познания, основанный на принципе единства сознания и деятельности при анализе феномена свободы личности, является ведущим в изучении процессов осознания, переживания человеком границ своих возможностей, их изменения в деятельности. Он основан на деятельностном подходе и традиционном понимании рефлексии в философии и психологии, а также трактовке рефлексии, предложенной В.А.Лефевром. В.А.Лефевр ввёл понятия "уровень рефлексии" и "рефлексивная система", полагая, что у человека есть способность встать в позицию исследователя не только по отношению к себе, но и по отношению к другому субъету, его действиям и мыслям.
Категориальный аппарат. В качестве категориального аппарата рефлексивно-деятельностного подхода используются общепринятые в психологии понятия: "рефлексия", "деятельность", "личность", а также "сформированная деятельность", "дерево целей", "виртуальные возможности", "границы пространства виртуальных возможностей".
Рефлексия. Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании... Рефлексия - это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают "рефлексирующего", его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии - предметно-рефлексивные отношения... В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. Рефлексия, таким образом, - это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого высту особв-Нкостей пает воспроизведение, воссоздание)друг друга [158].
Человек, осознавая окружающий мир и себя в этом мире, отражает не только предметы и явления действительности, но и отношение к ним. "Система отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия" [83]. Рефлексия, самосознание - ядерная характеристика личности. По мнению В.Н.Мясищева, система отношений человека к внешнему миру и к самому себе формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, является одной из форм этого отражения и составляет ядро личности [123].
Рефлексия как компонент самосознания является необходимым условием достижения свободы. Будучи ограниченным, человек рефлексирует на своё ограниченное "Я" и "Я"-безграничное, в ходе разрешения этого противоречия осуществляет выход за рамки конкретного единичного "Я" - изменяет границы возможностей. Причём, человек рефлексирует на Я-концепцию, идеалы, законы, долг, процесс деятельности, на действия других и т.п.
В разработке рефлексивно-деятельностного подхода к пониманию феномена свободы личности мы опирались на представление Лефевра о структурной природе рефлексии - многоуровневом процессе отражения "Я" и другого в ситуации взаимодействия.
Рефлексия, согласно Лефевру, представляет собой "рефлексивную систему" -"систему зеркал, многократно отражающих друг друга" [98; 102], где содержание нового уровня отражения определяется содержанием рефлексии, вернее, её результатом на предыдущий уровень отражения. Согласно Лефевру, каждый новый шаг рефлексии характеризуется более обобщенным характером отражения Я-наблюдающего за своей деятельностью.
Принципы и методический аппарат исследования феномена свободы личности
Разработка и проведение экспериментальных программ по исследованию феномена свободы личности осуществлялись на основе следующих общеметодологических принципов психологии, преломлённых в практике эмпирического исследования и получивших в ней особое конкретное содержание.
Принцип системности, свобода личности исследуется в единстве процессов осознания, переживания и изменения границ пространства возможностей в системе отношений и деяний с другими людьми. Экспериментальная или тестовая ситуация строится таким образом, что в ней испытуемый сталкивается в процессе деятельности (в ситуации соприсутствия - реального или воображаемого взаимодействия с другими людьми) с препятствиями реализации своих возможностей, которые воспринимает в качестве ограничения своих действий, мешающих достижению целей, реализации "Я". Он имеет возможности осознать, выразить отношение к ограничению своих возможностей, реально в деятельности изменить границы своих возможностей или изменить своё отношение к ним.
Рефлексивно-деятельностный подход, осуществляемый в практике экспериментального исследования, построен и проводится на основе принципа единства сознания и деятельности. Анализ феномена свободы личности проводится по результатам деятельности: свобода личности как идеальное, то есть феноменологическое, не имеющее материального субстрата явление, познаётся через продукты деятельности -знаки, факты изменения границ возможностей в конкретной деятельности. В протоколах экспериментального исследования фиксируются элементы рисунка, свидетельствующие о наличии или отсутствии сопротивления при проективном рисовании, речевое действие, выражающее принятое решение о своём поступке в ситуации фрустрации, особенности эмоционального сосхгояния при реагировании на препятствие, особенности отношения субъектов в процессе социального взаимодействия и совместной творческой деятельности, изменения реагирования на ситуацию фрустрации в условиях осознания себя свободным и т.п. Границы возможностей имеют свои определенные знаковые эквиваленты. При изменении отношения к границам возможностей экспериментатор фиксирует изменения результатов деятельности. Феномен свободы личности "улавливается" через продукт деятельности (общения), связанной с преодолением препятствия.
Принцип детерминизма (принцип причинной зависимости) определяет содержание задачи - в комплексном исследовании выявить некоторые зависимости свободы-несвободы человека от фрустрации. В ходе обработки экспериментальных данных (корреляционный и факторный анализ) выявляются факторы, влияющие на свободу личности (детерминанты свободы-несвободы) - личностные качества и индивидуальные особенности, осознание себя свободным.
Принцип деятелъностного опосредствования межличностных отношений применён в исследовании "Великий художник - ученик", в котором участники дружеской диады в совместной творческой деятельности реализуют общую цель - нарисовать картину. Если индивид принимает общую, значимую цель деятельности как свою собственную и включается в совместную деятельность по внутреннему побуждению, то он проявляет себя как свободная личность.
Принцип развития психики в деятельности учитывался при интерпретации данных контент-анализа определений понятия свободы представителями различных возрастных групп. Мы убеждены, если в процессе обучения будут использоваться проблемные ситуации, то это создаст необходимые условия для развития индивидуальных качеств ума (флексибильности, абстрактности, обобщённости, самостоятельности, критичности и других) и развития свободы. Свобода личности также развивается в деятельности, связанной с преодолением препятствий самореализации. В результате преодоления препятствий увеличивается опыт свободы, рост самосознания (разумеется, не следует искусственно создавать трудности - в жизни их и так хватает).
Для изучения феномена свободы личности применяется множество взаимодополняющих методов исследования и методических приемов. Они подбираются таким образом, чтобы испытуемый в ходе решения задачи, преодоления препятствий деятельности имел возможность выбирать из множества вариантов - альтернатив действия.
Экспериментатор принимает позицию стороннего наблюдателя, не вмешивающегося в процесс самоопределения испытуемого по отношению к границам своих возможностей, за исключением тех моментов, когда требуется внушающее воздействие для осознания себя свободным.