Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретико-методологический анализ исследования проблемы творческого Я в современной науке 12
1.1. Проблема творчества в современной науке. 12
1.2. Изучение творческого Я в психологии 34
1.3. Сущностная характеристика творческого Я 51
Глава II. Разработка теоретической модели творческого Я в познавательной деятельности учащихся-лицеистов 70
2.1. Специфика познавательной деятельности 70
2.2.Теоретическая модель творческого Я в познавательной деятельности учащихся-лицеистов 81
2.3.Критерии,показатели и уровни реализации творческого Я в познавательной деятельности учащихся-лицеистов 90
Глава III Эмпирический анализ исследования реализации творческого Я в познавательной деятельности учащихся-лицеистов 99
3.1. Психодиагностический инструментарий исследования творческого Я в познавательной деятельности учащихся-лицеистов 99
3.2.Алгоритм продуктивной реализации творческого Я в познавательной деятельности учащихся-лицеистов 109
3.3.Факторы и условия продуктивной реализации творческого Я в познавательной деятельности 129
Заключение 144
Библиографический список использованной литературы 151
Приложения 167
- Проблема творчества в современной науке.
- Специфика познавательной деятельности
- Психодиагностический инструментарий исследования творческого Я в познавательной деятельности учащихся-лицеистов
Проблема творчества в современной науке
Обратимся к анализу решения научной проблемы творчества в философии, культурологии, социологии и психологии.
В отечественной Философии феномен творчества рассматривается как: - развитие творческих способностей в процессе самостоятельного осмысления мира,при этом по мнению В.В.Розанова."творит человек,то есть приносит нечто новое в мир, всегда не общим,что есть у него с другими людьми,но исключительным, что принадлежит ему одно-му"/177.14/;
- решение проблемы всеединства через прохождение "духовной вертикали", которое возможно " через укрепление и усовершенствование своих индивидуально- человеческих элементов, через производство и освобождение реальных духовно- телесных типов".а "сила этого духовно-телесного творчества в человеке"(Вл.С.Соловьев)/104.101-103/;
- многомерное "укоренение" творческой личности,осуществляемое на четырех " ступенях" бытия - в четырех слоях мировоззрения:в природе (посредством знаний,через овладение знаниями),е социумеЩос-редством норм,через овладение социальными ролями), в роде челоеечес-ко/и(посредством ценностей, через овладение значениями) и е Абсолюте,в космическом Универсулда -посредством символов,через свободу(Ю.М.Федо-ров)/199,14/;
- взаимосвязь между категориями "свобода" и "творчество" когда: "свобода-есть творческая энергия,возможность создания нового,освобождение человека-не только от чего-то,но и для чего-то.И вот это " для" и есть творчество человека"(Н.А.Бердяев)/22,134/.
При рассмотрении творчества отечественные философы обращаются к анализу потребности личности в саморазвитии и самопреобразовании,которая побуждает ее к творческим силам.При этом,по мнению Н.А.Бердяева, "личность должна совершать самобытные,оригинальные, творческие акты, и это только делает ее личностью,составляет ее единственную ценность. . .Личность есть не субстанция,а акт,творческий акт.Личность есть становление будущего, творческие актым/23,14-16/.
Данная идея получила дальнейшее рассмотрение в научных трудах Д. И. Дубровского,Э.В.Ильенкова,Н.С.Мудрагея,С.Л.Рубинштейна("восхождение к самому себе-лучшему"),М.К.Мамардашвили("человек есть движение").
"Восхождение к самому себе-лучшему" понимается большинством философов как самостоятельное,целенаправленное овладение личностью собственными психическими возможностями и путь достижения к идеалу как к жизненной цели.Когда человек способен кумулятивно накапливая творческую рефлексию,избирать формы и масштабы как наращивания,так и реализации своих возможностей,то есть таким способом восходить к "себе-лучшему".
Специфика познавательной деятельности
Обратимся к анализу определения понятий "деятельность" и "познавательная деятельность" с целью выявления специфики структуры последней.
Сравнительный анализ научных достижений в области изучения деятельности, показал наличие следующих подходов, раскрывающих содержание этого понятия:
- единица жизни,опосредованная психическим отражением,реальная функция которого состоит в том, что ориентирует субъекта в предметном мире (А. Н. Леонтьев) \109, 82\;
-единица жизни,включающая порождение психических новообразований, реальная функция которых состоит в том,что они дают возможность создать новый предметный мир(0.К.Тихомиров)\197,33\;
-активность,непосредственно управляемая мотивом,соизмеряемая с сопутствующими условиями и коррелируемая фактором оценки(Б.Ф.Ло-мов)/119,37/;
-деятельность определяет (задает, назначает), содержит представление о рукотворном, культурно-обусловленном характере и ведет за собой психическое развитие личности(Д.Б.Эльконин)/223,496 /.
Деятельность,как исходный фундамент психологической науки и категорию, придающая ей целостность и системность, рассматривают с. л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская,А.В.Брушлинский.
Кроме того,деятельностный подход в психологии рассматривается:
- как разновидность системного подхода, поскольку сама деятельность есть система( можно сравнивать или даже противопоставлять виды системного подхода,но не системный и деятельностный);
- через субъектно-генетическое направление, полагающее признание за индивидом " авторства" не только в проявлениях психической активности, но и развитии его собственной психики,статуса субъекта,творящего свой психический мир и ответственного за результаты своих действий.
Согласно,второго подхода отражается попытка личности отстоять свою самость,право на инициативу в осуществлении жизнедеятельности и собственной индивидуальности, право на самодетерминацию и спонтанность психического развития, главную роль в котором играет субъектное начало, а не биологические и социальные факторы.
Рассматривая деятельность через системный подход,мы отмечаем, что она имеет структуру, динамику развития,функции и механизмы реализации. Структурированность компонентов системы является основанием для формирования индивидуального стиля деятельности.
Теоретической основой для изучения познавательной деятельности послужили исследования индивидуальностей личности (Б.М.Теп-лов.Н.А.Менчинская); ориентировочной основы действий (П.Я.Гальперин) ; мотивации (Г.С.Болдырева, Н.Г.Морозова, В.С. Юркевич);проблемной организации материала (А. М. Матюшкин, М. И.Махмутов);направленности личности(А.С.Ростов);особенностей старшего школьного возраста (Л.И.Божович,И.С.Кон);коллективной деятельности школьников (М.Д. Виноградова. И, К. Журавлев); программирования учебных процедур (Н.Ф. Талызина) , организации материала по принципу теоретического обобщения (В.В.Давыдов,А.К.Маркова); комплексного подхода к организации обучающих и воспитывающих воздействий (В.М.Коротков);оптимизации учебно-воспитательного процесса (Ю.К.Бабанский).
Психодиагностический инструментарий исследования творческого Я в познавательной деятельности учащихся-лицеистов
Изучение продуктивной реализации творческого Я осуществлялось по разработанной диагностической программе,которая предусматривала решение следующих задач:
-определить методики,ориентированные на диагностику творческого Я учащихся лицея;
-обнаружить критерии,показатели и уровни продуктивной реализации творческого Я в познавательной деятельности;
-изучить динамику анализа реализации структурных компонентов творческого Я в познавательной деятельности учащихся лицея;
-исследовать типичные недостатки и затруднения процесса реализации творческого Я учащихся лицея и их причины;
-выявить факторы и условия продуктивной реализации творческого Я в познавательной деятельности;
-разработать алгоритм продуктивной реализации творческого Я в познавательной деятельности учащихся лицея.
Данная диагностическая программа и задачи исследования определили логику экспериментальной работы, которая проводилась с 1994 по 1998 г.г. в несколько этапов этап (1994-1995 г.г.)-изучение историко-педагогического опыта деятельности российских лицеев, исследование педагогических концепций учебных заведений лицейского типа.Изучалось современное состояние вопроса по проблеме творчества,творческого Я и познавательной деятельности в научной литературе и практике.
На этом этапе состоялось открытие лицея и проведение первых конкурсных испытаний для поступления в лицейские классы,на основе разработанных критериев и методик отбора.Разработана лицейская образовательная концепция,направленная на поиск выявления возможных путей развития творческого Я учащихся-лицеистов. Разработаны программы эксперимента, выделены основные направления исследования.
Полученный материал позволил выдвинуть основную рабочую гипотезу и наметить программу опытно-экспериментальной работы, а также определить методологический потенциал исследования.
- этап (1995-1997 г.г.) - был экспериментальным.В ходе исследования проверялись доступность и эффективность выбранных методик изучения реализации творческого Я в познавательной деятельности, Определена сущностная характеристика и структура творческого Я и познавательной деятельности,разработана его теоретическая модель. Выявлена зависимость и взаимодействие структурных компонентов творческого Я и функциональных компонентов познавательной деятельности.Разработан алгоритм и определены критерии, показатели и уровни продуктивной реализации творческого Я в системе познавательной деятельности учащихся.Обнаружены важнейшие условия и факторы,обеспечивающие продуктивность данного процесса.