Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 «Полоролевая и тендерная идентичность личности как предмет психологического исследования» 12
1.1. Понятие «идентичность» - определения, основные подходы и теории. 12
1.2. Тендерная идентичность личности 16
1.3. Психологические аспекты тендерной идентичности женщин 30
Глава 2. Интегративно-метафорическая терапия как основа психологического сопровождения женщин с проблематикой в области тендерной идентификации 46
2.1.Анализ консультативных запросов 46
2.3. Методологические основы интегративно-метафорической терапии как системы психологического сопровождения женщин 50
2.4. Принципы системы психологического сопровождения женщин в процессе интегративно-метафорической терапии 66
Глава 3. «Психологический анализ личностных изменений в процессе консультативной работы с применением метода интегративно метафорической терапии» 76
3.1. Методологические основания эмпирического исследования 76
3.2. Динамика изменения субъективного восприятия себя женщинами 25-37 лет в процессе прохождения курса ИМТ (на основании наблюдений и самоотчетов участниц экспериментальной группы) 78
3.3. Эмпирическое исследование уровней экзистенции 95
3.4. Эмпирическое исследование уровня самооценки 106
3.5. Исследование образа социального «Я» 119
3.6. Динамика личностных изменений женщин с проблемами тендерной идентичности в процессе ИМТ 132
Заключение 135
Библиография 138
- Тендерная идентичность личности
- Принципы системы психологического сопровождения женщин в процессе интегративно-метафорической терапии
- Динамика изменения субъективного восприятия себя женщинами 25-37 лет в процессе прохождения курса ИМТ (на основании наблюдений и самоотчетов участниц экспериментальной группы)
- Исследование образа социального «Я»
Тендерная идентичность личности
Выше мы описали понятие идентичности в целом, теперь рассмотрим тендерную идентичность в частности.
И.С. Кон определяет тендерную идентичность как одну из базовых структур социальной идентичности, которая определяет принадлежность человека к мужской или женской группе. При этом исследователь выделяет значимость того факта, что определение этой принадлежности принадлежит самому человеку. Как уже было описано выше, идентичность определяется опытом взаимодействия индивида с окружающей средой, также и тендерная идентичность проявляется как субъективный опыт проживания и усвоения феминных и маскулинных черт и тесно связана с определениями мужественности и женственности в культуре [61-67].
До недавнего времени наиболее популярными в работах отечественных исследователей были определения «психологический пол», «полоролевые отношения», «полоролевая идентичность». Психологической пол определяется как совокупность наиболее значимых психологических и социально обусловленных качеств личности, которые она использует для выделения своего пола. Важно отметить, что полоролевая идентичность и тендерная идентичность, хоть и близкие на первый взгляд, все же не синонимичные понятия. Под полоролевой идентичностью понимается единство самовосприятия и поведения человека, определяющего свою принадлежность к определенному полу, при этом он ориентируется на требования соответствующей половой роли. Полоролевая идентичность рассматривается как соотнесение личности с телесными, психофизиологическими, социокультурными значениями женственности или мужественности.
Тендерная идентичность не только определяется соотнесением личности с различными факторами, но и связана с представлением самого человека, насколько он чувствует себя мужчиной или женщиной [121]. Гендерная идентичность — это осознание своей связи с определенным полом, с культурными определениями феминности и маскулинности, это субъективный опыт и присвоение мужских или женских черт в процессе взаимодействия человека с окружающими людьми.
Выделяется три основных направления возникновения и трансформации тендерной идентичности. Первый уровень - биологический, это возможности функционирования организма, биологически обусловленная разница устройства женского и мужского физического тела. Следующий уровень - психологический - включает в себя все психологические характеристики личности, которыми она обладает. Все когнитивные способности, ценностные ориентации, темперамент и т.д. И последний -социальный уровень, это все явления, связанные с социальной средой, в которой индивид находится - доминирующая в обществе идеология, религия, социальные изменения и другие явления. Таким образом, тендерная идентичность в основе выделяет социокультурные параметры категорий «мужское» и «женское», в соответствии с которыми человек идентифицирует себя с конкретной тендерной группой. Таким образом, происходит конструирование личностью своей идентичности в качестве представителя одного из полов.
Базовыми категориями при анализе тендерной идентичности являются понятия «маскулинность» и «феминность». И.С.Кон выделяет три разных значения понятия «маскулинность», и аналогичные значения понятия «феминность»:
Совокупность свойств, поведенческих особенностей и психологических черт, которые объективно присущи мужчинам и отличают их от женщин (присущи женщинам и отличают их от мужчин);
Совокупность социальных установок, представлений о том, кто такой мужчина и какими качествами он обладает (кто такая женщина и какими качествами должна обладать);
Эталонные качества мужественности, система предписаний идеального мужчины (понятия и представления об идеальной женственности).
Изначально психологический пол рассматривался как явление с двумя полюсами, то есть все полоролевые особенности и характеристики индивида символически располагались на одной шкале с двумя противоположными полюсами. Таким образом, выраженная маскулинность означала пониженную феминность и наоборот. Тендерный подход объединил оба полюса в единый мультиполярный конструкт, и включил в себя дополнительно не только набор черт, присущих одному или другому полу, но и тендерные установки, стереотипы, интересы, представления.
Основное отличие мультиполярной модели психологического пола от биполярной заключается в том, что психологический пол рассматривается уже не просто как набор полярных черт маскулинности или фемининности, а как более сложно организованный конструкт. Согласно данной концепции, психологический пол личности кроме маскулинных и фемининных свойств включает в себя и другие характеристики тендерной направленности: тендерные представления, стереотипы, интересы, установки полоролевого поведения. Все эти составляющие тендерной идентичности сложно взаимосвязаны между собой, например, тендерные стереотипы, присущие личности, могут не коррелировать с ее тендерными поведенческими установками, а комплекс фемининных или маскулинных черт может расходиться с полоспецифичными интересами. Тендерная идентичность при этом предстает как многоуровневая, сложная структура, включающая в себя основной (базовый) и периферические комплексы характеристик.
Тендерную идентичность можно понимать как соотнесённость своего пола с доступными образцами. Таким образом, девочка соотносит себя, прежде всего по физическому, а затем и по социально-ролевому аспекту с матерью, а мальчик - с отцом.
Из чего можно заключить тот факт, что тендерная идентичность представляет собой вид социальной идентичности. Среди всех форм социальной идентичности - тендерная является наиболее устойчивой, что связано с её биологической основой, а также весьма ранним сроком формирования в онтогенетическом развитии. [11]
При этом необходимо разделять понятия тендерная идентичность и половая идентичность, а также смежное с ними обоими понятие психологического пола.
Последнее является наиболее простым, так как включает в себя совокупность психо-социальных, поведенческих черт и особенностей, присущих социальному образу мужчины и женщины.
Половая идентичность является более глубоким понятием, так как включает в себя элемент самосознания человека, которое находит выражение в непосредственном поведении. Соответственно, вариантов разделения здесь, также, два - мужчина и женщина. Однако в данное понятие входит ещё и представление о полоролевых отношениях, которые также ложатся на половую идентичность [5].
Половые роли, которые были упомянуты выше, являются одним из видов социальных ролей и выражаются в системе социальных ожиданий, ориентированных на комплекс внешненаблюдаемых поведенческих признаков, которые будут демонстрировать носители мужской или женской роли. Соответственно, в разных сферах жизни будет наблюдаться свой персональный склад маскулинности и фемининности.
Несмотря на то, что все названные понятия являются рядоположными, существуют определённые нормы употребления данной терминологии. Так, в западной традиции принято использовать «тендерную идентичность» для обозначения связи индивида со стереотипами мужественного или женственного поведения.
Контекст данных понятий раскрывается через соотнесение социальной оценки с собственной оценкой похожести своего поведения на заданный образец. Образцами же выступают некие прототипы (наилучший - типичный представитель некой группы, обладающий всеми чертами для отнесения данного объекта к некой категории, что упрощает процесс классификации в человеческом сознании и общественные процессы группового согласованного восприятия) мужчин и женщин, которые характеризуются как «Настоящий мужчина» и «Настоящая женщина».
Результатом соотнесения себя с подобными образцами и выливается в оценку себя как подходящего на роль мужчины или женщины.
После чего, индивид начинает вести себя как представитель данной группы, подчеркивая своим поведением, манерой речи и другими видимыми чертами свою тендерную принадлежность.
Важным моментом будет являться вербальная репрезентация своего тендерного статуса, которая будет декларативно предъявляться новому окружению, в которое будет попадать человек.
В конце 80-х - начале 90-х гг. XX века начинает набирать силу «антропологическая» тенденция тендерного дискурса, апеллирующая к социальным и культурным условиям реализации биологического пола и различных форм сексуального опыта в культуре и соответствующим политикам репрезентации гендерно-маркированного субъекта».
Принципы системы психологического сопровождения женщин в процессе интегративно-метафорической терапии
В данном параграфе мы опишем более подробно принципы психологической работы с применением метода ИМТ в практическом опыте. Применение данного метода не имеет ограничений по форме - это могут быть как индивидуальные консультативные процессы, так и групповая форма работы психолога. Группы, как правило, не очень большие и составляют до пятнадцати человек.
Методом проб и ошибок, опираясь на многолетний опыт проведения женских творческих мастерских, мы выявили оптимальную структуру проведения психологических групповых мероприятий, с применением которой достигается максимально результативный эффект. Оптимальной оказалась циклическая форма работы. Таким образом, структурно курс ИМТ цикличен и включает в себя три цикла по семь психологических творческих мастерских, которые, разворачиваясь спирально, формируют спектр работы с проблемой женской идентичности.
Первый цикл в качестве основной задачи ставит минимизацию клиентского внутриличностного конфликта, касающийся осознания собственной тендерной идентичности, и, что особенно важно, актуальный на данный момент. Поскольку основная опора в процессе работы происходит в первую очередь на субъективные ощущения, чувства и мысли клиенток, им становится гораздо проще отделять собственные идеи и потребности от представлений, продиктованных ближайшим окружением и социумом, развивается навык рефлексивного анализа, формируются элементы эмпатии. Постулат «здесь-и-сейчас», в рамках создания продуктивной метафоры, позволяет клиенткам удерживаться в режиме реального времени, и встречаться со своими собственными переживаниями, какими бы они ни являлись. В рамках первого цикла у клиенток восстанавливаются или формируются заново психологические внутриличностные границы, формируется Я-идентичность, вырабатывается или осознается заново способность отделять собственный мир от окружающей среды, а также способность вытраивать продуктивные отношения на уровне человек-среда.
Второй цикл консультативно-терапевтических процедур и практик помогает клиенткам сориентироваться в собственном внутреннем мире, научиться взаимодействовать с собственными потребностями, расставлять приоритеты, ставить адекватные цели и достигать их оптимальными путями. Также здесь ставятся акценты на тендерной идентичности, на уровне не только уже самого Я, но и социокультурном и полоролевом. В процессе мы осваиваем, обсуждаем и пробуем исторически «женские» занятия, что дает клиенткам возможность приобрести опыт собственного выбора, максимально отдельного от влияния чужого мнения. Такого результата возможно достичь при максимально безоценочном и беспристрастном присутствии психолога в консультативном процессе.
Третий цикл помогает расширить видение собственных сил, получить опору из истории собственного рода, по сути своей он является социально культурологическим культурно-историческим базисом системы психологического сопровождения. В рамках этого цикла применяется работа с генеалогическим клиентским материалом, историями рода, мифами и легендами, которые передаются из поколение в поколение. Таким образом, смыслом и целью данного цикла нам видится формирование идентичности на уровне рода — «я такая же, как и вы» или «я с вами». Такого уровня работа несет в себе колоссальный ресурс и поддержку в жизни.
Последовательность занятий в каждом цикле на метафорическом уровне повторяет последовательность развития человека. Каждое занятие основано на определенной теме, посвященной тому или иному возрастному периоду, и сопровождается обрядами, инициациями и рукоделием, этому периоду традиционно свойственным. Строгое удержание внимания клиенток на определенной теме способствует более глубокой психологической работе, а также препятствует процессу бессознательного избегания клиентками сложных в эмоциональном плане тем в пользу более простых и привычных переживаний. Таким образом, еще и достигается такой хороший терапевтический эффект как приобретение нового опыта, что в гештальт-подходе называется творческим приспособлением, а в методологии психодрамы — спонтанностью.
Структура каждого занятия из цикла строго определена. Ниже описана последовательность работы на каждом занятии с применением метода ИМТ.
Все начинается с оформления консультативного запроса на дальнейшую работу. В этой точке мы можем определить - подойдет ли клиентке метод работы ИМТ или нет, важно отметить, что такие выводы мы можем заключить только из желания или нежелания самой клиентки. Далеко не всем нравится процесс рукодельного творчества, некоторые люди категорически отказываются от применения любых творческих методов - будь то арт-терапевтические приемы, сочинение сказок или создание кукол - и настаивают на том, чтобы дальнейшая психологическая работа носила форму диалога. Это первый этап, в процессе которого происходит формирование клиентского запроса, выявление внутренних проблемных зон. Здесь приобретают актуальность и выходят на свет внутренние конфликты и противоречивые образы. Опорой для консультативной терапевтической работы здесь служат именно феномены - возникающие спонтанно и неосознанно проявления ощущений, чувств и мыслей. Перед исследователями не стоит задачи интерпретации этих феноменов, мы только фиксируем их и предъявляем клиентке, чтобы она могла самостоятельно сделать следующий шаг.
Дальнейший этап работы в рамках ИМТ - это непосредственно терапевтическая работа. Здесь применяются различные методы психологической коррекции, выбор которых определяется предыдущим этапом и личностными особенностями клиентки. Основной задачей на этом этапе выступает снижение уровня общей тревоги, повышение уровня осознанности, соединение телесного, умственного и душевного измерений -приведение в конгруэнтное состояние ощущений, мыслей и проживаемых чувств. Точкой опоры здесь представляются, во-первых, знания умения и навыки работы в различных подходах самого психолога, во-вторых, актуальность клиентских переживаний. На этом этапе происходит работа с внутренними образами, определяющими проблемы в определенной сфере жизни клиентки, происходит частичное или полное разрешение внутриличностных конфликтов. Основной акцент делается на процессе осознавания, что дает женщинам опыт самонаблюдения, который они смогут использовать в повседневной жизни. Выявляются, раскрываются и становятся очевидными для самих клиенток малоэффективные или неэффективные вовсе способы взаимодействия с окружающей средой, давно неактуальные инструменты достижение собственных целей и удовлетворения потребностей. Особенно значимым также является процесс принятия женщиной ответственности за выявленные неадекватные модели взаимодействия с внешним миром, которые она использует. И все это происходит в режиме реального времени и только в рамках актуальных состояний и переживаний. Это во многом обогащает клиентский опыт, способствует освоению новых способов проживания уже знакомых ранее жизненных ситуаций и дает большой внутренний ресурс для дальнейшей жизни. На этом же этапе происходит работа с ритуалами и инициациями. Создаются ситуации, в которых участницы получают новый опыт и возможнось ассимилировать его в свою жизнь, укрепляя свою полоролевую и социальную идентичность.
Применение метода ИМТ возможно и эффективно в индивидуальной, но здесь мы в большой степени опираемся на актуальное состояние клиентки, ее актуальный запрос и потребность. Таким образом, в групповой работе мы получаем более высокую эффективность в процессе концентрации клиентского внимания на определенной тематике, а именно - тендерной идентичности, умении осваивать вновь приобретенные навыки и интегрировать получаемый опыт на месте.
Следующим этапом работы с применением метода ИМТ является рукоделие. Этот процесс несет в себе большой спектр смыслов и значений. Во-первых, виды рукоделия подбираются традиционно «женские» - создание кукол, вышивание, роспись яиц, прядение, ткачество, и т.д. Такой выбор обусловлен задачами, которые стоят перед исследователями, а именно восстановлением тендерной идентичности у клиенток, а также через тот факт, что такие виды рукоделия являются женскими традиционно и имеют очень долгую историю, то здесь мы на символическом уровне «присоединяемся» ко всему женскому роду в общем и к женщинам конкретно своего рода в частности, повторяя те же самые действия, техники и приемы, что использовали женщины много лет, десятилетий и веков назад.
Динамика изменения субъективного восприятия себя женщинами 25-37 лет в процессе прохождения курса ИМТ (на основании наблюдений и самоотчетов участниц экспериментальной группы)
Экспериментальная группа состояла из 12ти женщин в возрасте от 25 до 37 лет. Эксперимент продолжался в течение 5 лет с 2007 по 2012 год и состоял из серии психологических консультаций с каждой клиенткой индивидуально, а после групповой работы. Групповая работа состояла из трех последовательных циклов, состоящих из семи занятий. Циклы проводились с периодичность раз в семь месяцев. Занятия внутри каждого цикла - с периодичностью один раз в неделю. В задачи первого цикла входит: ориентация клиенток во внутриличностном пространстве и в собственных проблемах, идентификация себя в качестве женщин, цикл направлен на помощь клиенткам в ориентации в своем внутреннем пространстве, они научаются расставлять приоритеты, выделять свои собственные потребности, ставить адекватные цели и достигать их оптимальными путями. Второй цикл направлен на решение таких задач как активизация внутреннего ресурса личности, которая происходит через творчество, а также из поддержки рода, создание опоры для изменений. Третий цикл направлен на интеграцию внутриличностного конструкта, укрепление тендерной идентичности.
И экспериментальная, и контрольная группы были сформированы из женщин, обратившихся за консультацией к психологу, имеющих определенные трудности и неудовлетворенности в жизни. Критерием для отнесения клиенток к той или иной группе выступили их субъективные желания или нежелания принимать участие в группе, где психологическая коррекционная работа происходит с методом ИМТ. В данной работе мы приведем анализ консультативных запросов, личностные характеристики, психологические портреты участниц экспериментальной группы, а также динамику внутриличностных изменений, происходящих в процессе прохождения курса консультаций с применением метода ИМТ. Среди клиентских историй есть как очень благополучные, почти чудесные, когда жизнь женщины в этот период меняется кардинальным образом, так и более умеренные, когда изменения не так очевидны внешне. Все материалы публикуются с позволения самих участниц. В целях сохранения конфиденциальности изменены имена и инициалы.
Стоит отметить отдельно, что изначальный запрос, с которым женщины приходят к психологу, чаще всего носит очень абстрактный характер и выражается в общей неудовлетворенности жизнью. Целью первичных психологических консультаций было выявление запроса, формирование из общих и абстрактных представлений женщин о собственных трудностях существенной составляющей. Важно отметить, что внутриличностные изменения возможны тогда, когда человек находится в субъектной или личностной позиции, которая выражается во внутренней готовности к изменениям, осознаваниям своих внутренних конфликтов, а также принятием ответственности за эти изменения. При том, что структура занятий строго прописана и у каждого цикла есть определенные задачи, на практике внутренние личностные изменения участниц группы происходят мозаично, и зависят от субъективной актуальности переживаний. Перейдем далее к описанию динамики изменений участниц экспериментальной группы, проходившей консультативно-терапевтический процесс с применением ИМТ.
Е. 26 лет, бухгалтер. Обратилась на консультацию к психологу с первичным абстрактным запросом: «Со мной что-то не так, помогите, пожалуйста». На первой консультации был выявлен острый внутриличностный конфликт между внешними установками на семейную жизнь, перенятыми безоценочно от родительской системы, и внутренними потребностями в собственной реализации. Краткий психологический портрет: молодая женщина, высокая, крупного телосложения, короткая стрижка, деловой стиль одежды, предпочитает брюки юбкам. Движения широкие, размашистые, угловатые. На первых консультациях демонстрировала повышенный тонус тела - держала прямо спину, жестикуляция происходила только руками, мимика выражала мало эмоций. В личной жизни Е. происходили сложные отношения с партнером, ведущим чувством в переживании которых у Е. была грусть и раздражение. Жизнь Е. состоит, в основном, из работы и домашних дел, иногда выходов в кинотеатр или театр, она сама оценивает ее как малосодержательную и «скучную». На предложение сделать своими руками куклу отреагировала удивлением, поскольку до этого, по собственному признанию, мало занималась рукоделием. При прохождении первого цикла занятий с использованием ИМТ у Е. наблюдались значительные изменения. Снизилась интенсивность конфликтных переживаний по вопросу семейных отношений и реализации себя как женщины в замужестве. Рукоделие, а именно изготовление кукол своими руками, позволило Е. получить новый опыт гордости и радости за собственное творчество, что позволило активизировать внутренние творческие ресурсы. После прохождения первого цикла ИМТ Е. обнаружила в себе способности к рисованию и рукоделию.
При прохождении второго цикла занятий с применением ИМТ у Е. актуализировались болезненные кризисные переживания сепарационного процесса от родительских фигур. При поддержке группы и консультативно-терапевтического воздействия, а также опираясь на полученный творческий ресурс, Е. получила возможность прикоснуться к болезненным чувствам обиды, злости и боли, прожить их и интегрировать в качестве опыта. Работа в системно-феноменологическом подходе позволила Е. обнаружить и получить опору на собственный род и использовать поддержку рода в качестве одного из новых внутренних ресурсов. После прохождения второго цикла ИМТ Е. смогла отказаться от разрушительных отношений, которые удерживались ею «во что бы то ни стало» в угоду перенятым родительским установкам. Занятия в группе значительно облегчили переживания утраты и расставания.
При посещении третьего цикла занятий, у Е. имел место актуальный процесс интеграции внутреннего конструкта, который достигался, в основном, через рукодельные практики и поддержку женского круга. Она получила возможность адекватно идентифицировать границы между собой и другими людьми, идентифицировать собственные потребности и эффективно взаимодействовать с окружающими для их удовлетворения. В личной жизни Е. произошли значительные перемены. В годовой перерыв между вторым и третьим циклами Е. познакомилась с мужчиной, выстроила с ним благоприятные отношения, и через некоторое время вышла за него замуж. После прохождения третьего цикла Е. забеременела, выносила и благополучно родила сына.
Т. 29 лет, социальный работник. Обратилась на консультацию с проблемой отношений с мужем в семье. Брак находился на предразводной стадии, что доставляло Т. немало страданий. Ведущими чувствами выступали - злость на мужа, поскольку он выступил инициатором развода, чувство вины перед мужем, родителями и двумя детьми за неоправданные надежды, горе, утрата. Самые большие страдания доставляет несоответствие ее представлений о браке действительности. Краткий психологический портрет: высокая, худая, движения тела резкие, быстрые, суетливые. Речь тихая, говорит обрывочными фразами, многое не договаривает, будто оставляя подробности себе, сохраняет уважительную дистанцию, демонстрирует высокий уровень недоверия как психологу, так и группе. Из интересов -работа, домашние дела, а также общественная жизнь на работе - организация мероприятий, выездов, межкорпоративных проектов, благотворительности и т.д.
На первом цикле занятий Т. презентовала себя достаточно скупо -внимательно слушала других, но о себе говорила крайне мало. Предложение к рукоделию восприняла с радостью, и испытывала большую гордость за то, что у нее получается. Одним из важнейших переживаний для Т. стало создание куклы «Спиридон-Солнцеворот», которая посвящена судьбоносным событиям в жизни. Субъективный смысл сделанной ею куклы известен, конечно, ей одной, сам процесс создания содержательно был наполнен для Т. переживаниями боли и горя завершения отношений с мужем. После, уже при общем обсуждении, Т. говорила о символическом разрешении для себя на новую жизнь и создание новых отношений.
На втором цикле занятий на первый план для Т. выступили взаимоотношения с участницами группы. С одной стороны, группа стала для нее ресурсом и поддержкой в сложных переживаниях, а с другой стороны, участницы группы проявили раздражение на ее стремление к уходу от контакта с ними. Очевидно, это было важным опытом для Т. - получение информации извне о неэффективности ее способов взаимодействия с окружающими людьми и применение новых моделей поведения. В данном случае мы можем говорить о влиянии группового процесса на внутриличностные изменения каждого участника в отдельности. Рукодельные практики и работа с метафорой на этом этапе терапии дала Т. возможность активизировать внутренние творческие ресурсы для мягкого прохождения сложного периода отношений в группе.
На третьем цикле занятий Т. демонстрировала большую мягкость и плавность в телесных проявлениях. Голос стал громче, а речь более четкой и разборчивой, предложения приобрели завершенный вид. По отношению к другим участницам демонстрировала более высокий уровень доверия, что может говорить о том, что работа в группе позволила получить новый опыт женской поддержки и понимания, интегрировать полученный опыт и перенести его в реальную жизнь.
Исследование образа социального «Я»
Символические задания на выявление образа «Социального Я» является проективной методикой, что рождает необходимость интерпретировать полученные результаты отличным от предыдущих методик способом. Подсчет баллов в данном случае определялся наличием или отсутствием параметра, определенного авторами методики и самими заданиями.
Первое задание методики «Символические задания на выявление Социального Я» направлено на определение уровня самооценки человека. Само задание заключается в том, чтобы в цепочке из восьми кругов найти и отметить круг, обозначающий себя. «Чем левее расположен кружок собственного «Я», тем выше самооценка человека. 1-й слева - завышенная, 2-й - высокая, 3-4-й - средняя с тенденцией к завышению, 5-6-й - средняя с тенденцией к занижению, 7-й - низкая, 8-й - заниженная» [24]. Опираясь на данные из источника, мы получаем возможность сформировать и подсчитать баллы. 1й слева кружок— 1 балл, 2й слева - 2 балла, и т.д. до 8ми баллов.
Как видно из таблицы, в экспериментальной группе при первом измерении 8,7% показали завышенную самооценку, 8,7% высокую, 16,7% среднюю с тенденцией к завышению, 50% - среднюю с тенденцией к занижению и 16,7% - низкую. При втором измерении 16,7% испытуемых экспериментальной группы продемонстрировали завышенную самооценку, 16,7% высокую, 50% - среднюю с тенденцией к завышению и 16,7% среднюю с тенденцией к занижению самооценки. При третьем измерении в экспериментальной группе полностью были исключены экстремально высокие показатели, 25%) испытуемых демонстрировали высокую самооценку, среднюю с тенденцией к завышению - 58,3%, а среднюю с тенденцией к занижению - 16,7% испытуемых. При этом изменение показателей по средней самооценке с тенденцией к завышению, а также низкой самооценке являются статистически значимыми по критерию Фи-Фишера.
В экспериментальной группе при первом измерении 16,7% участников продемонстрировали завышенную самооценку, 25% - высокую, 50% -среднюю с тенденцией к заниженной и низкую - 8,3%). При втором измерении 8,3% участников показали завышенную самооценку, высокую -16,7%, среднюю с тенденцией к завышению - 16,7%, среднюю с тенденцией к занижению - 41,7% и низкую - 16,7% испытуемых. Статистически значимыми по критерию Фи-Фишера являются изменение числа участников по низкой самооценке. Примечательно, что заниженный уровень самооценки не продемонстрировал ни один из участников исследования.
На рис.7.1 и рис.7.2 наглядно представлена динамика числа испытуемых по разным уровням самооценки, выявленным при проведении Задания 1 методики СЯ в обеих группах.
Как видно из рис.7.1 и 7.2, высота самооценки в экспериментальной группе в среднем выше, чем в контрольной. Это факт дополнительно подтверждает данные, полученные нами при подробном исследовании самооценки, описанном выше.
Второе задание методики СЯ - Определение силы «Я». Подчиненность, равенство или превосходство по отношению к авторитетной фигуре. Мерой силы является более высокое положение кружка, обозначающего «Я», в сравнении с кружками, обозначающими других Верхний кружок - ощущение собственного превосходства над авторитетным для испытуемого человека (авторитетный человек выбирается самим испытуемым). Нижний кружок -подчиненность авторитетной фигуре. Кружок «Я» расположен на одном уровне с авторитетной фигурой слева - равенство и партнерство с авторитетной фигурой, причем испытуемый ощущает себя ведущим в данном партнерстве. Расположение кружка «Я» справа на одной линии - ощущение себя равным авторитетной фигуре, но ведомым в данном партнерстве [24]. Для интерпретации результатов мы подсчитали количество участников исследования по каждому параметру расположения ими своего кружка относительно центрального. Таким образом, полученные данные по этому заданию можно представить графически.
На рисунках 7.3 и 7.4 представлена динамика изменения числа испытуемых по трем измерениям в экспериментальной и контрольной группах. Так, из рис.7.3 видно, что к третьему измерению ни один из испытуемых экспериментальной группы не расположил свой круг под кругом авторитетного человека, в то время как при первом измерении таких испытуемых было пятеро, что составляет 41,7% от группы. Такое изменение статистически значимо. Это дает нам право предположить, что в экспериментальной группе стремление участников подчинятся авторитетам полностью компенсировалось. Значительно выросло количество участников, расположивших свои круги рядом с кругами авторитетных людей - слева от 1 до 4 (8,3% - 33,3% от группы) и справа от 5 до 6 (41,7% - 50% от группы). Это свидетельствует о преимуществе равенства перед превосходством или подчиненностью. При этом стремление быть ведомым продемонстрировали большее количество участников, нежели стремление быть ведущим в партнерстве с авторитетными людьми.
В контрольной группе процент числа испытуемых, расположивших свои круги над кругами авторитетных людей выросло от 0 до 16,7% от группы, а процент тех, кто расположил свой круг под кругом авторитетного человека снизился с 41,7 до 16,7%. В контрольной группе число людей, ощущающих равенство и партнерство с авторитетной фигурой на 16,7% меньше, чем в экспериментальной. Это дает нам возможность предположить, что метод ИМТ эффективен в работе с переходом из отношений подчинения и власти в более устойчивую форму партнерских отношений.
Третье задание - Определение индивидуализации, т.е. переживание внутреннего сходства или отличия с другими людьми. Конформность и нонконформизм. Незаштрихованный кружок - ощущение себя подобным другим людям, «одним из...», заштрихованный - склонность к индивидуализации, переживание себя как уникальной, ни на кого не похожей личности. Здесь мы в интерпретации результатов опираемся на количество испытуемых в обеих группах, выбравших тот или иной вариант.
Как видно из рисунков, динамика изменений по индивидуализации незначительна в обеих группах. В экспериментальной группе при первом измерении высокий уровень конформности продемонстрировали 75% из группы, а стремление к уникальности - 25%. При втором измерении показатели сравнялись, а при третьем измерении 58,3% испытуемых продемонстрировали стремление к причастности, ощущению себя подобным другим людям, а 41,7% - свою уникальность. В контрольной группе уровни стремления к уникальности и конформности равнозначны при первом и втором измерении.
Четвертое задание - Социальная заинтересованность, восприятие себя частью группы или отдельно от других. Внутри треугольника - восприятие себя частью группы, частью целого. Вне - отдельное, самостоятельное, независимое состояние. На линии - двойственное положение: внизу -высокая зависимость человека от данной группы, слева - личная сила и высокая самооценка, переживание собственной значимости для данной группы и позиция ведущего в ней, справа - желание дистанцироваться от данной группы. Если испытуемый ставит кружок своего «Я» в вершину -подчеркивание своей значимости для данного социума. Если кружок «Я» - в центре треугольника - высока вероятность эгоцентризма. Близость кружка «Я» к одному из кружков в вершинах треугольника говорит о близости испытуемого с данным человеком [24]. В качестве основы для интерпретации мы подсчитали встречаемость параметров, выделенных в источнике, в обеих группах.
Данные, полученные в результате проведение этого задания можно условно привести в следующую таблицу
В табл.3.4 представлены следующие показатели, полученные из расположения испытуемыми своего круга относительно представленного треугольника:
внутри треугольника;
внутри треугольника и в его центре;
снаружи треугольника;
на нижней линии;
близость с одной из вершин (сюда вошли как те, что расположены снаружи, так и те, что расположены внутри треугольника).
Число участников экспериментальной группы, расположившие свои круги внутри треугольника, с первого по третий измерения повышается от 25% до 66,7% от группы. С другой стороны, число участников, расположивших свой круг снаружи треугольника, снизилось с 41,7% до 0. Количество испытуемых, расположивших свой круг вблизи к одной из вершин треугольника в экспериментальной группе увеличивается, а в контрольной остается без изменений и меньше, чем в экспериментальной. Это дает нам возможность предполагать о том, что участники экспериментальной группы более склонны к выстраиванию близких отношений, а также эта способность у них увеличивается в результате ИМТ.